- Учителю
- План - конспект урока скульптуры Лепка фигуры рыбака по мотивам тобольской резной кости
План - конспект урока скульптуры Лепка фигуры рыбака по мотивам тобольской резной кости
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств имени А.В. Ливна»
г.п. Излучинск, Нижневартовский район
Конспект урока
по лепке:
«Лепка фигуры рыбака
по мотивам
тобольской резной кости»
3 класс подготовительного отделения
преподаватель
Черноусенко Светлана Станиславовна
г.п. Излучинск
2013
ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА
по предмету лепка
(3 класс ДШИ подготовительное отделение, тема рассчитана на 6 часов)
Тема: Лепка фигуры рыбака по мотивам тобольской резной кости.
Вид занятия: лепка по образу и подобию.
Тип занятия: комбинированный
Цель урока: Сформировать у обучающихся представление о творчестве тобольских скульпторов косторезов. Освоение приема лепки из целого куска пластического материала.
Задачи:
Обучающая:
-
Формирование умения выполнять объёмное изображение из целого куска пластического материала, передавая особенности формы и пропорций;
Развивающая:
-
Развитие навыков и умений в работе со стеками и глины;
-
Развитие пространственного мышления.
Воспитывающая:
-
Воспитание уважения и интереса к творчеству народных мастеров, особенно мастеров родного края, бережного отношения к культурному наследию;
Основной метод проведения занятия: словесный, наглядный, практический.
Оборудование:
Для учителя:
ПК, мультимедийный проектор, экран;
Зрительный ряд: две скульптуры различные по размеру; презентация «Тобольская резная кость», репродукции работ: Обрядова В.П. «Рыбак», Русаев В.А. «Экно с лайками», «Хант - рыбак» мрамор, «Девочка с рыбой» мрамор, работы учащихся.
Для учащихся: глина; набор стеков; доска для лепки; тряпочка для вытирания рук и стеков; тряпочка для работы; клеенка; ангобы; кисти №2, №3; баночка для воды.
Оформление классной доски:«Последовательность лепки
из целого куска»
Тема: «Лепка фигура рыбака по мотивам тобольской резной кости»
Словарь:
-
Скульптура малых форм
-
Скульптор косторез
План занятия №1.
-
Организационный момент - 2-3 мин.
-
Подготовка к основному этапу - 2 -3 мин.
-
сообщение темы, цели занятия
-
постановка основных учебных задач и сообщение объема работы
-
активизация познавательной деятельности обучающихся
-
Изучение нового материала - 8-10 мин.
-
Практическая работа -15 мин.
-
закрепление основных приемов лепки
-
объяснение и наглядный показ поэтапного ведения работы
-
самостоятельная работа
-
Подведение итогов - 5 мин.
-
общий просмотр, анализ работ
-
фронтальный опрос
-
Завершение урока - 5 мин.
-
сообщение домашнего задания
-
уборка рабочего места
Ход занятия:
-
Организационный момент - 2 мин.
Приветствие учащихся. Проверка учащихся по списку, готовности к уроку.
2. Подготовка к основному этапу - 5 мин.
Какая ждёт сегодня нас работа
Поскорее узнать нам охота.
Мы будем не клеить, не резать, не шить
Мы будем сегодня фигурку лепить.
Сообщение темы, цели урока, активизация познавательной деятельности - 3 мин.
Сегодня у вас будет возможность почувствовать себя не просто скульпторами, а скульпторами косторезами. Задача у нас необычная - используя пластичный материал, такой как глина, создать фигурку рыбака по подобию образцов тобольской резной кости.
-
Изучение нового материала с использованием презентации - 10 мин.
Урок начинается с беседы о скульптуре малых форм.
В процессе объяснения демонстрируется презентация «Тобольская резная кость».
Вниманию учащихся предложены две скульптуры, выполненные из глины, но различного между собой размера.
Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на две скульптуры. Как вы думаете, чем они похожи между собой?
Учащиеся: скульптуры похожи формой; на них традиционная одежда хантов, которая украшена орнаментами.
Учитель: Чем отличаются между собой скульптуры?
Учащиеся: Фигурки различны по размеру. Одна больше, вторая меньше.
Учитель: Сегодня вам предстоит познакомиться с одним из видов скульптуры - скульптурой малых форм.
Скульптура малых форм - это произведения мелкой пластики, изготовленные из камня, кости, фарфора, дерева, бронзы и других материалов.
Как правило, к ним относятся статуэтки или композиции жанрово-бытового характера, изображения животных, сувениры, произведения народных мастеров.
К малым формам относятся: круглые скульптуры, но и рельефы: памятные медали, медальоны, глиптика (искусство резьбы по камню).
Сегодня вам предлагается познакомиться, с одним из видов скульптуры малых форм, Тобольским косторезным промыслом.
Давайте немного окунемся в историю возникновения Тобольского косторезного промыслы:
На высоком холме у слияния рек Иртыш и Тобола раскинулся старинный город Тобольск, который известен не только своей славной историей, но и косторезным промыслом. /Слайд №2/
Развитию промысла способствовало обилие мамонтовой кости, которую находили в отвалах речных берегов и сохранившаяся резьба по ней у коренных народов Крайнего Севера - хантов, манси и ненцев. /Слайд №3/
В 1929 году была организована Тобольская косторезная фабрика художественных косторезных изделий - единственное в нашей стране сохранившееся предприятие
/Слайд №4/
Основной линией развития тобольского промысла стала миниатюрная объемная скульптура, эти миниатюры чаще всего изображали бытовые сценки из жизни северных народов и были изготовлены из обработанной кости или бивней мамонта, бизона, оленя, зуба кашалота. /Слайд №5/
Наряду с миниатюрными станковыми произведениями в тобольской резьбе получают распространение силуэтные композиции, названные «гонками» или «поездками». Они изображают северянина, который едет в нартах на оленях или собаках часто в сопровождении семейства. /Слайд №6/
Отличительной чертой тобольских мастеров является тщательная шлифовка материала, который остается гладким, без мелких рельефных узоров, без гравировки. Мастера ценили красоту самого материала - белизну кости, её заглаженную, как бы ледяную поверхность, ассоциирующуюся с вечными снегами Северных просторов.
Сегодня искусство художественной обработки кости представляет одно из интереснейших явлений в многонациональной культуре нашего края.
Сейчас вы познакомитесь с творчеством скульпторов косторезов:
Обрядова Вера Прокопьевна /Слайд №7/
Родилась в 1938 году в г. Тобольске. Окончила в Абрамцевскую художественную школу в г. Хотькове Московской области. В 1957-1981 годах работала мастером на Тобольской фабрике художественных косторезных изделий. Персонажи Веры Обрядовой - теплые, веселые, спокойные, немного статичные. Абсолютное большинство своих произведений Обрядова вырезает из единого блока кости.
Русаев Виталий Андреевич (1935-2002), /Слайд №8/
Родился в селе Большая Заморозовка Велижанского района Тюменской области. В 1950-1971 работал на Тобольской фабрике художественных косторезных изделий. Виталий Русаев любит вырезать веселых, озорных мальчишек, бытовые сценки из жизни северных народов.
Тимергазеев Минсалим Валиахметович /Слайд № 9-13/
- хранитель косторезного ремесла.
Родился в 1950 в деревне Красный Яр Ялуторовского района Тюменской области. Учился в изостудии при Тобольской косторезной фабрике (1967-1969)
Один из наиболее известных тобольских художников-косторезов, творчество которого отличается глубоким своеобразием. В 1991 основал художественно-промышленную артель "Минсалим" при Тобольском государственном историко-архитектурном музее-заповеднике. Будучи на Севере, изучал художественный местный костюм, орнамент, особенности быта ханты и манси. Чувствуется стремление автора в максимально маленький размер вложить емкое содержание.
-
Практическая работа:
Учащимся предлагается слепить фигуру рыбака по образу и подобию.
Есть такая поговорка: Без труда, не вытащишь и рыбку из пруда.
Учитель: Прежде, чем приступить к работе, давайте вспомним основные приемы лепки.
Основные приемы лепки
Прием лепки:
Описание:
Разминание.
Приём используется для разминания глины и придания ей пластичности.
Скатывание.
Прием используется для придания материалу шарообразной формы. Кучек глины положите между ладонями и, слегка сжимая, кругообразными движениями скатайте в шарик.
Раскатывание.
Цилиндрическую форму можно получить методом раскатыванием.
Кусок материала между ладонями раскатайте прямолинейными движениями рук, удлиняя его и придавая цилиндрическую форму.
Сплющивание.
Уплощенная форма получается методом сплющиванием.
Шарик сдавите ладонями или пальцами, он приобретет дисковую форму или форму лепешки.
Вытягивание.
При помощи большого и указательного пальцев захватить кусочек глины с одной стороны и слегка вытянуть.
Вдавливание стеками.
Вдавите стек в кусочек глины по направлению к центру.
Заглаживание.
Этот приём используется для получения гладких поверхностей.
Приём выполняется кончиками пальцев или увлажнённой губкой.
Учитель: На этом уроке вам необходимо набрать общую массу фигуры:
1. Берем кусочек глины средних размеров и скатываем конус. Чтобы изделие не было тяжёлым и при обжиге не лопнуло, конус делаем полым.
2. Используя основные приемы лепки (такие как вытягивание и сплющивание) формируем голову и руки фигурки.
3. В процессе лепки выполняем детализацию фигурки (уточняем пропорции, передаем движение, лепим капюшон).
-
Подведение итогов.
В конце занятия проводится фронтальный опрос, с целью выявления уровня сформированности теоретических и практических знаний учащихся на занятии.
Учитель. Сегодня у вас бала возможность почувствовать себя не просто скульпторами, а скульпторами косторезами. Задача у нас была необычная - используя пластичный материал, такой как глина, создать фигурку рыбака по подобию образцов тобольской резной кости. На уроке вы познакомились с историей возникновения Тобольского косторезного промысла, с творчеством скульпторов косторезов.
Проводится выставка работ учащихся.
- Давайте посмотрим, что получилось у наших мастеров. Учащиеся демонстрируют свои работы, рассказывают о своих замыслах и их воплощении.
- На следующем уроке мы будем изучать хантыйские орнаменты и декорировать фигуру орнаментами.
-
Уборка рабочего места. Завершение урока.
На втором занятии учащиеся изучают и зарисовывают орнаменты характерные для народов ханты и манси. После зарисовки отдельных элементов орнамента, учащимся раздаются шаблоны с изображение малицы, и им предлагается украсить малицу орнаментами.
На третьем занятии, учащиеся приступают к декорированию изделия из глины. На основе выполненных зарисовок малицы, наносят орнамент на одежду фигуры, прорабатывают фактуру шерсти и чешуи рыбы. После завершения декорирования, работа расписывается ангобами, высушивается и обжигается в муфельной печи.
Список использованной литературы
-
Сокольникова Н.М.«Изобразительное искусств и методика преподавания в начальной школе» Москва. ACADEMA. 1999.
-
Федотов Ф. «Послушная глина. Основы художественного мастерства» АСТ - ПРЕСС М. 1999;
-
Митлянская Т.Б. О работах мастеров косторезных промыслов. - В кн. Труды НИИХП. - М.: «Легкая индустрия», 1975;
-
Валов А.А. «Тобольская резная кость» Свердловск 1987;
-
Валов А.А., Сезева Н.И., Шайхтдинова Н.Н. «Художники Тюмени» 1994;
-
«Художники Тюмени, Путеводитель». Тюмень, 1982г.
Использованные материалы и Интернет - ресурсы
-
Путь в Сибирь www.ikz.ru/siberianway/tobolsk-history/kost.html
-
forum.faleristika.info/viewtopic.php?f=730&t=79737
-
Обрядова В.П. «Таежная хозяйка», «Молодая хозяйка», «Финиш», «Весна», «Сон в пургу» www.bibliotekar.ru/rusKost/48.htm
-
Русаев В.А. «Заплетание косы», «Завтрак собакам» www.bibliotekar.ru/rusKost/48.htm
-
Тимергазеев М.В. «Дедушка и бабушка», «Мальчик с собаками», «Весенний мотив» www.bibliotekar.ru/rusKost/48.htm</</p>
7