- Учителю
- Презентация по башкирскому языку на тему: «Страницы жизни и творчества классика башкирской литературы Мажита Гафури»
Презентация по башкирскому языку на тему: «Страницы жизни и творчества классика башкирской литературы Мажита Гафури»
Урок на тему:
«Страницы жизни и творчества классика башкирской литературы М.
Гафури»
На доске строки из стихотворений поэта.
Учитель. На небосклоне братских литератур имя Мажита Гафури,
народного поэта Башкирии, классика башкирской и татарской
литературы, сияет среди таких звезд, как Тарас Шевченко, Янка
Купала, Ян Райнис, Габдулла Тукай и другие. Подобно им, он был
поэтом, глубоко корнями уходящим в жизнь народа, певцом его печали
и радости. "Всегда с народом и все для народа!" - это был девиз
жизни и творчества Мажита Гафури.
В его поэзии нашли реальное отражение все важнейшие события того
времени. В произведениях М. Гафури слышится голос поэта
-гражданина, борца и тонкого лирика.
Цель моего урока - познакомить с жизнью и творчеством М. Гафури;
показать неразрывную связь его произведений с жизнью, борьбой
народа, их гуманизм и интернационализм и тем самым способствовать
воспитанию интереса и уважения к творчеству поэта.
Основное место на уроке занимает лекция учителя по теме. Рассказ
его может прерваться выступлениями подготовленного ученика, чтением
отдельных стихотворений поэта учащимися.
^ Ход урока
1. Сообщение темы и цели урока.
2. Рассказ учителя. Мажит Гафури (Габдельмажит Нурганеевич Гафуров)
родился 20 июля 1880 года в деревне Зилим-Караново Стерлитамакского
уезда (ныне Гафурийский район) в семье учителя. В раннем детстве он
остался без родителей, и ему самому пришлось добывать себе на
жизнь. В 16 лет он в поисках заработка покидает родную деревню,
начинаются его скитания по стране. В эти годы он работал и
рудокопом на золотых приисках известных татарских миллионеров
Рамиевых. Эти события он позднее описал в своей автобиографической
повести. "На золотых
приисках поэта".
^ Выступление ученика о повести "На золотых приисках поэта".
Несмотря на все сложности, трудности жизни, М. Гафури всегда
стремился к знаниям, учебе. Учился в медресе в селе Утяшеве, в
Троицке, в знаменитом Казанском медресе "Мухаммадия".
В 1902 году, когда учился в Троицке, он написал свое первое
стихотворение "Шакирдам ишана". В нем Гафури выразил свое
возмущение системой обучения, протест против порядков в медресе.
Многие восхищают-ся его смелостью, но шакирды, зло высмеянные в
стихотворении, жестоко избивают Мажита. Это было началом творческой
биографии поэта и первой реакцией его читателей.
Годы первой русской революции стали новым этапом в творчестве
Гафури, встретившего эти исторические дни шакирдом в Казани. От
всей души он приветствует долгожданную революцию, посвящает ей
восторжен-ные "Стихи радости":
"Эй, перо, веселей! Нажимай что есть сил!
Эй, перо, потрудись, не жалея чернил!
^ Я народу письмо-поздравленье пишу:
Горе из дому прочь, светлый час наступил!"
Поэт высоко оценивает принесенную революцией
буржуазно-демократическую свободу, восклицая о том, что в этот день
"родилось солнце свободы". В своих стихах он рисует революцию как
эпоху великих перемен и грядущей свободы, выражает глубокую
уверенность в том, что мир должен измениться:
"Мир веками был неизменен,
Но он отныне приходит в движение,
^ Теперь, даст бог, пойдет он вперед,
Хотя и много сегодня сомнений".
(Перемена).
Следует отметить, что в поэзии Гафури периода первой русской
революции имелось и немало внутренних противоречий,
взаимоисключающих друг друга мыслей, мучительных поисков
истины.
Дальнейшее развитие революции, Декабрьское вооруженное восстание,
политические забастовки привели Гафури к быстрому освобождению от
иллюзий первых дней. В его поэзию проникает новый,
революционно-демократический дух, созвучный настроениям трудящихся.
За это царские власти взяли поэта под надзор полиции.
"У нас надежды сломлены пока,
Из ножен меч не вытащен-пока,
^ Но грянет час, поднимется рука,
Тогда возьмем тиранов за бока...".
(Две птицы).
Осенью 1906 г. М. Гафури вернулся в Уфу, и с тех пор всю свою жизнь
он провел в родной Башкирии. Поэт никогда не переставал думать о
родном башкирском народе, его судьбе и в стихах старался пробудить
любовь к нации. В 1911 году он выпускает сборник стихов "Любвовь к
нации".
Он всегда чувствовал неразрывную связь с родиной и с народом. Вера
в народ, надежда на его будущее вселяли силу в душу поэта. Это -
очень важный момент в его творчестве, в его эстетических
взглядах:
"Очень легким путем я
Цель хочу отыскать.
^ ...Покинув родную землю,
Хочу я куда-то сбежать!
Но этого мне не позволят
Народ и Родина-мать!"
(Цель).
С большим уважением относился к творчеству Гафури Г. Тукай, нередко
оберегал его от заблуждений и ошибок. Вершиной их творческой дружбы
явилась встреча двух поэтов весной 1912 г. в Уфе. Безнадежно
больной двадцатишестилетний Тукай приезжал в Уфу за год до своей
смерти, в первый и в последний раз. Два больших поэта, вспоминая об
этой встрече, писали друг о друге с большим уважением. Это исходило
из их духовного родства, общности взглядов, творческих
устремлений.
Гафури воспринимал войну 1914 года как огромное бедствие для
трудящихся, поэт интуитивно понимал, что она принесет серьезные
потрясения и изменения в судьбах народов. Плач и стон народа мощной
струей входят в поэзию Гафури. Он оплакивает погибших на полях
сражений, задумывается о подлинной сути войны. Так в стихотворении
"Кто он?" поэт как бы откровенно разговаривает с солдатом, которого
заставляют убивать такого же, как он сам, невинного брата. В
стихотворении поставлен конкретный вопрос.
^ Чтение стихотворения "Кто он?" учеником.
В годы потрясений и бурь, вызванных мировой войной, крепла поэзия
М. Гафури, расширялась ее тематика. Поэт глубоко проникал в
различные стороны жизни народа.
Вдохновенный заревом революции, М. Гафури так определил свою
творческую программу в стихотворении "Моей душе".
^ Чтение стихотворения "Моей душе".
Без всякого сомнения можно сказать: Гафури в этот период был одной
из самых видных фигур на революционно-демократическом крыле
башкирской литературы и шел уверенными шагами навстречу Октябрю. В
голосе поэта звучала не только радость. В апреле 1917 года Гафури
выступил со стихотворением "Долой войну!"
^ Чтение стихотворения "Долой войну!" учеником.
К Октябрю 1917 г. Гафури пришел певцом народа, глашатаем идей
свободы, обновления мира. Наступившее "утро свободы" поэт воспринял
как свой большой личный праздник.
"Дай тебя я расцелую, воля - ведь не грех,
Столько ждущих тебя было,
я - один из тех".
(В честь свободы).
Нелегкими были для страны и молодой республики первые годы после
войны, революции. Гафури ведет большую работу по созданию новой
культуры в республике - активно участвовал в составлении учебников
для школ, в переводе произведений русских классиков на башкирский
язык. Свободный труд, полнота жизни, красота и глубина чувств
свободного человека становятся основным содержанием лирики Гафури.
Поэт с большой силой выразительности воспевал родную природу,
большую любовь, идеал прекрасного. Глубоко волновала его тема
преемственности поколений. Единство взглядов, идейное родство
поколений символизируется в его стихотворении "Желание старого
батыра". Лирический герой - представитель старшего поколения -
выражает раздумья самого поэта, обеспокоенного тем, кто подхватит
его дело, кто продолжит осуществление идеалов старого борца:
"Держу я саблю, думаю о том:
"В чьи руки эта сабля попадет?
^ Уйду я, кто останется потом?
Кто продолжать мою борьбу пойдет?"
Гафури прошел огромный путь от писателя-просветителя до народного
поэта, путь, полный неустанных творческих поисков. Но он навсегда
сохранил преданность своему Башкортостану, его судьбе и своему
народу.
^ Чтение стихотворения "Я и мой народ". В этих строках воплотилась
вся программа поэта. Для того, чтобы думать о судьбе, о будущем
народных масс, надо было верить в творческие силы народа. Это было
ярко выражено в его стихотворении "Я там, где стонут бедняки".
(Учитель читает стихотворение). В стихах "Я и мой народ", "Я там,
где стонут бедняки", "В цветнике" М. Гафури определил основное
направление своей народной эстетики. Подлинную красоту он нашел
среди тех, у кого "грязна одежда, но чиста душа", черпал себе
вдохновение в жизни трудового народа.
М. Гафури написал и замечательные прозаические произведения. Проза
его также многогранна, затрагивает различные стороны и этапы
народной жизни. Повести "Черноликие", "На золотых приисках поэта",
"Ступени жизни" вошли в золотой фонд башкирской литературы. Доброту
и человечность воспевают детские рассказы Гафури. Он является
автором драмы "Красная звезда".
В 1923 году в республике широко отметили двадцатилетие творческой
деятельности М. Гафури, в дни празднования ему было присвоено
почетное звание народного поэта Башкирии.
До последнего дыхания М. Гафури оставался на посту как певец своего
времени и народа. Но тяжелая болезнь подкосила его силы: в 1934
году поэт умер от туберкулеза.
Гафури был не только поэтом, но и писателем, публицистом...
Творческое наследие поэта, его произведения в различных жанрах и в
наше время продолжают волновать умы и сердца новых поколений, ибо
поэт сумел сказать свое слово о времени и о себе, о родном крае и
родном народе.
3. Итог урока.
Учитель: Завершим, ребята, мы сегодня урок стихотворением
М. Гафури (на выбор, можно на русском и башкирском языках) и
прочитает его нам (фамилия, имя ученика).
4. Домашнее задание:
1) выучить наизусть одно из стихотворений поэта;
2) начать чтение повести М. Гафури "Черноликие".