7


  • Учителю
  • Упражнения для театрального кружка

Упражнения для театрального кружка

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Нет дыма без огня, как нет теории без практики. Это не всегда прописная истина, но в случае с актерским мастерством она абсолютна. Нельзя прочитать сборник Станиславского и стать актером. Даже плохим. За стенами театральных вузов скрываются не только лекции, но и часы сценических упражнений, технических этюдов, репетиций. Но и это не отображает всю суть театрального ремесла, в котором, чтобы добиться успеха, нужно смотреть на мир по-особенному, искать возможности развития своих талантов и навыков повсюду.



4brain.ru уже публиковал подборку игр и упражнений в помощь всем желающим научиться актерскому мастерству. Кроме того, практикум прилагается и к каждой статье, посвящённой отдельному навыку. Здесь мы собрали ещё большее количество сценических упражнений, поделив материал на соответствующие рубрики. Многие из них пригодятся не только начинающим актерам, но и поспособствуют развитию таких важных для всех людей навыков как память, внимание, дикция, артикуляция и другие.

Упражнения для развития сценического внимания



Сценическое внимание - сосредоточенность на человеке или предмете в рамках сценической среды. Внимание неразрывно связано с концентрацией. Вот несколько простых упражнений для её развития:



1. Не отвлекаясь, сосчитайте в уме до 10. Суть упражнения в том, что каждую цифру вы должны «рисовать» в своем воображении. Образ нужно создавать устойчивый, обращая внимания на детали - цифра может быть написана мелом на доске или в форме восковой свечи для торта (здесь уж как ваша фантазия подскажет). После того как удастся сосредоточиться, переходите к следующей цифре. Она должна сменять предыдущую, стирая ее, или выталкивая за рамки нарисованной картинки.



2. Упражнение, которое можно выполнять где угодно: на работе, дома, в кафе. Найдите глазами в непосредственной близости от вас какой-нибудь предмет (чашка, компьютерная мышка, горшок с кактусом) и полностью сконцентрируйте на нём своё внимание. Внимательно рассмотрите его, отметьте все детали. Переключитесь на среднее расстояние (цветы на столе коллеги, подставка для канцелярских принадлежностей, книга на полке), потом на дальнюю часть помещения (картина на стене, вешалка возле входа, дверная ручка). Повторите задание, концентрируясь на предметах в обратном порядке.



3. Возьмите чистый лист и поставьте в его центре точку - это «привязка» для внимания. В течение 10 минут смотрите на точку и ни на что не отвлекайтесь. Это сложнее, чем кажется. Когда выполнение упражнения станет лёгким, усложните его - поставьте точку на окне и сосредоточьтесь на ней, не обращая внимания на звуки и события за окном.

Развитие разных видов сенсорного внимания

Включите любимую передачу, фильм, выступление. Внимательно следите за движениями героя и повторяйте их. Но делать это нужно в зеркальном отражении: когда у актера поднята правая рука, вы поднимаете левую, когда он склоняет голову налево, вы повторяете направо.

Придя в парк или кафе, наблюдайте за случайными прохожими или другими посетителями. Бросьте быстрый взгляд на любого из них и закройте глаза. У вас в памяти остался образ, первое впечатление. Постарайтесь его «оживить». Куда идет этот человек? Кого он ждет? Какая музыка играет в его наушниках? Он пишет сообщение или читает новости со своего телефона?

Включите любимую музыку. При прослушивании старайтесь определять партии различных инструментов, особенности их звучания, смены.

Сидя в помещении, откройте окно и по доносящимся звукам составьте в воображении картину происходящего. Если вы на работе, не отвлекайтесь на шум офиса. Закройте окно. Прислушиваясь к звукам, которыми наполнен кабинет, или которые доносятся из соседнего офиса, коридора, также представьте происходящее.

Как альтернативный вариант можно включить фильм, который вы раньше не видели, а самому уйти в другую комнату или сесть так, чтоб не видеть экран, а только слышать. На основе этого воссоздать происходящие события.

Для тренировки осязательного внимания можно попробовать отделить 1 волосок от пряди волос, используя при этом пальцы одной руки.

Попросите кого-нибудь спрятать под скатерть стола различные небольшие предметы - ключ, мелочь, исписавшийся карандаш и т. д. Ваша задача: на ощупь определить, что именно находится под скатертью.

Всегда и везде старайтесь чувствовать разные запахи. Не только духи прохожих или горячую выпечку в магазине, но и «особенные» запахи: весны, приближающейся грозы и дождя, сырости подвала, лиственного леса, скошенной травы.

Уделяйте окружающим вас запахам чуть более внимания, чем всегда. Анализируйте их, представляйте, как и откуда они распространяются, что служит их источником. Сосредоточьтесь на всех ощущениях, которые они у вас вызывают: аппетит, раздражение, отвращение.

Зрительное внимание и память хорошо развивают специальные игры. Вот одна из них.

Развитие многоплоскостного внимания



1. Возьмите два многозначных числа (например, 937 и 16 или 525 и 43) и постарайтесь устно их умножить. Но это не главная сложность. Считая в уме, вы должны параллельно на листе бумаги записывать выученный когда-то стих. Вариацией может быть счёт на бумаге и одновременное прочтение стиха вслух.



2. Более сложное упражнение. Производя вычисления в уме или на бумаге, переписывайте или читайте сложный текст, например, из медицинского справочника. Утруднить задачу можно, если использовать для переписывания текст на абсолютно незнакомом языке. В случае и с первым, и со вторым упражнением дополнительно разнообразить и усложнить выполнение поможет включенное радио или музыкальный канал.

Упражнения для развития сценического движения



Сценическое движение - реакция, координация движений, способность передать внутренний мир и переживания героя через язык тела. Умение двигаться на сцене - комплексный навык, для освоения которого требуется тренировка нескольких способностей.



Релаксация. Часто причиной «физических зажимов» и неубедительных, «ненастоящих» сценических движений артиста становится стресс, скованность, неспособность расслабиться. О том, как этого избежать, можно прочитать в статье «Упражнения для релаксации и снятия эмоционального и мышечного напряжения» на страницах нашего блога.



В статье о сценическом движении мы писали о важности тренировки всех групп мышц и пластики тела, которая позволяет актеру оттачивать свои двигательные навыки. Вот некоторые упражнения:

Исходное положение: ноги вместе, руки вдоль тела. Упражнение поделено на 8 этапов, которые сменяются через прыжок. «Раз»: ноги из положения вместе в положение на ширине плеч, правая рука на пояс. «Два»: ноги в исходную позицию, левая рука на поясе. «Три»: правая нога вперед, левая назад, правая рука на плече. «Четыре»: ноги вместе, руки поменялись, теперь левая на плече. «Пять»: ноги на ширине плеч, правая рука на затылке. «Шесть»: ноги вместе, левая рука на затылке. «Семь»: левая нога вперед, правая назад, правая рука поднята вверх. «Восемь»: ноги вместе, левая рука поднята вверх.

Сценическое падение. Исходная позиция: ноги на ширине плеч. Сделать шаг правой ногой назад и потянуться руками и всем корпусом к прямой левой ноге. Мягко сесть на пол. Повторить упражнение с шагом назад левой ногой.

Больше различных упражнений с иллюстрациями к ним ищите здесь.



Координация и баланс:

Исходное положение: стоя на правой ноге, левая нога согнута в колене так, что бедро и стопа параллельны полу, руки разведены в стороны. На выдохе медленно наклоняемся вперед насколько это возможно. Левая нога отводится назад, но не разгибается. На вдохе так же не спеша выпрямляемся и возвращаемся в исходное положение. Повторяем упражнение 10-12 раз, меняем ногу и проделываем то же самое.

Исходное положение: стоя на правой ноге, руки в стороны. Левой ногой начинайте описывать в воздухе восьмерки. Повторите 6-8 раз. Затем смените ногу. Чтобы усложнить выполнение - закройте глаза.

Посмотрите видео о тренировке баланса и координации:





Упражнения для развития сценической речи



Сценическая речь является средством театрального воплощения драматургического произведения, посредством которой актер передает зрителю внутренний мир, социальные, психологические, национальные, бытовые черты характера персонажа. Тренировать сценическую речь нужно комплексно, работая над дыханием, дикцией, артикуляцией.

Дыхательные упражнения



Исходное положение: стоя в естественной позе. Делаем вдох, поднимаем руки и голову вверх. На выдохе - наклон, руки ладонями упираются в пол. Вдох - левую ногу ставим назад, голову поднимаем вверх. Выдох - нога возвращается назад, голову склоняем вниз. Следующий вдох-выдох повторяем предыдущий цикл только для правой ноги. Вдох - вытягиваемся, расправляем позвоночник, смотрим перед собой. На выдохе складываем ладони домиком на уровне груди. Скорость выполнения следует постепенно наращивать до максимальной.



Исходное положение: стоя, руки от плеча до локтя в горизонтальном положении (параллельно полу). От локтя вниз (предплечья и кисти) - висят вертикально. Вдох через живот, на выдохе выговариваем звук «п» и делаем круговое движение предплечьями и кистями, плечо остается зафиксированным. На следующий выдох делаем 2 круговых оборота, потом 3 и так до 6. Затем уменьшаем скорость с 6 до 1.

Упражнения для дикции



Произнесите сложные звукосочетания: тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ, кжда, ккждэ. Теперь принимайтесь за слова с трудными сочетаниями согласных: бодрствовать,брандспойт, взбадривать, взбудоражить, витийствовать, контрпрорыв, мудрствовать, постскриптум, протестантство, сверхзвуковой, философствовать, центр взрыва. Дальше - предложения со слогами под ударением: В тот час тут пел дрозд. В тот год тут был град. Дуб был стар. Всем люб был Петр. Вмиг клуб полн. Мох скрыл гриб. Дед стал стар. Ваш гость взял трость. Волн всплеск - брызг блеск! Сто верст вскачь. В каждом случае темп следует наращивать, скорость доводить до максимально возможной, при этом четко выговаривать все звуки.



Используйте звукоподражание - это отлично тренирует сочетание звуков. Постарайтесь воспроизвести звук забивания гвоздя в стену, лошадиного топота по асфальту, спуска тетивы лука. У вас должен получится не банальный «цок», а что-то по образцу «свсы», «тзцу», «взси», другими словами - расчленяйте действие на звуки, которые слышите.

Упражнения для артикуляции



1. Опустите челюсть, подвигайте ею влево-вправо, вверх-вниз. Откройте широко рот, высуньте язык, кончик должен стремиться к верхней губе, не совершайте движений челюстью. Затем, не закрывая рот, улыбнитесь, и совершайте движения языком между уголками рта. Кроме языка ничего не должно двигаться, также старайтесь им не прикасаться к губам. Надуйте щёки насколько сможете, затем резко выдохните, сложив губы трубочкой. Повторите несколько раз. Потом смените тактику, надув щеки, не выпускайте воздух, а втяните их, сделав губами «рыбку».



2. Представьте, что вы очень устали и хотите спать. Зевайте с продолжительными звуками «ааааааааааах», «ыыыыыыыыых».



3. Вообразите, что у вас болит горло и вы полощете его лекарственным раствором. Запрокиньте голову назад и сымитируйте гортанные звуки «ггггрррр».

Упражнения для развития эмоциональной памяти



Эмоциональная память - память на чувства, связанная с запоминанием, сохранением и воспроизведением эмоционально окрашенных явлений. Актеру важно уметь вспоминать пережитые чувства, волнения, мысли, основываясь на прошлом опыте, применять их на благо образа. Помогут в этом такие упражнения.

Медитация. Чем чаще человек переживает какое-то впечатление или эмоцию, тем ближе и понятнее она для него становится. Поэтому во время сеансов медитации рекомендуют мысленно переносится в небезразличные места и стараться вызывать не только чёткие их образы, но и заполнять приятными эмоциями, ощущениями, волнениями.

Природа эмоции для многих людей неясна. Актер же должен стремиться её познать. Простой и верный способ - анализировать свои чувства. Это не так сложно как кажется. Начинать стоит с приятных мелочей. Например, наполняя себе чашку кофе или какао с утра, который вы так любите, сконцентрируйтесь на своих чувствах. Горячий напиток делает ваше утро бодрее? Что вы чувствуете, наливая его, делая первый глоток, допивая? Вы любите только кофе или и чашку, которая напоминает о каком-то событии? Пенка на напитке вызывает ощущение мягкости, нежности? Выделяйте все ощущения. По аналогии нужно расщепить остальные бытовые занятия, имеющие эмоциональный фон - прием горячей ванны, просмотр любимого фильма. Таких вопросов вы должны задавать себе очень много.

Возьмите стул, присядьте, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что в руках вы держите спелый, крупный персик. Вы начинаете его медленно есть, откусывая небольшие кусочки, стараетесь, чтоб сок не попал на лицо и одежду. Это упражнение не только на простое физическое действие, где нужно максимально точно имитировать процесс. Сложность в том, что во время импровизированного съедания персика вы должны представлять его форму после каждого укуса, чувствовать вкус мякоти и кожицы, обонять его запах.







Что такое сценическое движение?



Сценическое движение - важнейшая составляющая внешней техники актёра, полное понимание которой невозможно без ее рассмотрения в комплексе со сценическим действием. Движения - основа активного и интересного для зрителя существования на сцене. Целью развития этого навыка является выработка реакции, координации движений, способности передать внутренний мир и переживания героя через язык тела. Сегодня сценическое движение изучают не только на актёрских факультетах, но и хореографических, а также как методику развития детей (техника простых двигательных навыков: осанка, поза, жестикуляция).



Одними из первых о необходимости развития техники сценического движения заявили К. С. Станиславский и В. Э. Мейерхольд. В частности, Станиславский советовал: «Стремитесь так усовершенствовать своё тело, чтобы ничто не могло помешать выразить вам свою внутреннюю жизнь роли чётко и точно». Как театральный предмет сценическое движение оформилось в трудах Е. Шишмаревой, И. Коха, А. Немеровского и других.



Почему движение так важно для артиста сцены? В жизни движения непроизвольны и отточены до автоматизма. Когда мы хотим сесть на стул - садимся, хотим взять со стола очки и газету - берём. На сцене всё труднее. Нужно не только естественно двигаться, как в повседневности, но и делать это соответственно условиям, которые ставит ситуация, обыгрываемая в произведении. А это не только натуральность движений бытовой жизни, но и понимание норм поведения эпохи, случая.



В наше время человек меньше вынужден трудиться физически, что делает его тело менее приспособленным к значительным нагрузкам. Но хороший актёр должен владеть каждой группой мышц, поддерживать мышечный тонус, понимать как «работает» тело. Это позволит не только лучше справляться с возможными трудностями физического воплощения роли, но и бороться с повседневным автоматизмом движений, который неуместен на сцене. Н. Карпов в «Уроках сценического движения» пишет: «Чувство движения - это слияние ряда психофизических качеств актёра, которые проявляются в видимой форме и могут и должны быть проконтролированы через амплитуду, скорость, силу и чёткость линий движения. Чувство движения - это навык, который формируется в процессе «переживания» движения, то есть сознательного освоения его структуры, и совершенствуется через сознательное отношение к процессу построения движения».



Движение на сцене делают выразительными такие составляющие:

Развитие движения как единого процесса;

Отсутствие автоматизма;

Умение построить колоритную и пластическую, но точную фразу жеста;

Умение понять и передать своё эмоциональное состояние через язык тела;

Пластический диалог с партнёрами.



Обучение технике движения строится на выполнении учащимися сначала простейших заданий моторного типа, позже - простых физических упражнений, и полноценных сценических этюдов в конце. Практические навыки сценического движения приобретаются не только в результате выполнения специальных заданий, часть которых приведена ниже, но и во время занятий фехтованием и танцами, практикуемых многими театральными вузами.

Упражнения для развития сценического движения



Как говорилось выше, в системе Станиславского движению, как главному средству внешней техники актёра, отводилась важная роль. В то же время, педагог считал, что нет каких-то универсальных техник, способных научить артиста правильно двигаться. Он писал: «Учить творческому применению движения нельзя, а можно лишь воспитывать нервно-физический аппарат в направлении, особенно выгодном для сценической работы». Вот некоторые упражнения способные помочь в данном направлении:

Упражнения на развитие баланса

Исходное положение: левая нога поднята и согнута в колене. Баланс на правой ноге. Руки в натуральном положении. Выполняем наклоны корпусом вправо-влево, вперёд-назад, затем круговые движения торсом. Возвращаемся к исходному, прыжком меняем опорную ногу на левую, правая согнута в колене. Повторяем алгоритм.

Исходное положение: стоя на одной пятке, в руке - воображаемый веер. Делаем им легкие движения, сохраняя баланс и устойчивость. Если это даётся без труда - меняем опорную ногу, продолжаем обмахивать себя веером, а второй рукой делаем движения, приглашая воображаемого партнёра подойти поближе.

Исходное положение: стоя на одной ноге. Правой рукой зовём, левой рукой прогоняем, поднятой ногой отталкиваем. Все три движения выполняются одновременно. Прыжком меняем опорную ногу. Теперь нога зовёт, одна рука прогоняет, другая угрожает.

Исходная позиция: ноги на ширине плеч, ступни параллельно, руки в стороны, пальцы собраны в мягкий кулак. Начинаем вращать руками от локтей. Переносим вес тела сначала правую ногу, поднимая левую ногу пока бедро не будет в положении параллельно полу. Вращаем левой ногой от колена, стопа расслаблена. Плавно меняем опорную ногу, движения совершаем в другую сторону. При смене позиции движение руками не прекращается. Задача: удерживать баланс. Амплитуда движений - максимальная, скорость чередуется от низкой до высокой.

Упражнения на развитие координации

Исходное положение: стоя на одной ноге. Правой рукой зовём, левой рукой прогоняем, поднятой ногой отталкиваем. Все три движения выполняются одновременно. Прыжком меняем опорную ногу. Теперь нога зовёт, одна рука прогоняет, другая угрожает.

Исходная позиция: ноги на ширине плеч, ступни параллельно, руки в стороны, пальцы собраны в мягкий кулак. Начинаем вращать руками от локтей. Переносим вес тела сначала правую ногу, поднимая левую ногу пока бедро не будет в положении параллельно полу. Вращаем левой ногой от колена, стопа расслаблена. Плавно меняем опорную ногу, движения совершаем в другую сторону. При смене позиции движение руками не прекращается. Задача: удерживать баланс. Амплитуда движений - максимальная, скорость чередуется от низкой до высокой.

Упражнения на развитие напряжения



Напряжение - физическое и психическое проявление чувства воли. Говоря понятным языком, контроль над напряжением позволяет актёру правильно выполнять движения - не механически, но и не подчеркнуто гиперболизировано или небрежно.

Представляем огромный камень. Пытаемся его сдвинуть, упираясь в него руками и ногой, на другой ноге держим баланс. Меняем ногу. Продолжаем двигать, упираясь в камень левым плечом и правой рукой. Воссоздаём другие возможные варианты перемещения. Задача: держим баланс на одной ноге, постепенно увеличиваем напряжение.

Стоим на одной ноге так долго, сколько сможем. Обычно продлить это время помогает сосредоточение на воображаемом объекте. Можно, к примеру, мысленно пройти ежедневный путь из дома на работу или в магазин. От чрезмерной нагрузки мышцы через какое-то время расслабятся, и мышечное напряжение после возвращения в нормальное состояние пройдёт.









































































Сценическое внимание



Станиславский говорил, что внимание для актёра - это калитка к творчеству, ко всякому чувству. Без внимания немыслим ни один даже самый короткий момент пребывания актёра на сцене; внимание должно быть активизировано в течение всего периода работы над ролью, где бы эта работа ни происходила: в репетиционном зале, дома, на улице, в библиотеке. Словом, сценическое творчество постоянно требует полной сосредоточенности всей внутренней и физической природы артиста.



Все великие актёры во время игры достигали 100 % концентрации внимания на событиях пьесы. Начинающим же бывает очень трудно сосредоточиться, в частности, отвлечь внимание от «чёрной дыры портала» - зрителей. Им важно научиться контролировать и направлять его на объекты сценической среды, следовать логике действий персонажа. В то же время, навык сценического внимания важен не только для тех, кто решил связать свою деятельность с театром, но и для всех желающих сделать более насыщенным каждый момент своей жизни. О нём дальше и пойдет речь.

Внимание как аспект сценического искусства



Внимание - это психический процесс, обеспечивающий концентрацию сознания на тех или иных реальных или идеальных объектах. В зависимости от характера объекта различается внимание внешнее (направленное на происходящее в окружающем мире) и внутреннее (сосредоточенность на своих мыслях). Чаще всего в жизни наше внимание непроизвольно и инстинктивно, а движут им безусловные рефлексы: ориентировочный, оборонительный и другие. Произвольным внимание бывает лишь тогда, когда мы заняты чтением учебника, работой над отчётом, запоминанием стиха - в ситуациях, когда целенаправленно работаем над чем-то.



К. С. Станиславский писал: «Наблюдая за жизнью, артист должен смотреть вокруг себя не как рассеянный обыватель и не как холодный статистик, которому нужна только фактическая и цифровая точность собираемых сведений. Артисту нужно проникнуть в суть наблюдаемого, внимательно изучать предлагаемые жизнью обстоятельства и поступки людей, понять склад души, характер того, кто совершает эти поступки. А это удаётся только по-настоящему заинтересованному, внимательному художнику».



Сосредоточенность на человеке или предмете в сценической среде - важный элемент актёрского перевоплощения. Артисты такие же люди как все, им свойственно отвлечение, рассеяность. Поэтому умение концентрироваться, произвольно переключаться с одного предмета на другой - верный признак хорошей игры. Внимание нужно актёру всё время нахождения на сцене, какую бы роль он не играл.



Отличием сценического внимания от жизненного является фантазия. В быту внимание - это объективное сосредоточение на предмете или мысли, а в театре - целенаправленный искусственный акт в пределах сценической среды. Оно помогает актёру развить чувство правды, эмоциональную память, образно говоря, «быть по эту сторону рампы».

Этапы изучения сценического внимания



Л. П. Новицкая, педагог, ученица К. С. Станиславского, говорит о четырёх этапах, которые должен пройти актер, чтобы развить сценическое внимание:

Первый этап. Развитие произвольного сценического внимания в реальной плоскости



Первая и одна из главных задач - научиться концентрироваться, сосредотачивать своё внимание на конкретном предмете, абстрагироваться от внешних раздражителей, условий творчества и присутствия публики. Упражнения этого блока направлены на развитие внимания органов чувств: зрительного, слухового, осязательного, обонятельного и вкусового.



Упражнения

Взять несколько открыток или фотографий, на которых изображены люди в разных позах. Повторить их позы.

По доносящимся с улицы звукам постараться нарисовать в воображении детальную картину происходящего.

Нащупать в кармане несколько давно забытых там монет и с помощью пальцев попробовать выяснить их достояние.

Научиться различать запахи разных цветов.

Второй этап. Развитие произвольного сценического внимания в воображаемой плоскости



«В нашем деле важно внутреннее внимание, потому что большая часть жизни артиста на сцене, в процессе творчества, протекает в плоскости творческой мечты и вымысла, придуманных предлагаемых обстоятельств».



Этими словами Станиславского характеризуется важность внимания к обстоятельствам, условиям, предметам ненастоящим, которые существуют лишь в представлении, вымышленной истории, в которой живёт актер.

Упражнения



Здесь понадобится партнёр. Опишите ему детально дорогу, которой вы в детстве ходили в школу, не упуская ни одной мелочи. Рассказывайте не только о физических объектах, но и о звуках, ваших субъективных переживаниях. Опишите квартиру или дом, в котором выросли или живёте сейчас. Напарник должен нарисовать план по вашему рассказу. Сверьтесь. Поменяйтесь местами.

Третий этап. Многоплоскостное внимание (или раздвоенное внимание)



Человек способен распределять свое внимание в нескольких плоскостях. Например, во время игры в карты, вы можете подпевать играющей музыке и параллельно поглядывать на часы, боясь опоздать на встречу с друзьями. С физиологической точки зрения этот процесс не одновременный - действия следуют друг за другом, но при нём сохраняется внешнее ощущение единства.



Для артиста сцены очень важно добиться во время игры такой «одновременности» внимания сразу к нескольким предметам. Ведь быстрое переключение с одного объекта на другой создает у зрителя ощущение целостности и непрерывности действия.

Упражнения

Возьмите коробку спичек или колоду карт. Вы должны считать количество спичек в коробке, доставая их по одной, или складывать карты по масти, при этом параллельно рассказывая сказку или стих.

Парное упражнение. Попросите партнёра написать на листке какое-нибудь уравнение (например, 125х37=) и принимайтесь за решение. Напарник в это время должен всяческими способами вас отвлекать.

Четвёртый этап. Внимание как средство добывания творческого материала



«Артист должен быть внимательным не только на сцене, но и в жизни». Он должен постоянно совершенствоваться, развивать все свои навыки. Один из них - внимание, тренируется наблюдательностью. По сути, нужно к окружающему миру относиться как Шерлок Холмс, стараясь замечать и запоминать различные детали, которые способны охарактеризовать предмет.

Упражнения

Подумайте и постарайтесь проследить во времени, как изменилась улица, на которой вы живете. Например, со времени школы, института. Каждый раз, проходя по ней, обращайте внимание на все перемены, которые происходят.

Замечайте на улице людей разных интересов, характеров, типажей. Ведите дневник, записывайте туда свои наблюдения.



Больше упражнений к каждому из данных этапов можно найти в тренинге актёрского мастерства и статье на нашем сайте, посвящённой сценическим упражнениям.









Упражнения на жесты для детей

Просмотров: 24



Занятие театрального кружка для детей старшего дошкольного возраста "1, 2, 3, 4, 5 - мимикой и жестами хотите в игры поиграть?"

Задачи:

Развивать способность понимать настроение участника.

Развивать воображение.

Познакомить с понятиями "мимика", "жест", "пантомима".

Упражнять детей с помощью театральных игр в изображении образов с помощью мимики, жеста, пантомимы.

создание благоприятной атмосферы для дружественных взаимоотношений.



Словарная работа: характер, жест, мимика, пантомима.

Музыкальный репертуар:

Песня "Алабама джем" муз. и сл. Р.Эмчина.

Песня "Улыбка" муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского.

Песня "Не дразните собак" муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского.

Песня "Чунга-Чанга" муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина.



ВВОДНАЯ ЧАСТЬ



Вход. Звучит фонограмма песни "Алабама джем" муз. Р.Эмчина. Дети входят за ведущим ребенком. Вход усложнен перестроением с изменением движения: змейкой, по кругу, ходьба по диагонали. По окончании музыки садятся на стулья.



Ответы детей: перечисляют навыки и умения, необходимые артисту (умение превращаться, перевоплощаться в героев с помощью движений, интонаций).



Ведущий: Для того чтобы артист выразил характер, ему необходимы жест, мимика, пантомима. Об этом мы сегодня и поговорим.



Ведущий: Жест - характерное движение, совершаемое руками, телом. Как вы думаете, что означает жест "вытянутая вперед рука с указательным пальцем"?



Ведущий: Жест - это отдельное движение головой, либо руками, либо телом. Поупражняемся и мы с вами выразить слова из песен жестами.

Ход: Дети встают парами, лицом друг к другу. Изображают ключевое слово героев песни жестами. Героиня - Золушка. Песня "Добрый жук" (дети изображают ключевую фразу "Встаньте дети, встаньте в круг", жест - приглашение).

Герой - волк. Песня зайца и волка из мультфильма "Ну, погоди!". (Дети изображают ключевую фразу "Ну, Дед Мороз, погоди!", жест - грозят рукой.)



Ведущий: Мимика - выражение чувств через движения частей лица. Предлагаю вам только движением частей лица: лоб, брови, глаза, нос, рот, щеки, проч. Выполнить следующее упражнение.

Ход:

"У вас в руках яблоко, большое-пребольшое. Вы широко открываете рот и кусаете яблоко. Фу! Оно горькое. Вы берете второе яблоко, откусываете. Ой! Оно кислое. Вы берете третье яблоко, откусываете - сладкое".

Перед вами ваза с цветами. Вы вдыхаете аромат цветов. Ах, какая прелесть!



Дети и педагог ведут сравнительный анализ выполненных упражнений и дают друг другу качественную оценку.



Ведущий: Вы справились с этим заданием. А теперь предлагаю выполнить задание, в которой мимикой нужно передать содержание песни.

Ход. Руководитель играет небольшой отрывок песни, а дети мимикой изображают ее содержание и передают соответствующее выражение лица по кругу.



Песня "Улыбка" В. Шаинского (веселье, радость, удовольствие).

Песня "Не дразните собак" М. Пляцковского (грусть).

Припев песни "Чунга-Чанга" В. Шаинского (восторг, радость).



Ведущий: Вот сколько чувств можно передать мимикой, перечислим их еще раз.



Ведущий: Как интересно получается! Есть варианты исполнения. Но чаще всего актер пользуется и жестом и мимикой одновременно, тогда получается единое изображение - пантомима (без слов происходит действие-изображение). Попробуем?



Ход: Ведущий читает отрывок из стихотворения В.Суслова "Шепот и шорох". Дети-актеры имитируют движения по тексту:



До болота идти далеко, До болота идти нелегко, "Вот камень лежит у дороги, Присядем и вытянем ноги". На камни лягушки кладут узелок "Хорошо бы вот здесь нам прилечь на часок". Вдруг на ноги камень вскочил И за ноги их ухватил, А они закричали от страха: "Да ведь это же черепаха!"



Ведущий: Вот и подошла к концу наша встреча. Ребята, скажите сейчас, с чем мы сегодня познакомились, какая игра вам наиболее понравилась.



Ведущий: Предлагаю вам сейчас необычно попрощаться: сначала мимикой, затем жестом, после пантомимой. Прощание под фонограмму песни "Алабама джем" муз. Р.Эмчина.

Литература:

Антипина Е.П. Театрализованные игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста. - М. Творческий центр "Сфера", 2006.

Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М. Творческий центр "Сфера", 2001.

Петрова Т.И. Сергеева Е.Л. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду. - М. Изд. "Школьная пресса", 2003.



Игры и упражнения на развитие навыков общения у школьников



Предлагаем вам серию игр для детей школьного возраста, направленных на развитие навыков общения и развития речи.



Мимикой и жестами мы пользуемся каждый день. Умение владеть языком тела может в значительной степени облегчить общение с окружающими, в том числе с друзьями, родными и близкими.



Язык тела важен не только в общении с человеком «один на один». Так, в группе люди обычно не говорят все одновременно. Обычно говорит кто-то один, а все остальные его слушают. Поэтому, чем лучше развиты у вас навыки языка жестов, тем на большее количество людей вы сможете произвести приятное впечатление, тем легче вам будет добиться взаимопонимания или даже оказать давление.



Сцена знакомства



Каждый человек постоянно с кем-то знакомится. Существуют даже всевозможные советы, как правильно познакомиться, чтобы создать о себе хорошее впечатление. Но эти правила действуют только в привычных, обыденных условиях. А если предстоит невероятное знакомство и нужно преодолеть языковой барьер? Как тогда вести себя? Представьте и инсценируйте ситуацию, в которой знакомятся.



Птичьи танцы



В жизни всех птиц бывает такой период, когда они начинают танцевать. Этот период называют брачным. Конечно, танцуют птицы в это время по-разному: кто-то изящно и грациозно, кто-то - неуклюже и смешно. Попробуйте изобразить, как они это делают. Покажите танцы.



В качестве танцевальной музыки воспользуйтесь пьесой румынского композитора Рамо Ромироса «Жаворонок» в исполнении оркестра Поля Мориа. Эта пьеса известна всем как музыкальная заставка к передаче «В мире животных».



Эмоциональные ноги



Человек - очень эмоциональное существо. Мы, люди, пользуемся огромным арсеналом средств для выражения своих эмоций. Конечно, в первую очередь мы демонстрируем эмоции мимикой лица, но не менее выразительными могут быть спина, плечи, кончики пальцев и даже уши. Попробуйте только с помощью ног продемонстрировать такие эмоциональные состояния, как.



Бытовая техника



Много лет назад Леонид Ярмольник прославился тем, что изображал разные неодушевленные предметы. Попробуйте повторить творческий путь ныне знаменитого артиста и с помощью жестов и мимики изобразите некоторые предметы бытовой техники:



Жест прощания



Где-то прощаются, пожимая друг другу руки, где-то кланяются по пояс, где-то машут вслед уходящему платком. Самые интересные жесты прощания бывают у представителей различных партий и общественных организаций. Покажите, как могли бы прощаться представители.





Танцующие пальцы



Танцы - это занятие, в котором главное место занимают ноги. Но танцы можно исполнять и с помощью других частей тела. Например, можно танцевать пальцами рук. Представьте, что поверхность стола - это пол дискозала. Создайте из средних и указательных пальцев своих рук танцевальные пары. И пусть на этом паркете эти пары попробуют исполнить.



Игра с буквами-1



Один ребенок рисует пальцем слово на спине или заведенной за спину ладони другого играющего; второй - угадывает.



Игра с буквами-3



Взрослый пишет букву на доске, затем предлагает детям повторить рисунок буквы: выпрямленной, как шлагбаум, рукой; рукой от локтя (кисть неподвижна); кистью; двумя руками вместе; языком; левым мизинцем; правым плечом; коленкой и т. д.



Ладошки



Дети стоят парами. Один закрывает глаза и протягивает ладони вперед. Второй молча пытается касаниями ладоней и пальцев передать какую-то картинку. Например: осень, дождь, снегопад, фонари, двое на лавочке и т. п. Потом пары меняются. В обсуждении рассказывается, кто что хотел передать, насколько это получилось и почему.



Мышеловка



Из группы выделяются две тройки, которые берутся за руки, встают в кольцо и закрывают глаза. Группа цепочкой проходит сквозь кольца. В какой-то момент тройки резко опускают руки - мышеловка захлопывается. Их задача - не разговаривая, не трогая руками, определить количество людей, оказавшихся в кольце.



Пойми меня



Играют две команды. Команды загадывают слова (обязательно имена существительные) и выбирают по одному водящему. Команда, которая первой придумает слово, начинает игру. Водящему команды противника сообщается загаданное слово, и он должен, используя только жесты и мимику, показать слово так, чтобы его команда догадалась, какое слово было загадано. Затем команды меняются ролями.



Что такое логопедические упражнения и какая от них польза?



Логопедические упражнения - это специальные методики, которые позволяют ребенку научиться правильно произносить слова и звуки, а также способствуют более быстрому освоению малышом речевых навыков. К логопедическим упражнениям для детей относятся:



Каждая из методик несет определенную пользу. Логопедическая гимнастика обучает малыша правильному произношению, логопедический массаж стимулирует речевые навыки, пальчиковые игры воздействуют на речевые центры головного мозга, а загадки, упражнения на подражание и прочие творческие занятия тренируют память ребенка и его слух.



Упражнения на звукоподражание



Такие логопедические игры для детей, как звукоподражание, помогают ребенку развить слуховое восприятие, запоминать и повторять различные звуки. Для таких упражнений могут использоваться как различные аудиозаписи со звуками, которые издают разные животные и объекты окружающего мира, так и просто карточки с картинками и фантазия родителей.



Если у ребенка имеются проблемы с произношением какой-то определенной буквы или сочетания звуков, нужно обязательно включить в логопедические занятия именно те упражнения, которые хорошо прорабатывают именно эти звуки.



Загадки, рифмы, чистоговорки, стихи



Чистоговорки - это простые стихотворения, с помощью которых малыш учится проговаривать различные слоги. Родители могут пользоваться специальными книжками-сборниками чистоговорок, так и придумывать их самостоятельно.



Также в становлении речевых навыков большое значение имеют такие логопедические упражнения для детей, как рифмовки, стихотворные загадки и стихи с движениями. Задача рифмовок и стихотворных загадок - развить внимание и память малыша. Взрослый проговаривает предложение, а его окончание должен произнести малыш.



К примеру, мама говорит: «Апельсины и бананы очень любят…», а ребенок заканчивает: «Обезьяны»; мама произносит: «Почему-то не до игр, если рядом бродит…», а малыш отвечает «Тигр» и т.д.



Стихи с движениями одновременно тренируют слух ребенка и его моторику, ведь вместе с проговариванием слов он делает соответствующие жесты, поэтому родителям важно не забыть и о таких логопедических играх для детей. Простой пример такого стихотворения:







 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал