- Учителю
- Занимательная математика 2 кл
Занимательная математика 2 кл
Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 14»
РАССМОТРЕНО:
на заседании МО учителей начальных классов
Протокол №
От «___» ____________20__ г.
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МКОУ «ООШ №14» ____________ /Н.И.Крысина/
«___» сентября 2016 г.
Программа внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению
«Занимательная математика»
1-4 класс
Разработчик: Прокопьева И.Ю.
Педагог д\о: Прокопьева И.Ю.
Миасский городской округ
2016-2017 уч. г.
Пояснительная записка
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь курс «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.
Курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Общая характеристика курса
«Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности». Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу - это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход - ответ.
Курс «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в факультатив включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации курса целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Место курса во внеурочной деятельности.
Программа рассчитана на 4 года с проведением занятий два раза в неделю. В 1-м классе 66 занятий в год, во 2-4 классах по 68 занятий в год. Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению.
Ценностными ориентирами содержания курса являются:
- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
- освоение эвристических приёмов рассуждений;
- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
-формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса.
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты представлены в содержании программы
в разделе «Универсальные учебные действия».
Предметные результаты отражены в содержании программы.
Содержание программы
1класс
Числа. Арифметические действия. Величины (20ч)
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений.
Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Форма организации обучения - математические игры:
- «Весёлый счёт» - игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино»,
- игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;
- игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
- игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) - двусторонние карточки: на одной стороне - задание, на другой - ответ;
- математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20»,
«Вычитание в пределах 10; 20»,
- игры: «Крестики-нолики»,
-конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Универсальные учебные действия:
- сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
- применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
-выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
-контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Мир занимательных задач (26 ч)
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Логические задачи.
Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора.
Решение олимпиадных задач. Задачи на смекалку.
Универсальные учебные действия:
- анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять
условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
- искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
-моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
- конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
- объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
-воспроизводить способ решения задачи;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
- анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
- оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
- участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
- конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика(20ч)
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) - «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Форма организации обучения - работа с конструкторами:
-моделирование фигур из одинаковых треугольников;
-танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат», «Спичечный» конструктор;
-конструктор лего. Набор «Геометрические тела»;
-конструктор «Танграм».
Универсальные учебные действия:
-ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
- ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;
-проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
-анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;
- составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;
-выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
- объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
- анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
-моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;
- осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
2класс
Числа. Арифметические действия. Величины (20ч)
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений.
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы.
Форма организации обучения - математические игры:
- «Весёлый счёт» - игра-соревнование. Игры: «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;
- игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;
- игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
- игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) - двусторонние карточки: на одной стороне - задание, на другой - ответ;
- математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100»,
«Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;
- игры: «Крестики-нолики», «Морской бой» и др. конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Универсальные учебные действия:
- сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
- применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
-выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
-контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Мир занимательных задач (28ч)
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Логические задачи. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.
Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.
Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Универсальные учебные действия:
- анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять
условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
- искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
-моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
- конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
- объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
-воспроизводить способ решения задачи;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
- анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
- оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
- участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
- конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика(20ч)
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Форма организации обучения - работа с конструкторами:
-моделирование фигур из одинаковых треугольников;
-танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат», «Спичечный» конструктор;
-конструктор лего. Набор «Геометрические тела»;
-конструктор «Танграм».
Универсальные учебные действия:
-ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
- ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;
-проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
-выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
-анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;
- составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;
-выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
- объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
- анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
-моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;
- осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
3класс
Числа. Арифметические действия. Величины (20ч)
Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Внетабличное умножение.
Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
Форма организации обучения - математические игры:
- «Весёлый счёт» - игра-соревнование. Игры: «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;
- игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «Счастливый случай», «Какой ряд дружнее?»;
- игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
- игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) - двусторонние карточки: на одной стороне - задание, на другой - ответ;
- математические пирамиды: «Сложение в пределах 100»,
«Вычитание в пределах 100», «Умножение», «Деление»;
- игры: «Крестики-нолики», «Морской бой» и др. конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Универсальные учебные действия:
- сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
- применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
-выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
-контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Мир занимательных задач (28ч)
Задачи на смекалку. Логические задачи. Старинные задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.
Решение олимпиадных задач. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Универсальные учебные действия:
- анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять
условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
- искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
-моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
- конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
- объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
-воспроизводить способ решения задачи;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
- анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
- оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
- участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
- конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика(20ч)
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Форма организации обучения - работа с конструкторами:
-моделирование фигур из одинаковых треугольников;
-танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат», «Спичечный» конструктор;
-конструктор лего. Набор «Геометрические тела»;
-конструктор «Танграм».
Универсальные учебные действия:
-выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
-анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;
- составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;
-выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
- объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
- анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
-моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;
- осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
4класс
Числа. Арифметические действия. Величины (20ч)
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Числа-великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)
Занимательные задания с римскими цифрами. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Площадь. Единицы площади.
Форма организации обучения - математические игры:
- «Весёлый счёт» - игра-соревнование; Игры: «Русское лото», «Математическое домино», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;
- игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «Счастливый случай», «Какой ряд дружнее?»;
- игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
- игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) - двусторонние карточки: на одной стороне - задание, на другой - ответ;
- математические пирамиды: «Сложение в пределах 1000»,
«Вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление»;
- игры: «Крестики-нолики», «Морской бой» и др. конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Универсальные учебные действия:
- сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
- применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
-выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
-контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Мир занимательных задач (28ч)
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Головоломки. Задачи на смекалку.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».
Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в
условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.
Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.
Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Универсальные учебные действия:
- анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять
условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
- искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
-моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
- конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
- объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
-воспроизводить способ решения задачи;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
- анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
- оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
- участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
- конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика(20ч)
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Форма организации обучения - работа с конструкторами:
-моделирование фигур из одинаковых треугольников;
-танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат», «Спичечный» конструктор;
-конструктор лего. Набор «Геометрические тела»;
-конструктор «Танграм».
Универсальные учебные действия:
-ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
-выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
-анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;
- составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;
-выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
- объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
- анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
-моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;
- осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Тематическое планирование
1 класс (66ч)
Тема
Кол-во уроков
Дата
Основное содержание работы
1-2
Математика - это интересно.
2
Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх», «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 × 3 клетки).
3-4
Танграм: древняя китайская головоломка.
2
Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения.
5-6
Путешествие точки.
2
Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Построение собственного рисунка и описание его шагов.
7-8
Игры с кубиками.
2
Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.
9-10
Танграм: древняя китайская головоломка.
2
Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе.
11-12
Волшебная линейка.
2
Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки.
13-14
Праздник числа 10.
2
Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.
15-16
Конструирование многоугольников из деталей танграма.
2
Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе.
17-18
Игра-соревнование «Весёлый счёт».
2
Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 × 5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице.
19-20
Игры с кубиками.
2
Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.
21-22
Конструкторы «Лего».
2
Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу.
23-24
Конструкторы «Лего».
2
Выполнение постройки по собственному замыслу.
25-26
Весёлая геометрия.
.
2
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность
27-28
Математические игры.
2
Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»,«Вычитание в пределах 10».
29-30
«Спичечный» конструктор.
2
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями.
31-32
«Спичечный» конструктор.
2
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями.
33-34
Задачи-смекалки.
2
Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения.
35-36
Прятки с фигурами.
2
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре».
37-38
Математические игры.
2
Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 10», «Вычитание в пределах 20».
39-40
Числовые головоломки.
2
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).
41-42
Математическая карусель.
2
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.
43-44
Математическая карусель.
2
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.
45-46
Уголки.
2
Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу.
47-48
Игра в магазин.
2
Монеты. Сложение и вычитание в пределах 20.
49-50
Конструирование фигур из деталей танграма.
2
Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе.
51-52
Игры с кубиками.
2
Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго - числа 4, 5, 6, 7, 8, 9.
53-54
Математическое путешествие.
2
Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 3; второй - прибавляет 2, третий - вычитает 3, а четвёртый - прибавляет 5. Ответы к четырём раундам записываются в таблицу.
1-й раунд: 10 - 3 = 7 7 + 2 = 9 9 - 3 = 6 6 + 5 = 11
2-й раунд: 11 - 3 = 8 и т. д.
55-56
Математические игры.
2
«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».
57-58
Секреты задач.
2
Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.
59-60
Математическая карусель.
2
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.
61-62
Числовые головоломки.
2
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).
63-64
Математические игры.
2
Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20»,«Вычитание в пределах 20».
65
Математика - это интересно.
1
Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх», «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 × 3 клетки).
66
Секреты задач.
1
Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.
Тематическое планирование
2 класс (68ч)
Тема
Кол-во уроков
Дата
Основное содержание работы
1-2
«Удивительная снежинка».
2
Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия».
3
Игра «Крестики-нолики» и конструктор «Танграм».
1
Сложение, вычитание в пределах 20.
4
Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник»
1
Сложение, вычитание в пределах 20.
5-6
Математические игры.
2
Числа от 1 до 100. Игра «Русское лото». Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)».
7-8
Прятки с фигурами.
2
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части.
9-10
Секреты задач.
2
Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах.
11-12
«Спичечный» конструктор.
2
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями.
13-14
«Спичечный» конструктор.
2
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями.
15-16
Геометрический калейдоскоп.
2
Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. Составление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе.
17-18
Числовые головоломки.
2
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).
19
Математические игры.
1
«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?».
20-21
Геометрия вокруг нас.
2
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
22-23
Путешествие точки.
2
24-24
Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др.
2
Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Построение собственного рисунка и описание его шагов.
25-26
Тайны окружности.
2
Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
27-28
Математическое путешествие.
2
Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; второй - прибавляет 18, третий - вычитает 16, а четвёртый - прибавляет 15.Ответы к пяти раундам записываются. (34 - 14 = 20; 20 + 18 = 38; 38 - 16 = 22; 22 + 15 = 37)
29-30
«Новогодний серпантин».
2
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.
31-32
«Новогодний серпантин».
2
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.
33-34
Математические игры.
2
Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 100». Работа с палитрой - основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по теме «Сложение и вычитание до 100».
35-36
«Часы нас будят по утрам…»
2
Определение времени по часам с точностью до часа. Часовой циферблат с подвижными стрелками. Конструктор «Часы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
37-38
Геометрический калейдоскоп.
2
Задания на разрезание и составление фигур.
39-40
Головоломки.
2
Расшифровка закодированных слов. Восстановление примеров: объяснить, какая цифра скрыта; проверить, перевернув карточку.
41-42
Секреты задач.
2
Задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными. Нестандартные задачи.
43-44
«Что скрывает сорока?»
2
Решение и составление ребусов, содержащих числа: ви3на, 100л, про100р, ко100чка, 40а, 3буна, и100рия и др.
45-46
Математические головоломки, занимательные задачи.
2
Решение математических головоломок, занимательных задач.
47-48
Дважды два - четыре. Таблица умножения однозначных чисел.
2
Игра «Говорящая таблица умножения»1. Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление». Математический набор «Карточки-считалочки» (сорбонки): карточки двусторонние: на одной стороне - задание, на другой - ответ.
49-50
Игры с кубиками.
2
Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел»
51-52
Дважды два - четыре.
2
Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
53-54
Дважды два - четыре.
2
Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Игра «Не собьюсь».
55-56
Интеллектуальная разминка.
2
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.
57-58
Составь квадрат.
2
Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей
59-60
Мир занимательных задач.
2
Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи.
61-62
Мир занимательных задач.
2
Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «о волке, козе и капусте».
63-64
Математические фокусы.
2
Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня).
65-66
Математическая эстафета.
2
Решение олимпиадных задач.
67-68
Весёлые примеры.
2
Решение примеров цепочкой.
Тематическое планирование
3 класс (68ч)
Тема
Кол-во уроков
Дата
Основное содержание работы
1-2
Интеллектуальная разминка.
2
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».
3-4
«Числовой» конструктор.
2
Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью комплектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3,…, 9 (10); 2) 10, 20, 30, … ,90; 3) 100, 200, 300,… , 900.
4-5
Геометрия вокруг нас.
2
Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников.
6-7
Волшебные переливания.
2
Решение задач на переливание.
8-9
В царстве смекалки.
2
Решение нестандартных задач (на «отношения»). Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).
10-11
В царстве смекалки.
2
Решение нестандартных задач (на «отношения»). Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).
12-13
«Шаг в будущее»
2
Игры: «Крестики-нолики», «Морской бой» , конструкторы «Монтажник», «Строитель», «Полимино», «Паркеты и мозаики» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
14-15
«Спичечный» конструктор.
2
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием.
16-17
«Спичечный» конструктор.
2
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием.
18-19
Числовые головоломки.
2
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).
20-21
Интеллектуальная разминка.
2
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.
22-23
Интеллектуальная разминка.
2
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры, математические головоломки, занимательные задачи.
24-25
Математические фокусы.
2
Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок, со скобками). Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобы в ответе получилось 1, 2, 3, 4, … , 15.
26-27
Математические игры.
2
Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000»,«Вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» (по выбору учащихся).
28-29
Секреты чисел.
2
Числовой палиндром - число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30) тремя одинаковыми цифрами.
30-31
Математическая копилка.
2
Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач.
32-33
Математическое путешествие.
2
Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; второй - прибавляет 180, третий - вычитает 160, а четвёртый - прибавляет 150. Решения и ответы к пяти раундам записываются. Взаимный контроль.1-й раунд: 640 - 140 = 500 500 + 180 = 680 680 - 160 = 520 520 +150= 670
34-35
Выбери маршрут.
2
Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотое кольцо» России, города-герои и др.
36-37
Числовые головоломки.
2
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).
38-39
В царстве смекалки.
2
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).
40-41
В царстве смекалки.
2
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).
42-43
Мир занимательных задач.
2
Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.
44-45
Геометрический калейдоскоп.
2
Конструирование многоугольников из заданных элементов. Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображения на части; заданного в уменьшенном масштабе.
46-47
Интеллектуальная разминка.
2
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.
48-49
Разверни листок.
2
Задачи и задания на развитие пространственных представлений.
50-51
От секунды до столетия.
2
Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит за одну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Что успевает сделать ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки? Составление различных задач.
52-53
От секунды до столетия.
2
Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит за одну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников.
54-55
Числовые головоломки
2
. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (какуро).
56-57
Конкурс смекалки.
2
Задачи в стихах. Задачи - шутки. Задачи - смекалки.
58-59
Это было в старину.
2
Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач. Работа с таблицей «Старинные русские меры длины»
60-61
Математические фокусы.
2
Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное число. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения.
62-63
Энциклопедия математических развлечений.
2
Составление сборника занимательных заданий. Использование разных источников информации (детские познавательные журналы, книги и др.).
64-65
Энциклопедия математических развлечений.
2
Составление сборника занимательных заданий. Использование разных источников информации (детские познавательные журналы, книги и др.).
66-68
Математический лабиринт.
2
Итоговое занятие - открытый интеллектуальный марафон.
Тематическое планирование
4 класс (68ч)
Тема
Кол-во уроков
Дата
Основное содержание работы
1-2
Интеллектуальная разминка.
2
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».
3-4
Числа-великаны
2
Работа с большими числами миллион и др:
4-5
.Числовой палиндром
2
Работа с числами , которые читаются одинаково слева направо и справа налево
6-7
Заколдованные слова
2
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)
8-9
В царстве смекалки.
.
2
Решение нестандартных задач (на «отношения»). Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).
10-11
В царстве смекалки.
2
Решение нестандартных задач (на «отношения»). Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).
12-13
Римские цифры
2
Занимательные задания с римскими цифрами
14-15
«Спичечный» конструктор.
2
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием.
16-17
Математические слова
2
. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
18-19
Числовые головоломки.
2
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).
20-21
Время. Единицы времени.
2
Решение задач с единицами времени.
22-23
«Весёлый счёт»
2
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры, математические головоломки, занимательные задачи.
24-25
Математические фокусы.
2
Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок, со скобками). Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобы в ответе получилось 1, 2, 3, 4, … , 15.
26-27
Математические игры.
2
«Русское лото», «Математическое домино», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;
28-29
Секреты чисел.
2
Числовой палиндром - число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30) тремя одинаковыми цифрами.
30-31
«Карточки-считалочки»
2
Работа с двусторонними карточками: на одной стороне - задание, на другой - ответ;
32-33
Математическое путешествие.
2
Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; второй - прибавляет 180, третий - вычитает 160, а четвёртый - прибавляет 150. Решения и ответы к пяти раундам записываются. Взаимный контроль.1-й раунд: 640 - 140 = 500 500 + 180 = 680 680 - 160 = 520 520 +150= 670
34-35
Выбери маршрут.
2
Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотое кольцо» России, города-герои и др.
36-37
Числовые головоломки.
2
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).
38-39
В царстве смекалки.
2
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).
40-41
В царстве смекалки.
2
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).
42-43
Мир занимательных задач.
2
Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.
44-45
Геометрический калейдоскоп.
2
Конструирование многоугольников из заданных элементов. Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображения на части; заданного в уменьшенном масштабе.
46-47
Интеллектуальная разминка.
2
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.
48-49
Разверни листок.
2
Задачи и задания на развитие пространственных представлений.
50-51
От секунды до столетия.
2
Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит за одну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Что успевает сделать ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки? Составление различных задач.
52-53
От секунды до столетия.
2
Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит за одну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников.
54-55
Числовые головоломки
2
. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (какуро).
56-57
Конкурс смекалки.
2
Задачи в стихах. Задачи - шутки. Задачи - смекалки.
58-59
Это было в старину.
2
Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач. Работа с таблицей «Старинные русские меры длины»
60-61
Математические фокусы.
2
Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное число. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения.
62-63
Энциклопедия математических развлечений.
2
Составление сборника занимательных заданий. Использование разных источников информации (детские познавательные журналы, книги и др.).
64-65
Энциклопедия математических развлечений.
2
Составление сборника занимательных заданий. Использование разных источников информации (детские познавательные журналы, книги и др.).
66-68
Математический лабиринт.
2
Итоговое занятие - открытый интеллектуальный марафон.
Материально-техническое обеспечение
1. Кубики (игральные) с точками или цифрами.
2. Комплекты карточек с числами:
1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10);
2) 10, 20, 30, 40, … , 90;
3. «Математический веер» с цифрами и знаками.
4. Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).
5.Электронные издания для младших школьников: «Математика и конструирование», «Считай и побеждай», «Весёлая математика» и др.
6. Игра «Математическое домино» (все случаи таблицы умножения).
7. Математический набор «Карточки-считалочки» (сорбонки).
8. Часовой циферблат с подвижными стрелками.
9. Набор «Геометрические тела».
10. Математические настольные игры: математические пирамиды «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100»,«Умножение», «Деление» и др.
11.Демонстрационные бусины «Счёт в пределах 10» (деревянные бусы красного и синего цвета, нанизанные на прочную верёвку, для демонстрации сложения и вычитания)
12. Демонстрационные бусины «Счёт в пределах 20» (деревянные бусы красного и синего цвета, нанизанные на прочную верёвку, для демонстрации сложения и вычитания)
13.Магнитный плакат «Математические кораблики» (плакат на магнитной основе с двухцветными карточками для изучения состава числа, сложения и вычитания в пределах 20) с методическими указаниями для учителя.
14.Счётный материал «Математические кораблики» (раздаточный материал по математике для изучения счёта в пределах 20 -деревянные фишки двух цветов в деревянном «кораблике»)
15.Альбом заданий к счётному материалу «Математические кораблики» (альбом для индивидуальной и групповой работы с опорой на магнитный плакат) с методическими указаниями.
16.Магнитная доска «Числовая прямая» (пособие на магнитной основе для изучения нумерации и действий сложения, вычитания, умножения и деления в пределах 100, с магнитными карточками) с методическими
рекомендациями.
17.Магнитный плакат «Арифметика до 100» (плакат на магнитной основе для изучения состава числа, сложения и вычитания в пределах 100, с магнитными карточками в деревянном ящике) с методическими указаниями для учителя
18.Числовая линейка, 1м (деревянная линейка с углублением в середине для выкладывания деревянных «единиц» и «десятков»)
19.Набор раздаточный для числовой линейки (ящик с деревянными «единицами», «десятками» двух цветов для отработки умений оперировать с числами в пределах 100 и изучения площади)
Литература для учителя
1. ООП НОО 2013г
2.В.А.Горской. Программа внеурочной деятельности. - М.: Просвещение,2011.
3. Кочурова Е.Э. Программа факультатива «Занимательная математика» для внеурочной деятельности младших школьников». - М.: Просвещение, 2011.
4. Григорьев Д.В. ,Степанов П.В. Внеурочная деятельность младших школьников. - М.: Просвещение, 2011.
5. Доржиева Л.А. , Стромилова Л.М. «Организация внеурочной деятельности в условиях образовательного учреждения при переходе на ФГОС».
6. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач - средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. 2009. № 7.
7. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. - СПб: Кристалл, 2001.
8. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. - Минск: Фирма «Вуал», 1993.
9. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. - СПБ: Союз, 2001.
10.Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе: пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1975.
Интернет-ресурсы
1. www.vneuroka.ru/mathematics.php - образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.
2. konkurs-kenguru.ru - российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».
3. 4stupeni.ru/stady - клуб учителей начальной школы. 4 ступени.
4. www.develop-kinder.com - «Сократ» - развивающие игры и конкурсы.
5. puzzle-ru.blogspot.com - головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.