7


  • Учителю
  • Статья по музыке на тему: Формирование культуры школьников на уроках музыки

Статья по музыке на тему: Формирование культуры школьников на уроках музыки

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

УДК 372. 878



ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

Куспанова М.Т., Жангудина М.А.

(СКГУ им. М. Козыбаева)





Национальное возрождение может

произойти только тогда, когда

оно покоится на живительной почве

многовековой культуры, питается

благотворными плодами

исторического прошлого.

Президент РК Н. А. Назарбаев

В программе «Культурное наследие» от 13 января 2004 года президент РК Н. А. Назарбаев подчеркивает следующее: «Восстановление историко-культурного наследия - это воссоздание такой связи времен, которая обладает четкой проекцией в будущее. Задавая вопросы о реальном содержании нашего прошлого, мы обогащаем понимание настоящего и можем конструировать вдохновляющие образы нашего будущего. В эпоху глобализации историко-культурное наследие - основа самоидентификации».[1]

Президент говорит о том, что необходимо восстановить наше историко-культурное наследие, усилить роль методов познания нашей исторической и духовной культуры, исторических достояний, традиций, обычаев. Овладение культурным наследием - это основа исторической памяти народа, без которой, в свою очередь, не бывает истинного патриотизма. Преодоление этой инерции исторического беспамятства особенно важно для воспитания подрастающего поколения. В условиях гуманизации и демократизации образования особое значение приобретают вопросы эстетического воспитания подрастающего поколения, воспитания культуры школьников.[1]

Формирование культуры личности - это сложный и длительный процесс, который необходимо начинать с раннего детства. Данная задача реализуема и выполнима на уроках музыки, так как музыка является самым выразительным и доступным для детского восприятия искусством и большая роль в формировании культуры школьников принадлежит именно ей. Музыка - тончайший инструмент, воздействующий на чувства. Обладая способностью проникать в скрывающуюся под множеством оболочек самую нежную, самую сакраментальную часть человека-душу, она вызывает восхищение и трепет перед красотой и вечностью природы. В музыке звучит красота окружающего мира. Она воспитывает бережное отношение к природе, облагораживает душу человека. Уроки музыки являются неотъемлемой частью всестороннего развития личности ребенка. Ведь на уроках музыкального искусства ребята познают окружающий мир, природу, её красоту через звуки, музыку. Именно на этом уроке у детей формируется гармонично-развитая личность, раскрываются понятия добра и зла, формируются нравственные ориентиры, культура.[2]

Для определения теоретических основ формирования культуры учащихся, необходимо раскрыть сущность понятия «культура». Толкование этого слова многозначно и зависит от сферы применения. Рассмотрим это понятие с точки зрения различных словарей. В современном русском языке слово «культура» имеет два основных значения:

1) совокупность достижений людей во всех сферах жизни, рассматриваемых не порознь, а совместно, - в производственной, социальной и духовной;

2) высокий, соответствующий современным требованиям уровень этих достижений, то же, что культурность.

Словарь В. И. Даля раскрывает это понятие как обработку и уход, возделывание, возделку; образование умственное и нравственное.[4] По Д. Н. Ушакову «культура-это совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественного строя».[5] Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н. Ю. Шведова раскрывает понятие «культура» как совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. ».[3] А. Л. Кребер высказывает следующую точку зрения: «культура может быть определена как все виды деятельности и не физиологические результаты (продукты) человеческих особей, не являющиеся безусловно рефлекторными или инстинктивными. Это означает, выражаясь языком биологии и физиологии, что культура состоит из условно-рефлекторных и приобретенных обучением видов деятельности. Основатель функциональной школы в этнографии Бронислав Малиновский характеризует понятие «культура» следующим образом: «культура - это инструментальная система, посредством которой человек ставит себя в наилучшую позицию для того, чтобы решать конкретные специальные задачи, возникающие перед ними в окружающей среде в процессе удовлетворения им своих потребностей». ».[6]

Проблеме раскрытия понятия «культура» посвящены труды философов - Г.Н. Волкова, О.А. Кривцуна, В.А. Разумного, В.К. Скатерщикова и др. В их исследованиях культура рассматривается как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, а также в совокупности отношения людей к природе, между собой и к самим себе. Культура характеризует способ жизнедеятельности отдельного индивида (личная культура), социальной группы (молодежная культура, национальная культура), общества в целом. Культура подразделяется на материальную - совокупность материальных приобретений общества - и духовную - совокупность духовных достижений. Духовную культуру в свою очередь можно подразделить на нравственную (этическую), политическую, религиозную, эстетическую и т.д. ».[7]

На современном этапе развития общества особенно актуальна задача формирования духовной культуры подрастающего поколения. Достаточно важный ее аспект - музыкальная культура. Проблемы формирования музыкальной культуры рассматривались в научных трудах Ю.Б. Алиева (формирование музыкальной культуры школьников-подростков), А.Г. Болгарского (формирование интереса к народной музыке у подростков на занятиях в ВИА), Н.В. Гузий (формирование музыкально-эстетической культуры в условиях внешкольного начального музыкального образования), З.К. Кальниченко (формирование у старшеклассников потребности в музыкальном самообразовании с помощью школьных дискотек), Л.Г. Коваль (взаимодействие учителя и учащихся в процессе формирования эстетических отношений средствами музыкального искусства), А.Н. Сохора (соотношение музыкальной культуры общества и личности), Л.А. Хлебниковой (составляющие музыкальной культуры).[6]

Под музыкальной культурой понимается сложное интегративное образование, включающее в себя умение ориентироваться в различных музыкальных жанрах, стилях и направлениях, знания музыкально-теоретического и эстетического характера, высокий музыкальный вкус, способность эмоционально откликаться на содержание тех или иных музыкальных произведений, а также творчески-исполнительские навыки - пения, игры на музыкальных инструментах и т.п. Человек и его отношение к миру, формирование его культуры - центральная проблема уроков музыки со школьниками. Общаясь с музыкальным произведением, творчески воплощая музыкальный образ в исполнении, размышлении, активном слушании, дети осваивают эту сущность музыки на разных уровнях: чувства и настроения; характер, образ; композиторское кредо; художественный метод эпохи через разнообразие музыкальных интонаций. Реализоваться эта цель может посредством руководства следующими принципами: культуросообразность, коллективность, диалогичность. Культуросообразность предполагает, что художественное творчество детей должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры. Мы вводим школьников в различные пласты художественной культуры этноса и мира в целом. Важно, чтобы художественное творчество помогало ребенку ориентироваться в тех изменениях, которые постоянно происходят в нем самом, в сфере искусства, в окружающем его мире. Коллективность проявляется в том, что художественное воспитание и образование осуществляется в школе - на уроке и во внеурочной деятельности. Оно дает опыт жизни в обществе, опыт общения с людьми, создает условия для позитивно направленного самосознания, эстетического самоопределения, художественно-творческой самореализации. Диалогичность основывается на том, что духовно-ценностная ориентация детей осуществляется в процессе такого взаимодействия педагога и учеников, содержанием которого является обмен эстетическими ценностями (ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями свойственными субъектам образования как представителям различных поколений), а также совместное продуцирование художественных объектов. Структура диалога часто приближается к форме проблемной ситуации и проектируется в виде диалога с учащимися с учетом их возрастных и личностных особенностей, на материале близком и понятном детям. Совместный поиск нравственного решения направляется так, чтобы он стимулировал нравственную самооценку, внутренний диалог ученика с самим собой как самоопределение.[2] Данной формой педагогической деятельности мы достигаем таких условий, в которых путем организации комплексного эмоционального воздействия музыки на человека осуществляется активная деятельность ребенка. У детей формируется ощущение того, что музыка - не «фоновый атрибут» повседневности (не «гарнир к жизни», по выражению Д.Б. Кабалевского), а атрибут самого человека.

Таким образом, говоря о формировании культуры школьников, нужно сказать, что оно начинается с формирования высших чувств. Музыкально - эстетическое воспитание детей - одно из звеньев общей системы воспитания ребенка. Музыкальное искусство обращено к духовному миру учащихся, поэтому его воспитательные возможности очень велики. Музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Уроки музыки способствуют воспитанию любви и интереса к народному творчеству, развитию творческих способностей, воспитанию эстетического вкуса и критического отношения к музыке, а также социализации личности.



Литература:



  1. Н. А. Назарбаев. Государственная программа РК «Культурное наследие» от 13 января 2004 года.

  2. Калиммуллина Л.Д. «Роль музыки в формировании нравственной культуры детей».// Дополнительное образование.- 2003;,№10,-с.43-45.

  3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка». М. «Азъ».1993.

  4. Даль В. И., «Толковый словарь русского языка», (1833-1866, 1-е изд.)

  5. Ушаков Д. Н., «Толковый словарь русского языка» (т, 1, М, 1935)

  6. Степанов Ю. «Константы», словарь русской культуры, 2001

  7. Ульянова И.В. «Роль музыки в формировании нравственной культуры детей». Дополнительное образование. - 2003;, №10, с.16-20.















 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал