7


  • Учителю
  • Открытый урок Исполнительские приемы игры на гитаре. Развитие музыкального мышления

Открытый урок Исполнительские приемы игры на гитаре. Развитие музыкального мышления

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

образования детей

«Центр эстетического воспитания и образования детей»



















Конспект открытого урока по теме:

«Исполнительские приемы игры на гитаре. Развитие музыкального мышления»



(дополнительная общеразвивающая программа

«Обучение игре на гитаре»)











Автор: Иванова Марина Викторовна,

преподаватель

по классу народных инструментов

(аккордеон, гитара)















Кингисепп

2015

Общие сведения

Дата проведения: 17.11.2015

Место: МБОУ ДОД «ЦЭВ и ОД».

Кабинет № 37.

Отделение: музыкальное.

Предмет: Классическая гитара

Ф.И. ученика: Ерцев Матвей

Возраст: 7 лет

Год обучения: 1 год обучения



Тема открытого урока: «Исполнительские приемы игры на гитаре. Развитие музыкального мышления ».

Место в образовательной программе:

Занятие относится к разделу первого года обучения, тема № 5

« Исполнительские приемы»

Степень сложности занятия - урок средней сложности с элементами повышенной сложности.

Цель урока: Формирование основ музыкального мышления на примере сочетания основных исполнительских приемов.

Задачи урока:

Обучающие:

1. Обобщить знания по исполнению основных игровых приемов;

2. Сформировать первоначальный навык овладения комбинаторной игры;

3. Освоить элементарные навыки игры в ансамбле с педагогом.

Развивающие:

  1. Способствовать развитию музыкально-слуховых представлений, музыкального мышления;

  2. Развивать познавательный интерес ,творческую активность учащегося;

  3. Способствовать развитию пальцевой моторики через игру и специальные упражнения.



Воспитательные:

  1. Воспитывать выносливость, ответственность, целеустремленность в достижении результата;

  2. Способствовать повышению самооценки у учащегося;

  3. Побудить мотивацию к самостоятельной творческой работе воспитанника..



Тип урока: комбинированный



Форма организации: индивидуальная



Структура урока:

  1. Вводная организационная часть - 4 мин.

  • Настройка инструмента - 1 мин.

  • Приветствие и краткая информация присутствующим о предыдущей работе с учащимся по данной теме - 0,5 мин

  • Постановка цели учебного занятия - 0,5 мин

  • Пальчиковая гимнастика (физические упражнения без инструмента) - 2 мин;

  1. Основная часть - 22 мин

  • Посадка за инструментом, постановочные элементы - 2 мин;

  • Закрепление исполнительских приемов: апояндо, тирандо - 2 мин;

  • Творческая работа по градации основных приемов исполнения- 13 мин;

  • Физкультминутка- 1 мин.

  • Творческое задание на закрепление пройденного -4мин.

  1. Заключительная часть 4 мин

Домашнее задание - 1мин;

  • Рефлексия. Подведение итогов.-3мин.





Содержательные блоки урока:



  1. Вводная организационная часть:

  • Постановка цели учебного занятия.

  • Физический блок;

  1. Основная часть:

  • Повторение ранее пройденного;

  • Творческая работа;

  • Физкультминутка;

  • Творческое задание.

  1. Заключительная часть:

  • Домашнее задание;

  • Рефлексия. Подведение итогов.





Планируемый ожидаемый результат :

Личностный:

  • Повышена самооценка;

  • Прослеживается устойчивая мотивация к дальнейшей самостоятельной творческой активности учащегося;

  • Стремится к достижению результата.



Метапредметный:

  • Способен размышлять, рассуждать;

  • Развит познавательный интерес;

  • Освоены специальные упражнения для развития мелкой моторики..

Предметный:

  • Обобщил знания по исполнению игровых приемов;

  • Сформировал первоначальный навык сочетания различных исполнительских комбинаций;

  • Освоил элементарные навыки игры в ансамбле с педагогом.



Способы проверки результативности:

  • беседа;

  • наблюдение;

  • индивидуальное и совместное исполнение;

  • прослушивание.



Методы обучения:

  • Словесный (теоретическая часть);

  • Наглядный или объяснительно - иллюстративный (демонстрация педагогом);

  • Практический (повторение пройденного);

  • Частично-поисковый.



Педагогические принципы:

  • Воспитания в процессе обучения

  • Сотворчество

  • Содружество

  • Избежание запрета.



Материально - техническое оснащение урока:

  • Оборудованный учебный класс, который соответствует требованиям санитарно-гигиенических норм;

  • Стол, стулья, шкаф;

  • Гитара, пульт;

  • Личный инструмент учащегося(гитара)

  • Ноты, изображения животных

  • Металлофон

  • Диктофон

Литература



Методическая литература преподавателя:

-Б. Кременштейн Педагогика Г.Г. Нейгауза

  • литература для учащихся и родителей:

- Болучевский Ю., Фомин В. «Краткий музыкальный словарь для учащихся»

- Д. Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке» Москва «Музыка»1977

- Р. Шуман «Жизненные правила для музыкантов» Москва Музгиз 1992

15.Интернет-ресурсы:

www.gitarizm.ru-Российский</<font face="Times New Roman, serif"> гитарный ресурс

www.notes.tarakanov.net - Нотный архив Бориса Тараканова

www.gitarizm.ru - Российский гитарный ресурс

Структура учебного занятия:

Этап занятия

Время

1

Вводная

4 минуты.

2

Основная часть.

22 минуты

3

Подведение итогов.

4 минуты.

VII. Содержательные блоки учебного занятия:

Этап занятия

Содержание этапа

занятия

Действия

воспитанника

Особые

отметки

Время

1

Вводная часть

4 мин.

1

Организация начала занятия

Настройка инструмента.

Приветствие.

Постановка цели и задач урока. Настрой учащегося на учебную деятельность.





Создание комфортных

условий, атмосферы радости.

Подготовка инструмента к работе.

Подготовка рабочего места.



Воспитанник садится на стул соответствующий его росту.

Разложить материалы и приготовить аппаратуру в соответствии с техникой безопасности

2мин.

2

Традиционный блок занятия.

Пальчиковая гимнастика.

Разминка . Упражнения на развитие мелкой моторики.

Сидя на стуле, учащийся выполняет упражнения для развития свободы и гибкости пальцев и рук..

Способству

ет

снятию психологичес

кого и эмоциональ

ного напряжения.

2мин.

2

Основная часть

22

мин.

1



















2

































3









































































































4

Посадка за инструментом, постановочные элементы.









Закрепление исполнительских приемов: « апояндо», «тирандо».





















Творческая работа по градации основных приемов исполнения.















































































Коррекция результатов проверки знаний и умений.

Работа над правильной посадкой и постановкой рук.

Беседа.







Применение на практике основных приемов звукоизвлечения.























Прослушивание.

Совместное исполнение.













Создание проблемной ситуации.

Дидактическая игра « Дождик».













Исполнение учащимся пьесы « Дождик»











Прослушивание, беседа о примененном способе игры.





Смена приемов, их

градация.

Совместное исполнение, прослушивание, обсуждение. Сравнительный анализ.







Беседа о сочетании исполненных приемов.

Посадка ученика с инструментом, корректировка педагогом элементов постановки.



Учащийся выполняет упражнения на открытых струнах: « Шагом-шагом», « Бегом-бегом».















Ученик исполняет пьесу « Дождик» « апояндо», учится слышать и рассуждать.



Ученик играет на металлофоне малой амплитудой движений.











Повторное исполнение пьесы в новом характере, другим игровым приемом.

Исполнение пьесы « Шутливый дуэт» приемом «апояндо»



Повторное исполнение разных вариантов под диктофон.

Воспитанник дает оценку исполненному.

Делает свой выбор.



Формулирует основные понятия .

Контроль над выпрямлением позвоночника и расслабление мышц.

Способству

ет активизации

двигатель

ных навыков, координации работы постановоч

ного аппарата.







Привлечение активного контроля над исполнением глубокого звука.





Дает ощутить на практике

легкие, короткие движения, сопоставить их с игровым « тирандо».



Способствует развитию ассоциативно- образного мышления.







Развивает музыкально-слуховые представления.



Формирует понимание логики мышления и

дифференцированного

подхода к способам исполнения.





Укрепляет уверенность в своих силах.

2 мин.















2 мин.





























13 мин.









5























6

Физкультминутка.

















Творческая работа с элементами исследовательской деятельности



















Упражнение « Хлоп, хлоп, хлоп».

Выполняется стоя.















Закрепление понимания пройденного. Творческая работа: « Изобрази зверя».

























Ученик по очереди с педагогом прохлопывают друг другу любой ритмический рисунок.





Из предложенных изображений зверей с текстами, учащийся выбирает два любых. Обдумывает и исполняет пьеску любым выбранным приемом( или сочетанием приемов).

Развивает ритмический слух.



Здоровье- сберегающие технологии.





Дает возможность практического применения полученных знаний, расширяет рамки осмысления материала.



1мин.























4 мин.

3

Заключительная часть

4мин.

1

Домашнее задание.

Заключительный фрагмент учебного занятия.

Обсуждение домашнего задания с преподавателем Вручение раскрасок.

Задание даётся с учётом работоспособности и познаватель

ной активности ученика.

1мин

2

Рефлексия

-Сегодня я почувствовал, что..

-Я смог….

-Я научился….

Диалог в непринуждённой форме снимает психологическое напряжение и расслабляет ребёнка

в конце занятия

Укрепляет в ученике чувство собственной значимости, создает атмосферу доверия.

2 мин.

3

Подведение итогов.

Благодарность ученику за плодотворную творческую работу. Оценка его действий на уроке.

Формулирование выводов.

Ощущение удовлетворения и радости от проделанной работы.

1 мин.



Конспект открытого урока.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Подготовка инструментов к занятию (настройка инструмента) и введение в тему.

Настройка инструмента

Преподаватель: « Добрый день, Матвей! Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады, что сегодня на нашем уроке по специальности классическая гитара, собралось так много гостей!

- Матвей, посмотри, на занятие пришли преподаватели нашего Центра, которым очень интересно познакомиться с тобой и с нашим творчеством.

- Уважаемые коллеги, Ерцев Матвей, ученик 1 класса, раздел программы

« Исполнительские приемы».

-Матвей, какие приемы игры на гитаре ты изучил на предыдущих уроках?

( предполагаемый ответ : « тирандо», « апояндо» ) Верно. Это самые основные приемы, без которых ты не сможешь правильно играть. Помнишь, как обозначены они в нотах? ( предполагаемый ответ ученика: Я не встречал таких обозначений )

- Правильно, в нотах их обозначения нет и возникает проблема - каким приемом исполнять то или другое произведение? Решению этой проблеме посвящен сегодняшний урок, на котором нам предстоит не только играть, но и размышлять, анализировать, делать свой выбор. Тема урока: «Исполнительские приемы игры на гитаре. Развитие музыкального мышления».

Традиционный блок занятий. Пальчиковая гимнастика.

Преподаватель: « Прежде чем ты начнешь играть, необходимо подготовить к исполнению руки и пальчики, сделать несколько упражнений для их гибкости и свободы. В этом нам поможет любимая пальчиковая гимнастика.

Преподаватель: «Матвей, предлагаю тебе самому выбрать первое упражнение для разминки по своему желанию и настроению ( предполагаемый ответ- « Зайцы» ).

- Первое упражнение называется «Зайцы», приготовили указательный и средний пальчики ( преподаватель выполняет вместе с учеником).



« Зайцы»



Скачет зайка косой Указательный и средний пальцы правой руки

вверх, остальные выпрямить и соединить.

Под высокой сосной Ладонь правой руки вертикально вверх,

пальцы широко расставлены.

Под другой сосной Ладонь левой руки вертикально вверх,

пальцы широко расставлены.

Скачет зайка второй Указательный и средний пальцы левой руки

вверх, остальные выпрямить и соединить.



П: «Пальчики размялись, и настала очередь размять ладошки. Следующее упражнение выбираю я, называется оно-« Замок», здесь мы также будем сочетать тренировку рук со словами».

« Замок»



На двери висит замок Ритмичные быстрые соединения пальцев двух

Кто открыть его бы мог? рук в замок.

Потянули, Пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в

разные стороны.

Покрутили, Движение сцепленными пальцами от себя к

себе.

Постучали Пальцы сцеплены, основания ладоней стучат

друг о друга.

И открыли! Пальцы расцепляются, ладони в сторону.



П: « Все вышло отлично! Пальцы размялись, ладошки согрелись. Мы готовы к исполнению на гитаре? ( обращение к ученику ).

Матвей: « Я хотел бы выполнить еще одно упражнение-разминку».

П: « Хорошо, мой друг, выбирай»

( Предполагаемый ответ Матвея -« Человечки») Замечательный выбор, вновь разминаются указательный и средний пальцы, им придется сегодня еще не мало потрудиться , выполняем.»

« Человечки» (иллюстрации движений к тексту, визуальное восприятие)

Выше ноги, шире шаг Движение указательного и среднего пальцев

Марширует наш отряд правой руки по ноге(движение маршеобразное)

(ученик выбирает соответствующее изображение, комментируя правильность движения)

Побежали вдоль реки Движение указательного и среднего пальцев

Дети наперегонки правой руки по ноге (движение быстрое, бегом)

(ученик выбирает соответствующее изображение, комментирует)



П: « Как ты думаешь, Матвей, какие приемы игры на гитаре очень похожи на движения этих человечков -шаг и бег? Шагаем полной подушечкой или же касаемся только кончиком пальца?

Матвей: « Я думаю, что это « тирандо» и « апояндо».

П: «Правильно! Это уже знакомые нам, основные исполнительские приемы игры на гитаре. Сегодня мы обязательно к ним вернемся, но прежде необходимо правильно сесть за гитару и проверить постановку рук! Я предлагаю тебе вспомнить и самому показать правила посадки с инструментом.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Посадка с инструментом, постановочные элементы.



Матвей: «Садимся на край стула, левая нога ставится на подставку высокую, правая тоже на подставке, но более низкой ( чтобы не болталась нога, если не достает до пола). Гитару надо опустить на левую ногу и прижать к себе, правая рука пока внизу, затем, не меняя изгиба, поднять и положить на обечайку, левая рука держит гриф.

П:« Я увидела, Матвей, что ты хорошо запомнил все правила посадки и постановки рук. Давай повторим это действие еще раз: опускаем руку вниз и, сохраняя ее положение, поднимаем и кладем на обечайку. Рука расслаблена и свободна, плечи опущены, спина прямая, сидеть удобно и комфортно. Левую руку пока можно положить на пятку гитары ( упражнение выполняется несколько раз). Теперь мы готовы к игре.





Закрепление ранее изученных приемов.

-Предлагаю двигаться по струнам как по ступенькам вверх и вниз, играя приемом« апояндо» (ударом), шагать с остановками на соседних струнах. Палец всей подушечкой скользит по струне ( исполнение с подтекстовкой « шагом-шагом, иллюстрация маршировки).

- Теперь изобразим бег, играя « тирандо»( щипком), оттягиваем струну дугой и работаем только изогнутым кончиком пальца, нет остановки на соседней струне ( исполнение « бегом-бегом», иллюстрация). Давай еще раз для закрепления этих приемов выполним это упражнение вместе (педагог играет вместе с учеником ) .

Творческая работа.

-Матвей, мне очень понравилось играть с тобой вместе, звук, особенно на « апояндо», получился глубокий, сильный, объемный и напомнил уже знакомую нам пьеску « Дождик». Исполни нам ее, пожалуйста.

Пьеска « Дождик» закличка ( исполнение учащегося мелодии со словами )



Дождик, дождик, кап да кап,

Ты не капай долго так

Дождик, дождик льется,

В руки не дается.

П: «Матвей, расскажи, каким приемом звукоизвлечения ты сыграл эту пьеску? ( предполагаемый ответ ученика « апояндо»).Да, длинные и долгие звуки передали очень грустную мелодию, дождик получился унылым и затяжным. Видел ли ты когда-нибудь дождик вместе с солнышком ,летний, очень теплый, под которым хочется побегать? ( предполагаемый ответ ученика- «Да») Капли падают быстро, отрывисто и звонко стучат по крыше , как на этой картинке ( иллюстрация « веселого» дождика).Как ты думаешь, что надо изменить в нашей пьеске, чтобы передать характер другого, « веселого» дождика?

Матвей: «Я думаю…, что эту мелодию можно сыграть погромче, как будто капли громко барабанят.

П: « Давай исполним эту мелодию вместе».

( совместное исполнение пьесы « Дождик» громким и уверенным звуком на « апояндо»)

-У нас сейчас получился настоящий ливень! Он не очень похож на картинку « веселого» дождика. Предлагаю тебе изобразить его на металлофоне».



Дидактическая игра: « Дождик»



П: « Бери молоточек в руки, и, ударяя по пластинкам, изобрази дождик летний, озорной, капли отскакивают от поверхности ( ученик ударяет по клавише металлофона палочкой, изображая капельки дождя).



- Звуки получились легкими, короткими, а замах палочки не большой. Как же изобразить такой дождь на гитаре?»

Матвей: « Я, кажется, понял, нам нужно будет сыграть на гитаре тоже легко и весело!»

П: « Правильно! С помощью какого приема игры мы можем это сделать?»

Матвей: « Думаю, что с помощью « тирандо!»

П: «Конечно! Молодец! Характер звука, извлеченного щипком( «тирандо») легкий, суховатый и как раз подойдет для исполнения такого дождика!

(исполнение учеником пьески « Дождик» на « тирандо»)

П: « Посмотри, Матвей, сколько разных вариантов дождика мы с тобой сегодня смогли показать, меняя лишь исполнительские приемы- «апояндо» или « тирандо». Это здорово! Как ты думаешь, можно ли эти приемы игры сочетать сразу в одном произведении? Например, в пьеске Л. Ивановой « Шутливый дуэт»?

Матвей: « Я пока не знаю, наверное, надо попробовать».

П: « Обязательно попробуем , но сначала просто сыграй нам эту пьеску.

( исполнение учеником пьески « Шутливый дуэт» играет на «апояндо»)

Взял Топтыгин контрабас:

-Ну-ка все пускайтесь в пляс!



Ни к чему ворчать и злиться,

Лучше будем веселиться!



П: « Замечательное исполнение! Ты даже постарался разделить тему на две, очень различные по характеру, части: тему медведя и тему зверей, играя громче и тише. Молодец! Автор этого произведения явно хотела подчеркнуть этот контраст, сочинив мелодию с большим скачком из низкого регистра( медведь) в высокий( звери). Но мы ж с тобой тоже думающие музыканты и способны творчески подойти к исполнению?! Согласен? ( предполагаемый ответ ученика: Да). Тогда, давай подумаем, какими способами игры можно еще больше разграничить образы сильного, властного медведя и слабеньких испуганных зверюшек?

Матвей: « Может быть надо тему медведя сыграть звуком глубоким (подсказка педагога, если необходимо) « апояндо», а зверюшек более легким- « тирандо»?

Преподаватель: « Хорошо, предлагаю исполнить эту пьеску дуэтом ( в два голоса) и в двух вариантах. Один вариант будет исполняться только приемом « апояндо», другой - « апояндо»-медведь, «тирандо»- звери. А чтобы мы смогли оценить со стороны оба этих выступления, предлагаю использовать записывающее устройство. Запишем, затем послушаем и выберем лучший вариант. Я включаю диктофон!

( исполнение пьесы ансамблем в двух вариантах)

П: « Теперь, давай немного отдохнем, послушаем наши исполнения и выберем лучший номер ( прослушивание обеих записей).

Матвей: « Даже не верится , что это я играю…! Но второй раз получилось лучше!

П: « Да, Матвей, я с тобой полностью согласна! Проведя сейчас такое небольшое исследование, можно сказать, что, используя оба приема звукоизвлечения, повтори, пожалуйста, их название ( предполагаемый ответ ученика : « апояндо», « тирандо» ) мы получили более богатую тембровую и динамическую окраску. Согласен? ( предполагаемый ответ: Да) Мы с тобой- большие молодцы! Давай поаплодируем друг другу ( хлопаем в ладоши), а заодно вспомним любимую игру: « Хлоп, хлоп, хлоп»( выполняется стоя).

Физкультминутка.



Мы погреемся немножко, Потираем ладошки друг о друга.

Мы похлопаем в ладошки.

Хлоп, хлоп, хлоп, Хлопки в ладоши.

Хлоп, хлоп.

( Ученик, попеременно с учителем, выполняют упражнение, где каждый, прохлопывая сочиненный им самим ритмический рисунок, предлагает второму - повторить, упражнение проделывается несколько раз.)



Творческое задание:

П : « Теперь наступило время творческого музыкального задания, оно называется « Изобрази зверя». Перед нами несколько изображений различных животных с текстами ( зайчик, лиса, щенок, кошка, барашек). Выбери две любые картинки, прочитай внимательно текст внизу ( можно с помощью учителя) и попробуй, играя на гитаре, по очереди передать их настроения. Играть можно на любых струнах, тем исполнительским приемом, который, как ты считаешь, наиболее подходит выбранному рисунку и тексту под ним!

(учащийся выбирает два понравившихся рисунка , обдумывает ( возможно понадобится помощь преподавателя) и через небольшой промежуток времени исполняет сочиненные песенки).

П:( предположительно)Матвей, почему ты для изображения зайчика использовал «тирандо», а для кошки- «апояндо»?( предполагаемые ответы: зайка убегает и очень быстро скачет ( ученик изображает прыгающего зайца) поэтому я играл щипком( «тирандо»), а кошечка шла не спеша, потягивалась( изображает руками медленные шаги животного), поэтому я сыграл с опорой(« апояндо»).

- Хорошо, Матвей, вижу, ты отлично усвоил тему сегодняшнего урока. Я заметила с каким усердием ты выполнял творческое задание! Скажи пожалуйста, хотел бы ты продолжить эту работу дальше? ( предполагаемый ответ:«Да») Тогда за сегодняшнее старание и усердие, я дарю тебе все картинки зверей. Дома ты сможешь продолжить творить: сочинять мелодии и раскрашивать изображения! Если ты успел заметить: это - картинки раскраски! ( ученик с радостью принимает рисунки) Это твое домашнее задание!

Рефлексия

Преподаватель: «Матвей, поделись своими впечатлениями, что тебе понравилось сегодня на уроке? (предполагаемые ответы: понравилось сочинять песенки, играть на металлофоне, совместное исполнение пьес и т.д.)

- Продолжи:

-Сегодня я почувствовал, что….

-У меня получилось……

- Я смог…..

Я научился…..

-Я попробую дальше…..

Подведение итогов:

-Наше занятие подошло к концу. Сегодня мы с тобой еще раз проработали основные исполнительские приемы, также, исполняя знакомые мелодии, постарались разнообразить их тембр сменой игрового приема. Много играли ансамблем. Учились размышлять, анализировать, искать. Матвей, мы с тобой проделали большую творческую работу, я заметила, как ты старался и потрудился сегодня на « отлично»! Молодец! Цель урока достигнута, тема проработана и усвоена. Спасибо, Матвей, за хорошую работу на уроке! Спасибо всем за внимание!



Преподаватель по классу гитары________________________ / Иванова М. В./



























 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал