7


  • Учителю
  • Программа по внеурочной деятельности Игровая деятельность

Программа по внеурочной деятельности Игровая деятельность

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала



















ПРОГРАММА

«Игровая деятельность»

для учащихся 1 класса





















Содержание



Пояснительная записка_____________________________________________________________________________3

Учебно-тематический план__________________________________________________________________________6

Содержание программы ___________________________________________________________________________9

Список используемой литературы____________________________________________________________________34

Календарно-тематическое планирование_______________________________________________________________35





































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Игра - это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.

Программа предполагает использование игр в организованной, совместной и самостоятельной деятельности детей. Весь игровой материал подобран в соответствии с тематическими циклами и создает основу для развития познавательных и творческих способностей детей.

Социокультурное назначение игры - это синтез усвоения богатства культуры, потенций воспитания и личностного развития, позволяющих ребенку функционировать в качестве полноправного члена детского или взрослого коллектива. В играх формируются принятие своего имени, осознание индивидуальных качеств, понимание собственных прав и обязанностей.

Игры в подготовительном классе отличаются видовым и тематическим разнообразием. Этому способствует накопленный игровой опыт детей.

Цель программы - разработать модель поэтапного обучения играм детей младшего школьного возраста

Задачи:

  • создание и реализация детских игровых замыслов, обогащение умений сюжетосложения;

  • формирование у детей умений согласовывать свои действия с действиями партнеров по игре, следовать игровым правилам;

  • освоение ими позиции субъекта игровой деятельности;

  • поощрение и стимулирование игровой самостоятельности, инициативы, творчества детей.

Сущность проблемы заключается во влиянии игры на развитие творческих способностей детей, личностных качеств. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.

Актуальность данной проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей.

Игры для детей являются сложным, многофункциональным и познавательным процессом, а не просто развлечением или веселым времяпрепровождением. Благодаря играм у ребенка вырабатываются новые формы реагирования и поведения, он адаптируется к окружающему его миру, а также развивается, учится и взрослеет. Поэтому данная тема актуальна, так как значение игр для детей раннего возраста очень велико, поскольку именно в этот период происходят основные процессы развития ребенка.

Игры бывают творческие и дидактические. К творческим относятся: сюжетно-ролевые, режиссерские, театральные, подвижные, строительно-конструктивные, игры-экспериментирование. Здесь дети самостоятельно создают на основе разнообразных впечатлений новые сюжеты, придумывают новые роли и игровые действия, творчески создают разные игровые образы, придумывают новые варианты игр. К дидактическим относятся: речевые; народные, интеллектуальные, развивающие. В данных играх необходимо сознательное принятие игровой задачи, выполнение игровых действий по правилам, правильная результативность игр и контроль за действиями играющих, исправление ошибок.

Учитель планирует задачи и приемы формирования игровой деятельности. В 1 классе планируются приемы, способствующие нравственному воспитанию, а также прямые и косвенные приемы руководства игрой: рассказ об увиденной игре, рассматривание иллюстраций с изображением игры, совет, участие в сговоре. По отношению к данному возрасту важно планирование задач, содержания и приемов, способствующих развитию у детей умения согласовывать индивидуальные замыслы в процессе совместной сюжетно-ролевой игры, умения самостоятельно применять правила поведения с целью предотвращения конфликтов при выборе темы игры, распределение ролей и игрового материала.

Структурные компоненты игры: роль, игровые действия, игровое употребление предметов (замещение), реальные (партнерские) отношения между играющими детьми.

Эти структурные компоненты не рядоположены: центральным и определяющим компонентом, единицей игры, является роль.

Предметами игры выступают: готовые игрушки, заместители, воображаемые предметы и образы, слово, рисунок, компьютерная программа, природные материалы и явления. Можно использовать различные игровые приёмы: готовые, соревнование, драматизации.

Значительная часть времени отводится для самодеятельных игр по инициативе и выбору детей. Воспитатель создает условия для вариативной игровой деятельности, наполняет игровое пространство разнообразными игрушками, предметами-заместителями, полифункциональными материалами для игрового творчества, развивающими настольно-печатными и другими играми.

Важно обеспечивать детям возможность постоянно преобразовывать предметно-игровую среду; наличие достаточного полифункционального игрового материала оптимизирует освоение дошкольниками позиции субъекта режиссерской игры. Дети могут по ходу игры подбирать, менять игрушки, предметы, конструировать обстановку для игры с помощью разнообразного подсобного материала в соответствии с выбранной темой, сюжетом игры; включают в нее игрушки, сделанные самими детьми; сооружают нужные для игры постройки (пароход, пристань, мост, вокзал, железная дорога, детский сад, беседки, дом, улица и т.д.); используют в играх природный материал (песок, глина, вода, снег, лед).

Игровое оборудование размещается так, чтобы дети не мешали друг другу. Для этого необходимо рационально использовать все свободное пространство групповых помещений, а также продумать организацию пространства и размещение игрового оборудования на участке для прогулок.

Алгоритм организации деятельности детей в игре:

  1. введение в тематику игры: беседа, рассказ, объяснение;

  2. определение места проведения игры, подготовка атрибутики;

  3. работа над персонажами, распределение ролей;

  4. Работа над ролью: овладение основными движениями, жестами, мимикой, речью.

  5. Совместная игровая деятельность и самостоятельная игровая деятельность.



Кроме того, организация предметно-развивающей образовательной среды должна отвечать следующим требованиям:

  • учитывать закономерности развития игровой деятельности;

  • соответствовать педагогическим задачам воспитания детей;

  • носить развивающий характер;

  • соответствовать потребностям и уровню развития когнитивной сферы ребенка, т.е. быть неисчерпаемой, информативной, удовлетворять потребностям в новизне и преобразовании.

В сюжетно-ролевых играх дети самостоятельно выбирают тему для игры, развивают сюжет на основе опыта, приобретенного при наблюдениях положительных сторон окружающей жизни (жизнь семьи, детского сада, труд и отдых людей, яркие социальные события), а также знаний, полученных на занятиях при чтении литературных произведений, сказок, просмотре детских телевизионных передач. Дети проявляют способность комбинировать знания, полученные из разных источников, и отражать их в едином сюжете игры. Появляются игры с элементами фантазирования: дети не только обогащают игровые действия в слове, но и переносят их во внутренний воображаемый план.

Этапы формирования сюжетно-ролевой игры:

1 этап - воспроизведение действий

2 этап - становление ролевого поведения

3 этап - сюжетосложение.



Данная программа выделяет разделы обучения: подвижные игры; дидактические игра, сюжетно-ролевые игры.





Программа рассчитана на 33 часа, по 1 часу в неделю.





Количество часов по четвертям.



I

II

III

IV

За год

9 ч.

7 ч.

9 ч.

8 ч.

33 ч.





Таблица основных тем по четвертям.



6 ч.

1 ч





7 ч.

Досуг.



6 ч.

4 ч.



10 ч.

Здания.





5 ч.

8 ч.

13 ч.

Всего

9 ч.

7 ч.

9 ч.

8 ч.

33 ч.









Учебно-тематический план



п/п

Тема урока.

Кол-во часов.

Семья.

1

День Рождение.

1

В гости к бабушке.

1

Водители.

1

Строители.

1

Экологи.

1

Моряки.

1

Исследователь.

1

Фермер.

1

Волшебники.

1

Кафе.

1

Путешествия в разные страны.

1

Рыбаки.

1

Зоопарк.

1

Музей.

1

Путешествие в страну вежливости.

1

Библиотека.

1

Путешествие по сказкам.

1

Цирк.

1

Олимпиада.

1

Детский сад.

1

Школа. День знаний.

1

Супермаркет.

1

ГИБДД

1

Телевидение.

1

Ателье.

1

Скорая помощь.

1

Гараж.

1

Банк.

1

Аптека.

1

Служба спасения.

1

Парикмахерская.

1

Больница.

1































Содержание игр

Для планирования сюжетно-ролевых игр с детьми проводится большая предварительная работа: чтение художественной литературы, использование различного типа наглядности, проведение экскурсий и т.п. Также при планировании сюжетно-ролевых игр большое внимание уделяется обогащению предметно-игровой среды. Это позволяет предоставить детям возможность самостоятельно находить новые повороты сюжета и игрового взаимодействия.

Планирование также предполагает определение цели игры, разработку игровых действий, составление списка оборудования для создания предметно-игровой среды.

Игра «Семья»

Цели:

  • углубить представления о семье и ее истории;

  • побуждать детей творчески воспроизводить быт семьи;

  • совершенствование умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку;

  • формирование ценных нравственных чувств (гуманности, любви, сочувствия и т.д.).

Примерные игровые действия:

  • знакомство с бытом семьи;

  • сооружение постройки дома (по представлению);

  • разбор игровых ситуаций;

  • помощь маме, бабушке;

  • встреча гостей;

  • поведение за столом.

Предметно-игровая среда. Оборудование:

  • куклы;

  • игрушечная посуда, мебель;

  • передники, косынки;

  • музыкальные инструменты;

  • предметы-заместители.

Игра «Детский сад»

Цели:

  • закрепить знание детей о работе помощника воспитателя, медсестры, прачки, повара, дворника и др. работниках детского сада;

  • воспитание интереса уважения к их труду;

  • развивать у детей чувства благодарности за труд взрослых для них, желание оказать им посильную помощь;

  • развивать умения применять полученные знания в коллективной творческой игре.

Примерные игровые действия:

  • проведение зарядки с куклами;

  • накрыть на стол;

  • сходить на кухню за завтраком;

  • медицинский осмотр детей;

  • звонок по телефону родителям.

Предметно-игровая среда. Оборудование:

  • куклы;

  • игрушечная посуда;

  • набор «доктор»;

  • игрушечный телефон;

  • предметы-заместители.

Игра «Школа»

Цели:

  • научить детей самостоятельно распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли;

  • понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней;

  • расширять сферу социальной активности ребенка и его представления о жизни школы, предоставив ему возможность занимать различные позиции взрослых и детей (учитель - ученик - директор школы).

Примерные игровые действия:

  • поступление в школу;

  • подготовка к школе, приобретение необходимых школьных принадлежностей;

  • 1 сентября, торжественная линейка;

  • урок;

  • перемена;

  • уход домой.

Предметно-игровая среда. Оборудование:

  • школьные принадлежности;

  • доски;

  • журналы;

  • указки;

  • карты, атласы;

  • дневники.

Игра «Кафе»

Цели:

  • научить самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ролью;

  • учить самостоятельно создавать необходимые постройки;

  • формировать навыки доброжелательного отношения детей;

  • побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни.

Примерные игровые действия:

  • выбор столика;

  • знакомство с меню;

  • прием заказа;

  • приготовление заказа;

  • прием пищи;

  • работа с менеджером при необходимости (жалоба, благодарность);

  • оплата заказа;

  • уборка столика, мойка посуды.

Предметно-игровая среда. Оборудование:

  • фартуки;

  • наборы посуды;

  • подносы;

  • меню;

  • скатерти;

  • полотенца;

  • салфетки;

  • наборы продуктов;

  • пиццерия.

Игры «Скорая помощь. Поликлиника. Больница»

Цели:

  • формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив;

  • отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины;

  • воспитывать уважение к труду медицинских работников;

  • закреплять правила поведения в общественных местах.

Примерные игровые действия:

  • приход в поликлинику, регистратура;

  • прием у врача;

  • выписка лекарств;

  • вызов «Скорой помощи»

  • госпитализация, размещение в палате;

  • назначение лечения;

  • обследования;

  • посещение больных;

  • выписка.

Предметно-игровая среда. Оборудование:

  • халаты, шапочки врачей;

  • карточки больных;

  • рецепты;

  • направления;

  • наборы «Маленький доктор»;

  • «лекарства»;

  • телефон;

  • компьютер;

  • носилки.

Игры «Водители. Гараж»

Цели:

  • научить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, отражать взаимоотношения между играющими;

  • воспитывать интерес и уважение к труду транспортников;

  • побуждать желание работать добросовестно, ответственно, заботиться о сохранности техники;

  • закреплять знания правил дорожного движения;

  • развивать память, речь детей.

Примерные игровые действия:

  • диспетчер выдает путевые листы водителям;

  • водитель отправляется в рейс, проверяет готовность машины, заправляет машину;

  • при необходимости механиком производятся ремонтные работы;

  • оказывает необходимую помощь товарищу;

  • доставляет груз по назначению;

  • приводит машину в порядок;

  • возвращается в гараж.

Предметно-игровая среда. Оборудование:

  • рули;

  • планы, карты, схемы дорог;

  • различные документы (права, технические паспорта автомобилей);

  • наборы инструментов для ремонта автомобилей;

  • дорожные знаки, светофор;

  • страховые карточки;

  • автомобильные аптечки;

  • телефоны.

Игра «Строительство»

Цели:

  • научить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, использовать атрибуты в соответствии с сюжетом, конструкторы, строительные материалы, справедливо решать споры, действовать в соответствии с планом игры;

  • отображать в игре знания об окружающей жизни;

  • развивать творческое воображение, выразительность речи детей.

Примерные игровые действия:

  • выбор объекта строительства;

  • выбор строительного материала, способа его доставки на строительную площадку;

  • дизайн постройки;

  • сдача объекта.

Предметно-игровая среда. Оборудование:

  • планы строительства;

  • различные строительные материалы;

  • инструменты;

  • униформа;

  • строительная техника;

  • каски;

  • образцы материалов;

  • журналы по дизайну.

Игра «День рождения»

Цели:

  • воспитание чуткости, внимания;

  • закрепление культурных навыков.

Примерные игровые действия:

  • выбор именинника;

  • уборка квартиры;

  • приготовление подарка, угощений;

  • в гости к имениннику;

  • игры, аттракционы;

  • сюрпризный момент.

Предметно-игровая среда. Оборудование:

  • игрушечная посуда;

  • воздушные шары;

  • цветная бумага;

  • клей;

  • пластилин;

  • природный материал;

  • муляжи фруктов, овощей.

Игра «Супермаркет»

Цели:

  • научить детей согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников, менять роли по ходу игры;

  • побуждать детей белее широко использовать в играх знания об окружающей жизни;

  • развивать диалогическую речь.

Примерные игровые действия:

  • приход в супермаркет;

  • покупка необходимых товаров;

  • консультации менеджеров;

  • объявления о распродажах;

  • оплата покупок;

  • упаковка товара;

  • решение конфликтных ситуаций с директором или администратором супермаркета.

Предметно-игровая среда. Оборудование:

  • касса;

  • наборы продуктов;

  • спецодежда для продавцов, кассиров, менеджеров;

  • сувениры;

  • чеки, сумки, кошельки, деньги;

  • наборы мелких игрушек;

  • журналы, газеты;

  • одежда, обувь, головные убор и др.;

  • учетные книги, ценники, указатели, названия отделов;

  • телефоны, рации, микрофоны;

  • упаковка, тележки для продуктов.

Игра «ГИБДД»

Цели:

  • развивать дружеское отношение друг к другу, умение распределять роли и действовать в соответствии с принятой на себя ролью;

  • воспитывать уважение к труду работников инспекции безопасного движения;

  • закреплять представление об их значении для жизни города, условиях труда и взаимоотношениях «инспектор-водитель», «инспектор-пешеход»;

  • развивать диалогическую речь.

Примерные игровые действия:

  • определение места работы инспекторов, работа с планами;

  • инспектор - водитель;

  • инспектор - пешеход;

  • оформление документов на машину;

  • отчет инспекторов начальнику ГИБДД.

Предметно-игровая среда. Оборудование:

  • жезлы;

  • свистки;

  • дорожные знаки;

  • светофоры;

  • водительские права.

Игры «Моряки. Рыбаки. Подводная лодка»

Цели:

  • научить детей самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ними, самостоятельно делать необходимые постройки;

  • отображать в игре знания детей об окружающей жизни;

  • формировать навыки позитивного общения детей и доброжелательного отношения в группе.

Примерные игровые действия:

  • постройка корабля, подводной лодки;

  • подготовка к плаванию, выбор маршрута;

  • плавание, выполнение ролевых действий;

  • ремонт судна;

  • работа водолаза;

  • подъем флага на корабле;

  • возвращение в порт (док).

Предметно-игровая среда. Оборудование:

  • флаги;

  • спасательные круги;

  • спасательные жилеты;

  • акваланги;

  • матросские воротники.

Перспектива обогащения предметно-игровой среды:

  • экран слежения;

  • перископ.

Игра «Путешествие в страну вежливости»

Цели:

  • воспитывать уважительное отношение к окружающим;

  • закрепить умение детей употреблять вежливые слова, знать их значение;

  • воспитывать вежливость друг к другу;

  • побуждать использовать в речи фольклор (пословицы, поговорки, потешки)

Примерные игровые действия:

  • волшебство;

  • встреча с королевой вежливости;

  • рассматривание сказочного царства;

  • обмен вежливостями;

  • выдача карточек.

Предметно-игровая среда. Оборудование:

  • волшебная палочка;

  • элементы костюмов;

  • декорации сказочного царства;

  • карточки;

  • предметы-заместители.

Игра «Музей»

Цели:

  • учить детей самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ними;

  • отображать в игре события общественной жизни, нормы общественной жизни, поведения в культурных местах;

  • учить внимательно, доброжелательно относиться друг к другу;

  • развивать речь детей, обогащать словарь детей.

Примерные игровые действия:

  • подготовка к посещению музея;

  • рассматривание путеводителей;

  • выбор музея;

  • оформление экспозиции;

  • экскурсия;

  • реставрационная мастерская.

Предметно-игровая среда. Оборудование:

  • коллекции предметов декоративно-прикладного искусства;

  • фотографии, репродукции;

  • вывески;

  • альбомы по искусству;

  • путеводители по музеям различной направленности.

Перспектива обогащения предметно-игровой среды:

  • паспорта на экспонаты;

инструменты для реставраторов, спецодежда.

Игра «Экологи»

Цели:

  • создавать условия и поощрять социальное творчество, умение распределять на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом;

  • формировать навыки речевого этикета;

  • расширять представления детей о гуманной направленности работы экологов, ее необходимости для сохранения природы, социальной значимости.

Примерные игровые действия:

  • выбор объекта, работа с картами, планами местности;

  • изучение экологических паспортов;

  • изучение экологической обстановки (проба воды, воздуха, почвы и т.д.);

  • предъявление штрафных санкций;

  • работы по исправлению экологической ситуации;

  • фотографирование, съемка нарушений.

Предметно-игровая среда. Оборудование:

  • планы, карты, схемы местности;

  • «Красная книга»;

  • халаты;

  • путеводители;

  • видеокамера;

  • паспорта различных животных и растений.

Игра «Телевидение»

Цели:

  • закреплять ролевые действия работников телевидения, показать, что их труд - коллективный, от качества работы одного зависит результат всего коллектива;

  • закреплять представления детей о средствах массовой информации, о роли телевидения в жизни людей.

Примерные игровые действия:

  • выбор программы, составление программы редактором;

  • составление текстов для новостей, других программ;

  • подготовка ведущих, зрителей;

  • оформление студии;

  • работа осветителей и звукооператоров;

  • показ программы.

Предметно-игровая среда. Оборудование:

  • компьютеры;

  • рации;

  • микрофоны;

  • фотоаппараты;

  • «хлопушка»;

  • программы (тексты);

  • символика различных программ;

  • элементы костюмов;

  • грим, косметические наборы;

  • элементы интерьера, декорации;

  • сценарии, фотографии.

Игры «Ателье. Дом мод»

Цели:

  • формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив;

  • воспитывать уважение к труду швеи, модельера, закройщика;

  • расширять представления о том, что их труд коллективный, что от добросовестной работы одного человека зависит качество труда другого;

  • развивать умения применять в игре знания о способах измерения;

  • развивать диалогическую речь детей.

Примерные игровые действия:

  • выбор и обсуждение модели с модельером, подбор материала;

  • закройщики снимают мерки, делают выкройку;

  • приемщица оформляет заказ, определяет сроки выполнения заказа;

  • швея выполняет заказ, проводит примерку изделия;

  • заведующая ателье следит за выполнением заказа, разрешает конфликтные ситуации при их возникновении;

  • кассир получает деньги за выполненный заказ;

  • может действовать служба доставки.

Предметно-игровая среда. Оборудование:

  • швейные машинки;

  • журнал мод;

  • швейные инструменты (сантиметр, нитки, образцы ткани и др.);

  • фурнитура;

  • выкройки;

  • бланки заказов;

  • «манекены».

Игра «Театр»

Цели:

  • научить детей действовать в соответствии с принятой на себя ролью, формировать доброжелательное отношение между детьми;

  • закреплять представления детей об учреждениях культуры, их социальной значимости;

  • закреплять знания детей о театре, о труппе театра, работниках театра;

  • показать коллективный характер работы в театре;

  • развивать выразительность речи.

Примерные игровые действия:

  • выбор театра;

  • изготовление афиши, билетов;

  • приход в театр зрителей;

  • подготовка к спектаклю актеров;

  • подготовка сцены к представлению работниками театра;

  • спектакль с антрактом.

Предметно-игровая среда. Оборудование:

  • ширма;

  • различные виды театров;

  • афиши;

  • билеты;

  • программки;

  • элементы костюмов.

Игра «Исследователи»

Цели:

  • учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли;

  • закреплять знания детей о научных работниках, об их интересном и нелегком труде, специфических условиях труда;

  • учить моделировать игровой диалог.

Примерные игровые действия:

  • выбор объекта исследований;

  • создание лаборатории;

  • проведение опытной работы;

  • фотографирование, съемки промежуточных результатов;

  • занесение результатов исследований в журнал;

  • научный совет;

  • подведение итогов исследований.

Предметно-игровая среда. Оборудование:

  • наборы для лаборатории;

  • микроскопы;

  • увеличительные стекла;

  • различные насекомые (пласт.);

  • природные материалы;

  • стаканчики, пробирки;

  • насос.

Игра «Библиотека»

Цели:

  • согласовывать собственный игровой замысел с замыслом сверстников, менять роли по ходу игры;

  • отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость библиотек;

  • расширять представления о работниках библиотеки;

  • закреплять правила поведения в общественном месте;

  • развивать память, речь детей.

Примерные игровые действия:

  • оформление формуляров читателей;

  • прием заявок библиотекарям;

  • работа с картотекой (использование компьютера);

  • выдача книг;

  • поиск необходимых книг в архиве;

  • читальный зал.

Предметно-игровая среда. Оборудование:

  • компьютер;

  • учетные карточки;

  • книги;

  • картотека.

Игра «Фермер»

Цели:

  • согласовывать собственный игровой замысел с замыслом сверстников, менять роли по ходу игры;

  • отображать в игре знания об окружающей жизни;

  • расширять представления о домашних животных, учить описывать их, называть детенышей;

  • закреплять правила безопасного поведения;

  • расширить словарный запас, согласовывать существительные и прилагательные.

Примерные игровые действия:

  • распределение ролей;

  • поездка на ферму;

  • встреча с фермером;

  • знакомство с местностью;

  • знакомство с домашними животными;

  • выбор животного и его описание;

  • покормить животных;

  • катание на лошади;

  • угощение молочными продуктами с фермы.

Предметно-игровая среда. Оборудование:

  • набор «Домашние животные»;

  • предметы-заместители;

  • декорации сельской местности;

  • элементы костюмов;

  • кормушки для животных;

  • атрибуты для поездки на автобусе.

Игра «Зоопарк»

Цели:

  • научить детей распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив;

  • расширять представления детей о гуманной направленности труда работников зоопарка, об основных профессиях: директор зоопарка, рабочие, врач, проводник, работник кухни, экскурсовод и др., об основных трудовых процессах по обслуживанию животных.

Примерные игровые действия:

  • приобретение билетов в зоопарк;

  • изучение плана зоопарка, выбор маршрута;

  • площадка молодняка, работа проводников с молодняком;

  • экскурсия по зоопарку, наблюдение кормления животных, уборки вольеров;

  • площадка отдыха.

Предметно-игровая среда. Оборудование:

  • билеты;

  • схема зоопарка;

  • указатели;

  • строительный материал;

  • элементы костюмов животных;

  • набор игрушек-животных.

Игра «Банк»

Цели:

  • выбирать роль и действовать в соответствии с ней;

  • формировать навыки сотрудничества;

  • отражать в игре явления социальной действительности;

  • закреплять правила поведения в общественных местах;

  • формировать навыки речевого этикета.

Примерные игровые действия:

  • посещение банка, выбор необходимых услуг;

  • работа кассы, пункта обмена валют;

  • оформление документов, прием коммунальных платежей;

  • работа с пластиковыми картами;

  • консультации с директором банка.

Предметно-игровая среда. Оборудование:

  • бланки;

  • касса;

  • сберегательные книжки;

  • компьютер.

Перспектива обогащения предметно-игровой среды:

  • пластиковые карточки;

  • деньги разных стран;

  • аппарат для работы с пластиковыми карточками.

Игра «Путешествие по сказкам»

Цели:

  • привитие интереса к книгам детских писателей;

  • развитие способности принимать на себя роль сказочного героя;

  • побуждать детей к самостоятельному созданию игровых замыслов.

Примерные игровые действия:

  • оформление выставки рисунков сказочных героев;

  • распределение ролей;

  • выступление труппы кукольного театра;

  • угадывание отрывок из сказок;

  • инсценировка фрагментов из сказок;

  • демонстрация мультфильма.

Предметно-игровая среда. Оборудование:

  • костюмы сказочных героев;

  • бумага;

  • карандаши, краски;

  • атрибуты для игры;

  • елочные шишки;

  • конфеты, печенье.

Игра «Цирк»

Цели:

  • научить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, воспитывать дружеское отношение друг к другу;

  • закреплять представления детей об учреждениях культуры, правилах поведения в общественных местах;

  • закреплять знания о цирке и его работниках.

Примерные игровые действия:

  • изготовление билетов, программок циркового представления;

  • подготовка костюмов;

  • покупка билетов, приход в цирк;

  • покупка атрибутов;

  • подготовка артистов к представлению, составление программы;

  • цирковое представление с антрактом;

  • фотографирование.

Предметно-игровая среда. Оборудование:

  • афиши;

  • билеты;

  • программки;

  • элементы костюмов;

  • атрибуты: носики, колпаки, свистульки, мыльные пузыри, «ушки»;

  • гирлянды, фигурки клоунов, флажки и др.;

  • атрибуты для цирковых артистов: канаты, обручи, шары, булавы;

  • грим, косметические наборы;

  • спецодежда для билетеров, работников буфета и др.

Игра «Аптека»

Цели:

  • уточнить знания детей о профессии фармацевта;

  • закрепить навыки культурного поведения в общественных местах;

  • учить усложнять игру путем расширения состава ролей.

Примерные игровые действия:

  • изготовление рецептов, чеков, денег;

  • экскурсия в аптеку;

  • знакомство с рецептурным и ручным отделом;

  • покупка и продажа лекарств, витаминов и т.п.

Предметно-игровая среда. Оборудование:

  • элементы костюмов;

  • предметы-заместители (модели таблеток, микстур, мазей, каплей и т.п.);

  • рецепты;

  • бонусные карточки;

  • деньги;

  • чеки.

Игра «Служба спасения»

Цели:

  • создавать условия и поощрять социальное творчество;

  • формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив;

  • расширять представления детей о гуманной направленности работы службы спасения, ее необходимости, мобильности в чрезвычайных ситуациях;

  • развивать речь детей.

Примерные игровые действия:

  • вызов по тревоге;

  • осмотр места происшествия, ориентировка на местности;

  • распределение спасательных работ между разными группами;

  • использование техники специального назначения;

  • спасение пострадавших;

  • оказание первой медицинской помощи;

  • доставка необходимых предметов в район происшествия;

  • возвращение на базу.

Предметно-игровая среда. Оборудование:

  • набор техники специального назначения;

  • рации, телефоны;

  • планы, карты;

  • символика службы спасения;

  • инструменты;

  • защитные каски, перчатки;

  • фонари;

  • использование атрибутов из других игр, например «Скорая помощь».

Перспектива обогащения предметно-игровой среды:

  • пульты управления, грузовой транспорт;

  • тросы (веревки).

Игра «Парикмахерская»

Цели:

  • раскрыть смысл деятельности парикмахера;

  • формировать умение творчески развивать сюжет игры;

  • воспитывать уважение к профессии парикмахера.

Примерные игровые действия:

  • оформление парикмахерской;

  • просмотр журналов и каталогов с прическами;

  • консультация с парикмахером;

  • стрижка;

  • оценка проделанной работы.

Предметно-игровая среда. Оборудование:

  • предметы-заменители (разные детали из строительного набора в условной роли: брусок в качестве расчески, цилиндры в качестве флаконов, плоская пластинка, прислоненная к призме, вместо зеркала, призма в качестве машинки, узкий брусок вместо бритвы);

  • зеркало;

  • кисточка;

  • флаконы;

  • расческа;

  • простынка;

  • набор специальных игрушек «Детский парикмахер».

Игра «Гости»

Цели:

  • учить эмоционально выражать чувство радости и веселого настроения от общения с окружающими людьми.

  • закрепить навыки культурного поведения;

  • познакомить детей с понятием домоводство (уборка комнаты, сервировка стола и т.д.).

Примерные игровые действия:

  • уборка комнаты;

  • украшение цветами;

  • накрыть стол;

  • расставить приборы;

  • встреча гостей;

  • культурная программа;

  • угощение.

Предметно-игровая среда. Оборудование:

  • кукольная посуда;

  • воображаемое угощение;

  • предметы-заместители;

  • стол со скатертями;

  • чайные приборы;

  • ваза;

  • цветы;

  • чай, пироги, торт.

Игра «Волшебники»

Цели:

  • воспитывать у детей чуткость, стремление проявить заботу и внимание к окружающим;

  • способствовать обогащению знакомой игры новыми решениями;

  • способствовать укреплению устойчивых детских игровых объединений.

Примерные игровые действия:

  • этическая беседа «Добрые волшебники»;

  • разделение на группы;

  • изготовление подарков для малышей;

  • организация концерта;

  • чаепитие.

Предметно-игровая среда. Оборудование:

  • карандаши;

  • бумага;

  • картон;

  • пластилин и т.д.;

  • элементы костюмов.

Игра «Олимпиада»

Цели:

  • формировать умение детей распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив;

  • отобразить события общественной жизни, интересующее детей, объединить детей вокруг одной цели;

  • способствовать преодолению эгоцентризма, формированию совместной деятельности;

  • направлять внимание детей на качество исполняемых ролей, их социальную значимость.

Примерные игровые действия:

  • зажжение олимпийского огня;

  • представление и шествие команд;

  • приветствие спортсменам руководителя страны или министра спорта;

  • открытие олимпиады и концерт;

  • спортивные выступления;

  • закрытие олимпиады.

Предметно-игровая среда. Оборудование:

  • олимпийская символика;

  • эмблемы команд;

  • судейские свистки, финишные ленты;

  • медали и др. награды;

  • секундомер, рулетка;

  • микрофоны, фотоаппараты.

Перспектива обогащения предметно-игровой среды:

  • фотографии столиц Олимпийских игр;

  • флаги, флажки для болельщиков;

  • стартовый пистолет;

  • имитация факела.

Игра «Доктор Айболит»

Цели:

  • развивать сюжет на основе знаний, полученных из литературных произведений;

  • воспитывать любовь и заботливое отношение к животным, желание помочь им;

  • формировать уважительное отношение к труду ветеринара.

Примерные игровые действия:

  • вызов по телефону;

  • приезд доктора Айболита;

  • осмотр больных зверей;

  • лечение;

  • рекомендации по соблюдению здорового образа жизни.

Предметно-игровая среда. Оборудование:

  • костюм Айболита;

  • телефон;

  • сумка с лекарствами;

  • мягкие игрушки зверей;

  • фонендоскоп;

  • шпатель;

  • градусник;

  • микстура.









На занятиях используются различные формы организации игры: сюжетно-ролевая игра, игра -драматизация, ролевая игра, речевая игра, занятия-утренники. Занятия проводятся с использованием современных технологий: информационные, здоровьесберегающие, индивидуального и дифференцированного подхода, игровые.

Планируемые результаты:

Приобрести социальные знания о ближайшем окружении, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе в процессе совместной деятельности учителя и учащихся;

Получить опыт позитивного отношения к семье, природе, культуре в процессе взаимодействия учащихся мужу собой;

Сформированы социально приемлемые модели поведения в процессе взаимодействия учащихся школы с представителями различных социальных субъектов вне школы.

Учащиеся должны знать:

  • Творческие и дидактические игры и их правил.

  • Несколько народных игр.

  • Считалки, прибаутки.

Учащиеся должны уметь:

  • Объяснять содержание и правила игры, договориться об общем игровом содержании. Исполнять роль в соответствии с игровым образом. Доводить игру до конца.

  • Придумывать новые варианты игр, действуя по аналогии и творчески.

Учащиеся должны иметь представление:

  • О структуре игры (знакомство с правилами, распределение ролей и т. д.)

  • Об обычаях и традициях для их обыгрывания, об уникальности родного края.



Литература





  1. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности, М.: Мозаика Синтез, 2009 г. - 128 с.

  2. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста, Ростов на Дону: Феникс, 2006 г. - 250 с.

  3. Калинченко А.В., Микляева Ю.В., СидоренкоВ.Н. Развитие игровой деятельности дошкольников, М.: Айрис пресс, 2004 г. - 112 с.

  4. </ Вайнер М.Э. Игровые технологии, М., 2005 г. - 125 с.

  5. Бондаренко А,К. Дидактические игры в детском саду, М., 1991 г. - 160 с.

  6. Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников», М., 2010 г. - 144 с.

  7. Соломенникова О.А. Радость творчества, М., 2005 г. - 168 с.



Календарно-тематическое планирование



п/п

Тема урока.

Кол-во часов.

Основные элементы содержания

Практика

Контроль

Планируемые результаты

Сроки

1

Семья.

1





Рассказ, беседа, игра-драматизация.

Обыгрывание семейных ситуаций.

Вводный, групповой, практический.

Знать состав своей семьи.

Уметь рассказывать о семье.

Знать обычаи семьи.



2

День Рождение.

1



3

В гости к бабушке.

1



4

Водители.

1



Показ презентации, обсуждение, беседа, игра.



Обыгрывание профессий.

Итоговый, фронтальный, практический.



Знать особенности профессий.

Уметь обыгрывать профессии людей.



5

Строители.

1



6

Экологи.

1



7

Моряки.

1



8

Исследователь.

1



9

Фермер.

1



10

Волшебники.

1



11

Кафе.

1



Показ презентаций,

обсуждение, объяснение, беседа, игра о досуге.



Экскурсии.

Обыгрывание досуга.





Текущий, индивидуальный,

практический.



Знать места отдыха.

Уметь вести себя в обществе.

Знать вежливые слова.

Уметь правильно и уместно использовать вежливые слова.

Уметь анализировать сказки



12

Путешествия в разные страны.

1



13

Рыбаки.

1



14

Зоопарк.

1



15

Музей.

1



16

Путешествие в

страну вежливости.

1



17

Библиотека.

1



18

Путешествие

по сказкам.

1



19

Цирк.

1



20

Олимпиада.

1

Рассказ, беседа, видеоролик, обсуждение, игровая деятельность.

Обыгрывание олимпиады.

Текущий, групповой, практический.

Знать информацию о олимпиаде.

Знать краткую историю олимпиады.

Уметь обыгрывать предлагаемую ситуацию.



21

Детский сад.

1

Рассказ, беседа, видеоролик, обсуждение, игровая деятельность.

Обыгрывание ситуации «В детском саду»

Итоговый, фронтальный, практический.

Знать правила поведения в детском саду.

Уметь выполнять инструкции учителя.



22

Школа. День знаний.

1

Рассказ, беседа, видеоролик, обсуждение, игровая деятельность.

Обыгрывание ситуации «В школе»

Вводный, групповой, практический.

Знать школьные праздника.

Уметь ориентироваться в школе.



23

Супермаркет.

1

Экскурсии, показ презентации, обсуждение, беседа, работа с карточками, работа с раздаточным материалом, игровая деятельность.

Экскурсии, обыгрывание предлагаемых ситуаций.



Итоговый, индивидуальный, практический.



Знать названия зданий, необходимых для жизни человека.

Знать их назначение.

Уметь пользоваться услугами.

Уметь правильно обращаться к окружающим.



24

ГИБДД

1



25

Телевидение.

1



26

Ателье.

1



27

Скорая помощь.

1



28

Гараж.

1



29

Банк.

1



30

Аптека.

1



31

Служба спасения.

1



32

Парикмахерская.

1



33

Больница.

1





Программа внеклассной деятельности "Игровая деятельность" составлена в соответствии с ФГОС.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал