7


  • Учителю
  • Разработка для занятия по композиции

Разработка для занятия по композиции

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Федеральное государственное общеобразовательное учреждение

«Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц

Министерства обороны РФ»





Заместитель директора

Пансиона по учебной работе

Обломкова А.В.





«____»___________2016г.





















Методическая разработка

к занятию «Композиция-интерпретация

по рисункам И. Билибина к русским сказкам »

на 2015-2016 учебный год









Выполнила:

педагог Тимофеева Т.В.

















Рецензировано:

Член Союза Художников России,

Заслуженный работник культуры РФ

Тимофеев В.В.













Обсуждено и рекомендовано к использованию

на заседании ПМО

Протокол №____

«____»___________2016г.









2015-2016 учебный год.

Пояснительная записка

Представленное занятие по теме «Композиция- интерпретация по рисункам И.Билибина к русским сказкам» является занятием по композиции для воспитанниц седьмого класса, третьего года обучения по предмету «Живопись». Блок занятий по композиции идет после блоков по рисунку и живописи, и предусматривает необходимый обьем теоретических и практических знаний по рисунку и живописи. Данная методическая разработка является продолжением изучения композиционных приемов на основе изучения творчества И.Билибина и раскрывает практический прием в практике художественного обучения - копирование и художественное переосмысливание.

</ Изучая наследие книжной графике на иллюстрациях И.Билибина, происходит активизация собственной творческой активности. Насыщение собственного художественного языка новыми приемами, гармонизация собственного вкуса, способность воспринять и переосмыслить художественное произведение помогают в достижениях воспитанниц лучших результатов.

Также, занятия по композиции идут параллельно с изучением культуры Руси. Используя метапредметные связи(уроки истории, ИЗО, технологии, МХК) воспитанницы получают цельную картину восприятия исторической эпохи.

Также мотивационным моментом является возможность участия в выставке лучших работ и возбуждают дух соперничества во время проведения занятия.

Развитие эмоциональной сферы, чувств воспитанниц, едва ли не более важно, чем изучение приемов композиции. Поэтому задачами данной разработки являются:

Основные образовательные задачи курса:

-Развитие эмоциональной сферы, воображения, умения творчески переосмысливать увиденное

- Умение применять на практике навыки композиционных приемов

- Развитие навыков академического рисования с помощью копирования .

Воспитательные задачи занятия:

- Развитие эстетического художественного вкуса

- Привитие интереса к изобразительному искусству и обучение навыкам грамотного восприятия произведений

-Умение раскрыть литературное произведение через призму собственных эстетических предпочтений

Методическая разработка содержит сценарий урока с указанием целей и задач, а также предполагаемого результата. В приложении содержится технологическая карта занятия, описание технологии и методик, их эффективность на занятии, дидактическое обеспечение ( вспомогательный материал, репродукции). Презентация зрительного ряда выполнена в MS Power Point.

Технологии : педагогическая мастерская, информационно - коммуникативные

Универсальность данной разработки заключается в её эффективном использовании на занятиях дополнительного образования.

Тимофеева Т.В.





























Методическая разработка

к занятию по живописи

Тема: «Композиция-интерпретация по рисункам И. Билибина к сказкам.»

(2 занятия по 40 минут)

Класс 7





Цели занятия:

Обучающие: знать последовательность ведения работы над композицией ;

Уметь: работать с литературным текстом, выделяя главное, акцентировать характерные черты главных персонажей;

уметь находить взаимосвязь между эмоциональным настроением литературного произведения и выбором колорита;

Развивающие: развивать воображение и способностью проникнуться духом эпохи;

Расширять знания воспитанниц в истории русского искусства;

Задачи занятия:

Развитие эстетического художественного вкуса; привитие интереса к изобразительному искусству и обучение навыкам грамотного восприятия произведений; развитие навыка реализации творческого замысла с помощью приобретенных приемов и нового пластического языка.

Образовательные технологии: педагогическая мастерская, интерактивного обучения.

Тип занятия: Урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала

Оборудование: репродукции с картин художников, материал с архитектурными элементами и орнаментами.

музыкальное сопровождение (СD player); компьютерная презентация (видеопроектор)

Материалы: лист формата А4 и А3; кисти «Белка» №6 и №12, карандаши, гуашь, палитра, емкость для воды.

Предполагаемый результат:

Иметь представление о поэтапности ведения работы над композицией, о способах передачи творческого замысла, передавать настроение, характерное для литературного произведения, владеть навыками техники работы над жанровым эскизом с подробной прорисовкой.







Занятие 1



1.Вступление

Приветствие аудитории

С самого начала беседы необходимо показать книги с хорошо изданными иллюстрациями, на которых можно изучить все элементы построения книги. Следует выделить, что книга-цельное произведение, имеющая обложку, форзац, корешок, иллюстрации с расположенным текстом. Для изучения предлагается взять книги с русскими сказками в оформлении И.Билибина. В этот момент можно актуализировать знания, полученные на уроках истории, технологии, МХК,ИЗО. Предложить вспомнить элементы архитектурного стиля, интерьера, знания мифологии и народного искусства, особенности русского костюма. Рассматриваем репродукции картин русских художников: Билибина, Васнецова и Поленовой.

2. Теоретическая часть

Учитель:

- Иллюстраторов детской книги много. Один из выдающихся художников-иллюстраторов - Иван Яковлевич Билибин. Именно его иллюстрации помогли создать детскую книгу нарядной и доступной. Ориентируясь на традиции древнерусского и народного искусства, Билибин разработал логически последовательную систему графических приемов, сохранявшуюся в основе на протяжении всего его творчества. Эта графическая система, а

также присущее Билибину своеобразие трактовки былинных и сказочных образов дали возможность говорить об особом билибинском стиле

С самого начала книги Билибина отличались узорностью рисунка, яркой декоративностью. Художник создавал не отдельные иллюстрации, он стремился к ансамблю: рисовал обложку, иллюстрации, орнаментальные украшения, шрифт - все стилизовал под старинную рукопись.

Иван Яковлевич Билибин родился 4 августа 1876 года в селе Тарховка, Санкт-Петербургской губернии - ушёл из жизни 7 февраля 1942 года в Ленинграде. Основным жанром, в котором работал Иван Билибин, считается книжная графика. Кроме того, он создавал различные росписи, панно и делал декорации к театральным постановкам, занимался созданием театральных костюмов.

Всё же большая часть поклонников таланта этого замечательного русского художника-славяниста,знает его по заслугам в изобразительном искусстве. Надо сказать, что у Ивана Билибина была хорошая школа, что бы изучить искусство живописи и графики. Начиналось всё с рисовальной школы Общества поощрения художеств. Затем была мастерская художника А. Ашбе в Мюнхене; в школе-мастерской княгини Марии Тенишевой он занимался изучением живописи под руководством самого Ильи Репина, затем, под его же руководством было Высшее художественное училище Академии художеств.

Большую часть своей жизни И.Я. Билибин прожил в Санкт-Петербурге. Являлся членом объединения "Мир Искусства". Стал проявлять интерес к этнографическому стилю живописи после того, как увидел на одной из выставок картину великого художника Виктора Михайловича Васнецова "Богатыри". Впервые он создал несколько иллюстраций в своём узнаваемом "Билибинском" стиле после того, как случайно попал в деревню Егны в Тверской губернии. Русская глубинка с её дремучими нехожеными лесами, деревянными домами, похожая на те самые сказки Пушкина и картины Виктора Васнецова, настолько вдохновила его своей самобытностью, что он, недолго думая, принялся за создание рисунков. Именно эти рисунки стали иллюстрациями к книге "Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке". Можно сказать, что именно здесь, в сердце России, в её далёких, затерянных в лесах, поселениях и проявился весь талант этого замечательного художника. После этого он стал активно посещать и другие регионы нашей страны и писать всё новые и новые иллюстрации к сказкам и былинам. Именно в деревнях тогда ещё сохранялся образ древней Руси. Люди продолжали носить древнерусские костюмы, проводили традиционные праздники, украшали дома затейливой резьбой и т.д. Всё это запечатлел на своих иллюстрациях Иван Билибин, сделав их на голову выше иллюстраций других художников благодаря реалистичности и точно подмеченными деталями.

Его творчество - это традиции древнерусского народного искусства на современный лад, в соответствии со всеми законами книжной графики. То, что он делал, является примером того, как может сосуществовать современность и культура прошлого нашей великой страны. Являясь, по сути, иллюстратором детских книг, он привлёк своим искусством внимание гораздо большей публики зрителей, критиков и ценителей прекрасного. В частности и благодаря таким, как этот художник, многие наши соотечественники стали интересоваться прошлым, заниматься проблемами истории и восстановлением традиций, обычаев своих предков.

Иван Билибин проиллюстрировал такие сказки, как: «Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке» (1899), «Сказка о царе Салтане» (1905), «Вольга» (1905), «Золотой Петушок» (1909), «Сказка о золотом петушке» (1910) и другие. Кроме того, он оформлял обложки различных журналов, среди которых: «Мир Искусства», «Золотое Руно», издания «Шиповника» и «Московского Книгоиздательства».





Не только своими иллюстрациями в традиционном русском стиле знаменит Иван Яковлевич Билибин. После февральской революции он нарисовал двуглавого орла, который сначала был гербом Временного правительства, а с 1992 и до сей поры украшает монеты Банка России. Умер великий русский художник в Ленинграде, во время блокады 7 февраля 1942 года в больнице. Последней работой стала иллюстрация к былине " Дюк Степанович". Похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств возле Смоленского кладбища.

Гениальные слова Ивана Яковлевича Билибина: "Только совершенно недавно, точно Америку, открыли старую художественную Русь, вандальски искалеченную, покрытую пылью и плесенью. Но и под пылью она была прекрасна, так прекрасна, что вполне понятен первый минутный порыв открывших ее: вернуть! вернуть!".

3.Изучение сказки (выбор произведения происходит самостоятельно, до урока)

Непосредственно до работы нужно объяснить необходимость погружения в текст произведения, проникнутся духом эпохи, выбрать наиболее яркие моменты, представить и мысленно нарисовать портрет персонажа.

4.Мастер-класс. Показываются варианты компоновки в листе, легко нажимая карандашом ,намечаются основные массы будущей композиции. Уточняется местоположение главных персонажей и соотношение фигур с окружающей средой. В этот момент важно акцентировать на выделении главного пятна в композиции и соподчинение деталей целому

5.Практическая часть. Намечаем будущую композицию и используя вспомогательный материал, уточняем костюмы, пейзаж ,архитектурные элементы. В этот момент учитель помогает каждому определиться с сюжетом и перенести его на заданный формат. Выделяются характерные черты главных героев их расположение в листе. Также, наличие в нашей иллюстрации текста или орнамента, внесет свои коррективы в расположении композиции на листе. На этом уроки необходимо закончить расположение основных масс и прорисовать уточняющие детали. В помощь каждому на столе находятся материалы с орнаментами, архитектурными элементами.

4. Промежуточный просмотр. Все раскладывают свои работы и могут оценить результаты, в сравнении с другими. Учитель подсказывает и отмечает наиболее удачные моменты. Как правило, участники просмотра охотно поддерживают обсуждение работ, что помогает многим обрести уверенность в своих силах.

5.Рефлексия

Учитель обязательно положительно оценивает работы воспитанниц, делает корректирующие поправки. Намечает дальнейшие шаги по реализации поставленной задачи.



Занятие 2



Цели занятия:

Обучающие: вести последовательно работу над композицией, подчиняя детали главному.

Уметь: выделять композиционный центр тоновым и цветовым решением;

Развивающие: развивать воображение и способностью проникнуться духом эпохи;

Расширять знания воспитанниц в истории русского искусства;

Задачи занятия:

Выполняя и прорабатывая детали закончить работу в цвете.

Образовательные технологии: педагогическая мастерская, интерактивного обучения.

Тип занятия: Урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала

Оборудование: репродукции с картин художников, материал с архитектурными элементами и орнаментами.

музыкальное сопровождение (СD player); компьютерная презентация (видеопроектор)

Материалы: лист формата А4 и А3; кисти «Белка» №6 и №12, карандаши, гуашь, палитра, емкость для воды.

Предполагаемый результат:

Иметь навыки ведения работы в цвете над композицией, соблюдая общий колорит и цветовую гамму. Владеть навыками техники работы над жанровой композицией с подробной деталировкой.



1.Вступление

Приветствие аудитории

2.Вводная беседа о влиянии колорита и выбора цветового решения, соответствующее замыслу автора. Учителю необходимо подчеркнуть символическую нагрузку цвета. В конечном результате, цветовой настрой творческой работы должен выражать эмоциональный подтекст сюжета, нести общее состояние освещения. Цветом выделяется композиционный центр

3.Практическая работа. Выполнение иллюстрации в цвете

Выполнение работы в выбранном материале. Учитель помогает определиться с техникой исполнения и подсказывает технологические тонкости ведения работы. Для акварельной живописи и технике живописи гуашью, предполагается первоначально выполнение подмалевка - раскладка локальных цветов и тоновое решение. В технике цветных карандашей первоначально необходимо охватить всю работу целиком ,легко прокладывая массы цвета.

Затем учитель напоминает о необходимости время от времени вставать из за своего рабочего места и рассматривать работу целиком. Что позволяет избежать черезмерного увлечения деталями. Постепенно двигаясь к подробной проработке деталей. При необходимости учитель комментирует процесс работы.

Как заключительный момент практической работы, также обращается внимание на введение текста и орнамента в иллюстрацию, как необходимого элемента в создании книги.

4. Выставка

Итоговая выставка проводится после заключительного занятия.

Учитель предлагает обсудить получившийся результат и высказать свое мнение по поводу понравившихся работ.

5. Оценивание

Учитель оценивает с позиции эксперта каждую работу, отмечая её достоинства.

Воспитанницы оценивают свою работу, отмечая минусы или проблемные стороны, а также дают советы и рекомендации друг другу.

6. Рефлексия

- Какой этап был самым трудным? (Начало работы, определить степень завершённости)

- Какой этап был самым интересным? (Деталировка, оформление работы, просмотр работ и сравнение себя с другими)













Список литературы:



1.Иван Билибин, Семенов О.П.,-М., 1986

2.Композиция,Е.В.Шорохов,Н.Г.Козлов.-М.,1978

3.Г.В.Беда .Основы изобразительной грамоты.М,1973





































Приложение



Фотоматериалы:Реализация





Работа с теоретической информацией

Репродукции с картин И.Билибина.

Занятие №1

Карточки - задания, репродукции



Разработка для занятия по композицииРазработка для занятия по композиции





Выполнение практической работы

Занятие №1, №2



1.Первый этап

построения,

основные массы.







































2.Проработка

деталей.

Прорисовка

всех частей

композиции.













































3.Цветовая раскладка.

Прокладываются

Основные цветовые отношения





























4.Проработка

деталей.

Обобщение.



































































Начальный этап. Композиция в листе:



Разработка для занятия по композиции





Дальнейшая деталировка:





Разработка для занятия по композиции















Готовая композиция:Разработка для занятия по композиции



Разработка для занятия по композиции









































Заместитель начальника ФГКОУ МКК «Пансион воспитанниц МО РФ»

А.В. Обломкова



Педагог дополнительного образования

Т.В. Тимофеева



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал