- Учителю
- Рабочая программа с КТП по внеурочной деятельности Домисолька 5 класс
Рабочая программа с КТП по внеурочной деятельности Домисолька 5 класс
«Влияние музыки на детей благодатно,
и чем ранее они начнут испытывать
его на себе, тем лучше для них»
В.Г. Белинский.
Пояснительная записка
Направленность программы для 5 класса по внеурочной деятельности «Домисолька» по содержанию является художественно - эстетической, общекультурной, по форме организации кружковой.
Обеспокоенные духовным обнищанием подрастающего поколения, учёные, педагоги, воспитатели заняты поиском новых, более эффективных воспитательных и развивающих технологий. Среди многих средств решения этой задачи особое место занимает музыкальное искусство, обладающее большой силой воздействия на человека. Психологи и музыковеды признают, что произведения музыкального искусства обращаются к человеческой личности в целом. Благодаря неповторимому характеру музыкальных образов, их яркой эмоциональной окрашенности, эстетическим переживаниям, вызываемым музыкой, представления и убеждения, идеалы и устремления, воспринятые через музыкальное искусство, способны захватить человека с особенной полнотой и силой. Этим в большей мере определяется социальная ценность музыкального искусства, его воспитательная и преобразующая роль. Открывая внутренний мир личности, музыка приобщает нас к наиболее развитым формам жизнедеятельности в личностном и социальном планах. Нет такой стороны в развитии ребёнка, в которую музыка не могла бы внести те или иные существенные черты. При благоприятном ходе музыкального обучения пробуждаемое музыкой творческое начало постепенно проникает в различные стороны жизни ребёнка, внося черты целостности и гармонии в его мироощущение, характер, поведение, отношение, что особенно ярко наблюдается в певческой деятельности.
Пение - самый простой, естественный способ проявления себя в музыке, способ самовыражения, транслирующий народный многовековой опыт. Песенное богатство народа - это его духовное богатство. Ведь недаром на долю хорового искусства и хоровой культуры всегда выпадала обязанность сплочения нации, духовного объединения народа в процессе творческого самовыражения, формирования и сохранения индивидуальности, неповторимости личности при коллективной организации труда. Стратегия хорового пения как искусства ориентировано на ликвидацию в подсознании личности настроя на конфликтность и агрессивность, на формирование новых идеалов общества в рамках специфики национального самосознания и национальной культуры. И на этом основании, эстетическая, духовно - воспитательная, развивающая значимость такого вида деятельности как пение неоспорима.
Но, по известным причинам, время, отведённое на разучивание и исполнение песен на уроке музыки, не так уж много, что не позволяет в полной мере реализовать и развить природные, творческие задатки детей в этой сфере. Вот почему сегодня встает вопрос об оптимальной связи между урочной и внеурочной деятельностью.
В этой связи данная программа составлена и разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования в контексте с целевыми установками нормативных документов и рекомендациями по организации внеурочной деятельности учащихся. Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 35 часов в год. Два урока выпадают на праздничные дни 02.05. и 09.05 Программа будет выполнена за счет уплотнения материала. Всего 33 часа.
Новизна программы
Особенность программы «Домисолька» в том, что она разработана для учащихся, имеющих средний и низкий уровень исполнительских возможностей и большое желание научиться петь красиво.
В данных условиях программа «Домисолька» - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу школьников, методы работы учителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков. Новизна программы в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся последовательности, сопровождающая систему практических занятий.
В основу проекта музыкальной деятельности были положены следующие принципы:
- принцип системности - предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
- принцип дифференциации - предполагает выявление и развитие у
учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
- принцип увлекательности является одним из самых важных, он
учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- принцип коллективизма - в коллективных творческих делах
происходит развитие разносторонних способностей и потребности
отдавать их на общую радость и пользу.
Отличительными особенностями программы являются:
- деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами музыки, где школьник выступает в роли композитора, исполнителя, слушателя;
- принцип междисциплинарной интеграции - применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, изобразительное искусство и технология, вокал);
- принцип креативности - предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к.
именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Цель программы - через музыкально-творческую деятельность сформировать у учащихся устойчивый интерес к пению и исполнительские вокальные данные, приобщить их к сокровищнице вокально-песенного искусства.
Задачи:
Образовательные
-
развить музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память, способность сопереживать, творческое воображение;
-
помочь учащимся овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности;
Развивающие
-
расширить знания обучающихся о музыкальной грамоте и искусстве вокала, особенностях музыкального языка;
Воспитательные
-
на основе изучения народных песен, детских песен, современных эстрадных песен и прочего расширить знания ребят об истории Родины, её певческой культуре;
-
воспитывать и прививать любовь и уважение к духовному наследию, пониманию и уважению певческих традиций;
-
сформировать потребности в общении с вокальной музыкой;
-
создать атмосферу радости, значимости, увлечённости.
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности:
- сольное и ансамблевое пение;
- слушание различных интерпретаций исполнения;
- пластическое интонирование;
- элементов импровизации;
- движения под музыку;
- элементы театрализации.
Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, фольклором, сценическим искусством, ритмикой.
Пути реализации программы:
В работе с детьми:
-
внедрение новых форм и методов в организацию занятий;
-
широкое включение песни в повседневную жизнь;
-
организация индивидуальной работы.
В работе с взрослыми:
-
осуществление совместной работы с администрацией, родителями по внедрению программы;
-
создание предметно-развивающей сферы;
-
проведение бесед-консультаций с родителями на темы: "Песня в жизни ребенка", "Как беречь голос ребенка" и т.д.;
-
привлечение родителей к участию в праздниках.
В работе преподавателя:
-
расширение профессиональных знаний путем посещения семинаров, фестивалей, конкурсов;
-
участие в концертной деятельности ;
-
обзор новой методической литературы.
Методы и формы реализации программы
В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого и системного подхода, метод творчества, импровизации и сценического движения.
Стилевой подход - широко применяется в программе и нацелен на формирование у исполнителей осознанного стилевого восприятия вокального произведения, понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
Системный подход - направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы - её тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
Творческий метод - используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель её практического воплощения. Творчество присуще каждому ребёнку, оно всегда ново и по своей сути уникально. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов. В совместной творческой деятельности преподавателя и членов вокальной студии проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, особенности мышления и фантазии.
Метод импровизации и сценического движения - один из основных методов программы. Требования времени - умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощённость перед зрителями и слушателями. Всё это даёт обучающимся умело вести себя на сцене, двигаться под музыку в ритме исполняемого произведения. Использование данного метода поднимает исполнительское мастерство на более высокий уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.
Оснащение образовательного процесса:
-
специальный кабинет;
-
фортепиано;
-
записи фонограмм в режиме + и -;
-
ТСО (музыкальный центр с функцией караоке);
-
мультимедиа;
-
записи аудио, видео на дисках и флеш - картах.
Условия реализации программы
Программа реализуется в объёме 35 часов в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут.
Успехи реализации программы возможны если:
-
теоретическая и практическая часть программы выполнены на 100%;
-
учтены возрастные особенности обучающихся и мотивация их деятельности;
-
используется наглядный материал (строение голосового аппарата, виды дыхания, певческая установка, фонотека записей (с голосом и минус 1) и т.д.
-
есть необходимые технические средства и информационные ресурсы, отвечающие требованиям учебного процесса такие как: ПК, мультимедийный проектор для просмотра документальных роликов о строении голосового аппарата, о вокальной манере разных исполнителей, микрофоны, СД проигрыватель.
Перспективы:
-
в следующем классе во внеурочной деятельности продолжать работу по обучению пению , по развитию всех вокальных навыков, по расширению диапазона певческого голоса каждого воспитанника, используя наработанный опыт;
-
создать ансамбль из хорошо поющих детей (2-х голосие);
-
принимать участие в городских и областных конкурсах, фестивалях;
-
продолжать свою концертно-просветительскую деятельность.
Систематичность в подходах к работе, варьирование разнообразных методических приемов, планомерное выполнение поставленных задач, последовательное (поэтапное) изучение новых песен, многократное использование знакомого материала, постепенное усложнение репертуара, дифференцированный подход к детям - все это позволило достичь положительных результатов в обучении и развитии вокальным навыкам детей.
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия-готовность и способность к саморазвитию;
-развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
-знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность.)
-формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой;
-эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Регулятивные универсальные учебные действия-оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки;
-вносить необходимые коррективы;
-уметь планировать работу и определять последовательность действий.
- адекватно использовать голос для вокально-хоровой, сольной деятельности;
- активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта.
Познавательные универсальные учебные действия- самостоятельно включаться в творческую деятельность
-осуществлять выбор вида музыкальной деятельности в зависимости от цели.
-осознанно и произвольно строить музыкальную деятельность в разных жанрах
Коммуникативные универсальные учебные действия-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
-адекватно использовать музыкальные средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Содержание курса
Занятия по внеурочной деятельности «Звонкий голосок России» ведутся по программе, включающей 3 раздела: «Вокально - хоровая работа», «Музыкально - теоретическая подготовка», «Концертно - исполнительская деятельность». Темы разделов в течении года идут не друг за другом, а дробятся на протяжении всего учебного года в целях разнообразия деятельности учащихся.
Учебно-тематический план
-
Перечень разделов и тем
Общее количество часов
Теория
Практика
Раздел 1. Вокально-хоровая работа
16
2
14
Раздел 2. Музыкально-теоретическая подготовка
13
8
5
Раздел3.Концертно-исполнительская деятельность
6
-
6
Итого:
35
10
25
Введение
Знакомство с программой, режимом работы, правилами техники безопасности и личной гигиены вокалиста.
Раздел 1. Вокально - хоровая работа
-
Охрана голоса. Проведение гимнастики голоса по фонопедическому методу В.В. Емельянова. Координационно - тренировочные занятия.
-
Певческая установка. Беседа о правильной постановке голоса во время пения, исполнение вокальных упражнений.
-
Звукообразование. Работа над точным звучанием унисона. Упражнения, направленные на выработку точного унисона с элементами двухголосия. Упражнения на расширение диапазона.
-
Дыхание. Знакомство сцепным, коротким, задержанным дыханием. Взаимосвязь звука и дыхания. Короткий и длинный выдох, формирование навыка экономного выдоха.
-
Дикция и артикуляция. Формирование навыков правильного певческого произнесения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок, специальных вокальных упражнений, формирующих навык твердой и мягкой атаки. Правильное произношение гласных и согласных звуков.
-
Ансамбль. Элементы двухголосия. Понятие единства музыкального звучания. работа над формированием совместного ансамблевого звучания. Формирование умения петь с сопровождением и без него. Пение каноном.
-
Ритм и ритмический рисунок. Игры на ритмическое моделирование. Осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии. Игра «Музыкальные прятки». Музыкально - ритмические скороговорки.
Раздел 2. Музыкально-теоретическая подготовка
-
Дирижерский жест. Развитие навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах. Обработка динамических оттенков в упражнениях, распевках, репертуарных произведения. Упражнения на сохранение певческого тона.
-
Основы музыкальной грамоты. Длительности нот, тоника, тоническое трезвучие, вводные звуки.
-
Пластическое интонирование.
-
Импровизация. Элементы импровизации в детском исполнении, сочинение мелодий на заданный текст детских поэтов.
Раздел 3. Концертно-исполнительская деятельность
Подготовка к концертным выступления; праздники, выступления, конкурсы.
Планируемые результаты
К концу учебного года дети должны
Дети получат возможность:
• строение артикуляционного аппарата;
• особенности и возможности певческого голоса;
• гигиену певческого голоса;
• понимать по требованию педагога слова - петь «мягко, нежно, легко»;
Дети будут уметь:
• правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
• петь короткие фразы на одном дыхании;
• в подвижных песнях делать быстрый вдох;
• петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
• петь легким звуком, без напряжения;
• на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное
звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;
• к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера
Календарно-тематическое планирование
Знакомство с программой, режимом работы, правилами техники
безопасности. Проведение гимнастики голоса по фонопедическому
методу В.В.Емельянова
Уметь слушать слова песни
2
14.09
1
Голосовой аппарат.
Строение голосового аппарата, правила гигиены вокалиста.
Уметь отличать музыкальные звуки от не музыкальных
3
21.09
1
Вокально - хоровая работа.
Гимнастика голоса по методу В.В.Емельянова.
«Все ли можно сосчитать» А. Петряшева - разучивание, работа над чистотой интонирования.
Определять характер музыки: спокойно, нежно, задумчиво, звонко
4
28.09
1
Певческая установка.
Беседа о правильной постановке голоса во время пения, исполнение вокальных упражнений. (приложение 1)
«Все ли можно сосчитать» - разучивание, работа над правильной певческой установкой, чистотой интонирования.
Определять характер музыки: спокойно, светло, нежно, плавно, напевно, протяжно
5
05.10
1
Праздничный концерт ко дню Учителя.
Участие детей в праздничном концерте «Учительское сердце».
Умение определять характер музыки: грустно, печально, жалобно, уныло
6
12.10
1
Вокально - хоровая работа.
Исполнение вокальных упражнений. «Все ли можно сосчитать» - работа над дикцией, характером исполнения. «Осенины на Руси» Л. Олифирова - разучивание, работа над правильной певческой установкой.
Умение импровизировать
7
19.10
1
Унисон.
Разучивание припева песни «Осенины на Руси». Работа над унисоном.
Упражнения, направленные на выработку точного унисона с элементами двухголосия.
Знать новое понятие - темп
8
26.10
1
Звукообразование.
Работа над точным звучанием унисона, правильным формированием гласных. Упражнения на расширение диапазона.
Уметь слушать слова песни
9
09.11
1
Дыхание.
Знакомство с цепным, коротким, задержанным дыханием. «Осенины на Руси» - разучивание, работа над унисоном, цепным дыханием.
Уметь отличать музыкальные звуки от немузыкальных
10
16.11
1
Дыхание.
Взаимосвязь звука и дыхания. «Чупа - чупс» - разучивание, работа над правильным дыханием и звуковедением. Короткий и длинный вдох, формирование навыка экономного выдоха. «Ты река ль моя, речанька» Русская народная песня - разучивание, работа над чистотой интонации, правильным певческим дыханием.
Определять характер музыки: спокойно, нежно, задумчиво, звонко
11
23.11
1
Дикция и артикуляция.
Взаимосвязь речи и пения, как проявлений голосовой активности: общее и отличное. Важность умения говорить правильно в жизни человека. Чистая дикция - условие успешного выступления на сцене любого артиста. Артикуляционная гимнастика по фонопедическому методу В.В.Емельянова (смотри приложение 2)
Определять характер музыки: спокойно, светло, нежно, плавно, напевно, протяжно
12
30.11
1
Ансамбль.
Понятие единства музыкального звучания. «Прощай, осень», «Ты река ль моя, реченька» - работа над формированием совместного ансамблевого звучания.
Умение определять характер музыки: грустно, печально, жалобно, уныло
13
07.12
1
Элементы двухголосия.
Формирование умения петь с сопровождением и без него. Пение каноном.
Умение импровизировать
14
14.12
1
Ритм - основа жизни и музыки.
Игры на ритмическое моделирование. Осознание длительности и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии. «Ябеда - корябеда» Е. Крылатов- разучивание, работа над ритмическим рисунком
Знать новое понятие - темп
15
21.12
1
Дирижерский жест.
Развитие навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах («пианино», «форте», «крещендо», «диминуэндо»). Обработка динамических оттенков в упражнениях, распевках, репертуарных произведениях. Упражнения на сохранение певческого тона.
Знать особенности и разновидности музыкального жанра
16
28.12
1
Хорошо, что каждый год к нам приходит Новый год.
Участие детей в праздничном Новогоднем карнавале.
Знать особенности и разновидности музыкального жанра
17
11.01
1
Музыкальная грамота.
Длительности нот. Пение русских народных прибауток по нотам. «Ябеда - корябеда» - работа над ритмом, динамикой и выразительным исполнением. Тоника и тоническое трезвучие. Импровизация учащимися распеваний с основой тоника или тоническое трезвучие.
Знать особенности и разновидности музыкального жанра. Хоровод, пляска
18
18.01
1
Музыкальная грамота.
Устойчивые и неустойчивые звуки. Вводные звуки. «Снеженика» М.Пляцковский - разучивание, работа над чистотой интонации.
Знать слова песни и умение петь
19
25.01
1
Вокально - хоровая работа.
Разучивание музыкально - двигательной игры «Лошадка».
Особенности марша и его разновидности
20
01.02
1
Мои любимые песни.
«Вот уж зимушка проходит» Русская народная песня - разучивание, работа над дикцией. Работа над динамикой и фразировкой. Составление афиши концерта.
Знать слова песни и умение петь
21
08. 02
1
С.С.Прокофьев «Детская музыка»
Ритмические упражнения. «Красивая мама» Э. Колмановский - разучивание, работа над чистотой интонации.
Умение импровизировать
22
15.02
1
С.С. Прокофьев «Детская музыка»
Пластическое интонирование. «Красивая мама» - работа над динамикой, артикуляцией. Работа над выразительным исполнением.
Знать слова песен
23
20.02
1
Сводная репетиция праздничного концерта.
Воспитание выдержки, терпения, сценического мастерства.
Уметь выразительно петь
24
29.02
1
Концерт «милая мама».
Участие в концерте, посвященному дню 8 марта.
Уметь выразительно петь
25
14.03
1
Лад в музыке.
«Сторона моя» И.Космачев - разучивание, работа над звуковедением, интонацией, дикцией, темпом.
Умение слушать музыку Умение импровизировать
26
04.04
1
Мюзикл.
Разучивание сводных песен из мюзикла «Репка» по русской народной сказке. Работа над художественным исполнением.
Знать праздники на Руси и уметь веселиться
27
11.04
1
Вокально - хоровая работа.
«Песня бременских музыкантов» Г.Гладков- разучивание, работа над чистотой интонации.
Знать слова песни
28
18.04
1
Песни из любимых мультфильмов.
«Если добрый ты» из м/ф «Кот Леопольд» Б. Савельев - разучивание, работа над чистотой интонации.
Знать, что есть музыка, написанная специально для мультфильмов Умение сопоставить произведение и музыку
29
25.04
1
Память ушедшей войны.
«Не волнуйся, папа» И. Черник - разучивание. «Песня бременских музыкантов» - работа над артикуляцией, динамикой.
Умение передавать настроение в музыке и произведениях.
30
16.05
1
Сводная репетиция праздничного концерта к празднику 9 мая «Нам мир завещано беречь».
«Не волнуйся, папа» - пение, работа над дикцией, фразировкой.
Воспитание выдержки, терпения, сценического мастерства, работа над художественным исполнением.
Участие в праздничном концерте.
Знать правила поведения на сцене
31
23.05
1
Праздничный концерт «Нам мир завещано беречь».
32
30.05
1
Мы дружим с музыкой.
«Мы - юные артисты».
До новых встреч с музыкой.
Концерт для родителей. Исполнение разученных за год произведений.
Оформление стенгазеты «мы - юные артисты».
Просмотр видеосюжетов с концертных выступлений, час общения.
Умение импровизировать
Список литературы для педагога
-
Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1983.
-
Алиев Ю.Б. Подросток - музыка - школа // Вопросы методики музыкального воспитания детей. Сборник статей. - М.: Музыка, 1975.
-
Алиев Ю.Б. Технические средства, используемые в музыкальном обучении: Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе. - М.: Музыка, 1971. - С.274-287.
-
Алмазов Е.И. О возрастных особенностях голоса у дошкольников, школьников и молодежи // Материалы научной конференции. 1961. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.
-
Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. - М.: 1999.
-
Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. - М.: Музыка, 2007.
-
Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. - М.: Просвещение. 1983.
-
Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. - С.-Пб., Музыка, 2000.
-
Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1963.
-
Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. - Изд. 2-е - Ростов н/Д: Феникс, 2007.
-
Детский голос. Экспериментальные исследования. / Под ред. В.Н.Шацкой. - М., Педагогика, 1970. - 232с.
-
Дмитриев Л. Голосовой аппарат певца. - М.: Музыка, 1964.
-
Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. - М.: Музыка, 1968.
-
Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. - СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.
-
Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева - М.: АСТ; Астрель, 2007.
-
Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. - М: Просвещение, 1984.
-
Левидов И.И. Охрана и культура детского голоса. - Л-М.: Музгиз, 1939.
-
Морозов В.П. Вокальный слух и голос. - М.-Л. Музыка, 1965.
-
Морозов В.П. Тайны вокальной речи. - Л., 1967.
-
Орлова Н.Д. О детском голосе. - М: Просвещение, 1966.
-
Полякова О. И. Работа с детским вокально-инструментальным ансамблем (методические рекомендации) // Модернизация профессиональной подготовки педагога-музыканта. Сборник научных трудов. - М., МПГУ, 2002.
-
Полякова О.И. Детские вокально-инструментальные ансамбли в системе дополнительного образования // Материалы 1-й Международной межвузовской научно-практической конференции 29-31марта 2001. - Екатеринбург, 2001.
-
Полякова О.И. Детский эстрадный коллектив: Методические рекомендации. - М.: Московский Городской Дворец детского (юношеского) творчества, Дом научно-технического творчества молодежи, 2004.
-
Полякова О.И. К вопросу обучения детей эстрадному пению // Материалы 1-й Международной межвузовской научно-практической конференции 29-31марта 2001 года. - Екатеринбург, 2001.
-
Полякова О.И. Принципы подбора репертуара для детской эстрадной студии // Народно-певческая культура: региональные традиции, проблемы изучения, пути развития. - Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002.
-
Полякова О.И. Проблема активизация творческого мышления обучающихся детской эстрадной студии // Научные труды Московского педагогического государственного университета. Гуманитарные науки: Сборник статей. - М., МПГУ, Прометей, 2001.
-
Полякова О.И., Клипп О.Я. Теоретические и методические основы вокальной и инструментальной эстрадой музыки. Учебное пособие. - М., 2004.
-
Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . - СПб.: Питер , 2007.
-
Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детскими вокально-хоровыми коллективами. - М., 1999.
-
Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка. - М., 2002.
-
Современный урок музыки, творческие приемы и задания. Смолина Е.А. - Ярославль, 2006;
-
Скучик Е. Основы акустики. Т.2. - М., 1959.
-
Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. - М., Прометей, МПГУ им. В.И.Ленина, 1992.
-
Стулова Г.П. Современные методы исследования речи и пения. Вопросы физиологии пения и вокальной методики // Труды ГМПИ им. Гнесиных. Выпуск XXV.- М. 1975.
-
Тарасов Г.С. Психология музыкального воспитания. //Вопросы психологии. 1991. №2;
Список интернет - ресурсов для педагога
-
www.mp3sort.com/
-
s-f-k.forum2x2.ru/index.htm
-
forums.minus-fanera.com/index.php
-
alekseev.numi.ru/
-
talismanst.narod.ru/
-
www.rodniki-studio.ru/
-
www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm
-
www.lastbell.ru/pesni.html
-
www.fonogramm.net/songs/14818
-
www.vstudio.ru/muzik.htm
-
bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/
-
sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed
-
www.notomania.ru/view.php?id=207
-
notes.tarakanov.net/
-
irina-music.ucoz.ru/load
Список литература для учащихся
-
Великие музыканты XX века. Сидорович Д.Е. - М.: 2003;
-
Детская музыкальная энциклопедия. Тэтчэлл Д. - АСТ 2002;
-
Журавленко Н.И. Уроки пения. - Минск: «Полиграфмаркет», 1998
-
Журнал Звуковая дорожка, все выпуски.
-
Музыка волн, музыка ветра. В. Цой. - ЭКСМО 2006;
-
Нейл Моррис. Музыка и танец. Серия «Всё обо всём». - М.: 2002;
-
Острандер Ш., Шредер Л., Острандер Н. Суперобучение 2000.
-
Словарь юного музыканта. Михеева Л.В. - АСТ 2009;
-
Физика и музыка. Анфилов Г. - М.: 1962;
-
Эффект Моцарта. Кэмпбелл Дон. - ООО «Попурри» 1999;
-
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка/Авт.-сост. А.С. Кленов; под общ. ред. О.Г. Хинн. - М., 1998
</
Приложение 1
Детям о певческих навыках
Певческая установка Дыхание Дикция
Если хочешь сидя петь Это очень интересно Для пения гласные звуки важны
Не садись ты, как медведь. Научиться песни петь И напевны они и важны
Спину выпрями скорей, Но не каждому известно, Летят как птицы в синеву -
Ноги в пол упри смелей. Как дыхание владеть. А Э И О У
Раз - вдох! И запел Мягким делать вдох старайся, Крикливо и громко не надо их петь -
Птицей звук полетел. Вдыхай носом, а не ртом. Горло может заболеть.
Руки, плечи - все свободно Да смотри, не отвлекайся, Ушки держите на чеку -
Петь приятно и удобно. Сделай вдох - замри потом. А Э И О У
Если хочешь стоя петь - Выдох делай тихим, плавным,
Головою не вертеть. Как кружение листа -
Встань красиво, подтянись Вот и выйдет песня славной,
И спокойно улыбнись. И свободна, и чиста!
Приложение 2
Дикция и артикуляция - важнейшие вокально-хоровые навыки. К сожалению, у многих детей активная артикуляция отсутствует. Эта проблема решается с помощью артикуляционной гимнастики. Данный раздел фонопедического метода В.Емельянова широко известен. Отмечу только, что здесь раздолье для творчества учителя и учеников. Вместе с ребятами сочиняем разные истории. Например:
-
Вместе с ребятами сочиняем разные истории. Например:
-
Покусали кончик языка - это «зайчик пробует морковку».
-
Жуем язык -«морковку».
-
Языком чистим зубки.
-
Цокаем языком, изменяя форму рта - «поскакали на лошадке». Кого встетили по дороге?
-
Кусаем нижнюю губу - «белочка грызет орехи».
-
Кусаем верхнюю губу - «суслик вылез из норки».
-
Вывернем наружу верхнюю губу - «веселая мышка».
-
Вывернем нижнюю губу - «противная крыса».
-
Две губы вывернуть, одновременно вытянув их вперед - «утенок».
-
Легкий поколачивающий массаж лица - «дождик».
-
Удары пальцев становятся сильнее - «град пошел».
-
Похлопаем ладонями по лицу - «гром и молния».
-
Мягкое разглаживание лица - выглянуло солнышко.
22