- Учителю
- Рабочая программа по внеурочной деятельности Ритмика 3 кл
Рабочая программа по внеурочной деятельности Ритмика 3 кл
МБОУ«Приреченская СОШ»
Рузаевского муниципального района
Республики Мордовия
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
на заседании ТМЦО «Родничок»
Зам. директора по УВР
Директор школы
________________________
_____________/Курышева Н.Н./
__________/Шуюпова Г.Ф.
/
от «___»__________20___г.
«____»______________20___г.
«____»____________20___г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Ритмика»
3 класс
Составитель рабочей программы -
учитель Горшкова К. С.
п. Левженский
2016-2017 уч. год.
Пояснительная записка
Рабочая программа «Ритмика» 3 класс составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Ритмика и танец» 1-8 классы, утвержденная Министерством образования 06.03.2001г. ; «Ритмическая мозаика», программы по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста, автор А. И. Буренина.
Известно, что эффективность образования детей в школе во многом зависит от состояния их здоровья. Мы живём во времена бурного развития современной и массовой гиподинамии, когда ребёнок волей-неволей становится заложником, быстро развивающихся технических систем (телевидения, компьютеры, сотовая связь и т.д.) - всё это приводит к недостатку двигательной активности ребёнка и отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения.
Количество часов в неделю - 1 час. За год - 34 часа.
Цель программы - приобщение детей к танцевальному искусству, развитие их художественного вкуса и физического совершенствования.
Задачи:
-формирование необходимых двигательных навыков, развитие музыкального слуха и чувство ритма;
-совершенствование жизненно-важных навыков и умений чувствовать и
ощущать музыкальный ритм посредством обучения ритмическим
движениям;
-развитие интереса к занятиям ритмикой, формам активного досуга, развитие
координации движения, эстетического вкуса, художественно-творческой и
танцевальной способности, фантазии, памяти, кругозора;
-развитие двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости, танцевальных навыков;
- формирование красивой осанки, выразительности пластики движений и жестов в танцах, играх, хороводах, упражнениях;
-улучшение психического состояния, повышение работоспособности и двигательной активности;
-воспитание умений работать в коллективе;
Общая характеристика учебного предмета
Ритмика - это танцевальные упражнения под музыку, которые учат чувствовать ритм и гармонично развивают тело.
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках спортивно-оздоровительного направления.
Актуальность программы сегодня осознается всеми. Современная школа стоит перед фактором дальнейшего ухудшения не только физического, но и психического здоровья детей. Чтобы внутренний мир, духовный склад детей был богатым, глубоким, а это по настоящему возможно лишь тогда, когда "дух" и "тело", находятся в гармонии, необходимы меры целостно развития, укрепления и сохранения здоровья учащи
Ритмика способствует правильному физическому развитию и укреплению детского организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно - творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор. Занятия по ритмике направлены на воспитание организованной, гармонически развитой личности.
На уроках ритмики постоянно чередуются нагрузка и отдых, напряжение и расслабление. К увеличению напряжения и нагрузки ученики привыкают постепенно, что благотворно сказывается потом на других уроках.
Занятия по ритмике тесно связаны с обучением на уроках физкультуры и музыки, дополняя друг друга. Ведь именно уроки ритмики наряду с другими предметами способствуют общему разностороннему развитию школьников, корректируют эмоционально-волевую зрелость. У детей развивается чувство ритма, музыкальный слух и память. На уроках дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается пространственная ориентация, улучшается осанка, формируется чёткость и точность движений.
Занятия ритмикой положительно влияют на умственное развитие детей: ведь каждое занятие нужно понять, осмыслить, правильно понять, осмыслить, правильно выполнять движения, вовремя включаться в деятельность, надо осмыслить соответствие выбранных движений характеру музыки. Эти занятия создают благоприятные условия для развития творческого воображения школьников. Бесспорно также их воздействие на формирование произвольного внимания, развитие памяти. Потребность детей в движении превращается в упорядоченную и осмысленную деятельность. Уроки ритмики оказывают на детей организующее и дисциплинирующее влияние, помогают снять чрезмерную возбудимость и нервозность.
Уроки ритмики в целом повышают творческую активность и фантазию школьников, побуждают их включаться в коллективную деятельность класса. Постепенно ученики преодолевают скованность, у них возрастает осознание ответственности за свои действия перед товарищами, приобретают способность к сценическому действию под музыку. С использованием элементов костюма и декорации. Отработанные сценические музыкальные постановки удобно использовать при проведении детских утренников. Особенно хочется отметить ценность народных плясок и танцев. Они приобщают детей к народной культуре. Все народные танцы предназначены для совместного исполнения и совершенствуют навыки общения детей между собой. В них дети учатся внимательно относиться к партнёру, находить с ним общий ритм движения.
Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать.
В процессе выполнения специальных упражнений под музыку (ходьба цепочкой или в колонне в соответствии с заданными направлениями, перестроения с образованием кругов, квадратов, «звездочек», «каруселей», движения к определенной цели и между предметами) осуществляется развитие представлений учащихся о пространстве и умение ориентироваться в нем.
Упражнения с предметами: обручами, мячами, шарами, лентами развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений. Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер (веселая, грустная), развивают способность переживать содержание музыкального образа.
Занятия ритмикой эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с другом.
Программа по ритмике состоит из четырёх разделов:
-
Упражнения на ориентировку в пространстве
-
Ритмико-гимнастические упражнения
-
Игры под музыку
-
Танцевальные упражнения
В каждом разделе в систематизированном виде изложены упражнения и определен их объем, а также указаны знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся, занимаясь конкретным видом музыкально-ритмической деятельности.
На каждом уроке осуществляется работа по всем разделам программы в изложенной последовательности. Однако в зависимости от задач урока учитель может отводить на каждый раздел различное количество времени, имея в виду, что в начале и конце урока должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.
Содержание первого раздела составляют упражнения, помогающие детям ориентироваться в пространстве.
Основное содержание второго раздела составляют ритмико-гимнастические упражнения, способствующие выработке необходимых музыкально-двигательных навыков. В раздел ритмико-гимнастических упражнений входят задания на выработку координационных движений. Задания на координацию движений рук лучше проводить после выполнения ритмико-гимнастических упражнений, сидя на стульчиках, чтобы дать возможность учащимся отдохнуть от активной физической нагрузки.
Во время проведения игр под музыку перед учителем стоит задача научить учащихся создавать музыкально-двигательный образ. Причем, учитель должен сказать название, которое определяло бы характер движения. Например: «зайчик» (подпрыгивание), «лошадка» (прямой галоп), «кошечка» (мягкий шаг), «мячик» (подпрыгивание и бег) и т. п. Объясняя задание, учитель не должен подсказывать детям вид движения (надо говорить: будете двигаться, а не бегать, прыгать, шагать).
</ После того как ученики научатся самостоятельно изображать повадки различных животных и птиц, деятельность людей, можно вводить инсценирование песен (2 класс ), таких, как «Почему медведь зимой спит», «Как на тоненький ледок», в которых надо раскрыть не только образ, но и общее содержание. В дальнейшем (3 класс) предлагается инсценирование хорошо известных детям сказок. Лучше всего начинать со сказок «Колобок», «Теремок». В 4 классе дети успешно показывают в движениях музыкальную сказку «Муха-Цокотуха».
Обучению младших школьников танцам и пляскам предшествует работа по привитию навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения. Например, освоение хорового шага связано со спокойной русской мелодией, а топающего - с озорной плясовой. Почувствовать образ помогают упражнения с предметами. Ходьба с флажками в руке заставляет ходить бодрее, шире. Яркий платочек помогает танцевать весело и свободно, плавно и легко.
Задания этого раздела должны носить не только развивающий, но и познавательный характер. Разучивая танцы и пляски, учащиеся знакомятся с их названиями (полька, гопак, хоровод, кадриль, вальс), а также с основными движениями этих танцев (притопы, галоп, шаг польки, переменчивый шаг, присядка и др.).
Исполнение танцев разных народов приобщает детей к народной культуре, умению находить в движениях характерные особенности танцев разных национальностей.
3.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
На занятиях ритмикой особое внимание уделяется не только развитию ритмической, но и эмоционально-действенной связи музыки и танца. Танец решает те же задачи эстетического развития и воспитания что и музыка. В музыке заложены содержание и характер любого танцевального произведения. Не может быть танца без музыки, без ритма. Обучение искусству танца происходит параллельно с музыкальным воспитанием: дети учатся понимать, слушать и слышать музыку, органически сливать в единое целое движение и музыку.
Эта программа является модифицированной, она рассчитана на физическое, эмоциональное и нравственное развитие и совершенствование детей. Программа нацелена на личностное развитие ребенка.
4.
Методы и приёмы обучения
Методы и приёмы обучения, используемые в хореографической работе со школьниками, можно условно разделить на наглядные, совестные и практические.
Кроме того, в методическом арсенале педагога есть методы с ярко-выраженной психолого-педагогической доминантой, а также более локальные, частные, специфические приёмы, в которых преобладает хореографическая составляющая (постановочные и исполнительские).
Наглядный метод включает в себя разнообразные приёмы:
-
образный показ педагога;
-
эталонный образец-показ движения лучшим исполнителем;
-
подражание образам окружающей действительности;
-
приём тактильно-мышечной наглядности;
-
наглядно-слуховой прием; демонстрация эмоционально-мимических навыков;
-
использование наглядных пособий.
Словесный метод состоит из многочисленных приёмов:
-
рассказ;
-
объяснение;
-
инструкция;
-
лекция;
-
беседа;
-
анализ и обсуждение;
-
словесный комментарий педагога по ходу исполнения танца;
-
приём раскладки хореографического па;
-
приём закрепления целостного танцевального движения-комбинации;
-
приём словесной репрезентации образа хореографического движения.
Практический метод обогащён комплексом различных приёмов, взаимосвязанных наглядностью и словом:
-
игровой приём;
-
детское «сотворчество»;
-
соревновательность и переплясность;
-
использование ассоциаций-образов, ассоциаций-метафор;
-
комплексный приём обучения;
-
выработка динамического стереотипа (повторяемость и повторности однотипных движений);
-
фиксация отдельных этапов хореографических движений;
-
сравнение и контрастное чередование движений и упражнений;
-
приём пространственной ориентации;
-
развитие основных пластических линий;
-
музыкальное сопровождение танца как методический приём;
-
хореографическая импровизация;
-
приём художественного перевоплощения.
Кроме того, в работе с младшими школьниками очень эффективный и психолого-педагогический метод:
-
приём педагогического наблюдения;
-
проблемного обучения и воспитания;
-
приём индивидуального, дифференцированного подхода к каждому ребёнку;
-
приём подсознательной деятельности;
-
приём контрастного чередования психофизических нагрузок и восстановительного отдыха (релаксация);
-
педагогическая оценка исполнения ребёнком танцевальных упражнений.
Формы представления результатов: показательные выступления, подготовка танцевальных номеров.
Содержание
-
УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ
Ходьба в соответствии с метрической пульсацией: чередование ходьбы с приседанием, со сгибанием коленей, на носках, широким и мелким шагом, на пятках, держа ровно спину. Построение в колонны по три. Перестроение из одного круга в два, три отдельных маленьких круга и концентрические круги путем отступления одной группы детей на шаг вперед, другой - на шаг назад. Перестроение из общего круга в кружочки по два, три, четыре человека и обратно в общий круг.
Выполнение движений с предметами, более сложных, чем в предыдущих классах.
-
РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Общеразвивающие упражнения. Наклоны, повороты и круговые движения головы. Движения рук в разных направлениях: отведение рук в стороны и скрещивание их перед собой с обхватом плеч; разведение рук в стороны с напряжением (растягивание резинки). Повороты туловища в сочетании с наклонами; повороты туловища вперед, в стороны с движениями рук. Неторопливое приседание с напряженным разведением коленей в сторону, медленное возвращение в исходное положение. Поднимание на носках и полуприседание. Круговые движения ступни. Приседание с одновременным выставлением ноги вперед в сторону. Перелезание через сцепленные руки, через палку. Упражнения на выработку осанки.
Упражнения на координацию движений. Взмахом отвести правую ногу в сторону и поднять руки через стороны вверх, хлопнуть в ладоши, повернуть голову в сторону, противоположную взмаху ноги. Круговые движения левой ноги в сочетании с круговыми движениями правой руки. Упражнения на сложную координацию движений с предметами (флажками, мячами, обручами, скакалками). Одновременное отхлопывание и протопывание несложных ритмических рисунков в среднем и быстром темпе с музыкальным сопровождением (под барабан, бубен). Самостоятельное составление простых ритмических рисунков. Протопывание того, что учитель прохлопал, и наоборот.
Упражнения на расслабление мышц. Выпрямление рук в суставах и напряжение всех мышц от плеча до кончиков пальцев; не опуская рук, ослабить напряжение, давая плечам, кистям, пальцам слегка пассивно согнуться (руки как бы ложатся на мягкую подушку). Поднять руки вверх, вытянуть весь корпус - стойка на полупальцах, быстрым движением согнуться и сесть на корточки. Перенесение тяжести тела с ноги на ногу, из стороны в сторону.
-
ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ
Передача в движениях частей музыкального произведения, чередование музыкальных фраз. Передача в движении динамического нарастания в музыке, сильной доли такта. Самостоятельное ускорение и замедление темпа разнообразных движений. Исполнение движений пружиннее, плавнее, спокойнее, с размахом, применяя для этого известные элементы движений и танца. Упражнения в передаче игровых образов при инсценировке песен. Передача в движениях развернутого сюжета музыкального рассказа. Смена ролей в импровизации. Придумывание вариантов к играм и пляскам. Действия с воображаемыми предметами. Подвижные, игры с пением и речевым сопровождением.
-
ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Повторение элементов танца по программе 2 класса. Шаг на носках, шаг польки. Широкий, высокий бег. Сильные поскоки, боковой галоп. Элементы русской пляски: приставные шаги с приседанием, полуприседание с выставлением ноги на пятку, присядка и полуприсядка на месте и с продвижением. Движения парами: боковой галоп, поскоки. Основные движения народных танцев.
Тематическое планирование 3 классТема урока
Кол-во часов
Виды деятельности
1. Вводный урок.. Беседа о технике безопасности на уроке, при разучивании танцев.
1
Ходьба в соответствии с метрической пульсацией: чередование ходьбы с приседанием, со сгибанием коленей, на носках, широким и мелким шагом, на пятках, держа ровно спину. Построение в колонны по три. Перестроение из одного круга в два, три отдельных маленьких круга и концентрические круги путем отступления одной группы детей на шаг вперед, другой - на шаг назад. Перестроение из общего круга в кружочки по два, три, четыре человека и обратно в общий круг
2. Разучивание разминки. Общеукрепляющие упражнения.
1
3. Виды ходьбы и
1
4. Упражнения на развитие координации.
1
5. Перестроение для танцев. Рисунок танца.
1
6. Позиции рук. Основные правила.
1
7. Позиции ног. Основные правила. Закрепление.
1
8. Танец "Новый год к нам мчится". Позиции в паре. Основные правила.
1
9. Прослушивание музыкальных произведений. Партерный экзерсис
1
10. Просмотр видеозаписи танцев. Партерный экзерсис.
1
Повторение элементов танца по программе 2 класса. Шаг на носках, шаг польки. Широкий, высокий бег. Сильные поскоки, боковой галоп. Элементы русской пляски: приставные шаги с приседанием, полуприседание с выставлением ноги на пятку, присядка и полуприсядка на месте и с продвижением. Движения парами: боковой галоп, поскоки. Основные движения народных танцев.
11. Основные движения танца "Новый год к нам мчится". Разучивание движений.
1
12. Отработка основных движений танца «Новый год к нам мчится».
1
13. Закрепление. Подготовка к выступлению.
1
14. Народно-хореографический танец. Позиции ног, рук.
1
15. Отработка движений.
1
16. Закрепление.
1
17. Танец « Счастливое детство».
1
18. Понятие "линия танца". Общеразвивающие упражнения.
1
19. Отработка построение "линии", "хорошие", "шахматы"…
1
Передача в движениях частей музыкального произведения, чередование музыкальных фраз. Передача в движении динамического нарастания в музыке, сильной доли такта. Самостоятельное ускорение и замедление темпа разнообразных движений. Исполнение движений пружиннее, плавнее, спокойнее, с размахом, применяя для этого известные элементы движений и танца. Упражнения в передаче игровых образов при инсценировке песен. Передача в движениях развернутого сюжета музыкального рассказа. Смена ролей в импровизации. Придумывание вариантов к играм и пляскам. Действия с воображаемыми предметами. Подвижные, игры с пением и речевым сопровождением.
20. Танец "Счастливое детство". Основные движения.
1
21. Отработка движений танца "Счастливое детство".
1
22. ОРУ: перекаты стопы, носках, каблуках. "Вальс" - основные движения.
1
23. История образования "Вальса". Позиции ног, рук. Отработка движений.
1
24. Танец "Музыкальный". Позиции в паре.
1
25. Основные положения рук, ног в паре.
1
26. Закрепление танцев "Вальс", "Музыкальный", "Счастливое детство".
1
27. ОРУ. Партерный экзерсис
1
28. Партерный экзерсис. Основные движения. Танец "Вальс".
1
29. Геометрические композиции фигур (индивидуальные и коллективные).
1
30. Основные движения танца «Школьные годы».
1
31. Музыкальная композиция"Школьные годы".
1
32. Просмотр видеозаписи танцев разных народов.
1
33. Отработка танца «Школьные годы».
1
34. Урок-смотр знаний. Подготовка к выступлению.
1
34ч
Календарно-тематическое планирование 3 класс
п/п
Тема урока
Кол-во часов
Виды деятельности
Дата проведения
план
факт
1. Вводный урок.. Беседа о технике безопасности на уроке, при разучивании танцев.
1
Ходьба в соответствии с метрической пульсацией: чередование ходьбы с приседанием, со сгибанием коленей, на носках, широким и мелким шагом, на пятках, держа ровно спину. Построение в колонны по три. Перестроение из одного круга в два, три отдельных маленьких круга и концентрические круги путем отступления одной группы детей на шаг вперед, другой - на шаг назад. Перестроение из общего круга в кружочки по два, три, четыре человека и обратно в общий круг
2. Разучивание разминки. Общеукрепляющие упражнения.
1
3. Виды ходьбы и
1
4. Упражнения на развитие координации.
1
5. Перестроение для танцев. Рисунок танца.
1
6. Позиции рук. Основные правила.
1
7. Позиции ног. Основные правила. Закрепление.
1
8. Танец "Новый год к нам мчится". Позиции в паре. Основные правила.
1
9. Прослушивание музыкальных произведений. Партерный экзерсис
1
10. Просмотр видеозаписи танцев. Партерный экзерсис.
1
Повторение элементов танца по программе 2 класса. Шаг на носках, шаг польки. Широкий, высокий бег. Сильные поскоки, боковой галоп. Элементы русской пляски: приставные шаги с приседанием, полуприседание с выставлением ноги на пятку, присядка и полуприсядка на месте и с продвижением. Движения парами: боковой галоп, поскоки. Основные движения народных танцев.
11. Основные движения танца "Новый год к нам мчится". Разучивание движений.
1
12. Отработка основных движений танца «Новый год к нам мчится».
1
13. Закрепление. Подготовка к выступлению.
1
14. Народно-хореографический танец. Позиции ног, рук.
1
15. Отработка движений.
1
16. Закрепление.
1
17. Танец « Счастливое детство».
1
18. Понятие "линия танца". Общеразвивающие упражнения.
1
19. Отработка построение "линии", "хорошие", "шахматы"…
1
Передача в движениях частей музыкального произведения, чередование музыкальных фраз. Передача в движении динамического нарастания в музыке, сильной доли такта. Самостоятельное ускорение и замедление темпа разнообразных движений. Исполнение движений пружиннее, плавнее, спокойнее, с размахом, применяя для этого известные элементы движений и танца. Упражнения в передаче игровых образов при инсценировке песен. Передача в движениях развернутого сюжета музыкального рассказа. Смена ролей в импровизации. Придумывание вариантов к играм и пляскам. Действия с воображаемыми предметами. Подвижные, игры с пением и речевым сопровождением.
20. Танец "Счастливое детство". Основные движения.
1
21. Отработка движений танца "Счастливое детство".
1
22. ОРУ: перекаты стопы, носках, каблуках. "Вальс" - основные движения.
1
23. История образования "Вальса". Позиции ног, рук. Отработка движений.
1
24. Танец "Музыкальный". Позиции в паре.
1
25. Основные положения рук, ног в паре.
1
26. Закрепление танцев "Вальс", "Музыкальный", "Счастливое детство".
1
27. ОРУ. Партерный экзерсис
1
28. Партерный экзерсис. Основные движения. Танец "Вальс".
1
29. Геометрические композиции фигур (индивидуальные и коллективные).
1
30. Основные движения танца «Школьные годы».
1
31. Музыкальная композиция"Школьные годы".
1
32. Просмотр видеозаписи танцев разных народов.
1
33. Отработка танца «Школьные годы».
1
34. Урок-смотр знаний. Подготовка к выступлению.
1
34ч
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
-
сформированность мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
-
любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих танцевальных способностей; навыков творческой установки.
-
умение свободно ориентироваться в ограниченном пространстве, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые движения.
Метапредметные результаты:
-
умение детей двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, различать и точно передавать в движениях начало и окончание музыкальных фраз, передавать в движении простейший ритмический рисунок;
-
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
-
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-
самовыражение ребенка в движении, танце.
Предметные результаты:
Учащиеся должны уметь:
-
понимать и принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения;
-
организованно строиться (быстро, точно);
-
сохранять правильную дистанцию в колонне парами;
-
самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам;
-
соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе;
-
правильно выполнять упражнения: «Хороводный шаг», «Приставной, пружинящий шаг, поскок».
-
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
-
формулировать собственное мнение и позицию;
-
договариваться и приходить к общему решению в совместной репетиционной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-
умение координировать свои усилия с усилиями других.
8.Материально-техническое обеспечение кабинета
- учебный кабинет, актовый зал;
- магнитофон;
- компьютер, оснащенный звуковыми колонками;
- фонотека; диски DVD, диски DVD- караоке
- детские песни из мультфильмов (ремиксы, оригиналы и минусовки);
- наглядные демонстрационные пособия;
- коврики для выполнения упражнений;
- мячи, гимнастические палки, спортивные ленты.
ЛИТЕРАТУРА
1.Андреева М. Дождик песенку поет. - М.: Музыка, 1981.
2.Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыке. - М.: Музыка, 1979.
3.Бекина С., Ломова Т., Соковинина Е. Музыка и движение. - М.: Просвещение, 1984.
4.Бекина С., Ломова Т. Хоровод веселый наш. - М.: Музыка, 1980.
5.Бекина С., Соболева Э., Комальков Ю. Играем и танцуем. - М.: Советский композитор, 1984.
6.Бычаренко Т. С песенкой по лесенке: Методическое пособие для подготовительных классов ДМШ. - М.: Советский композитор, 1984.
7.Волкова Л. Музыкальная шкатулка. Вып. I-III. - М.: Музыка, 1980.
8.Дубянская Е. Нашим детям. - Л.: Музыка, 1971.
9.Дубянская Е. Подарок нашим малышам. - Л.: Музыка, 1975.
10.Зимина А. Музыкальные игры и этюды в детском саду. - М.: Просвещение, 1971.
11.Коза-Дереза: Народные сказки с музыкой. Под ред. Н. Метлова. - М.: Музыка, 1969.
12.Медведева М. А мы просо сеяли: Русские народные игры и хороводы для детей младшего возраста. Вып. 3, 4. - М.: Музыка, 1981.
13.Метлов Н., Михайлова Л. Мы играем и поем: Музыкальные игры для детей дошкольного и младшего дошкольного возраста. - М.: Советский композитор, 1979.
14.Слонов Н. Аленушка и лиса: Русская народная сказка. - В сб.: Гори, гори ясно. - М.: Музыка, 1984.
15.Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. - М.: Советский композитор, 1989.
16.Луговская А. Ритмические упражнения, игры и пляски. - М.: Советский композитор, 1991.
17.Бергер Н. Сначала - Ритм -Композитор, Санкт-Петербург 2004
18.Коренева Т.Ф. Музыкальные ритмопластические спектакли - ч.1, ч. 2. Владос. 2002.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
1. www.dance-city. narod.ru
2. www.danceon.ru
3. www. mon. gov. ru
3. www.tangodance.by