7


  • Учителю
  • План-конспект занятия по изобразительному искусству. Тематическая композиция Иллюстрация к любимой сказке

План-конспект занятия по изобразительному искусству. Тематическая композиция Иллюстрация к любимой сказке

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала





















МБУДО ЦДО «Ступени» города Сочи.





ПЛАН-КОНСПЕКТ

Занятия по изобразительному искусству





ТЕМА: «Иллюстрация к любимой сказке»

Для групп «Колорит», 1 год обучения

Выполнил: педагог дополнительного образования

Болдырева Ольга Владимировна





























2016г.

Тип занятий: Практического применения знаний и умений.

Цель: Создание иллюстрации к любимой сказке. Создание художественного образа по литературному произведению.

</<font size="4">Задачи:

  1. Дидактические:

Формирование и совершенствование графических, навыков композиционного построения, цветового решения.

  1. Развивающие: Развитие образного мышления, творческого воображения,

эстетического вкуса. Развитие познавательного интереса.

  1. Воспитательные: формирование общечеловеческих ценностей, воспитание трудолюбия, творческому отношению к труду, самоконтроля.

Используемые методы: словесные, наглядные (демонстрация видеоряда), практические, познавательные.

Используемые педагогические технологии: проблемно-поисковые, творческие, компьютерные (новые информационные) техноглогии обучения.

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ для учащихся: лист ватмана А4, графитный карандаш, гуашь, мольберты, кисти, банка с водой, резинка.

Для преподавателя: плазменная панель, слайд-шоу иллюстраций Ивана Билибина к русским народным сказкам и сказкам Пушкина, книга сказок с иллюстрациями И.Я.Билибина

ХОД УРОКА:

  1. Организационная часть.

- приветствие,

- анализ готовности к занятию;

-обозначение темы занятия.

«Иллюстрация к любимой сказке»

  1. Введение в предлагаемый материал.

Обсуждение вопросов: что такое книжная графика? Что такое иллюстрация?

НОВЫЙ МАТЕРИАЛ: знакомство с творчеством известного русского художника Ивана Яковлевича Билибина.





Замечательным иллюстратором русских народных сказок был известный художник Иван Яковлевич Билибин (1876-1942гг.) Его творчество широко известно в русской художественной культуре.

Он выполнил иллюстрации к русским народным сказкам "Царевна-лягушка", "Перышко Финиста-Ясна Сокола", "Василиса Прекрасная", "Марья Моревна", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Белая уточка", к сказкам А. С. Пушкина - "Сказка о царе Салтане"(1904-1905), "Сказка о золотом петушке"(1906-1907), "Сказка о рыбаке и рыбке"(1939) и многим другим. И. Я. Билибин разработал систему графических приемов, которые дали возможность объединять иллюстрации и оформление в одном стиле, подчинив их плоскости книжной страницы. Характерные черты билибинского стиля: красота узорного рисунка, изысканная декоративность цветовых сочетаний, тонкое зрительное воплощение мира, сочетание яркой сказочности с чувством народного юмора и др. Художник стремился к ансамблевому решению. Плоскость книжной страницы он подчеркивал контурной линией, отсутствием освещения, колористическим единством, условным делением пространства на планы и объединением различных точек зрения в композиции.

Одной из значительных работ Билибина были иллюстрации к "Сказке о царе Салтане" А. С. Пушкина. Эта сказка с ее многокрасочными картинами древнерусского быта дала богатую пищу билибинской фантазии. С поразительным мастерством и большим знанием изображал художник старинные костюмы и утварь. Он отразил основные эпизоды пушкинской сказки. Однако между листами серии заметны различные источники стилизации. Иллюстрация с изображением Салтана, заглядывающего в светлицу, отличается эмоциональностью и напоминает зимние пейзажи И. Я. Билибина с натуры. Сцены приема гостей, пира очень декоративны и насыщены мотивами русского орнамента. Лист с плывущей по морю бочкой напоминает знаменитую "Волну" Хокусаи. Процесс выполнения И. Я. Билибиным графического рисунка напоминал труд гравера. Набросав на бумаге эскиз, он уточнял композицию во всех деталях на кальке, а затем переводил на ватман. После этого колонковой кистью с обрезанным концом, уподобляя ее резцу, проводил по карандашному рисунку четкий проволочный контур тушью. В зрелый период творчества Билибин отказался от употребления пера, к которому иногда прибегал в ранних иллюстрациях. За безукоризненную твердость линии товарищи шутливо прозвали его "Иван - твердая рука".

В иллюстрациях И. Я. Билибина 1900-1910 годов композиция, как правило, развертывается параллельно плоскости листа. Крупные фигуры предстают в величавых застывших позах. Условное деление пространства на планы и объединение различных точек зрения в одной композиции позволяют сохранить плоскостность. Совершенно исчезает освещение, цвет становится условнее, важную роль приобретает незакрашенная поверхность бумаги, усложняется способ обозначения контурной линии, складываеся строгая система штрихов и точек. Дальнейшее развитие билибинского стиля состоит в том, что в более поздних иллюстрациях художник от лубочных приемов перешел к принципам древнерусской живописи: цвета становятся звучнее и насыщеннее, но границы между ними обозначены теперь не черным проволочным контуром, а тональным сгущением и тонкой цветной линией. Краски кажутся сияющими, но сохраняют локальность и плоскостность, а изображение порой напоминает перегородчатую эмаль. В русской графике он создал неповторимый - «билибинский» - стиль книжной иллюстрации, основанный на стилизации народного искусства - лубка, резьбы по дереву, древнерусских миниатюр. Билибин использовал также мотивы древнерусских вышивок. Его книжные иллюстрации отличались взволнованной поэтичностью, яркой цветовой гаммой. Его книжные иллюстрации к «Сказке о царе Салтане…» (1905) А.С. Пушкина, к былине «Вольга» (1904) отличались непревзойденным уровнем художественного мастерства, яркой образностью.

Просмотр слайд-шоу с иллюстрациями И.Билибина.

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ НА - общую композицию и композиционный центр;

-как художник пользуется цветом (плоское цветовое пятно),

- эмоциональное состояние природы,

- эмоциональное состояние героев;

-взаимодействие фигуры и фона;

- использование орнамента, контура;

-рассматриваем богатство деталей компазиций.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ.

Выполнение творческой композиции -иллюстрации любимой (народной) сказки. Используем билибинский технический прием -обводки черным или цветным тонким контуром.

ПЕРЕМЕНА. Физкультминутка.

ЗАВЕРШЕНИЕ РАБОТЫ.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. ОБСУЖДЕНИЕ.





План-конспект занятия по изобразительному искусству. Тематическая композиция Иллюстрация к любимой сказке:







 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал