7


  • Учителю
  • ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ТНА ТЕМУ: РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ.

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ТНА ТЕМУ: РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО



ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ.





Тема: «Музыкальные и шумовые звуки»

(2 часа).



Все на свете дети знают,

Звуки разные бывают:

Журавлей прощальный клёкот,

Самолёта громкий рокот,

Гул машины во дворе,

Лай собаки в конуре,

Стук колёс и шум стакана,

Тихий шелест ветерка.

Это звуки- шумовые.

Только есть ещё другие:

Не шуршания, не стуки -

Музыкальные есть звуки.



Необходимо научить ребят различать шумовые и музыкальные звуки. В стихотворении объясняются шумовые звуки, а музыкальные только упоминаются. Важно подвести детей к самостоятельному пониманию того, что такое музыкальный звук.

После знакомства с понятиями: музыкальные и шумовые звуки, с детьми проводится игра «Угадай, что звучит?». Учитель за ширмой воспроизводит различные звуки, а дети на слух определяют, какой это звук.



Например:

1. Звучание колокольчика.

2. Свисток.

3. Стук ложек.

4. Звон ключей.

5. Бульканье воды.

6. Хлопок в ладоши.

7. Стук тарелок.

8. Хлопок лопнувшего шарика и т. д.



Вывод: Шумовые звуки могут существовать сами по себе.

Например: звуки природы (шум ветра, раскаты грома, журчание ручья, шелест листьев) - эти звуки от человека не зависят.

А вот музыкальные звуки человек создал сам. Звуков, из которых получается музыка, не было на свете. Их придумал человек.

Звуки музыки рассказывают не сами о себе: вот какие мы громкие, красивые, певучие. Они становятся музыкой только тогда, когда начинают рассказ о жизни людей, об их чувствах, о красоте природы. Речь звуков должна быть умной и интересной. Только в руках человека - музыканта звук может стать нежным или суровым, печальным или радостным. И наоборот, звуки становятся ниже, «толще», когда педагог играет те же звуки в обратном направлении.

2 этап - закрепление материала. Учитель играет звукоряд вверх или вниз и показывает рукой или движением игрушки направление мелодии вверх или вниз. Затем ученики с помощью игрушки или движением ладошки показывают направление мелодии.

В заключении проводится игра «Куда едет машина?» или «Идёт кукла» ( с горки или на горку), «Куда летит попугай?» ( с верхней веточки на нижнюю или наоборот).

Изюминка игры заключается в том, что ученики отгадывают направление движения мелодии, стоя спиной к клавиатуре.

Знакомство с высокими и низкими звуками, с регистрами, с определением направления движении мелодии продолжается на каждом уроке. Исполняя попевки, песни, дети анализируют как развивается мелодия и показывают движение мелодии в воздухе рукой.







Тема: «Динамические оттенки»

( 2 часа)



Усвоение темы помогает следующий прием: прослушивание любой знакомой пьесы в разной манере исполнения. Первый раз педагог играет невыразительно, ровным звуком, а второй раз - выполняя все динамические оттенки для того, чтобы дети отдали предпочтение не монотонному, а красочному исполнению, раскрывающему смысл пьесы.

После этого можно перейти к знакомству с названиями и значениями динамических оттенков.

f Форте - громко.

mf Меццо- форте - умеренно громко.

p Пиано - тихо.

< Крещендо - постепенно усиливать силу звука.

> Диминуэндо - постепенно ослаблять силу звука.



Усвоение темы не представляет труда для детей, у которых есть опыт и навыки исполнительской деятельности. Стремясь к выразительному исполнению песен, играя в оркестре детских музыкальных инструментов, они уже на практике освоили значение оттенков, научились владеть силой своего голоса, и знают, что динамические оттенки - это своеобразные краски. Итальянские термины заинтересовывают их значение и любят применять на практике.

Закреплению материала помогает «Сказка про кота».

Жил кот Василий: ленивый был кот!

Острые зубы и толстый живот.

Очень p всегда он ходил,

f настойчиво кушать просил,

да mf на печке храпел -

Вот вам и все, что он делать умел.

Кот как-то раз видит сон вот такой.

Будто затеял с мышами он бой.

f крича он их всех исцарапал

Своими зубами, когтистою лапой.

В страхе тут мыши p взмолились:

- Ох, пожалей, пощади, сделай милость!

Тут mf воскликнул кот: «Брысь!»

и в рассыпную они понеслись.

А на самом деле в то время, когда наш Василий спал, происходило вот, что:

Мыши p вышли из норки.

f хрустя, съели хлебные корки,

Потом, mf , смеясь над котом,

Они ему хвост завязали бантом.

Василий проснулся, f чихнул,

К стене повернулся и снова заснул.

А мыши лентяю на спину забрались,

</ До вечера f над ним потешались.

Вот и вся сказка.











Тема: «Высокие и низкие звуки»

( 2 часа).



Сказка про девочку Нину, кошку Мурку и пианино.



Жила - была на свете одна девочка. Звали ёё Нина. Как-то подарили ей пианино на день рождения, и играть на нём она не умела: и давай стучать по клавишам, перепугала даже кошку Мурку. Рассердилась Нина и пошла спать.

Уснула Нина и приснился ей удивительный сон:

Будто дома она да кошка.

И сидят они у окошка.

А за спиной: «Бум, бум!»

Обернулась Нина, услышав шум,

Видит - пианино шагает,

Крышку, как рот открывает.

А под крышкой клавиши в ряд,

Словно зубы торчат.

Вот-вот сердитое пианино

Проглотит девочку Нину.

Ой! Как же она испугалась!

Хотела убежать, да не может!

Но тут кошка на клавиши - прыг!

И чудо случилось вмиг.

Мурка по клавишам идёт,

А пианино поёт, поёт,

Мурка неслышно ступает,

А пианино ей ловко отвечает.

Тут второе чудо случилось -

Кошка вдруг говорить научилась:

«Мяу, всё тебе расскажу.

Хочешь, секрет покажу!» -

Нине она говорит

И заглянуть в пианино велит.

Сама же хвостом виляет,

Клавиши лапками нажимает.

Налево Мурка пойдёт -

Низким голосом пианино поёт.

А сели повернёт правее -

Звуки всё выше, нежнее.

В пианино как заглянула Нина, так и ахнула: к каждой клавише молоточек приделан, а сзади целый ряд струн, да все разные!



У струн коротких и тонких

Голос высокий и звонкий,

А чем толще, длиннее струна -

Тем ниже звучит она.

Клавишу Мурка нажимает -

Молоточек по струне ударяет,

Струна звенит, поёт,

Мурка дальше идёт.

Думает девочка Нина:

«Совсем нестрашное пианино,

Надо только его не бить,

Кулаками по нему не колотить,

А бережно клавиш касаться-

Вот оно и не будет кусаться».

Тут наступило утро и сон прервался. Нина встала, ласково дотронулась до клавиш. В ответ послышались добрые голоса струн.





Дети дошкольного возраста мыслят образно, у них хорошо развито воображение. Познание окружающего большого мира, в который они входят, неразрывно связано с глубоким погружением в мир сказочный, игрушечный, любимый всей душой. Любимая игрушка, принесенная на занятия, поможет усвоить новый материал, например, при изучении регистров. Разница между высокими и низкими звуками усваивается быстрее, если ёё иллюстрировать при помощи машинки или куклы.

1 этап - объяснение темы. Педагог, показывая, как устроено фортепиано, заостряет внимание на различии высокого и низкого регистров. При этом невольно у ребенка голос низкого, «толстого» звука ассоциируется с толстой струной, а высокого, «тонкого» - со струной тонкой. Ребёнок не только слышит, но и видит, почему голоса становятся всё выше и тоньше, когда рука педагога, исполняя отдельные звуки, движется по клавиатуре вправо











Тема: «Мажорный и минорный лады»

(2часа).



Известно, насколько эта тема сложна для объяснения маленьким детям и как трудно они воспринимают её. Сказка «Два брата» облегчит её восприятие.



В давние- давние времена в сказочной стране под названием Звукландия правил король Дин-Дон Седьмой. Больше всего на свете любил он спать да скучать.

Бывало сядет он на свой трон и скучает.

От скуки ногами болтает.

От скуки прикажет печенье подать,

А солдатам - песню запевать.

Солдаты были у него необычные -

Все, как один, певцы отличные.

И за это, кстати сказать.

Стал Дин-Дон их звуками звать.

Споют звуки королю одну песню, другую,

Король захрапит, и звуки тоже на боковую.

Спят себе до утра.

Утром встанут, крикнут: «Ура!»

Король проснётся,

С боку на бок перевернётся.

И всё заново начнётся:

Скука, печенье, солдатское пение.

От этой жизни звуки настолько обленились,

Что петь как следует совсем разучились.

Король был ужасно огорчён.

Даже скучать перестал он.

Заставляет их петь и так, и сяк.

А они не хотят никак.

Но вот однажды прибыли в Звукландию из далёкой страны Ладии

два брата - Лада. Один был веселый плясун- хохотун и звали его Мажор, а другой грустный, задумчивый и звали его Минор. Мажор и Минор о беде короля узнали и решили помочь ему.

Во дворец явились,

Королю, как положено, поклонились.

- Здравствуй, Дин-Дон, - говорят.-

Хотим послушать твоих солдат.

- А ну, - скомандовал звуком король, -

Запевать всем изволь!

Раз, два! Раз, два!

Запели звуки, кто в лес, кто по дрова.

Не выдержали этой музыки братья,

Закричали на два голоса : «Хватит!»

- Давай, - говорят, - Дин-Дон, мы тебе поможем,

Из звуков твоих песню ладную сложим.

Выстроил Мажор Звуки вряд -

Получился звукоряд.

-Все мы дружно встали в ряд,

Получился звукоряд.

Не простой - мажорный,

Радостный, задорный. ( С - dur)

Кончили звуки петь - шагнул вперёд Минор.

Звуки загрустили:

Мы минорный звукоряд,

Грустных звуков длинный ряд.

Песню грустную поём.

И сейчас мы заревём. ( а- moll)

С тех пор наступил порядок в Звукландии.

Дин-Дон по другому жить стал,

Под новую музыку спать перестал.

Загрустит он - Минор явится.

Захочет веселиться - Мажор появится.

Стали звуки жить ладно,

И песни звучали складно.



После знакомства со сказкой, учитель делает с детьми аппликацию, где мажорный лад ассоциируется с солнышком, а минорный лад - с тучкой и дождиком.

Эта тема может прослеживаться в течении всего учебного года. При исполнении и слушании музыкальных произведений с ярко выраженной ладовой окраской учитель задаёт вопрос: -»Как вы думаете, какой братец - лад помогает нам исполнить это произведение?». С ладом связываются другие средства музыкальной выразительности: характер, способ звуковедения, манера исполнения музыки.













Тема: «Паузы»

(2 часа).





Для знакомства с понятием паузы предлагается сказка «Неразлучные друзья». Читая её, следует заострить внимание детей на том, что паузы в музыке надо слушать.

Неразлучные друзья.



Жил- был на свете мальчик Коля.

Учился он в музыкальной школе,

И была у него книжка.

Нет, не книжка-игрушка,

И не книжка- малышка,

А обычный учебник для первого класса музыкальной школы.

И вот однажды ночью, когда Коля уснул, случилась вот такая история.

Только часы двенадцать пробили,

Вдруг эту книжку быстро открыли.

И кто бы вы думали её открыл?

Ноты!

Да-да, ноты-невилички,

Заплакали они, загоревали.

Что-то друг другу рассказывать стали.

Потом побежали по книжке без оглядки.

Только засверкали пятки.

Далеко убежали,

Остановились на одной странице, смотрят.

А место им незнакомо.

Какие-то знаки навстречу идут.

Спрашивают у нот: «Как очутились вы тут?»

Ноты наперебой рассказывать стали:

- Ох, вы знаете, мы чуть совсем не пропали.

Мальчик, который занимается по этой книжке.

Заставляет нас петь без передышки.

Вы бы только знали,

Как мы устали!

Ведь нельзя же нам всё время звучать,

Должны и мы иногда отдыхать.

Посмотрите, что с нами случилось,

Какая беда приключилась:

Мы, норы, бедные,

Стали ужасно бледные.

Так долго пели,

Что все поседели.

Так пели, старались,

Что чуть совсем без голоса не остались,

Выслушали их знаки незнакомые и говорят:

- Ну, об этом не стоит горевать,

Слёзы горючие проливать.

Мы как раз знаки молчания,

Обозначаем перерыв в звучании.

Паузы нас зовут.

Вот мы все тут.

Теперь, ноты,

Вы по-другому запоёте.

Забирайтесь к нам.

Будем вместе жить.

Больше не о чем вам тужить.

Станем мы с вами

Неразлучными друзьями.

Обрадовались нотки, забрались к паузам и стали жить- поживать, горя не знать. А Коля научился исполнять музыку с паузами.



На данном этапе достаточно того, что дети поймут: пауза - это перерыв в музыке, знак молчания.Для чего нужны паузы?

Попробуем прочитать любое знакомое и любимое детьми стихотворение без пауз, на одном дыхании, не осмысливая текст.

Дети сами сделают вывод, что паузы нужны для осмысления сказанного.

Те же законы нужны и в музыке. Пауза даёт возможность взять новое дыхание, пауза позволяет осмыслить услышанное и исполненное.









Использованная литература.



1. Аркадий Клёнов «Там, где музыка живёт».

«Педагогика - пресс». Москва,2010 г.

2. Евгений Гульянц «Детям о музыке»

«Аквариум». Москва, 2011 г.

3. М.Е. Хватцев «Логопедия» «Дельта» С.- П. 2013г.

4. «Музыкальное воспитание в Венгрии» « Композитор». М., 2014 г.

5. Е.А. Королёва «Музыка в стихах, сказках и картинках»

«Просвещение» . М., 2014г.

6. Л. Михеева «Музыкальный словарь в рассказах».

« Композитор», М., 12014г.

7. Д. Кабалевский «Ровесники» вып.1.

«Музыка», М.,2011 г.

8. Д. Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке?»

«Просвещение», М., 2013 г.

9. Галина Левашева «Поговорим о музыке»

«Детская литература», Л., 2014 г.

10. «Рассказы о музыке»

Из « Юношеского музыкального клуба». «Музыка», М., 1968 г.

11. Н. Перунова «Музыкальная азбука»

«.Композитор», М., 2013 г.

13. «Дошкольное воспитание»2015 г. № 2.

14. «Дошкольное воспитание». 2014г. № 8.

















































Рецензия





На методическую разработку «Развитие музыкальной отзывчивости детей

дошкольного возраста , через восприятие музыки»



педагога дополнительного образования МБОУ ДО ДДТ «Созвездие»

Калмыковой Ирины Михайловны.



Данная методическая разработка содержит конкретные материалы и



Указания по организации и проведению учебных занятий.



Разработка состоит из 5 конспектов занятий , составленных по единому



плану.Она может быть использована педагогами. работающими с детьми в



системе дополнительного образования детей и в дошкольных



образовательных учереждениях.



.

Цель данной методической разработки - донести до педагогов , работающих с детьми 5 - 6 лет ценность и значимость ознакомления детей с

такими важными , базисными музыкальными понятиями как : музыкальные и шумовые звуки динамические оттенки , высокие и низкие звуки , мажорные и минорные лады , паузы.

Планы занятий конкретны, содержание - доступно. Занятия способствуют формированию ключевых компетенций обучающихся , их личностному общению, развитию творческих способностей, расширению общекультурного кругозора.

:

Данная разработка может быть предложена для аттестации на первую .

квалификационную категорию.













 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал