7


  • Учителю
  • Сценарий литературного вечера Он пел любовь

Сценарий литературного вечера Он пел любовь

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

СЦЕНАРИЙ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ЛИТЕРАТУРНО- МУЗЫКАЛЬНОГО ВЕЧЕРА, ПОСВЯЩЕННОГО ЛЮБОВНОЙ ЛИРИКЕ А.С.ПУШКИНА,



«Он пел любовь….»

В.А.Жуковский





Авторы сценария: Бахмутченко Г.В.

Игра «Фанты».

Материалы и оборудование: скатерть, перо, свечи, подсвечники, презентация на проекторе «Семья поэта».

Тип урока-урок-погружение.

Методы: наглядно-иллюстративный, исследовательский, проблемный, слушание и исполнение музыкальных произведений.

Цель: создать условия для эмоционального восприятия духовно-нравственных и эстетических ценностей любовной лирики А.С.Пушкина.





Задачи: 1. Познакомить с богатством содержания, глубиной мысли и художественным совершенством любовной лирики А.С.Пушкина.

2.Развивать эстетический и музыкальный вкус учащихся с целью приобщения школьников к чтению, музыкальному исполнению и слушанию лирических произведений А.С.Пушкина.

3.Воспитывать культуру взаимоотношений между учащимися, культуру речи.

Действие происходит в небольшом зале. Опущены шторы. На сцене журнальный столик, на котором стоят свечи.

Ход мероприятия.

1.Пушкин пишет за столом. Высшее общество готовится в холле к входу в зал, звучит музыка, пары танцуют мазурку. Дамы в бальных платьях, кавалеры в костюмах.

2.Звучит полонез, высшее общество входит в зал.

Слово учителей.

Добрый день, наш сегодняшний урок музыки и литературы необычен тем, что проведем мы его в форме литературно-музыкального салона, являвшем собой в 19 веке избранный круг людей, собравшихся в доме какого-нибудь частного лица. И это частное лицо, а именно А.С.Пушкин, любезно пригласил нас в гости с тем, чтоб поведать о незабываемой истории любви, которой была наполнена вся его жизнь.

Поэтому темой данного урока-погружения в век 19, в золотой век русской поэзии, в век гениального русского поэта А.С.Пушкина стали слова «Он пел любовь…..», принадлежащие перу его учителя В.А.Жуковского . Предположим, что для самого поэта Любовь - не просто чувство, а сама жизнь. Ответ на эту гипотезу вы и дадите в конце урока, записав в альбомы друг другу послание в виде четырех строк, начинающееся словами: «Любовь - вся жизнь….».

Звучит музыка Г. Свиридова. Иллюстрации к повести «Метель».

Пушкин и Любовь. Пушкин был первым у нас Поэтом Любви. Конечно, о Любви писали и до него и после. Но никто, ни до, ни после Пушкина уже не создал в русской поэзии ничего подобного пушкинскому образу Любви, то есть полному ее образу. Любви - в момент ее рождения, в развитии, в становлении, в изжитости; любви в разнообразнейших состояниях и проявлениях: ревнивой и удовлетворенной, раздраженной и умиляющейся, по-земному страстной и почти неземно обожествляемой.

Наверное, у нас не было поэта так много, так полно любившего.Любовь - это состояние поэта. Без Любви, вне Любви - Поэт жить не может. Обратимся к жизни самого поэта.

Пушкин исполняет романс «Я вас любил»

СА про композиторов, писавших на стихи Пушкина





Кто была та Муза, благодаря которой весь мир научился сопереживать, любить и страдать вместе с поэтом.





Анна Алексеевна Оленина.

Я, Анна Алексеевна Оленина. Пушкин начал посещать наш дом в 1819 году, но тогда я была совсем девочкой, да и Пушкин не был еще великим. Увлечение Пушкина мною относится к 1928 году. В это время я была уже фрейлиной императрицы, и, как говорили, я считалась первой красавицей при Дворе, отличалась любовью ко всему изящному. Случилось так, что я почти стала невестой Пушкина, а в его мыслях - даже и женою. Я видела, как он на некоторых рукописях со стихами, посвященными мне, делал анаграммы - «Annete» и даже «Аnnete Pouschkin» - «Аннет Пушкина». Но свадьба не состоялась. Моя мать, Елизавета Марковна, решительно и резко отказала ему. Пушкин был не тем человеком, которого хотели видеть своим зятем мои родители. Во-первых, он - политически неблагонадежен, во-вторых, он был увлечен моей кузиной, Анной Керн, о чем нам было хорошо известно. Но был третий и главный мотив: Пушкин был в моих глазах вертопрахом, не имел никакого положения в обществе и, наконец, не был богат. Да я и недостаточно его любила, чтобы стать его женой.

Мне Пушкин посвятил самые лучшие свои стихи о Любви. Среди них и «Я вас любил», «Город пышный, город бедный…», «Что в имени тебе моем?», «Ты и вы».

Юноша читает стихотворение «Что в имени тебе моём?»

Екатерина Николаевна Ушакова.

Я, Екатерина Ушакова. Меня не часто упоминают среди женщин, которыми был увлечен А.С.Пушкин. А между тем наши отношения были серьезны. Я глубоко и искренне любила Пушкина, и было время, когда он отвечал мне взаимностью, даже подумывал о женитьбе. В нашем доме он был своим человеком, мы принимали его радушно, но мои родители никогда не смотрели на Пушкина как на подходящего, желанного жениха. Увлечение Пушкина мною то вспыхивало, то затухало. С 1826 по 1830 годы наши симпатии были взаимными и продолжались вплоть до его женитьбы. В начале 1830 года Пушкин пишет Вяземскому: «правда ли, что моя Гончарова выходит за Мещерского? Что делает Ушакова, моя же?»

Почему же свадьба не состоялась при взаимной симпатии? В Москве жила известная гадальщица. Пушкин не раз высказывал желание побывать у нее, но я отговаривала его. Но однажды, придя к нам, он сообщил, что был у этой гадальщицы, которая ему предсказала, что он умрет от своей жены… Могла ли я после этого выйти за него? Ведь я вынуждена была бы думать постоянно и опасаться и за себя, и за того, которого безгранично любила.

чтение стихотворения «Я вас узнал, о мой оракул…»





. Анна Петровна Керн.

Я, Анна Керн, в девичестве Полторацкая. Впервые я увидела Пушкина в 1819 году в доме своей тетки Елизаветы Марковны Олениной и ее мужа, президента Академии художеств, директора Публичной библиотеки Алексея Николаевича Оленина. В гостиной Олениных собирались поэты, писатели, художники, актеры. Был там и Пушкин. Но его имя мне тогда ничего не говорило, стихов его я тогда еще не читала. Поэтому на страстные его взоры и на желание завладеть моим вниманием я не ответила. Но уже очень скоро я познакомилась с его стихами, они меня покорили. Теперь уже я стала искать возможности увидеть Пушкина. Но встреча наша состоялась несколько лет спустя, в 1825 году.

Я знала, что моя репутация не безупречна. Посудите сами. В 16 лет меня выдали, против моей воли, замуж за человека, который был в три с лишним раза старше меня, да еще с грубыми манерами, человека вспыльчивого и неуживчивого. Наш брак был решительно неудачным. В конце концов я решилась на разрыв с опостылевшим супругом и уехала вместе со своей дочкой Катенькой из Пскова, где мы тогда жили, в Петербург. Это был поступок нешуточный, нанесший сокрушительный удар по моей репутации. Но я об этом поступке никогда не жалела. А дружбу с А.Пушкиным, именно дружбу, чтобы ни говорили о моих отношениях с ним, я пронесла через всю мою жизнь.

Самой памятной была встреча с поэтом в 1825 году в Тригорском у моей тетки Прасковьи Александровны Осиповой. Свои чувства ко мне А.С.Пушкин выразил в стихотворении «Я помню чудное мгновенье». Я считаю, что мне и только мне посвящено это стихотворение…

Помню, я собиралась уезжать. Пушкин пришел рано утром и на прощанье принес мне экземпляр второй главы «Онегина». Среди листов я нашла вчетверо сложенный листок со стихами «Я помню чудное мгновенье»… Когда я собралась спрятать в шкатулку поэтический подарок, он долго на меня смотрел, потом судорожно выхватил и не хотел возвращать; насилу выпросила я их опять; что промелькнуло у него в голове тогда, не знаю. Я сообщила эти стихи Дельвигу, который их тут же опубликовал.

Впоследствии Михаил Иванович сделал на них музыку, получившийся прекрасный романс посвятил моей дочери, в которую был влюблен.

Девушки исполняют романс «Я помню чудное мгновенье»

Елизавета Ксаверьевна Воронцова.

Сильнейшее увлечение мной Пушкин пережил, находясь в Одессе. Я была женой генерала Воронцова, под «надзором» которого некоторое время находился поэт. Переписка моя с Пушкиным продолжалась и тогда, когда поэт находился уже в другой ссылке - в Михайловском. В последнем письме к поэту я попросила сжечь свои письма.

чтение стихотворения «Сожженное письмо…»





Мария Николаевна Раевская (Волконская).

Я, Мария Раевская, познакомилась с А.С.Пушкиным в 1820 году. В это время он отправился в «южную ссылку», но в Екатеринославе он свалился в жестокой горячке. Мой отец, генерал Раевский, выхлопотал разрешение для поэта отправиться вместе с нами к морю. Многие впоследствии утверждали, что я «утаенная» любовь Пушкина.

Моя жизнь сложилась драматически. В начале 1825 года я стала женой будущего декабриста - Сергея Волконского, разделила с ним тяжелую участь - отправилась в сибирскую ссылку. Муж был осужден к 20-ти годам каторги. Чтобы отправиться вслед за ним, мне пришлось бороться не только с могущественной императорской властью, но и с родными, которые стремились не допустить моего отъезда. Сердце мое рвалось пополам: сына-младенца царь взять не разрешил, его пришлось оставить родителям, а со стариком отцом, которого любила беззаветно, прощалась навсегда.

Свое знакомство с Пушкиным вспоминала часто. Я почти точно знаю, что он был влюблен в меня. Да, как поэт, он считал своим долгом быть влюбленным во всех хорошеньких женщин и девушек, с которыми встречался. Мне вспоминается, как во время нашего путешествия на Кавказ, завидев море, мы приказали остановиться, вышли из кареты и всей гурьбой бросились любоваться морем. Оно было покрыто волнами, и, не подозревая, что поэт шел за нами, я стала забавляться тем, что бегала за волной, а когда она настигала меня, убегала от нее; кончилось тем, что я промочила ноги. Понятно, я никому об этом не сказала и вернулась в карету. Пушкин нашел, что эта картинка была очень грациозна, и, поэтизируя детскую шалость, написал прелестные стихи:

Как я завидовал волнам,

Бегущим бурной чередою

С любовью лечь к ее ногам!

Как я желал тогда с волнами

Коснуться милых ног устами…

Мне было тогда 15 лет… Позднее я поняла, что, в сущности, он обожал только свою Музу и поэтизировал все, что видел.

Идалия Полетика.

А я, Идалия Полетика, ненавидела Пушкина и мстила ему до самой его смерти. Кто я такая и за что ненавидела Пушкина? Я - незаконная дочь графа Григория Александровича Строганова, родственника Гончаровых. Будучи русским посланником в Испании, влюбился в португалку графиню д´Эга, сошелся с нею и увез в Россию. Родилась я. После смерти жены, Строганов женился на моей матери, но меня не удочерил, я считалась «воспитанницей». Уже с детства у меня был самолюбивый характер. Я - женщина красивая, умная, но злобная и мстительная. В 1826 году вышла замуж за ротмистра кавалергардского полка А.М.Полетику. За что я мстила Пушкину?

Я была увлечена Пушкиным, но он не внял «моим сердечным излияниям, отнесся к ним насмешливо. Однажды я попросила поэта написать что-нибудь в альбом, правда, я не привыкла просить, я привыкла требовать, но Пушкин ответил, что он не мастер писать в альбомы. «Э, полноте, Пушкин, что вам стоит?» - упрекнула я его. Он вспыхнул, но согласился. На следующий день в моем салоне собрались гости, принесли альбом со стихами Пушкина. Каждый стих был лучезарен, что, казалось, брильянты сыпались по золоту, а каждый привет так ярок и ценен, как дивное ожерелье, нанизанное самой харитою в угоду красавице». Но через час один из гостей вновь прочитал стихотворение и невольно вскрикнул; «Боже, что это!?» Я быстро пробежала строки и швырнула альбом в другую комнату. В конце стихотворения Пушкин поставил дату: 1-е апреля!

Я затаила обиду: мне, одной из красивейших женщин Петербурга, Пушкин не посвятил ни одного стихотворения, ни одной строчки! Зато ничем не примечательной Олениной щедро посвящал стихи. Разве можно это простить?

Но вот подвернулся случай отомстить за нанесенные мне оскорбления. Я видела, что Дантес ухаживал за Натали Пушкиной, а Пушкина это ужасно злило. Тогда я подстроила свидание Натали и Дантеса в своей квартире. Натали приходилась мне троюродной сестрой. Воспользовавшись этим обстоятельством, я пригласила к себе ее. Приехав в мою квартиру, она нашла там не меня, а Дантеса. Возмущенная Натали тут же уехала, но и этих нескольких минут хватило, чтобы оскорбить Пушкина.

До конца своей жизни я ненавидела поэта Пушкина. И когда в старости жила в Одессе, где собирались поставить ему памятник, хотела поехать к нему, чтобы плюнуть на него.

Гончарова.

Конец 1828 года. Танцмейстер Иогель давал бал. И здесь Пушкин увидел юную красавицу. «Ей только минуло 16 лет, когда они впервые встретились на балу в Москве. В белом воздушном платье, с золотым обручем на голове, она в этот знаменательный вечер поражала всех своей классической царственной красотой. Александр Сергеевич не мог оторвать от нее глаз, испытав на себе натиск чувства, окрещенного любовью с первого взгляда… При первом знакомстве его знаменитость, властность, присущие гению, не то что сконфузили, а как-то придавили ее. Она стыдливо отвечала на восторженные фразы, но эта врожденная скромность, столь редкая спутница торжествующей красоты, только возвысила ее в глазах влюбленного поэта».

Звали девушку Наталия Николаевна, Натали. И впервые в жизни, по его признанию, Александр Сергеевич Пушкин был робок. Вскоре он сделал предложение. В ответ полуотказ - полусогласие. Но Пушкин не отступил: мечта о счастье с этой девушкой, такой спокойной, такой нежной, умиротворенной, кружила голову.

Около двух лет тянулась мучительная для поэта история сватовства. И вот, наконец, 18 февраля 1831 года они обвенчались. Жизнь поэта озарилась счастьем.

Интерес к жене Пушкина не ослабевает. Один из самых напряженных споров, ведущихся вокруг Пушкина - это спор о Наталии Николаевне. Ее обвиняют и оправдывают, упрекают и защищают, ищут в ней то погубительницу, то ангела-хранителя. Где же можно найти истину о жене поэта? В его письмах.









Пушкин

«С твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете - а душу твою люблю я еще более твоего лица» (21 августа 1833г.).

«Конечно, друг мой, кроме тебя в жизни моей утешения нет - и жить с тобою в разлуке так же глупо, как и тяжело» (30 июня 1830г.).

«Я женат - и счастлив; одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменилось, лучшего не дождусь» (Пушкин - Плетневу, 24 февраля 1831г.).

«Я люблю мою Гончарову Наташу… Прощай, красавица моя, кумир мой, прекрасное мое сокровище, когда же я тебя опять увижу?» (2 сентября 1833г.).

«Милый мой ангел!.. Скучно жить без тебя… Я должен был на тебе жениться, потому, что всю жизнь был бы без тебя несчастлив… Зависимость жизни семейственной делает человека более нравственным…» (8 июня 1834г.).

Письма Пушкина жене не обожествление неземной красоты, а проявление того, что поэт таил от посторонних глаз, проявление любви семейной, счастье мужа и отца. Из писем Пушкина жене мы узнаем, что успехи Наталии Николаевны в свете волнуют, интересуют Пушкина, но не раздражают, напротив, он гордится «своей красавицей», он не гневится, а только боится, чтобы она не сделала ложного шага, боится не за себя, а за нее. Из писем мы узнаем о Наталии Николаевне как женщине, наделенной душевной щедростью, заботливой и деловой. Из писем видно, что со своей женой Пушкин обсуждает и материальные дела, и литературные, и общественные, а уже семейные тем более.

Мнение о Наталии Николаевне как о пустой светской красавице не выдерживает проверки письмами самого Пушкина, напротив, они высвечивают самые разнообразные грани ее характера и интересов.

Литературный критик.

Кажется, что уже невозможно полнее и возвышеннее выразить Любовь. Однако любовь к Наталье Николаевне Гончаровой стала предметом большого и серьезного, пылкого и возвышенного чувства, с которым он связывал надежды на новый, преображенный ею этап своей жизни. Это подтверждается не только биографическими, но и стихотворными лирическими признаниями последних лет. В 1830 году Пушкин слагает в сонетной форме посвященное невесте стихотворение «Мадонна».





4. Чтение стихотворения «Мадонна».

  • Кто такая Мадонна? Откуда взят этот образ? (мадонна (ит.) - католическое обращение к Пресвятой Богородице. Пушкин, скорее всего, имел в виду образ не только библейский, но и образ, взятый из произведений живописи эпохи Возрождения (Рафаэль «Сикстинская мадонна»).

  • Как изображалась Мадонна? (обращение к репродукциям с картин Рафаэля). Мадонна изображалась с младенцем на руках).

  • Что символизирует Мадонна на художественных полотнах в религии католиков и в Библии? (В религии Мадонна - символ святости и Божественной предначертанности судьбы; на художественных полотнах - это уже не просто Богоматерь, а женщина - мать, вполне реальная женщина).

  • Почему этот образ появляется у Пушкина? (Он сопоставляет свою возлюбленную с Мадонной - Пречистой Богородицей. Именно с Ней, о чем свидетельствует такая деталь: «…под пальмою Сиона». Сион - холм в Иерусалиме, где, по преданию, располагался храм Бога-Отца).

  • Что значит это сопоставление Пречистой Богородицы и возлюбленной поэта? (Пушкин возводит Любовь, Материнство на уровень святости. И в этом нет никакого кощунства и оскорбления божества. Поэт глубокому и страстному личному чувству придает широчайшее обобщающее значение. И все прежние представления Пушкина о Любви, о женщине слились и достигли высоты в Мадонне, пушкинском идеале.

  • Обратимся к лексическому строю стихотворения. Проанализируйте, какая лексика преобладает в нем? (Творец, Пречистая, ниспослал, внимая, обитель и т.д. Старославянизмы придают стихотворению возвышенный, божественный смысл. Обращается внимание на повтор в последней строке).

  • Почему Пушкин для выражения своих чувств избирает сонет? (Сонет - стихотворная форма, «изобретённая» в эпоху Возрождения. Главная тема этой эпохи - обожествление человека (антропоморфность). Богородица - излюбленный образ искусства эпохи Возрождения. Сонетная форма только подчеркивает высокий божественный смысл стихотворения).

  • Каким предстает лирический герой стихотворения? (Лирический герой возмужал. Он умудрен жизненным опытом, возводит любовь в ореол святости).

  • Как меняется восприятие лирическим героем Любви?





Заключительное слово учителя.

Сегодня мы попытались всего лишь соприкоснуться со сложным внутренним миром поэта, попытались уловить прекрасные мгновенья его любящей души, жизни его сердца, которое «не может не любить»:

… И сердце вновь горит и любит - оттого,

Что не любить оно не может.

Рассматривая стихотворения Пушкина, мы попытались увидеть богатство содержания, глубину мысли, художественное совершенство его любовной лирики.

Мы постарались проследить, какие этапы эволюции прошла его Любовь, его любовная поэзия: любовь юноши, любовь «человека возмужалого», любовь человека, умудренного жизнью.

Мы увидели Любовь в разнообразнейших проявлениях и образах: любовь как чувство идеальное , возвышенное, прекрасное в наивысшей силе его проявления; любовь как мимолетное виденье, любовь с сопутствующими ей чувствами: радостью, печалью, робостью, ревностью.

Нельзя не почувствовать того нравственного потенциала, заложенного в стихотворениях о Любви. «Лелеющая душу гуманность» - основа Любви.





«Любви нет счастья боле в мире:

Люби - и пой ее на лире…»





















Литературный критик.

Да, Наталия Николаевна была молода, была прекрасна и бесконечно радовала, чаровала Пушкина своей молодостью и красотой. Да, как он и хотел, она блистала в той сфере, где была к этому призвана. Она очень любила балы, наряды, любила пококетничать со своими многочисленными поклонниками. Глубочайше потрясенная смертью мужа, она сама горько каялась в этом.

Но - мать четверых детей поэта: Маши, Наташи, Гриши и Саши - она давала ему, то высокое и вместе с тем простое, доброе, человеческое счастье, в котором он так нуждался.

В истории трагической гибели Пушкина она была не виновницей, а жертвой тех дьявольских махинаций, тех адских козней, которыми был опутан и сам поэт. О ней, о ее будущей судьбе были последние помыслы и последние заботы умирающего Пушкина: «Жена моя - ангел».

И никто не должен, не смеет не только бросить, но и поднять на нее камень… (По Д.Благому).

Ю.Друнина

И просто ли испить такую чашу -

Подругой гения вдруг стать в осьмнадцать лет?

Наталья Николаевна, Наташа,

И после смерти вам покоя нет.

Была прекрасна - виновата значит,

Такое ясно каждому, как день.

И негодуют, сетуют, судачат,

И судят-рядят все, кому не лень.

А просто ли испить такую чашу?

И так ли весело и гладко шли

Дела у той, что сестры звали «Таша»,

А мы - великосветски - «Натали»?

Поэта носит по степям и хатам,

Он у Емельки Пугача «в плену»,

Лишь спрашивает в письмах грубовато,

По-русски, по-рассейски: «Ты брюхата?»

Свою великосветскую жену.

И на дворе на постоялом где-то

Строчит ей снова: «Не зови, постой!»

И тянутся прелестницы к поэту,

И сам он, как известно, не святой…

Да, торопила - скоро роды снова.

Да, ревновала и звала домой,

Что этой девочке до Пугачева,

Когда порой хоть в петлю лезть самой?

Коль не любила бы - не ревновала.

В нее влюблялись? В том дурного нет.

А если льстило быть «царицей бала» -

Вот криминал - в осьмнадцать, двадцать лет!

Бледна, тонка, застенчива - мадонна,

Как будто бы сошедшая с креста…

А сплетни, анонимки - все «законно»:

Всегда их привлекала красота.

Но повторять наветы нам негоже,

Забыли мы, что, уходя с земли,

Поэт просил Наташу не тревожить -

Оставим же в покое… Натали!





Заключительное слово учителя.

Сегодня мы попытались всего лишь соприкоснуться со сложным внутренним миром поэта, попытались уловить прекрасные мгновенья его любящей души, жизни его сердца, которое «не может не любить»:

… И сердце вновь горит и любит - оттого,

Что не любить оно не может.

Рассматривая стихотворения Пушкина, мы попытались увидеть богатство содержания, глубину мысли, художественное совершенство его любовной лирики.

Мы постарались проследить, какие этапы эволюции прошла его Любовь, его любовная поэзия: любовь юноши, любовь «человека возмужалого», любовь человека, умудренного жизнью.

Мы увидели Любовь в разнообразнейших проявлениях и образах: любовь как чувство идеальное , возвышенное, прекрасное в наивысшей силе его проявления; любовь как мимолетное виденье, любовь с сопутствующими ей чувствами: радостью, печалью, робостью, ревностью.

Нельзя не почувствовать того нравственного потенциала, заложенного в стихотворениях о Любви. «Лелеющая душу гуманность» - основа Любви.





«Любви нет счастья боле в мире:

Люби - и пой ее на лире…»





Романс «Давно о ней воспоминанье….»





Пишут в альбом





































































Пушкину:

…И сердце вновь горит и любит - оттого,

Что не любить оно не может… -

















3.Пушкин

Друзья мои, прекрасен наш союз…..

3.Вошли, расселись

4.Каждая из дам рассказывает свою историю….,полемизируя и страдая.

5.Романс « Я Вас……»

6.И







































Действующие лица:

  1. А.С.Пушкин

  2. Воронцова Е.К.

  3. М.Н.Волконская

  4. Керн А.П.

  5. А.А.Оленина

  6. Н.Н.Гончарова.

  7. Ведущий.

  8. Ведущая.



Действие происходит в небольшом зале. Опущены шторы. На сцене журнальный столик, на котором стоят свечи. На доске портреты любимых женщин А.С.Пушкина.

  1. Ведущая Н.Н.Гончарова.

Он пел любовь, но был печален глас.

Увы, он знал любви одну лишь муку.

Так говорил о любовной лирике моего супруга, А.С.Пушкина ,его учитель Василий Андреевич Жуковский.





















































Пушкин.29 января 1815 года. Лицей.

«Я счастлив был!.. нет, я вчера не был счастлив; поутру я мучился ожиданием, с неописуемым волнением стоя под окошком, смотрел на снежную дорогу - ее не видно было! Наконец, я потерял надежду, вдруг нечаянно встречаюсь с ней на лестнице - сладкая минута!»

Итак, я счастлив был, итак,

Я наслаждался,

Отрадой тихою, восторгом упивался…

И где веселья быстрый день?

Промчался летом сновиденья,

Увяла прелесть наслажденья,

И снова вкруг меня угрюмой скуки тень!..

(выходит Е.Бакунина)

Как ты мила была! Как черное платье пристало к милой Бакуниной. Но я не видел тебя 18 часов - ах! Какое положение, какая мука! Но я был счастлив 5 минут!»

Бакунина. Я Катенька Бакунина, сестра лицеиста Бакунина, весной и летом с матерью жила в царском селе. Поэт посвятил мне самые нежные, проникновенные строки.

Когда в забвенье перед классом

Порой терял я взор и слух,

И говорить старался басом,

И стриг над губой первый пух,

В те дни… В те дни, когда впервые

Заметил я черты живые

Прелестной девы, и любовь

Младую взволновала кровь,

И я тоскуя безнадежно,

Томясь обманом пылких снов,

Везде искал ее следов,

Об ней задумывался нежно,

Весь день минутной встречи ждал

И счастье первых мук узнал…

Ведущий. Когда уже решена была женитьба Пушкина на Н.Н.Гончаровой,

Пушкин писал своему верному другу, Вере Федоровне Вяземской.

Пушкин. Первая любовь всегда есть дело чувства…



Звучит «Вальс» Грибоедова.

Ведущая. Находясь в южной ссылке, будучи в Екатеринославе Пушкина, мрачно настроенного и мучающегося лихорадкой, которую он схватил, купаясь в Днепре, нашел его близкий петербургский друг, лейбгусар Николай Раевский.

Пушкин. Я провел вместе с семьей Раевских на Водах и в Крыму несколько безмятежных месяцев. За это время сблизился со всею семьей, особенно, незаметно для посторонних, с Марией Николаевной, которая была на шесть лет моложе меня.

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой…Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит;

И сердце вновь горит и любит - оттого,

Что не любить оно не может.

Княгиня М.Н.Волконская. Мне вспоминается, как во время этого путешествия, недалеко от Таганрога, я ехала в карете с Софьей. Завидев море, мы приказали остановиться, вышли из кареты и всей гурьбой бросились любоваться морем. Оно было покрыто волнами, и, не подозревая, что поэт шел за нами, я стала забавляться тем, что бегала за волной, а когда она настигала меня, я убегала от нее; кончилось тем, что я промочила ноги. Вы, Александр Сергеевич, нашли, что эта картинка была очень грациозна, и написали мне прелестные стихи; мне было тогда лишь 15 лет.

Как я завидовал волнам,

Бегущим бурной чередою

С любовью лечь к ее ногам!

Как я желал тогда с волнами

Коснуться милых ног устами!

Ведущий. Профессор Г.Я.Трошин говорил, что любовь Пушкина к Марии Раевской жила в его душе вплоть до того момента, как он окончательно решил связать свою судьбу с Н.Н.Гончаровой.

Ведущая. Осенью 1824 года А.С.Пушкину из Одессы приходили поэту письма. Они волновали Александра Сергеевича. По почерку он узнавал, от кого эти строки. С каким нетерпением он ожидал весточки от Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой, когда, высланный из Одессы, оказался в Михайловском. Прочитав, поэт сжигал письма любимой.

Пушкин. Прощай, письмо любви! Прощай, она велела.

Как долго медлил я! Как долго не хотела

Рука предать огню все радости мои!…

Но полно, час настал. Гори, письмо любви.

Е.К.Воронцова. И вот снова я пишу послание. «Право не знаю, должна ли я писать Вам…Могу ли я не напомнить Вам о наших прежних отношениях, воспоминания о которых Вы, может быть, сохранили…»

Пушкин. Я, конечно, ничего не забыл… Читая письмо, я ясно ощущал рядом с собою Ваше присутствие.

Воронцова. Пушкин познакомился со мной 6 сентября 1823 года…Он только что приехал из Кишинева в Одессу. Я же была одной из привлекательнейших женщин своего времени. Поэту предстоял отъезд в ссылку в Михайловское. Я подарила Пушкину на память свой портрет в золотом медальоне и кольцо с сердоликом. Это кольцо поэт бережно хранил. Ему он посвятил строки:

Храни меня, мой талисман,

Храни меня во дни гоненья,

Во дни раскаянья, волненья:

Ты в день печали был мне дан.

Ведущий. В 1830 году, накануне женитьбы, Пушкин навсегда прощается с Воронцовой.

Воронцова. Он пишет мне такие строки:

В последний раз твой образ милый

Дерзаю мысленно ласкать,

Будить мечту сердечной силой

И с негой робкой и унылой

Твою любовь воспоминать.

Прими же, дальняя подруга,

Прощанье сердца моего,

Как овдовевшая супруга,

Как друг, обнявший молча друга

Пред заточением его.

Ведущая. Воронцова до конца своей долгой жизни сохраняла о Пушкине теплое воспоминание и ежедневно читала его сочинения.

Звучит музыка Чайковского «Сентиментальный вальс»

Пушкин. Впервые я встретился с девятнадцатилетней Анной Керн в доме президента Академии художеств Оленина. «Позволительно ли быть до того прелестною? - крикнул я, увидев вас.

Ведущий. Прошло 6 лет. Пушкин в Михайловском. В июне 1825 года Анна Керн неожиданно приехала в Тригорское к своей тетке Осиповой.

А.Керн. Мы сидели за обедом, вдруг вошли Вы… Вы очень низко поклонились, но не сказали не слова: робость была видна в Ваших движениях…мы не скоро ознакомились и заговорили.

Пушкин. Вскоре мне пришлось уехать. Перед отъездом я пришел в Тригорское и на прощанье подарил Вам отпечатанную главу «Евгения Онегина» В неразрезанных страницах лежал вчетверо сложенный листок бумаги состихами.

А.Керн. Да, Вы написали мне восторженные строки («Я помню чудное мгновенье»)

Ведущая. Уже через два дня Пушкин писал Алексею Вульфу: « Каждую ночь гуляю я по саду и повторяю себе: она была здесь - камень, о который она споткнулась, лежит у меня на столе…

Ведущий. В одном из писем к Анне Керн поэт приписывает строки из Байрона: «Видение пронеслось мимо нас, мы видели его и никогда больше не увидим».

(Музыка Листа «Грезы любви».)

Ведущая. Дому Олениных Пушкин был близок еще с 1819 года. Летом 1828 года Пушкин часто бывал на оленинской даче, где собирался тесный литературный кружок. Но, может быть, главной причиной была младшая дочь Олениных - Анна, 19-летняя, живая и остроумная девушка.

А.Оленина. Семнадцати лет я, Анна Оленина, была назначена фрейлиной к императрицам, при дворе считалась одной из выдающихся красавиц. Я стала почти невестою Пушкина, а в его мыслях - даже и женою. Но свадьба не состоялась, поэт получил отказ. Мне были посвящены взволнованные и печальные стихи:

Она мила - скажу меж нами -

Придворных витязей гроза,

И можно с южными звездами

Сравнить, особенно стихами,

Ее черкесские глаза.

Она владеет ими смело,

Они горят огня живей;

Но, сам признайся, то ли дело

Глаза Олениной моей!

Какой задумчивый в них гений,

И сколько детской простоты,

И сколько томных выражений, и сколько неги и мечты!..

Ведущий. Мы открываем самые трагические страницы из жизни А.С.Пушкина. По шутливому признанию поэта Н.Н.Гончарова была его сто тринадцатая любовь. но те увлечения, те порывы страстей, которые волновали его раньше, не были ещё той любовью, тем всеобъемлющим чувством, которое охватило его теперь.

Н.Н.Гончарова. Пушкин встретил меня в декабре 1828 года

Пушкин. Когда я увидел вас в первый раз, я полюбил тебя.

Н.Н. Уже в конце апреля вы сделали мне предложение. Ответ матери неопределен: я еще слишком молода. Но вы не впали в отчаяние. 1 мая 1829 года вы написали письмо моей матери - Наталье Ивановне.

Пушкин. Мучаясь ожиданием ответа, я уехал на Кавказ, а, приехав, в апреле сделал вторичное предложение - на этот раз оно было принято.

Ведущая. Но на пути к счастью вновь преграды: размолвки с Натальей Ивановной, а тут еще эпидемия холеры задержали поэта в Болдино на целых три месяца.

Натали. Наконец, 18 февраля 1831 года мы обвенчались. Муж посвящает мне стихотворение «Мадонна».

Пушкин. Я женат и счастлив, одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменилось - лучшего не дождусь.

Ведущий. Наталья Николаевна предстает перед нами как самый близкий Пушкину человек. Наталье Николаевне не было равных во всем Петербурге среди самых красивых женщин. Пушкин считал, что жена его - прелесть, любил душу ее более красивого лица.

Ведущая. Шел уже четвертый год, как поэт женился. И годы эти все более убеждали его, что он сделал счастливый шаг к перемене своего положения, превратившись из холостяка в любящего мужа. 27 августа он благодарит Наталью Ивановну за то, что она дала жизнь этому прекрасному и чистому созданию.

Пушкин. Мое семейство умножается, растет, шумит около меня. Теперь кажется, и на жизнь нечего роптать и смерти нечего бояться.













 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал