- Учителю
- Семинар на тему: «Интеллектуальные игры как средство развития творческих способностей у детей».
Семинар на тему: «Интеллектуальные игры как средство развития творческих способностей у детей».
Тема: «Интеллектуальные игры как средство развития творческих
способностей у детей».
Цель: систематизация знаний педагогов об интеллектуальных играх, их влиянии на развитие творческих способностей дошкольника.
Задачи:
- расширить представление воспитателей об основных типах интеллектуальных игр;
- выявить предназначение воспитателя в проведении интеллектуальных игр, викторин;
План работы семинара:
1. Доклад «Интеллектуальные игры как средство развития творческих способностей у детей».
2. «Разминка»
3. Интеллектуальная викторина «Колесо знаний»
1. Доклад «Интеллектуальные игры как средство развития творческих способностей у детей».
Развитие интеллектуальных способностей детей - одна из самых актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Всестороннее развитие дошкольников можно осуществить только на основе игровой деятельности, в процессе которой у детей формируются воображение и символическая функция сознания, приобретается опыт общения со сверстниками, постигаются нравственные ценности и правила поведения в обществе. Благодаря использованию дидактических или развивающих игр процесс обучения дошкольников происходит в доступной и привлекательной форме, создаются благоприятные условия для развития интеллектуально- творческого потенциала ребенка.
Игра имеет особое значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего «человека» происходит, прежде всего - в игре. Игра является средством адаптации к культуре. Она готовит ребенка к будущей самостоятельной жизни. В ней ребенок, прежде всего, учится быть человеком. Игра принципиально отличается от подражания. В игровой деятельности всегда присутствует воображение, которое не дает слиться с объектом подражания, сохраняет по отношению к нему определенную дистанцию. Игра и воображение неразрывно взаимосвязаны.
Каждый согласится с тем, что неиграющий ребенок - это нонсенс, скорее аномалия, чем норма, то, что вызывает тревогу родителей, педагогов и врачей. Детство - это не только и не столько подготовка к взрослой жизни, сколько самобытное и самоценное явление, подлинное бытие, настоящая жизнь, которая быть может, гораздо более значима, чем вся последующая. Детская игра чрезвычайно содержательна, многогранна, она составляет основное содержание жизни ребенка. А что составляет содержание игры? - Жизнь, во всем ее многообразии и проявлениях.
Преимуществом интеллектуальных игр является то, что в их основе лежат не предметные знания, а «компетенции», т.е. то, что определяет способность человека свои знания и умения применять в конкретных ситуациях.
Основной целью проведения игр является развитие у детей творческих способностей, раскрытие интеллектуального потенциала и выявление новых талантов. Участие в различного вида состязаниях позволит расширить свой кругозор, применить собственные знания, эрудицию и логическое мышление, проявить умение принимать решения в нестандартной ситуации в условиях ограниченного времени.
Игровая технология дает возможность в значительной мере усилить воспитательный процесс, который определяется теми благоприятными обстоятельствами, в которых оказываются ее участники - игроки. Игра создает прекрасную возможность для активного межличностного воздействия, ибо играть - значит вступать во взаимодействие с партнерами, игра - это своего рода полигон для общественного и творческого самовыражения.
Интеллектуальные игры развивают память, логическое мышление, пространственное воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность, а также способность принимать решения в условиях неопределенности и отвечать за них, а значит, и самостоятельность. Не менее важно умение длительное время концентрироваться на одном виде деятельности (что для гиперактивных ребят выполняет еще и коррекционную функцию).
Интеллектуальные игры учат правильно относиться к неудачам и ошибкам - анализировать причины, делать выводы и применять их в последующем. Помимо интеллекта, развивается изобретательность и творческие способности.
Интеллектуальные игры учат мыслить системно и стратегически, развивают способность к анализу, а самое главное - дети учатся создавать внутренний план действий (ВПД), или, проще говоря, действовать в уме. Этот навык является ключевым для развития мышления в целом, и именно при помощи интеллектуальных игр, его проще всего выработать.
Интеллектуальная игра обладает такой же структурой, как и всякая деятельность, т.е. она включает в себя цель, средства, процесс игры и результат. Помимо воспитательной, она преследует и познавательную, и развивающую цель. Игра носит обучающе - игровой характер, поэтому интеллектуальные игры представляются ребенку не просто забавой, а интересным и необычным занятием.
2. «Разминка»
Ведущий:
- Перед началом торгов проведем разминку, где за каждый правильный ответ вы можете заработать дополнительные деньги.
1.Из скольких разделов по ФЭМП состоит программа каждой возрастной группы? 2.Назовите их (5-количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве, времени).
3. Какие общедидактические принципы лежат в основе методики обучения ФЭМП? (систематичность, последовательность, постепенность, индивидуальный подход).
4. Методы и приемы - это одно и то же? (Нет). Назовите методы, используемые на занятиях по ФЭМП (словесные, наглядные, игровые, практические).
5. Назовите приемы, используемые на занятиях по ФЭМП (рассказ, беседа, вопросы, описание, показ предметов и действий, игры, упражнения и т.д.)
6. Назовите структуру занятия по ФЭМП (количество частей занятия зависит от возраста и содержания, при изучении нового в младшей группе - 3части, средняя группа - 3-4 части, старшая - до 5, подготовительная группа - до 7).
7. Обобщенный образ существенных свойств предмета или объекта, точная копия предмета (модель).
8. С какой целью можно применять палочки Х. Кюзенера? (модель числа)
9. Свойство предмета, характеризующее его размер (величина).
10. Инструкция: - Внимательно прослушайте и найдите ошибку в высказываниях:
Нацепив на ноги ласты, под водой плывут гимнасты. (Аквалангисты).
Воют волками метели, в зимнем месяце апреле. (Апрель - не зимний месяц)
Хорошо в футбол играем, Шайбы часто забиваем. (Не шайбы, а мячи).
А, для тех, кто здоров, вызываем докторов.
У сосны иголки - короче, чем у ёлки. (Иголки у сосны длиннее)
Рыбкам маленький сачок, сплёл умелец-паучок. (Не рыбкам, а мухам).
3. Интеллектуальная викторина «Колесо знаний»
Цель: Закрепить знания в области математики, экологии, безопасности жизнедеятельности, развития речи.
Задачи:
· Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности
· Развивать память, мышление, внимание, быстроту реакции.
· Воспитывать морально-волевые качества: настойчивость в достижении положительных результатов, организованность, взаимопомощь.
· Формировать умения работать в команде.
· Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности
Ведущий: Отлично! А сейчас я Вам расскажу некоторые правила нашей викторины. За каждый правильный ответ команда будет получать очки. Та команда, которая по итогам всех заданий получит большее количество очков - объявляется победителем. Когда отвечает одна команда - вторая не подсказывает, иначе очко засчитывается в пользу соперников. Команды должны отвечать дружно, не ругаться и не ссориться. Вы готовы? Тогда мы начинаем! Запускаем наше колесо знаний!
I тур. Разминка.
Ведущий: Друзья, вы узнали нашего первого гостя? ( Да!). Это веселый попугай Кеша. Давайте послушаем, какое задание он приготовил для нас.
Кеша: Здравствуйте - здравствуйте! Я приготовил для вас веселую разминку. Внимание! Внимание! Вопросы очень сложные! Все задания вы найдете в Цветике-семицветике! За каждый правильный ответ команда зарабатывает 1 балл.
Ведущий достает Цветик - семицветик и приглашает участников из команд отвечать на вопросы.
Вопросы:
1. Сколько месяцев в году?
2. Сколько углов у круга?
3. Сколько звезд на небе днем?
4. Сколько ушей у трех мышей?
5. Сколько рогов у двух коров?
6. Сколько огней у светофора?
7. Какие буквы не обозначают звуков?
8. Назовите соседей вторника.
9. Сколько хвостов у четырех котов?
10. Сколько углов у квадрата?
Ведущий подводит итоги первого тура.
Ведущий: Молодцы! Ну, а мы продолжаем!
II тур. Математика - Царица наук!
Ведущий приветствует нового гостя и предлагает частникам послушать задание.
Леопольд: Добрый день, ребята. Как известно, математика - Царица наук. И я очень люблю считать, складывать, вычитать. Но я хочу проверить, как Вы научились решать различные математические задачки. Задания будут трудные, но каждый правильный ответ принесет 1 балл вашей команде!
Задание 1. « Веселые задачки»
1. На плетень взлетел петух,
Повстречал еще там двух.
Сколько стало петухов?(3)
2. Шесть ребят в футбол играли,
Одного домой позвали.
Он глядит в окно - считает
Сколько их теперь играет?(5)
3. На поляне у реки
Жили майские жуки.
Дочка, сын, отец и мать,
Кто успел их сосчитать?(4)
4. В кружку собрала Марина
10 ягодок малины
6 дала своей подружке
Сколько ягод стало в кружке?(4)
5.Четыре спелых груши
На веточке качалось.
Две груши снял Павлуша,
А сколько груш осталось?(2)
6. Сестры-белочки сидели
Вшестером в дупле на ели.
К ним еще одна примчалась-
От дождя она спасалась.
Все теперь сидят в тепле.
Сколько белочек в дупле?(7)
Задание 2 . «Домик чисел».
Участникам раздаются домики, на крыше которых написаны цифры. Задача команд за определенное время вписать в домики как можно больше примеров, что бы в ответе получалось число, указанное на крыше.
В конце тура, ведущий подводит итог и хвалит участников.
Ведущий: Не устали?! Тогда продолжаем!
III ТУР. Развитие речи
Вращается колесо знаний. Появляется новый персонаж - Сова.
Сова: Ааа. Ребята, здравствуйте! Какие вы большие! Вы уже знаете буквы? А читать умеете? Молодцы! Я приготовила для Вас задания. За правильный ответ - получайте 1 балл.
Задание 1. «Антонимы»
1 команда
Скажу я слово высоко, а ты ответишь …
Скажу я слово далеко, а ты ответишь..
Скажу я слово потолок, а ты ответишь…
2 команда
Скажу я слово потерял, и скажешь ты …
Скажу тебе я слово трус, ответишь ты…
Теперь начало я скажу -ну, отвечай…
1 команда
Я антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой,
И в бутылке лимонада.
А зовут меня…прохлада
2 команда
Я антоним к слову смех
Не от радости, утех
Я бываю по неволе
От несчастья, и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? Это …плач.
Ведущий: Пришло время подводить итоги нашей викторины.( подсчет набранных баллов и награждение). Спасибо за веслую и честную игру! До новых встреч!
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников «Теремок» с. Арыг- Узюнский муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва»
Семинар-практикум
«Интеллектуальные игры
как средство развития творческих
способностей у детей»
Воспитатель: Кара -Хуна Е.Б.
Март 2016г.
Задание 1. « Веселые задачки»
1. На плетень взлетел петух,
Повстречал еще там двух.
Сколько стало петухов?
2. Шесть ребят в футбол играли,
Одного домой позвали.
Он глядит в окно - считает
Сколько их теперь играет?
3. На поляне у реки
Жили майские жуки.
Дочка, сын, отец и мать,
Кто успел их сосчитать?
4. В кружку собрала Марина
10 ягодок малины
6 дала своей подружке
Сколько ягод стало в кружке?
5.Четыре спелых груши
На веточке качалось.
Две груши снял Павлуша,
А сколько груш осталось?
6. Сестры-белочки сидели
Вшестером в дупле на ели.
К ним еще одна примчалась-
От дождя она спасалась.
Все теперь сидят в тепле.
Сколько белочек в дупле?
Вопросы:
1. Сколько месяцев в году?
2. Сколько углов у круга?
3. Сколько звезд на небе днем?
4. Сколько ушей у трех мышей?
5. Сколько рогов у двух коров?
6. Сколько огней у светофора?
7. Какие буквы не обозначают звуков?
8. Назовите соседей вторника.
9. Сколько хвостов у четырех котов?
10. Сколько углов у квадрата?