- Учителю
- Для начинающих сказочников. (Сочинение сказок по картам В.Я. Проппа)
Для начинающих сказочников. (Сочинение сказок по картам В.Я. Проппа)
ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ СКАЗОЧНИКОВ
Сказка-это средство приобщения ребенка к миру человеческих судеб, к миру истории, это «золотой ключик» к изменению мира, к его творчеству, к созидательному преобразованию.
К.И.Чуковский считал, что цель сказки «заключается в том, чтобы воспитать в ребенке человечность - эту дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою. Ведь сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, т.к слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с тем персонажем, кто борется за справедливость, добро и свободу.
Но вместе с тем ребенок-существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но и действовать, творить, опираясь на них.
Карты Проппа позволяют стимулировать и развивать связную речь, обогащают речь детей, позволяют изучить огромное количество сказок, что способствует успешному обучению в школе.
Карты Проппа или сказочные ситуации, как называл их известный ученый-фольклорист В.Я.Пропп, тщательно изучив и проанализировав сказки народов мира, он выделил 31 постоянную функцию. В своей работе «Грамматика Фантазии» Д.Родари сократил их количество до 20. Последовательность их может варьироваться и не в каждой сказке они могут содержаться в полном объеме. Д.Родари отмечал, что преимущество карт очевидно, т.к каждая карта - целый срез сказочного мира; каждая карта находит отклик во внутреннем мире ребенка. Карты Проппа, как конструктор</<font color="#000000">, из деталей которого можно сложить сказку. Сказочных ситуаций или функций 20:
-
Запрет
-
Нарушение запрета
-
Вредительство
-
Отъезд героя
-
Задача
-
Встреча с дарителем
-
Волшебные дары или волшебное средство
-
Появление героя
-
Вредитель или антигерой
-
Борьба
-
Победа
-
Возвращение домой
-
Прибытие домой
-
Ложный герой
-
Трудные испытания
-
Ликвидация беды
-
Узнавание героя
-
Изобличение ложного героя
-
Наказание ложного героя
-
Свадьба или счастливый конец.
Рассмотрим карты Проппа на примере сказки «Гуси-лебеди».(запрет, нарушение запрета, вредительство, отъезд героя, задача, волшебные дары, сверхъестественные свойства антигероя, борьба, победа, возвращение домой, наказание ложного героя, счастливый конец.)
Свою работу с картами Проппа построила следующим образом.
На первом этапе знакомлю детей с жанром литературного произведения-сказкой;выявляем ее отличие от других жанров и вычленяем структуру сказки - ее композицию.
-
Присказка. Зачин(приглашение в сказку) настраивает слушателей на особый лад, переносит в сказочный мир. Ее цель-подготовить аудиторию к слушанию сказки, заинтересовать. (За далекими полями, за глубокими морями; В некотором царстве, в небесном государстве жили-были…)
-
Повествование -насыщена событиями и так называемыми сказочными формулами: речевыми клише, ритмическими присловьями, которые характеризуют разные действия и описания персонажей( Сделался такой молодец - ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать; Избушка, избушка встань к лесу задом, а ко мне - передом и т.д).
-
Концовка как и присказка ограничивает сказку от реальной жизни и возвращает к реальной действительности.(Устроили пир на весь мир, я там был мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало; Вот вам сказка, а мне бубликов связка …).
На втором этапе проводятся «подготовительные игры».
-
«Чудеса в решете»-выявление различных чудес: как и с помощью чего осуществляется превращение, волшебство.
-
«Волшебные слова» или сказочные приговоры, несущие основную смысловую нагрузку.
-
« Что в дороге пригодится»-основные волшебные средства сказки(скатерть-самобранка, аленький цветочек)
-
«Узнай героя»-выявление позитивных и негативных черт характера героев.
-
«Что общего»-сравнительный анализ сказок с точки зрения сходства и различий между ними
-
« Четвертый лишний» - определение лишнего предмета.
-
«Решение сказочных задач»
-
«Бюро находок»-найден золотой инкубатор для золотых яиц; утеряна трехворотниковая кольчуга и.т.д
-
«Сказочный словарь» - придумайте новое небывалое слово и по возможности объясните его или нарисуйте: сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-невидимка.
На третьем этапе- непосредственное ознакомление с функциями волшебной сказки. Читаем сказку и «выкладываем» ее по функциям или сопровождаем картами Проппа (схематическими изображениями).По мере накопления опыта можно предложить задания или игры:
- выставить карты по ходу сюжета
-найти «знакомые» карты в только что прочитанной сказке
-найти ошибку в расположении карт по сюжету сказки
-определить отсутствие знакомой карты
-отделить лишнюю карту
На четвертом этапе предлагается пересказать сказку, опираясь на карты Проппа. Для этого нужно выделить узловые моменты сказки, выстраиваются схемы по сюжету сказки и пробуем рассказать по картам Проппа.
На пятом этапе происходит сочинение собственных сказок- предлагается набор из 5-6 карт, заранее оговаривается кто будет главным героем, кто или что будет мешать герою, какие волшебные средства будут у героя, какой будет зачин и концовка ,какие сказочные слова будут в сказке и.т.д. Можно также использовать такие игры, как: « Салат из сказок», « Опорные слова»,» «Добавление», « Сказочный треугольник(разделение на три группы, где у каждой свое задание), « Сказочная путаница». Затем вводится новые характеристики антигероев и рассмотрение их с другой стороны(Баба Яга как даритель) и.т.д. В конце концов, дети приходят к сочинению своей неповторимой волшебной сказки.
Таким образом можно прийти к тому, что ребенок полюбит язык, поймет глубинный смысл звуков, слов и фраз, научится играть со словами ,станет сочинять.