7


  • Учителю
  • Конспект элективного занятия по ОПК Иконопись и иконография (11 класс)

Конспект элективного занятия по ОПК Иконопись и иконография (11 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

План.



  1. Сущность иконопочитания.

  2. Икона (определение понятия).

  3. Характеристика иконописи.

а) Богу поклоняются, иконы почитают;

б) задача иконы;

в) иные законы перспективы;

г) правила, принятые в иконописи - каноны;

д) иконописец: цена вдохновения;

е) икона по своему назначению ближе к книге.

  1. Иконография.

а) Иконы Господа Бога;

б) иконография Богородицы;

в) иконы святых.

  1. Вывод.

Литература и интернет-ресурсы.



Оборудование.



  1. Доска (тема урока, домашнее задание, вопросы по лекции).

  2. Компьютер и проектор (диски с мультимедийной презентацией и фильмом).



Домашнее задание.



Параграф № 16 учебника Пивоварова Б. И.

Вопросы к лекции:

  1. Назовите имена известных иконописцев Древней Руси.

  2. Перечислите самые многочтимые иконы.



Проблемно-познавательное задание (ППЗ).



Чем икона отличается от художественной картины?





Вступление.



Большая перемена. Подхожу к окну.

Я смотрю в этот разнообразный, так разумно и гармонично устроенный, чудесно и таинственно сотворенный мир. Снег, деревья, купола храма, голубое чистое небо. Смотришь на все это, и тебя охватывает какая-то тихая, глубокая радость, радость от того, что ты живешь на земле, живешь здесь и сейчас.

Не случайно говорят о сходстве иконы с окном, окном в таинственный, возвышенный, духовный мир. Давайте попробуем приоткрыть окно в этот мир, мир, который называется Православная икона. Давайте попробуем обратить в этот мир не только глаза, но и наши сердца, потому что, как сказал один великий писатель: «Главное глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце».



Эпиграф.



Милый друг, иль ты не видишь,

Что все видимое нами -

Только отблеск, только тени

От незримого очами?



Милый друг, иль ты не слышишь,

Что житейский шум трескучий -

Только отблеск искажённый

Торжествующих созвучий?



Милый друг, иль ты не чуешь,

что одно на целом свете -

Только то, что сердце к сердцу

Говорит в немом привете?



(Владимир Соловьев)

Продолжаем знакомиться с разделом «Мы входим в храм», и Тема сегодняшнего нашего занятия «Иконопись и иконография».

Домашнее задание и ППЗ.

1. Сущность иконопочитания.



Согласитесь, редкий человек, хотя бы однажды побывав в храме, не восхитится его красотой и тем удивительным миром, который ему неожиданно открывается и столь не похож на мир за церковными стенами.

Что поражает человека, впервые переступившего порог православного храма? Обилие икон. Этим отличается православная церковь от храмов других христианских конфессий - католической и протестантских.

Сопутствуя православному христианину от его рождения до самой смерти, икона имела неотразимое влияние на дух его во всех важнейших обстоятельствах его жизни. Родится ли в семействе младенец, в меру возраста его писали образ тезоименитого ему святого. Женится ли кто, родители благословляли молодых той же иконой, какой благословляли их предки. Умирает человек. В изголовье его зажигается свеча перед образом.

По исконному русскому обычаю на святой Руси городские ворота, башни осеняемы были святыми иконами. Так от образов Спасителя названы в Московском Кремле Спасские ворота, от Святой Троицы - Троицкие. От святого Николая Чудотворца - Никольские.

Но и целые города и области имели особые иконы: Так, в Киеве - Печерская Божья Матерь, В Новгороде - София - Божественная Премудрость, в Москве - Владимирская, в Санкт-Петербурге - Казанская иконы Божьей Матери.

Присутствие святых икон в доме поддерживало нравственный в нем порядок и благочиние. Если в доме начинались ссоры, то говорили: «Оттуда хоть святых вон выноси». Это значит, что дом становился недостойным присутствия в нем святыни и обитающей в ней благодати.

Таким образом, почитание икон - это не просто благочестивая традиция или наследие культуры, но зримое выражение самой сути Православия.



2. Икона.



Икона (от греч. - образ -) - принятое Церковью и освященное изображение Христа, Богородицы, святых и различных событий из священной и церковной истории. Иконы пишутся по строго определенным правилам - канонам; иконы пишутся красками (темперой или маслом) на доске, могут иметь оклад.





3. Характеристика иконы.



а) Икона доносит до нас Священное Писание и Священное Предание - только не словами, не в тексте, а зримо, в образах и красках. Если книги долгое время умел читать далеко не каждый из наших предков, то иконы «читал» каждый русский человек. Икона содействует верующему в самом главном - в Богообщении. Она создается для молитв, но вместе с тем не является кумиром, идолом, то есть конечной «инстанцией», объектом, к которому обращается молящийся. И молятся христиане не «особой» доске и даже не изображению, а тому, кто на ней изображен.

Таким образом, Богу поклоняются, иконы почитают.



б) На первый взгляд, всё в иконе «не так» и всё «не похоже», потому что иконописец не стремится как можно точнее отобразить окружающий мир. Икона создается не как художественная картина - для любования или наслаждения. Если говорить об эстетике православной культуры, то это эстетика не внешней красивости и гармонии, но эстетика духовной красоты.

Задача иконы - отразить не тот мир, который мы видим, а тот таинственный мир, который остается за пределами нашего зрения.



в) Леонардо да Винчи, знаменитый художник итальянского Возрождения, назвал художественную картину «окном, распахнутым в мир». Икону же можно было бы назвать «окном, распахнутым из мира», из мира видимого - в мир невидимый. Отсюда и принцип «обратной перспективы». Поэтому линии внутри иконы, в отличие от обычной перспективы, расходятся и пространство как бы расширяется и даже разворачивается перед зрителем.

В иконописи иные законы перспективы в сравнении с жанром реализма.



г) На протяжении веков складывались довольно строгие традиции церковного искусства, обеспечивающие его истинно духовное содержание и единство назначения и внешней формы и сохраняющие от обмирщения и вырождения. Эти традиции устанавливались не волею или мнением какого-то отдельного лица, а соборным сознанием церкви, закрепленным в ее Предании. Православное искусство имеет свою главную особенность: оно канонично, то есть строго подчиняется канонам, правилам, принципам, образцам.

Правила, принятые в иконописи - каноны - определенные символы, знаки, предметы, фигуры, цвета.

д) Прежде чем взяться за написание иконы, мастер должен был приготовить себя: он постился и молился, размышлял над смыслом образа. Недаром иконописание на Руси называли «святым ремеслом». Стоглавый московский собор 1551 года установил правила, по которым иконописцу предъявлялись определенные нравственные требования: он должен быть не пьяница, не драчлив, не сквернослов, не заносчив, но благочестив и честен.

Иконописец стремится освободить душу от суетного и греховного, обращается с молитвой к Богу - такова цена вдохновения.



е) Пространство иконы - это пространство вечности. Время её не подчинено земным законам, оно разворачивается, как свиток или кинолента. Самый наглядный пример - это клейма на полях житийных икон, в которых, как в кадрах кинофильма проходит перед зрителем жизнь святого от рождения до смерти. И в то же время его фигура в среднике является свидетельством его пребывания в вечности перед лицом Бога.

Икона, хотя относится к жанру изобразительного искусства, по своему назначению ближе к книге.



Иконописная мастерская.



Чаще всего икону пишут на деревянной доске, обычно из липы или другого мягкого дерева. На доску наклеивается полотно - паволока, а на паволоку наносится сделанный из мела и клея грунт - левкас. Пишут обычно темперой - краской, разведенной на яичном желтке. Иногда фон покрывается тончайшим слоем золота, что придает иконе особо торжественный вид. Делается надпись, которая свидетельствует о том, кто именно или какой священный сюжет изображен. Процесс изготовления иконы завершается ее освящением.



История сохранила имена иконописцев Древней Руси: Алипий Печерский, Феофан Грек, Даниил Черный, Дионисий, Симон Ушаков. Но, пожалуй, самое известное - имя Андрея Рублева. Жил он в конце XIV - начале XV века и был создателем иконостаса и росписей Благовещенского собора Московского Кремля (совместно с Феофаном Греком), собора Успения Пресвятой Богородицы во Владимире, Троицкого собора Сергиевой обители (последние совместно с Даниилом Черным).



Отрывок из художественного фильма «Андрей Рублев» (режиссер Андрей Тарковский).

4. Иконография.



В древнерусской иконе с наибольшей выразительностью отразилась духовная красота Русской Земли - Святой Руси. Признано, что древнерусская икона является не только вершиной православной культуры России, но и всей мировой художественной культуры в целом. Русской иконе посвящено бесчисленное множество альбомов и научных работ. Лучшие музеи и картинные галереи мира считают за честь иметь в своих экспозициях собрания русских икон.

На иконах изображают прежде всего Бога - Троицу Ветхозаветную и Новозаветную, Спасителя - Иисуса Христа, Богоматерь, ангелов, прославляемых Церковью святых, а также события из Священной истории.

Давайте познакомимся с иконами самыми многочтимыми.



а) иконы Господа Бога.



«Троица» Андрея Рублёва - главная икона Троице-Сергиевой лавры - величайшая духовная драгоценность России, жемчужина древнерусской иконописи. Преподобный Андрей Рублёв написал ее «в похвалу отцу своему духовному» - святому Сергию Радонежскому, очевидно около 1411 года.

В основу иконы положен библейский рассказ о явлении Бога праведному Аврааму в виде трех странников. Три Ангела, в облике которых отражена Божественная Красота, а в безмолвной беседе - нераздельное единство, сидят вокруг престола, на котором - только жертвенная Чаша.

Икона «Троица» Андрея Рублёва навсегда останется вершиной его творчества, памятником молитвенного подвига древнерусского иконописца, сумевшего кистью изобразить неизъяснимое словом.



«Спас Нерукотворный» - особый тип изображения Спасителя, представляющий Его лик на убрусе (плате). Согласно традиции, одна благочестивая женщина, сопровождавшая Христа в Его крестном пути на Голгофу, подала Ему льняной платок, чтобы Христос мог отереть с лица кровь и пот. Лик Иисуса запечатлелся на платке.

Христианская традиция рассматривает Нерукотворный образ Христа как одно из доказательств истинности воплощения второго лица Троицы в человеческом образе. «Спас Нерукотворный» - первый самостоятельный образ, который доверяют писать иконописцу, прошедшему ученичество.

Евангелия в иконах - изображения сюжетов книг Нового Завета. Особое место в древнерусской иконописи заняли иконы церковных праздников. Важнейшие из них называют Двунадесятыми - от слова «два-на-десять», то есть «двенадцать»:

  1. Рождество Христово;

  2. Богоявление;

  3. Сретение Господне;

  4. Благовещение;

  5. Вход Господень в Иерусалим;

  6. Вознесение Господне;

  7. День Святой Троицы;

  8. Преображение Господне;

  9. Успение Пресвятой Богородицы;

  10. Рождество Пресвятой Богородицы;

  11. Воздвижение Креста Господня;

  12. Введение во храм Пресвятой Богородицы.

И конечно праздник праздников - Светлое Христово Воскресение - Пасха.



б) Иконы Богородицы.



Любимыми на Руси всегда были иконы Богородицы. Самая многочтимая из них - Владимирская икона Божьей Матери.

На Русь икона попала из Византии в начале XII века. Вначале Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, недалеко от Киева. Князь Андрей Боголюбский вывез её во Владимир, по которому она и получила нынешнее наименование в 1155 году, где она хранилась в Успенском соборе.

Во время нашествия на Русь Тамерлана в 1395 году чтимая икона была перенесена в Москву для защиты города от завоевателя. То, что войска жестокого завоевателя без видимых причин повернули от Ельца обратно, не дойдя до Москвы, было расценено как заступничество Богородицы.

С 1999 года икона находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее.









Казанская икона Божьей Матери.

Казань была присоединена к Российскому государству в середине XVI века при царе Иване Грозном. Как пишет современник событий патриарх Гермоген (в то время священник Гостинодворской церкви Казани Ермолай), после пожара в Казани в 1579 году, уничтожившего часть города, девятилетней девочке Матроне во сне явилась Богородица, велевшая откопать её икону на пепелище. В указанном месте на глубине около метра действительно была найдена икона. День явления Казанской иконы - 8 июля по юлианскому календарю - ныне общецерковный праздник в Русской Церкви.

В том же 1579 году список с Казанской иконы был отправлен в Москву царю Ивану Грозному. При Петре I один из списков чудотворной иконы был перенесён в Санкт-Петербург. С 1811 года икона находится в Казанском соборе северной столицы.



в) Иконы святых.



На Руси получило широкое развитие написание так называемых «житийных икон», на которых в середине помещается лик святого, а по краям - клейма с изображением сюжетов из жития святого. Житийные иконы дают наглядное представление о жизни и подвигах того, кому посвящена такая икона.

Митрополит Московский Алексий - всея России чудотворец - святитель, выдающийся государственный деятель и дипломат XIV века. Он фактически управлял Московской Русью в период юных лет князя Дмитрия Ивановича, будущего Донского.



Перед нами «Утро на Куликовом поле» Александра Бубнова.

8 сентября 1380 года. Перед лицом грозной опасности - русское воинство. Вот сейчас рассеется туман, и воины увидят врага. Войско как бы бесконечно продолжается, видны новые и новые лица: дружина, ремесленники, крестьяне. Все - от мала до велика - встали на защиту Руси. Фигура князя четко вырисовывается на фоне знамени со Спасом Нерукотворным. А над головами воинов - иконы Спасителя и Богородицы, дающих надежду, мужество и твердость духа.



5. Вывод.



Икона вызывает особое отношение православного христианина - молитвенное предстояние, благоговейное внутреннее созерцание, почитание ее как святыни.



Литература и интернет-ресурсы.



  1. Бородина А. В. Икона и картина. - М, 2008.

  2. Бородина А. В. Основы православной культуры. - М., 2003.

  3. Государственная Третьяковская галерея. Альбом. - М., 2007.

  4. Мы входим в храм. Рабочая тетрадь для 10-11 классов. - М., 1997.

  5. Непознанный мир веры. - М., 2010.

  6. Пивоваров Б. И. Православная культура России. - Новосибирск, 2002.

  7. Русский музей. Альбом. - С-Пб., 2001.

  8. Скоробогатов В. Д., Рыжова Т. В., Кобец О. Н. Православная культура. 10-11 классы. - Ульяновск, 2006.

  9. Терещенко А. В. История культуры русского народа. - М., 2007.

  10. Художественные сокровища музеев Москвы. - М., 1975.





www.wikipedia.org/

andrey-rublev.ru/

drevo-info.ru/

days.pravoslavie.ru/

ru-icons.ru/

www.ikona.ru/

www.ukoha.ru/

www.museum.ru/

www.portal-slovo.ru/

www.bogoslov.ru/</</u>















9



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал