- Учителю
- Упражнения и этюды по сценическому действию в театральном объединении
Упражнения и этюды по сценическому действию в театральном объединении
УПРАЖНЕНИЯ И ЭТЮДЫ
ПО СЦЕНИЧЕСКОМУ ДЕЙСТВИЮ
Эти подготовительные упражнения должны воспитать у кружковцев первоначальные навыки и умения правдиво, логично и последовательно действовать для достижения поставленной цели в вымышленных, предлагаемых пьесой обстоятельствах.
Подлинное, органическое действие на сцене требует от человека сосредоточенного внимания, активного творческого воображения. Человек должен по-настоящему, как в реальной жизни, видеть, слышать, мыслить, воспринимать и оценивать окружающую среду, активно воздействовать на окружающие объекты. Рекомендуемые упражнения воспитывают и тренируют эти необходимые качества и навыки.
Занятия начинаются обычно с элементарных упражнений, развивающих внимание и наблюдательность, приучающих быстро сосредоточиваться и настраиваться к активному действию. Учащимся предлагают послушать, что делается на улице, в коридоре, в соседней комнате, на верхнем этаже (упражнение может длиться 10-15 секунд и более); затем просят последовательно и подробно рассказать, что именно они слышали, отчего происходили эти звуки, какой они носили характер (например: сперва прошла машина, она издавала шуршащие звуки, потом стал гудеть мотор, звук его был прерывистым, он нарастал, что-то временами позвякивало, может быть, это дверца машины, потом звуки машины стали стихать, перекликались детские голоса, и т. д.).
Предлагают рассмотреть какой-либо предмет, картину на стене, всю стену, часть комнаты, пейзаж за окном, затем отвернуться и подробно рассказать обо всем замеченном, описать расположение, форму, цвет рассмотренных предметов. Один из учащихся начинает рассказывать, другой его дополняет, третий подмечает, что ими упущено. Можно внимательно рассмотреть кого-нибудь из товарищей, а потом, отвернувшись, рассказать, как он одет, причесан, какой у него цвет глаз.
Подобные же упражнения полезно проделать и на осязание. С закрытыми или завязанными глазами учащийся ощупывает предмет и определяет его форму, фактуру; по размеру монеты определяет ее достоинство; на ощупь узнает товарища. Раскладывают несколько предметов в определенном порядке и предлагают учащемуся запомнить это расположение, а потом все смешивают и просят по памяти восстановить прежний порядок. Можно предложить ему отвернуться, и в это время убрать какой-либо из предметов, потом спросить - что именно убрали.
С большим удовольствием ребята будут выполнять «нанизывание слов» (или «цепочку слов»). Это упражнение хорошо тренирует и внимание и память. Все садятся в круг и по очереди называют различные предметы; но сперва каждый должен повторить все уже названные предметы в той же последовательности, как их называли, а потом добавить свой предмет, как бы нанизывая его на общую ниточку. (Например, первый сказал: «лампа»; его сосед говорит: «лампа, стол»; следующий повторяет: «лампа, стол, книга»; «лампа, стол, книга, диван»,- продолжает очередной товарищ, и т. д. Игра идет по кругу, и тот, кто перепутал, забыл какое-то слово, выходит из игры. Остальные продолжают.)
Полезно упражнение «пишущая машинка». Между всеми участниками распределяют буквы алфавита и знаки препинания, каждый должен повторить их и запомнить: берут какую-нибудь строчку стихотворения или песни, лозунг, девиз, поговорку (например: «Кто не знает дядю Степу...» или «Тише едешь - дальше будешь»). Руководитель устанавливает определенный ритм и дает сигнал к началу: каждый на свою букву или знак препинания хлопает в ладоши; окончание слов можно отхлопывать всем вместе, отстукивать ногой или еще как-нибудь. Сперва это упражнение покажется очень трудным, так как требует большой сосредоточенности, активного внимания. Зато все бывают очень довольны, когда удачно получается.
Для разрядки можно использовать хорошо известные игры на внимание: «жмурки» (с завязанными глазами), «моргалки», «третий лишний», «море волнуется». Можно потренировать ребят на быструю перемену местами: договариваются, кто с кем будет меняться местом, и по сигналу пробуют проделать это быстро, легко, бесшумно. Сперва получаться не б,удет, значит, надо сообразить, что мешает, и повторить несколько раз, пока не получится. А потом попробовать менять места вместе со своими стульями. То-то шуму будет сначала! Но и здесь надо добиться бесшумного и быстрого перехода на свое место, чтобы никто никого не задел, не громыхнул стулом. Эти упражнения можно варьировать - по кругу, по рядам и, наконец, если ребята добились четкого и быстрого выполнения, точно рассчитали свои движения, попробовать выполнить это... с закрытыми глазами.
А потом можно передавать по цепочке (по кругу или по рядам) стулья или какие-то другие предметы, чтобы все действовали четко, никто ничего не ронял, не задевал соседей. Эти упражнения можно выполнять в разных ритмах: по хлопку руководителя или молча, с внутренним ощущением заданного ритма, под музыку - вальс, марш, польку, галоп. (Ох как пригодятся эти упражнения, когда ребятам потом придется заниматься перестановкой декораций на сцене! Ведь можно добиться того, что эта перестановка превратится в некую часть спектакля.)
Продолжая упражняться в развитии внимания, наблюдательности, памяти, очень полезно предложить ученикам вспомнить (и зрительно представить себе) знакомый дом, улицу, площадь, обстановку комнаты, а потом подробно описать их, так чтобы все слушатели тоже хорошо представили себе это. Можно вспомнить свой путь из дома в школу, рассказать о встреченных на пути предметах, людях, животных, описать их внешний вид, поведение.
Пусть ребята вспомнят и опишут различные пейзажи, расскажут интересные случаи из своей жизни, события, которые им пришлось наблюдать. Здесь уже вовлекается в работу эмоциональная память, воспитывается навык воспроизводить образы и события в своем воображении и передавать их слушателям.
Полезно вспомнить произведения искусства - картину, музыку, кинофильм, восстановить в памяти свое восприятие этого произведения, рассказать о средствах выразительности - звуках, красках.
Пусть ребята попробуют воспроизвести по памяти позу, мизансцену, движение, звук, произношение, интонацию.
Очень полезными считал Станиславский упражнения с воображаемыми предметами на «память физических действий». Это отлично тренирует внимание, приучает к точности и последовательности выполнения каждого физического действия, заставляет вникнуть в логику каждого действия и воспитывает чувство правды. (Можно, например, шить, писать, рисовать, пить чай, мыть посуду, одеваться, гладить белье, ремонтировать какие-либо предметы, ловить рыбу и т. д. и т. п.) Надо определить, что именно берешь в руки, что конкретно делаешь; проверить, как выполняется данное действие с настоящими предметами, а затем повторять его уже без предмета, в точности воспроизводя и совершая его так же, как если бы эти предметы были в ваших руках. Эти упражнения требуют тщательности, точности и, конечно, терпения.
Наряду с упражнениями, воспроизводящими действия рук, можно попробовать и такие, где требуются усилия всего тела (например, косить, копать, топить печь, передвигать мебель, переносить какие-то предметы, играть в городки, крокет и т. п.). Большой интерес представляет коллективное выполнение упражнений (например, пилка дров и пр.), но это трудно, так как требует точного взаимодействия партнеров.
Освоив технику выполнения таких упражнений, следует, как говорят, «оправдать» эти действия, т. е. нафантазировать какие-то предлагаемые обстоятельства - почему, для чего я это делаю, где, когда. Постепенно развивая и усложняя эти обстоятельства, можно создавать целую сценку - этюд, в котором нужные действия будут выполняться с воображаемыми предметами.
Для развития творческой смелости, воображения полезно проделать ряд упражнений на так называемое «оправдание поз»: по сигналу руководителя быстро принять любую позу - стоя, ^сидя, даже лежа (можно использовать любую опору и любой предмет); быстро придумать оправдание, обоснование принятой позы, создать своим воображением такие предлагаемые обстоятельства, при которых можно и нужно было бы в жизни оказаться в таком положении (например, ловлю бабочку, лезу под кровать за ботинками, играю в футбол), освободиться от излишнего напряжения.
Упражнением на освобождение мышц может быть постепенное, последовательное напряжение различных групп мышц - ног, живота, спины, рук, шеи, а затем последовательное сознательное освобождение их и расслабление. Такое упражнение можно проделать стоя, лежа, сидя, идя по кругу. Оно нужно лишь постольку, поскольку поможет учащимся найти и понять ощущение мышечной свободы. Надо иметь в виду, что полностью расслаблять мышцы можно только в лежачем или в удобном сидячем положении, а иначе это приведет к падению на пол. (К слову сказать, на этом и строятся все сценические падения.)
Можно проделать еще несколько упражнений с последующим оправданием: выполнить заданное действие или целую цепочку действий (пройти через комнату, встать на стул, открыть дверь, передвинуть стол) или сделать жест, совершить какой-то поступок, а затем оправдать это вымышленными предлагаемыми обстоятельствами (зачем? почему? и 'т. д.). Уточняя свое поведение, можно повторить упражнение несколько раз.
Продолжая тренировку творческого воображения, пусть ребята поупражняются на перемену отношения к различным предметам, т. е. возьмут любой предмет - книгу, шапку, портфель и обращаются с ним так, как если бы это было нечто совсем другое (например, горячая кастрюля, дорогая хрустальная ваза, тяжелый слиток металла, историческая находка или драгоценность, а может быть, даже кошка или щенок). Пусть походят по полу так, как будто это тонкий лед, или болото, или глина, в которой ноги вязнут. А может быть, комната для репетиций - музей и все, что в ней находится, представляет собой редкие экспонаты? Расшевеливайте воображение ребят! Может быть, здесь цветущий сад или снежное поле? Может быть - зоопарк? И вокруг клетки с различными зверями?
Однако это вовсе не значит, что ребята должны пытаться увидеть здесь зверей, галлюцинации не нужны! Просто они должны относиться к стулу, например, как к тигру.
Попробуйте продолжать ваши занятия, вводя новые предлагаемые обстоятельства: очень жарко или, наоборот, очень холодно; все очень голодны, устали, хотят спать; бодры и веселы, выспались; обеспокоены чём-то; торопятся к поезду, и т. д. Пусть ищут различные оправдания этим обстоятельствам и стараются поточнее учесть их в своих действиях. Изменяйте темпо-ритмы действия, также оправдывая их вымыслами воображения.
Развивая предлагаемые обстоятельства, вы можете любое упражнение превратить в этюд, в маленькую сценку, имеющую свое начало, логическое развитие и завершение. Приступая к этюдам, кружковцы должны обосновать для себя все обстоятельства этюда, понимать, почему и для чего они должны совершить заданное действие, где это происходит, когда, и т. д.
Например, сижу вечером дома и занимаюсь, слышу на улице подозрительный шум, прислушиваюсь и пытаюсь понять, что там такое, выглядываю, стараюсь рассмотреть. (Можно по-разному закончить этюд: понял, что ничего серьезного нет, и продолжаю заниматься; обнаружил какое-то происшествие и бегу звать людей на помощь; узнал товарища, который меня
нарочно разыгрывал.)
Другие примеры: нахожусь в разведке, из окна осторожно наблюдаю за прилегающим районом и уясняю обстановку; считаю нужным незаметно скрыться отсюда или занять новую позицию. Собираюсь на пионерский сбор, ищу ключ от шкафа. Пошел гулять в лес, начался дождь, пытаюсь укрыться. Увидел неприятного мне человека, прячусь от него.
Ребята с большим удовольствием будут придумывать темы и обстоятельства для этюдов. Важно, чтобы они хорошо поняли, что для совершения какого-либо действия нужна причина, нужна цель; чтобы они научились своим творческим воображением создавать и оправдывать различные предлагаемые обстоятельства, относиться ко всяким сценическим условностям, к окружающим предметам и обстановке так, как это требуется в данных обстоятельствах; чтобы они приучились быстро и устойчиво сосредоточивать внимание на выполняемом действии, на сценических обстоятельствах и могли подлинно и продуктивно в этих обстоятельствах действовать в соответствии с поставленной перед «ими задачей.
Когда ученики освоились в индивидуальных этюдах, переходите к парным и групповым. Ставьте партнеров в различные отношения между собой: брат и сестра, дружат, поссорились, давно не виделись, незнакомы, пришли в гости, по делу и т. д. Находите различные конфликты: одному нужна книга, другой не дает ее; обоим нужен стол, а вместе поместиться нельзя, одному нужно уйти, другой не хочет его отпускать, один хочет что-то узнать, другой не говорит.
Сперва находите поводы для выполнения этюда без слов (незнакомы, поссорились, боятся разбудить кого-то или выдать свое присутствие), а затем и со словами. Находите поводы для проявления внимания друг к другу, заботы, взаимной помощи.
Темами групповых этюдов могут быть собрание, пионерский сбор, день рождения, экскурсия, экзамены, занятия кружка, подготовка к вечеру и т. д. Темами этюдов могут быть и различные эпизоды по мотивам знакомых книг, пьес и кинофильмов. Только ставьте участникам четкие задачи, чтобы они целенаправленно действовали и не сбивались на бесцельную болтовню.
Различные вещи, нужные для этюда, могут с успехом изображать имеющиеся предметы (стул - вместо дерева, шапка - вместо кастрюли).
Руководитель должен следить, чтобы в таких этюдах ребята действовали «от себя», от своего «я», ни в коем случае не изображали кого-то, не напрягались, не демонстрировали нарочито свои действия и слова: чтобы они обязательно по-настоящему видели и слышали друг друга и все, что вокруг них, по-настоящему думали, вспоминали, соображали, решали, были сосредоточены на своих мыслях, поступках, на своих партнерах, по-настоящему старались привлечь их внимание и сами чутко реагировали на их поведение и, конечно, чтоб не смотрели зря по сторонам или на зрителей, словом, вели себя так, как вели бы себя при подобных обстоятельствах в подлинной жизни.
Наконец, еще одна группа упражнений и этюдов, развивающих воображение, творческую смелость, инициативу, непосредственность, юмор. Это - «цирк», «птичий двор», «зверинец». Участники ставят себя в положение различных зверей, птиц. Это вовсе не значит, что надо ходить на четвереньках, хотя можно делать и это. Важно, чтобы исполнитель поставил перед собой нужное если бы: если бы я был... львом, медведем, лошадью, обезьяной, собакой, курицей, соловьем..., что бы я делал? Чего бы мне хотелось? Как бы я себя вел? - и пробовал действовать в образе этого животного. Это нужно и для работы над сказками. Можно делать этюды на темы сказок или басен: «Ворона и лисица», «Осел и соловей», «Лев и заяц», «Две собаки», «Кукушка и петух» - и многие другие.
Можно устроить «магазин заводных игрушек». В упражнении «цирк» можно стать акробатом, фокусником, наездником. Трюки могут быть самые примитивные, важно, чтобы участники делали все всерьез, как будто это и вправду очень сложные,
головоломные трюки. Можно ходить по «канату» (разумеется, по полу); дрессировать «лошадей» или «тигров» (которыми будут другие участники), «скакать верхом» на стуле; «летать» на «воздушной трапеции» (которую тоже будут изображать стулья), жонглировать воображаемыми предметами. Можно устраивать целое цирковое представление или эстрадный концерт, в котором часть участников будет артистами и животными, а другая часть - зрителями, абсолютно серьезно воспринимающими их выступления. Кто-то может взять на себя роль конферансье или циркового шпрехшталмейстера, громогласно объявляющего «мирровой атрракцион». Не приходится и говорить, с каким огромным удовольствием делают все это ребята. Им такие упражнения и этюды очень по душе. Ну, а о пользе их для воспитания юных актеров, т. е. людей, умеющих действовать на сцене, мы уже сказали.
Все упражнения и этюды, о которых мы говорили в этой беседе, конечно, не являются самоцелью, это - хорошо проверенное средство, продуманная система для творческого воспитания исполнителей.