- Учителю
- Конспект открытого занятия по социальному театру
Конспект открытого занятия по социальному театру
Раздел: «СОЦИАЛЬНЫЙ ТЕАТР»
Тема занятия: «Показ мини сцен. Первая импровизация»
ЦЕЛЬ:
-
развитие умения импровизировать при постановке социального театра.
ЗАДАЧИ:
-
развивать у обучающихся творческую активность в достижении импровизации и мини сцен;
-
воспитывать коллективизм;
-
учить выражать чувства, мысли, эмоции и идеи, вызванные выбранной темой.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
-
Организационный момент.
Цель: Создание располагающей, благоприятной для занятия атмосферы.
Подготовка детей к занятию.
Принятие правил работы в группе.
Опрос - ассоциация себя «Семь я».
С чем или с кем на данный отрывок времени вы себя ассоциируете - напишите.
Индивидуальная работа обучающихся.
Вопросы на непонятные ассоциации.
-
Подготовительный этап.
Рассаживаемся поудобнее, улыбаемся друг другу, несём положительный настрой и хорошую энергию. Прежде чем продолжить работу по разделу «Социальный театр», давайте запишем правила работы в нашей группе и будем их придерживаться.
Запись правил работы в группе.
Каждый из вас индивидуален, каждый видит мир по-своему, так же, как и относится к социальным проблемам в жизни по- своему. Мы приходим в этот мир все разные, кто-то открыт, энергичен, а кто-то замкнут и подавлен. Но все мы с вами живём в обществе, где окружают нас социальные проблемы, и так или иначе нам приходится задумываться над ними, что-то изменять, кого-то учить, направлять. И прежде чем перейти к теме занятия, давайте узнаем кто и с каким настроением сегодня пришёл. Возьмите, пожалуйста, со стола раздаточный материал, где написаны по вертикали семь букв «Я», и напишите перед каждой буквой ассоциацию себя самого: кем или с чем вы сейчас, на данный отрезок времени себя ассоциируете. Индивидуальная работа каждого обучающегося в группе.
Опрос по непонятным ассоциациям.
Полным ходом у нас идёт подготовка ко II Республиканскому фестивалю социальных театров «Равный - равному».
А что для вас социальный театр? Какие образовательные задачи он несёт? Какие вопросы решает?
Ответы обучающихся.
Верно, одним словом можно сказать, что социальный театр, это жизнь.
А что главное в социальном театре?
Ответы обучающихся.
В социальном театре главное реалистичность, актуальность данной проблемы и те положительные эмоции, которые должен унести с собой зритель с социальной постановки.
Поэтапно, от занятия к занятию, определяясь с выбором проблемы, с героями и с сюжетом, сегодня мы подошли к самому главному этапу - это создание сюжета без сценария.
Как это действие называется?
Ответ обучающихся.
Верно - импровизация.
Ответ обучающихся.
Импровизация-это творческий, спонтанный процесс. Импровизация позволяет задействовать тело, эмоции, а не только логическое мышление. Однако, впоследствии, созданные сцены записываются и могут быть доработаны, чтобы стать полноценным сценарием.
Сегодня, продолжая подготовку к Республиканскому фестивалю социальных театров, мы попытаемся сделать мини сценки на определённые социальные темы, которые возможно и войдут в дальнейшем в нашу постановку.
Итак, тема занятия «Показ мини сцен и первая импровизация»
Знакомясь с постановками задач в социальном театре, с каким новым словом вы столкнулись?
Ответ обучающихся.
Фасилитация, верно. Фасилитация, это та же самая импровизация, только со зрителем. Сколько % успеха постановки зависит от фасилитации?
Ответ обучающихся.
Верно, 60%. И если даже зрителю что-то не понятно в социальной постановке, то задавая вопросы героям и делая выводы, постановка для него становится более ясной.
-Ну, что ж, начнем учиться технике создания сценических постановок, переходя на импровизацию.
3. Основной этап: Отработка практических навыков
Упражнение «Передай хлопок».
Цель: Наладить взаимодействие, единство, концентрацию, зрительный контакт.
Образуем творческий круг. Установив контакт глазами, мы слышим единую мелодию, подстроившись друг под друга, глядя в глаза, поочерёдно передаём хлопок. Хлопок должен слышаться, как единое целое. Хлопок передаётся по кругу.
Должен быть установлен собственный групповой ритм. Хлопки в паре должны звучать
одновременно. Будьте внимательны, установив контакт, не теряйте его!
Если хлопок даётся дважды, меняется направление.
Обсудим данное упражнение:
- Кому давалось трудно?
- А кому легко?
- Что вы чувствовали при изменении направления?
- Перенесите это на наш социальный театр, как и в чём это упражнение может вам помочь?
* постоянная концентрация внимания;
* быть внимательным друг к другу;
* чувствовать и следить друг за другом.
Упражнение: «Одеть маски».
Цели: Дать участникам представление об энергии движения, групповой энергии. Дать представление о целостности сценического пространства. Помочь «примерить» на себя разнообразие масок.
Упражнение выполняется под легкий музыкальный фон.
Сейчас, вам даётся возможность максимально передвигаться по всей сцене в любом направлении, занимая все точки сценического пространства.
Затем вы будете выполнять мои задачи:
- Обратите внимание на свои ощущения, эмоциональный уровень, физическое состояние. Обратите внимание на важность глубокого дыхания.
- Посмотрите друг другу в глаза, продолжая ходить. Смотрите так, как будто видите друг друга впервые.
- Двигайтесь как очень уставшие люди. Обремененные проблемами и тяжелыми заботами.
-Двигайтесь с пренебрежением взирая на окружающих, вы выше всех, все вокруг - это мелкие людишки, вы горды собой…
- Двигайтесь так, как двигается романтичный человек, возможно что-то напевая себе под нос, улыбаясь чему-то или кому-то…
- Двигайтесь быстро, в суете и в спешке, представляя, что вы в Москве, опаздываете в метро….
-Двигайтесь, как очень счастливые люди и смотреть в глаза окружающим очень радостно, искренне и открыто…и т.д.
Возвращаемся к себе любимому, снимая маски, и обсуждаем:
- Кому и в какой маске было комфортно двигаться?
- А кому тяжело?
- Для чего нам может понадобиться это упражнение?
Замечательно! Спасибо! А сейчас, я предлагаю вам разделиться на подгруппы, чтобы перейти к работе над мини сценками.
Отработка практических навыков.
Упражнение «Определение тем»
Цель: Тренировка в выборе тем, в постановке образовательных задач сцен.
Итак, каждая подгруппа берёт по листу ватмана, и сейчас мы с вами попробуем набросать на этом листе проблемы, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни, которые мы видели, с которыми мы живём. Набросаем, как можно больше, социальных проблем, касающихся нашего общества.
С
амостоятельная работа обучающихся в подгруппах. 2 - 3 минуты.
Итак, замечательно, заканчиваем. Теперь постарайтесь объединить эти проблемы в три подгруппы:
1.ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ;
2. ЗАВИСИМЫХ;
3. НРАВСТВЕННЫХ.
Самостоятельная работа обучающихся в подгруппах. 2 минуты.
О
тлично! Теперь попробуйте презентовать свои проблемы, сколько вы их нашли, и как вы их распределили.
Презентация каждой подгруппы. 1 - 2 минута.
Молодцы!
Теперь, когда вы смогли набросать социальные проблемы, вам не составит труда перейти к следующему этапу к «мозговому штурму».
Обращаем внимание на образовательные задачи по избранной теме.
По ходу занятия педагог вывешивает на листе образовательные задачи.
После того, как вы выявили социальные проблемы, вспомним ответы на вопросы: КТО? ЧТО? ГДЕ? Эти элементы дадут вам инструмент для создания обдуманных и отвечающих вашим задачам сцен.
-Для начала определите, ЧТО? Имеется в виду конфликт в вашей сцене. Убедитесь, что конфликт соотносится с вашей образовательной задачей в этой сцене.
-
О чем эта сцена?
-
Какие противостоящие силы, которые создают конфликт? ит.д.
Затем решите: КТО? То есть, решите, кто будет персонажами в сцене.
-
Какие герои будут задействованы в этом конфликте? Помните, в истории должна быть логика, иначе она не будет правдоподобной.
-
Каковы отношения между героями? Сколько времени они знают друг друга? Как развиваются их взаимоотношения?
-
Какие у героев предыстории? Сколько им лет? Откуда они? Какие национальные группы или социальные слои они представляют?
-Теперь выберите ГДЕ? Это относится к месту, где происходит сцена. Понимание того, где происходит действие до начала импровизации, помогает актерам лучше понять свои роли.
Как только определено ЧТО? КТО? и ГДЕ?, можно начинать первую импровизацию.
Сейчас каждый из вас спонтанно придумывает диалог для сцены, без всякого сценария. Затем мы обсудим ваши мини сценки и доработаем. Использование процесса «ЧТО? КТО? ГДЕ?» поможет нам создать сырой материал для театрализованной постановки. А вот что делать с этим материалом, решать только нам и нашей команде. Можно добавить к ним музыку, песни, танцы, монологи…и получится настоящий спектакль. Театр по принципу «Равный-равному» обладает неисчерпаемым потенциалом и гибкостью. Давайте начнем прямо сейчас.
Упражнение: «Планирование сцен в малых группах»
Цели: Попрактиковаться в планировании мини сцен на заданную образовательную тему.
Итак, это у нас команда А, а здесь команда В. Команда А начинает, команда В продолжает и команда А заканчивает. После того, как вы разработали задачу, нашли ответы на вопросы: КТО? ЧТО? ГДЕ? можно начинать импровизацию.
4. Закрепление:
Упражнение «Представление и обсуждение сцен».
Цели: Помочь участникам приобрести опыт выступления в собственных сценах и оценивания работы своих товарищей.
Р
абота в подгруппах. Подготовка к показу мини сцен.
Показ инсценировки первой подгруппы.
Фасилитация.
В начале и в конце каждой сцены обучающиеся малой группы, которая играет в данный момент, говорит «сцена» - «конец сцены».
После выступления каждой группы мы проведём с вами первую фасилитацию.
Мы должны обязательно проследить:
-
Были ли решены образовательные задачи в данной сцене?
-
Были ли понятны они зрителям?
-
На какую аудиторию рассчитана сцена?
-
Что было задумано, и что в итоге получилось?
-
Насколько правдоподобной показалась сцена?
-
Что нужно сохранить/изменить в последующей работе над этой сценой?
Показ инсценировки второй подгруппы.
Фасилитация.
5. Итоговый этап:
Молодцы, а теперь, подводя итоги занятия, хочется спросить вас:
Сложно ли им было импровизировать?
Что сложнее: сыграть импровизацию или задавать вопросы?
Ответы обучающихся.
Так, хорошо. Вспомните теперь, что в начале занятия мы делали небольшой опрос ассоциацию - «Семь я». Поменялось ли на данный отрывок времени ваше мировоззрение, с чем или с кем на данный момент вы себя сейчас ассоциируете - напишите.
Обучающие проводят на последок ассоциацию «Семь Я».
Вопросы на непонятные ассоциации.
Ещё одна часть занятия по разделу «Социальный театр» подошла к концу, вам спасибо. Для продолжения такой же плодотворной работы я жду вас на следующем занятии по расписанию.
Всего доброго!
10