7


  • Учителю
  • Рабочая программа кружка Забавушка (5-6 лет)

Рабочая программа кружка Забавушка (5-6 лет)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала



Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Ландыш»

города Балашова Саратовской области»





Принято на заседании

педагогического совета

МДОУ д/с «Ландыш»г.Балашова

Протокол № ____от_________2014г.

Утверждено

Приказом №_____от__________2014г.

заведующего МДОУ

д/с «Ландыш»г.Балашова

____________________ Н.И. Акининой











Рабочая программа

кружка «Забавушка»

для детей от 5 до 6 лет

на 2014-2015 учебный год







Музыкальный руководитель:

I квалификационной категории

Евтушок Ирины Анатольевны









Балашов 2014 год

</ Пояснительная записка



Фольклор - одно из действенных и ярких средств народной педагогики, таящей огромные возможности. Фольклор - это и народная песенная лирика: песни, разные обряды, праздники (встреча Нового года, масленичное веселье, заклинание весны, колядные песни, прославление трав и деревьев, купальское возжигание костров, сбор урожая и многое другое. Выдающиеся русские педагоги К.Ушинский, Е.Тихеева, А.Усова, В.Сухомлинский неоднократно подчеркивали огромные возможности малых фольклорных форм как средства гармонического развития детей. Учить детей восприятию фольклорных текстов, формировать у них умение слушать и слышать, формировать у них умение петь народные песни, танцевать, водить хороводы, формировать элементы эстетического вкуса, любовь к народному, национальному искусству, а вместе с этим и первые привязанности к родному краю, к Родине - именно такие задачи стоят перед музыкальным руководителем

Пение - один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение - психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.

Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.

Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства. Программа фольклорного кружка «Хопряночка» разработана на основе программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» - О.Л. Князева, Л.Д. Маханева. Программа по вокальному пению предназначена для детей от 5-6лет.

Занятия в вокальном кружке проводятся с сентября по май, 34 занятия в год.

Основная форма работы с детьми- занятия длительностью до 30 минут, которые проводятся один раз в неделю с оптимальным количеством детей 15 человек.

Цель- формировать элементы эстетического вкуса, любовь к народному национальному искусству, а вместе с этим первые привязанности к родному краю, к Родине.

Учить детей восприятию фольклорных текстов, формировать умение слушать народную музыку.

Задачи:

  1. Воспитывать любовь к русской народной песне, играм, хороводам.

  2. Формирование интереса к вокальному искусству.

Развитие умений петь естественным голосом, без напряжения;

постепенно расширяя диапазон.

  1. Познакомить с малыми жанрами музыкального фольклора

(прибаутки, попевки, заклички, колядки, частушки).

  1. Участие детей в фольклорных праздниках, развлечениях.

  2. Развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса.

  3. Развитие умений различать звуки по высоте;

  4. Развитие чистоты интонирования, четкой дикции, правильного

певческого дыхания, артикуляции.

  1. Развитие умений петь, выразительно передавая характер песни.

  2. Формирование певческой культуры (правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения),

  3. Совершенствование вокально-хоровых навыков.



Особенности слуха и голоса детей 5-6лет.

На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связкамиеще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.

Дети могут петь в диапазоне ре-до2 . Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки (ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.

Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановкупевческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:

  • песни хором в унисон

  • хоровыми группами (дуэт, трио и т.д.)

  • тембровыми подгруппами

  • при включении в хор солистов

  • пение под фонограмму.

  • пение по нотам

Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности звучания певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.

Для того, чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) нужно соблюдение следующих условий:

  • игровой характер занятий и упражнений,

  • активная концертная деятельность детей,

  • доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях

  • атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально - дидактические игры, пособия)

  • звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, микрофон, кассеты и CD-диски - чистые и с записями музыкального материала)

  • сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста

Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокальнопевческую постановку корпуса.

Программа включает подразделы:

  • восприятие музыки;

  • развитие музыкального слуха и голоса;

  • песенное творчество;

  • певческая установка;

  • певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции).

Артикуляция. В работе над формированием вокально-хоровых навыков у дошкольников огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков.

Навык артикуляции включает:

  • грамотное произношение;

  • умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные в разном ритме и темпе.

К слуховым навыкамможно отнести:

  • слуховой самоконтроль;

  • слуховое внимание;

  • различие правильного и неправильного пения;

Навык эмоционально - выразительного исполненияотражает музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки, песни). Он достигается:

  • выразительностью мимики лица;

  • выражением глаз;

  • выразительностью движения и жестов;

  • тембровой окраской голоса:

  • динамическими оттенками и особенностью фразировки;

  • наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение.

Певческое дыхание. Ребенок, обучающийся пению, осваивает следующую технику распределения дыхания, которая состоит из трех этапов:

  • короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;

  • спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.

Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка.



Структура занятия

1. Распевание.

Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (вокализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 5 минут. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.

2. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка).

3. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

4. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.



Методические приемы:

  1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:

  • знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения);

  • работа над вокальными и хоровыми навыками;

  • проверка знаний у детей усвоения песни.

  1. Приемы, касающиеся только одного произведения:

  • споем песню с полузакрытым ртом;

  • слоговое пение («ля», «бом» и др.);

  • хорошо выговаривать согласные в конце слова;

  • произношение слов шепотом в ритме песни;

  • выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово;

  • настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);

  • задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит;

  • обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;

  • использовать элементы дирижирования;

  • пение без сопровождения;

  • зрительная, моторная наглядность.

3. Приемы звуковедения:

  • выразительный показ (рекомендуется аккапельно);

  • образные упражнения;

  • вопросы;

  • оценка качества исполнение песни



ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Дети имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют устойчивый интерес к вокальному искусству. Поют естественным голосом, протяжно. Умеют правильно передавать мелодию в пределах ре-до2 октавы, чисто интонируют. Различают звуки по высоте, слышат движение мелодии, поступенное и скачкообразное. Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок. Умеют контролировать слухом качество пения. Выработана певческая установка. Могут петь без музыкального сопровождения.

Дети проявляют интерес к вокальному искусству. Умеют петь естественным голосом, без напряжения, протяжно. Внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно пропевают гласные в словах и правильно произносят окончания слов. Могут петь без помощи руководителя. Проявляют активность в песенном творчестве; поют дружно не отставая и не опережая друг друга.





Литература



1. Программа О.Л. Князева, Л.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной кульутре». Изд. С-П: «Детство-Пресс», 2010 г.

2. «Знакомство детей с русским народным творчеством» - методическое пособие. С-П; Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, «Детство-Пресс», 2008 г.

3. Русское народное творчество. Г. Науменко; М; Композитор 1997г.

4. Русская народная песня для детей; С-Петербург, « Детство-Пресс» 1999г.

5. «Мы играем и поем». Инсценировки русских народных игр, песен и хороводов. С.И. Пушкина. М; «Школьная пресса»,2001г.

6.«Осенние праздники, игры и забавы для детей».В.М.Петров, Г.Н.Гришина, Л.Д.Короткова.М; « Сфера», 2000г.

7. Зимние праздники, игры и забавы для детей.

8. Весенние праздники, игры и забавы для детей.

9. Летние праздники, игры и забавы для детей.

10. Дни величальные. В.Юдин. Страницы народного христианского календаря. Саратов. Приволжское книжное издательство. 1992г.

11. Подвижные игры с песнями в детском саду. Сост. Н.Н.Доломанова.М. «Сфера», 2002г.

12. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста. Г.П.Новикова. М; « Аркти».2002г.

13. Музыкальное воспитание в детском саду. М.А.Давыдова.М; «Веко»,2006г.

14. Музыкальное воспитание дошкольников. О.П.Радынова, А.Н.Катинене, М.Л.Палавайдишвили. М; «Асадема»2000 г.

13. Песенки и праздники для малышей. З.Роот. М; «Айрис Пресс». 2003г.

15. «Гармошечка - говорушечка».Русские народные песни, игры, хороводы. Выпуск №5. М; « Композитор». 1997г.

16. Дошкольник. «Хоровод круглый год».С.Ю.Подшитякина. Вогоград.2004г.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал