7


  • Учителю
  • КОНСПЕКТЫ ИГР И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ.

КОНСПЕКТЫ ИГР И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

</ КОНСПЕКТЫ ИГР И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ.

Группа «Журавушка».





КОНСПЕКТЫ ИГР И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ.

Дидактические игры



ИГРА «ПОХОЖ - НЕ ПОХОЖ»



Цели: обучающая, развивающая, воспитательная.

Задачи: обучение детей сравнению предметов, нахождению сходства по цвету, форме, величине, материалу; умению найти два одинаковых предмета и доказать их сходство; развитие наблюдательности, мышления, речи.

Игровой материал и наглядные пособия: различные предметы, которые можно сравнить по какому-либо признаку, среди них должны быть и одинаковые.

Форма работы: групповая или индивидуальная.

Форма занятия: практическое задание в сочетании с игровыми элементами.



Описание и приемы проведения игры. Воспитатель незаметно размещает предметы в комнате. Он напоминает детям о том, что их окружает много предметов, разных и одинаковых, похожих и совсем не похожих. «Сегодня мы будем находить предметы, которые похожи друг на друга. Они могут быть похожими по цвету, форме, величине, материалу. Послушайте правила игры. Нужно пройти по комнате, выбрать два похожих предмета и сесть на место. Тот, на кого укажет стрелочка, расскажет, почему он взял эти два предмета, в чем их сходство», - говорит педагог.

Чаще всего дети находят похожие предметы по цвету, по величине. Скрытое качество им трудно обнаружить. Эта игра помогает ребятам решить задачу. Например, взяв чайную ложку и машинку, ребенок объясняет свой выбор тем, что они похожи, потому что сделаны из металла. Вначале такое объединение предметов вызывает у детей смех. «Чем похожи ложечка и машинка?» - недоумевают дети и смеются. Тот ребенок, который назвал их похожими, должен доказать правильность своего выбора. И так по очереди все дети объясняют свой выбор.



Советы воспитателю

Играя, дети учатся находить признаки сходства предметов, что значительно труднее, чем замечать признаки их различия. В свободное от занятий время дети самостоятельно могут находить сходства и различия окружающих их предметов.



ИГРА «ЧТО ЭТО ЗА СПОРТ?»

Цели: развивающая, познавательная, воспитательная.

Задачи: воспитание интереса к спорту, закрепление знаний детей о видах спорта и спортивном инвентаре, развитие умения соотносить вид спорта и предметы.

Игровой материал и наглядные пособия: большие картинки, на которых изображены спортивные сюжеты (игры в хоккей, футбол, волейбол, художественная гимнастика, гребля, фигурное катание и пр.), картинки, на которых изображен спортивный инвентарь (обруч, лента, футбольный мяч, клюшка, шайба, ракетка, коньки, весла).

Форма работы: групповая или индивидуальная.

Форма занятия: практическое задание в сочетании с элементами беседы.



Описание и приемы проведения игры. Воспитатель рассматривает с детьми картинки, беседует с ними, уточняет их знания. Затем, раздав детям картинки, педагог предлагает им подобрать нужные предметы для каждого спортсмена. Он обращает внимание детей на предметы, которые изображены на других картинках: «А теперь послушайте правила игры. По сигналу (свистку) вы найдете и положите к картинке, где нарисован один вид спорта, картинки с теми предметами, которые нужны этим спортсменам. Будьте внимательны!» Педагог дает сигнал. После того как все предметы положены к соответствующим картинкам, дети проверяют, нет ли ошибки.



Советы воспитателю

Игру можно закончить беседой о знаменитых спортсменах -чемпионах соревнований, рассматриванием картин, фотографий на спортивные темы. На прогулках можно использовать вышеназванные предметы и поиграть в спортивные игры самостоятельно.



ИГРА «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДУ»

Цели: развивающая, познавательная, воспитательная.

Задачи: закрепление знаний детей о родном городе, о городах вообще; развитие наблюдательности, внимания, образного мышления, памяти.

Игровой материал и наглядные пособия: картинки с различными изображениями: на одних нарисованы жители города (мама с детьми, школьники, бабушка с корзинкой, студенты); на других - труд людей (водителей, почтальонов, строителей, маляров); транспорт (автобус, троллейбус, трамвай, велосипед), здания и украшения города (почта, магазин - посудный, книжный, фонтан, сквер, скульптура).

Форма работы: групповая.



Форма занятия: игровая в сочетании с практическим заданием.

Описание и приемы проведения игры. Воспитатель заранее подбирает картинки, которые соответствуют заданию для группы: транспорт, люди, украшение города, труд. Детям необходимо действовать по сигналу - самостоятельно производить поиск картинок.

Картинки раскладываются на столах в разных местах групповой комнаты. При помощи считалочки дети делятся на 4 группы по 2-3 человека. Это путешественники. Каждой группе дается задание: одной - посмотреть, кто живет в городе, и собрать картинки с изображением людей; другой - на чем люди ездят, собрать картинки с изображением транспортных средств; третьей - картинки, на которых воспроизведен разнообразный труд людей; четвертой -рассмотреть и отобрать картинки с рисунками красивых зданий города, его украшения.

По сигналу водящего путешественники идут по комнате и отбирают нужные им картинки, остальные ждут их возвращения, наблюдают за ними. Возвратившись на свои места, путешественники ставят на подставку картинки (каждая группа отдельно от другой). Участники каждой группы рассказывают, почему они взяли именно эти картинки, что на них изображено. Выигрывает та группа, игроки которой не ошиблись и быстро поставили свои картинки.

Советы воспитателю

В другой раз некоторые картинки следует заменить. Чтобы дети лучше ориентировались в своем городе, можно организовать для них экскурсию по городу, а затем провести игру.



Подвижные игры



ИГРА «УТРО И ВЕЧЕР»



Цели: развивающая, познавательная, воспитательная.

Задачи: развитие физической силы и выносливости, быстроты реакции, внимания, умения играть в коллективе.

Игровой материал и наглядные пособия: мел.

Форма работы: групповая.

Форма занятия: игровая.



Описание и приемы проведения игры. Посередине площадки проводят линию, по обе стороны от нее в 20-30 шагах отмечают два города. Играющие делятся на две равные группы: одна из них - вечер, другая - утро. Дети встают на расстоянии 1 м от средней линии, через 2 шага друг от друга. Против каждой группы находится дом противника. Когда все встали на свои места, ведущий бросает жребий - дощечку, окрашенную с одной стороны в черный цвет. Если дощечка упала белой стороной, ведущий громко кричит: «Утро!» Игроки из группы утра поворачиваются и, пробегая между игроками вечера, быстро бегут к своему дому. Те бегут за ними и стараются их запятнать. Запятнанные переходят в группу вечера. Ведущий вновь бросает жребий, игра продолжается. Побеждает группа, где больше осаленных игроков. Запрещается бежать в свой дом раньше, чем ведущий подаст сигнал.



Советы воспитателю

При повторении игры все играющие встают у средней линии. Не разрешается поворачиваться назад, когда игроки пробегают в свой город. Догонять убегающих можно, только когда они все пробегут мимо противников.







ИГРА «МЕДВЕДИ И ПЧЕЛЫ»



Цели: развивающая, познавательная, воспитательная.

Задачи: тренировка ловкости, гибкости, координации, умения лазать, умения действовать по сигналу ведущего, имитировать движения медведя и пчел.

Игровой материал и наглядные пособия: шведская стенка.

Форма работы: групповая.

Форма занятия: игровая.



Описание и приемы проведения игры. Игра проводится в спортивном зале. Шведская стенка - это будет улей, а на другой стороне -луг. Чуть в стороне - медвежья берлога. В игре могут участвовать 10-12 человек, которые делятся на две неравные группы. Большая часть детей - пчелы, а меньшая часть - медведи, и они прячутся в берлоге. Когда воспитатель дает сигнал, пчелы вылетают из импровизированного улья, летят на луг за медом и жужжат. Как только пчелы улетят, медведи выбегают из берлоги и забираются в улей. Когда воспитатель подает сигнал: «Медведи», пчелы летят к ульям, а медведи убегают в берлогу. Не успевших спрятаться пчелы жалят (можно дотронуться рукой). Ужаленные медведи не участвуют в очередной игре.



Советы воспитателю

Когда игра закрепится, дети меняются ролями. Воспитатель следит, чтобы дети не спрыгивали, а слезали со стенки; если нужно оказывает им помощь.



ИГРА «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ОБРУЧИ»

Цели: развивающая, обучающая, воспитательная.

Задачи: развитие внимания, сосредоточенности, двигательной активности, умения различать цвета.

Игровой материал и наглядные пособия: обручи различных цветов.

Форма работы: групповая.

Форма занятия: игровая.



Описание и приемы проведения игры. Детей следует рассадить на стульчиках полукругом, а взрослый раздает всем обручи. Каждый берет в руки тот обруч, который ему нравится, и называет при этом цвет взятого им предмета. Если ребенок затрудняется ответить, взрослый сам называет цвет выбранного обруча. Затем он просит детей поднять вверх свои разноцветные обручи и показать их всем. После этого он дает команду спрятать их за спину. После таких действий педагог поднимает над своей головой один из обручей и просит детей тоже поднять обруч такого цвета, как у него. Если кто-то ошибся, взрослый поправляет ребенка - таким способом он вводит детей в игровую ситуацию, знакомит с правилами игры.

Далее педагог предлагает следующее: «Сейчас я по очереди буду называть обручи то одного, то другого цвета. Вы сначала посмотрите на мой обруч, потом на свой, и, если цвет у них одинаковый, бегите ко мне, но не сразу, а после того, как я позову». Игра начинается. Взрослый отходит от сидящих детей на некоторое расстояние. Три обруча лежат у него за спиной на специальной стойке, а один он поднимает и одновременно называет его цвет; только после этого следует команда, например: «Синие обручи, бегите ко мне!» Когда дети прибегают, взрослый предлагает им поднять свои обручи и показать их остальным участникам игры. Все оценивают, «послушные эти обручи или нет». Если среди обручей есть «непослушные» (т. е. другого цвета), воспитатель предлагает им вернуться на место и подождать, когда их вызовут. Все дети с «послушными» предметами, подняв их вверх, садятся на место. Затем педагог дает новый цветовой сигнал, например: «Красные обручи, бегите ко мне!» Так постепенно называются обручи всех цветов.



Правила игры.

1. Подбегают к взрослому только те дети, у которых обручи "падают по цвету с тем, который назвал и показал воспитатель. 2. Сначала нужно посмотреть на обруч, который держит педагог, потом на свой, и, если они одного цвета, приготовиться к бегу, а если разного, то остаться на месте.

3. Бежать к воспитателю можно только после слов: «Бегите ко мне!»

Советы воспитателю Игра может проводиться как в помещении (в зале), так и на участке, где есть скамейки. Чтобы не утомлять детей долгим ожиданием, надо подавать одновременно два цветовых сигнала, т. е. поднимать два разных обруча. Ошибки детей нужно исправлять в мягкой, а еще лучше - в шутливой форме, чтобы не обидеть малышей. При проведении этой игры важно, чтобы дети, которые дожидаются своих сигналов, не скучали на своих местах, а тоже участвовали в игре. Поэтому почаще необходимо обращаться к ним, привлекать их к оценке действий сверстников.



ИГРА «ДОМОВЫЕ И РУСАЛКИ»

Цели: развивающая, познавательная, воспитательная.

Задачи: развитие координации движений, двигательных и коммуникативных способностей, быстроты и точности реакций, собранности, терпеливости, гибкости, ловкости, организованности и внимательности.

Игровой материал и наглядные пособия: серые шапочки или повязки на голову для домовых, парики либо накладные косички для русалок, соответствующие количеству участвующих игроков; 5 обыкновенных ковриков средних размеров, которые продаются в отделах магазинов промышленных товаров.

Форма работы: групповая.

Форма занятия: игровая.



Описание и приемы проведения игры. В начале игры воспитатель рассказывает ребятам, кто такие русалки и домовые.

Играть в эту игру может одновременно группа из 15 человек, из числа которых выбираются 5 домовых, а оставшиеся 10 ребятишек будут русалками. Домовые усаживаются на пол каждый на свой коврик, расстеленный на полу, на значительном расстоянии Друг от друга. Русалки будто бы плавают в каком-либо водоеме, передвигаясь по всему помещению, при этом постоянно распевая веселые песни, однако стараясь не задевать домовых, держась 0т них подальше. Домовые же в свою очередь, наоборот, не вставая со своих ковриков, пытаются дотронуться рукой до русалки для того чтобы она считалась пойманной, после чего она остается в хозяйстве у домового вынужденной пленницей и не имеет больше права продолжать игру.

Победительницей считается та русалка, которая угодила в плен к домовому самой последней.

Советы воспитателю

Чтобы игра была интереснее, надо менять местами домовых и русалок. После игры можно попросить ребят нарисовать этих персонажей.



Сюжетные игры



ИГРА «ТЯНЕМ-ПОТЯНЕМ»

Цели: развивающая, обучающая, воспитательная.

Задачи: развитие выносливости и силы, формирование навыков точности, правильности и быстроты движений, развитие их координации и умения играть в команде.

Игровой материал и наглядные пособия: театрализованные костюмы для участников игры, а именно: дедки, бабки, внучки, Жучки, кошки, мышки и репки. В крайнем случае вполне подойдут в качестве реквизита маски либо шапочки соответствующих сказочных героев. Причем костюмы необходимы в двойном экземпляре, т. к. в этой игре участвуют две команды. Также потребуются 2 табурета.

Форма работы: групповая.

Форма занятия: игровая.



Описание и приемы проведения игры. Эта игра по своему характеру напоминает эстафету, в которой соревнуются в быстроте, ловкости и подвижности 14 человек. Воспитатель разделяет их на 2 команды, состоящие именно из тех героев, которые фигурируют в тексте всем известной сказки.

Команды строятся в 2 шеренги около начала игрового поля. На другом конце, у финиша, на табуреты присаживаются костюмированные сказочные репки. Участники, стоящие первыми по счету в своих командах, развернувшись левым боком, подпрыгивая и передвигаясь приставным шагом, направляются в сторону репок, только каждый к своей. Добежав, они дотрагиваются до нее рукой и останавливаются за ее спиной. После этого вторые игроки команд, переодетые в костюм бабки, проделывают те же самые действия, что и предыдущие ребята. Все остальные участники команд, олицетворяющие собой внучек, Жучек, кошек и мышек, совершают аналогичные действия. После этого первый игрок - дедка - берет репку за руку, и вся команда сплошной шеренгой, зацепившись друг за друга, бежит к старту. Побеждает тот игровой коллектив, который быстрее по времени выполнит все предложенные условиями игры задания.



Советы воспитателю

Команде-победительнице может быть предложена какая-либо награда, а проигравшей команде в свою очередь - какой-нибудь утешительный приз.



ИГРА «БАНДЕРОЛЬ»

Цели: развивающая, адаптационная, коммуникативная.

Задачи: развитие физической силы, ловкости и выносливости, памяти, правильности дикции, а также совершенствование координации движений.

Игровой материал и наглядные пособия: две картонные коробки, в которых находится некоторое количество любых детских игрушек, причем их количество, вес и размер должны соответствовать возрасту детей (чем младше ребенок, тем менее тяжелой должна быть предлагаемая коробка).

Форма работы: групповая.

Форма занятия: игровая в сочетании с элементами беседы.



Описание и приемы проведения игры. Игроки делятся на 2 команды, состоящие из неограниченного количества участников, в среднем их может быть от 5 до 10 в каждой. Они выстраиваются в 2 шеренги друг напротив друга, причем каждый игрок при этом смотрит в затылок своему соседу. Затем первые участники разворачиваются ко вторым лицом, и между ними происходит диалог следующего содержания:

  • Здравствуйте! Можно ли у вас получить бандероль?

  • Откуда она отправлена? Кто адресат? Кто отправитель?

  • Из Караганды.

  • Конечно, получите. Вот ваша бандероль.

Этот диалог представляет своего рода скороговорку, отрабатывающую произношение практически всех согласных и гласных звуков русского языка.

В процессе такого разговора картонная коробка, находящаяся в этот момент в руках первого игрока, передается им второму ребенку, после чего тот произносит и делает то же самое, адресуя теперь поклажу третьему по счету игроку. Так проделывается до тех пор пока шеренга не закончится. Затем те же самые действия воспроизводятся по направлению к первому игроку под то же самое звуковое и речевое оформление. Победившей считается та команда, которая проделает это более качественно и быстро по времени и наиболее четко, без ошибок и выразительно, не запинаясь, произнесет слова из предложенного выше диалога.

Если же участники одной из команд в процессе игры уронили коробку либо запутались в произносимом ими ролевом тексте, то они проиграли.



Советы воспитателю

Перед началом игры целесообразно объяснить детям правила игры, порепетировать текст. Коробка не должна быть тяжелой.



ИГРА «КОРШУН И НАСЕДКА» (НАРОДНАЯ)

Цели: развивающая, обучающая, воспитательная.

Задачи: развитие координации движений, быстроты, выносливости, внимания, умения действовать сообща; знакомство с народными традициями.

Игровой материал и наглядные пособия: отсутствуют.

Форма работы: групповая.

Форма занятия: игровая.



Описание и приемы проведения игры. Перед началом игры дети выбирают коршуна и наседку, остальные играющие - цыплята. Они встают друг за другом и держатся за пояс, впереди наседка. Коршун роет ямку, наседка с цыплятами подходит к нему и спрашивает:

  • Коршун, коршун, что ты делаешь?

  • Ямку рою.

  • На что тебе ямка?

  • Копеечку ищу.

  • На что тебе копеечка?

  • Иголочку куплю.

  • На что тебе иголочка?

  • Мешочек сшить.

  • На что тебе мешочек?

  • Камешки класть.

  • На что тебе камешки? _ В твоих деток кидать. _ За что?

  • Они потоптали капусту у меня в огороде.

  • А высока ли была у тебя изгородь?

Коршун встает, поднимает руки вверх, показывая высоту изгороди:

  • Вот какая!

  • Нет, мои цыплята через такую не перелетят.

  • А я их все-таки поймаю.

  • Не дам тебе своих деток ловить!

Коршун старается поймать цыплят, наседка защищает их, гонит коршуна: «Ши, ши, ши, злодей!»

Пойманный цыпленок выходит из игры, а коршун продолжает ловить следующего. Игра окончится, когда поймана половина цыплят.



Правила игры.

  1. Тот, кто не удержался в цепи, быстро встает на свое место.

  2. Цыплята должны крепко держаться за пояс друг друга.

  1. Курица, защищая цыплят, не должна отталкивать руками коршуна.



Советы воспитателю

Всем играющим нужно дать шнурок или ленточку, они завяжут их вокруг пояса. За такой пояс удобно держаться во время игры. Наседке легче защищать цыплят, если в игре принимают участие не более 10 детей. Если позволяет игровая площадка, то играть могут одновременно две группы, в каждой своя наседка и свой коршун.



ИГРА «ХОЗЯИН И ГУСИ» (НАРОДНАЯ)

Цели: развивающая, познавательная, воспитательная.

Задачи: развитие физической силы и выносливости, внимания; выработка чувства товарищества и взаимовыручки; знакомство с народными традициями.

Игровой материал и наглядные пособия: мел.

Форма работы: групповая.

Форма занятия: игровая.

Описание и приемы проведения игры. В игре принимают участие несколько детей. Выбирается ребенок на роль лисы, которая будет ловить гусей. Остальные изображают гусей, хозяином которых является воспитатель. Взрослый проводит на земле две черты на расстоянии 25-30 шагов. За одной из них - дом хозяина и гусей, а за другой - луг, где пасутся гуси. Кружком обозначается нора лисы.

Игра начинается. Хозяин провожает гусей на луг. Некоторое время птицы свободно гуляют, щиплют траву. По зову хозяина, который находится в доме, гуси выстраиваются у черты (границы луга), и между ними происходит следующий диалог:



Хозяин. Гуси-гуси!

Гуси. Га-га-га.

Хозяин. Есть хотите?

Гуси. Да-да-да.

Хозяин. Ну, летите!



Последняя фраза является сигналом: гуси бегут к хозяину, а лиса их ловит. Когда лиса схватит гусей (дотронется до них рукой), она отводит их в свою нору. Хозяин считает гусей, отмечает, кого не хватает, и просит детей выручить попавших в беду гусят. Все участники игры вместе с воспитателем подходят к лисьей норе.

Все. Лиса-лиса, отдай наших гусят.

Лис а. Не отдам!

Все. Тогда мы сами их отнимем у тебя!



Воспитатель предлагает детям встать за ним «гуськом» и крепко схватить друг друга за талию. «Цепляйтесь за меня!» - говорит хозяин. Он подходит к лисе, берет ее за руки и говорит, обращаясь к гусям: «Держитесь крепко. Тянем - потянем. Ух!» Все участники игры, упираясь ногами и держась друг за друга, делают движение корпусом назад под слова воспитателя: «По-тя-нем» (2-3 раза). Как только лиса под нажимом этой цепочки сделает первый шаг вперед, пойманные гуси выбегают из норы и возвращаются домой. Затем выбирается новая лиса, и игра начинается заново.



Правила игры.

  1. Гусям бежать домой, а лисе ловить их разрешается только после слов хозяина: «Ну, летите!»

  2. Лиса не должна хватать гусей, достаточно лишь осалить бегущего ребенка. Пойманный гусь остается на месте, а лиса отводит его в свою нору.

  3. На выручку пойманных гусей отправляются все участники игры.

  4. Как только выручающие перетягивают лису (она делает шаг вперед), пойманные гуси считаются свободными и возвращаются к хозяину.



Советы воспитателю

Поведение взрослых в этой игре должно служить примером для ей. Надо стараться провести игру динамично, весело, вызвать детей стремление выручить попавших в беду гусят, раскрыть им нравственный смысл совершаемых поступков.

Когда дети выстроятся в цепочку, чтобы вытянуть лису, нужно доказать им, как сохранить равновесие во время перетягивания (расставлять широко ноги, одну ногу выставить немного вперед, руки положить партнеру, стоящему впереди, на талию.) Если первый ребенок будет крепко держаться за взрослого, цепочка не развалится. Для того чтобы усилия всех детей были одновременными, воспитатель произносит сигнальное слово: «По-тя-нем». В конце игры, когда лиса будет побеждена, нужно подвести итог. Воспитатель объясняет малышам, что они выручили своих друзей, потому что действовали дружно, все вместе.



Игры для развития коммуникативных навыков



ИГРА «БУРАТИНО»

Цели: развивающая, обучающая, воспитательная.

Задачи: формирование и совершенствование навыка быстро и точно реагировать на сложившуюся ситуацию, развитие ловкости, выносливости, двигательных способностей детского организма, а также творческих, коммуникативных и познавательных способностей; обучение детей правильному общению и взаимодействию друг с другом.

Игровой материал и наглядные пособия: отсутствуют.

Форма работы: групповая.

Форма занятия: игровая.



Описание и приемы проведения игры. В игре может принимать участие довольно-таки большое количество ребятишек, причем число их не ограничивается никакими жестко установленными правилами. Все игроки выстраиваются в одну ровную прямую линию и выбирают единогласным решением (или при помощи считалки) Буратино, который и становится ведущим. После этого участники игры начинают своеобразной «змейкой» передвигаться по территории помещения, в котором проводится мероприятие, напевая при этом хором всем известную песню про Буратино, например: «Ска-Жите, как его зовут? Бу-ра-ти-но! Бу-ра-ти-но!»



В свою очередь ведущий быстрым спортивным шагом ходит вокруг участников, описывая рядом с ними разнообразные круги Вдруг неожиданно для всех остальных он произвольно останавливается напротив любого из игроков, предлагая ему посоревноваться с ним. Например, задания могут быть следующего характера: кто сможет присесть большее количество раз, кто прыгнет дальше или выше, кто быстрее пробежит указанную заранее оговоренную дистанцию, кто лучше и выразительнее расскажет какое-либо стихотворение, споет песню или станцует какой-нибудь народный, бальный, спортивный популярный танец и многие другие.

Победитель определяется путем голосования остальных играющих ребят. В том случае, если выигрывает Буратино, он становится вместе со всеми детьми равноправным участником, занимая свое место в построившейся шеренге, а если же его признают проигравшим, то в качестве штрафа ему приходится выступать в роли ведущего еще один тур до тех пор, пока не он выиграет соревнование.



Советы воспитателю

Если ребенок, который играет Буратино, не может выиграть 3 тура подряд, то его надо сменить. Воспитатель не может быть ведущим, иначе соревнование будет нечестным.



ИГРА «РАДИО»

Цели: развивающая, коммуникативная, коррекционная.

Задачи: активизация речи и воображения детей, развитие наблюдательности, внимания; рассказ о характерных особенностях в поведении, одежде детей своей группы.

Игровой материал и наглядные пособия: отсутствуют.

Форма работы: групповая.

Форма занятия: игра в сочетании с элементами беседы.



Описание и приемы проведения игры. Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Сегодня мы будем играть в новую игру, называется она "Радио". Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио? Правильно, его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет разыскивать детей нашей группы. Он будет кого-нибудь описывать, а мы по его рассказу узнаем, кто же потерялся. Сначала я буду диктором, слушайте. "Внимание! Внимание! Потерялась девочка. На ней белый свитер, синие брючки, в косичках белые ленты. Она хорошо поет песни, дружит с Ирой. Кто знает эту девочку?"» Так воспитатель начинает игру, показывая детям при' мер описания. Дети называют девочку из своей группы. «А теперь диктором будет кто-нибудь из вас», - говорит воспитатель. Нового диктора выбирают при помощи считалочки. Если диктор дал такое описание, что дети не смогли узнать товарища, все хором отвечают: «Нет, такой девочки (или мальчика) у нас». И тогда диктор платит фант, который в конце игры выкупается.



Советы воспитателю

Воспитателю следует следить, чтобы дети называли наиболее характерные черты своих товарищей: как они одеты, чем любят заниматься, как относятся к своим друзьям.



ИГРА «ЧТО СДЕЛАНО НА...?»

Цели: развивающая, познавательная, воспитательная.

Задачи: развитие умения классифицировать предметы, ловкости, внимания; выработка согласованных действий и взаимопонимания между детьми.

Игровой материал и наглядные пособия: мяч.

Форма работы: групповая.

Форма занятия: игровая в сочетании с элементами беседы.



Описание и приемы проведения игры. После предварительной беседы о том, что окружающие нас предметы изготовлены людьми на заводах, фабриках или выращены в садах и огородах, воспитатель предлагает поиграть. Он объясняет правила игры.

  1. Дети смогут отвечать только тогда, когда поймали мяч. Бросать мяч другому надо только с ответом на вопрос.

  2. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход, ударяет мячом о пол, ловит его, а затем бросает водящему.

  1. В игре нельзя повторяться.

«Что сделано на заводе?» - спрашивает воспитатель и бросает мяч кому-либо из играющих детей. «Машины», - отвечает тот и бросает мяч следующему. Дети следят за правильностью ответов, за тем, чтобы не повторялось сказанное. «Что выращено в саду?» - спрашивает воспитатель. Дети называют: яблоки, груши, сливы и т. д. В такой игре уточняются знания детей об окружающем мире, о профессиях и производстве. Например, они узнали, что зерно выращивают в поле, а хлеб выпекают на хлебозаводе.

Советы воспитателю

Воспитатель напоминает им о том, что в создание каждого предмета вложен труд человека. Необходимо воспитать у детей бережное отношение ко всем вещам. Оценивая правильность решения задачи, важно дать возможность детям в полной мере ощутить свой успех и получить удовлетворение от признания своих личных достижений другими детьми и взрослыми. Поэтому не нужно жалеть похвал и добрых слов, оценивая успехи детей.



ИГРА «СВОБОДНОЕ МЕСТО» (НАРОДНАЯ)



Цели: развивающая, обучающая, адаптационная, воспитательная Задачи: развитие быстроты реакции, выносливости, внимания выдержки, коммуникативных навыков, умения играть в команде.

Игровой материал и наглядные пособия: стульчики.

Форма работы: групповая.

Форма занятия: игровая.



Описание и приемы проведения игры. Педагог обращается к детям: «Давайте проверим, кто из вас умеет быстро бегать!» Он предлагает всем взяться за руки и построиться в красивый ровный круг. Дети опускают руки и садятся на пол (если игра проводится в помещении) лицом внутрь круга. Воспитатель, находясь за кругом, обходит его, приговаривая:



Огонь горит, вода кипит,

Тебя сегодня будут мыть,

Не буду я тебя ловить!



Дети повторяют за ним слова. На последнем слове взрослый дотрагивается до кого-нибудь из ребят, просит его встать, повернуться к нему лицом, а затем говорит: «Раз, два, три - беги!» Педагог показывает, в каком направлении нужно бежать за кругом, чтобы первым занять освободившееся место. Воспитатель и ребенок с разных сторон обегают круг. Взрослый дает малышу возможность первому занять свободное место и снова становится водящим. Он еще раз обходит круг и повторяет слова, предоставляя детям возможность запомнить их и освоиться с правилами новой игры. Выбрав другого ребенка, взрослый на этот раз старается первым занять место в кругу. Теперь ребенок становится водящим и сам выбирает себе партнера по соревнованию. Победителя награждают аплодисментами. Так по очереди дети соревнуются друг с другом.



Правила игры.

  1. Выбирать в партнеры того, кто еще ни разу не бегал.

  2. Бежать по кругу в противоположные стороны.

  3. Тот, кто не успел занять место в кругу, становится водящим.



Советы воспитателю

Игра очень проста по своей организации. Она не требует большого пространства и может проводиться как на улице, так и в помещении. Следует учитывать, что малышам трудно стоять долго на месте, ни утомляются, становятся невнимательными и беспокойными. Поэтому вначале проведите игру в помещении, где есть возможность посадить детей или на ковер, или на приготовленные стульчики. Игра должна проходить быстро, живо. Важно удовлетворить желание каждого ребенка участвовать в соревновании. Вместе с тем не менее важно приучать детей считаться не только с собой, но и с другими и выполнять роль активных болельщиков в соревновании. Если ребенок не может быстро выбрать себе партнера в соревновании, помогите ему, шепнув на ушко имя достойного соперника.



Игры для развития мелкой и общей моторики



ЗАНЯТИЕ «СКОРОГОВОРКИ, ДЫХАТЕЛЬНО-ГОЛОСОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ»

Цели: развивающая, коррекционная, воспитательная.

Задачи: развитие четкой артикуляции и речи, гибкости, правильного дыхания, формирование положительных навыков поведения в детском коллективе.

Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, диски, кассеты.

Форма работы: групповая или индивидуальная.

Форма занятия: беседа в сочетании с практическими заданиями.



Описание и приемы проведения игры. Воспитатель с детьми (ребенком) разучивает несколько скороговорок: Во дворе трава, на траве дрова. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Говорил попугай попугаю: «Я тебя попугаю». Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа. Затем делается переход к дыхательно-голосовым упражнениям.

  1. «Сердитый котенок». Рот должен быть широко раскрыт, причем нижняя челюсть должна оставаться в неподвижном положении. Ребенку предлагается высунуть язык на середину вперед и поднять вверх. Кончик языка должен прижиматься к нижним зубам.

  2. «Наказание языка». Рот должен быть широко раскрыт, причем нижняя челюсть должна оставаться в неподвижном положении. Ребенку предлагается положить язык между зубами и слегка покусывать. Затем несколько раз прижать язык расслабленными губами.

  3. «Ветерок по подбородку». Ребенку предлагается втянуть нижнюю губу под верхнюю и подуть вниз на подбородок. Подбородок должен почувствовать прохладный ветерок. Упражнение рекомендуется выполнять молча, несколько секунд, на одном дыхании.

4.«Ветерок на ладошке». Ребенку предлагается растянуть сомкнутые губы. Затем подставить под подбородок тыльную сторону ладони и подуть на ладонь на одном выдохе по подбородку. После это упражнение повторяется, при этом малыш должен шепотом произнести звук «ах».

5. «Отогревание ладошек». Ребенку предлагается согнуть руки в локтях, ладони расположить в положении вперед на расстоянии приблизительно 15 см ото рта и подуть на них теплым воздухом. Затем повторить упражнение, при этом на выдохе произносить слог «фа».



Советы воспитателю

Это занятие можно использовать как физкультминутку или релаксационную паузу в серьезных занятиях.



«ИГРЫ С КАМЕШКАМИ»

Цели: развивающая, коррекционная, воспитательная.

Задачи: развитие моторики рук, мышления, быстроты реакции, ловкости.

Игровой материал и наглядные пособия: плоские камешки или мячики для пинг-понга.

Форма работы: парная или индивидуальная.

Форма занятия: игровая.



Описание и приемы проведения игры. Эту игру можно проводить как несколько упражнений.

Вариант 1. 5 камешков лежат на столе. Каждый играющий по очереди подбрасывает один из них вверх, быстро хлопает в ладоши, ловит брошенный камешек и кладет его на стол. Так он подбрасывает камешки один за другим, хлопает в ладоши, ловит их и кладет на стол. Выигрывает тот, кто, поочередно подбрасывая, поймает все камешки раньше других.

Вариант 2. 4 камешка ребенок рассыпает на столе, 1 - держит в руке. Затем подбрасывает его вверх, быстро берет камешек из лежащих на столе и ловит тот, который бросил вверх. Из двух камешков в руке играющий должен один переложить в левую руку. Так, подбрасывая камешек вверх, ребенок берет один за другим камешки со стола и старается поймать подкинутый. Если камешек пойман, то его перекладывают в левую руку. Выигрывает тот ребенок, который первым заканчивает игру.



Советы воспитателю

Игру можно закончить по-разному: или когда один из играющих выполнит безошибочно все фигуры, или когда все игроки выполнят фигуры.Можно также использовать эти упражнения как физкульт-минутку.



ИГРА «БЛОШКИ» (НАРОДНАЯ)



Цели: развивающая, познавательная, коррекционная.

Задачи: развитие мелкой моторики руки, умения управляться с битой; выработка сосредоточенности, внимания, усидчивости.

Игровой материал и наглядные пособия: «блошки» - пластмассовые кружочки диаметром 12-15 мм и толщиной 1-1,5 мм и биты -кружочки диаметром 20-25 мм; небольшая картонная коробка.

форма работы: парная или групповая.

форма занятия: игровая.



Описание и приемы проведения игры. Играющие садятся друг напротив друга за столом, у каждого по 5 «блошек» и по одной бите. Посередине стола ставится коробка, на расстоянии 15-20 см от нее играющие проводят линию кона, каждый со своей стороны. На линию кона ставят «блошек» и, нажимая краем биты на край «блошки», заставляют ее подпрыгивать вверх так, чтобы она попала в коробку. Если «блошка» попадет в коробку, то играющий получает право загонять следующую «блошку». Если же он промахнулся, игру начинает следующий ребенок.

Советы воспитателю

Можно регулировать высоту и длину прыжка «блошки», нажимая битой на ее край с разной силой, или загонять не в коробку, а в центр стола на квадрат или круг, вырезанный из мягкой ткани или бумаги.



Театрализованные игры и игры-этюды



ИГРА «ПОЧЕМУ КОТ МОЕТСЯ ПОСЛЕ ЕДЫ» (ЛИТОВСКАЯ НАРОДНАЯ)

Цели: развивающая, познавательная, адаптационная, воспитательная.

Задачи: развитие у детей невербального общения, умения объясняться при помощи мимики и жестов, использования интонации в изображении характерных особенностей образа.

Игровой материал и наглядные пособия: народный литовский костюм, книга.

Форма работы: групповая.

Форма занятия: игра с элементами драматизации.



Описание и приемы проведения игры. Непосредственно перед игрой нужно удивить ребят. Войдите в комнату в народном литовском головном уборе и сообщите им, что литовские ребята прислали гостинцы: вам - головной убор, малышам - сказку. «Про кого сказка?» - будут спрашивать дети. «Догадайтесь сами», - отвечает воспитатель и читает стихи:



Мохнатенькая

Мягкие лапки,

Усатенькая,

А в лапках -

Царапки.

Молоко пьет,

Песенки поет.

Острые ушки,

На лапках подушки,

Усы - как щетинка,

Дугою спинка.

Днем спит,

На солнышке лежит,

Ночью бродит,

На охоту ходит.

Маленький мальчишка

В сером армячишке,

По дворам шныряет,

Крохи подбирает.

По полям кочует,

Коноплю ворует.



Ребята, конечно, отгадают персонажей сказки. Тогда воспитатель задает вопрос детям: «Почему кот моется после еды?» И ребята начнут высказывать самые различные предположения. Следует внимательно выслушать всех, а затем сообщить: «Сейчас мы разыграем эту сказку по ролям». Воспитатель распределяет роли кота и воробья, а сам будет в роли ведущего.

Ведущий. Однажды залетел воробей на крестьянский двор и стал клевать зерно. Прыгает воробей по траве, зернышко за зернышком подбирает (постукивает пальцем по столу, подражает чириканью воробья, побуждая детей делать то же), а хозяйский кот на него из-за угла посматривает. (Выглядывает из-за книги, широко раскрыв глаза, и жестом приглашает кота повторять действие.) Смотрел кот, смотрел, да как прыгнет из-за угла на воробья (взмахом руки снизу верх побуждает кота подпрыгнуть), схватил его за крыло и говорит (кот повторяет за ведущим): «Неплохо я сейчас позавтракаю!»

Воробей (повторяет за ведущим). Что вы, что вы, пан кот, неужели вы собираетесь меня съесть?

Кот (повторяет за ведущим). А что мне, любоваться тобой, что ли?

Ведущий. Фыркнул кот и приготовился свернуть воробью голову.

Воробей (за ведущим). Да постыдитесь же, кот! (Чирикает.) Ведь вы забыли умыться! А разве вы не знаете, что и хозяин ваш, и хозяйка, и все люди на свете сначала моются, а потом завтракают?

Кот (за ведущим). И то правда!

Ведущий. Сказал кот и поднял лапу, чтобы хорошенько потереть себе мордочку. (Показывает, побуждая детей повторить движение.) А воробей, недолго думая, прыг в сторону. Взмахнул крыльями и улетел. (Мимикой и жестом подражает хитрому воробью и одураченному прожорливому коту.) С той поры кот всегда моется только после еды.



Советы воспитателю

При повторных играх выберите на роли воробышков 2-3 детей. Измените мимические средства, меньше регламентируйте действия персонажей.



ИГРА «ДВА ЖАДНЫХ МЕДВЕЖОНКА»

Цели: обучающая, развивающая, познавательная, адаптационная.

Задачи: развитие интереса к художественной литературе, артистических способностей, эмоциональной сферы; обучение пониманию эпитетов, сравнений, сюжета и иного; воспитание нравственных качеств, отзывчивости.

Игровой материал и наглядные пособия: можно приготовить костюмы медвежат и лисы, сыр, диски с детской музыкой.

Форма работы: групповая.

Форма занятия: игра с элементами драматизации.



Описание и приемы проведения игры. Сначала можно заинтересовать детей предстоящим спектаклем и заодно напомнить типичные черты знакомых образов: лисицы, медведя, медвежат. А затем посмотреть сказку, где ведущий - воспитатель, а роли зверей игра101, дети по желанию.

Ведущий. По ту сторону стеклянных гор, за шелковым луг стоял нехоженый невиданный лес, в самой его чаще жила старая медведица. (Включает запись.) Было у нее два сына. (Показывает малышей в сопровождении другой музыки.) Когда медвежата выросли, они решили пойти по свету искать счастья. Поначалу пощЛи они к матери и, как положено, распрощались с ней. Обняла старая медведица сыновей и наказала им...

М е д в е д и ц а. Не обижайте друг друга и никогда не расставайтесь.

Ведущий. Обещали медвежата исполнить наказ матери и тронулись в путь-дорогу. Шли они, шли. И день шли, и другой шли. Наконец, все припасы у них кончились. А медвежата проголодались. Понурые брели они рядышком. Младший медвежонок пожаловался: «Эх, братик, до чего же мне хочется есть!» Старший медвежонок ответил...

Ведущий. Что он ответил, дети?

Д е т и. И мне хочется!

Ведущий. Так шли они, шли и вдруг нашли круглую головку сыра. Хотели было поделить ее поровну, но не сумели. Жадность одолела медвежат: каждый боялся, что другому достанется больше. Спорили, рычали, и вдруг подошла к ним лиса.

Лиса (вкрадчиво). О чем вы спорите, молодые люди?

Ведущий. Медвежата рассказали ей о своей беде. Дети, что они сказали лисе? (Выслушать ответы детей).

Лиса (радостно, но хитро). Какая же это беда! Давайте я вам поделю сыр поровну: мне что младший, что старший - все едино.

Ведущий. Обрадовались медвежата: «Вот хорошо-то, дели!» Лиса взяла сыр и разломила его на две части. Но разломила головку так, что один кусок был больше другого (медвежата заметили неодинаковые куски).

Медвежата (наперебой). Этот больше!

Ведущий. Лиса их успокоила.

Лиса. Тише, молодые люди! И эта беда - не беда. Сейчас я все улажу.

Ведущий. Она откусила добрый кусок от большей части и проглотила его. Вот хитрая! Теперь большим стал меньший кусок. Медвежата забеспокоились. И так неровно. Лиса успокоила их.

Л и с а. Ну полно, я сама знаю свое дело!

Ведущий. И она откусила кусок от большей части. Теперь больший кусок вновь стал меньшим. (Лиса поворачивается и вновь просит детей сравнить куски.)

Медвежата. И так не ровно!

Ведущий. «Да будет вам», - сказала лиса, с трудом ворочая языком, т. к. рот ее был набит вкусным сыром.

Лиса. Еще самая малость, и будет поровну.

Ведущий. Лиса продолжала делить сыр, а медвежата только черными носами водили туда-сюда - от большего куска к меньшему, от меньшего - к большему. Покуда лисица не наелась досыта, она все делила и делила. Но вот куски сравнялись, а медвежатам почти сыра и не досталось: два крохотных кусочка.

Л и с а. Ну что ж, хоть и помалу, да зато поровну! Приятного вам аппетита, медвежата! (Хихикает, машет хвостом и убегает.)

Ведущий. Так-то вот бывает с теми, кто жадничает. А как бы вы поделили сыр между собой? Что бы вы сказали лисе?

(Воспитатель слушает ответы детей.)

Советы воспитателю

Если ребята не захотят исполнять роли хитрых и жадных персонажей, придумайте вместе с ними новые приключения медвежат и лисы.



ИГРА «ЗИМНИЙ ХОРОВОД»

Цели: развивающая, познавательная, адаптационная, коммуникативная.

Задачи: развитие образного мышления/чувства ритма, умения согласовывать движения с текстом, эмоциональной сферы; выработка умения играть в коллективе, дружеских отношений.

Игровой материал и наглядные пособия: отсутствуют.

Форма работы: групповая или парная.

Форма занятия: игровая.



Описание и приемы проведения игры. Организация игры настолько проста, что играть в нее вдвоем или вчетвером малыши могут и без непосредственного участия взрослого, только под его общим наблюдением и руководством. Это способствует относительной самостоятельности детей и сближению их друг с другом. Но лучше играть всей группой вместе с воспитателем. Выполняя одинаковые движения хоровода, дети подражают взрослому.

От того, насколько красиво, выразительно движется воспитатель, зависит ход игры, а значит, и эстетические чувства, которые испытают дети.



Вот пришла зима-зима,

Зима-зимушка, зима.

Выпал беленький снежок. (2 раза) (Хоровод движется вправо.)

На дорожках снег лежит,

На деревьях снег висит.



(Поднимаются, показывают плавным движением рук, что они снежинки, медленно кружатся влево, потом вправо, слегка приседают, показывая, как расстилается снег на дороге, висит на деревьях. Затем соединяют кисти рук над головой и кружатся на месте, изображая крыши домов.)



Надо шубки надевать

И сапожки обувать,

Стало холодненько,

Ох, как холодненько! (2 раза) (Стоя на месте, дети изображают, как они надевают и застегивают шубки, натягивают сапожки. Кружатся, пританцовывают, хлопают в ладоши, чтобы не замерзнуть.)



Советы воспитателю

В дальнейшем можно разнообразить хороводные движения, не нарушая, конечно, их общего характера. Здесь открывается простор для творчества, фантазии, инициативы педагога. Хоровод заканчивается свободной пляской под ту же мелодию без текста.

Игра может проводиться как в помещении, так и на участке, под музыку или же пение ее участников.



ЗАНЯТИЕ «СПЕЦИФИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА»

Цели: развивающая, коррекционная, адаптационная, воспитательная.

Задачи: повышение уровня музыкальной грамотности детей, расширение кругозора, воспитание чувства прекрасного, развитие творческих способностей.

Оборудование: музыкальный центр, кассеты, диски.

Форма работы: групповая.

Форма занятия: беседа в сочетании с практическими заданиями.



Описание и приемы проведения игры. Музыкальный работник рассказывает детям следующую информацию.

Музыку от других искусств отличают звуковысотная (объяснить) природа и абстрактность (объяснить) музыкальных образов. Музыка бывает программной и непрограммной. Программные произведения имеют название или литературное предисловие (Н.А. Римский-Корсаков «Полет шмеля», П.И. Чайковский «Ромео и Джульетта»). Программные произведения более доступны для восприятия, их образы более определены.

Непрограммная музыка связанна с названием жанров (фуга, соната, этюд и т. д.). Этот вид музыки более абстрактен.

Музыкальное искусство можно разделить на виды (классика, эстрада, фольклор), стили (классицизм, романтизм, джаз, рок, поп-музыка), жанры (симфония, этюд, песня, романс).

Далее следует прослушивание музыки соответствующих стилей и жанров.

Потом музыкальный работник может задать следующие вопросы.

  1. Какие виды музыкального искусства вы знаете?

  2. Какие стили музыкального искусства вы знаете?

  3. Какие жанры музыкального искусства вам известны?

В качестве отвлечения можно сделать физминутку: упражнения пальчиковой гимнастики или дыхательные упражнения.

Затем можно перейти к практической части занятия - разучиванию песен для детей.

Музыкальный работник предлагает воспитанникам разучить песню. При этом взрослый рассказывает о технике пения (правильное дыхание, легато, стоккато и т. д.). Затем или звучит плюсовая запись песни, или ее исполняет руководитель, чтобы дети имели представление, как она должна звучать. После этого разучиваются слова (взрослый произносит строчку, дети хором повторяют, пока не запомнят). Затем дети и руководитель вместе исполняют песню несколько раз. После этого руководитель предлагает спеть пеню без него.

Рекомендуемый репертуар:

  1. «Буратино» (А. Рыбников - Ю. Энтин);

  2. «Песня Шапокляк» (М. Зив - Э. Успенский);

  3. «Спор Маши и Вити о сказках» (Г. Гладков - В. Луговой);

  4. «Кто ходит в гости по утрам» (М. Вайнберг - Б. Захаров);

  5. «Собака бывает кусачей» (С. Никитин - Ю. Мориц);

  6. «Дуэт глупого короля и прекрасной принцессы» (Г. Гладков -Ю. Энтин);

  7. «Баю, баюшки, баю» (Г Гладков - Ю. Энтин);

  8. «Песенка о жирафе» (Ю. Чичков - Ю. Энтин);

  9. «Все мы делим пополам» (В. Шаинский - М. Пляцковский

  1. «Где водятся волшебники» (М. Минков - Ю. Энтин);

  2. «Песенка о елочке» (О. Фельцман - И. Шаферан);

  3. «Спят усталые игрушки» (А. Островский - 3. Петрова).



Советы воспитателю

При разучивании песен необходимо уделять особое внимание тому, чтобы дети не только внятно произносили слова, но и понимали их смысл, а также правильно произносили гласные и согласные в конце и середине слов. На каждом последующем занятии необходимо после основной темы разучивать и повторять выученные песни. Также необходимо периодически посвящать данной теме индивидуальные занятия.



ЭТЮДЫ (ИЗОБРАЖЕНИЕ ЖИВОТНЫХ ПОД МУЗЫКУ, ЭТЮДЫ НА ТЕМУ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА, ОБЫГРЫВАНИЕ БЫТОВЫХ СИТУАЦИЙ)



Цели: коррекционная, адаптационная, воспитательная.

Задачи: развитие артистичности, художественной выразительности, раскрепощение, усовершенствование координации движений, чувства ритма, формирование положительных навыков поведения в творческом коллективе.

Оборудование: музыкальный центр, диски, кассеты, репродукции.

Форма работы: групповая.

Форма занятия: беседа в сочетании с практическими заданиями.



Описание и приемы проведения игры. Краткий рассказ об этюдах и их разновидностях. Затем детям предлагаются этюды на тему произведений изобразительного искусства. Данный вид этюдов подразумевает анализ произведений живописи, графики или скульптуры. Дети определяют конфликты, события, предлагаемые обстоятельства, идейное содержание, изображенные в предложенном произведении. Затем изображают композиционное построение и настроение персонажей произведения.

Этюд-наблюдение. Детям предлагается бытовая ситуация (например, человек попал под дождь, промок и замерз, пришел домой, сел у камина и постепенно отогревается). Дети изображают данную ситуацию.

Этюд-изображение. Каждый ребенок выбирает себе то животное, которое он будет изображать. Затем детям предлагается встать в круг. Звучит музыка, и они изображают различных животных, двигаясь по кругу.

Советы воспитателю

Следует учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Если один ребенок сразу выполняет задание, а другой стесняется и теряется, в этом случае с ним необходимо больше заниматься индивидуально.



ИГРА «ПУШИСТАЯ КОШЕЧКА И ЕЕ ХОЗЯИН»

Цели: развивающая, познавательная, воспитательная.

Задачи: развитие двигательных, познавательных и творческих способностей, ловкости, быстроты реакций, внимания; формирование дружеских взаимоотношений между детьми.

Игровой материал и наглядные пособия: карнавальные костюмы кошечки и собачки (в крайнем случае будет достаточно одной маски кошки и одной маски собаки), мел.

Форма работы: групповая.

Форма занятия: игра с элементами драматизации.



Описание и приемы проведения игры. В начале игры воспитатель объясняет ее суть.

В игре может участвовать неограниченное количество человек, взятое произвольно (например, от 10 до 25). Из игроков выбираются пушистая постоянно мяукающая кошечка, ее хозяин и злая сторожевая собака. Остальные игроки превращаются в баночки со сметаной. В одном из углов, около стены, на полу игрового помещения чертится квадрат или прямоугольник - это сарай. Баночки приседают на корточки по кругу в центральной части зала или комнаты, как будто бы находясь в холодильнике, а пушистая кошечка, которая очень любит сметану, проходя вокруг них, прикасается рукой к спинам каждого из участников. Та баночка со сметаной, до которой кошка дотронулась, считается вынутой из холодильника.

Пушистая кошечка относит все, по ее мнению, непригодные более к использованию банки в уличный сарай, т. е. уводит участников за руку, где прячет .от своего доверчивого хозяина. Хозяин, заметив через некоторое время отсутствие некоторого количества банок в холодильнике, задает злой сторожевой собаке, которая должна их охранять, следующий закономерный вопрос: «А где же банки со сметаной?» На это пес высказывает предположение, сопровождая его громким и звонким лаем, что, возможно, это дело рук любимой пушистой кошечки, которая их похитила. После этого они направляются к сараю и выносят из него все банки обратно.

Пушистая кошечка пытается догнать их, дотронувшись рукой До баночек, чтобы вернуть на место. Если ей удается осуществить задуманное, то банка возвращается обратно на свое место. Однако осуществить это она может лишь в том случае, пока баночка не вы шла за пределы сарая, т. е. прочерченного на полу мелом квадрта или прямоугольника. Если же банка уже находится за пределами погреба, то ее можно вернуть обратно, но вместе с одним штрафным очком, которые, постепенно накапливаясь, резко снижают вероятность победы в игре. В это время ее хозяин и злая сторожевая собака всеми силами стараются помешать ей, вынося баночки обратно Выигрывают в ходе игры либо пушистая кошечка, либо ее хозяин вместе со сторожевой собакой - в зависимости от количества баночек со сметаной, оказавшихся к моменту окончания игры в уличном сарае и за его пределами, в холодильнике.

Советы воспитателю

Эту игру и ее правила лучше предварительно разобрать на каком-либо занятии. Ее также можно устраивать как соревнование между группами или проводить во время утренников.



Игры на детской площадке



ИГРА «ЖАБА И МУХИ»

Цели: развивающая, познавательная, адаптационная.

Задачи: постоянное совершенствование двигательных, познавательных, интеллектуальных, творческих способностей; развитие выносливости, физической силы, быстроты реакции.

Игровой материал и наглядные пособия: одна маска жабы и несколько масок мух, количество которых напрямую зависит от числа участвующих в игре детей. Причем интересно будет придумать и изготовить крылышки (например, из марли или какого-либо другого материала), как у настоящих мух.

Форма работы: групповая.

Форма занятия: игровая.



Описание и приемы проведения игры. В игре может принимать участие неограниченное количество человек, взятое произвольно (например, от 10 до 25). По условиям игры из числа участников при помощи считалки или голосования детей выбирается ведущая -девочка, которая будет Василисой Премудрой. Василиса Премудрая отдает различные команды и всевозможные задания самого разнообразного и замысловатого характера, ведь недаром она названа Премудрой! Все игроки являются мухами, а один из них - жабой,

которая питается этими самыми мухами и должна находиться в середине игрового поля.

В это время все мухи летают по импровизированному болоту, на котором живет жаба, и жужжат. Периодически жаба выпрыгивает й3 своего убежища и, приседая, пытается поймать одну из мух, причем обязательным условием является именно способ передвижения прыжками - как у самой настоящей жабы. Та муха, которую жаба поймает и «съест», временно меняется с ней местами и становится жабой со всеми вытекающими отсюда последствиями и игровыми обязанностями до следующей пойманной мухи.



Советы воспитателю

Игра может продолжаться бесконечно долго, поэтому ее длительность напрямую зависит от физических возможностей и сил ребятишек, а также степени их подготовленности к восприятию различного рода нагрузок. Однако рекомендуется сразу же заканчивать игру, как только начнут появляться первые признаки утомления и усталости детей, чтобы не перегружать их.



ИГРА «ДЕРЕВЯННЫЕ И ОЛОВЯННЫЕ СОЛДАТИКИ»

Цели: развивающая, познавательная, воспитательная.

Задачи: развитие двигательных, познавательных, коммуникативных, интеллектуальных и творческих способностей, эрудиции.

Игровой материал и наглядные пособия: детские разноцветные мелки, повязки на голову разного цвета для представителей двух команд (например, для команды деревянных солдатиков - синие, а для оловянных - красные). Их число должно совпадать с количеством играющих в данный момент детей. Наличие повязок является необходимым условием для того, чтобы сразу видеть принадлежность отдельно взятого игрока к какой-либо конкретной команде.

Форма работы: групповая.

Форма занятия: игровая.



Описание и приемы проведения игры. Все участники при помощи ведущего разделяются на 2 команды, включающие в свой состав произвольное количество детей, т. к. в них может играть неограниченное количество ребятишек. Главное, чтобы число было одинаковое (например, в каждой из команд может быть по 10 игроков). Первая команда будет называться деревянными солдатиками, а вторая - оловянными.

Затем игровое поле на площадке условно разделяется на 2 половины. Для того чтобы игроки вместе с ведущим не ошибались и не путались лишний раз, можно прямо на асфальте прочертить разделяющую линию при помощи цветных детских мелков яркого цвета. Участники каждой из команд расходятся по своим территориям. Далее, после того как прозвучит команда ведущего: «Дерево!», игроки - деревянные солдатики стараются поймать как можно больше участников из противоположной команды, причем детишкам теперь разрешается бегать по всей игровой площадке без каких-либо ограничений и исключений.

Те участники, которых им удастся поймать, переходят в состав уже их команды, становясь ее полноправными игроками.

Затем, когда прозвучит следующая условная команда ведущего: «Олово!», право быть водящими и ловить своих соперников переходит к команде оловянных солдатиков. Правила игры в этом случае те же, что и раньше, т. е. пойманные участники переходят в команду своих противников.



Советы воспитателю

Эта игра может состоять из нескольких туров. В результате победившей будет считаться та команда, в составе которой к окончанию игры окажется большее количество игроков. Меньшая по своей численности команда проиграла.



ИГРА «КОЛОБОК»

Цели: развивающая, коммуникативная, воспитательная.

Задачи: развитие координации движений, быстроты реакций, мышечной системы рук и ног, гибкости кистей, воображения, ловкости, фантазии, образного мышления; выработка умения играть в команде.

Игровой материал и наглядные пособия: 2 стандартных волейбольных и баскетбольных мяча (однако можно использовать для этих целей и обыкновенные резиновые средних размеров), по 2 костюма или маски зайца, волка, медведя, лисы, бабки и дедки.

Форма работы: групповая.

Форма занятия: игровая.



Описание и приемы проведения игры. В игре может принимать участие 13 человек вместе с ведущим, потому что их количество напрямую связано с числом персонажей всем известной русской народной сказки «Колобок»: дед и баба, заяц, волк, медведь, лиса. Два колобка будут условно представлены мячиками, и остальных участников на каждую роль будет по 2, т. к. в мероприятии участвуют 2 команды.

Из числа игроков выбирается единогласным решением ведущий, а оставшиеся 12 участников делятся на одинаковые по количеству человек команды, т. е. по 6 ребятишек в составе каждой, распределяя между собой вышеперечисленные роли сказочных персонажей. После этого команды выстраиваются в 2 ровные шеренги у начала игрового поля, очерченного мелом.

После того как прозвучит команда ведущего: «Начали!», первые участники команд приседают на корточки и, держа мяч в руках, передвигаются в таком положении. Мяч перекатывают по полу, как будто сказочный колобок. Таким способом они должны добраться до противоположной конца площадки и затем вернуться обратно, передав мяч вторым игрокам. Первые же участники встают в конец строя.

Вторые, третьи, четвертые, пятые и шестые участники игры проделывают то же самое, что и первые, соблюдая те же важнейшие правила игры.

  1. Ни в коем случае нельзя подниматься и вставать либо передвигаться до финиша и обратно другим способом, кроме как на корточках или в полуприседе.

  2. «Колобка» надо перекатывать впереди себя руками, имитируя его убегание от героя сказки.

Победившей признается та команда, которая не только смогла быстрее по времени «пробежать» за колобком и раньше закончить игру, но и справилась с поставленной задачей более качественно, ни разу не упустив мяч из рук, не споткнувшись и не упав. Другая команда при этом соответственно считается проигравшей.



Советы воспитателю

Перед игрой необходимо показать детям движения или прорепетировать с ними.



«КУРОЧКИ-ПЕСТРУШЕЧКИ И ЗОЛОТЫЕ ПЕТУШКИ»

Цели: развивающая, познавательная, воспитательная.

Задачи: развитие двигательных способностей, быстроты реакций, координации движений, ловкости, внимания, взаимодействия с другими игроками; знакомство с народными традициями.

Игровой материал и наглядные пособия: мяч.

Форма работы: групповая.

Форма занятия: игровая.



Описание и приемы проведения игры. В игре может принимать участие неограниченное количество человек, главное условие, которое необходимо соблюдать, - число играющих должно быть четным.

Игроки делятся на 2 одинаковые по количеству игроков команды (например, 10 ребятишек в одной и 10 - в другой). В первой команде - курочек-пеструшечек - будут играть одни девочки, а во второй - золотых петушков - только лишь мальчики. Они выстраиваются ровными прямыми линиями друг напротив друга. Крайний участник из команды курочек бросает мяч стоящему напротив него игроку из команды золотых петушков, после чего тот ребенок проделывает то же самое. Если участница из команды курочек не сможет поймать мяч или выронит его из рук, то игрок из команды золотых петушков, бросавший ей мяч, переходит в команду курочек и становится ее полноправным участником, и наоборот. Главным является тот факт, что наказание несет не тот игрок, который не поймал мяч, а тот, который его неудачно бросил сопернику таким образом, что тот не долетел до нужного места или же перелетел.

Следовательно, важным в игре является то, что ребята учатся бросать мяч правильно, прямо в руки противнику, т. е. участнику противоположной команды, видя перед собой цель и рассчитывая свои силы. .

Победившей считается та команда, в которой к моменту окончания игры останется большее количество участников, чем в другой. Та команда, в которой окажется меньше игроков, проиграла.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал