7


  • Учителю
  • Сенсорное развитие и умственное развитие ребенка

Сенсорное развитие и умственное развитие ребенка

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Сенсорная культура и умственное развитие ребёнка.

Сенсорное развитие ребёнка -- это развитие его восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающие зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М.Монтессори , О.Декроли) а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И.Тихеева, А.В.Запорожец, А.П.Усова, Н.П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение , так как полноценное восприятия необходимо и для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания -- запоминание, мышление, воображение -- строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

В детском саду ребёнок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учёта и использования. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребёнок должен достаточно уловить особенности его формы, цвета .

Конструирование требует исследования формы предмета (образца), его строения. Ребёнок выясняет взаимоотношения частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала.

Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить отчётливые представления о явлениях живой и неживой природы , в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине . При усвоении грамоты огромную роль играет фонетический слух -- точнее дифференцирование речевых звуков - и зрительное восприятие начертание букв. Эти примеры легко можно было бы умножить.

Готовность ребёнка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведённые советскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребёнок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.

Но дело не только в том , что низкий уровень сенсорного развития резко снижает возможность успешного обучения ребёнка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства.

Значение сенсорного развития для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребёнка сенсорной культурой.

Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М.Монтессори. Однако она считала, что для приобретения такой культуры достаточно систематически упражнять органы чувств ребёнка в различении формы, цвета, величины и других свойств предметов. Такая точка зрения была ошибочной, она не учитывала, что развитие ребёнка коренным образом отличается от развития детёнышей животных. Ребёнок развивается путём «социального наследования», которое в отличие от наследования биологического , предполагает не упражнения врожденных способностей, а приобретение новых при усвоении общественного опыта. Сенсорная культура ребёнка-результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей.)

Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусств -- музыкой, живописью, скульптурой. И конечно , каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе воспринимает всё это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь - то и приходит на помощь сенсорное воспитание -- последовательное планомерное ознакомление ребёнка с сенсорной культурой человечества.

Большое значение в сенсорном воспитание имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах -- общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, величины - метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонема родного языка, звуковысотные отношения ),свои - во вкусовом, обонятельном восприятии.

Усвоение сенсорных эталонов -- длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон -- это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство (как иногда считают не слишком искушённые педагоги). Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное , уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов -- это использование их в качестве «единица измерения» при оценке свойств веществ.

В настоящем пособии речь идёт о воспитании сенсорной культуры детей в области восприятия формы, величины и цвета. Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду. И это естественно, так как именно форма, величина и цвет имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Правильное восприятие формы, величины, цвета необходимо для успешного усвоения многих учебных предметов в школе, от него зависит и формирование способностей ко многим видам творческой деятельности. Что касается сенсорного воспитания в области слухового восприятия, то оно в настоящее время не выделено в особую область, являясь составной частью работы по развитию речи, обучение грамоте и музыкальному воспитанию дошкольников.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

На первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребёнку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений , развитии внимания к свойствам предметов. Когда у малыша начинают формироваться хватательное движение, к этой задаче присоединяется ещё одна --необходимо помочь ребенку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно такое приспособление приведёт к тому, что эти свойства начнут приобретать для малыша определенное значение («маленькое» - это то ,что можно схватить одной рукой, «большое»- двумя руками , «круглое »- то, что охватывается всей ладошкой, «квадратное»-- то ,что берётся пальцами, обхватывающими предмет с двух сторон и т.п. )

Cенсорное воспитание в этот период - основной вид воспитания вообще. Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребёнка. Известно, что в условиях ограниченности притока впечатлений младенцы испытывают «сенсорный голод», ведущий к значительным задержкам общего развития.

На втором - третьем году жизни сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя ребёнок раннего возраста ещё не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребёнка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств -- шестью цветами спектра (голубой цвет следует исключить, так как дети плохо отличают его от синего ), белым и черным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник.

В практике дошкольного воспитания ещё встречаются устаревшая тенденция знакомить детей раннего возраста с двумя - тремя цветами и формами и требовать запоминания и правильного употребления детьми их названий. Современные исследования говорят о том, что такое обучение мало способствует сенсорному развитию ребёнка, резко ограничивая круг получаемых им представлений о свойствах предметов. Более того, заучивание отдельных разновидностей свойств ведёт к тому, что дети перестают обращать внимание на другие их разновидности. В результате возникают своеобразные ошибки восприятия: если ребёнок знает, например желтый цвет, но не знает оранжевого, то он ошибочно воспринимает оранжевый как желтый.

Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребёнок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними. И не беда, если треугольник он будет при этом называть «угольником» или «крышей».Взрослый, занимаясь с детьми, употребляет названия форм и цветов, но не требует этого от воспитанников. Достаточно, чтобы дети научились правильно понимать слова: «форма», «цвет», «такой же». Исключение здесь составляет ознакомление с величиной предметов. Величина не имеет «абсолютного » значения. Она воспринимается только в сравнении с другой величиной. Предмет оценивается как большой по сравнению с другим предметом, который в этом случае является маленьким. И это отношение может быть зафиксировано только в словесной форме.

Чтобы привлечь внимание ребёнка раннего возраста к свойствам предметов, выработать устойчивые представления об этих свойствах, целесообразно организовать такие действия с предметами, при которых для получения нужного результата требуется сопоставить предметы по форме , величине, установить их совпадение или несовпадение. Такое совпадение вначале дети не могут выполнить зрительно. Поэтому им предлагают накладывать предметы друг на друга, чтобы сравнить по форме и величине, прикладывать их вплотную друг к другу, сравнивая цвета. От внешних приёмов сопоставления дети постепенно переходят к сопоставлению на глаз. Это даёт им возможность устанавливать тождество и различие по внешним свойствам и между такими предметами, которые нельзя наложить друг на друга или приложить вплотную (например, между объёмными предметами. )

Дети третьего года жизни уже могут выполнять элементарные продуктивные действия (выкладывание мозайки, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала. ) Но при этом они мало учитывают свойства отображаемых вещей и используемого материала, так как не понимают их значения и не фиксируют внимание на них. Поэтому, обучая малышей выполнять простейшие продуктивные задания, необходимо добиваться того, чтобы каждый ребёнок усвоил, что форма, величина, цвет - постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий. К трёхлетнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного воспитания ребёнка, и далее начинается организация систематического усвоения им сенсорной культуры.

Начиная с 3 лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования.

Сенсорными эталонами в области восприятия цвета служат так называемые хроматические (цветные) цвета спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.) и ахроматические цвета -- белый, серый и черный.

Хроматические цвета расположены в спектре в строгой последовательности от красного к фиолетовому в зависимости от длины световой (электромагнитной) волны. Смещение двух цветов, лежащих в спектре не подряд, даёт промежуточный между ними цвет, а смешение соседних цветов --оттенок (красно - оранжевый, жёлто- зелёный. И др.) Хроматические цвета делятся на две группы - тёплых (от красного до жёлтого) и холодных тонов (от зелёного до фиолетового.) Каждый хроматический цвет или оттенок цветового тона имеет определённую светлоту и насыщенность. Светлота - это степень близости данного цвета (оттенка) к белому, а насыщенность -степень его чистоты, т е примеси к данному цвету серого цвета той же светлоты.

В начале у детей формируют представления о хроматических цветах, белом и черном цвете, создают условия, способствующие усвоению названий цветов. На первых порах целесообразно, как и в раннем детстве, вводить не семь, а шесть тонов, исключив голубой, который усваивается с трудом ( в быту и взрослые обычно путают синий и голубой цвета и называют голубыми светлые оттенки синего.) Знакомство с голубым лучше перенести на более поздний период, когда дети получают представления об оттенках, о расположении цветовых тонов и их делении на группы теплых и холодных. Знакомство с оттенками дает возможность сопоставить светло- синий и голубой цвета, установив их различие, а усвоение спектральной последовательности позволяет определить голубой цвет как находящийся между зелёным и синим. При ознакомлении детей с оттенками цветовых тонов нецелесообразно рассматривать отдельно их светлоту и насыщенность. В окраске реальных предметов светлота и насыщенность изменяются обычно одновременно , создавая различную яркость цвета. В обиходе, когда обозначают оттенки цвета, указывают обычно на их светлоту (темно -зелёный, светло -жёлтый), имея в виду яркость. Поэтому вполне достаточно, если дети усвоят изменяемость цветовых тонов по светлоте и соответствующие названия оттенков.Здесь следует иметь в виду, что некоторые светлотные оттенки имеют в быту особые названия (светло - красный называется розовым). Употребление детьми таких названий вполне допустимо (кроме неверного названия светло - синего цвета голубым) , но дети при этом должны знать и правильное название. Это относится к ещё большей степени к названиям оттенков по цветовому тону (т.е. занимающих промежуточное положение между соседними цветами спектра.) Почти все они имеют в быту «опредмеченные » названия (лимонный, сиреневый и т. п)

Эталонами формы служат геометрические фигуры. Ознакомление с ними в рамках воспитания сенсорной культуры отличается от изучения этих фигур в процессе формирования элементарных математических представлений. Усвоение эталонов формы предполагает знакомство с квадратом, прямоугольником, кругом, овалом, треугольником. Позднее может быть введена также форма трапеции. Однако во всех случаях имеется в виду умение узнавать соответствующую форму, называть её и действовать с нею , а не производить её анализ (указывать количество и величину углов, сторон и т.п.) Прямоугольник и квадрат, овал и круг даются детям как отдельные фигуры вне их соотношения, устанавливаемого геометрией (т.е. квадрат не рассматривается в качестве частного случая прямоугольника.)

Разновидности геометрических форм, с которыми следует знакомить детей,-- это овалы с разным соотношением осей и прямоугольники, различающиеся сторон («короткие» и «длинные» ), а также прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники (дети должны различать эти разновидности на глаз, различия треугольников по величине углов им не сообщаются, а названия разновидностей не даются.)

Важное значение имеет вопрос о целесообразности использования при обучении детей в качестве эталонов плоскостных и объёмных геометрических фигур. Плоскостные фигуры являются более обобщёнными по сравнению с объёмными. Они отображают наиболее существенную для восприятия сторону формы предмета -- его контур и могут быть использованы в качестве образцов при восприятии формы и объёмных и плоскостных предметов. Так, круг выражает особенности формы мяча и тарелки. Это даёт основание использовать в процессе сенсорного воспитания в качестве эталонов формы именно плоскостные фигуры. Введение же наряду с ними объёмных фигур( шара, куба и др.) может вызвать лишь дополнительные трудности.

Особый характер носят эталоны величины. Поскольку величина -- относительное свойство, её точное определение производятся при помощи условных мер. Отличие этих мер от геометрических форм состоит именно в их условности. Система мер сознательно устанавливается людьми, причем за основу может быть принята в принципе любая произвольная единица, в то время как геометрические фигуры являются отвлечением от формы реальных предметов. Усвоение системы мер и способов их использования -- особая задача, требующая определённой подготовки и не входящая в программу дошкольного обучения. Но в области восприятия мы далеко не всегда пользуемся метрической системой (хотя её применение вполне возможно.)

Величина предмета обычно устанавливается в зависимости от места, занимаемого им в ряду однородных предметов. Так, большая собака - это собака, которая больше большинства других собак. Но при этом она намного меньше маленького слона. Таким образом, в качестве эталонов величины выступают представления об отношениях по величине между предметами, обозначаемые словами, указывающих на место предмета в ряду других («большой», «маленький», «самый большой,» и т.д ) .Усложнение этих представлений заключается в постепенном переходе от сравнения двух - трёх предметов к сравнению многих предметов, образующий ряд убывающих или возрастающих величин. Сенсорное воспитание тесно переплетается здесь с развитием мышления ребёнка. Специальные исследования показали , что эта задача вполне посильна для дошкольника.

Перейдём к вопросу об ознакомлении детей с системами сенсорных эталонов. Сначала дошкольников знакомят с основными образцами, а позднее с их разновидностями. Важно , чтобы воспитатель, показывая и называя их, предлагал детям задания, направленные на сопоставления разных эталонов между собой, подбор одинаковых , закрепление каждого эталона в памяти. В момент действий с эталонами от дошкольника требуется запоминание и использование их названий. Это закрепляет представления о каждом эталоне и даёт возможность выполнять действия по словесной инструкции.

Знакомство с каждым видом эталонов имеет свои особенности, поскольку с разными свойствами предметов могут быть организованы разные действия. Дети лучше запоминают цвета спектра и особенно их оттенки, получали их самостоятельно (например, получали всё более бледные оттенки при разведении красок.) Знакомя детей с геометрическими формами и их разновидностями, педагог обучает их приёму обведения контура с одновременным зрительным контролем за движением руки, а также сопоставлению фигур, воспринимаемых зрительно и осязательно. Формированию представлений о величине способствует выстраивание предметов в ряды убывающей или нарастающей величины. При этом сначала ребёнок ориентируется на общую форму образца, а потом начинает осознавать отношения между элементами (каждый следующий элемент больше или меньше предыдущего.)

Представления об основных разновидностей цвета, формы, о соотношениях величин, которые дети усваивают, становятся сенсорными эталонами и применяются в качестве образцов при обследовании разнообразных предметов.

Ребёнок должен научиться воспринимать цвет конкретных предметов, применяя полученные представления о хроматических и ахроматических цветах, а позднее - и об их оттенках. Это довольно легко, когда предметы имеют сравнительно чистый цвет, но становится значительно труднее, если это цвет сложен, содержит элементы разных цветовых тонов, причём выраженных в разной степени (цвет морской волны, кофейный, бордовый и т.п.)

Дошкольников учат группировать предметы, различающиеся по форме, величине, назначению, но имеющие одинаковый цвет. Далее вырабатывают умение группировать предметы, имеющие одинаковый цвет, представленный разными оттенками. После этого осуществляется к выделению и узнаванию оттенков.

Более сложным является обучение детей обследованию формы предметов. Прежде всего возникают необходимость отделить геометрические фигуры от других предметов, придать им значение образцов. Это достигается тем, что каждую фигуру сравнивают с рядом предметов сходной с ней формы, предметы (или их изображения) группируются вокруг соответствующих фигур. Затем осуществляется переход к словесному обозначению формы предметов (круглый, квадратный, овальный и т.п.) Однако немногие предметы имеют простую форму, приближающуюся к той или иной геометрической фигуре. В большинстве случаев форма предметов более сложна: в ней можно выделить общие очертания, форму основной части, форму и расположение более мелких (второстепенных ) частей, наконец отдельные дополнительные детали.

При обследовании предмета детей приучают к соблюдению строгой последовательности осмотра по определённой схеме. Этому порядку должно соответствовать и словесное описание формы. На всех этапах обучения по обследованию формы может использовать прием обведения детьми контура предмета и его частей. Он помогает сопоставлению обводимой формы с усвоенными эталонами.

При сравнении предметов по величине происходит развитие глазомера. Для совершенствования глазомера необходимо учить детей решению все более сложных глазомерных задач. Простой глазомерной задачей, допустимой для детей трёх лет, является выбор на глаз большего (или меньшего) предмета из двух, затем --выбор предмета по образцу (когда из двух предметов нужно выбрать на глаз тот, который равен третьему.)

Ещё сложнее произвести глазомерное "сложение »-- подобрать на глаз два предмета, которые по своей суммарной величине равны третьему. Наконец, на протяжении дошкольного возраста дети могут научиться соизмерять на глаз не только величины отдельных предметов, но и отношения между ними, т .е. овладеть зрительной оценкой пропорций. В процессе обучения детей способам обследования величины предметов полезно научить их пользоваться простейшей меркой, выступающей в качестве промежуточного средства при переходе от прикладыванию соизмеряемых предметов друг другу к глазомерному действию. Так выбирая предмет, равный образцу, ребёнок измеряет образец полоской бумаги, а затем по этой мерке отыскивает нужной величины. Освоение действий с меркой подводит детей к последующему применению общепринятой системы мер.

Особые трудности для детского восприятия возникают в тех случаях, когда требуется оценить сочетания цветов, форм, величин, составляющее сложную структуру.

Восприятие сочетаний, связанное с выделением элементов, из которых они состоят, и связей между элементами, называется аналитическим.

Недостаточно уметь точно воспринимать отдельные цвета и оттенки. В природе и произведениях искусства цвета находятся в сложных и разнообразных сочетаниях. Ребёнка нужно научить обследовать эти сочетания, улавливать определенный ритм в расположении отдельных цветовых тонов, отличать сочетания теплых цветов от сочетаний холодных.

Глубокое восприятие формы предполагает умение зрительно раздробить предмет на отдельные элементы, соответствующие тем или иным геометрическим образцам, и определить соотношение этих элементов между собой.

Аналитическое восприятие величины связано не с выделением и объединением частей сложного целого, а с выделением разных измерений величины предмета -- длины, ширины, высоты. Но нельзя длину или ширину отделить от самого предмета. Поэтому правильным путём является сопоставление предметов по данным измерениям. При этом нельзя забывать, что сами измерения предмета носят относительный характер: их определение зависит от его положения в пространстве.

Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном воспитании детей от рождения до 6 лет.

На первом году жизни это обогащение ребёнка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

На втором- третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину, как особые признаки предметов ,накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об их отношении между двумя предметами по величине.

Начиная с четвёртого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закреплённые в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количество предметов.

Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов - эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.

Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

На основе этих задач разработана система дидактических игр и упражнений.

Несмотря на то, что предлагаемые игры и упражнения представляет собой систему, в зависимости от конкретных условий их можно использовать по выбору: заменять отдельные игры и упражнения другими аналагичными.

Особо важным является вопрос о связи сенсорного воспитания, осуществляемого при помощи предлагаемой системы, с сенсорным воспитанием, проводимым при обучении продуктивным видам деятельности(рисование, лепка и д р.) Продуктивные виды деятельности начинают складываться на третьем году жизни ребёнка, но обучение в этом возрасте ещё не занимает значительного места.

Поэтому для детей раннего возраста ещё нет смысла разграничивать продуктивную деятельность и дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию.

Начиная с трёх лет обучение продуктивным видам деятельности приобретает систематический и планомерный характер. Каждый вид продуктивной деятельности предъявляет свои требования к детскому восприятию и способствует его развитию. Что же касается предлагаемой системы игр и упражнений, то она, не дублируя продуктивных заданий, нацелена на формирование способов восприятия, помогающих развитию любой продуктивной деятельности.

Большая часть игр и упражнений для дошкольных групп, начиная со второй младшей , построена таким образом, что может проводиться одновременно со всей группой, и использовать их на занятии по ознакомлению с окружающим. Многие из предлагаемых игр можно проводить и вне занятий, в свободной деятельности детей. Отдельные игры типа лото и домино предназначены только для использования вне занятий.

Первоначальная экспериментальная апробация показала, что предлагаемая система игр и упражнений дает хорошие результаты, если охватывает все возрастные группы детского сада, включая подготовительную к школе группу. Вариант распределения заданий по возрастам, предложенный в учебных материалах, явился результатом многолетних исследований и может рассматриваться , как оптимальный при обычных условиях воспитания детей в детском саду.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал