7


  • Учителю
  • ИГРОВАЯ ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНОГО УРОКА ПО СОЛЬФЕДЖИО С УЧАЩИМИСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ДШИ

ИГРОВАЯ ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНОГО УРОКА ПО СОЛЬФЕДЖИО С УЧАЩИМИСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ДШИ

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Немалую роль в дополнительном образовании помимо предметов по специальности, отводят сольфеджио и музыкальной литературе, которые изучаются не только для того, чтобы помочь маленькому человеку стать немного музыкантом — исполнителем, пусть на любительском уровне; глав
предварительный просмотр материала

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Азнакаевская детская школа искусств» Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан













ГАФАРОВА ХАЛИДА РАШИДОВНА

Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин





ИГРОВАЯ ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНОГО УРОКА ПО СОЛЬФЕДЖИО

С УЧАЩИМИСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ДШИ





Учебно-методический проект «Контрольный урок»





Тема: « Игровая форма проведения контрольного урока по сольфеджио с учащимися младших классов в ДШИ».

Участники проекта: Учащиеся 1 класса Азнакаевской ДШИ.

Цель: Проведение контрольного урока в игровой форме для формирования успешной самооценки, достижения хороших результатов у всей группы.

Задачи:

1. Закрепление раннее изученного материала: ритмических, слуховых и интонационных навыков;

2. Реализация межпредметных связей в преподавании музыкально-теоретических дисциплин.

4. Демонстрация полученных знаний по музыкальной грамоте в устном и письменном виде.

</ Немалую роль в дополнительном образовании помимо предметов по специальности, отводят сольфеджио и музыкальной литературе, которые изучаются не только для того, чтобы помочь маленькому человеку стать немного музыкантом - исполнителем, пусть на любительском уровне; главное, - для того, чтобы полюбить музыку. Сольфеджио - это первый систематический курс в цикле музыкально-теоретических предметов, призванный дать учащемуся прочную основу для дальнейшего музыкального развития.

Сольфеджио - дисциплина практическая, предполагающая выработку в первую очередь ряда практических навыков. Если раньше - на первом этапе формирования этого предмета - занятия сольфеджио состояли в основном из пения по нотам, то в настоящее время в содержание курса вошли и другие формы работы, способствующие воспитанию и развитию музыкального слуха: анализ на слух, диктант, интонационные и ритмические упражнения, чтение с листа, импровизация. Содержание курса сольфеджио так же является изучение основных средств музыкальной выразительности - музыкальных звуков, интервалов, аккордов и др. - первоначально в изолированном виде, а в дальнейшем в некотором взаимодействии. Курс сольфеджио так же должен дать учащимся необходимые сведения о музыке как об искусстве и о мелодии как о главном средстве музыкальной выразительности, объединяющем все основные элементы музыки. Усвоение курса сольфеджио должно выработать у учащегося сознательное отношение к музыкальным явлениям, с которыми он встречается по жизни.

Начало систематического обучения в музыкальной школе является переломным моментом в музыкальном развитии ребенка. Его дошкольное воспитание основывалось на образно-эмоциональном восприятии музыки: пение, танцы, игровые действия. Т.е. для ребенка - дошкольника игра являлась основной деятельностью. И поэтому на начальном этапе обучения необходимо направлять его активность таким образом, чтобы, сохраняя присущий этому возрасту интерес к игре, формировать потребность в получении знаний. Очень важно, буквально с первых шагов, заинтересовать ребенка, не перегрузить его информацией, дать новый материал незаметно, в форме игры, загадки, ребуса.

В такой ситуации усвоение ребенком новых знаний и умений, формирование его способностей будет проходить не путем пассивного восприятия, а в активной форме, в процессе разных видов детской деятельности. Важно правильно организовать эту деятельность, обогащать ее содержание, придавать ей нужные для решения учебных задач направления. Если происходящее на уроке интересно ученику, то это очень мощный двигатель в познании нового. На уроке сольфеджио нужны не только зрительные и слуховые впечатления, но также и осязательные, мышечные. В начальных классах много места отводится наглядным пособиям, потому что это значительно упрощает процесс проверки знания, да и детям в игровой форме запоминание дается легче.

В связи с большой нагрузкой на первоклассника из-за продолжительности урока, так как сольфеджио предполагает урок длительность 1 час 10 минут педагогу следует грамотно планировать работу на уроке, постоянно включая в учебный процесс игры, танцы, т.е., связанные с движением занятия.

В конце каждой четверти для проверки знаний учащихся проводятся контрольные уроки. В младших классах, их следует проводить в форме игры-соревнования. Для детей процесс соревнования представляется весьма интересным. Здесь нет скованности, сопутствующей контрольному уроку. Ученик может проявить себя во всей своей полноте. На таких уроках и робкий ребенок, чувствуя себя частичкой коллектива, раскроется по-новому, преподнеся педагогу немало сюрпризов.

Вариантов викторин - множество. Это зависит от вашей фантазии и желания. Викторины помогут ребенку перейти от игры к учебе, сформируют потребность в получении знаний, помогут усваивать знания путем активного восприятия. Цель подобных уроков, разрядить обстановку контрольного урока, сделать его проще, легче, интереснее, чтобы достичь хороших результатов у всей группы. Контрольный урок желательно проводить в несколько этапов, для того, чтобы захватить все области предмета - музыкальную грамоту и сольфеджио. Задания оцениваются в баллах, итог суммируется и выводится оценка.

Например:

Задание № 1 (проверяются знания по музыкальной грамоте). Назовем это задание «Самый умный».

Каждому ученику задается ряд вопросов по музыкальной грамоте. Допустим:

  1. Интервал из трех ступеней.

  2. Устойчивые ступени лада.

  3. Знак молчания.

  4. Аккорд, состоящий из трех звуков.

  5. Какая тональность параллельна Ре мажору и сколько в ней знаков?

За каждый правильный ответ ученик получает один балл. Максимальная оценка за этот конкурс 5 баллов.

Задание № 2 « Кто быстрее построит интервальный городок».

В первом классе мы уже знаем интервалы от примы до октавы. И строим их от диатонических звуков вверх и вниз, по ступеневой величине. Можно это задание выполнять в нескольких уровнях. За правильное выполненное задание ученик получает 8 баллов.

Задание № 3 «Угадай-ка интервал»

Для этой викторины нужно использовать карточки, на которых написан порядковый номер интервала, т.е. его ступеневая величина. Задание проходит в три этапа. Ребята раскладывают перед собой карточки в перевернутом виде, в том порядке, в каком они звучат. После проигрывания мы их открываем и выясняем, кто сделал правильно и кто какие ошибки допустил. За одну ошибку - 1 балл, без ошибок - 2 балла, за несколько ошибок баллов нет. Максимальное количество за это задание 6 баллов.

Задание № 4 « Звуковая дорожка»

Какой-либо вид диктанта. Либо диктант-молния (для каждого ученика проигрывается небольшой мелодический мотив в тональности, а ученик должен спеть этот мотив называя ноты). Либо диктант-мозаика (нужно собрать звуковую дорожку из кусочков музыкального текста). Возможен диктант « Три в одном» ( дана мелодия без ритма, возможно с ошибками , нужно при первом проигрывании определить размер, затем прохлопать и подписать ритм, разделить на такты и исправить ошибки). За правильно выполненное задание ученик получает 5 баллов.

Задание № 5 «Сольфеджирование»

Ребята делятся на две группы. Одна группа поет мелодию и дирижирует, а вторая хлопает ритмический рисунок. В начале делаем анализ произведения: определяем тональность, размер, настраиваемся в этой тональности. За правильно выполненное задание ученик получает один балл.

Задание № 6 «Импровизация»

Импровизируем на заданный мотив, в основном используем ритмическую импровизацию. За правильно выполненное задание ученик получает один балл.

Итоговая оценка за контрольный урок выводится по сумме набранных баллов за все задания урока. При выставлении оценки нужно учитывать и природные данные учащегося, и его работу.

Приобщение детей к миру музыки создаёт необходимые условия для внутреннего, гармоничного развития личности ребёнка. Для того чтобы ребенок полюбил предмет сольфеджио и с радостью ходил на уроки атмосфера занятий должна быть творческой и увлекательной, урок должен вызывать интерес и яркие эмоциональные впечатления.

Искусство всегда адресуется к личности ребенка. Оно распахивает перед ним широкое окно в окружающий мир. И нам необходимо помочь ребенку увидеть этот мир прекрасным, добрым, красивым.























 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал