- Учителю
- Методическая разработка: рабочая тетрадь по музыкальной грамоте (1 класс ДШИ)
Методическая разработка: рабочая тетрадь по музыкальной грамоте (1 класс ДШИ)
Преподаватель МБУ ДО «Ундоровская ДШИ им. Г.В. Свиридова» Куликова Елена Александровна
Рабочая тетрадь
по музыкальной грамоте
учени___ 1 класса ДШИ
_________________________________________
с. Ундоры, 2015
Задание 1.
Дорисовать изображение мажора (слева) и минора (минора).
Задание 2.
Темп - скорость звучания. Бывают темпы медленные, умеренные. Подвижные, быстрые. Нарисуйте или приклейте животных, движущихся в этих темпах и подпишите темп.
Задание 3.
Простучите слова и подпишите снизу ритм (например, ро-зоч-ка):
А-неч-ка, ко-шечка, бе-ге-мот, па-ро-ход, слон, до-мик
Придумайте свои слова (не менее пяти), напишите их с ритмом, если хотите, нарисуйте изображение.
Задание 4.
Прочитайте детские стихи А. Барто из цикла «Игрушки», простучите их, определите размер (1-2 - двухдольный, 1-2-3 - трёхдольный). Пропойте их и у вас получится песня.
Задание 5.
Нарисуйте вместе с родителями клавиши фортепиано (от «до» до «до») на картоне (10 на 21 см, клавиши по 3 см). Названия клавишей подпишите простым карандашом.
Задание 6.
Сделайте вместе с родителями конверт с индивидуальными карточками с ритмическими длительностями (картон): 4 ♪ четвертных (раз и: «шаг», руки вперёд), 4 ♫ парных (2) восьмых (раз-и: «бе-гом», 2 хлопка), 2 ♪ восьмые (раз или и: «бег», 1 хлопок), 2 ◦ половинные (раз и два и: «ша-аг», руки на пояс), 2 четвертные паузы . Размер карточек: ширина 6, высота 8 см.
Задание 7.
Сделайте вместе с родителями 2 карточки на картоне с изображением солнышка (мажор) и тучки (минор).
Задание 8.
Нарисуйте вместе с родителями на картоне (А 4, перевёрнутый лист) во весь лист нотный стан, скрипичный ключ и ноты от «до» до «до». Раскрасьте ноты (до - красным, ре - оранжевым, ми - жёлтым, фа - зелёным, соль - голубым, ля - синим, си - фиолетовым).
Теоретические понятия по музыкальной грамоте
1 класс
-
Лад - дружба звуков между собой.
-
Мажор ☺ - весёлый лад. Минор - грустный лад.
-
Гамма - ряд звуков от «до» до «до», от «ре» до «ре» и т.д.
-
Тоника - первая, главная ступень лада (Т). ≥
-
Доля - шаг в музыке. Доли бывают сильные (ударные ▐ ) и слабые (▪).
-
Размер - количество доле в такте. Бывают двухдольные, трёхдольные.
7. 2 ≥
4 ▐ ▪ ▪ │- двухдольный размер (две четверти).
8. 3 ≥
4 ▐ ▪ ▪ ▪│- трёхдольный размер (три четверти).
9. Такт - расстояние от сильной до сильной доли.
10. Тактовая черта │- от «раз» до «раз» отмерим такт и отметим его вот так.
11. Нотный стан - 5 линеек, «домик», где живут ноты.
12. До, ре, ми, фа, соль, ля, си - кошка села на такси.
13. До, си, ля, соль, фа, ми, ре - ест морковное пюре.
14. Клавиатура - все клавиши фортепиано.
15. Регистр - часть клавиатуры. Бывает верхний (высокий), средний и нижний (низкий).
16. Трезвучие - три звука, взятые вместе через один (например «До, ми, соль»). Мажорное трезвучие обозначается Б 3/5, минорное - М 3/5.
17. Тоническое трезвучие - трезвучие от тоники (Т 3/5). Мажорное тоническое трезвучие обозначается заглавной латинской Т, минорное - строчной t.
18. До мажор - мажорная гамма от «до». Мажорные тональности пишутся с большой буквы.
19. ля минор - минорная гамма от «ля». Минорные гаммы пишутся с маленькой буквы.
20. Знаки альтерации (изменения): диез , бемоль , бекар .
21. Диез - знак повышения ноты на полтона.
Знаки пишутся перед нотой!
22. Бемоль - знак понижения ноты на полтона.
23. Бекар - знак отмены предыдущего знака (белая клавиша).
24. Полутон (п/т) - наименьшее расстояние между клавишами.
25. Тон (т) = 2 полутона.
26. Строение мажорной гаммы - т-т-п/т-т-т-т-п/т (тон, тон, полутон, 3 тона, полутон - гамма я мажорная, весёлая, просторная).
27. Строение минорной гаммы - т-п/т-т-т-п/т-т-т (тон, полутон, 2 тона, полутон, 2 тона - грустно, минорно танцую под музыку звона).
28. │ ▐ ▐ │ ▐ ▐ ▐ │
│до│ ре│ ми│ фа │соль│ля │си │
29. Звукоряд - ряд звуков. Трихорд - 3 звука, тетрахорд - 4 звука. Тетрахорд бывает верхним и нижним.
30. Ступени в ладу - их всего 7. Они обозначаются римскими цифрами:
І - ІІ - ІІІ - ІV - V - VІ -VІІ. Устойчивые ступени составляют тоническое трезвучие (они выделены шрифтом), неустойчивые всегда разрешаются (переходят) в устойчивые.
31. Интервал - расстояние между двумя звуками. От них зависит звучание и характер в музыке.
Диссонанс -резкое звучание.
Консонанс - красивое звучание, благозвучие.
Интервалы называются латинскими словами:
1 - прима - ,
2 - секунда - ,
3 - терция - ,
4 - кварта - ,
5 - квинта - ,
6 - секста - ,
7 - септима -,
8 - октава - ,
9 - нона - ,
10 - децима - .
Если ты всё запомнил, то ты -МОЛОДЕЦ!!!
Памятка
Это нужно запомнить!!!
-
Как определить тональность произведения?
-
Посмотри в конец: там увидишь последнюю ноту,
-
После скрипичного ключа стоят ключевые знаки, они помогут тебе точнее определить тональность. (Например, а)последняя нота - «до». Предположим, что тональность произведения До мажор. После скрипичного ключа знаков нет. Мы знаем, что в До мажоре знаков нет, значит, тональность До мажор; б)последняя нота ми, но после скрипичного ключа знаков нет, мы знаем, что знаков нет только в До мажоре и ля миноре, мы знаем также, что иногда произведения не заканчиваются на тонике, а могут заканчиваться на звуке тонического трезвучия. В До мажоре Т 3/5 - до, ми, соль, в ля миноре - ля, до, ми. Смотрим в нотный текст: чаще встречается «ля» или «до»? Если «до» - тональность До мажор.
2.Как узнать ключевые знаки в тональностях?
-
До мажор - ля минор - знаков нет.
-
Соль мажор - ми минор - фа-диез.
-
Фа мажор -ре минор - си- бемоль.
3. Как определить параллельную тональность?
Параллельные тональности - это 1 мажорная и 1 минорная тональности с одинаковыми ключевыми знаками. Если их сыграть на фортепиано, то две руки будут двигаться параллельно по одним и тем же клавишам. От мажорной до минорной вниз (влево) 1,5 тона (3 клавиши, считая первую и последнюю). Например, До мажор - ля минор.
Содержание
-
Теоретические понятия……………………………….стр. 2-4
-
Задания……………………………….стр. 5-6
-
Памятка………………………………стр. 7