- Учителю
- Консультация для воспитателей Играем весело
Консультация для воспитателей Играем весело
Игровые методы в процессе образования и
воспитания школьников
Консультация для воспитателей
</ Естественно, учителей не могут не волновать вопросы, как сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика, как дать любому ученику (и сильному, и слабому) почувствовать себя в ситуации успеха.
Для формирования и актуализации познавательного интереса его нужно постоянно инициировать. В школьный период своей жизни ребенок старается узнать как можно больше обо всем мире. Поэтому, если найти правильные подходы, обучение из сложной и утомительной необходимости может превратиться в увлекательное путешествие в мир знаний. Одним из этих подходов является игра - сильнейший фактор психологической адаптации ребенка в новом учебном пространстве, который может решить проблему ненасильственного внедрения ребенка в мир познания.
Стимулирующая функция игры состоит в том, что она направлена на достижение позитивного эмоционального состояния, на поиск и решение нравственной проблемы в жизни ребенка, способна помочь ему в преодолении трудностей. Именно игра способна воспроизводить, моделировать ситуации и различные стороны нравственной жизни людей, что позволяет в более доступной для детей форме погружать их в мир нравственности.
Во время игры происходит внутренний диалог и нравственный выбор ребенка. В то же время игра позволяет педагогу диагностировать нравственные качества и выбирать правильные пути решения выявленных проблем.
В игре ребенок свободен и естественен, а главное, он может проявлять свое «Я» и самостоятельность: он творит, анализирует, принимает решения, не опасаясь, что скажут взрослые.
В игре ребёнок может раскрыть черты своего характера, свои способности, поведать о своих проблемах, ведь он погружается в игру без остатка, полностью принимая её правила, которые ему предлагаются. При этом напряжение сил, преодоление трудностей доставляет ребёнку эмоциональное наслаждение и радость.
В процессе игры важно чуткое сопровождение педагога, а не руководство её процессом. В ходе игры учитель как бы погружается в мир детских взаимоотношений: вникает в проблемы, волнующие детей, обсуждая их, участвует в их решении как полноправный член игрового коллектива, но при этом он знает и видит особенности сложившихся взаимоотношений, тонкости семейного воспитания и индивидуальные проявления субъективности.
Всё это даёт возможность педагогу вносить незаметные коррективы в процесс общения и, таким образом помогать детям выходить на нравственно - ориентированное взаимодействие и взаимоотношения, учиться жить единым коллективом, где каждый значим, важен, слышим и уважаем.
Использование игр в процессе обучения превращает их в категорию дидактических, где процесс образования погружен в процесс общения, а активность обучаемых сравнима или даже превосходит активность преподавателя.
Возможность представления заданий и упражнений, преимущественно в игровой форме, наиболее доступной для детей на этапе характерной для первых месяцев пребывания ребёнка в школе смены ведущей деятельности (переход от игровой деятельности к учебной), способствует сглаживанию и сокращению адаптационного периода. Следует также отметить, что игровой, увлекательный характер заданий, являющихся в то же время психологическими тестами, снижает стрессогенный фактор проверки уровня развития, позволяет детям, отличающимся повышенной тревожностью, в более полной мере продемонстрировать свои истинные возможности.
Игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельностью детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей. Перечисленные признаки присущи всем играм, однако в одних играх отчётливее выступают одни признаки, а в других - иные.
Изучение педагогического опыта учителей показывает, что чаще всего они обращаются к настольно - печатным и словесным играм - викторинам, тренажерам, лото, домино, кубикам, пятнашкам, шашкам, картам, ребусам, головоломкам, загадкам, криптограммам и кроссвордам.
Если посмотреть на характер познавательных интересов, то учащиеся с многосторонними и локальными интересами больше любят интеллектуальные игры. В спокойных интеллектуальных играх они получают максимум самостоятельности.
Самостоятельная работа, как и процесс обучения в целом, выполняет не только функции образования, но и воспитания таких черт личности, как трудолюбие, умение преодолевать трудности, настойчивость, уверенность в своих силах, кроме этого, развивает наблюдательность, умение выделять главное, самоконтроль и т. д.; она может быть источником знаний, способом проверки, совершенствования и закрепления их, а по отношению к умениям и навыкам является одним из путей их формирования.
Обучающая роль интеллектуальных игр заключается в том, что позволяет в игровой ситуации интенсифицировать процесс усвоения новых знаний, а положительные эмоции, возникающие у детей в процессе разгадывания кроссвордов, способствуют предупреждению их перегрузки, обеспечивают формирование коммуникативных и интеллектуальных умений.
Развивающая и организующая роль интеллектуальных игр состоит в том, что при их решении учащимся приходится без всякого принуждения работать с учебниками, пособиями, справочниками, словарями, энциклопедиями и т.д. Посещение библиотеки становится любимым и привычным занятием. Спрашивая значения непонятных и неразгаданных слов в кроссвордах, учащиеся непроизвольно заставляют учителей и других окружающих задуматься и включиться в учебную деятельность детей. Таким образом, создаются условия для полезной организации свободного времени детей и родителей.
Разрабатывая игры для занятий, мы актуализировали опосредованную позицию учителя, воспитателя, направляющую игровую деятельность в то русло, которое может привести ребёнка к необходимому нравственному решению. Оно будет восприниматься школьником как собственное, что позволяет ему накопить опыт нравственного поведения.
Анализ стимулирующих игровых приёмов \, применяемых на занятиях, позволил объединить их в следующие смысловые группы:
uвключающие учащихся в этическую проблему;
uвыявляющие оценочные суждения учеников;
uспособствующие накоплению опыта поведения;
uстимулирующие нравственное развитие.
Игры, включающие ребёнка в этическую проблему, как правило, используются на начальном этапе занятия этикой. Для того чтобы занятие прошло на высоком эмоциональном подъёме и достигло определённых результатов в нравственном становлении ребёнка, необходимо погрузить младшего школьника в обсуждаемую проблему, чтобы она ему стала близка. Для этого важно заинтересовать учеников, предложив им игровые стимулы.
Так, например, на занятии на тему «Вежливые слова» с этой целью используются шкатулка и карманный фонарик. В начале занятия можно применить методику этического заряда: педагог перечисляет всё, чем его радуют дети, и говорит, что он тоже хочет порадовать их, для чего он принёс волшебную шкатулку. Учитель демонстрирует шкатулку, крышка которой закрыта.
- Вы хотели бы узнать, что находится в шкатулке?
Педагог пытается открыть крышку, но она не открывается.
- Что надо сделать, чтобы открыть крышку? Как надо попросить? (Вежливо)
Крышка шкатулки открывается, и ученики видят, что в ней много маленьких игрушек.
- Вы хотели бы получить подарки из шкатулки? Что для этого надо сделать? (Вежливо попросить)
Если ученик поизносит вежливое слово, то шкатулка открывается, он берёт игрушку, благодарит и садится на место. Если школьник не поизносит вежливое слово, то шкатулка не открывается. Педагог, ничего не объясняя и не разъясняя, задаёт вопрос: «Почему в первом случае шкатулка открылась, а во втором нет?»
Ученики приходят к выводу. Что шкатулка не открывается, если не произносится волшебное слово.
Когда ребёнок взял подарок из шкатулки и сказал «спасибо», то загорается волшебный огонёк, символизирующий радость шкатулки (карманный фонарик в руках учителя). Учитель спрашивает: «Почему в одном случае огонёк загорелся, а в другом - нет?»
Ученики приходят к выводу, что, если кто - то забыл поблагодарить шкатулку за подарок, то огонёк не загорается.
- Важно ли благодарить, если вам делают приятное? Почему? Вы говорили волшебные слова «спасибо» и «пожалуйста», а значит, были вежливы и проявили чувство благодарности. Как вы думаете, важно ли быть вежливым и благодарным? Почему?
Значимость данной игры состоит в том, что учащиеся не только погружаются в проблему, но и, испытав разочарование, начинают мысленно анализировать ситуацию, осмысливать себя в ней, задавая вопрос? «В чём моя ошибка?», что и приводит их к своевременной догадке.
Игровые приёмы, относящиеся к первой группе, могут быть и более простыми. Погружение в проблему может осуществляться только за счёт эмоционального выплеска ребёнка, например, в ходе проведения игры «Светофор».
- Для чего нужен светофор? Что обозначают его цвета? Чтобы они могли обозначать, если речь идёт о прогулках человека? Красный свет - так поступать нельзя! Жёлтый - не знаю, как поступить! Зеленый - так поступать можно!
Педагог приводит жизненные ситуации, например: толкнуть и не извиниться, уступить место в транспорте, помочь пожилому человеку перейти дорогу, поздороваться при встрече и т.д., а ученики с помощью модели светофора анализируют их.
К первой группы, погружающим учеников в проблему, можно отнести и разговор с игрушкой, который приводит детей к мысли, что одинаковых людей не существует, или импровизированное гуляние на лужайке, подводящее школьника к теме «Люби всё живое» и т.д.
Таким образом, главный акцент игр первой группы направлен на эмоциональное включение и проживание ситуации, выводящей на этическую проблему.
Цель игр, выявляющих оценочные суждения детей - помочь ребёнку исследовать нравственную природу человеческих взаимоотношений, научиться анализировать себя, свои поступки и проявления. В качестве примера приведём игру «Собери букет».
- Представьте себе, что наступило лето и вокруг нас много цветов. Мы поиграем в игру «Собери букет». Возьмите листок бумаги и запишите на нём название цветка, который вам нравится больше всего. Представьте, что этот листок бумаги превратился в цветок, название которого записано на нём. Желающий собрать букет может «сорвать» три цветка, которые ему особенно нравятся (взять соответствующие листы), но, Срывая цветок (забирая листок), необходимо назвать самое хорошее качество того ученика, у которого взят цветок.
Далее ученики по желанию выходят и собирают цветы, каждый раз называя лучшие качества своего одноклассника. Последний букет собирает учитель. В результате нет обиженных, а ученики усвоили о себе хорошее, задумались о своих качествах.
- Попробуем прополоть наши цветы. Вырвем сорняки. Каждый должен записать на листе название какого-нибудь сорняка. Желающие «пропалывают» три сорняка на выбор.
Теперь школьники называют отрицательные качества того, у кого они взяли лист с названием растения - сорняка. Учитель, играя, последним забирает оставшиеся листы и выражает ученикам свои пожелания по поводу корректировки их отрицательных качеств.
Данная методика привлекательна тем, что в процессе игры учащиеся без назидания педагога узнают о своих качествах личности, причем как положительных, так и отрицательных. К тому же они имеют возможность потренироваться в оценочных о своих товарищах, а, получив собственную нравственную оценку, сравнить себя с другими.
Задачи педагога - научить детей общаться, взаимодействовать друг с другом, развивать необходимые умения и навыки общения, поведения.
Я решаю эти задачи, используя игры на занятиях в группе продлённого дня. Например, «Волшебные сундучки» - предлагаю ребёнку подумать, какое у него настроение, затем «сложить» отрицательные эмоции в сундучок и выбросить его. Из другого сундучка (более яркого) предлагаю ребёнку взять положительные эмоции.
Игра «Ключевой дождик» - на сплочение группы.
Дети строятся в колонну по одному, каждый держится за плечи впередистоящего. В таком положении они должны преодолеть различные препятствия:
· подняться и отойти от стула;
· проползти под столами;
· обогнуть «широкое озеро»;
· пробраться через «дремучий лес»;
· спрятаться от 2дикого животного».
И многое других игр провожу на развитие сплоченности, уверенности в себе, умение общаться с окружающими.
Суть игры «Ромашка» заключается в том, что ученикам раздаётся нарисованная на бумаге ромашка. Отрывая лепесток, ученик пишет на нём имя того человека, перед которым он чувствует себя виноватым. Затем он произносит волшебные слова: «Лети, лети, лепесток…» и кладёт лепесток на парту тому однокласснику, перед которым хочет извиниться и попросить вощения.
- Что вы почувствовали, когда просили прощение? Стало ли легче у вас на душе? Я заметила улыбки на ваших лицах. Почему вы улыбаетесь? Пусть наши улыбки помогут нам крепче подружиться и забыть все обиды.
Перед игрой «Волшебство добрых дел» учитель проводит беседу о добрых поступках и делах. Затем он предлагает совершить «волшебство»: придумать и осуществить для конкретного человека что - то приятное. Каждый ученик думает, кому бы он хотел сделать приятное и что он может предложить. Когда подарки придуманы, дети представляют их. Тем ученикам, кому не досталось подарков, учитель делает сюрпризы.
В ходе занятия на тему «Если добрый, то…», использовалась игра, стимулирующая нравственное развитие младших школьников.
С целью выхода на проблему учитель предложил школьникам загадку:
И сияет, и блестит, никому оно не льстит,
А любому правду скажет,
Все как есть ему покажет.
- Для чего нужно зеркало? Что оно нам может показать? На ваших партах лежат зеркала. Представьте себе, что они волшебные. Если в них смотреться с одной стороны, то высветятся все самые лучшие качества, с другой - самые плохие качества. Задумайтесь об этом и мысленно загляните в свои зеркала.
Далее к доске выходит ученик. Его одноклассники становятся его зеркалом и называют его положительные качества. Вышедший к доске ученик мысленно сопоставляет их со своим «зеркалом» и задумывается о том, совпадает ли его мнение и мнение класса. Затем педагог может взять чье-то зеркало и назвать положительные качества его владельца. Ученики должны отгадать, чье зеркало держит учитель.
Есть ли запреты для детей в моей работе? Да. И самый главный из них - на бездеятельность. На рабочем месте дети занимаются делом, а если дела закончили, показывают какой-либо знак по договоренности. Ничего не делающего ребенка учитель из группы выводит в конец класса, к окну. Когда ему захочется трудиться, он сам, без разрешения, возвращается на рабочее место.
Второй запрет - брать чужое или без надобности трогать. Это правило учитель должен соблюдать постоянно. Нарушивший запрет должен понять свою вину и извиниться. Запретов немного, но учитель взглядом, словом показывает нарушителям свое отношение к ним.
Как видно, игровые приемы и ситуации, органично вплетенные в занятия, позволяют школьникам осмыслить проблемы нравственной жизни, формировать у них коммуникативную грамотность, которая поможет им успешно обучаться в школе.