- Учителю
- Рабочая программа по доп.образованию Искусство декора
Рабочая программа по доп.образованию Искусство декора
"искусство декора»
Педагог доп. Образования: Пономарева Л.Н.
Пояснительная записка
Современные методики внеурочной деятельности в области
искусства органично сочетают в себе элементы обучения с развитием
художественно-творческих способностей. Эти методики направлены
главным образом на раскрытие и развитие индивидуальных
способностей, которые в той или иной мере свойственны всем детям и
подросткам.
Занятия , как правило, проводятся в свободное от других
мероприятий время под руководством педагога-специалиста.
Естественно, что каждой возрастной группе предлагается
отдельная программа, в которой учитываются особенности детей и
связанные с этим творческие возможности и предпочтения для более
адекватного самовыражения в том или ином виде изобразительной
деятельности.
Темы заданий главным образом строятся по принципу изучения,
познания и любования миром окружающей природы. Для этих занятий
совсем не обязательно приобретать какое-то специальное оборудование
(мольберты, этюдники, планшеты). Вполне достаточно иметь в наличии
столы и стулья, а для отдельных занятий - папки большого формата.
Из художественных материалов для занятий предлагаются следующие:
гуашь, пастель, жировые или масляные мелки, тушь, карандаши, уголь,
сангина, кисти, а для некоторых занятий - восковые свечи или
парафин, цветная бумага, ножницы, клей и пр. Для коллективных
заданий можно использовать большие листы ватмана или свертки
обоев.
Освоение материала в основном будет происходить в процессе
творческой деятельности детей. Работа в материале в области
изобразительного искусства будет осуществляться в технике живописи
и графики. Для живописи предлагается использовать гуашь, акварель,
акриловые краски, пастель, для графики - карандаш, тушь, перо,
палочку, уголь. Хорошие творческие результаты дают такие
технические приемы, как монотипия, граттаж (воскография).
Во внеурочной студийной деятельности в области
изобразительного творчества заложены большие возможности для
эстетического и художественного воспитания учащихся. Способствуя
развитию творческой мысли своего ученика, педагог должен
ненавязчиво предлагать тот или иной вид изобразительной
деятельности.
В области живописи дети постигают законы цвета и колорита,
фактуры и формы, в графике - образный язык, основой которого
являются точка и линия, плоскость и пространство.
Изобразительное творчество в системе дополнительного
образования находит разнообразные формы выражения: это и
индивидуальные, и коллективные работы, быстрые наброски и
композиции, которые создаются за несколько занятий.
Задания, предлагаемые каждой возрастной группе, в зависимости
от ситуации можно варьировать, меняя местами. Педагог может
предлагать другие, аналогичные, темы, органично входящие в русло
программы. Программа должна не только не ограничивать педагога в
его творческих поисках и находках, но и являться определенным
стимулом к собственному творчеству.
Учебно-тематический план
теоретические часы
практические часы
1
Мир цвета в природе. Изображение декоративных растений в теплой и холодной гамме
16
1
15
2
Мир фантастических деревьев. Контрасты холодного и теплого
16
1
15
3
Выполнение декоративного фриза на основе растительных мотивов
13
1
12
4
Изображение в графической технике растительного микромира (травы, цветы, сухие растения)
13
1
12
5
Мы рисуем своих друзей
15
1
14
6
Изображаем свое любимое животное
13
1
12
7
Мир вокруг нас (коллективная работа)
12
12
8
Экспозиция работ. Обсуждение выставки
10
10
Итого
108
6
102
Содержание учебных тем
1. Мир цвета в природе. Изображение декоративных растений
в теплой и холодной гамме.
Наблюдение за природными мотивами, рассматривание
произведений живописи. Теплые и холодные цвета.
Практическая работа: выполнение композиции, состоящей из
заранее прописанного свободной широкой кистью фона, а на нем -
причудливых очертаний декоративных цветов и трав (на теплом фоне -
изображение растений в теплой гамме, на холодном - в холодной
гамме).
Материалы: кисти, гуашь, вода, бумага.
Зрительный ряд: натюрморты К. Коровина, М. Сарьяна, А.
Матисса, П. Сезанна.
2. Мир фантастических деревьев. Контрасты холодного и
теплого.
Наблюдение живой природы, рассматривание произведений
живописи. Дополнительные цвета, которые являются контрастными по
отношению друг к другу: красный - зеленый, голубой - желтый,
фиолетовый - оранжевый.
Практическая работа: изображение в контрастных сочетаниях
силуэтов деревьев или веток (в данном задании необходимо
использовать знания о дополнительных цветах).
Материалы: кисти, гуашь, бумага.
Зрительный ряд: живопись Н. Рериха, М. Сарьяна, И. Грабаря,
В. Ван Гога.
3. Выполнение декоративного фриза на основе растительных
мотивов.
Рассматривание произведений декоративно-прикладного
искусства.
Изображение декоративного фриза предлагается выполнить в двух
вариантах.
Практическая работа
Вариант А: выполнение фриза в технике монотипии, которая в
данном случае представляет собой красочные отпечатки листьев
разнообразных растений.
Вариант Б: создание фриза в технике печати при помощи
самостоятельно вырезанного из картофеля клише. Изображение можно
делать на цветной бумаге или на заранее прописанном фоне.
Материалы: бумага, гуашь, кисти; листья разнообразных
растений; клише, вырезанное из картофеля (или других овощей).
Зрительный ряд: книги по декоративно-прикладному искусству,
декоративные платки и шали.
4. Изображение в графической технике растительного микромира
(травы, цветы, сухие растения).
Рассматривание произведений графики с изображением
растений.
На бумаге вытянутого по вертикали формата предлагается
выполнить декоративную графическую заставку.
Практическая работа
Вариант А: выполнение заставки в технике граттажа (покрытие
бумаги слоем прозрачной краски, грунтовка воском, покрытие листа
черной краской, процарапывание заостренной палочкой).
Вариант Б: выполнение заставки в технике рисования сухой
кистью, которая сочетается с графикой пером или палочкой.
Материалы: бумага, гуашь, восковая свеча, тушь, перо,
палочка; кисть.
Зрительный ряд: веточки растений, цветы, книги или
репродукции с изображением растений, гравюры японских и китайских
мастеров.
5. Мы рисуем своих друзей.
Рассматривание портретных рисунков отечественных и зарубежных
художников. Характер человека в портрете. Портрет-шарж.
Практическая работа: выполнение в смешанной технике
портретных изображений своих друзей по летнему лагерю. Главное в
этом задании - передать характер, возможно решение в стиле
шаржа.
Материалы: уголь, сангина, пастель.
Зрительный ряд: графические портреты-шаржи, выполняемые
педагогом на этом занятии; рисунки В. Горяинова, П. Сойфертиса, X.
Бидструпа.
6. Изображаем свое любимое животное.
Рассматривание произведений художников-анималистов.
Особенности изображения животного. Выразительные возможности
смешанной техники.
Практическая работа: выполнение в смешанной технике рисунка
своего любимого домашнего животного.
Материалы: на выбор - восковые мелки и гуашь, гуашь и пастель
или тушь, перо, палочка.
Зрительный ряд: альбомы с фотографиями животных; рисунки
художников-анималистов Е. Чарушина, В. Ватагина.
7. Мир вокруг нас (коллективная работа).
Композиционное задание, предполагающее изображение на
большом, вытянутом по горизонтали листе бумаги мира растений,
животных и людей.
Практическая работа
I этап - выполнение цветного подмалевка
II этап - изображение на заранее прописанном фоне
фантастических растений
III этап - изображение сказочных персонажей - людей, животных
(эти изображения вклеиваются в панно)
Материалы: бумага, уголь, гуашь, кисти, ножницы, клей.
Зрительный ряд: книги и репродукции произведений живописи и
графики с изображением сказочных персонажей, фантастических
животных и растений.
8. Экспозиция работ. Обсуждение выставки.
Оформление и подготовка рисунков к экспозиции. Обсуждение и
оценка всей творческой деятельности . Присуждение грамот и призов
за лучшие рисунки.