7


  • Учителю
  • Программа кружка «Россошанская слобода» 2 год обучения направление «общекультурное» на 2016-2017 уч. год.

Программа кружка «Россошанская слобода» 2 год обучения направление «общекультурное» на 2016-2017 уч. год.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 25 с углубленным изучением отдельных предметов г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области



Руководитель МО

_____________А.П.Дочкина



Протокол № 1 от

«30» августа 2016г.

«Согласовано»

Зам. дир. по УВР

Т. И. Садовничая



«__»______________2016г.

«Утверждаю»

Директор МКОУ СОШ № 25 с УИОП

В.Ф. Ловцова

Приказ № 383 от

«01» сентября 2016г.











Программа кружка

«Россошанская слобода»

2 год обучения

направление «общекультурное»



















Разработал:

учитель музыки

Дочкина Антонина Петровна

































2016-2017 уч.год

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Личностные результаты:

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;

формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности, при выполнении проектных заданий и проектных работ;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;

формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.

Метапредметные результаты:

Познавательные:

Учащиеся научатся:

логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;

применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;

обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;

осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей;

использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;

пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Учащиеся получат возможность:

научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.

Регулятивные:

Учащиеся научатся:

принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.

прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;

мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

Учащиеся получат возможность научиться:

ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;

действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;

слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;

использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;

приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.

Учащиеся получат возможность:

совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;

создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.

Предметные результаты:

У учащихся будут сформированы:

первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;

основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.

Учащиеся научатся:

активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;

слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;

ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в том числе родного края);

наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;

моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;

использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;

воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности народной и профессиональной музыки (в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности;

планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании;

Учащиеся получат возможность научиться:

ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;

творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;

организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;

оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные



  1. Содержание курсов внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей развитию личностных, коммуникативных, познавательных и предметных компетенций школьника.

Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам. Поэтому в содержание рабочей программы введен региональный компонент в следующих темах: «Вокальная музыка», «Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества». При этом учтено, что этот учебный материал не входит в обязательный минимум содержания основных образовательных программ и отнесен к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:

метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

метод эмоциональной драматургии;

метод интонационно-стилевого постижения музыки;

метод художественного контекста;

метод создания «композиций»;

метод игры.

В программе сформулированы основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу учебного года.

коллекции (фонотека, видеотека).



Методические рекомендации к разделу

«Старинная песня» - 2 год обучения

Старинные русские народные песни в их подлинных распевах придают выступлению фольклорного ансамбля своеобразный этнографический колорит. При этом, исполнительское мастерство и творческие возможности коллектива ярче выявляются именно в трактовке старинных народных напевов, дошедших до нас в устном народном творчестве, в записях этнографических ансамблей.

Отличают старинную песню от других чистота и строгость музыкального языка, полифоничность музыкальной ткани, волевое начало в напевах, эпичность и диатоничность.

Основой старинных песен - «диалект» местного значения. Понятие «диалект» вбирает в себя и говор, и гаматический строй, и словарный запас того или иного местного наречия, и народные музыкальные лады, и импровизационность в исполнении.

Освоить диалект - значит осуществить связь времен, придать новизну восприятия традиционной песенной культуры.

Первоочередной задачей при работе над старинной песней это постижение диалекта, для чего необходимо:

  • Постичь, понять, изучить своеобразие музыкально-поэтического текста;

  • Усвоить способы и манеру исполнения старинных напевов с вокализацией говора;

  • Добиться осмысленного выразительного произношения слов при сохранении характерной народной интонации.

Немаловажную роль при освоении старинных песен играет правильно выученные голоса, которые не всегда, с точки зрения логики голосоведения, удобны, скорее наоборот. Первое, в чем нужно разобраться, это найти и выучить основной голос. Сольный голос не всегда может быть верхним. Так, в регионе Южного Алтая, первый основной голос, как правило, нижний, а верхний голос - это подголосок с ограниченным диапазоном, средний голос - играет роль «вторы» к верхнему голосу или импровизационная середина.

Изучив закономерности голосоведения, связанные с местными певческими традициями, необходимо изучить жанр исполнительской песни.

Жанры старинных песен могут быть самыми разнообразными: протяжные (проголосочные), любовно-лирические, плясовые и игровые, трудовые и обрядовые.

Народное вокальное мастерство с наибольшей полнотой раскрывается в жанре проголосочных, которые в большинстве своем, поются без сопровождения, что требует отработки широкого дыхания, протяжности звука и хорошего хорового ансамбля.

Чтобы старинная песня стала «репертуарной», требуется некоторое переосмысливание ее в соответствии с новым временем. Работа над корректировкой текста, особенно где напев с 20 куплетами, над выбором темпа, при сохранении признаков жанра, сделает песню доступной и понятной для восприятия современниками.

Не требуют особого переосмысливания свадебные песни, так как основные истоки ее интонационности лежат древнейшие попевки календарных песен (праздничных и весеннее-летних) и интонации причитаний, возникшие более поздних лирических свадебных песен.

При работе над свадебной старинной песней необходимо подчеркнуть эмоциональную сторону поэтического текста, потому как «свадьба пронизана в музыкальных напевах светом и радостью».



Примерный репертуар «Россошанская слобода» 2 год обучения «Старинная песня».



  1. «Во Горенко во новой», обработка Н.Кутузова.

  2. «Возле речки, возле мосту», пос. Тарханка, запись студентов УКПИ, обработка Поповой Л.П.

  3. «Вьюн над водой», г. Усть-Каменогорск, ВКО, запись Поповой Л.П., обработка Поповой Л.П.

  4. «Корильная», г. Усть-Каменогорск, запись Поповой Л.П., обработка Поповой Л.П.

  5. «Молодка, молодка молоденькая», с. Никольское, Алтайского края.

  6. «Ой, да ты ж вулица», г. Шемонаиха, запись Щурова А.

  7. «Ой, то не вечер, то не вечер», г.Зыряновск, запись Поповой Л.П., обработка Поповой Л.П.

  8. «Ой, ходила, ой Катюша», обработка Поповой Л.П.

  9. «Посадила я куст черемушки», пос. Глубокое, Машуковы.

  10. «Потеряла я колечко», Алтайский край, запись Кряжевских В.К.

  11. «Скакал казак через долину», г. Усть-Каменогорск.

  12. «Ты ляти, ляти, калена стрела», г. Шемонаиха, запись Щурова А.

  13. «Шел казак на побывку домой», с.Уварово, гармонизация Кряжевских В.

  14. «Я все зори не спала», пос. Бухтарма, запись Багиздаевой, обработка Поповой Л.П.

  1. Тематическое планирование.



2 год обучения «Старинная песня»



№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата

по плану

по факту

1.

Вводное занятие.

1

1.09



2.

Работа над песней

«Во Горенко во новой», обработка Н.Кутузова.

1

5.09



3.

Манера исполнения песни

«Во Горенко во новой»

1

5.09



4.

Артикуляция в песне

«Во Горенко во новой»

1

8.09



5.

Певческое дыхание в песне

«Во Горенко во новой»

1

12.09



6.

Анализ песни «Во Горенко во новой»

1

12.09



7.

Работа над движениями в песне «Во Горенко во новой»

1

15.09



8.

Прослушивание звуковых примеров песни «Во Горенко во новой»

1

19.09



9.

Работа над песней «Возле речки, возле мосту», обработка Поповой Л.П.

1

19.09



10.

Манера исполнения песни «Возле речки, возле мосту»

1

22.09



11.

Артикуляция в песне «Возле речки, возле мосту»

1

26.09



12.

Певческое дыхание в песне «Возле речки, возле мосту»

1

26.09



13.

Анализ песни «Возле речки, возле мосту»

1

29.09



14.

Работа над движениями в песне «Возле речки, возле мосту»

1

3.10



15.

Закрепление песен «Во Горенко во новой», «Возле речки, возле мосту»

1

3.10



16.

Работа над песней «Вьюн над водой», обработка Поповой Л.П.

1

6.10



17.

Манера исполнения песни «Вьюн над водой»

1

10.10



18.

Артикуляция в песне «Вьюн над водой»

1

10.10



19.

Певческое дыхание в песне «Вьюн над водой»

1

13.10



20.

Анализ песни «Вьюн над водой»

1

17.10



21.

Прослушивание звуковых и видео примеров песни «Вьюн над водой»

1

17.10



22.

Работа над движениями в песне «Вьюн над водой»

1

20.10



23.

Работа над песней «Корильная», обработка Поповой Л.П.

1

24.10



24.

Манера исполнения песни «Корильная»

1

24.10



25.

Певческое дыхание в песне «Корильная»

1

27.10



26.

Анализ песни «Корильная»

1

7.11



27.

Артикуляция в песне «Корильная»

1

7.11



28.

Прослушивание звуковых примеров песни «Корильная»

1

10.11



29.

Работа над движениями в песне «Корильная»

1

14.11



30.

Закрепление песен «Корильная», «Вьюн над водой»

1

14.11



31.

Работа над песней «Молодка, молодка молоденькая», р.н.п.

1

17.11



32.

Манера исполнения песни «Молодка, молодка молоденькая»

1

21.11



33.

Певческое дыхание в песне «Молодка, молодка молоденькая»

1

21.11



34.

Анализ песни «Молодка, молодка молоденькая»

1

24.11



35.

Артикуляция в песне «Молодка, молодка молоденькая»

1

28.11



36.

Прослушивание звуковых примеров песни «Молодка, молодка молоденькая»

1

28.11



37.

Работа над движениями в песне «Молодка, молодка молоденькая»

1

1.12



38.

Работа над песней «Ой, да ты ж вулица», запись Щурова А.

1

5.12



39.

Манера исполнения песни «Ой, да ты ж вулица»

1

5.12



40.

Певческое дыхание в песне «Ой, да ты ж вулица»

1

8.12



41.

Анализ песни «Ой, да ты ж вулица»

1

12.12



42.

Артикуляция в песне «Ой, да ты ж вулица»

1

12.12



43.

Работа над движениями в песне «Ой, да ты ж вулица»

1

15.12



44.

Прослушивание звуковых примеров песни «Ой, да ты ж вулица»

1

19.12



45.

Закрепление песен «Ой, да ты ж вулица», «Молодка, молодка молоденькая»

1

19.12



46.

Закрепление песен «Во Горенко во новой», «Возле речки, возле мосту»

1

22.12



47.

Работа над песней «Ой, то не вечер, то не вечер», обработка Поповой Л.П.

1

9.01



48.

Манера исполнения песни «Ой, то не вечер, то не вечер»

1

9.01



49.

Певческое дыхание в песне «Ой, то не вечер, то не вечер»

1

12.01



50.

Анализ песни «Ой, то не вечер, то не вечер»

1

16.01



51.

Артикуляция в песне «Ой, то не вечер, то не вечер»

1

16.01



52.

Работа над движениями в песне «Ой, то не вечер, то не вечер»

1

19.01



53.

Прослушивание звуковых примеров песни «Ой, то не вечер, то не вечер»

1

23.01



54.

Работа над песней «Ой, ходила, ой Катюша», обработка Поповой Л.П.

1

23.01



55.

Манера исполнения песни «Ой, ходила, ой Катюша»

1

26.01



56.

Певческое дыхание в песне «Ой, ходила, ой Катюша»

1

30.01



57.

Анализ песни «Ой, ходила, ой Катюша»

1

30.01



58.

Артикуляция в песне «Ой, ходила, ой Катюша»

1

2.02



59.

Работа над движениями в песне «Ой, ходила, ой Катюша»

1

6.02



60.

Прослушивание звуковых примеров песни «Ой, ходила, ой Катюша»

1

6.02



61.

Закрепление песен «Ой, ходила, ой Катюша», «Ой, то не вечер, то не вечер»

1

9.02



62.

Закрепление песен «Корильная», «Вьюн над водой»

1

13.02



63.

Работа над песней «Посадила я куст черемушки», р.н.п.

1

13.02



64.

Манера исполнения песни «Посадила я куст черемушки»

1

16.02



65.

Певческое дыхание в песне «Посадила я куст черемушки»

1

20.02



66.

Анализ песни «Посадила я куст черемушки»

1

20.02



67.

Артикуляция в песне «Посадила я куст черемушки»

1

23.02



68.

Прослушивание звуковых примеров песни «Посадила я куст черемушки»

1

27.02



69.

Работа над движениями в песне «Посадила я куст черемушки»

1

27.02



70.

Работа над песней «Потеряла я колечко», р.н.п.

1

2.03



71.

Манера исполнения песни «Потеряла я колечко»

1

6.03



72.

Певческое дыхание в песне «Потеряла я колечко»

1

6.03



73.

Анализ песни «Потеряла я колечко»

1

9.03



74.

Артикуляция в песне «Потеряла я колечко»

1

13.03



75.

Работа над движениями в песне «Потеряла я колечко»

1

13.03



76.

Просмотр видео примеров песни «Потеряла я колечко»

1

16.03



77.

Закрепление песен «Потеряла я колечко», «Посадила я куст черемушки»

1

20.03



78.

Закрепление песен «Во Горенко во новой», «Возле речки, возле мосту»

1

20.03



79.

Работа над песней «Скакал казак через долину», р.н.п.

1

23.03



80.

Манера исполнения песни «Скакал казак через долину»

1

23.03



81.

Певческое дыхание в песне «Скакал казак через долину»

1

3.04



82.

Анализ песни «Скакал казак через долину»

1

3.04



83.

Артикуляция в песне «Скакал казак через долину»

1

6.04



84.

Работа над движениями в песне «Скакал казак через долину»

1

6.04



85.

Прослушивание звуковых примеров песни «Скакал казак через долину»

1

10.04



86.

Закрепление песен «Скакал казак через долину», «Потеряла я колечко»

1

10.04



87.

Работа над песней «Шел казак на побывку домой», гармонизация Кряжевских В.

1

13.04



88.

Манера исполнения песни «Шел казак на побывку домой»

1

17.04



89.

Певческое дыхание в песне «Шел казак на побывку домой»

1

17.04



90.

Анализ песни «Шел казак на побывку домой»

1

20.04



91.

Артикуляция в песне «Шел казак на побывку домой»

1

24.04



92.

Прослушивание звуковых и видео примеров песни «Шел казак на побывку домой»

1

24.04



93.

Работа над движениями в песне «Шел казак на побывку домой»

1

27.04



94.

Закрепление песен «Шел казак на побывку домой», «Скакал казак через долину»

1

4.05



95.

Работа над песней «Я все зори не спала», обработка Поповой Л.П.

1

8.05



96.

Манера исполнения песни «Я все зори не спала»

1

8.05



97.

Певческое дыхание в песне «Я все зори не спала»

1

11.05



98.

Анализ песни «Я все зори не спала»

1

15.05



99.

Артикуляция в песне «Я все зори не спала»

1

15.05



100.

Прослушивание звуковых примеров песни «Я все зори не спала»

1

18.05



101.

Работа над движениями в песне «Я все зори не спала»

1

22.05



102.

Работа над песней «Ты ляти, ляти, калена стрела», запись Щурова А.

1

22.05



103.

Анализ песни и манера исполнения песни «Ты ляти, ляти, калена стрела»

1

25.05



104.

Певческое дыхание в песне «Ты ляти, ляти, калена стрела»

1

29.05



105.

Артикуляция в песне «Ты ляти, ляти, калена стрела»

1

29.05











 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал