- Учителю
- Методическая разработка по художественной керамике Портрет-образ Профессия
Методическая разработка по художественной керамике Портрет-образ Профессия
Методическая разработка по художественной керамике для учащихся 6 класса МАОУ Гимназии 8 «Лицей им. С.П. Дягилева»
Тема: Потрет-образ «Профессия»
Козлова О.Е.
Екатеринбург 2016 г.
Пояснительная записка.
Художественная керамика - универсальный материал, созданный самой природой, является, пожалуй, самым благодатным для детского творчества.
Копирование натуры, анализирование реалистичного изображения - важные аспекты в обучении изобразительному искусству. Но не менее важно, чтобы учащиеся постепенно овладевали навыками, как научиться в своих работах сочетать субъективное и объективное.
В данной методической разработке поставлена цель пробудить творческие силы и художественные способности учащихся. Сделать так, чтобы личные переживания и особенности восприятия каждого определяли своеобразие их работ. Керамическая глина с присущей ей пластичностью предоставляет широчайшие возможности для воплощения творческих идей художников.
Тема: Портрет-образ «Профессия»
Цель: развитие образного мышления через гротеск, мимику, стилизацию и трансформацию, передача внутреннего содержания состояния образа. Вовлечение и содействие творческому изучению учащимися разнообразия декоративных возможностей керамики. Развитие способностей применять полученные знания в различных незнакомых заданиях. Закрепление навыков стилизации и трансформации формы для передачи образа. Умение лепить способом пласта.
Материал: глина, ангобы.
Введение
За последние 10-летие одним из наиболее популярных способов изготовления художественной керамики стал способ лепки из глиняного пласта. Именно этот способ помогает, по возможности, более полно раскрыть природные свойства и пластическую сущность материала, предоставляя при этом возможности свободной импровизации, полета мысли и фантазии исполнителя. Лепка из пласта предлагает ученикам самые разнообразные способы решения поставленных учебных и творческих задач, она требует от них самостоятельного решения, выводит их мышление на креативный уровень, т. к. именно для творческого мышления характерны гибкость и оригинальность, способность генерировать новые идеи.
Освоение этого способа способствует раскрепощению ребенка , отходу его от реального представления образа к стилизованному , ведет к развитию образно-ассоциативного мышления, учит думать и выражать свои мысли в характерной только для этого человека форме.
Этапы выполнения работы
Задания для 6-го кл., учащиеся уже имеют некоторые навыки и умения работы с керамической глиной, с основными приемами лепки. Предполагается слепить портрет человека какой-либо профессии.
Здесь присутствуют элементы творчества:
-
Выбор интересного варианта профессии;
-
Композиционное удачное решение поставленных задач требует создания ряда эскизов и зарисовок;
-
Выбор формообразующих персонажа элементов;
-
Свободный импровизационный отход от эскиза, основанный на уникальных пластических свойствах керамической глины.
На занятии используются формы и методы обучения:
-
рассказ преподавателя, сопровождающийся показом приемов лепки;
-
демонстрация наглядных пособий и работ из методфонда;
-
просмотр мультфильмов, кукольных спектаклей, театральных постановок;
-
просмотр фотографий и иллюстраций работ художников-керамистов;
-
Разбор поисковых эскизов и их совместное обсуждение;
-
упражнения и зарисовки;
-
непосредственная работа с глиной.
Процесс реализации творческого замысла:
Прежде чем ребёнок завершит путь от замысла до его реального воплощения, ему необходимо пройти следующие этапы:
-
удачное решение поставленных задач требует создания ряда эскизов и зарисовок. После обсуждения с преподавателем, можно приступать к созданию рабочего эскиза;
-
в работе используется шамотная масса. Заготавливаются пласты.
При подготовке глины к работе ее необходимо хорошо очистить и промять, Тщательная проминка позволит удалить из нее пузырьки воздуха, способные взорвать изделие во время обжига.
Глина не должна быть очень мягкой , т.к. глиняные стенки выполняют роль несущего каркаса, а очень мягкая глина будет оседать и приводить к потере формы.
Глина не должна быть очень жесткой, т.к. при сгибании даст массу трещин, что приведет к порче работы.
Раскатывают глину на ткани, накрыв ее также тканью. Небольшие пласты можно раскатывать на бумаге. Инструмент для раскатывания - обычная скалка. Если задумана изначально декоративная поверхность, возможно использование фактурной ткани, например, мешковины. Очень важно, чтобы пласт имел равномерную толщину (во избежание деформации и разрывов). Можно использовать два деревянных брусочка, толщиной 5-10 мм, между ними кладется глина и ее раскатывают скалкой;
-
из заготовленных пластов выкраиваются детали работы. Выкраивание требует придумывания и расчета. Мелкие простые детали можно вырезать с помощью ножа сразу. Более сложные по форме требуют предварительной наметки на пласте использование линейки и угольник. Для изготовления одинаковых деталей, лучше вырезать из плотной бумаги шаблон;
-
сборка работы согласно эскизу. Склеивание всех частей и присоединение деталей производится густым шликером (глиной, разведенной до состояния густой сметаны), предварительно на место приклеивания лучше нанести ножом крестообразную насечку. Если в процессе создания образа создаются закрытые воздушные камеры, то, во избежание разрыва работы при обжиге, необходимо сделать отверстие острой спицей в незаметном месте для циркуляции воздуха;
-
сушка работы производится в месте, недоступном для сквозняков, очень медленно, постепенно. Быстрая сушка приведет к трещинам и деформациям;
-
обжиг в муфельной печи при t 800-1000*С.
Создание образа.
Постановка задачи создания образа требует от ребенка вживания в образ, который он собирается изображать. Ребенок должен почувствовать его, и, на основании образа реального, восприняв его творчески, создать свой образ. Начинать работу необходимо с внимательного его анализа, с поиска типичного для выбранного образа, характерного только этой профессии, с поиска разных ракурсов подачи. Неплохо сделать ряд поисковых эскизов различного характера. При работе над эскизными зарисовками, следует обратить внимание на характерные, наиболее яркие его особенности, отказавшись от второстепенных деталей. Излишнее насыщение деталями будет мешать цельности образа, усложнять его общее восприятие. Самые оптимальный вариант - одновременное присутствие условностей изображения и узнаваемости образа.
Учащиеся должны знать , что при трансформации формы им можно:
-
утрировать реалистичную форму, доводя ее до максимальной остроты;
-
Изменять соотношение пропорций, увеличивать в размере наиболее важные детали;
-
Допускать разные условности (например, преломление форм, выполнение конечностей разной длины, соединение нескольких изображений и т.д.) Важно одно: все используемые приемы должны работать на выявление идеи и лучшее раскрытие замысла.
</<font size="4" style="font-size:16pt;">Заключение
Эту методическую разработку могут взять за основу в работе преподаватели школ искусств, которые только собираются осваивать керамику, как учебный материал для детского творчества.
Перечень учебно-методического обеспечения:
-
материалы: шамотная глина, скалки, шликер с кистями, поролоновые губки, стеки, ткань для раскатки пластов, ветошь для рук, емкость с водой, бумага, карандаш;
-
методический фонд, включающий в себя работы учащихся из керамики;
-
набор репродукций и фотографий;
-
альбомы, наглядная литература.
Список литературы:
-
Г. Федотов «Послушная глина»
-
Д. Буббико «Керамика»