7


  • Учителю
  • Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа Вокальное мастерство

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа Вокальное мастерство

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Вокальное мастерство" составлена с учётом нормативных требований к программам дополнительного образования, методических рекомендаций Министерства образования и науки Краснодарского края Краснодарского
предварительный просмотр материала

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

Центр развития творчества детей и юношества города Крымска муниципального образования Крымский











педагогического совета МБУ ДО ЦРТДЮ

протокол № ____

от «__ » августа 2015г.





Утверждаю

Директор МБУ ДО ЦРТДЮ

Т.В.Гордиеня ______________

приказ №__________________

от «___ » августа 2015г.







ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА





«Вокальное мастерство»



Направленность художественная

Уровень базовый



Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа Вокальное мастерствоДополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа Вокальное мастерствоРассчитана на детей от 6 до 12 лет

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа Вокальное мастерствоСрок реализации программы (общее количество часов) 576 ч.















Разработала:

педагог дополнительного

образования МБУ ДО ЦРТДЮ Панарина Екатерина Геннадьевна











Крымск, 2015





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Введение



Основы массового музыкального воспитания и образования закладываются еще в дошкольных учреждениях. Это начало долгого пути художественного воспитания и образования подрастающего поколения. Основополагающей мыслью всей системы музыкального образования является формирование музыкальной культуры, как части всей духовной культуры человека. С первых шагов музыка входит в наш мир как часть духовной культуры человечества, соединенная тысячами нитей с литературой, изобразительным искусством, пластикой, где понятие художественного образа целостно, как целостно восприятие нами окружающего мира. В нем все имеет свой язык, обращенный к чувствам, разуму, душе и сердцу человека. Восприятие искусства через пение - важный элемент в его эстетическом развитии. Пение всегда отражало общественное бытие, мысли и чувства, самые личные переживания человека.

«Искусство хорового пения в период духовного пробуждения и возрождения нашего общества призвано сыграть серьезную роль в организации и реорганизации музыкального образования и воспитания подрастающего поколения» (Венгрус Л.А.). Именно поэтому данную программу, направленную на воспитание и развитие личности ребенка средствами вокально-хорового искусства, можно считать актуальной и востребованной.

Следует заметить, что в общеобразовательных школах на уроках музыки дети поют на уровне "массового пения", и в большинстве случаев многие из педагогов не занимаются развитием голоса и певческих навыков. В данной программе большое внимание уделяется развитию детского голоса (речевого и певческого), так как - это необходимое условие для полноценного развития вокальных данных ребенка. Использование определенных принципов, методов и приемов в обучении, способствующих более успешному развитию творческих способностей и развитию детского голоса ребенка определяет новизну данной программы.

Настоящая программа предназначена для занятий в объединении хорового пения, пения в ансамбле и предусматривает обучение детей младшего школьного возраста вокальному мастерству. Занятия проводятся в течение трёх лет с детьми, имеющими склонности к вокальной деятельности.

Данная программа составлена с учётом нормативных требований к программам дополнительного образования, методических рекомендаций Министерства образования и науки Краснодарского края Краснодарского краевого института дополнительного профессионального педагогического образования Кафедры педагогики и дополнительного образования, на основе существующих федеральных программ по вокальной деятельности.

Направленность программы дополнительного образования «Вокальное мастерство» объединения «Нотки» - художественная (вид деятельности вокально - досуговая).

С учетом требований современного дополнительного образования, с учетом развития науки, культуры, технологий и социальной сферы была создана дополнительная образовательная программа.

Образовательная деятельность программы направлена на:

  • формирование и развитие творческих способностей учащихся;

  • удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, нравственном и интеллектуальном развитии, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

  • обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания учащихся; выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; профессиональную ориентацию учащихся;

  • на создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;

  • формирование общей культуры учащихся;

  • удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

Новизна программы заключается в том, что вокальная работа с детьми способствует общему оздоровлению организма, так как певческая установка, вокальные упражнения, движение под музыку, освоение дыхательной гимнастики - всё это укрепляет мышцы позвоночника, шеи, брюшного пресса, связок голосового аппарата. В процессе занятий развиваются лёгкие, мышцы брюшного пресса. Замечено, что дети, занимающиеся вокальным искусством, меньше других болеют вирусными инфекциями, и быстрее выздоравливают в случае заболевания.

Актуальность. «Искусство хорового пения в период духовного пробуждения и возрождения нашего общества призвано сыграть серьезную роль в организации и реорганизации музыкального образования и воспитания подрастающего поколения» (Венгрус Л.А.). Именно поэтому данную программу, направленную на воспитание и развитие многогранной творческой личности ребенка средствами вокально-хорового искусства, можно считать актуальной и востребованной.



Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что она разработана с учётом возрастных особенностей обучающихся, широкими возможностями социализации в процессе развития певческих навыков, дикционных навыков, речи и эстетического вкуса.

Программа также позволяет развивать индивидуальность ребёнка и коммуникативные навыки в творчестве, общение в группе единомышленников, стимулировать познавательную активность.

Отличительная особенность настоящей программы от уже существующих заключается в том, что данная программа разработана в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к программам дополнительного образования, и имеет более широкую направленность в музыкальном образовании ребёнка, нежели узко специализированные. Наряду с основной задачей - научить ребёнка красиво петь, программой «Вокальное мастерство» предусмотрено обучение детей нотной грамоте, усвоению терминологии, принятой в музыкальном искусстве, развитие двигательной активности под музыку, развитие чувства ритма, расширение общего кругозора, обучение работать в группе.

Цель программы - обучение приёмам вокально-хоровой техники и развитие певческих навыков посредством приобщения к миру искусства.

Задачи программы:

Образовательные:

- обучать воспитанников слушать друг друга;

- обучать приёмам вокально-хоровой техники;

- обучать хорошей дикции и артикуляции;

- формировать ансамблевые навыки.

Развивающие:

- развивать и укреплять певческое дыхание;

- развивать подвижность голоса;

- развивать свободу артикуляционного аппарата;

- развивать гармонический слух.

Воспитательные:

- создать творческий коллектив учащихся, связанный общими интересами;

- воспитать хороший музыкальный вкус;

- воспитать гражданские и общечеловеческие качества;

- воспитать патриотические качества, любовь к Родине.

Цель 1-года обучения - способствовать налаживанию координации между голосом и слухом, развитию артикуляционного аппарата,

выработке чистоты интонирования, созданию дружного коллектива.

Задачи 1-го года обучения:

Образовательные:

- познакомить детей с устройством голосового аппарата;

- обучать разным приёмам атаки звука;

- ознакомить детей с приёмами вокально-хоровой техники;

- вырабатывать чистоту интонации.

Развивающие:

- прививать соблюдение певческой установки;

- развивать и укреплять певческое дыхание;

- развивать свободу артикуляционного аппарата от зажатости.

Воспитательные:

- вовлекать детей в творческую деятельность и активное общение;

- воспитывать гражданские и общечеловеческие качества.

Цель 2-года обучения - обучение приёмам вокально-хоровой техники, выработка чёткой дикции и артикуляции, воспитание любви к Родине.

Задачи 2-го года обучения:

Образовательные:

- обучать детей грамотно петь вокальные упражнения;

- прививать реакцию на дирижёрский жест;

- формировать чувство лада.

Развивающие:

- продолжать развивать и укреплять певческое дыхание;

- развивать гармонический слух;

- развивать чувство ритма.

Воспитательные:

- воспитывать способность к сопереживанию посредством репертуара;

- сознательное расширение своего багажа знаний.

Цель 3-года обучения - знакомство с двухголосным исполнением, развитие смешанного голосообразования, воспитание музыкального вкуса.

Задачи 3-го года обучения:

Образовательные:

- научить распознавать и петь интервалы;

- обучать правильному формированию гласных звуков;

- обучать упражнениям для хорошей подачи звука.

Развивающие:

- развивать певческий диапазон;

- развивать подвижность голоса;

- развивать музыкальную память.

Воспитательные:

- воспитывать терпение и толерантность.

- способствовать развитию чувства коллектива;

- воспитывать чувство ответственности за общее дело



Возраст детей, участвующих в реализации программы

Настоящая программа составлена для детей возраста 6 - 12 лет и предусматривают занятия в первый год обучения 2 раза в неделю по 2 часа - за год 144 часа. В последующие годы занятия проводятся 3 раза в неделю, по 2 часа, всего за год 216 часов.



Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 3 года обучения, и является начальным звеном развития музыкальности ребёнка в целом. Предполагается, что воспитанники по окончании данного курса перейдут на следующий этап обучения - в вокальный ансамбль «Гармония», где с успехом будут совмещать дальнейшее совершенствование навыков, полученных ранее, с концертной деятельностью.



Форма обучения и режим занятий

Форма обучения групповая, но практикуются занятия и в микрогруппах. В начале каждого занятия проводится инструктаж, разогрев голосового аппарата - вокальные упражнения, преследующие целью прививать определённые навыки вокально-хоровой техники. Произведения разучиваются и отрабатываются под сопровождение фортепиано (подробно см. пункт «Работа над музыкальными произведениями» в разделе «Содержание программы»). Двухчасовое академическое занятие предусматривает перерыв 10 минут, для отдыха. Полноценную учебную работу и успешное освоение программы воспитанниками обеспечивает профессиональный подбор репертуара в соответствии с возрастными особенностями воспитанников.



Ожидаемые результатыКоординация слуха и голоса. Освобождение артикуляционного аппарата от зажатости.

Чистая интонация.





Слуховой анализ.

Прослушивание. Наблюдение, самоанализ.

Развитие чувства ритма, музыкальной памяти.

Чувство ансамбля. Формирование чувства лада.

Овладение певческим дыханием, четкой дикцией активной артикуляцией.

Умение петь по фразам.

Достаточно широкий певческий диапазон.

Прохлопывание различных ритмических рисунков, повторение. Систематическое наблюдение.



Построение диаграммы диапазона на начало и конец обучения.



Развитие музыкальности. Знание устройства и принципов работы голосового аппарата.

Умение грамотно произносить текст в исполняемых произведениях. Уверенное интонирование больших, малых и чистых интервалов в двухголосном звучании ансамбля.



Слуховой анализ.

Творческие отчеты.

Класс-концерты.

Открытые занятия.

Навыки концертно-исполнительской деятельности.

Концертные номера. Участие в конкурсах, фестивалях, концертах.



Приемы обучения: анализ выступления, показ практических действий, выполнение упражнений. Процесс обучения и воспитания основывается на строго индивидуальном подходе к детям с учетом их возрастных особенностей.

Реализация целей и задач программы отслеживается по 3 блокам:

Блок «Качество обучения»

- Уровень обученности учащихся;

- Стабильность состава детского объединения;

- Количество победителей различных конкурсов;

- Мотивация занятий воспитанников в объединении.

Блок «Качество воспитания» -

- Уровень воспитанности учащихся.

- Микроклимат в объединении.

- Воспитывающая деятельность объединния: участие детей, в коллективных творческих делах, праздниках, воспитательных мероприятиях ЦРТДЮ.



Особым параметром является взаимодействие с родителями.

Данный показатель предполагает анализ и оценку:

- Форм взаимодействия педагога с родителями воспитанников;

- Степень вовлечения родителей в совместную воспитательную и досуговую деятельность;

- Организацию и проведение родительских собраний.

Блок «Качество развития»

  • Уровень развития познавательных способностей;

  • Самооценка личности (адекватность, динамика);

  • Ценностные ориентации личности (патриотические ценности, семейные, образовательные, общекультурные)

  • Коммуникативные качества личности (лидерские способности, навыки сотрудничества, позитивного общения)

Показатели эффективности данной подпрограммы отслеживаются и оцениваются в течение года определенными видами и формами контроля.













  1. Формы подведения итогов

Виды контроля

Формы

контроля

Знания, умения, навыки

Сроки

1 год обучения

Вводный

Контрольное

прослушивание

первичная диаграмма по певческому диапазону

Беседа

Диагностика певческого голоса: диапазон, слух, чувство ритма, сила голоса. Работа по выявлению естественного тембра, певческого диапазона.

Уровень музыкальной подготовки

Сентябрь

Текущий

Наблюдение

Работа по раскрепощению артикуляционного аппарата, знакомство с нотной грамотой, работа по организации певческого дыхания.

Октябрь -май

Текущий

Контрольные задания (распевки,

скороговорки)



Развитие слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, умения вступать вовремя под аккомпанемент.

Развитие дикции, артикуляции, отработка атаки звука.

Сентябрь-

май

Текущий

Беседа, опрос

Знакомство с основами теории музыки

Ноябрь

Итоговый

Отчётный

концерт

Выразительность исполнения, чистота интонации, сценический образ

Май



2 год обучения

Вводный

Беседа

Охрана и гигиена голоса, правильное дыхание, приёмы артикуляции и дикции. Устройство голосового аппарата

Сентябрь





Текущий

Контрольное прослушивание





Работа над дыханием. Развитие смешанного голосообразования. Основы двухголосного пения Выработка кантилены. Работа над развитием гармонического слуха. Работа по округлению

гласных звуков.

Сентябрь-май

Итоговый

Отчётный

концерт

Выразительность исполнения, чистота интонации, сценический образ

Май

3 год обучения

Вводный





Беседа

Инструктаж по технике общей безопасности, безопасности на дорогах. Знакомство с расписанием и программой



Сентябрь



Текущий



Контрольное прослушивание, первичная диаграмма по диапазону.

Закрепление приёмов вокально-хоровой техники. Развитие двухголосного пения. Работа по округлению гласных звуков. Работа над расширением певческого диапазона. Выработка кантилены.

Сентябрь-май

Итоговый

Отчётный

концерт

Выразительность исполнения, чистота интонации, сценический образ

Май



Формы подведения итогов реализации программы
  1. Открытые занятия для педагогов.

  2. Открытые занятия для родителей.

  3. Концерты, творческие встречи.

  4. Творческие отчеты объединения.

  5. Участие детей в хоровых конкурсах и фестивалях.

  6. Построение сравнительных диаграмм по результативности.

  7. Составление диагностических оценочных карт.



Учебно-тематический план

(1 год обучения)8. Интонация

12

2

10

9. Дикция и артикуляция

12

2

10

10.Раскрепощение артикуляционного аппарата

12

2

10

11.Основы теории музыки

2

-

2

12.Работа над произведениями

80

-

80

Итого:

144

16

128



Содержание программы



Тема 1. Вводное занятие

Теория: Знакомство с детьми. Ознакомление с образовательной программой, расписанием. Беседа о правилах по технике безопасности и противопожарной безопасности.

Тема 2. Диагностика певческого голоса

Теория: Основные понятия. Певческий голос. Тембр. Диапазон. Тесситура.

Практика: Тестирование на музыкальную память, чувство ритма, музыкальный слух Определение диапазона и тембра голоса. Определение переходных нот.

Тема 3. Устройство голосового аппарата

Теория: Основные понятия. Голосовой аппарат как звуковоспроизводящий инструмент и его составные части: верхнее нёбо, гортань, корень языка, маленький язычок, губы, зубы, щёки, подбородок, верхняя и нижняя челюсти. Голос певца, его высота, сила и продолжительность. Резонаторы грудные, головные. Обертоны. Гигиена голоса. Профилактика заболеваний. Закаливающие процедуры. Случаи запрещения пения. Образ жизни певца.

Тема 4. Певческая установка

Теория: Основные понятия. Положение спины, головы, рук, ног. Значение правильной постановки корпуса для исполнителя.

Практика: Работа над опорой корпуса на прямые ноги. Ощущение мышечных поясов. Ассоциация с другими видами физической деятельности.



Тема 5. Основы нотной грамоты

Теория: Ноты и нотный стан. Нотная строка. Скрипичный ключ. Размещение нот на нотоносце. Нотное обозначение длительности звуков. Лад. Тоника. Такт. Размер 2/4, ¾, 4/4.

Практика: Определение сильной доли. Дирижирование упражнений размера 2/4

Тема 6. Организация певческого дыхания.

Теория: Основные понятия. Дыхание как опора в пении. Методы взятия дыхания. Момент начала дыхания. Экономный расход дыхания. Задержка дыхания. Понятие диафрагмы. Понятие опоры звука.

Практика: Отработка упражнений по организации, развитию, укреплению певческого дыхания. Вокальные упражнения с постепенным удлинением музыкальных фраз. Знакомство с дыхательной гимнастикой Стрельниковой для вокалистов. Исправление ошибок дыхания в пении.

Тема 7. Атака звука.

Теория: Способы подачи звука. Атака звука и его подача. Мягкая, твёрдая и придыхательная атака.

Практика: Отработка подачи звука. Вокальные упражнения на стаккато. Фонетический метод работы над вялостью артикуляционного аппарата.



Тема 8. Интонация.

Теория: Основные понятия. Чистота интонации. Эмоциональная окраска голоса. Унисон.

Практика: Выработка чистого унисона. Отработка выразительности исполнения. Отработка чистоты интонации. Пение упражнений на одной ноте.

Тема 9. Дикция и артикуляция

Теория: Основные понятия. Правильное формирование звуков. Чёткость произношения слогов. Усиление и уменьшение силы звука.

Практика: Работа со скороговорками. Пение слогов плавно и отрывисто. Пение с усилением звучания и уменьшением звучания. Пение на одной ноте в примарной зоне. Вокально-ритмические упражнения. Отработка дикционных навыков.

Тема 10. Раскрепощение артикуляционного аппарата

Теория: Способы освобождения от зажатости. Контроль рукой подбородка и щеки.

Практика: Упражнения на раскрепощение артикуляционного аппарата. Освоение методики В.Емельянова. Работа по преодолению вялости артикуляционного аппарата.

Тема 11. Основы теории музыки

Теория: Основные понятия. Звуки высокие и низкие, долгие и короткие. Мажор и минор. Звукоряд. Ступени лада. Устойчивые и неустойчивые ступени лада. Вводные звуки. Тоника. Интервалы. Тонические трезвучия. Гамма.

Практика: Пение гамм, интервалов, тонических трезвучий с разрешением в тонику.

Тема 12. Работа над музыкальным произведением

Теория: Разбор произведения. Автор слов. Композитор. Темп, ритм, характер, настроение, смысл, особенности музыкального произведения (синкопа, сфорцандо, фермата, легкое стаккато, высокие или низкие звуки). Выразительность, динамические оттенки: p, f, ff, pp, mf, диминуэндо, крещендо. Нюансировка. Цезуры. Фермата. Сфорцандо. Кульминация. Кода.

Практика: Работа в ансамбле над чистым унисоном. Работа над ритмом, мелодичностью, интонацией, динамикой, дикцией. Выравнивание строя ансамбля. Разучивание мелодии. Нюансировка. Работа над дикцией, артикуляцией. Правильный выбор атаки. Отработка мягкого снятия звука в конце мелодических фраз. Работа над динамикой. Проработка сложных ритмических и мелодических мест в музыкальном произведении. Работа над созданием художественного образа.

















Учебно-тематический план

(2-й год обучения)Перечень тем

Всего

часов

Теория

Практика

1. Вводное занятие

2

2

-

2. Работа над дыханием

16

2

14

3. Отработка дикции

12

2

10

4. Развитие смешанного голосообразования

12

2

10

5. Постановка двухголосного пения

30

2

28

6. Выработка кантилены

12

2

10

7.Работа с артикуляционным аппаратом

12

2

10

8. Работа над развитием гармонического слуха

12

2

10

9. Работа над единой манерой воспроизведения

гласных звуков

12

2

10

10. Работа над музыкальными произведениями

96

2

94

Итого:

216

24

192



Содержание программы

Тема 1. Вводное занятие

Теория: Ознакомление с образовательной программой, расписанием. Беседа о правилах по технике безопасности и противопожарной безопасности.

Тема 2. Работа над дыханием

Теория: Основные понятия. Понятие вдоха. Понятие задержки дыхания. Понятие звуковоспроизведения. Непрерывное звучание нескольких фраз. Пение с напряжением передней брюшной стенки (опора).

Практика: Упражнения на развитие дыхательной системы. Вокальные упражнения, попевки с постепенным удлинением музыкальных фраз. Упражнение на опору. Дыхательная гимнастика Стрельниковой.

Тема 3. Отработка дикции

Теория: Активизация и организация полости рта. Согласная буква и последующий слог. Четкость проговаривания согласных звуков при напевности гласных.

Практика: Упражнения на пение отдельных звуков и аккордов на слоги «гри», «гро». Скороговорки. Выразительное чтение текста в ритме музыки. Вокально-речевые упражнения.

Тема 4. Развитие смешанного голосообразования

Теория: Основные понятия. Значение регистров. Грудное и головное резонирование. Смешанное голосообразование. Нисходящие и восходящие гаммы и секвенции.

Практика: Работа по сглаживанию регистров. Вокальные упражнения. «Глиссандо». Исполнение восходящих и нисходящих гамм. Исполнение восходящих и нисходящих секвенций.

Тема 5. Постановка двухголосного пения

Теория: Двухголосное пение как очередная ступень в системе вокально-хоровых навыков. Показ двухголосного пения и его анализ.

Практика: Пение интервалов. Терция (малая и большая). Кварта. Квинта. Октава. Секунда (малая и большая). Пение несложных двухголосных произведений. Интервалы. Простейшие аккорды. Смена голосовых партий. Отработка умения различать интервалы на слух.

Тема 6. Выработка кантилены

Теория: Кантилена как основа пения. Самоконтроль и самоанализ.

Практика: Исполнение упражнений на легато, стаккато, чередование, сопоставление, контрасты. Пение закрытым ртом. Самоконтроль и самоанализ. Закрепление кантиленного звучания на практике.

Тема 7. Работа с артикуляционным аппаратом

Теория: Устройство артикуляционного аппарата. Зажатость нижней челюсти.

Практика: Упражнения на расслабление артикуляционного аппарата. Пение слогов «ма», «мэ», «ми», «мо», «му», «нам», «вам», «дам» и др. на разных звуках с правильным ощущением. Работа над расслаблением нижней челюсти. Закрепление навыков на практике.

Тема 8. Работа над развитием гармонического слуха

Теория: Основные понятия. Слух обычный. Слух музыкальный. Слух абсолютный. Понятие гармонического слуха. Октава.

Практика: Определение интервалов по слуху. Исполнение интервалов и аккордов со сменой партий. Пение гамм в октаву. Отработка чистоты звучания чистого унисона.

Тема 9. Работа над единой манерой воспроизведения гласных звуков

Теория: Округление гласных звуков. Высокая позиция верхнего нёба. Пение на вдохе с ощущением полузевка. Восходящие и нисходящие секвенции и арпеджио.

Практика: Упражнения на округление гласных звуков. Упражнения на пение на вдохе. Исправление плоского, глухого, тусклого или излишне открытого звучания.

Тема 10. Работа над музыкальными произведениями

Теория: Подробный разбор произведения. Беседы по содержанию музыкального произведения. Автор слов. Автор музыки. Темп музыкального произведения. Характер музыкального произведения. Настроение. Смысл музыкального произведения. Особенности музыкального произведения. Ансамбль. Вертикальный, горизонтальный строй ансамбля. Выразительность, динамика, оттенки: p, f, ff, pp, mf, диминуэндо, крещендо. Нюансировка. Цезуры. Фермата. Сфорцандо. Кульминация. Завершение произведения.

Практика: Отработка мелодического и ритмического рисунка. Разучивание мелодии по партиям. Работа над вступлением и окончаниям фраз. Проработка сложных ритмических и мелодических мест в произведении.

Работа над ритмом. Работа над тембром. Работа над мелодичностью. Работа над интонацией. Работа над динамикой. Работа над дикцией. Работа по выравниванию вертикального и горизонтального строя ансамбля. Работа над созданием художественного образа.

Учебно-тематический план

(3-й год обучения)2.Закрепление приёмов вокально-хоровой техники (ВХТ)

40

2

38

3.Развитие двухголосного пения

16

2

14

4.Работа по округлению гласных звуков

12

2

10

5.Развитие смешанного голосообразования

12

2

10

6.Работа над расширением певческого диапазона

12

2

10

7.Выработка кантилены

12

2

10

8.Работа над музыкальными произведениями

80

2

78

9. Работа в ансамбле

30

-

30

Итого:

216

16

200



Содержание программы

Тема 1. Вводное занятие

Теория: Ознакомление с образовательной программой, расписанием. Беседа о правилах по технике безопасности на дорогах, противопожарной и электробезопасности.

Тема 2. Закрепление приёмов вокально-хоровой техники

Теория: Приёмы цепного дыхания. Каноны. Интервалы. Аккорды. Твёрдая, мягкая и придыхательная атака. Смыкание связок. Резонаторы грудные и головные. Смешанное голосообразование. Артикуляция. Организация полости рта. Положение частей голосового аппарата при певческом дыхании. Высота позиции верхнего и нижнего нёба.

Практика: Упражнения на стаккато, легато. Работа по округлению звуков. Упражнения на беглость и подвижность голоса во время распевок и при работе над художественным произведением. Работа над правильным звукообразованием, укреплением певческого дыхания. Работа над дикцией и артикуляцией. Работа по сглаживанию регистров. Упражнения глиссандо.

Упражнения на высокую позицию верхнего нёба: пение закрытым ртом. Упражнения на укрепление певческого дыхания. Пропевание долгих звуков и распевки с постепенным удлинением музыкальных фраз.

Тема 3. Развитие двухголосного пения

Теория: Двухголосное пение как очередная ступень в системе вокально-хоровых навыков. Показ двухголосного пения и его анализ.

Практика: Пение интервалов. Терция (малая и большая). Кварта. Квинта. Октава. Секунда (малая и большая). Пение несложных двухголосных произведений. Интервалы. Аккорды. Смена голосовых партий.

Тема 4. Работа по округлению гласных звуков

Теория: «е» - «э», «и» - «ы», «а» - «о», округление гласных звуков, высокая позиция верхнего нёба.

Практика: вокальные упражнения: пропевание упражнений, попевок, отдельно согласных звуков и слогов.

Тема 5. Развитие смешанного голосообразования

Теория: Значение регистров. Грудное и головное резонирование. Смешанное голосообразование. Нисходящие и восходящие гаммы и секвенции.

Практика: Упражнения на сглаживание регистров. Упражнение «глиссандо», восходящие и нисходящие секвенции.

Тема 6. Работа над расширением певческого диапазона

Теория: детские, мужские (бас, баритон, тенор) и женские (контральто, альт, меццо-сопрано, сопрано, колоратурное сопрано) певческие голоса, понятие тесситуры.

Практика: Упражнение и попевки с расширением диапазона вверх и вниз. Упражнения на смену тональности. Упражнения на модулирующие каноны и секвенции.

Тема 7. Выработка кантилены

Теория: Кантилена как основа пения. Самоконтроль и самоанализ.

Практика: Исполнение упражнений легато, стаккато, чередование, сопоставление, контрасты. Пение закрытым ртом. Самоконтроль и самоанализ.

Тема 8. Работа над музыкальными произведениями

Теория: Беседы по содержанию музыкального произведения. Автор слов. Автор музыки. Темп музыкального произведения. Характер музыкального произведения. Настроение. Смысл музыкального произведения. Особенности музыкального произведения. Выразительность, динамика, оттенки: p, f, ff, pp, mf, диминуэндо, крещендо. Нюансировка. Цезуры. Фермата. Сфорцандо. Кульминация. Завершение произведения.

Практика: Отработка мелодического и ритмического рисунка. Разучивание мелодии по партиям. Работа над вступлением и окончаниям фраз. Проработка сложных ритмических и мелодических мест в произведении, работа над звуком.

Художественная обработка музыкального произведения: работа над созданием художественного образа.

Тема 9. Работа в ансамбле

Практика: Отработка вертикального, горизонтального и интонационного строя ансамбля. Работа над ритмом. Работа над тембром. Работа над мелодичностью. Работа над интонацией. Работа над динамикой. Работа над дикцией. Выравнивание строя ансамбля.



Методическое и техническое обеспечение программы



Оснащение:

- помещение, репетиционный зал;

- рабочий музыкальный инструмент;

- нотное обеспечение;

- музыкальный материал на дисках или аудиокассетах;

- микрофон;

- музыкальная усилительная аппаратура;

- фонограммы «+» и «-»;

- компьютер или ноутбук;

- мультимедиа;

- зеркало;

- наличие методической литературы;

- методические разработки занятий;

- фотографии или репродукции портретов знаменитых исполнителей, вокальных, вокально-инструментальных ансамблей, хоровых коллективов.





Методическое обеспечение данной программы можно разделить на четыре главных направления.



Упражнения, дыхательная гимнастика для укрепления певческого дыхания

Второе направление

Практические занятия по вокальному мастерству (сольные и ансамблевые номера)

Третье направление

Изучение специальных упражнений по формированию вокальных умений и навыков, на работу голосового аппарата.

Преподаватель составляет «Дневник наблюдений», где отслеживает и оценивает рост диапазона, качество звука, тембровые данные каждого воспитанника.

Четвертое направление

Проведение концертных программ.



Педагог собирает и систематизирует сценарии концертных программ, формы проведения и подготовки к ним. Это необходимо для того, чтобы педагог и воспитанники увидели эффективность участия в данных видах деятельности.









Методические рекомендации



Самое главное при работе с младшими школьниками - это не сразу нагружать их сложной терминологией, чтобы не отбить охоту научиться красиво петь. Стараться излагать материал максимально доступно, постепенно переходя от элементарного к более сложному.

Важно осуществить хорошую интересную подборку песенного репертуара, заинтересовать детей песенным искусством. Можно вместе просматривать выступления детей на больших конкурсах по видео, используя современные новейшие технические средства.

Формы проведения занятий могут быть самыми разнообразными, лишь бы детям было интересно: это и беседа, и лекция, и рассказ и объяснение нового материала с привлечением обучающихся, и самостоятельные практические упражнения, прослушивание, беседа, анализ, повторение за педагогом, работа с интерактивной доской, работа с компьютером, ноутбуком, просмотр видео-уроков по вокальным упражнениям посредством Интернета.

Как правило, каждое занятие строится по схеме: минут 5-7 занятия отводится на изложение педагогом теоретических основ изучаемой темы, остальное время посвящено практическим занятиям освоения вокально-хоровых приёмов, настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2-3 мин); дыхательная гимнастика; речевые упражнения; распевание; пение вокализов; работа над произведением; анализ занятия; задание на дом.

В ходе занятий предусматривается анализ освоения поданной темы обучающихся, обсуждение оптимальной манеры пения, поиск наиболее эффективных способов подачи звука в том или ином музыкальном фрагменте.

С целью накопления репертуара предусмотрены репетиции для повторения изученного материала.



















ЛИТЕРАТУРА



Литература для педагога



Обязательная литература

1.Ермолаев - Томин О. Ю. - «Уникальная система постановки дыхания и голоса».М. : Центрполиграф, 2008 (Мастер-класс)

2.Исаева И. «Эстрадное пение», М.,2006.

3.Варламов Александр Егорович « Полная школа пения», М.,2009.

4.Щетинин М. Н. «Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой» - издательство «Метафора», Москва 2008.



Дополнительная литература

1. Емельянов В.В. «Развитие голоса: координация и тренинг» Санкт-Петербург, 2005.

2. Романова Людмила Викторовна «Школа эстрадного вокала», 2011

3.Огороднов Д.Е. «Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе». - М.: Музыка, 2005.



Интернет ресурсы

1. Учительский сайт;

2.nsportal.ru /Социальная сеть работников образования;

3.info@moi-talanty.ru/Информационный сайт «Мои таланты»;

4.www. akademya.info/Академия образования и воспитания г. Челябинска.





Список литературы для детей

1. Макуорт Л. «Самоучитель по пению», М.,2009

2. Ушакова О.Д. - «Великие композиторы: справочник школьника» - СПб.: издательский дом «Литера», 2005



Интернет ресурсы

1. www.logozavr.ru/2/</</u> Умные игры для детей, педагогов и родителей.

2. Видео-уроки Василия Кашеварова.











18







 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал