7


  • Учителю
  • Программа кружка Театр, в котором играют дети

Программа кружка Театр, в котором играют дети

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Программа объединения «Театр, в котором играют дети»

Пояснительная записка.

Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество, особое место в котором занимает театральное искусство, способное приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации. Огромную, ни с чем несравнимую радость, доставляет детям театр, его таинственная, обещающая чудо атмосфера, праздничное и радостное настроение. Ребёнок становится не только зрителем, но и творцом, приняв деятельное участие в создании представления: сыграть роль, «оживить» куклу, смастерить маски, костюмы, декорации... Разыгрывая роль персонажа, наделённого определёнными отрицательными чертами, ребёнок может заметить их в себе и учится преодолевать их или, наоборот, культивировать положительные черты. Поэтому подбираются пьесы и сказки, где можно вместе посмеяться и преодолеть лень, страхи, болезненную застенчивость ребёнка и неуверенность в себе.

Актуальность

Развитие художественно-творческих способностей личности была и остается одной из актуальных проблем педагогики и психологии. Особенно эта проблема обостряется в сложные критические периоды жизни общества, когда наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности. Данная программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности.

Отличительными особенностями и новизной программы является:

- деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника, на практике узнаёт о том, что актёр - это одновременно и творец, и материал, и инструмент;

- принцип креативности - предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

- личностно - ориентированный подход - связан с устремлениями педагога содействовать развитию индивидуальности учащегося, реализации Я - концепции, на основе, которой ребёнок строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим.

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:

  • Воспитание ребёнка через приобщение к театральному искусству;

  • Создание творческого пространства, в котором органично могли бы сосуществовать дети разных возрастов;

  • Развитие творческого начала личности.

Программные задачи

 Развивать и совершенствовать творческие способности детей средствами театрального искусства, воображение и веру в сценический вымысел, умение владеть своим телом, способность создавать образы живых существ и предметов через пластические возможности своего тела, с помощью жестов и мимики, творческую самостоятельность детей, побуждая передавать настроение, характер музыки пластикой своего тела, театральными куклами.

 Совершенствовать память, внимание, наблюдательность, мышление, воображение, быстроту реакции, инициативность и выдержку, восприятие, умение согласовывать свои действия с партнерами, двигательные способности, гибкость, выносливость, ритмические способности и координацию движений, умения детей ориентироваться в пространстве ширмы, сцены.

 Воспитывать доброжелательность, контактность в отношениях со сверстниками, уважение к труду взрослых и детей, бережное отношение к куклам, декорациям, реквизиту, костюмам. Учить оценивать действия других детей и сравнивать со своими действиями.

 Закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию, работать над интонационной выразительностью речи. Учить действовать на сценической площадке, ширме естественно. Познакомить с устройством театра снаружи и изнутри. Расширять и уточнять представления детей о видах театров, театральных куклах, декорациях.

Возраст воспитанников - 10 - 14 лет.

Количество воспитанников:

1 года обучения - 8-12 человек

2 года и последующих - 6-12 человек

Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие, специальный отбор не производится

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Занятия проводятся:

1-й год обучения 2 раза в неделю по 2 часа, всего 144 часа в год.

2-й год обучения 2 раза в неделю по 2 часа, всего 144 часа в год.

3-й год обучения 2 раза в неделю по 2 часа, всего 144 часа в год.





ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ

1 год обучения - 2 раза в неделю по 2 учебных часа;

2 год обучения - 2 раза в неделю по 2 учебных часа;

3 год обучения - 2 раза в неделю по 2 учебных часа;

Формы организации деятельности детей на занятии:

- групповая,

-индивидуальная

Формы проведения занятий: беседы, упражнения мастер-классы, чтение сказок по ролям, репетиции, прогоны спектакля; работа над внешним оформлением спектакля: изготовление декораций и бутафории, масок, костюмов, кукол, ремонт кукол, костюмов, выступление со спектаклем перед родителями или учащимися школы.

Результатом работы 1 года обучения будет являться знание видов театров, умение ориентируются в пространстве, создавать пластические импровизации под музыку разного характера, произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями, запоминать заданные педагогом мизансцены, работать на сцене, с перчаточными куклами на ширме; сочинять небольшие истории и сказки; изготавливать несложные декорации, маски, костюмы.

Результатом работы 2 года обучения будет являться умение свободно и естественно выполняют на сцене простые физические действия, на ширме точно, выразительно, осмысленно управлять куклами, владеть комплексом артикуляционной гимнастики, уметь действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему, сочинять индивидуальный или групповой этюд.

Результатом работы 3 года обучения будет являться умение произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие, читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения, строить диалог с партнером на заданную тему и диалог между сказочными героями, эмоционально выразительно преподать свою роль в пьесе кукольного и драматического театра.

Учебно-тематический план 1 года обучения





Всего

часов

Теория

(час)

Практика (час)

1.

Вводное занятие.

2

1

1

2.

Мастерство актёра:



30



8



22



3

Пластика.

20

6

14

4

Сценическая речь:



30



10



20



5

Постановочная работа.

60

10

50

6

Итоговое занятие

2

-

2



Итого:

144

35

109





Программное содержание первого года обучения.

  1. Вводное занятие.

  • Игры на знакомство: «Визитная карточка», «Снежный ком», «Автограф» и т.д.

  • Ознакомительная беседа о театральном искусстве

  • Игра «Импровизированный спектакль ».

  • Инструктаж по технике безопасности на занятиях в театральной студии.

  1. Мастерство актёра.

  • Упражнения психофизического тренинга:

- разогревающие - связанные, как правило, с расчленением опорно-двигательного аппарата на биомеханические звенья и разминкой каждого звена в отдельности;

- основные - упражнения в конкретных предлагаемых обстоятельствах, с разминкой, как отдельных звеньев, так и всего биомеханического аппарата в целом.

- упражнения на включение воображения - «превращение комнаты в магазин, бассейн, космический корабль и т.д.». Воспитанники превращаются сами, оживляя, наделяя характером неодушевлённые предметы (чайник, дерево, хрустальная ваза, часы и т.д.), подключая физические действия.

- упражнения с куклами - появление и исчезновение куклы, наклоны и жестикуляция, обращения кукол друг к другу или к определенному объекту, зарядка, ходьба, бег, приседание, повороты, работа кукол с предметом.

  • одиночные этюды по темам:

- этюды на эмоции,

- на выразительность жеста,

- придуманные самими воспитанниками номера с куклами.

Изучаются следующие теоретические понятия:

  • актёрская оценка - это способность откорректировать своё поведение по отношению к предмету, партнёру, событию.

  • сценическое внимание - активный познавательный процесс, в котором участвуют зрение, слух, осязание, обоняние, как необходимое условие органического действия. Для тренировки этого важного в актёрской работе процесса существует множество различных упражнений, помогающих воспитанникам научиться удерживать своё внимание в непрерывно активной фазе в процессе сценического действия.

  1. Сценическая речь.

  • Правила гигиены голоса

  • Способы закаливания голоса

  • Гигиенический и вибрационный массаж лица

  • Упражнения:

а) на укрепление мышц, участвующих в речевом процессе;

б) на снятие мышечных и психологических зажимов (упражнения «Марионетка», «Взрыв», «Расслабляющий массаж», «Железное тело», «Шалтай-болтай» и т.д.).

  • Дыхание:

а) Тренируем верное дыхание (упражнения «Мяч», «Резиновая кукла», «Шарик» и т.п.).

б) Знакомство с понятием «фонационное» (звучащее) дыхание (упражнения «Жилет», «Комар», «Котенок»).

в) Тренировка мышц дыхательного аппарата:

- подготовка к дыхательному тренингу (упражнения на разные группы мышц;

- дыхательный тренинг.

  • Артикуляционная гимнастика:

  • упражнения для языка;

  • упражнения для губ;

  • упражнения для челюсти.

Работа над скороговорками: разучивание простых скороговорок с постепенным увеличение темпа («От топота копыт», «Король-орёл», «Бык тупогуб», «Шла Саша», «Ела, ела Клаша кашу вместе с простоквашей», «Сорок сорок в короткий срок съели сырок», «Хорош пирожок, внутри творожок» и т.д.)

  1. Пластика.

Знакомство воспитанников с собственным телом: с его анатомией, с его физическими и психофизическими качествами, с его двигательными возможностями, с его проблемами и ограничениями.

Разминка:

- упражнения по коррекции осанки, коррекции походки.

- упражнения на развитие гибкости и силы (различные виды отжиманий, подтягиваний, приседаний, наклонов, прогибаний, поворотов; парные упражнения со всевозможными видами сопротивления партнёра, локомоторные упражнения; упражнения на развитие прыгучести; статистические упражнения; волевая гимнастика).

- упражнения, регулирующие мышечный тонус, позволяющие снимать излишние мышечные напряжения, т.е. развивающие качество, которое в театральной практике называется свободой мышц.

- упражнения, совершенствующие координацию движений, развивающие умение изолировать отдельные движения, сравнивать между собой, сознательно управлять ими и приспособлять к препятствиям (противовращения различных частей тела, упражнения циклического характера, поочерёдные упражнения).

  1. Постановочная работа.

Подготовка миниатюр, тематических сценических композиций, небольших пьес для кукольного и драматического театра. Постановочная работа делится на несколько этапов. Выбор материала должен проходить при тесном творческом сотрудничестве и заинтересованности воспитанников. При этом, чем более живо и активно будет проходить этот первый этап, тем проще будет строиться дальнейшая работа над уже утверждённым коллективным решением материалом. Тем проще воспитанникам будет «присвоить» его себе.

  1. Итоговое занятие. Подведение итогов.

Формы и виды контроля





Первичное знание о театральном искусстве. Актёрская оценка. Правила гигиены голоса, способы закаливания голоса, гигиенический и вибрационный массаж лица. Умение при помощи упражнений развивать гибкость, силу, регулировать мышечный тонус



Групповой

Опрос





















Контрольные упражнения





Конкурс

Декабрь

Итоговый

Умение выразительно читать текст, играть в мини сценках

Групповой

Игры, упражнения.

Участие в спектакле

Май





Репертуар 1 года обучения:

Миниатюры: «Встреча лисы с зайцем», «Беседа мышки с лягушкой».

Русская народная сказка «Теремок»

Русская народная сказка «Репка»

Методическое обеспечение





Раздел

или тема программы

Формы

занятий

Приёмы и методы организации учебно-воспитательного (образователь

ного) процесса (в рамках занятия)

Дидактический материал

Техническое оснащение занятий

Формы

подведения итогов

1

Вводное занятие

Беседа, презентация

Объяснительно-иллюстративный



Фотографии



компьютер

Беседа

2

Мастерство актёра

Беседа, практическое занятие

Вербальный, наглядный,

практический,

объяснительно-иллюстративный,

репродуктивный.

Памятки, аудиозаписи, мультимедий

ные материалы, научная и специальная литература











Компьютер, магнитофон

Взаимо-зачет, тест.

3

Сценическая речь

Беседа, презентация, практическое занятие

Вербальный, наглядный,

практический,

объяснительно-иллюстративный

Фотографии, мультимедий

ные материалы, таблицы



Компьютер,

магнитофон



Беседа, обсуждение

4

Пластика



Беседа, практическое занятие

Вербальный, наглядный, практический,







Диски, аудиозаписи, специальная литература







Компьютер,

магнитофон,

микрофон



Взаимо-

зачёт, выступ-ление

5

Постановочная работа

Беседа, практическое занятие

Наглядный, вербальный, практический







карточки

Компьютер,

магнитофон





6

Итоговое занятие

Беседа, практическое занятие

Наглядный, вербальный, практический

карточки

Компьютер,

Беседа, тест, взаимозачёт





Учебно-тематический план 2 года обучения



Тема занятий

Всего

часов

Теория (час)

Практика (час)

1.

Вводное занятие.

2

1

1

2.

Мастерство актёра.



30



8



22



3.

Сценическая речь.



20

6

14

4.

Пластика.

20



5



15



5.

Постановочная работа.

70

15

55

6

Итоговое занятие

2

-

2



Итого:

144

35

109



Программное содержание 2 года обучения.



  1. Вводное занятие.

    • </ Блиц-опрос по теме предыдущего года обучения

    • Игровые тренинги на сплочение коллектива

    • Этюдная работа «На море»

    • Знакомство с планом работы на второй год обучения

2. Мастерство актёра.

  • Пластические этюды

  • Психофизический тренинг

  • Этюды на развитие ассоциативного мышления

  • Актёрская импровизация

  • Освоение этапов работы над ролью:

- определение действенного конфликта и центрального события в этюде;

- определение центрального события каждого действующего лица на протяжении всего этюда;

- раскрытие предлагаемых обстоятельств и установление взаимоотношений партнёров;

- определение конкретных задач, логики поступков действующих лиц, логики их мышления и поведения в данном этюде;

- раскрытие подтекста; освоение внутреннего монолога; определение действия в зонах молчания.

  • Изучение понятий:

Органическое молчание - процесс органического действия без слов. Действовать при помощи логики физических действий.

Событие - действенный факт, меняющий логику поведения исполнителей.

Исходное событие - действенный факт, с которого началась история.

Центральное событие - кульминация, наивысшая точка накала по линии сквозного действия.

Главное событие - финал, чем закончилась история.

Сверхзадача - утверждение авторской позиции по отношению к поставленной проблеме, посредством художественной организации доказательств.



  1. Сценическая речь.



  • дыхательный, артикуляционный, дикционный тренинг;

  • работа над скороговорками с движениями и нагрузками;

  • работа над текстом роли, прозаическим и поэтическим материалом.





  1. Пластика.

    • ловкость (упражнения, базирующиеся на взрывной силе и чувстве равновесия, упражнения, базирующиеся на равновесии и скорости ориентировочных реакций, упражнения базирующиеся на чувстве динамического равновесия и координации движений, акробатические упражнения с дополнительными заданиями, упражнения базирующиеся на способности быстро переходить от напряжения работающих мышц к их расслаблению, моторные упражнения, упражнения с мелкими предметами действенного типа, этюды для рук);

    • суставно-мышечная память (разучиваемых движений с открытыми или закрытыми глазами, упражнения с закрытыми глазами в замедленном темпе с концентрацией внимания на работающих мышцах, упражнения с закрытыми глазами на ощущение плоскостей движения, «мёртвая точка», упражнения на выработку активного осязания, повторение собственной позы, зафиксированной по хлопку педагога, воспроизведение по памяти предложенной партнёром позы, групповые упражнения на синхронность движений, упражнения на память физических действий, этюды на чувство движения и чувство формы);

  2. Постановочная работа.

  • Постановка чтецких номеров

  • Работа над ролью

  • Изучение этапов работы над спектаклем:

- определение темы;

- определение проблемы и её аспектов, заложенных в драматургическом произведении;

- нахождение основного конфликта произведения;

- разбор композиции драматургического произведения - экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка;

- определение событийного ряда - исходное событие, центральное событие (кульминация), главное событие (финал) драматургического произведения;

- определение сквозного действия;

- расстановка противоборствующих сил по отношению к основному конфликту;

- разбор характеров и определение сквозного действия каждого действующего лица;

- определение задач всех действующих лиц;

- определение атмосферы, в которой действуют персонажи;

- разводка по мизансценам эпизодов спектакля;

- выстраивание сценического действия в эпизодах спектакля;

- чистка эпизодов спектакля;

- черновые прогоны всего спектакля;

- технические прогоны со световой партитурой;

- генеральная репетиция;

- сдача спектакля.



6. Итоговое занятие. Подведение итогов.



Формы и виды контроляТемп и ритм речи.

Умение быстро проговаривать скороговорки

Групповой

Игры, упражнения

Сентябрь

Текущий

Знание понятий: органическое молчание, событие, исходное событие, центральное событие, главное событие, сверхзадача.

Умение перевоплощения в образ, сценическое движение.

Групповой

Выступления

Декабрь

Итоговый

Дикция, чистота звука.

Сценическое мастерство

Групповой

Контрольные упражнения





Участие в спектакле

Май





Репертуар 2 года обучения:

Миниатюры: по стихам С.Я. Маршака

Сказка « Под грибом» В. Сутеева

Русская народная сказка «Лисичка - сестричка и серый волк »

Методическое обеспечениеРаздел

или тема программы

Формы

занятий

Приёмы и методы организации учебно-воспитательного (образователь

ного) процесса (в рамках занятия)

Дидактический материал

Техническое оснащение занятий

Формы

подведения итогов

1

Вводное занятие

Беседа, презентация

Объяснительно-иллюстративный



Таблицы

компьютер

Беседа

2

Мастерство актёра

Практическое занятие

Репродуктивный наглядный,

Практический.

.

Аудиозаписи, мультимедий

ные материалы, научная и специальная литература











Компьютер, магнитофон

Работа в парах, группах, тест.

3

Сценическая речь

Практическое занятие, беседа

Практический,

объяснительно-иллюстративный вербальный, наглядный,



Фотографии, мультимедий

ные материалы, таблицы



Компьютер,

магнитофон



Беседа, обсуждение, работа в парах.

4

Пластика



Практическое занятие беседа,

Вербальный, наглядный, практический.







Специальная литература, диски







Компьютер

Взаимо-

зачёт.

5

Постановочная работа

Беседа, практическое занятие

Наглядный, вербальный, практический







Диски, аудиозаписи, специальная литература

Компьютер,

Магнитофон, микрофоны



Выступ-ление

6

Итоговое занятие

Беседа.

Наглядный, вербальный.

Диски, карточки

Компьютер

Беседа, тест, взаимозачёт



Учебно-тематический план 3 года обучения



Тема занятий

Всего часов

Теория (час)

Практика (час)

1.

Вводное занятие.

2

1

1

2.

Мастерство актёра



15



3

12

3.

Сценическая речь



15





5

10

4.

Пластика

10

2

8

5.

Основы грима

8

4

4

6.

Самостоятельные режиссерские работы

40

5

35

7.

Постановочная работа

52

10

42

8.

Итоговое занятие

2

1

1



Итого:

144

31

113



Программное содержание 3 года обучения.



  1. Вводное занятие.

    • Тренинги на включение в театральную реальность.

    • Этюдная работа на тему «Мои каникулы».

    • Игровые тренинги на сплочение и доверие.



  1. Мастерство актера.

  • Этюдная работа на основе метафоры, аллегории.

  • Психофизический тренинг.

  • Актерская импровизация.



  1. Сценическая речь.

  • Дыхательный, артикуляционный, дикционный тренинг.

  • Работа над текстом роли.

  • Работа над чтецкими номерами.



  1. Пластика.

  • Растяжка.

  • Развитие гибкости, выносливости, силы, ловкости.

  1. Основы грима.

  • Знакомство с историей грима.

  • Изучение различных техник театрального грима.



  1. Самостоятельные режиссерские работы.

  • Режиссерская разработка этюдов или отрывков.

  • Постановка этюдов или отрывков.



  1. Постановочная работа.

  • Работа над пластическим рисунком роли.

  • Постановка спектакля.

  • Постановка чтецких номеров.





  1. Итоговое занятие



Подведение итогов.

Формы и виды контроля



Умение импровизировать, создавать пластический рисунок роли, выполнять упражнения на растяжку,

развитие гибкости, выносливости, силы, ловкости.

Знание терминологии актерского искусства.

Групповой

Опрос











Конкурс

Декабрь

Итоговый

Актёрское мастерство

Групповой

Участие в спектакле

Май





Репертуар 3 года обучения:

Миниатюры, поставленные в самостоятельных режиссерских работах.

Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой» Представление «Ярморочные скоморошины»

Методическое обеспечениеФормы

подведения итогов

1

Вводное занятие

Беседа, презентация

Вербальный, наглядный



Мультимедийные материалы,



Компьютер



Обсуждение

2

Мастерство актёра

Практическое занятие

Вербальный,

практический,

объяснительноиллюстративный

Карточки, таблица, специальная литература, аудиозаписи

Магнитофон



Обсуждение,

взаимозачет

3

Сценическая речь



Практическое занятие

Наглядный,

практический

Аудиозаписи

Магнитофон



Взаимозачет

4

Пластика

Беседа, практическое занятие

Вербальный, наглядный, практический



Аудиозаписи, мультимедийные материалы

Компьютер, магнитофон

Обсуждение,

взаимозачет

5

Основы грима

Беседа, презентация

Вербальный, наглядный,

практический,

объяснительно-иллюстративный,

практический.

Специальная литература

Магнитофон, микрофон, аудиозаписи

Беседа, взаимозачет



6

Самостоятельные режиссерские работы

Практическое занятие,

презентаци

Вербальный, наглядный, практический

Аудиозаписи, карточки, специальная литература

Компьютер, магнитофон

Конкурс

7

Постановоч

ная работа

Практическое занятие

Практический



Специальная литература, диски, аудиозаписи

Компьютер, магнитофон, микрофон

Обсуждение

12

Итоговое занятие

Беседа, практическое занятие

Наглядный, вербальный, практический







Карточки

Компьютер,

магнитофон



Беседа, тест, взаимозачёт









Литература

Список литературы, использованной педагогом в своей работе

  1. Ершова А., Букатов В. "Актёрская грамота - детям" - С.-П., 2005.

  2. Сидорина И.К., Ганцевич С.М. "От упражнения к спектаклю" - М., 2006.

  3. Козлянинов Г.И. "Упражнения по дикции" - М., 2004.

  4. Царенко Л. "От потешек к пушкинскому балу" - М., 2006.

  5. Итина О.М. "Искусство звучащего слова" вып. 21 - М., 2002.

  6. Голубовский В. "Актёр - самостоятельный художник" М. 2000.

  7. Агапова И.А., Давыдова М.А. Праздники в начальной школе. - 2-е изд.- М.: Айрис - пресс, 2004 - 144с.

  8. Давыдова М.Д. Праздник в школе. Иры, турниры, сценарии - М., 2003 - 231с.

  9. Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Праздник - ожидаемое чудо! Лучшие внеклассные мероприятия: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2008. - 288 с.

  10. Соколова С. Театр оригами: Игрушки из бумаги. - М.: Издательство Эксмо; СПб.: «Валерии СПД», 2003. - 224с.

  11. Петров И.Ф. Театр предметных кукол - Москва, «ВЛАДОС», 2004 - 216с.

  12. Баландина Е.В. Школа этикета, или вы пришли в театр // Педсовет. Газета для учителей начальной школы. - 2007. -№ 11 - С. 4-5

Список литературы для обучающихся.

  1. Русские народные сказки/ «Русич» 2013 г.-26 с

  2. Чуковский К. И. Стихи и сказки. От двух до пяти / К. И. Чуковский. - М. : Дет. лит, 1984. - 607 с.

  3. Чуковский К. И. Телефон; Тараканище / К. И. Чуковский; худож. О. Ю. Горбушин. - М. : САМОВАР, 2003. - 47 с. : ил. - (Любимые книги детства).

  4. Маршак С. Я. Стихи, сказки, переводы / С.Я. Маршак. - М.: Планета детства, НСТ, 2000. - 704 с.

  5. Маршак, С. Я. Лучшие сказки, стихи, загадки / С.Я. Маршак. - М.: Планета детства, 2005.

  6. Михалков С. В. Лучшие стихи. Издатель: АСТ, Астрель, Родничок , 2009, 12с.

  7. Скороговорки / Худож. С.А.Скворцова. - Ярославль: Академия развития, 2009. - 48 с.

  8. Прибаутки. / Н.В. Пикулева; худож. - Ярославль: Академия развития, 2008. - 48 с.

  9. Теремок: Русская народная сказка в пересказе В. П. Аникина. Москва: ООО «Издательство Астрель», 2006. - 10 с.

  10. Маршак С.Я. Детки в клетке: Стихи. Ростов -на- Дону: «Издательство Астрель», 2006. - 10 с.

  11. Сутеев В. Кто сказал мяу / Серия для маленьких. Издательство «Детская литература» 1992, -16 с.







 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал