- Учителю
- Формирование творческих способностей через театрализованную деятельность
Формирование творческих способностей через театрализованную деятельность
Формирование творческих способностей через театрализованную деятельность
Основная цель, которую ставят педагоги дошкольного воспитания,
занимаясь с детьми - это развитие творческих способностей
средствами театрального искусства.
Театр - это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в
детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать
опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка
или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда
имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и
т.д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и
сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость,
неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит
ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление
самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр
помогает ребенку развиваться всесторонне.
На всех этапах становления педагогики проблема развития детского творчества, имеющая большое педагогическое и социальное значение, не теряла своей актуальности, поэтому одной из важнейших задач на сегодня является создание такой системы общественного образования и воспитания, в основе которой лежит формирование творческого типа мышления, творческих качеств личности. Выявление и развитие творческих способностей начинается с раннего детства. Важная роль в этом процессе отводится эстетическому воспитанию, занятиям детей дошкольного возраста различными видами искусства и театрально-игровой деятельности.
Одним из путей, по которому развивается детское творчество, является мир искусства, а генетической основой художественного творчества - детская игра. Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
«Волшебный край!» - так когда-то назвал театр великий русский поэт А.С.Пушкин. Чувства поэта разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшиеся с этим удивительным видом искусства. Театр является одной из самых ярких красочных и доступных восприятию дошкольника сфер искусства. Он развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребёнка и формированию базиса его личностной культуры. Вся наша жизнь - это большая сцена и то, какую роль выбирает ребёнок в этой жизни, зависит от его первого дошкольного опыта, где он получает не только информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения.
Мир детства, внутренний мир ребёнка - ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Дети верят в чудеса и в то, что где-то на земле есть необыкновенная сказочная страна, в которой птицы и звери, простая домашняя утварь и люди могут говорить друг с другом и жить в дружбе, где дружба побеждает злое колдовство. И эта волшебная страна существует, и называется она Театр!
Сказочные представления в театре вводят ребёнка
в мир птиц и животных, способных говорить, думать и поступать
по-человечески. Ребёнок проникается этими чувствами, переживает
вместе с ними, а вместе с тем постигает простую и сложную,
поучительную и убедительную правду жизни. Театрализованная
деятельность - это мостик, который помогает детям попасть в их
дальнейшую взрослую жизнь и сформировать положительный опыт
восприятия окружающей действительности.
Это подтверждают великие педагоги и театральные деятели, их
высказывания о детях, театре, театрализованных играх вдохновили нас
на работу в данном направлении. Вот некоторые из высказываний:
«Театрализованная деятельность - одно из ярких эмоциональных
средств, формирующих художественный вкус детей»
«Введите в мир театра малыша, и он узнает как сказка хороша,
проникнется и мудростью и добротой и с чувством сказочным пойдёт он
жизненной тропой»
«Всякая детская игра - это мир иллюзий, в этом мире иллюзий ребенок
никогда не теряет своего реального «я», в своей игре он похож на
актера … Детская игра может быть названа театральной, а иллюзии
детской игры - театральной иллюзией».
«Театр - это волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя а,
играя, познает окружающее»
«Сила воздействия иносказательного искусства кукол, сила метафоры
очень велика, и мы обязаны не только знать эту силу, но и быть
осторожными, чтобы вместо пользы не причинить вреда, детские сердца
прекрасны, как венецианское стекло, но и обращаться с ними надо
также осторожно»
«Своим примером показать и сделать жизнь воспитанников интересной и
содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными
делами, радостью творчества, стремиться, чтобы навыки, полученные в
театрализованных играх, дети смогли применить в повседневной
жизни…»
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою
роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать,
вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, - все это
помогает осуществить театр. Но чтобы этого достичь необходимо
создать условия для развития творческой активности детей в
театрализованной деятельности.
Сказочный мир театра - это страна реальных фантазий и доброй
сказки, игра вымысла и реальности, красок, и света, слов, музыки,
загадочных звуков.
Мы не забываем, что основной закон детского творчества заключается
в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в
продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются
в творческом воображении и его воплощении» Таким образом, подобная
организация театрализованной деятельности способствует
самореализации каждого ребенка и взаимообогащению всех, так как
взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнёры
взаимодействия. Именно в общем спектакле или концерте ребёнок
естественно и непринуждённо усваивает богатейший опыт взрослых,
перенимая образцы поведения. Кроме того, в такой совместной
деятельности воспитатели лучше узнают детей, особенности их
характера, темперамента, мечты и желания. Создаётся микроклимат, в
основе которого лежит уважение к личности маленького человека,
забота о нём, доверительные отношения между взрослыми и детьми.
Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть
может, и не стоило бы вкладывать в него столько труда. Но театр
есть искусство отражать жизнь.
Теоретические обоснования опыта
В современных дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной деятельности используется недостаточно, что можно объяснить наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах организации.
1. Согласно первой тенденции, театрализованные игры применяются главным разом в качестве некоего «зрелища» праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не только текст, но и интонации и движения в ходе и оправданно большого числа индивидуальных и коллективных репетиций. Ребенка обучают быть «хорошим артистом». И, как результат, зрелище состоялось, спектакль понравился зрителя. Однако освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободы игровую деятельность.
2. Вторую тенденцию в организации театрализованной игры можно назвать невмешательствам взрослого: дети предоставлены самим себе, воспитатель только готовит атрибуты для «театра». Из группы в группу ребенка сопровождает однотипный набор шапочек-масок, элементов костюм фигурок героев... Младших дошкольников это привлекает, прежде всего, из-за возможности переодеться, а значит измениться, а старшего дошкольника это уже не удовлетворяет, поскольку соответствует его познавательным интересам, уровню развития психических процессов, возросшим возможностям самореализации в творческой деятельности. Следствием является почти полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей 5-7 лет при наличии у них интереса к этой деятельности и потребности в ней.
Противоречие между развивающим потенциалом театрализованной игры и его недостаточным использованием в дошкольном учреждении может быть разрешено только при условии разработки научно обоснованной и практико-ориентированной педагогической технологии. Программа «Детство» предлагает именно такую технологию. Чтобы понять ее, необходимо, прежде всего, раскрыть основные теоретические идеи, лежащие в основе концепции развития театрализованной игры, и определиться с понятиями.
Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).
В играх - драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.
Разнообразие театрализованных игр представлено в разделе «В игре ребенок развивается, познает мир, общается» программы «Детство» (автор - кандидат педагогических наук, профессор Т.Н. Бабаева). Общим для них всех является наличие зрителей. Театрализованную игру (особенно игру-драматизацию) характеризует перенос акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям. Ее можно рассматривать как разновидность художественной деятельности, а значит, развитие театрализованной деятельности целесообразно осуществлять в контексте художественной деятельности.
Значит, театрализованная деятельность интегративна, причем активность и творчество проявляются в трех аспектах:
-
в создании драматического содержания, т.е. в интерпретации, переосмыслении заданного литературным текстом сюжета или сочинении вариативного либо собственного сюжета;
-
в исполнении собственного замысла, т.е. в умении адекватно воплощать художественный образ с помощью разных средств выразительности: интонации, мимики, пантомимики, движения, напева;
-
в оформлении спектакля - в создании (подбор, изготовление, нестандартное использование) декораций, костюмов, музыкального сопровождения, афиш, программок.
Из-за этих особенностей театрализованной деятельности по отношению к ней чаще используется термин «театрально-игровая деятельность». В программе «Детство» театрально-игровая деятельность детей рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах:
-
как разновидность художественной деятельности она входит в раздел «Ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки», где интегрируется со следующими видами деятельности: литературная, музыкальная и изобразительная;
-
как творческая сюжетная игра, бытующая в самостоятельном игровом опыте ребенка, она представлена в разделе «В игре ребенок развивается, познает мир, общается».
Список литературы:
1. Рыжова Н.А. Не просто сказки. Экологические рассказы, сказки и праздники. М.: - «Линка-пресс», 2002.-200с.
2. Сидловская О. Сказка в развитии дошкольника //Ребёнок в детском саду, 2001.-№3.-с.80-83.
3. Шорыгина Т.А. Зелёные сказки: Экология для малышей.- М.: Прометей; Книголюб, 2003.-104с.
4. Экологические сказки./ Сост. Фадеева Г.А.- Волгоград: Учитель, 2004.-57с.
5. Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие./ Под ред. Прохоровой Л.Н. - М.: АРКТИ, 2003.-72с.