7


  • Учителю
  • Исследовательская работа на тему: Святой князь Владимир: историческая личность и герой народного эпоса

Исследовательская работа на тему: Святой князь Владимир: историческая личность и герой народного эпоса

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала









Исследовательская работа



Святой князь Владимир: историческая личность и

герой народного эпоса









Любомудрова София, 13 лет





Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Тургеневская общеобразовательная средняя школа»





Педагог-консультант -

Ермакова Галина Владимировна





Оглавление

  1. Введение__________________________________________________3

  2. Аннотация_________________________________________________5

  3. Основное содержание

- Исторический портрет Князя Владимира. Выводы ______________6

- Былинный образ киевского князя. Выводы____________________14

  1. Заключение ______________________________________________ 17

  2. Список использованных информационных источников___________19

  3. Приложения ______________________________________________20

Введение





Тема исследования: Святой князь Владимир: историческая личность и герой народного эпоса.

В связи с 1000-летием кончины имя Святого князя Владимира часто повторяется с экранов телевизоров и на страницах печатных изданий. Главной исторической заслугой киевского правителя считается принятие христианства на Руси. Известно, что новая вера утверждалось в суровой борьбе с язычеством. В произведениях устного народного творчества князя называют Владимиром Красное Солнышко. Похож ли былинный образ на образ реального князя? Мог ли добрый и «ласковый» правитель, каким Владимир изображён в былинах, руководить государством и быть таким решительный историческим деятелем, который смог изменить образ мыслей своего народа?

Гипотеза. Можно предположить, что исторический образ князя Владимира отличается от его изображения в произведениях устного народного творчества.

Цель работы: изучить, каким представлен образ князя Владимира в в исторических трудах и произведениях устного народного творчества, определить, в чём отличие и сходство образов. Достигнув обозначенной цели, можно будет решить, как изменяются (или подтверждаются) черты характера исторического деятеля в произведениях, созданных о нём народом.

Актуальность настоящего исследования заключается в том, что оно направлено на повышение интереса к отечественной истории и литературе;

- формирует навыки аналитической работы с историческими документами и произведениями литературы;

- способствует развитию умения написания эссе об историческом деятеле, что является важным в плане подготовке к сдаче ЕГЭ по истории.





Задачи исследования:

  1. Изучить исторические материалы о времени правления князя Владимира.

  2. Выявить, каким киевского князя представляют историки.

  3. Изучить былины киевского цикла.

  4. Сравнить образ князя на страницах исторических произведений и в народном творчестве.

Аннотация

  1. Тема исследовательской работы - «Святой князь Владимир: историческая личность и герой народного эпоса». Автор высказывает предположение, что личности эпического князя отлична от образа, представленного в исторических трудах. Для подтверждения гипотезы автор анализирует текст былин, «Повести временных лет», исторических трудов Н.М.Карамзина («История государства Российского), А.О.Ишимовой («Рассказы по истории для детей»), Л.Н.Гумилева («От Руси до России»).

  2. Первый этап исследования посвящён изучению состояния государства Киевская Русь накануне правления князя Владимира. Автор приходит к выводу о том, что государству требовался решительный, сильный правитель, способный объединить народы.

  3. На следующем этапе исследования выясняется исторический портрет князя Владимира. Изучив материалы исторических произведений, автор приходит к выводу, что одно произведение дополняет другое и вместе они создают образ того умного, решительного человека, какой нужен был на Киевском престоле в конце X - начале XI веков. И каждый из авторов согласен с определением той великой роли, которую сыграл князь Владимир в русском государстве.

  4. Третий этап работы заключался в изучении былинного образа великого князя по текстам былин Киевского цикла. Выясняется, что образ Владимира Красное Солнышко недостаточно прорисован, изображён очень односторонне. Некоторые качества былинного князя явно не соответствуют его историческому характеру.

  5. В заключении содержится подтверждающий гипотезу вывод о несовпадении изображений князя в произведениях эпических и исторических.

  6. Общий объём работы - 20 листа, она содержит 2 приложения.

  7. Количество информационных источников - 9









  1. На первом этапе своей работы я решила узнать, что представляли собой славяне и их государство в период, предшествовавший правлению князя Владимира.

  • Религия древних славян.

К IX веку восточные славяне представляли собой многочисленные племена, которые были объединены Киевской Русью. Они отличались храбростью, мастерством и гостеприимством, вместе с тем, «летописи VI века отмечают жестокость и даже хищность славян».1 Славяне-язычники поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все вокруг. Каждое славянское племя молилось своим богам, которые представляли целый пантеон. «Хорс - олицетворённое солнце; Даждьбог - солнечное божество, замыкает зиму и отмыкает весну, покровитель свадеб, предок русских людей от князя до земледельца; Стрибог - божество, связанное, вероятно, с атмосферными функциями (ветром); Семаргл - полубожественный персонаж с неясными функциями, возможно - вестник между небесным и земным мирами; Макошь - женское божество, покровительница прядения и ткачества; Волос (Велес) - часто отождествляются, однако по источникам у них разные функции; Сварог - возможно, бог-кузнец».2 Существовали Желя, Вий, Белобог, Троян (один из ипостасей Чернобога), Ящер, Триглав и многие другие общим числом до 30. «Человек верил, что от богов, приносящих удачу и счастье, зависит их собственная судьба. Отсюда стремление умилостивить их молитвами и жертвоприношениями».3 Исконно славянское язычество было чуждо приношению в жертву человека. «Как всякие уважающие себя боги они тоже требовали почитания, но человеческих жертв. …Совсем другим был культ Перуна, бога войны и громовержца, с приходом которого земля кровью жертв»4. Кроме языческой религии, уже появлялись ростки христианской веры, которую принесли в Киевскую Русь князья Аскольд, Дир, княгиня Ольга. Её сын Святослав, по словам Л.Н.Гумилёва, «не жаловал христиан», однако после возвращения из Болгарии и он был «в Киеве совсем не ко двору. Там зрела христианская община, и её не устраивал князь-язычник»5. После смерти Святослава киевским князем стал Ярополк и возглавил Киев и киевскую общину христиан. Но язычество оставалось главенствующей религией.

  • Внешняя политика Киевского государства.

Князь Святослав при жизни совершил много военных походов, завоевал и присоединил к Киевскому государству земли вятичей, булгар и буртасов на Волге, в том же году - Хазарию, Дунайскую Болгарию, Фракию, в Македонию. За короткое время правления Ярополка Святославовича княжеская власть заметно ослабела.

Вывод: Киевская Русь накануне правления князя Владимира была многоплеменным государством, в котором существовали две религии, языческая и христианская, причем и языческая была неоднородной. Территория Киевской Руси объединяла многочисленные земли и народы. Государству требовался решительный, сильный правитель, способный объединить народы.

2. На следующем этапе исследования необходимо выяснить, каким же был в действительности князь Владимир I Святославович, тот человек, который решил вопрос удержания свыше 20 различных племен и народностей под властью Киева и вопрос о принятии единой религии. Для определения исторического образа киевского князя мною были рассмотрены следующие произведения:

- «Повесть временных лет»

- Н.М.Карамзин. «История государства Российского» (гл. VII- IX)

- А.О.Ишимова. «История России в рассказах для детей» (Том I)

- Л.Гумилев. «От Руси до России»

  • Из текста «Повести временных лет» мы узнаём «биографию» князя Владимира. Он был сыном наложницы Святослава - ключницы Малуши (сестры Добрыни) и потому сводным братом Ярополка. Перед отъездом в Болгарию Святополк разделил государство между законными сыновьями, Ярополком и Олегом. Владимира же «взяли себе новгородцы, и пошёл Владимир с Добрынею, своим дядей, в Новгород»6. В 977 году «исполчились» друг на друга Олег и Ярополк. Олег погиб, а когда Владимир услышал об этом, «то испугался и бежал за море».7 Через 3 года возвращается в Новгород с варягами с намерением «биться» с братом. Так же, как Святослав, предупреждает противника о своём намерении. А пока нападает на Полоцк, где «убил Рогволода и его сыновей, а дочь его взял в жёны».8 Летописец не даёт оценку действиям князя ни в этом событии, ни тогда, когда рассказывает, как переманивает князь на свою сторону воеводу Ярополка Блуда, говоря «не я начал убивать братьев, но он».9 В «Повести…» он изображён истовым язычником. Когда Владимир стал княжить в Киеве, то «поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокоша. И приносили им жертвы, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровию земля Русская и холм тот».10 Эти события историками объясняются как первая религиозная реформа князя Владимира 980 года, которою он проводит с целью упрочнения великокняжеской власти и приобщения Руси к остальному миру и объединения племён. Во главе пантеона славянских богов ставится Перун. Только главный бог не воспринимался людьми как властитель других богов: дружинники больше уважали Перуна, кузнецы - Сварога, купцы - Велеса. Кроме того, богу Перуну совершали жертвоприношения, что было неприемлемо для большинства славян. В «Повести…» рассказывается о том, например, как принесли в жертву богам двух варягов-христиан, отца и сына.

Есть в летописи и упоминание о женолюбии Владимира. Но звучит уверенно голос автора древнего произведения, утверждающий то, что обретёт себе князь вечное спасение. И спасение это приходит тогда, когда князь выбирает единственно правильную веру, христианство, выслушав рассказы о других верах. В разговоре с послами Владимир проявляет мудрость, он прислушивается к мнению «бояр и старцев градских». После святого крещения князь и расправляется с Перуном, которому когда-то покланялся, и с другими идолами. «Владимир же был рад, что познал Бога сам и люди его».11 И приказал «рубить церкви и определять в них попов», обучать детей грамоте, ставить города около Киева. Воевал с печенегами и побеждал их, всячески укрепляя могущество государства. А когда умер он, то в церковь, где поставили гроб мраморный, «сошлись люди без числа и плакали по нём - бояре как по заступнике страны, бедные же как о своём заступнике и кормильце».12 Здесь впервые летописец называет князя «блаженным» и пишет о нём: «Удивления достойно, сколько он сотворил добра Русской земле, крестив её».13

Итак, прочитав «Повесть временных лет», мы познакомились с историей жизни князя Владимира, которая неразрывно связана с историей Киевского государства. В летописи мы видим в большей степени князя-воина, государственного деятеля. И хотя летописец очень скуп в изображении личных качеств, можно сказать, что мы познакомились с историей преображения человека под влиянием православной веры.

  • Н.М.Карамзин в «Истории государства Российского» рисует образ князя более подробно и эмоционально. Он пишет, что «Владимир с помощью злодеяния и храбрых варягов овладел государством; но скоро доказал, что он родился быть государем великим».14 Мы видим политика хитрого, который готов нужных ему людей «манить обещаниями». А потом может избавиться от них без сожаления, как поступил он с варягами. «Владимир «изъявил отменное усердие к богам языческим», - вслед за летописцем отмечает Карамзин, но высказывает предположение, что «может быть, совесть беспокоила Владимира; может быть, хотел он сею кровию примириться с богами, раздраженными его братоубийством: ибо и самая вера языческая не терпела таких злодеяний...».15 Историк прямо говорит, что и варяги-христиане погибли по вине князя, так как он «велел бросить жребий, кому из отроков и девиц Киевских надлежало погибнуть в удовольствие мнимых богов и жребий пал на юного варяга».16 Карамзин рассказывает о военных победах Владимира: «Владимир объявил войну, с намерением, кажется, возвратить то, что было еще Олегом завоевано в Галиции, но после, может быть, при слабом Ярополке отошло к Государству Польскому. Он взял города Червен (близ Хелма), Перемышль и другие, которые, с сего времени будучи собственностию России, назывались Червенскими. В следующие два года храбрый князь смирил бунт вятичей, не хотевших платить дани, и завоевал страну ятвягов, дикого, но мужественного народа латышского, обитавшего в лесах между Литвою и Польшею».17 Карамзин, как и летописец, пишет и о женолюбии князя, рассказывая горестную историю Рогнеды, которая «простила супругу убийство отца и братьев, но не могла простить измены в любви: ибо Великий Князь уже предпочитал ей других жен и выслал несчастную из дворца своего». 18 Высказывает свой взгляд на то, почему Владимир не хотел креститься в Киеве. «Владимир мог бы креститься и в собственной столице своей, где уже давно находились церкви и священники христианские; но князь пышный хотел блеска и величия при сем важном действии: одни Цари Греческие и Патриарх казались ему достойными сообщить целому его народу уставы нового богослужения»19.

Писатель повествует о сватовстве князя Владимира к царевне Анне, говорит о том, что «гордость могущества и славы не позволяла Владимиру унизиться, в рассуждении греков, искренним признанием своих языческих заблуждений и смиренно просить крещения: он вздумал, так сказать, завоевать веру христианскую и принять ее святыню рукою победителя».20 Пишет Карамзин о военных походах князя и о том, как заботился он позднее о просвещении народа, о строительстве новых городов, о том, что, празднуя окончание строительства нового храма в Киеве , он «в знак сердечной радости угостил во дворце княжеском бояр и градских старцев; не забыл и людей бедных, щедро удовлетворив их нуждам».21 Возвратившись в Киев после победы над печенегами, «он дал новый пир не только вельможам, но и всему народу, который искренно радовался спасению доброго и любимого государя».22 В душе великого князя Карамзин видит «редкую любовь к благотворению и милосердие». А в конце его жизни отмечает, что «прежний дух воинский» был усыплен человеколюбием. «Владимир уже не искал славы Героев и жил в мире с соседственными государями».23 Н.М.Карамзин делает вывод о том, за какие заслуги князь Владимир назван церковью Равноапостольным и заслужил в истории имя Великого. «Главное право его на вечную славу и благодарность потомства состоит, конечно, в том, что он поставил Россиян на путь истинной Веры; но имя Великого принадлежит ему и за дела государственные».24



Познакомившись с избранными главами произведения Н.М.Карамзина, отмечаем, что вслед за летописцем Нестором писатель оценивает князя, прежде всего, как государственного человека, значительно расширяет наше представление о его личных качествах, об отношении к нему народа.

  • Со дня рождения Александры Осиповны Ишимовой,известной писательницы XIX века, недавно исполнилось 200 лет. Её книга «История России в рассказах для детей» была учебником истории для многих поколений гимназистов. Писательница очень доступно и проникновенно рассказывает о нравственных переменах в облике князя, произошедших после совершения обряда крещения. Она пишет, что с самого начала княжения Владимир «старался победами и славою заставить народ забыть его прежнюю жизнь, в которой было и убийство брата Ярополка, и насилие над красавицей Рогнедой, и предательство варягов-единомышленников».25 «Чтобы успокоить совесть, которая всё ещё напоминала ему об убитом брате, он приносил часто жертвы своим богам и даже сделал нового идола с серебряной головой».26 Но утешения не находил, потому что молился «бесчувственным богам». И постепенно приходит к пониманию необходимости новой веры. Царевну Анну А.О.Ишимова называет ангелом-хранителем. Человек истинно верующий, она с восторгом рассказывает о чудесах преображения князя. «Анна, как ангел-хранитель, посланный Богом Владимиру, просила его тотчас креститься. Великий князь послушал совета благочестивой невесты своей и за то щедро награжден был Богом. Как только епископ херсонский и священники константинопольские приступили к совершению обряда крещения Владимира и епископ возложил руку на новокрещаемого, больные глаза его открылись и он увидел храм Божий, где раздавалось святое пение, увидел прелестную невесту свою и вместе с нею упал на колени, благодаря Бога милосердного и всемогущего».27 Владимир становился добрее, любил народ свой, мог уже прощать тех, кто обижал его, даже самых жестоких врагов своих. Вслед за былинами писательница называет князя Красным Солнышком и пишет не только о важнейших государственных событиях, но и о таких, как, например, пиры и праздники при дворе его. «На этих праздниках великий князь и семейство его угощали от души гостей своих и не сердились, даже если гости от больших кружек вина и меда делались очень веселы и говорили смело все, что думали. Так, однажды они сказали, что стыдно славному государю русскому подавать за столом деревянные ложки. Владимир, услышав это, приказал сделать для них серебряные и сказал при этом: "Серебром и золотом не достанешь верной дружины, а с нею я достану много серебра и золота".28 Владимир после крещения еще более прославился добрыми делами. Больше всего он старался о просвещении своих подданных, заводил для них училища, строил церкви, «заботился как отец обо всех бедных: на княжеском дворе его они могли во всякое время получать пищу и деньги; больным же, которые не могли выходить из домов своих, великий князь приказывал развозить съестные припасы - хлеб, рыбу, мед и даже квас в бочках».29

    А.О.Ишимова делает вывод, что князь Владимир преодолен языческие пороки и заслужил звание Равноапостольный, потому что с таким же усердием, как и Святые Апостолы, старался просвещать верою в Иисуса Христа своих подданных-идолопоклонников.

  • Лев Гумилёв в своих «Очерках этнической истории» называет князя Владимира человеком неглупым, однако жестоким и беспринципным, пишет о нём в начале его правления: «У этого князя, и тому свидетельство летопись, грехов было достаточно».30 Однако автор считает, что «историческая память связывает образ не с его личными качествами и политическими успехами, а с деянием более существенным - выбором веры, одухотворившей жизнь народа».31 Ученый этнограф подробно анализирует этот процесс выбора веры, отмечает, что военно-политические следствия выбора веры были очень велики. Сделанный выбор не только дал Владимиру сильного союзника - Византию, но и примирил его с населением собственной столицы. Л.Н.Гумилёв говорит о том, что православие принесло на Русь христианские нормы морали, понятные и приемлемые для язычников, которые привыкли «к элементарному противопоставлению добра и зла».32 Все стороны жизни князя были подчинены борьбе за установление православия. Когда сопротивление крещению оказали на первых порах, предпочитая язычество, Новгород и Чернигов, «язычники Новгорода были сломлены военной силой, а через некоторое время Чернигов вместе со Смоленском также приняли христианство».33 Владимир не любил своего старшего сына, Святополка, но боролся с ним ещё и по религиозным мотивам. Ведь «в качестве духовного отца Святополк избрал епископа Колобережского - немца Рейнберна, что очень скверно кончилось для обоих. Владимир посадил и немца, и княжича в темницу, из которой епископ уже не вышел».34 Л.Н.Гумилёв не пишет о нравственном преображении князя. Но мне кажется, отстаивать православие мог только тот человек, который искренне принял законы этой веры.

Познакомившись с произведением Л.Н.Гумилёва, я узнала, что религиозные предпочтения князя Владимира были предпосылками политического процветания государства. И ещё, оказывается, князь боролся не только с язычниками, но и с возможным распространением католической веры.

  • Вывод: князь Владимир полностью справился со своей миссией государственного деятеля: он укрепил княжескую власть, объединил народы общей верой. Исторический портрет князя объединяет в себе черты воина-завоевателя, политика, разумного, расчетливого, способного отстаивать интересы государства даже жестокостью, и человека, способного раскаяться, измениться внутренне. Мне кажется, что распространению и укреплению христианства способствовали не только политические шаги. предпринятые князем, но и его личный пример христианина.

  1. Для определения былинного образа киевского князя, мною были прочитаны тексты следующих былин35:

  1. «Илья Муромец и Соловей Разбойник»,

  2. «Илья Муромец и Сокольник»,

  3. «Илья Муромец и Калин-царь»,

  4. «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром».

  5. «Женитьба князя Владимира»,

  6. «Добрыня и Василий Каземирович»,

  7. «Добрыня Никитич и Алёша Попович»,

  8. «Сухман»,

В былинах Владимир - великий стольно-киевский князь. Его имя сопровождается эпитетами: "Красное Солнышко", "светлый", "пресветлый", "славный", "ласковый", "грозный". Но при внимательном прочтении былин проявляются и другие черты князя. На службу к нему в Киев стекаются со всех концов русской земли (из Мурома, Ростова, Рязани) сильные, могучие богатыри. В разговорах с ними князь внимательно прислушивается к сказанному богатырями, благодарит за совет, за службу («Добрыня и Василий Каземирович»). Приехавшего из Мурома в Киев Илью Муромца («Илья Муромец и Соловей Разбойник») князь встречает приветливо, спрашивает, «как-то молодца да именем зовут, величают удалого по отечеству»36, какой дороженькой он приехал в стольный Киев-град. Но, не поверив рассказу Илье, он резко, возмущённо выговаривает богатырю:

Ай же мужичище-деревенщина,

Во глазах, мужик, да подлыгаешься…

Князь наслышан о Соловье Разбойнике, о силе его свиста соловьего и крика звериного. Но необдуманно просит Соловья продемонстрировать эту силу. А когда «маковки на теремах покривились» от свиста, Владимир-князь «куньей шубонькой укрывается», предоставляя Илье Муромцу самому разбираться с Разбойником. После прочтения первой былины появляется мысль о том, что князь Владимир изображается вовсе не таким идеальным правителем, каким казался прежде. Следующие былины приписывают князю Владимиру и такие черты, которые или не гармонируют с историческим образом этого князя, или оказываются отрицательными. Во-первых, Владимир сам не участвует в походах и большей частью не выезжает из Киева. Во-вторых, эпический Владимир труслив: услыхав угрозу Сокольника побить всех «от малого до старого»37, а его самого в плен взять вместе с «со княгинией-то со Апраксией», князь выбежал на крыльцо и закричал громким голосом:

Эй вы, добрые удалые молодцы,

Уж не выдайте князя да Владимира,

И молодой княгини да Апраксии,

Постойте за наши-то богатства княжецкие!

Трусит князь и когда узнаёт, что к Киеву подступил с войсками Калин-царь, начинает «с ясных очушек ронять слёзы горючие». Он жалуется, что некому постоять за веру, за отечество, за церкви Божии, за Киев-град, некому сберечь князя Владимира и его супруги Апраксы-королевичны. В-третьих, Владимир проявляет в отношении к главному богатырю неблагодарность : то в темницу Илью Муромца посадит, то забудет его на пир позвать, то сватает жену Добрыни за Алёшу Поповича. Недоверие князя к богатырю Сухману в том. что он победил татарское войско, и жестокость Владимира, посадившего защитника в погреб, приводит к гибели Сухмана. Богатырь так оскорблён поступком Владимира, что не обращает внимания на слова «слуг верных», зовущих его к князю («Хочет тебя солнышко жаловать, Хочет тебя солнышко миловать»), уходит «во чисто поле», срывает "маковые листочки" со своих кровавых ран и истекает кровью. Эти черты Владимира настраивают против него богатырей.

Таким образом, в былинах образ князя описан недостаточно подробно, мы мало что узнаём о нём. Он приветливо встречает у себя богатырей, почти в каждой былине мы видим его, пирующим с приближёнными. Но мМы видим перед собой человека трусливого, умоляющего богатырей защитить его, часто неблагодарного (в летописи, например, князь награждает Никиту Кожемяку, сделав его великим мужем). Былинный Владимир не бывает в походах, не сражается с врагами. Но он человек верующий, ходит в православную церковь.





















Заключение

Рассмотрев перечисленные произведения, можно сравнить качества князя Владимира в изображении историков и в народном эпосе в следующей таблице:Исторический образ

Былинный образ

До крещения:

Личные качества

Радушный, приветливый, щедрый.

Но может проявить неблагодарность, оскорбить богатырей сомнением в их подвигах.

Трусливый, неосмотрительный

На княжеский престол восходит в результате братоубийства, подкупа, предательства.

Внешняя политика направлена на завоевание соседних племён.

Ярый язычник, женолюбивый поклонник «злого» Перуна, отдаёт приказ о жертвоприношении ему.

Государственный деятель

Не принимает личного участия в походах, проявляет дипломатическую хитрость в общении с неприятелем.

Прислушивается к мнению уважаемых людей; испытывает муки совести.

Вероисповедание

Посещает православные службы в храмах.

Проводит религиозные реформы:

- 980 год - попытка объединить государство через поклонение Перуну;

- 988 год (всего через 8 лет) -крещение народа верой православной.



После крещения:

Отказывается от новых завоеваний, но защищает землю от набегов других племён.

Добрый, щедрый, милосердный, гуманный.

Заботится о просвещении народа, строительстве церквей, городов.





Можно сделать вывод о том, что князь Владимир в былинах, действительно, отличается от его исторического портрета. И совершить великие преобразования в государстве былинный князь не смог бы. Но есть и общие черты двух изображений святого Владимира: и в былинах, и в исторических произведениях князь пользуется заслуженной любовью народа, поэтому эпитеты «добрый», «ласковый» вполне заслужены им. Не только объединением народов единой верой, не только укреплением государственной власти, но и личным примером христианского поведения святой Владимир смог изменить дикие и хищные нравы некоторых славянских племен и заслужить высокое звание Святого Равноапостольного.







































Список использованных информационных источников

  1. Русские народные былины. - М.: Государственное издательство детской литературы министерства просвещения РСФСР, 1958 г.

  2. Древнерусская литература: Книга для чтения.5-9 кл. - М.:Школа-Пресс, 1993 г

  3. Н.М.Карамзин. «История государства Российского» - Тула: Приокское издательство,1990

  4. Лев Гумилев. От Руси до России. - М.: Айрис-пресс, 2004

  5. А. О. Ишимова. История России в рассказах для детей (том 1) bookz.ru/authors/aleksandra-i6imova/istoria

  6. Н.Н.Костанян. Русская народная словесность. Книга для чтения в 5-9 классах гимназий, лицеев и школ с углублённым изучением гуманитарных предметов. - М.: Просвещение, 1994, с. 21

  7. По материалам страницы эл.энциклопедии Википедии

  8. dokumentika.org›Языческие боги древних славян

  9. yazych.ru/yazycheskie-bogi/









Приложения





  1. Исследовательская работа на тему: Святой князь Владимир: историческая личность и герой народного эпоса

Н.К.Рерих. Идолы.

Языческая Русь.





























  1. ЯИсследовательская работа на тему: Святой князь Владимир: историческая личность и герой народного эпосаИсследовательская работа на тему: Святой князь Владимир: историческая личность и герой народного эпосазыческие капища славян.

  2. Жертвенный камень вятичей-язычников.

    Место расположения -Чернский район , название - Конь-камень

Исследовательская работа на тему: Святой князь Владимир: историческая личность и герой народного эпоса



































Рисунки в Летописи

  1. Языческий пантеон князя Владимира

Исследовательская работа на тему: Святой князь Владимир: историческая личность и герой народного эпоса



































  1. Крещение Князя Владимира

Исследовательская работа на тему: Святой князь Владимир: историческая личность и герой народного эпоса



1 Н.Н.Костанян. Русская народная словесность. Книга для чтения в 5-9 классах гимназий, лицеев и школ с углублённым изучением гуманитарных предметов. - М.: Просвещение, 1994, с. 21

2 По материалам страницы электронной энциклопедии Википедия.

3 Там же, с. 23

4 Лев Гумилев.От Руси до России. - М.: Айрис-пресс, 2004, с.51

5Там же, с.48

6 Древнерусская литература: Книга для чтения.5-9 кл. - М.:Школа-Пресс, 1993 г., с. 39

7 Там же, с.42

8 Там же, с.42

9 Там же, с.42

10 Там же, с.44

11 Там же, с. 52

12 Там же, с. 55

13 Там же, с. 55

14 Н.М.Карамзин. «История государства Российского» - Тула: Приокское издательство,1990, с.156

15 Там же, с.156

16 Там же, с.157

17 Там же, с.157

18 Там же,с.159

19 Там же, с.161

20 Там же, с.161

21 Там же, с.167

22 Там же, с.167

23 Там же, с.168

24 Там же, с170

25 А.О.Ишимова. История России в рассказах для детей. - ж-л «Миша» №3, 1994г. с. 32-33

26 А.О.Ишимова. История России в рассказах для детей. - ж-л «Миша» №3, 1994г. с. 32-33

27 Александра Осиповна Ишимова История России в рассказах для детей (том 1)

bookz.ru/authors/aleksandra-i6imova/istoria

28 Там же.

29 Там же.

30 Лев Гумилев.От Руси до России. - М.: Айрис-пресс, 2004,с.56

31 Там жес.56

32 Там же, с. 59

33 Там же , с.58

34 Там же, с. 61

35 Русские народные былины. - М.: Государственное издательство детской литературы министерства просвещения РСФСР, 1958 г.

36 Там же , с.38

37</ Там же, с. 50







 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал