7


  • Учителю
  • Статья Этнокультурное пространство современной школы

Статья Этнокультурное пространство современной школы

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Эльдерова Мария Загировна,

ФГБОУ ВПО «КалмГУ»

ведущий специалист ОМПиВР,

кандидат педагогических наук





Этнокультурное пространство современной школы



Новая государственная политика Российской Федерации предполагает дальнейшее стратегическое развитие образования в трех аспектах: федеральном, региональном и межрегиональном. В этой связи значительно повышается роль принципа регионализации на всех этапах обучения.

В становлении личности, как известно, во многом определяющее значение имеет начальный этап воспитания и развития ребенка, приобщение его к сокровищнице духовной культуры, начиная с детского сада. В таком контексте современный воспитательный процесс строится с учетом этнопсихологических и возрастных особенностей детей разных национальностей.

Для этого воспитанникам необходимо создать богатую социокультурную среду. Прежде всего, это различные национальные игры, праздники, конкурсы национального музыкального, танцевального и других видов творчества.

Национально-региональный компонент - своеобразная разработка школьного учебного плана, которая позволяет сохранить единство образовательного пространства на основе федеральных стандартов и создания благоприятных условий для усвоения культурно-образовательных ценностей этносов, для духовного развития и самореализации личности.

Исследование и применение народных традиций воспитания практически является одним из главных условий национального ренессанса. Это - основа основ. Поэтому в связи с возрождением калмыцкой школы было введено преподавание нового предмета «Традиционное воспитание калмыков» (ТВК), призванного восстановить и вернуть в повседневную жизнь прогрессивные семейные и родовые принципы, нормы, правила социализации, веками выработанные многими поколениями, чтобы каждый ребенок на родном языке впитывал в себя культурное наследие своего народа, богатство его души и философию, чтобы это осталось с ним на всю жизнь.

Воспитание в ребенке трепетного отношения к матери, почитания родителей и старших, чувства кровного родства и взаимопомощи, осознания своей значимости как надежды и будущей опоры семьи, стремления беречь честь смолоду, продолжать достойные деяния предков, ценить труд, творить добро - это заповеди легли в основу программ традиционного воспитания калмыков.

В настоящее время как обязательные предметы региональной компетенции в школах республики изучаются самостоятельно: «История и культура родного края», «Основы этнопедагогики», «Основы народных ремесел».

Основной акцент в национально-региональной компоненте приходится на гуманитарные предметы, прежде всего, на родной язык и литературу. В этом плане правовой основой этнокультурной направленности образования в школах с многонациональным составом учащихся является как федеральные, так и региональные законы: «Об образовании» и «О языках народов Российской Федерации» и аналогичные республиканские нормативные акты.

Вопросы реализации национальной системы образования и внедрения НРК в учебно-воспитательный процесс рассматриваются в школах на заседаниях педсоветов, методических объединений, родительских собраниях. На повестку дня совещаний при директоре выносятся разнообразные важные темы: «Национально-региональные аспекты школьного образования», «Развитие языка как важнейшее условие национального возрождения», «Этнокультурная направленность образования: традиции народа и индивидуализация личности», «Народная педагогика калмыков и современные проблемы воспитания и др. В качестве примера можно привести Лаганский район. Так, методическое объединение краеведения Улан-Хольской СШ, в состав которого вошли педагоги родного языка, трудового обучения, ИЗО и музыки, работает над проблемой «Развитие интереса к устному народному творчеству, национальной культуре через национальные игры, музыку и ремесла». Учителем данной школы Сержановой А.К. умело внедряется НРК в преподавание литературы, особенно при изучении тем: «Поэты Калмыкии - Пушкину», войны в произведениях А.Балакаева «Три рисунка», Т.Бембеева «Граница детства», Б.Басангова «Отец и сын».

В работе учителей СШ №1, №2 г.Лагани в соответствии с планом осуществлены следующие тематические проверки и внутришкольный контроль: «Развитие словотворчества, словообразования, правильного произношения на уроках русского, калмыцкого, иностранного языков», «Эффективность внедрения новых технологий в преподавание русского и калмыцкого языков», «Использование потенциала этнопедагогики как средства воспитания национального самосознания». «Национальные мотивы на уроках гуманитарного цикла как средство приобщения к культуре своего народа». В СШ №3 г.Лагани также активно используется национально-региональный компонент. Так, например, учитель Сараева Г.Ш. на уроке русского языка особое внимание уделяет текстам, содержащим национальную лексику, наименование предметов материальной и духовной культуры калмыцкого народа. Использование региональной лексики при изучении ряда тем позволяет не только решить важные воспитательные задачи, но и обогатить словарный запас школьников диалектизмами, по-новому подойти к формированию языковых умений и навыков. В планах работы методобъединений - открытые уроки с использованием потенциала НРК, классные часы, заседания по вопросам национальной системы образования.

В образовательных учреждениях Черноземельского района активно изучаются факультативные курсы регионального характера: «Современная калмыцкая проза», «Традиционное воспитание юношей и девушек», «Экология Калмыкии». В Комсомольской гимназии НРК вводится в преподавание предметов как естественно-математического, так и гуманитарного циклов. Педагоги Комсомольской СШ №2 вопросы обучения и воспитания решают через духовную культуру калмыцкого народа, богатую традициями, обычаями, фольклором и т.д. Эти проблемы обсуждались на родительских собраниях («Воспитание на этнопедагогических традициях калмыцкого народа»), на заседании педсовета («О совершенствовании преподавания калмыцкого языка и литературы в рамках развития национальной культуры»), совещаниях при директоре («Система работы классных руководителей по развитию языка и культуры калмыцкого народа»). Методобъединение учителей начальных классов работает над проблемой «Развитие личности школьников через народные традиции и культурное наследие народа». Учителя используют технологию УДЕ академика Эрдниева П.М. на занятиях русского языка и математики, внедряют элементы НРК на уроках чтения, музыки, ИЗО, физкультуры.

Школы г.Элисты также вводят в содержание всех предметов национально-региональный компонент, изучают дисциплины региональной компетенции, а также факультативные курсы самых разных направлений: «История г.Элисты» (Лукьянченко Л.И., СШ №14), «Культура и искусство Калмыкии» (Хахулина Т.Г., СШ №14), «Топонимика Калмыкии» (Васильева, СШ №21), «Загадки древних курганов» (Ходеев Б.Б., СШ №21), «История Калмыкии в документах и материалах, археологических исследованиях, памятниках литературной культуры» (Борисенко И.В., СШ №23), «Я из племени ойрат» («Алтн Гасн»).

Целенаправленная работа по внедрению НРК ведется в СШ №10,14,19,21,23. Для иллюстрации сошлемся на примеры: учитель музыки Михайличенко (СШ №21) знакомит учащихся с творчеством П.О.Чонкушова, использует репертуар известных исполнителей Калмыкии. Увлекательно, интересно проходят занятия по истории и культуре родного края (учитель Дводненко Г.Д., СШ №21), иностранного языка (Манджиева Т.Н., СШ №23), на которых используются краеведческие материалы о нашем степном крае, обычаи и традиции калмыцкого народа изучаются в сопоставлении с традициями и обычаями англоязычных стран. В программе развития НСО СШ №10 - внедрение национально-регионального компонента проходит через все предметы. Неоценимую роль в этом плане играет изучение эпоса «Джангар» на уроках внеклассного чтения. Национальные традиции используются в эколого-географическом образовании учащихся посредством специальных факультативов. В СШ №2 региональный компонент представлен такими предметами как «Литература Калмыкии», «Краеведение», «История национальной культуры».

В качестве положительного фактора в становлении и упрочении позитивных межнациональных отношений средствами образования следует рассматривать развитие русско-национального (калмыцкого) двуязычия. Характерно, что ежегодно растет количество учащихся другой национальности, изучающих калмыцкий язык. Так, в 2000-2001 учебном году оно составило 5859 представителей нетитульной нации. Совместным национальным праздником школьников республики стала I республиканская Джангариада (1999г.). Тевторадзе Габриэль, Радочинский Сергей, Чернокоженко Василий, Егорова Анна и др. показали не только знания эпоса, но и калмыцкого языка. Одним из факторов, стимулирующих развитие русско-национального двуязычия, стала I республиканская олимпиада среди учащихся нетитульной национальности. Её победителями стали Гросул Володя, Ким Настя, Ишкамбилов Мурат, Ефремова Настя, Бобенко Валя и другие.

В образовательных учреждениях республики многонациональны не только ученические, но и педагогические коллективы, представленные учителями и руководителями разных национальностей. Много лет директорами школ работают казашки Мамаева Р.Г. (Лаганская СШ №3) и Изтедеутова Д.Ш. (Юстинская СШ), кореянка Ким И.Ч-Ю. (СШ №21 г.Элиста), чеченец Дадаев И.Р. (Бага-Чоносовская СШ) и др.

В школах Калмыкии реализуется принцип поликультурного образования через предоставление возможности учащимся других национальностей изучать свой язык и культуру. В образовательных учреждениях преподаются языки народов, компактно проживающих в республике: корейский, казахский, аварский, чеченский, даргинский; сведения о традициях и обычаях народов, населяющих наш степной край, входят в содержание различных учебных программ и курсов. В кабинетах и фойе образовательных учреждений постоянно оформляются выставки и стенды, рассказывающие о национальной кухне, традиционной материальной и духовной культуре, искусстве калмыцкого, русского и других народов.

Учащиеся осваивают язык и традиции народов не только на уроках, но и через внеклассные мероприятия. Анализ внеклассной воспитательной работы свидетельствует о многообразии опыта, накопленного педагогическими коллективами по внедрению регионального компонента. Созданы и функционируют кружки, студии самых разных направлений: домбровые, хореографические, вокальные, шахматные, народные ансамбли и т.д. В школах организованы кафедры музыкально-хоровых, театрально-хореографических дисциплин, изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Педагоги вовлекают в учебно-воспитательный процесс родителей, учащихся, старожилов - носителей языка и культуры, писателей, ученых КГУ, КИГИ РАН. Ученые оказывают помощь в создании профильных классов, во введении дополнительных спецкурсов культурологического направления: по фольклору, этнопедагогике, песенному творчеству, журналистике, в организации лекториев, заседаний «круглых столов».

Гуманизации межнациональных отношений способствуют внеурочные мероприятия: празднование памятных дат исторического значения, юбилеев известных деятелей культуры, литературы и науки; организация выставок народного декоративно-прикладного искусства, соревнования по национальным видам спорта и играм. К примеру, на протяжении ряда лет проводится республиканская выставка работ учащихся «Наследие наших предков сохраним и приумножим».

Все эти массовые мероприятия, приведенные в систему, сплачивают коллективы учащихся и педагогов, поддерживают интерес к национально-культурным, духовным традициям. Изучение их в диалектическом единстве с российскими и общечеловеческими ценностями становится источником формирования содержания учебно-воспитательной деятельности школ.

Национальное, межнациональное и общемировое - вот три составные части содержания образования в поликультурной школе, которые позволяют учащимся ощутить реально свою принадлежность к родному народу, осознать себя гражданином страны, частицей мировой цивилизации. Школьники осознают также, что национальная культура, культура народов Калмыкии - часть мирового культурного достояния.

В целом анализ накопленного за последние годы материала подтверждает актуальность этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса, его гуманизации через изучение и освоение культурных традиций и обычаев народов, проживающих на территории республики. Выполнение этой задачи непосредственно связано с введением национально-регионального компонента в содержание образования.

Современные учреждения дополнительного образования школьников являются законными преемниками внешкольных учебно-воспитательных заведений. При этом изменилось не только их название, но и цели, задачи, формы организации работы с детьми во внеучебное время.

Современное дополнительное образование нельзя рассматривать в качестве простого придатка к системе общего и профессионального образования, как это было раньше. На данный момент это особая образовательная сфера с целевым приоритетом развития личностных ориентаций детей и подростков. Дополнительное образование являет собой пространство, в рамках которого ученик может осуществить личностное право на свободный выбор цели и реализовать свое жизненное предназначение. Именно свободный выбор, предоставляемый школьнику, есть существенный признак дополнительного образования. Поэтому можно рассматривать его в качестве «целевого выбора» растущим человеком своего образовательного пути. Тем самым именно в системе дополнительного образования впервые в нашей стране были реально, не декларативно, реализованы принципы гуманистической педагогики и психологии.

В плане организации процесса, развивающего личность подростка или юноши, дополнительное образование представляет социокультурную технологию. Она интегрирует педагогические возможности с развитием личности ребенка и формирует индивидуальные способности освоения социокультурных ценностей, воспроизведения и приумножения их в самостоятельной конкретной деятельности. Здесь первостепенное значение для школьника имеют повышенный интерес к занятиям во внеурочное время и выбор, сделанный им лично.

Одним из основных принципов деятельности учреждений дополнительного образования школьников является принцип доминирования интересов детства. Это значит, что все запланированные учебно-воспитательные мероприятия должны отвечать запросам и потребностям самих обучающихся. Следовательно, образовательный процесс в данных учреждениях носит не только гуманистический, но и демократический характер.

Учитывая огромные потенциальные возможности, заложенные в самой идее дополнительного образования, можно использовать учреждения такого типа в качестве экспериментальной площадки для практической реализации основных положений новой образовательной парадигмы. В отдельных учебных заведениях это и происходит. Однако следует отметить явно недостаточное внимание со стороны ученых к проблемам дополнительного образования. Вследствие этого наблюдается разрыв между теорией и образовательной практикой при заметном отставании концептуальных, методологических разработок. В результате новое направление в отечественной педагогике - педагогика дополнительного образования формируется большей частью эмпирическим путем. Между тем накопленный практический материал требует нового теоретического переосмысления, что поможет организовать дополнительное образование на более высоком уровне, будет способствовать привлечению к данной системе большего количества школьников.

Калмыцкое декоративно-прикладное искусство имеет многовековую историю и составляет обширную область духовной и материальной культуры. Ярким свидетельством тому служит наследие, представленное памятниками-экспонатами в музеях Санкт-Петербурга, Новочеркасска, Астрахани, Элисты и других городов.

Занимаясь скотоводством, калмыки довели до совершенства выделку кож и овчин, изготовление кошм, ремней, шитье обуви и одежды, вышивку серебром и золотом. Получили развитие кузнечное дело, резьба по дереву. Одним из распространенных было производство кожаной посуды (бортхо, бюрве, архат). Традиционная технология этих предметов домашнего обихода требовала знаний многих профессиональных «секретов», мастерства, опыта, сноровки.

«Бортхо» представляет собой почти плоские фляги с закругленным дном, сшитые из сыромятной верблюжьей кожи. Для придания им формы, сосуды набивают песком или жидкой глиной и по натянутой сырой поверхности выдавливают нужный орнамент. В украшениях, как правило, преобладают растительные мотивы с комбинациями тюльпанов, лотоса и вьющихся стеблей трав. Следующее за этим копчение придавало поверхности темно-красный цвет. Горлышко «бортхо» часто оправляют мастера металлическим ободком. К пробке и бокам приделывают кольца, соединяющиеся ремешком, предназначенным для подвешивания сосуда.

Кроме фляг народные умельцы выделывали бутылеобразные «бюрве», которые крепились к седлу или поясу мужского бешмета, а также «архаты» - четырехугольные фляги для хранения и перевозки кобыльего молока. Из сыромятных шкурок шорники изготовляли конскую и верблюжью упряжь, плети. Красиво и прочно сделанная плеть была неотъемлемой принадлежностью мужского снаряжения. К примеру, нагайка «маля», сплетенная туго и особым образом, использовалась как охотничье оружие в облавах на волков. Характерной особенностью калмыцкого кочевого хозяйства является использование кожи, снятой с небольшого животного, в качестве сырья для поделки естественных емкостей для хранения сыпучих веществ: круп и муки. Кроме того, из мягкой, искусно выделанной кожи изготовлялись «тулумы» - мешки для хранения одежды. Большой интерес вызывает калмыцкая деревянная посуда «тавг» - для сваренного мяса. Заготовка для этого предмета домашней утвари вытачивалась, а затем в дальнейшем обрабатывалась острым ножом. Следующая технологическая операция предусматривала пропитку в кипящем бараньем жире, что придавало поверхности прочность и декоративность. Из дерева изготовлялись разнообразные ковши для питья эрьки. Своебразными по форме были ковшики для разлива молока и чая, обычно по своему силуэту напоминали они образ птицы. Края часто обрамлялись оправой из металла. Поверхность полировалась, но никогда не красилась. «Тевш» - корытце с двумя ручками для нарезания мяса оковывалось серебром или нейзильбером и выгравированным по нему растительным орнаментом. Для «домбо» - сосуда в форме усеченного конуса с ручкой для разливания горячего чая - мастера-умельцы подбирали особый материал. В этом случае наиболее подходящей и пригодной оказывалась древесина ореха. Готовое изделие обивалось медными или нейзильберными пластинами. Художественной отделке этого сосуда придавалось особое значение. Поверхность обручей украшалась чернью или выбивалась чеканью. Деревянные цилиндрические сосуды «домбо» и «донг» употреблялись в комплекте с чашками» «ааh», которые также вырезались из дерева твердых пород. «Ааh» делались в виде чаши с мягко моделированными краями на высокой подставке приземистой устойчивой формы. В итоге получался своеобразный чайный сервис.

Из дорогих пород дерева вытачивались или вырезались бусинки четок, «кюджи» - подставки для ароматических палочек.

Калмыки издавна занимались изготовлением изделий из металла: оружия - копий, дротиков, сабель, наконечников стрел, а также всевозможных украшений для поясов, седел, уздечек; золотили их, покрывали серебром, чернью. О высоком мастерстве народных умельцев свидетельствуют дошедшие до наших дней изделия. При их производстве использовались разнообразные приемы художественной обработки металла: чеканка, гравировка, просечка, ковка, чернь. Было также известно искусство золочения серебряных изделий.

Наиболее распространенным видом украшений считались пояса. Они являлись частью мужского костюма и изготавливались из серебра, иногда позалачивались. Пояса состояли из отдельных пластинок, прикрепленных к ленте и заканчивались пряжкой с язычком. Различали три их вида: холсун-бюс, абдыр-бюс, черкес-бюс. К числу женских и мужских украшений относятся кольца, перстни, серьги и подвески к косам - «токуги». Для поделки последних шли медь, серебро и золото. «Токуги» имеют вытянутую форму с пластинкой различного вида на конце. На них чернью наносился орнамент. Это была настоящая искусная ювелирная работа.

Курительная трубка составляла предмет домашнего обихода как мужчин, так и женщин. Металлическая обкладка ее украшалась тоже орнаментом и чернью. Калмыцкие мастера изготовляли разнообразные по форме и размеру металлические пуговицы, которые служили украшением костюма. Из металла делались предметы культового назначения: «човрун», сосуд «бумба» для аршана (святой воды), культовая чаша «цекц».

Калмыцкие женщины славились неповторимыми вышивками из разнообразного материала. Особое место здесь занимали золотые, серебряные, шерстяные и шелковые нити. Вышивки украшались бисером, стеклярусом, галуном, тесьмой, пуговицами, металлическими деталями.

Оригинальная по форме и колориту область декоративного искусства - калмыцкий орнамент. Им украшались одежда, обувь, головной убор, пояса, курительные трубки, кисеты, сумочки, кольца, серьги, подвески для кос, посуда, конская и верблюжья упряжь, другие предметы домашнего обихода. В узоре вышивок преобладает геометрический и растительный орнамент. Здесь рисунок воспроизводит те предметы и явления, которые окружают степного жителя. Солнце и луна, радуга и зигзаг молний в небе, земля, покрытая тюльпанами и травой - все это служило источником творчества народных умельцев.

Богатство национальных традиций, яркую декоративность и разнообразие композиций узора несет калмыцкая национальная одежда. Девичье платье «бииз» было длиною до пят, с большим числом ниспадающих складок по бокам талии. Бешмет шился с разрезом на рукаве, нижний край которого украшался кружевом. Вырез на груди закрывался манишкой с узорной вышивкой золотом, серебром и позументом. Под бииз одевался камзол. Платье затягивалось широким поясом, который украшался вышивкой, бисером. Дополнением девичьего костюма был головной убор «камчатка».

Интересна и одежда замужних женщин. Сверху одевалось платье без рукавов «цегдык». Под ним «терлик» из яркой ткани, отделанный вышивкой и украшенный висячими металлическими пуговицами. В ансамбль женской одежды входит «берзе», или «ловшик» - своебразный халат с широкими длинными рукавами.

Женские головные уборы были разной формы. Праздничная девичья шапка «джатаг» - из желтой парчи. Форма шапки - цилиндр, на котором сверху нашит более широкий круг, покрытый бахромой из малинового растрепанного желтого штофа. Околышек спереди расшит серебром на затылке красной, синей и зеленой ниткой с золотой тесьмой. Другой вид головного убора девушек - «камчатка» с раздвоенным околышком, напоминающим форму пилотки. Она расшивалась золотом и серебром с помпонами из красных ниток. Очень нарядно выглядит женская праздничная шапка «халмаг» с околышем, у которого правая половина отделана серебром или золотом, а левая - позументом. Парчовый верх покрывался бахромой из шелка красного и малинового цвета, нависшей на края. Другим распространенным видом женского головного убора была круглая шапка с оторочкой «тамша». Околышек был черный, оторочка широкая из темной материи, верхушка желтая с пунцовой кистью.

Все это богатство калмыцкого декоративно-прикладного искусства необходимо включать в содержание профессиональной подготовки студентов отделения «Технология и предпринимательство» педагогического факультета Калмыцкого госуниверситета. Процесс формирования профессиональных качеств учителя трудового обучения, на основе декоративно-прикладного искусства и народной педагогики обеспечит высокий уровень подготовки к будущей деятельности в национальной школе.

В этих целях необходимо ввести различные специальные курсы.

В учебный план отделения «Технология и предпринимательство» включены спецкурсы: «Этнопедагогика калмыков», «Калмыцкий орнамент». Планируются: «Декоративно-прикладное искусство», «Традиционные виды труда калмыков», «Особенности национального формообразования». В предмет «Практика в учебных мастерских» в швейных мастерских будет введен раздел «История калмыцкого костюма», в котором будут рассмотрены конструктивные особенности, декоративная отделка и изготовление калмыцкого национального костюма. В столярных мастерских будущие учителя трудового обучения должны овладеть обработкой древесины и металла в традициях калмыцкого прикладного искусства, изготовлением национальной деревянной посуды, изделий из кожи и металла. В перечень тем курсового проектирования студентов по предмету «Методика трудового обучения» необходимо ввести темы с регионально-национальным компонентом.

Мой труд «Ковроткачество» научно в лучшем смысле слова. Он объективен, достоверен, а не надуман. Опираясь, на цивилизованный и системный подходы в изучении истории ковроткачества, я последовательно использовала богатейшие достижения стран мира XII-XV веков XI-XII веков, доступно излагая для освоения учащимися.

История ковроткачества отражена в книге как естественно-исторический процесс и в этом ее важное достоинство. На реальных и конкретных примерах показываются, что вся история складывается из действия людей и их совокупности - народов. Но это происходит в определенных обстоятельствах и условиях, обуславливаемых их основной трудовой и культурной деятельностью. На такой основе формируются объективные закономерности и потребности общественного и цивилизованного развития. Естественно, изучая ход развития ковроткачества в мире, читатели увидят, что на него существенно воздействует субъективный фактор - сознательные действия людей, народов с их волей, энергией, ставящимися целями.

В качестве сквозной нити в работе обстоятельно раскрываются процесс развития ковроткачества, начиная с искусства сельджуров и кочевников-монголов до современности.

Ценными достоинствами работы «Ковроткачество» являются популярность, доступность и доходчивость изложения, поэтому она вполне может и должна стать учебным пособием по базовой дисциплине «ковроткачество» в системе дополнительного образования. Рассчитана она на пятилетний курс обучения и доступна массовому читателю. В работе впервые фактически объективно и комплексно излагается история ковроткачества, способы и методы освоения ручного ковроткачества, традиционные технологические приемы ковроткачества.

Я называю свою работу «программой» и «учебным пособием», однако, ее значение гораздо больше. В ней, несомненно, присутствует производство нового знания, ее содержание интересно, и читатели с удивлением и настроением изучат, а практически мыслящие освоят эту жизненно необходимую трудовую профессию, что в сложных социально-экономических условиях позволит достойно жить. Любовь к труду, активную жизненную позицию привила им мама, Эльдерова Назани Сидиховна, которой я посвятила свой труд.

Использование в подготовке учительских кадров всего многообразного потенциала народной педагогики, воплощенного в фольклоре, традициях, национальном искусстве, поможет внедрению в школьную и вузовскую практику важного требования В.А. Сухомлинского: «Если вы хотите, чтобы в школе царила атмосфера богатой, многогранной духовной жизни, чтобы каждый учитель был воспитателем, находите и открывайте у учителей их увлечения, наклонности». /Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. Киев,1988, с.57./

Все эти нововведения помогут будущим учителям воспитывать у своих учеников уважение и любовь к культуре, истории, искусству, языку калмыцкого народа как части общечеловеческой культуры.



Список литературы



  1. Материалы. Всесоюзной научно-практической конференции «Народная педагогика и современные проблемы воспитания». Чебоксары, 1991.

  2. Волков Г.Н. Этнопедагогика целостного учебно-воспитательного процесса. М., 2001, с.4.

  3. Эрдниев У.Э. Калмыки. Эл. Калмыцкое кн. изд-во, 1980.

  4. Эрендженов К. Золотой родник. Эл. Калмыцкое кн. изд-во, 1990.

  5. Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. Чебоксары, 1991, с.33.

  6. Мургаева С.Н. Народные традиции в экологическом воспитании старшеклассников. М., 2000.

  7. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974.

  8. Мукаева О.Д. Мудрость и духовность народной педагогики. Элиста, 1995.

  9. Сафонова Е.М. Народная педагогика и концепция личностно-оиентированного образования о цели воспитания. Народная педагогика. М: УРАО, 1999.

  10. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. М., 1997, с.77.

  11. Стручкова С.В. Этнопедагогизация содержания воспитывающего обучения. Якутск, 2002.

  12. Чиряев К.С., Васильева Ф.В. По тропам народной педагогики. Якутск, 1995.

  13. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М., 1995, с.23.

  14. Волков Г.Н. Этнопедагогика как педагогика национальной школы и семьи. Магистр, 2001 №1, с.40-48.

  15. Этнопедагогика калмыков и национальная школа. Элиста, 1997.

  16. Уткин К.Д. Педагогика мудрости как модель самосознания и саморазвития личности. Якутск, 2003.

  17. Дорджиева Д.Б., Релишевский И.Е., Сужукова С.Б. Этнопсихофизиологические аспекты организации учебного процесса в современной школе. Элиста, 2003.

  18. Мукаева О.Д. Мудрость и духовность народной педагогики. Элиста, 1995.

  19. Эльдерова М.З. Ковроткачество. Посвящение матери. Элиста: ЗАОр «НПП «Джангар», 2010, с.5.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал