- Учителю
- Программа театрального кружка Петрушка
Программа театрального кружка Петрушка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Куйбышевского района
«Средняя общеобразовательная школа №9»
Программа внеурочной деятельности
«Петрушка»
форма: театральный кружок
для обучающихся 2 - 4 классов
срок освоения 3 года
Составитель: Суздалева
Елена Владимировна,
воспитатель ГПД
2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Петрушка» составлена на основе:
- Основной образовательной программы НОО МБОУ СОШ № 9;
- Положения об организации внеурочной деятельности обучающихся в классах, работающих в условиях ФГОС;
- Е.А. Иванова «Театральная студия» (программа дополнительного образования творческого объединения); И.С. Козлова «Театральные технологии, обеспечивающие интеграцию воспитания и образования на уроке и во внеурочной деятельности»; Г.Н.Токарев, С.П. Батосская (методическое пособие в помощь начинающим руководителям театральной студии), Щурковой Н.Е. «Программа воспитания школьника» (культурологическое направление в воспитательной деятельности педагога); А.В. Луценко, А.Б. Никитина, С.В. Клубков, М.А. Зиновьева «Основные принципы и направления работы с театральным коллективом»».
Отличительной особенностью кружка «Петрушка» является синтез типовых образовательных программ по всеобщему и специальному театральному образованию и современных образовательных технологий.
Особенности театрального искусства - массовость, зрелищность, синтетичность - предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающее - эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом.
Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей.
Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.
Актуальность программы. Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Ребёнок, оказавшийся в позиции актёра-исполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит - задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни.
Театр - искусство коллективное, и творцом в театральном искусстве является не отдельно взятый человек, а коллектив, творческий ансамбль, который, по сути, и есть автор спектакля. Посему процесс его коллективной подготовки, где у каждого воспитанника - своя творческая задача, дает ребятам возможность заявить о себе и приобщиться к коллективному делу. Поэтому это направление художественного творчества вызывает вполне закономерный интерес у детей.
В работе по программе принципиально важным является ролевое существование воспитанника на занятиях: он бывает актёром, режиссёром, зрителем.
Главная цель программы - создать условия для воспитания нравственных качеств личности воспитанников, творческих умений и навыков средствами театрального искусства, организации их досуга путем вовлечения в театральную деятельность.
Задачи программы:
способствовать формированию:
-
необходимых представлений о театральном искусстве;
-
актерских способностей - умение взаимодействовать с партнером, создавать образ героя, работать над ролью;
-
речевой культуры ребенка при помощи специальных заданий и упражнений на постановку дыхания, дикции, интонации;
-
практических навыков пластической выразительности с учетом индивидуальных физических возможностей ребенка;
способствовать развитию:
-
интереса к специальным знаниям по теории и истории театрального искусства;
-
творческой активности через индивидуальное раскрытие способностей каждого ребёнка;
-
эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения;
создать условия воспитания:
-
воспитание эстетического вкуса, исполнительской культуры;
-
творческой активности подростка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.
-
духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание средствами традиционной народной и мировой культуры.
В основе программы «Петрушка» лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребенка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.
Новизна авторской образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.
Условия реализации программы
Количество детей в группе - 10-15 человек. Рекомендуемый возраст детей от 8-10 лет. Выполнение программы рассчитано на 3 года обучения.
Программа составлена из расчета 34 часа, 1 раз в неделю по 40 минут.
Занятия проходят в кабинете музыки, актовом зале, возможен выход в социум (экскурсии, акции, показ спектаклей в других ОО), в учреждения культуры и дополнительного образования (ЦБС, ДДТ, МУК КДЦ, МУК КДК).
Программа кружка «Петрушка» состоит из несколько основных разделов включающие смену одной деятельности на другую:
-
История театра. Театр как вид искусства.
-
Актерская грамота.
-
Культура и техника речи.
-
Сценическое движение.
-
Этика и этикет.
-
Театральная игра. Работа над пьесой.
Занятия театрального кружка состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации школьников. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства и постановке спектакля.
Программа «Петрушка» строится на следующих концептуальных принципах:
Принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я - концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.
Принцип динамики. Предоставить ребенку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.
Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.
Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
Принцип наглядности. В кружковой деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.
Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.
Этапы обучения
1-й год - начальная ступень «Первые шаги» - основная цель этой ступени - ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о "превращении и перевоплощении" как главном явлении театрального искусства, иными словами открыть для детей тайну театра, формирование интереса к актерскому творчеству.
В течение первого года воспитанники открывают для себя поведение (действие) как основной материал актерского мастерства, закладывается фундамент для углубленного представления о театре как виде искусства.
Основной формой работы на первом этапе являются театральные игры и упражнения - импровизации, постановка театрального голоса и профессионального дыханья.
2-й год - расширенная ступень «Тропинками творчества» - основная цель - углубленное изучение и овладение актерским мастерством с ориентацией на исполнительскую деятельность.
В течение второго года обучения происходит закрепление и расширение знаний, полученных на первом этапе, продолжают совершенствоваться выразительность и яркость поведения в выступлении актера перед зрителем.
Формы работы - тренинги, репетиции, подготовка к спектаклю.
3-й год - закрепляющая ступень «Мастерство + Вдохновение» - цель ступени - закрепление и развитие стремления к творческой деятельности, полная самостоятельность в работе, педагог выступает в качестве помощника и консультанта. Третий год направлен на усвоение более сложного теоретического материала, ориентацию детей на исполнительскую работу и создания «характера» на сцене.
Основной формой работы является постановка спектаклей и репетиции.
Построение программы разработана по крупным блокам - «Актёрское мастерство», «Сценическая речь», «По страницам истории театра», «Сценическое движение» - даёт педагогу возможность вариативно выстраивать работу с детьми.
Образовательный процесс построен как последовательный переход воспитанника от одной ступени мастерства к другой.
Каждая ступень представляет собой определённый уровень образования, отличается особенностью содержания, применяемых педагогических технологий, технических средств обучения, использованием на занятиях дидактического и наглядного материала.
Ценностные ориентиры программы театрального кружка «Петрушка» базируются на требованиях ФГОС начального общего образования и заключаются в формировании личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Формирование личностных универсальных учебных действий включает в себя:
- Формирование активной жизненной позиции.
- Формирование умения оценивать ситуации из школьной жизни с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.
- Формирование умения выбирать смысловые установки для своих действий и поступков.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий включает в себя:
- Формирование умения самостоятельно организовывать свое рабочее место (подбирать инструментарий) в соответствии с целью выполнения задания.
- Формирование умение осуществлять планирование своей деятельности и корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.
- Формирование саморегуляции у обучающихся (способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий).
- Формирование умение давать самооценку результату своего труда.
Формирование познавательных универсальных учебных действий включает в себя:
- Формирование представления о театре, как вид искусства, и его роль в жизни общества.
- Формирование практических навыков при выходе на сцену, развития актерского мастерства.
- Развитие творческих способностей обучающихся.
- Формировать умения обучающихся презентовать свои достижения.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий включает в себя:
- Создание атмосферы сотрудничества кружковцев при решении общих задач.
- Формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
- Совершенствование умений владения монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
- Формирование уважения к собеседнику.
- Формирование у учащихся толерантного сознания.
Формы подведения итогов и контроля
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
-
Текущий - осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
-
Промежуточный - праздники, занятия-зачеты, мини-сценки;
-
Итоговый - открытые занятия, спектакль.
Мероприятия и праздники, проводимые в коллективе, являются конечным результатом занятий за год, позволяющим контролировать развитие способностей каждого ребенка, является театральное представление.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-й год обучения
Последова-
тельность изложения учебных разделов
Название
Количество учебных часов
Всего
Теория
Практика
1.
Вводные занятия
1
1
2
2.
История театра. Театр как вид искусства
2
2
4
3.
Актерская грамота
1
2
3
4.
Культура и техника речи
2
2
4
5.
Сценическое движение
2
2
4
6.
Этика и этикет
2
2
4
7.
Театральная игра
Работа над спектаклем
4
6
10
8.
Итоговые занятия
0
3
3
ИТОГО:
14
20
34
2-й год обучения
Последова-
тельность изложения учебных разделов
Название
Количество учебных часов
Всего
Теория
Практика
1.
Вводные занятия
1
1
2
2.
История театра
Театр как вид искусства
2
1
3
3.
Актерская грамота
3
4
7
4.
Культура и техника речи
2
2
4
5.
Сценическое движение
1
3
4
6.
Этика и этикет
1
3
4
7.
Театральная игра
Работа над спектаклем
3
5
8
8.
Итоговые занятия
0
2
2
ИТОГО:
13
21
34
3-й год обучения
Последова-
тельность изложения учебных разделов
Название
Количество учебных часов
Всего
Теория
Практика
1.
Вводные занятия
1
1
2
2.
История театра
Театр как вид искусства
2
2
4
3.
Актерская грамота
2
3
5
4.
Культура и техника речи
2
2
4
5.
Сценическое движение
2
2
4
6.
Этика и этикет.
2
2
4
7.
Театральная игра
Работа над спектаклем
3
6
9
9.
Итоговые занятия
1
3
4
ИТОГО:
13
21
34
СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВ
1 курс
Раздел
Тема и её содержание
1.
Введение в программу
-
Знакомство с планом работы. Анкета «Ваши предложения по работе творческого объединения». Правила по технике безопасности. Выборы актива кружка.
-
Круглый стол «Азбука общения». Тренинг «Учусь понимать и слышать другого».
2.
История театра
Театр как вид искусства
3. Театр как вид искусства. Знакомство с историей возникновения театра петрушек, театральной лексикой, с профессиями людей, которые работают в театре.
4. Развитие представлений о видах театрального искусства: музыкальный театр.
5. Упражнения, игры-импровизации, творческие задания.
6. Таинственные превращения. Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о «превращении и перевоплощении», как главном явлении театрального искусства.
33.
Актерская грамота
7.Многообразие выразительных средств, «Бессловесные элементы действия», «Логика действий» и т.д.
-
Упражнения на овладение и пользование словесными воздействиями в этюде.
-
Развитие воображения и умения работать голосом в остром рисунке («в маске»).
4.
Культура и техника речи
-
«Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры».
-
«Основы практической работы над голосом». Упражнения на тренировку силы и диапазона голоса, на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
-
Сценический этюд: «Ох, уж эти профессии театра».
-
Чтение произведения вслух как последний этап освоения текста.
5.
Сценическое движение
-
Пластическая выразительность актера.
-
Сценическая акробатика.
-
Психофизический тренинг на взаимодействия партнеров на сцене.
-
Развитие координации. Совершенствование осанки и походки.
6.
Этика и этикет
-
Связь этики с общей культурой человека.
-
Выпуск газеты «Маски пантомимы».
-
Составление рассказа «Человек - высшая ценность».
-
Круглый стол «Природе - сон, театру - жизнь».
7.
Театральная игра.
Работа над спектаклем
-
Выбор пьесы, её анализ, чтение и обсуждение. Разбор образов её героев.
-
Разные логики поведения одного и того же действующего лица в избранном отрывке.
-
Подбор музыкального сопровождения к сценарию пьесы.
-
Коллективные показы одного и того же отрывка в разных составах.
-
Репетиция. Распределение ролей и чтение произведения обучающимися.
-
Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафорий, звуковое оформление спектакля.
-
Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединение действия со словами своей роли.
-
Определение сквозного действия роли.
-
Пантомимические этюды «Доброта спасет мир».
-
Круглый стол «Я в мире … Мир во мне».
8.
Итоговые занятия
-
Генеральная репетиция пьесы.
-
Показ детям спектакля Афонина «Мымырёнок».
-
Зачет по первому году обучения в кружке «Петрушка».
2 курс
Раздел
Тема и её содержание
1.
Введение в программу
-
Знакомство с планом предстоящей работы.
-
Анкетирование «Предложения по работе творческого объединения». Выбор актива кружка.
Изготовление уголка театрального кружка «Петрушка».
2.
История театра
Театр как вид искусства
-
Театр. Его истоки. Знакомство с видами театрального искусства.
-
Тренинг: «Подумаю об этом завтра».
-
Таинственные превращения в кино. Введение в мир кинематографа, и установление его связи с театром.
3.
Актерская грамота
-
Значение и способы превращения своей логики действия в логику действий персонажа.
-
Сценический этюд «Актёр - создатель сказки!»
-
Круглый стол «Я играю так, потому что…».
-
Сценический этюд «Театр - есть жизнь!».
-
Станиславский и методы работы над спектаклями.
-
Знакомство с жизнью и творчеством М. Щепкина, П. Мочалова и др.
-
Упражнения на перевоплощение путем изменения логики взаимодействия с партнером.
4.
Культура и техника речи
-
Упражнения на тренировку силы голоса, диапазона голоса, профессионального дыхания.
-
Работа над органами артикуляции, дикции и знакомство с нормами орфоэпии (работа над пословицами и скороговорками).
-
Проявление индивидуальности человека в особенностях общения.
-
Расширение сферы знаний о закономерностях действий. Знакомство с логикой межличностного общения.
5.
Сценическое движение
-
Речь и тело (формирование представления о составлении работы тела и речи).
-
Сценическая, универсальная разминка, Танцевальные композиции.
-
Выпуск газеты «Мир театра - волшебный мир!».
-
Тренинг «Я, занимаю его место».
6.
Этика и этикет
-
Понятие такта.
-
Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой» (работа над текстом стихотворения Н. Гумилева «шестое чувство»).
-
Нормы общения и поведения (составление сценических этюдов).
-
Круглый стол «Осень в душе актёра!»
7.
Театральная игра
Работа над спектаклем
-
Выбор для спектакля пьесы.
-
Работа над пьесой. Анализ пьесы, чтение и обсуждение.
-
Работа над образом. Анализ мимики лица.
-
Выразительное чтение по ролям.
-
Определение сквозного действия роли.
-
Репетиция пантомимных движений.
-
Изготовление афиш.
-
Беседа с актерами ДЦ культуры имени Куйбышева, расширение театрального мастерства.
8.
Итоговые
занятия
-
Выступление перед учащимися. Анализ выступления (между зрителями и актерами).
-
Круглый стол «Я в мире … мир во мне».
3 курс
Раздел
Тема и её содержание
1.
Введение в программу
-
Цели и задачи обучения. Перспектива творческого роста.
-
Анкетирование «Предложения по работе творческого объединения». Показ литературно-музыкальной композиции для воспитанников 1-го года.
2.
История театра
Театр как вид искусства
-
Тест «Страницы истории театра».
-
Выпуск газеты «Театр - культура» (обсуждение, подбор материала, распределение обязанностей).
-
История театра и кино. Различия актерского мастерства.
-
Театр, как вид искусства - у разных народов мира.
3.
Актерская грамота
-
Повествовательный и драматический текст.
-
Отработка понятий о: «превращении и перевоплощение», как главное явлении театрального искусства.
-
Отработка способов превращения своей логики действия в логику действий персонажа.
-
Беседа с театральным объединением «Алые паруса» руководитель С. Г. Калагерев (ДЦ культуры имени Куйбышева).
4.
Культура и техника речи
-
Беседа «Я в мире … мир во мне…». Разрешение ситуаций. Игры по развитию четкой дикции, логики речи и орфоэпии.
-
Психологический тренинг: «Я среди других».
-
Инсценировка по крылатым выражениям из басен И.А. Крылова. Сценические этюды.
-
Игры со словами, развивающие связную образную речь («Назывной рассказ или стихотворение», «Театр абсурда», «Рассыпься!», «Обвинение и оправдание»).
5.
Сценическое движение
-
Основы акробатики, работа с равновесием, работа с предметами.
-
Балет и его место в театральной деятельности.
-
Обучение танцу и искусству танцевальной импровизации.
Пантомимические этюды «Один делает, другой мешает» («Движение в образе», «Ожидание», «Диалог»). Совершенствование осанки и походки.
-
Пантомимические этюды: «Один мир, одна любовь».
6.
Этика и этикет
-
Выпуск газеты «Театр - культура».
-
Основа актерского творчества - действие. «Главное - не в самом действии, а в естественном зарождении позывов к нему». (К.С. Станиславский)
-
Культура речи как важная составляющая образ человека, часть его обаяния. Речевой этикет.
-
Подготовка и показ сценических этюдов.
7.
Театральная игра
Работа над спектаклем
-
Выбор для спектакля пьесы.
-
Чтение и обсуждение пьесы «Золушка», ее темы, идеи, возможных принципов постановки.
-
Распределение ролей. Выразительное чтение по ролям. Определение действующих лиц в пьесе.
-
Отработка чтения каждой роли. Определение эмоционального состояния персонажей.
-
Определение сквозного действия роли. Репетиция.
-
Соединение слов и действий на сцене.
-
Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафорий.
-
Звуковое оформление спектакля и запись отдельных элементов сюжета.
-
Генеральная репетиция пьесы.
8.
Итоговые занятия
-
Премьера спектакля «Золушка» (перед учащимися начальных классов).
-
Анализ выступления. Подведение итогов за прошедший год.
-
Круглый стол «Я в мире … мир во мне…»
КРАТКИЙ ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛОВ, ИНСТРУМЕНТОВ И ОБОРУДОВАНИЯ
При проведении занятий воспитатель использует следующие материалы и техническое оборудование: компьютер, мультимедийная доска, колонки, принтер, декорационные материалы, использующиеся во время проведения спектакля.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова - М.: Айрис - пресс, 2003. - 176 с. - (Методика).
2. Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра - М.: ВЦХТ, 1998 - 139 с.
3. Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. - М.: Школьная Пресса, 2003. - 144.
4. Сорокина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. - Волгоград: учитель - АСТ, 2002. - 72 с.
5. Внеклассная работа: интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы / авт. - сост. А.Н. Павлов. - М.: изд. НЦЭНАС, 2004. - 200 с.
6. Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 1996 - 416 с.