7


  • Учителю
  • Статья на тему: Развитие творческой личности воспитанника на занятиях ковроткачества

Статья на тему: Развитие творческой личности воспитанника на занятиях ковроткачества

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Эльдерова М.З.,

кандидат педагогических наук,

педагог дополнительного образования

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15»

mariael@mail.ru</</p>



РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКА

НА ЗАНЯТИЯХ КОВРОТКАЧЕСТВА

Сегодня успешная социализация человека в обществе во многом зависит от развития его творческих способностей, которые наиболее эффективно могут быть сформированы средствами декоративно-прикладного творчества в системе дополнительного образования, ориентированной, главным образом, на самостоятельную осознанную деятельность. Занимаясь в объединениях дополнительного образования, дети учатся решать различные, возникающие в процессе труда проблемы, творчески подходить к своему делу.

Следует заметить, что задача педагога дополнительного образования заключается не только в выявлении творческих способностей, эстетического вкуса и развития у детей, но и в формировании целостного восприятия народного искусства как части культуры народа, привития любви к национальной культуре.

Для решения поставленной задачи педагоги дополнительного образования используют различные подходы: личностно-ориентированный, комплексный, ценностный и многие другие. На наш взгляд, большой потенциал в решении обозначенной проблемы заложен в системно-деятельностном подходе, который позволяет педагогу привлекать весь известный арсенал приемов педагогического воздействия.

Использование системно-деятельностного подхода позволяет педагогу развивать художественно-творческие способности учащихся во взаимосвязи с их саморазвитием. Следует выделить основные этапы развития субъектности индивида в процессе занятий ковроткачеством:

- первичное получение индивидом учебной информации;

- получение индивидом первого практического опыта в художественно-творческой деятельности;

- усвоение и обобщение полученных впечатлений, сведений, знаний;

- выбор значимых для индивида понятий, определений;

- формирование устойчивого интереса к художественному ковроткачеству в ходе активной учебно-познавательной и творческой деятельности.

- появление индивидуальных предпочтений, приоритетов, художественных взглядов и суждений;

- поиск способов самовыражения и самоопределения в творчестве;

- рефлексия, самооценка в ходе художественно-творческой деятельности;

- появление устойчивой потребности в самообразовании и самосовершенствовании.

Развитие субъектной позиции индивида в соответствии с вышеперечисленными этапами позволяет педагогу дополнительного образования выстраивать собственную систему педагогической поддержки развития художественно-творческих способностей учащихся.

Необходимо отметить, что технология педагогической поддержки была введёна О.С. Газманом и его учениками, понимаемая ими как совместное с ребенком определение его интересов, целей и возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранять человеческое достоинство и достигать позитивных результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. Педагогическая поддержка (по О.С. Газману) состоит из нескольких этапов: диагностический, поисковый, договорный, деятельностный, рефлексивный [1, с. 6-9].

Опираясь на исследования О.С. Газмана, разработали систему педагогической поддержки развития художественно-творческих способностей школьников в студиях художественного ковроткачества в Республике Калмыкия (Таблица 1) [2 с. 14].



Таблица 1. Система педагогической поддержки развития художественно-творческих способностей школьника в процессе обучения ковроткачествуЭтап развития субъектной позиции



Этап педагогической поддержки

Содержание деятельности

Предполагаемый

результат

1

2

3

4

I этап:. первичное получение учебной информации, практического опыта, приобретаемых в процессе освоения художественного ковроткачества

Диагностический

Экскурсии по детским объединениям декоративно-прикладного творчества; входные тесты, тренинги и упражнения на креативность, наличие художественно-творческих способностей; беседы с детьми о художественном ковроткачестве.

Формирование желания заниматься художественным ковроткачеством; вхождение в мир национального и общероссийского декоративно-прикладного искусства

II этап: усвоение и обобщение полученных впечатлений, сведений, знаний; выбор значимых понятий, определений

Поисковый

Знакомство с творчеством выпускников, педагога; экскурс в историю объединения; первые творческие пробы

Выстраивание перспективы деятельности воспитанника в объединении; создание каждому ребенку ситуации успеха

III этап: активная учебно-познавательная и творческая деятельность, появление устойчивого интереса к художественному ковроткачеству

Договорный

Педагогическая инструментовка деятельности (авансирование, поощрение); выбор форм и способов представления результатов творческой деятельности; скрытая помощь ребенку (одобрение, доверие)

Самоопределение воспитанника в творческой деятельности; определение перспективы самореализации в индивидуальной и совместной деятельности; укрепление уверенности ребенка в себе, в своих силах и возможностях

IV этап: проявление индивидуальных предпочтений, приоритетов, художественных взглядов и суждений, поиск способов самовыражения и самоопределения в

Творчестве

Деятельностный

Открытые занятия, тематические дни и программы, участие в творческих конкурсах;

Самоопределение ребенка в собственной творческой деятельности, с целью наивысшей самореализации и повышение своего творческого потенциала

V этап: выделение ведущих видов художественно-творческой деятельности, рефлексия собственного творческого потенциала, самооценка, потребность в самообразовании и самосовершенствовании



Рефлексивный

Подведение итогов учебного года; творческие отчеты воспитанников; планы на новый учебный год

Творческий рост воспитанника, мотивация его к самообразованию и самосовершенствованию



Разработанная нами система педагогической поддержки позволяет на занятиях ковроткачества учитывать степень подготовки детей и имеющиеся знания, навыки по другим предметам. Много времени отводится практической работе (проектирование и выполнение эскизов и ковровых изделий). Важное место наряду с индивидуальной работой с детьми занимает и коллективная работа (организация соревнований между группами, позволяющая ускорить работу и улучшить её качество).

Использование педагогической системы по О.С. Газману позволило нам построить модель развития художественно-творческих способностей обучающихся ковроткачеству, которая весь спектр педагогических воздействий в ходе художественно-творческой деятельности индивида (таблица № 2) [2, с. 16].

В результате реализации модели развития художественно-творческих способностей обучающихся ковроткачеству в системе дополнительного образования пришли к следующим выводам:

1.Поощряя поиск новых форм, декоративных средств выражения, художественного образа, проявления детской фантазии, изобретательности, педагогу необходимо предоставлять детям больше самостоятельности.

2. Для «погружения» ребенка в творческий материал необходимо преднамеренно создавать художественно-проблемные ситуации для закрепления полученных знаний и стимулирования самостоятельной работы;

3. Каждое занятие должно состоять из организации разнообразных форм работы (графические зарисовки на бумаге, заготовка пряжи, оформление коврика, работа на компьютере для создания эскиза будущего ковра и т.п.), чтобы обучающиеся не утомлялись при выполнении практической работы;

Таблица 2.

Модель развития художественно-творческих способностей

обучающихся ковроткачеству



4. Для расширения кругозора и развития творческого потенциала детей необходимо обязательно использовать экскурсии в музеи и выставки декоративно-прикладного искусства, на природу.

5. Наряду с индивидуальной использовать формы коллективной работы в целях ускорения и улучшения качества работы;

6. Для стимулирования творческого потенциала личности организовывать выставки самостоятельно выполненных работ и давать им оценку с установкой на поощрение.

Таким образом, в современной педагогике трудовое и эстетическое воспитание должно рассматриваться как система педагогических воздействий, направленных на формирование у школьников положительного отношения к труду, вне которого невозможно формирование и становление личности, развитие всех его способностей и задатков, а также готовности к различным жизненным ситуациям. Как писал Аристотель: «Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле». Всякое успешное проявление сил и навыков сопровождается радостью, а радость успеха порождает интерес к делу.

Ковроткачество, в основании которого лежит девиз: «Научись видеть прекрасное во всем, что тебя окружает» знакомит воспитанников с традиционной культурой нашей Родины через развитие элементов творческого воображения, на основе соотношения индивидуального и коллективного, созидательных начал, связанных с передачей культурных традиций народа.



Литература

1.Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная неувязка.// Новейшие ценности образования: десять концепций и эссе. М.: Инноватор, 1995.- 58 с.

2.Эльдерова М.З. Автореферат диссертации на соискание степени кандидат педагогических наук. / Махачкала: Изд-во ДГПУ. 2011. 22 с.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал