7


  • Учителю
  • Программа по хореографии танцевального коллектива Импульс

Программа по хореографии танцевального коллектива Импульс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АПШЕРОНСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

(наименования пишутся полностью, прописными буквами, по центру)





Принята на заседании Утверждаю

педагогического/методического совета Директор МБУ ДО ЦДТ

от «____»___________________2016 г. _______________/ФИО/

Протокол № _____________________ «___»__________2016 г.









ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА





ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ





«__________________________ «Импульс»(Хореография)______________________

(Указывается наименование программы)



Уровень программы :__________ознакомительный_______________

(ознакомительный, базовый или углубленный)



Срок реализации программы:_____1 год (72 ч.)__________________

(общее количество часов)



Возрастная категория: от 4 до 6 лет



Вид программы: ____________авторская________________________

(типовая, модифицированная, авторская)



Автор-составитель:

Скоробогатая Любовь Николаевна

(Педагог дополнительного образования)

(указать ФИО и должность разработчика)





































г. Апшеронск, 2016









1.Пояснительная записка



  1. Направленность данной программы.

«Хореография» по содержанию является художественной; по функциональному предназначению-досуговой, учебно-познавательной и общекультурной; по форме организации - групповой, для самодеятельных коллективов, общедоступной.. Она представляет собой синтез классического, эстрадного и современного танца. Представив танец во всем его многообразии, дав возможность ребенку попробовать себя в различных направлениях, мы тем самым открываем более широкие перспективы для самоопределения и самореализации



1.2. Актуальность, новизну, педагогическую целесообразность, программы

В связи с острой проблемой гиподинамии, занятия по хореографии позволяют восполнить дефицит движений, способствуют развитию грации, осанки, красоты тела, что делает данную программу актуальной. Новизна программы корпоративная. Большим потенциалом в продуцировании новой в образовательной программе обладают процессы интеграции смежных направлений, таких как классическая хореография с современной хореографией. Программа расширяет знания учащихся в области современной культуры и танцевального искусства, приобщает детей к здоровому образу жизни, к общечеловеческим ценностям, развивает артистические способности, творческую активность, социальный, интеллектуальный, нравственный уровень учащихся. Более того впервые, введена в программу ролевая игра которая определенно помогает добиться сильнейшего педагогического эффекта. Танцы являются одной из наиболее массовых и общедоступных форм приобщения детей к основам классического и эстрадного танца. Программа направлена на вооружение учащихся знаниями основ современного танца и хореографического искусства.

Педагогическая целесообразность программы объясняется основными принципами, на которых основывается вся программа, это - принцип взаимосвязи обучения и развития; принцип взаимосвязи эстетического воспитания с хореографической и физической подготовкой, что способствует развитию творческой активности детей, дает детям возможность участвовать в постановочной и концертной деятельности. Эстетическое воспитание помогает становлению основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия.

Отличительная особенность данной дополнительной

общеобразовательной программы:

Данная программа - авторская. Настоящая программа адаптирована к условиям работы в учреждении дополнительного образования. Особенность и новизна образовательной программы заключатся в том, что программный материал насыщен большим многообразием танцев, игр, актерского мастерства мира. Помимо изучения танцев дети знакомятся с культурой и традициями различных стран. В основе лежат разнообразные танцевальные комбинации Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца.- Л.: Искусство, 1983. Богаткова Л. Хоровод друзей.- М.: Детгиз, 1957.Боголюбская М. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания.- М., 1986. Ваганова А. Основы классического танца.- Л.: Искусство, 1960.



2.2.2.4. Адресат программы

Возраст детей, обучающихся в реализации данной программы 4-6 лет.

В коллектив принимаются все желающие при наличии свободных мест и отсутствии медицинских противопоказаний. Круг интересов желающие заниматься современной хореографии и эстрадным танцем. Количество детей в группе - от 8 до 15 человек.



1.3. Цель программы: формирование у учащихся основных двигательных умений и

навыков, а также развитие творческих способностей детей.

Задачи:

Обучить детей основам хореографии.

Сформировать навыки выполнения танцевальных упражнений.

Развивать ловкость, выносливость и физическую силу.

Воспитывать чувство коллективизма, способность к продуктивному творческому общению.

Цель 1 года обучения: содействие развитию активной творческой личности через занятия хореографией

Задачи 1 года обучения:

Освоение основ партерного экзерсиса.

Развитие правильной осанки, выворотности ног, четкой координации движений.

Воспитание коллективизма, способности к продуктивному творческому общению.



Цель 2 года обучения:

Развитие индивидуальных возможностей ребенка.

Задачи 2 года обучения:

Научить детей переживать, мыслить, запоминать и оценивать культуру своих движений.

Исполнять движения, сохраняя танцевальную осанку, выворотность, владеть движениями стопы.

Воспитать музыкальный вкус и любовь к искусству танца.

Цель 3 года обучения:

Формирование у учащихся танцевальных навыков и развитие индивидуальных возможностей.

Задачи 3 года обучения:

Повторить и закрепить ранее изученный хореографический материал с увеличением силовой нагрузки.

Развивать технику исполнения упражнений в более быстром темпе.

Научить элементарным основам техники исполнения движений джаз-модерн танца.

Цель 4 года обучения:

Формирование танцевальной культуры учащихся

Задачи 4 года обучения:

Вырабатывать правильность и чистоту исполнения движений современной хореографии.

Развивать и повышать уровень танцевальной техники.

Усложнять музыкальное сопровождение.

Научить мысленно представлять движения (импровизировать).

Воспитывать чувство ответственности, коллективизма и конструктивности

Цель 5 года обучения:

Совершенствование танцевальных знаний умений и навыков.

Задачи 5 года обучения:

Развивать выносливость, силу и устойчивость за счет ускорения темпа, увеличения количества движений в упражнениях.

Развивать исполнительские навыки и артистичность.

Воспитывать культуру поведения и общения.



1.4



1.5



1.6 Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на 5 лет обучения

Количество часов в год:

I год обучения -2 раза в неделю по 2 занятия в день (144ч. в год);

II год обучения -3 раза в неделю по 2 занятия в день (216 ч. в год);

III год обучения - 3 раза в неделю по 2 занятия в день (216 ч. в год);

IV год обучения - 3 раза в неделю по 2 занятия в день (216 ч. в год);

V год обучения - 3 раза в неделю по 2 занятия в день (216 ч. в год).



1.7 Формы и режим занятий.

Продолжительность занятий в соответствии с нормами СанПиН - 2 по 30 мин. для детей в возрасте до 8 лет; 2 по 45 мин. - для остальных обучающихся;



Формы проведения занятий:

Основная форма занятия - групповая. Чаще всего это комплексное занятие включающее в себя изучение нового материала, повторение пройденного, а так же творческие задания по актёрскому мастерству и импровизации.

-Коллективная - учащиеся рассматриваются как целостный коллектив, имеющих своих лидеров (самостоятельная постановка спортивно-танцевальных композиций).

- Индивидуальная - осуществляется подготовка сольных танцев, разучивание сольных партий. Программа предлагает разные виды занятий:

-учебное занятие;

- занятие - игра;

- открытое занятие;

- класс - концерт;

- занятие - экскурсия;

Рассказы, развлекательные игры, викторины, конкурсы, соревнования, праздники, театрализации, беседы, коллективные творческие дела, ролевые и деловые игры, туристические походы, трудовые десанты, социально моделирующие игры, социально ориентированные трудовые, гражданско-патриотические формы.

1.8 Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

Ожидаемые результаты определяются в зависимости от возраста группы и этапа освоения программы. По освоению программы за период обучения дети приобретают знания и умения по следующим показателям и критериям:

- теоретическая подготовка ребенка, предусмотренная образовательной программой;

- соответствие теоретических знаний программным требованиям;

- осмысленность и правильность использования специальной терминологии;

- практическая подготовка ребенка, предусмотренная программой.

К концу 1 года обучения учащиеся будут знать и уметь:

основы партерного экзерсиса.( основные виды растяжек); уметь правильно владеть своей осанкой, выворотностью ног, четкой координации движений.

К концу 2 года обучения учащиеся смогут:

-исполнять танцевальные движения в соответствии с учебно - тематическим планом , сохраняя танцевальную осанку, выворотность.

- переживать, мыслить, запоминать и оценивать культуру своих движений.

- слушать и различать музыкальный материал;

- знать историю и искусство танца (русского и украинского)

К концу 3 года обучения учащиеся смогут:

- исполнить произведения в быстром темпе.

- смогут исполнить элементарные движения джаз-модерн танца.

- овладеют техникой джазового танца.

- будут знать основные движения, комбинации и разновидности современного танца.

- смогут сочинить танцевальный номер «Конфетти».

К концу 4 года обучения учащиеся будут:

- исполнять движения современной хореографии правильно и чисто.

- уметь мысленно представлять движения (импровизировать).

К концу 5 года обучения учащиеся будут:

- исполнять современные танцы (хип-хоп; джаз-модерн)

- знать основные позиции ног в джаз-танце, тяговые пор де бра.

1.9 Формы подведения итогов реализации образовательной программы.

В хореографии система предъявления результатов образовательной деятельности представлена в виде участия в танцевальных мероприятиях ( итоговые занятия, концерты ), конкурсах и фестивалях. Уровень обучения по программе определяется в ходе итоговой аттестации. Результаты оцениваются по 3-м уровням: В- высокий, С- средний, Н- низкий и заносятся в протоколы заседания аттестационной комиссии, по итогом которой проводится коррекция программы.

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Теория

Практика

1.

Введение в программу:

2





1.1

Вводное. Хореография как часть мировой культуры

1



1





1.2

Из истории хореографии

1

1



2.

Азбука музыкального движения:

18





2.1

Музыкально -ритмические занятия

6

1

5

2.2

Музыкально - игровые занятия.



6

1

5

2.3

Постановка танцевальных этюдов.



6

1

5

3.

Элементы классического экзерсиса

36





3.1

Ритмика.

12

1

11

3.2

Партерный экзерсис.



12

1

11

3.3

Дыхательная гимнастика

12

1

11

    Народно-сценический танец

    18





    4.1

    Русский танец

    6

    1

    5

    4.2

    Белорусский танец

    6

    1

    5

    4.3

    Импровизация и актёрское мастерство.

    6

    1

    5

    5.

    Элементы современного танца

    36





    5.1

    Танцевальные игры

    9

    1

    8

    5.2

    Рисунок танца

    9

    1

    8

    5.3

    Репетиции и постановка танцев.

    9

    1

    8

    5.4

    Танцевальная мозаика (репетиционно-постановочная работа)

    9

    1

    8

    6.

    Постановочная работа

    36

    4

    32

    Итого:

    144

    19

    125

    УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

    п/п

    Наименование разделов и тем

    Всего часов

    Теория

    Практика

    Введение в программу:

    2





    1.1

    Вводное. Хореография как часть мировой культуры

    1



    1





    1.2

    Из истории хореографии

    1



    1

    Азбука музыкального движения:

    36





    2.1

    Музыкально -ритмические занятия

    12

    1

    11

    2.2

    Музыкально - игровые занятия.



    12

    1

    11

    2.3

    Постановка танцевальных этюдов.



    12

    1

    11

    3.

    Элементы классического экзерсиса

    54





    3.1

    Ритмика.

    18

    1

    17

    3.2

    Партерный экзерсис.

    18

    1

    17

    3.3

    Дыхательная гимнастика

    18

    1

    17

    4.

    Народно-сценический танец

    36





    4.1

    Русский танец

    12

    1

    11

    4.2

    Украинский танец

    12

    1

    11

    4.3

    Импровизация и актёрское мастерство.

    12

    1

    11

    5.

    Элементы современного танца

    52







    5.1

    Танцевальные игры

    13

    1

    12

    5.2

    Рисунок танца

    13

    1

    12

    5.3

    Репетиции и постановка танцев.

    13

    1

    12

    5.4

    Танцевальная мозаика (репетиционно-постановочная работа)

    13

    1

    12

    6.

    Постановочная работа

    36

    2

    34

    Итого:

    216

    16

    200





    УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

    п/п

    Тема

    Всего часов

    Теория

    Практика

    1.

    Теоретические сведения

    2

    2

    -

    2.

    Партерная гимнастика и ритмика

    36









    2.1

    Ритмика

    18

    1

    17

    2.2

    Партерная гимнастика

    18

    1

    17

    3.

    Классический танец

    27





    3.1

    Упражнения у палки

    9

    1

    8

    3.2

    Упражнения на середине зала

    9

    1

    8

    3.3

    Закрепление упражнений

    9

    1

    8

    4.

    Народно-сценический танец

    27





    4.1

    Русский танец

    9

    1

    8

    4.2

    Немецкий танец

    9

    1

    8

    4.3

    Греческий танец

    9

    1

    8

    5.

    Импровизация и актёрское мастерство

    18

    1

    17

    6.

    История хореографического искусства

    18

    1

    17

    7.

    Современный танец

    26





    7.1

    Основы джаз-танца на полу

    9

    1

    8

    7.2

    Упражнения на середине

    8

    1

    7

    7.3

    Хип-хоп стиль

    9

    1

    8

    8.

    Индивидуальные занятия

    26

    2

    24

    9.

    Репетиции и постановка танцев

    18





    9.1

    Постановка танцев

    9

    1

    8

    9.2

    Репетиции

    9

    1

    8

    10.

    Сценическая практика.

    18

    1

    17



    Итого

    216

    20

    196



    УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

    п/п

    Тема

    Всего часов

    Теория

    Практика

    1.

    Теоретические сведения

    -



    -

    2.

    Партерная гимнастика и ритмика

    9





    2.1

    Ритмика

    5

    1

    4

    2.2

    Партерная гимнастика

    4

    1

    5

    3.

    Народно-сценический танец

    27





    3.1

    Русский танец

    9

    1

    8

    3.2

    Немецкий танец

    9

    1

    8

    3.3

    Греческий танец

    9

    1

    8

    4.

    Импровизация и актёрское мастерство

    27

    1

    26

    5.

    История хореографического искусства

    27

    1

    26

    6.

    Современный танец

    36





    6.1

    Основы джаз-танца на полу

    12

    1

    11

    6.2

    Упражнения на середине

    12

    1

    11

    6.3

    Хип-хоп стиль

    12

    1

    11

    7.

    Индивидуальные занятия

    27

    1

    26

    8.

    Репетиции и постановка танцев

    36





    8.1

    Постановка танцев

    18

    1

    17

    8.2

    Репетиции

    18

    1

    17

    9.

    Сценическая практика.

    27

    1

    26

    Итого

    216

    14

    202





    УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЯТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

    п/п

    Тема

    Всего часов

    Теория

    Практика

    1.

    Теоретические сведения

    2

    1

    1

    2.



    Партерная гимнастика и

    ритмика



    18









    2.1

    Ритмика

    9

    1

    8

    2.2

    Партерная гимнастика

    9

    1

    8

    3.

    Импровизация и актёрское мастерство

    36

    2

    34

    4.

    История хореографического искусства

    18

    1

    17

    5.

    Современный танец

    36





    5.1

    Основы джаз-танца на полу

    12

    1

    11

    5.2

    Упражнения на середине

    12

    1

    11

    5.3

    Хип-хоп стиль

    12

    1

    11

    6.

    Индивидуальные занятия

    9

    1

    8

    7.

    Репетиции и постановка танцев

    9





    7.1

    Постановка танцев

    5

    1

    4

    7.2

    Репетиции

    4

    1

    3

    8.

    Сценическая практика.

    18

    2

    16

    Итого

    2216

    14

    202



    3.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА



    1 год обучения

    Тема 1. Введение в программу. Введение в предмет. Задачи 1-го года обучения. Правила поведения в коллективе. Права и обязанности воспитанников. Техника безопасности.

    Тема 1.1 Вводное. Хореография как часть мировой культуры.

    Тема 1.2 Из истории хореографии. Рассказать всю историю хореографии.

    Тема 2. Азбука музыкального движения. Музыкально-пространственные упражнения: маршировка в темпе и ритме музыки: шаг наместе, вокруг себя, вправо, влево. Пространственные музыкальные упражнения: продвижения в различных рисунках по одному ,в паре, перестроения: из колонны в шеренгу и обратно, из одного круга в два и обратно, продвижение по кругу(внешнему и внутреннему), «звёздочка», «конверт».



    Тема 2.1 Музыкально-ритмические занятия: на практически усвоение понятий: «Темп», «Ритм», «Динамика», «Акцент». Оформление урока музыкой с ярко выраженным ритмическим рисунком. Танцевальные шаги: с носка, подъёмом ноги, согнутой в колене, на месте и в продвижении, на полупальцах с вытянутыми коленями, со сменой положения

    рук. Лёгкий бег с пальцев вытянутой стопы, бег с отбрасыванием назад ног, согнутых в коленях, на месте и в продвижении, бег с подниманием вперёд ног, согнутых в коленях, на месте м с продвижением. Прыжки: понятие маленький и больших прыжков; по разным длительностям.

    Подскоки: на месте; с продвижением. Упражнение для рук и кистей: являются частью разминки, а также включаются в танцевальные комбинации и этюды.

    Тема 2.2 Музыкально - игровые занятия. Проводятся различные музыкально-тематические занятия. Игры с использованием музыки, основной задачей которых является включение детей дошкольного возраста в межличностные отношения, создание условий для свободного и естественного проявления их индивидуальных качеств. А по сути это - синтез музыки с речью, движением, с тактильными и зрительными ощущениями ребёнка. Танцы со сменой партнёров

    Несложные фольклорные танцы со сменой партнёров можно рассматривать как одну из форм коммуникативных музыкальных игр. Такие танцы есть в фольклоре разных народов. Движения и фигуры в них очень простые, несложные для запоминания даже маленьким детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что ещё более облегчает их запоминание. В качестве коммуникативных упражнений эти простые танцы весьма полезны.

    Изучение психологами межличностных отношений детей показало, что в детском коллективе есть так называемые звёзды, а также «пренебрегаемые» и «изолированные». Причины такого разделения бывают разными, последствия - порой весьма печальны для ребёнка. Дети с высокой популярностью, «звёзды», могут зазнаться, стать излишне самоуверенными. Тогда как «пренебрегаемые» и «изолированные» испытывают эмоциональный голод, обиду, становятся замкнутыми, отчуждёнными, эгоцентричными людьми. Танцы-игры со сменой партнёров снимают эти барьеры и искусственные ярлыки, создавая для всех равные условия общения. Дети с заниженной самооценкой в таких танцах чувствуют себя полноправными членами коллектива. Дети, которые лидируют в группе и привыкли пренебрегать «тихонями» и «задирами», открывают для себя, что они вовсе не плохие, а такие же, как все. В основе танцевальных сюжетов - образы дружелюбия, партнёрской поддержки, одобрения друг друга в ситуации коллективного взаимодействия. Фигуры танцев - это в основном естественные жесты и движения, которые в житейском обиходе выражают доброжелательное, открытое отношение людей друг к другу, воспроизводят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт танцующих ещё более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и в целом нормализации социального микроклимата в детском коллективе.

    «Светит месяц» (Россия)

    Исходное положение (ИП):

    дети стоят в кругу парами, лицом друг к другу и держатся за руки в положении «лодочка».

    Четыре приставных шага вправо с притопом в конце фразы.

    Четыре приставных шага влево с притопом в конце фразы.

    Обмен хлопками с партнёром на сильные доли мелодии.

    Дети внешнего круга машут партнёру рукой и с поворотом вокруг себя переходят к другому партнёру по линии танца.

    Танец повторяется несколько раз по количеству куплетов.

    Брейк-миксер (США)

    ИП:

    дети стоят парами, держась за руку партнёра, в произвольном порядке.

    Шагают парами в такт музыке в произвольном направлении.

    Четыре шага в направлении друг от друга.

    Три хлопка, три притопа.

    Кружатся со своим партнёром, соединив правые руки.

    Находят нового партнёра и кружатся с ним, соединив левые руки. Танец повторяется несколько раз. Особый азарт этой танцевальной игре придаёт непарное количество участников. В этом случае при каждом повторе танца кто-то рискует остаться без пары, что, с одной стороны, активизирует игроков-танцоров, а с другой - учит с юмором и оптимизмом относиться к временному проигрышу.

    «Бинго» (США) Игровой момент этого танца - произнесение по буквам имени собачки, про которую сложена весёлая песенка. По-английски это будет звучать так: «би», «ай», «эн», «джи», «оу» («Bingo»).

    ИП:

    дети стоят парами по кругу, лицом по линии танца, держась за руку партнёра.

    Шагают в такт музыке, двигаясь парами по кругу.

    Прыгают галопом, повернувшись лицом друг к другу и держась за руки «лодочкой». Дети внутреннего круга остаются на месте, а дети внешнего круга продвигаются от одного партнёра к другому, пожимая им в приветствии руки на каждую букву имени Бинго. Партнёра, попавшего на букву «оу», обнимают и берут за руку, становясь с ним в исходное положение. Игра продолжается.

    «Тетера» (Россия)

    Исполняется на мотив русской народной песни «Прялица».

    ИП: дети стоят в две шеренги, образуя пары, лицом друг к другу. Первая пара является ведущей, она назначает фигуры танца: челночки, ручеёк, тетера.



    «Челночки». Дети, стоящие в две шеренги лицом друг к другу, берутся за руки. Движение лёгкими шагами в такт музыке начинает первая пара: она выдвигается из шеренги в сторону, огибает соседнюю пару, проходит между этой и следующей парами, выдвигается в другую сторону шеренги и продолжает движение челночком между остальными парами. Пара, следующая за ведущей, ждёт, когда «челночок» уйдёт в глубь шеренги на расстояние двух пар, и начинает аналогичное движение. Челночки доходят до конца шеренги и возвращаются обратно на своё место тем же способом. Первой окажется на своём месте ведущая пара. Её задача - делать шаги на месте до тех пор, пока все остальные пары не закончат движение. После этого она назначает новую фигуру.



    «Ручеёк».

    Дети выстраиваются парами в колонну, каждый из них берётся за руку с партнёром, лицом к ведущей паре. Ведущая пара поворачивается, встаёт напротив всей колонны и начинает движение в глубь ручейка. Первая пара пропускает идущих через воротца поднятых рук, а следующая за ней, наоборот, сама проходит через воротца идущей в глубь ручейка пары и т.д. Ведущая пара, дошедшая до конца ручейка, поворачивается по ходу шеренги, становясь её завершением. Каждая следующая пара, оказавшись на мосте ведущей, в свою очередь, поворачивается лицом к шеренге и начинает движение в глубь ручейка. Движение продолжается до тех пор, пока ведущая пара не оказывается на своём месте, дожидаясь, пока и все остальные не придут на свои места. Затем назначается следующая фигура.



    «Тетера».

    Дети встают в колонну парами лицом к ведущей паре, но отпускают руки партнёра и отодвигаются в стороны, образуя две шеренги. Ведущая пара поворачивается лицом друг к другу, как бы закругляя шеренгу. Дети ведущей пары берутся за правые руки: обходят друг друга, левой рукой ухватываясь за левую руку стоящего в противоположной шеренге. Движение, начатое ведущей парой, продолжается по всей шеренге теми, до кого дошла очередь, и до тех пор, пока все, начиная с ведущей пары, не окажутся на своих местах. Далее фигуры танца снова могут назначаться ведущей парой и исполняться до тех пор, пока звучит песня.

    Тема 2.3 Постановка танцевальных этюдов. Этюд «Скворушка» (Упражнения на координацию движения) Учить объединять несколько движений для получения комбинации. Развивать

    координацию внимание. Воспитывать общую культуру. Этюд «Березка»

    Закреплять полученные навыки ориентировки в пространстве. развивать выразительность, музыкальный слух, память, внимание. Этюд «Барабашки»(Упражнения на ритм) Учить различать сильные и слабые доли такта, распознавать и передавать ритм (Быстро - медленно, резко - плавно) .

    Развивать чувства ритма, внимание, память. Воспитывать общую музыкальную культуру.

    «Ножки, ножки ходили по дорожки»(Различные виды шагов, танцевальный бег) Формировать у воспитанников танцевальных знаний умений и навыков. Развивать равновесие, выразительность, грацию. Воспитывать интерес к танцевальному искусству. этюд «Мельница» (Упражнения координацию движения) Учить объединять несколько движений для получения комбинации. Развивать координацию внимание. Воспитывать общую культуру «Статуи» (постановка корпуса, рук, ног) Продолжать знакомить детей с основой классического танца. Развивать гибкость суставов, эластичность мышц, равновесие. Воспитывать интерес к классическому танцу. Этюд «Незнайка» (Упражнения на координацию движения). Учить объединять несколько движений для получения комбинации. Развивать координацию внимание. Воспитывать общую культуру. Этюд «Колокольчики» (Упражнения на ритм) Учить различать сильные и слабые доли такта, распознавать и передавать ритм (Быстро - медленно, резко - плавно) . Развивать чувства ритма, внимание, память.

    Воспитывать общую музыкальную культуру.

    Тема 3. Элементы классического экзерсиса. Постановка корпуса. Постановка рук - подготовительная,1,2,3 позиции. Позиции ног - 1,2,3.Plie -складывание, сгибание, приседание. Изучается demi plie по 1,3 позициям.Battment tendu simple - движения, вырабатывающие натянутость всей ноги в колене, подъёме, а, развивающие силу и эластичность ног (изучается по 1 позиции вначале в сторону вперёд, затем назад).

    Тема 3.1 Ритмика. Знакомство с простейшими элементами музыкальной грамоты, исполнение различных ритмических рисунков. Базовые упражнения на полу, готовящие детей к более сложным упражнениям у станка.

    Разучивание разминки - разогрева. Упражнения развивающие силу ног, выворотность; правильную осанку; гибкость; подвижность суставов. Разучивание батман тандю, плие, ронд, анлер и упражнений № 1-15. Упражнения на развитие ориентации в пространстве: построение в колонну по одному, по два, расход парами, четвёрками, построение в круг, движение по кругу.

    Тема 3.2 Партерный экзерсис. Партерная гимнастика даёт детям первоначальную хореографическую подготовку, развитие природных физических данных, формирует основные двигательные качества и навыки, необходимые для успешного освоения классического, историко-бытового, современного и других направлений танцев.

    При выполнении упражнений на полу в исходных положениях сидя и лежа уменьшается вертикальная опора на позвоночник и ноги. В то же время общая физическая нагрузка в этих упражнениях высока и позволяет мышцам работать в другом режиме, нежели в упражнениях, выполняемых стоя. Одним из способов развития специальных данных для хореографии и улучшения подвижности суставов являются упражнения на растягивание(растяжки).

    I. Упражнение

    на напряжение и расслабление мышц тела

    Для обучения сознательному управлению своими мышцами применяются упражнения на напряжение и расслабление мышц тела. Упражнения выполняются лежа на спине, руки свободно лежат вдоль тела ладонями вниз, ноги свободно вытянуты, пятки вместе, все мышцы тела расслаблены. Выполняя упражнения, дети должны ощутить напряжение тех или иных мышц, затем следует их полное расслабление, которое также необходимо ощутить. Дыхание свободное.

    II. Упражнения

    для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья

    Упражнение 1.

    Повторить 6 - 8 раз.

    И.П. - стоя на коленях, наклониться вперед, предплечья на полу.

    «раз-четыре» - потянуться плечами к полу.

    «пять-восемь» - вернуться в И.П.

    Упражнение 2.

    Повторить 6 - 8 раз.

    И.П. - лежа на спине, руки вверх, кисти переплетены ладонями вверх.

    «раз-два» - увести руки вправо.

    «три-шесть» - зафиксировать положение.

    «семь-восемь» - вернуться в И.П.

    Повторить упражнение в другую сторону.

    Упражнение 3.

    Повторить 4 раза.

    И.П. - стоя на коленях, ноги врозь, взяться за пятки изнутри.

    «раз-четыре - подать таз вперед, развернуть плечи, прогнуться.

    «пять-восемь» - вернуться в И.П.

    III. Упражнения

    для развития гибкости плечевого и поясничного суставов

    Упражнение 1. «Верблюд»

    И.П. - стоя на коленях.

    Согнуть спину назад и вытянутыми руками достать до носка ног или до пола за носками ног. Медленно перебирая руками, взяться за колени, бедра при этом должны быть максимально выдвинуты вперед.

    Упражнение 2.

    Повторить 4 - 6 раз.

    И.П. - сидя на полу, колени и стопы вытянуты.

    С абсолютно прямой спиной наклоняться вперед, к ногам. Следить за тем, чтобы спина не прогибалась.

    Упражнение 3. «Змейка»

    Повторить 4 - 5 раз.

    И.П. - лежа на животе, колени выпрямлены, стопы вытянуты или находятся в 1 позиции. Медленно поднимать плечи вверх и назад, максимально сократив мышцы спины и прогнувшись под лопатками. Упор руками в пол, максимально, около корпуса.

    Усложненный вариант: прогибаясь в лопатках, руки зафиксировать за головой.

    Упражнение 4. «Тюльпан»

    Повторить 5 - 6 раз.

    И.П. - сидя на полу, ноги согнуты в коленях и подтянуты к туловищу. Стопы вытянуты, пальцы ног касаются пола, руки - под коленями.

    «раз-два» - разогнуть правую ногу в колене вперед-вверх.

    «три-четыре» - вернуть в И.П.

    «пять-восемь» - повторить с левой ноги.

    «раз - четыре» - обе ноги оторвать от пола и поднять вперед-вверх.

    «пять-восемь» - вернуться в И.П.

    Усложнение для упражнения «Тюльпан»

    Повторить 2- 3 раза.

    И.П. - как в предыдущем упражнении.

    «раз-четыре» - с помощью рук разогнуть ноги в коленях и поднять их вперед - вверх к лицу. Позвоночник от копчика тянуть вверх.

    «пять-восемь» - вернуться в И.П.

    IV. Упражнения на укрепление брюшного пресса

    Упражнение 1.

    Повторить 4- 6 раз.

    И.П. - сидя на полу, вытянув колени и стопы.

    На счет «раз-два» поднять ноги от пола (образовать угол). Руки для равновесия раскрыть в стороны. На «три-четыре-пять-шесть» положение зафиксировать. На «семь-восемь» прийти в И.П.

    Усложненный вариант: выполнять упражнение из И.П. лежа на спине, ноги вытянуты, руки - вдоль тела ладонями вниз. На счет «раз-два» поднять одновременно корпус и вытянутые ноги. Затем медленно вернуться в И.П.

    V. Упражнения для улучшения гибкости позвоночника.

    Упражнение 2. «Улитка»

    Повторить 3 - 4 раза.

    И.П. - сидя на коленях. На счет «раз-два-три-четыре» голова опустилась вперед, за ней опустились плечи, затем округлилась спина. На счет «пять-шесть-семь-восемь» медленно выпрямились, стараясь, как бы, «развернуться» - «улитка показала рожки». Затем все выполняется в обратном порядке: сначала медленно округляется спина, плечи, затем голова, стараясь, как бы, «свернуться» - «улитка спряталась в домик».

    Упражнение 3.

    Повторить 3 - 4 раза.

    И.П. - сидя на полу, вытянув ноги, раскрытые максимально в стороны.

    На счет «раз-два» наклонить корпус к правой ноге, взявшись руками за стопы, прижаться грудью к ноге. На счет «три-четыре» зафиксировать такое положение. Медленно вернуться в И.П.

    На счет «раз-два» наклонить корпус вниз, стараясь животом и грудью достать пол, руки вытянуть вперед. На счет «три-четыре» зафиксировать такое положение. Медленно вернуться в И.П.

    Выполнить наклон к левой ноге.

    Упражнение 4. «Медвежонок»

    И.П. - сидя на полу, прижав колени руками к груди, лоб касается коленей.

    Лечь на спину в группировке, затем вернуться в И.П. - «качаться» на спине»

    Упражнение 5. «Радуга»

    Повторить 2 раза.

    И.П. - лежа на спине, руки вытянуты вдоль тела.

    На счет «раз-два-три-четыре» поставить ноги на пол за головой; на счет «пять-шесть-семь-восемь» зафиксировать это положение. Затем медленно вернуть в И.П.

    Упражнение 6. «Кольцо»

    И.П. - лежа на животе. Упор руками в пол около груди.

    Выпрямляя руки в локтях, максимально прогнуться под лопатками. Затем согнуть ноги в коленях и стараться носками дотянуться до головы, образуя замкнутое кольцо. Зафиксировать это положение. Затем вернуться в И.П.

    Для облегчения выполнения данного упражнения ноги в коленях раздвигаются на ширину, удобную для каждого ребенка индивидуально. Постепенно ноги соединяются и выполняют упражнение с соединенными коленями.

    Упражнение 7. «Коробочка»

    И.П. - лежа на животе. Руки вытянуты вдоль туловища.

    Согнуть ноги в коленях. Руками захватить щиколотки с внешней стороны и вытянуть руки вверх, одновременно прогибаясь под лопатками. Зафиксировать положение корпуса. Медленно вернуться в И.П.

    Для облегчения выполнения упражнения ноги сначала разъединить, но постепенно учиться выполнять упражнение с соединенными ногами.

    Эффективность этого упражнения можно усилить, если педагог, сделав захват обеими руками стоп и рук ребенка, осторожно приподнимает его и покачивает «вверх-вниз» - «качели».

    Тема 3.3 Дыхательная гимнастика. Особенности дыхания детей. Дыхательная система детей несовершенна, и чем меньше ребенок, тем уже все дыхательные пути, а слизистая оболочка, их выстилающая, очень нежная, легко воспаляющаяся, даже под действием частиц пыли; при этом и без того узкие ходы становятся еще уже, и ребенку становится трудно дышать. Жизненная емкость легких тем меньше, чем меньше ребенок, а потребность в кислороде велика, поэтому ребенок часто и поверхностно дышит. Методики дыхательной гимнастики по К. П. Бутейко, А. Н. Стрельниковой, по системе йоги и др. От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность

    Тема 4. Народно сценический таней. Позиция рук - 1.2.3 на талии. Шаги танцевальные с носка: простой шаг вперёд. Притоп - удар всей стопой, шаг с притопом в сторону, тройной притоп. Припадание на месте: исходная свободная третья позиция; поднявшись на полупальцы поставленной назад ноги, упасть на другую ногу в полуприседании, затем опять подняться на полупальцы. То же с продвижением в сторону. Выведение ноги на каблук из свободной первой позиции, затем приведение её в исходную позицию. Ковырялочка - поочерёдные удары в сторону одной ногой в закрытом положении и ребром каблука в открытом положении, без подскоков. Хлопушки - в ладоши, по бедру: в простых ритмических рисунках.

    Тема 4.1 Русский танец. Русский народный танец - часть национальной культуры русского народа.

    В этот раздел входит знакомство с основными позициями и положениями рук и ног в русском танце, развитие координации движений, во время исполнения простейших элементов и движений на середине зала. Лекция связи русского народного танца с песней, обычаями, обрядами, бытом, разнообразии народных игр, хороводов, плясок. Русские праздничные костюмы, их связь с бытом, танцами и природой. Традиции сложившиеся в исполнении русского народного танца.

    Изучение разминки в характере русского танца; Разучивание характерных движений: гармошка, бег молоточками, переменный ход, шаги с носка, с каблучка, моталочки, верёвочки, припадание. Поворот на месте «точка», бег в повороте, двигаясь по диагонали зала. Сценические танцы: «Лесной хоровод», «Подружки», «Калинка» разучиваем любой на выбор педагога, в зависимости от возможностей обучающихся.

    Тема 4.2 Белорусский танец. Белорусский народный танец очень удобен для обучения детей по своему лексическому материалу.

    Беседа «Характерные особенности белорусского танца».

    Разучивание основных положений рук, элементов и движений белорусских танца «Лявониха» : притопы одинарные и тройные с наклоном, подскоки на двух ногах по 1-й прямой позиции, тройные подскоки, подскоки с продвижением вперёд и назад, выбрасывание ног на каблук, присядка на двух ногах по 1-й прямой позиции с продвижением в стороны и выносом ноги на каблук вперёд.

    Разучивание танцевального этюда либо танца «Лявониха».

    Тема 4.3. Импровизация и актёрское мастерство.

    Раздел, помогающий развить в воспитанниках: внимание, воображение, ассоциативную память, чувство правды и навыки актёрского мастерства. Игра развивающая артистичность «Крокодил», наблюдение за походками людей и копирование пластикой, пантомимические этюды на воображение «Во дворе», «Осень», «Домашние животные». Этюды под музыку на заданную тему: «Новогодняя сказка» (используя выученные движения изобразить Снеговика, Снегурочку, снежинку и.т.д.)

    Тема 5. Элементы современного танца. Освоение понятийно - терминологического аппарата современного танца. Освоение понятий и терминов современного танца.

    Тема 5.1. Танцевальные игры. Содержание:

    «Разноцветная игра», «Красная шапочка», «Любитель-рыболов», «Кошки-мышки», «Танцуем, сидя», «Стирка», «Голубая вода», «Буратино».

    Танцевальные этюды на современном материале. (комплексы ритмопластики)

    Тема 5. 2. Рисунок танца.

    1. Движение по линии танца.

    2. Рисунок танца «Круг»:

    • замкнутый круг;

    • раскрытый круг (полукруг);

    • круг в круге;

    • сплетенный круг (корзиночка);

    • лицом в круг, лицом из круга;

    • круг парами,

    • круг противоходом.

    Научить перестраиваться из одного вида в другой.

    2. Рисунок танца «Колонна», «Линия»:

    • перестроения из круга в колонну, в линию, (на задний, передний план);

    • перестроения из нескольких кругов (самостоятельно, выбрав ведущих).

    3. Понятие «Диагональ»:

    • перестроение из круга в диагональ;

    • перестроение из маленьких кружков в диагональ (самостоятельно

      указав ведущих).

    4. Рисунок танца «Спираль».

    • Игра «Клубок ниток».

    5. Рисунок танца «Змейка»:

    • горизонтальная.

    Перестроение из «круга» в «змейку» (самостоятельно, выбрав ведущего).

    Тема 5. 3. Репетиции и постановка танцев. Повторение пройденного материала за весь период учебной программы. Постановка танцев: Военная тематика, летние номера.

    Тема 5. 4. Танцевальная мозаика Хороводные танцы: «Россия-матушка», «Красный сарафан»

    Сюжетные танцы: «Ходики», «Аквариум», «Лягушки и цапля»

    Детские танцы «Барбарики», Танец гномиков, «Раз, ладошка», «Зажигай!», «Танец с лентами», «Вальс знакомств», «Весенняя фантазия».

    Танцы народов других стран: «Украинская полечка» «Сиртаки», «Русские узоры», «Казачата», «Веселый рок-н-рол»,

    Образные танцы «Пингвины», «Снеговики», «Бабочки», «Стирка», «Моряки»

    Тема 6. Постановочная работа. Отработка поставленных номеров.



    2 год обучения

    Тема 1. Введение в программу. Вспомнить с детьми правила поведения на занятиях, правила проведения занятия (поклон). Познакомить с требованиями к внешнему виду. Разговор о технике безопасности на занятиях. Провести начальную диагностику на элементарных движениях.

    Тема 1.1 Вводное. Хореография как часть мировой культуры. Раскрытие полностью данной темы.

    Тема 1.2 Из истории хореографии. Рассказать всю историю хореографии.

    Тема 2. Азбука музыкального движения. Музыкально-пространственные упражнения: маршировка в темпе и ритме музыки: шаг наместе, вокруг себя, вправо, влево. Пространственные музыкальные упражнения: продвижения в различных рисунках по одному ,в паре, перестроения: из колонны в шеренгу и обратно, из одного круга в два и обратно, продвижение по кругу(внешнему и внутреннему), «звёздочка», «конверт». Задания на анализ музыкальных произведений (темп, характер, динамика, ритмический рисунок, регистр, строение).Такт, размер 2/4, 4/4. Умение выделять сильные и слабые доли на слух (хлопками, шагом, движением, предметом). творческая задача: поочередное вступление (каноном) на 2/4, 4/4. Дети начинают делать движение по очереди на каждый следующий такт; выделять сильную долю, слышать слабую долю; игра: «Вопрос - ответ», «Эхо», «Повтори-ка» прохлопывать заданный ритмический рисунок. Музыкальный жанр полька, марш, вальс (устно определить жанр) игра: «Марш - полька - вальс. Слушать музыку acapella, уметь двигаться под нее.



    Тема 2.1 Музыкально-ритмические занятия: на практически усвоение понятий: «Темп», «Ритм», «Динамика», «Акцент». Оформление урока музыкой с ярко выраженным ритмическим рисунком. Танцевальные шаги: с носка, подъёмом ноги, согнутой в колене, на месте и в продвижении, на полупальцах с вытянутыми коленями, со сменой положения

    рук. Лёгкий бег с пальцев вытянутой стопы, бег с отбрасыванием назад ног, согнутых в коленях, на месте и в продвижении, бег с подниманием вперёд ног, согнутых в коленях, на месте м с продвижением. Прыжки: понятие маленький и больших прыжков; по разным длительностям.

    Подскоки: на месте; с продвижением. Упражнение для рук и кистей: являются частью разминки, а также включаются в танцевальные комбинации и этюды.

    Тема 2.2 Музыкально - игровые занятия. Проводятся различные музыкально-тематические занятия. Игры с использованием музыки, основной задачей которых является включение детей дошкольного возраста в межличностные отношения, создание условий для свободного и естественного проявления их индивидуальных качеств. А по сути это - синтез музыки с речью, движением, с тактильными и зрительными ощущениями ребёнка. Танцы со сменой партнёров Несложные фольклорные танцы со сменой партнёров можно рассматривать как одну из форм коммуникативных музыкальных игр. Такие танцы есть в фольклоре разных народов. Движения и фигуры в них очень простые, несложные для запоминания даже маленьким детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что ещё более облегчает их запоминание. В качестве коммуникативных упражнений эти простые танцы весьма полезны. Изучение психологами межличностных отношений детей показало, что в детском коллективе есть так называемые звёзды, а также «пренебрегаемые» и «изолированные». Причины такого разделения бывают разными, последствия - порой весьма печальны для ребёнка. Дети с высокой популярностью, «звёзды», могут зазнаться, стать излишне самоуверенными. Тогда как «пренебрегаемые» и «изолированные» испытывают эмоциональный голод, обиду, становятся замкнутыми, отчуждёнными, эгоцентричными людьми. Танцы-игры со сменой партнёров снимают эти барьеры и искусственные ярлыки, создавая для всех равные условия общения. Дети с заниженной самооценкой в таких танцах чувствуют себя полноправными членами коллектива. Дети, которые лидируют в группе и привыкли пренебрегать «тихонями» и «задирами», открывают для себя, что они вовсе не плохие, а такие же, как все. В основе танцевальных сюжетов - образы дружелюбия, партнёрской поддержки, одобрения друг друга в ситуации коллективного взаимодействия. Фигуры танцев - это в основном естественные жесты и движения, которые в житейском обиходе выражают доброжелательное, открытое отношение людей друг к другу, воспроизводят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт танцующих ещё более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и в целом нормализации социального микроклимата в детском коллективе.

    «Светит месяц» (Россия) Брейк-миксер (США) «Бинго» (США)«Тетера» (Россия)

    «Челночки». «Ручеёк». «Тетера».

    Тема 2.3 Постановка танцевальных этюдов. Этюд «Скворушка» (Упражнения на координацию движения) Учить объединять несколько движений для получения комбинации. Развивать

    координацию внимание. Воспитывать общую культуру. Этюд «Березка»

    Закреплять полученные навыки ориентировки в пространстве. развивать выразительность, музыкальный слух, память, внимание. Этюд «Барабашки»(Упражнения на ритм) Учить различать сильные и слабые доли такта, распознавать и передавать ритм (Быстро - медленно, резко - плавно) .

    Развивать чувства ритма, внимание, память. Воспитывать общую музыкальную культуру.

    «Ножки, ножки ходили по дорожки»(Различные виды шагов, танцевальный бег) Формировать у воспитанников танцевальных знаний умений и навыков. Развивать равновесие, выразительность, грацию. Воспитывать интерес к танцевальному искусству. этюд «Мельница» (Упражнения координацию движения) Учить объединять несколько движений для получения комбинации. Развивать координацию внимание. Воспитывать общую культуру «Статуи» (постановка корпуса, рук, ног) Продолжать знакомить детей с основой классического танца. Развивать гибкость суставов, эластичность мышц, равновесие. Воспитывать интерес к классическому танцу. Этюд «Незнайка» (Упражнения на координацию движения). Учить объединять несколько движений для получения комбинации. Развивать координацию внимание. Воспитывать общую культуру. Этюд «Колокольчики» (Упражнения на ритм) Учить различать сильные и слабые доли такта, распознавать и передавать ритм (Быстро - медленно, резко - плавно) . Развивать чувства ритма, внимание, память.

    Воспитывать общую музыкальную культуру.

    Тема 3. Элементы классического экзерсиса. Выполнение упражнений на середине (отработка положений и позиций рук и ног):

    • постановка корпуса (ноги в свободном положении);

    • понятия рабочая нога и опорная нога;

    • позиции ног;

    • постановка корпуса на полупальцы;

    • чередование позиций

    • легкие прыжки;

    • позиции рук: подготовительная, I-я, II-я, III-я;

    • перевод рук из позиции в позицию;

    Тема 3.1 Ритмика. Определение и передача в движении: характера музыки, темпа, метроритма, размеров 2/4; 3/4.Упражнения на развитие ориентации в пространстве: положения в парах, свободное размещение в зале с последующим возвращением в колонну, построение из круга в одну шеренгу, в две, три, четыре. Упражнения на развитие мышечного чувства и отдельных групп мышц: разведение рук в стороны с напряжением; напряжение и расслабление мышц шеи; напряжение и расслабление мышц плечевого пояса, корпуса

    Тема 3.2 Партерный экзерсис. Разминка, повторение и закрепление упражнений 1-го года обучения. Усложнение выученного (ускорение темпа исполнения упражнений, добавление более сложных элементов.).Большое количество упражнений развивающих гибкость. Разучивание новых развивающих упражнений № 16-30.

    Тема 3.3 Дыхательная гимнастика. Особенности дыхания детей. Дыхательная система детей несовершенна, и чем меньше ребенок, тем уже все дыхательные пути, а слизистая оболочка, их выстилающая, очень нежная, легко воспаляющаяся, даже под действием частиц пыли; при этом и без того узкие ходы становятся еще уже, и ребенку становится трудно дышать. Жизненная емкость легких тем меньше, чем меньше ребенок, а потребность в кислороде велика, поэтому ребенок часто и поверхностно дышит. Методики дыхательной гимнастики по К. П. Бутейко, А. Н. Стрельниковой, по системе йоги и др. От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность

    Тема 4. Народно сценический танец. Продолжение разучивания элементов и движений русского танца. Особое внимание уделяется движениям рук. На основе изученных элементов вводятся небольшие танцевальные комбинации, что способствует развитию координации движений.

    Тема 4.1 Русский танец. Основные движения русского танца: простой шаг назад, переменный тройной шаг, переменный шаг с каблука, медленный русский ход, шаркающий шаг, припадание по 3-й позиции, тройные переступания, мужской шаг с каблука, присядка вперёд по 6-й позиции с выносом ноги на каблук, «мячик» - с одинарным хлопком впереди, быстрый бег в ритмическом разнообразии. Танцевальный этюд из выученных движений. Разучивание танцев «Катюша» или «Кадриль» на выбор педагога, в зависимости от возможностей обучающихся.

    Тема 4.2 Украинский танец Много на Украине танцев и игр, связанных с различными временами года. К их числу относятся весенние - «Веснянки», летние - «Зелёный шум», зимние - «Метелица» и.т.д., все эти танцы близки к хороводному типу, но по характеру исполнения они различны. Тема труда получила в украинском танце яркое и убедительное выражение. Исполнение женских и мужских танцев резко отличается друг от друга. Женские - лиричные, мужские - отличаются динамикой исполнения, широтой движений, большими прыжками и вращениями. Элементы украинского танца: позиции и положения ног и рук, положения рук в парном массовом танце, подготовка к началу движения, простые поклоны на месте без рук и с руками, притоп, «верёвочка», «дорожка проста» (припадания), «дорожка плетена» (припадание в перемещённом положении), «выхилясник» (ковырялочка), «бегунец», «голубец» на месте и с продвижением. Разучив основные движения, комбинируем их и составляем танцевальный этюд, либо готовый сценический номер.

    Тема 4.3. Импровизация и актёрское мастерство. Разучивание игры «Стартин», развивающей умение импровизировать и работать в группе дружно и сплочённо.

    Продолжаем играть в игру «Крокодил», развивающую воображение ребят.

    Пантомимические этюды на заданные темы, с использованием выученных движений под музыку: «Ну, погоди!», «Кошка и мышка», «Весенние цветы».

    Тема 5. Элементы современного танца. Освоение понятийно - терминологического аппарата современного танца. Освоение понятий и терминов современного танца.

    Тема 5.1. Танцевальные игры. Содержание:

    «Разноцветная игра», «Красная шапочка», «Любитель-рыболов», «Кошки-мышки», «Танцуем, сидя», «Стирка», «Голубая вода», «Буратино».

    Танцевальные этюды на современном материале. (комплексы ритмопластики)

    Тема 5. 2. Рисунок танца.

    Движение по линии танца. Рисунок танца «Круг»:

    • замкнутый круг;

    • раскрытый круг (полукруг);

    • круг в круге;

    • сплетенный круг (корзиночка);

    • лицом в круг, лицом из круга;

    • круг парами,

    • круг противоходом.

    Научить перестраиваться из одного вида в другой. Рисунок танца «Колонна», «Линия»:

    • перестроения из круга в колонну, в линию, (на задний, передний план);

    • перестроения из нескольких кругов (самостоятельно, выбрав ведущих).

    Понятие «Диагональ»:

    • перестроение из круга в диагональ;

    • перестроение из маленьких кружков в диагональ (самостоятельно

      указав ведущих).

    Рисунок танца «Спираль».

    • Игра «Клубок ниток».

    Рисунок танца «Змейка»:

    • горизонтальная.

    Перестроение из «круга» в «змейку» (самостоятельно, выбрав ведущего).

    Тема 5. 3. Репетиции и постановка танцев. Пополнение репертуара новыми постановками: «Солнечные зайчики», «Смешарики», «Весёлые фруктики» - на выбор педагога, из перечисленных либо другими в зависимости от фантазии педагога и возможностей детей

    Тема 5. 4. Танцевальная мозаика Хороводные танцы: «Россия-матушка», «Красный сарафан»

    Сюжетные танцы: «Ходики», «Аквариум», «Лягушки и цапля»

    Детские танцы «Барбарики», Танец гномиков, «Раз, ладошка», «Зажигай!», «Танец с лентами», «Вальс знакомств», «Весенняя фантазия».

    Танцы народов других стран: «Украинская полечка» «Сиртаки», «Русские узоры», «Казачата», «Веселый рок-н-рол»,

    Образные танцы «Пингвины», «Снеговики», «Бабочки», «Стирка», «Моряки»

    Тема 6. Постановочная работа. Отработка поставленных номеров.



    3 год обучения



    Тема 1. Теоретические сведения.

    Задачи 3-го года обучения. Права и обязанности воспитанников. Правила поведения в коллективе. Техника безопасности.

    Тема 2. Партерная гимнастика и ритмика.

    Тема 2.1 Ритмика.Определение и передача в движении: структуры музыкального произведения (период, предложение, фраза), размера 4/4.

    Упражнения на развитие ориентации в пространстве. Перестроение группы из круга в квадрат, из круга в рассыпную и снова в круг. Построение двух концентрических кругов: «воротца», «звёздочка», «карусель», «змейка». Упражнения на развитие мышечного чувства и отдельных групп мышц, в сочетании с танцевально-тренировочными.

    Тема 2.2 Партерная гимнастика.Повторение выученного за 2-й год обучения, усложнение упражнений.Разучивание новых упражнений, развивающих выворотность, танцевальный шаг, гибкость, силу и выносливость; подвижность стоп, тазобедренного и голеностопного суставов. Упражнения № 31-45.

    Тема 3. Классический танец.

    Тема 3.1 Упражнения у палки.Повторение и закрепление выученного за 2-й год обучения. Основные правила движений у станка, координация рук, ног, головы в движении.

    Упражнения: ронд де жамб анлер, батман релеве лян на 90, батман сутеню на 45, ронд де жамб партер на плие андеор и андедан, гранд батман жете пике, батман девлоппе. Упражнения на полупальцах: пти батман, батман фондю, батман фраппе и дубль фраппе.

    Тема 3.2 Упражнения на середине зала.

    Повторение и закрепление выученного за 2-й год обучения.

    Разучивание упражнений: тан лие, 4-е и 5-е пордебра. Позы классического танца на 45, а затем на 90 градусов: аттитюды, арабески. Элементарное адажио, падебуре. Прыжки: па эшаппе на 2-ю позицию, па ассамбле, па балансе, сиссон семпль, па жете.

    Тема 3.3 Закрепление упражнений.

    Повторение и закрепление упражнений, работа над техникой.

    Тема 4. Народно-сценический танец.

    Тема 4.1 Русский танец.

    Повторение выученного за 1-2-й годы обучения. Различия между понятиями: народный танец, народно-сценический танец и стилизация.

    Разучивание стилизованных движений и комбинаций.

    Разучивание танцевального этюда на основе выученных движений, либо танцевального номера («Чернобровые ребята не давали погулять», «Горница» или другой, на выбор педагога).

    Тема 4.2 Немецкий танец.

    Обычаи и обряды немцев их неразрывная связь с народным творчеством, в том числе и с хореографией. Основные движения народного немецкого танца: подскоки, галоп, каблучки, бегунец, полька вперёд и назад, полька в паре, в повороте, «циркуль», вальсовая дорожка, вальс в повороте и. т. д.

    Разучивание народных танцев: «Большой круг», « Штерн-полька».

    Разучивание сценических немецких танцев: «Праздничный немецкий танец», «Праздник фиалки», « Баварские игры», «Роза Христа» (на выбор педагога).

    Тема 4.3 Греческий танец.

    Особенности греческого народного танца. Просмотр видеозаписи выступления ансамбля Игоря Моисеева. Разучивание движений и комбинаций греческого танца. Разучивание танца «Климентина».

    Тема 5. Импровизация и актёрское мастерство.

    Упражнения на развитие художественно-творческих способностей: «ветерок и ветер», «клоуны», «жонглёры», «кузнецы».

    Танцевальные импровизации на музыку выбранную педагогом.

    Сочинение этюдов под музыку на темы: «под дождём», «трусливый заяц», «на речке» и. т. д.

    Тема 6. История хореографического искусства.

    Танец и пантомима. Виды современного сценического танца: классический, народно-сценический, историко-бытовой, эстрадный, свободная пластика и. т. д.

    Беседа по книге В. Ромма «Большой театр Сибири». Знакомство с историей Новосибирского театра Оперы и Балета.

    Развитие танца от фольклора к современной пластике. Просмотр видеоматериалов и обсуждение.

    Новые течения в хореографии. «Шоу Риверданс» - просмотр видеоматериала.

    Тема 7. Современный танец.

    Тема 7.1 Основы джаз-танца.

    Владение техникой джазового танца позволяет глубже выражать эмоциональные и социальные переживания, использовать в танце естественные движения человека.

    Партер-джаз. Проработка на полу всех основных положений ног и корпуса.

    Закрепление мышечных ощущений, не свойственных при исполнении классического и народного танцев. Положение контракции и релаксации в положении лёжа и сидя, маленькие мостики и разножки. Сокращения и круговая работа стоп по 6-й и 5-й позициям. Растяжки лёжа и сидя. Проработка выхода на большой «мостик» из положения стоя.

    Тема 7.2 Упражнения на середине

    Упражнения на середине: проучивание основных позиций ног в джаз-танце: «вторая параллель», «четвёртая параллель», «перпендикуляр». Работа корпуса, плеч, рук, ног и головы в положении стоя. Тяговые пор де бра, проработка торсовых смещений, работы боков.

    Тема 7.3 Хип-хоп стиль.

    Разновидность современного танца. Разучиваем основные движения и комбинируем их. Сочиняем танцевальный номер «Канфетти».

    Тема 8. Индивидуальные занятия.

    Индивидуально занимаются солисты танцевальной группы. На занятиях разучиваем сольные партии концертных номеров, отрабатываем их.

    Тема 9. Репетиции и постановка танцев.

    Пополнение концертного репертуара группы новыми постановками: «Ритмы и мы», «Карнавал», «Салют Победе», «Волшебный сон» и др.

    Работа над техникой исполнения номеров в танц-зале и на сценической площадке.

    Тема 10.Сценическая практика.

    Применение полученных знаний умений и навыков на практике.

    Привитие сценической культуры (внешний вид, поведение на сцене и за кулисами). Развитие «сценической» смелости.

    4 год обучения



    Тема 1. Теоретические сведения.

    Задачи 3-го года обучения. Права и обязанности воспитанников. Правила поведения в коллективе. Техника безопасности.

    Тема 2. Партерная гимнастика и ритмика.

    Тема 2.1 Ритмика.Определение и передача в движении: структуры музыкального произведения (период, предложение, фраза), размера 4/4.

    Упражнения на развитие ориентации в пространстве. Перестроение группы из круга в квадрат, из круга в рассыпную и снова в круг. Построение двух концентрических кругов: «воротца», «звёздочка», «карусель», «змейка». Упражнения на развитие мышечного чувства и отдельных групп мышц, в сочетании с танцевально-тренировочными.

    Тема 2.2 Партерная гимнастика.Повторение выученного за 2-й год обучения, усложнение упражнений.Разучивание новых упражнений, развивающих выворотность, танцевальный шаг, гибкость, силу и выносливость; подвижность стоп, тазобедренного и голеностопного суставов. Упражнения № 31-45.

    Тема 3. Народно-сценический танец.

    Тема 3.1 Русский танец.

    Повторение выученного за 1-2-й годы обучения. Различия между понятиями: народный танец, народно-сценический танец и стилизация.

    Разучивание стилизованных движений и комбинаций.

    Разучивание танцевального этюда на основе выученных движений, либо танцевального номера («Чернобровые ребята не давали погулять», «Горница» или другой, на выбор педагога).

    Тема 3.2 Немецкий танец.

    Обычаи и обряды немцев их неразрывная связь с народным творчеством, в том числе и с хореографией. Основные движения народного немецкого танца: подскоки, галоп, каблучки, бегунец, полька вперёд и назад, полька в паре, в повороте, «циркуль», вальсовая дорожка, вальс в повороте и. т. д.

    Разучивание народных танцев: «Большой круг», « Штерн-полька».

    Разучивание сценических немецких танцев: «Праздничный немецкий танец», «Праздник фиалки», « Баварские игры», «Роза Христа» (на выбор педагога).

    Тема 3.3 Греческий танец.

    Особенности греческого народного танца. Просмотр видеозаписи выступления ансамбля Игоря Моисеева. Разучивание движений и комбинаций греческого танца. Разучивание танца «Климентина».

    Тема 4. Импровизация и актёрское мастерство.

    Упражнения на развитие художественно-творческих способностей: «ветерок и ветер», «клоуны», «жонглёры», «кузнецы».

    Танцевальные импровизации на музыку выбранную педагогом.

    Сочинение этюдов под музыку на темы: «под дождём», «трусливый заяц», «на речке» и. т. д.

    Тема 5. История хореографического искусства.

    Танец и пантомима. Виды современного сценического танца: классический, народно-сценический, историко-бытовой, эстрадный, свободная пластика и. т. д.

    Беседа по книге В. Ромма «Большой театр Сибири». Знакомство с историей Новосибирского театра Оперы и Балета.

    Развитие танца от фольклора к современной пластике. Просмотр видеоматериалов и обсуждение.

    Новые течения в хореографии. «Шоу Риверданс» - просмотр видеоматериала.

    Тема 6. Современный танец.

    Тема 6.1 Основы джаз-танца.

    Владение техникой джазового танца позволяет глубже выражать эмоциональные и социальные переживания, использовать в танце естественные движения человека.

    Партер-джаз. Проработка на полу всех основных положений ног и корпуса.

    Закрепление мышечных ощущений, не свойственных при исполнении классического и народного танцев. Положение контракции и релаксации в положении лёжа и сидя, маленькие мостики и разножки. Сокращения и круговая работа стоп по 6-й и 5-й позициям. Растяжки лёжа и сидя. Проработка выхода на большой «мостик» из положения стоя.

    Тема 6.2 Упражнения на середине

    Упражнения на середине: проучивание основных позиций ног в джаз-танце: «вторая параллель», «четвёртая параллель», «перпендикуляр». Работа корпуса, плеч, рук, ног и головы в положении стоя. Тяговые пор де бра, проработка торсовых смещений, работы боков.

    Тема 6.3 Хип-хоп стиль.

    Рановидность современного танца. Разучиваем основные движения и комбинируем их. Сочиняем танцевальный номер «Канфетти».

    Тема 7. Индивидуальные занятия.

    Индивидуально занимаются солисты танцевальной группы. На занятиях разучиваем сольные партии концертных номеров, отрабатываем их.

    Тема 8. Репетиции и постановка танцев.

    Пополнение концертного репертуара группы новыми постановками: «Ритмы и мы», «Карнавал», «Салют Победе», «Волшебный сон» и др.

    Работа над техникой исполнения номеров в танц-зале и на сценической площадке.

    Тема 9.Сценическая практика.

    Применение полученных знаний умений и навыков на практике.

    Привитие сценической культуры (внешний вид, поведение на сцене и за кулисами). Развитие «сценической» смелости.

    5 год обучения



    Тема 1. Теоретические сведения.

    Задачи 3-го года обучения. Права и обязанности воспитанников. Правила поведения в коллективе. Техника безопасности.

    Тема 2. Партерная гимнастика и ритмика.

    Тема 2.1 Ритмика.Определение и передача в движении: структуры музыкального произведения (период, предложение, фраза), размера 4/4.

    Упражнения на развитие ориентации в пространстве. Перестроение группы из круга в квадрат, из круга в рассыпную и снова в круг. Построение двух концентрических кругов: «воротца», «звёздочка», «карусель», «змейка». Упражнения на развитие мышечного чувства и отдельных групп мышц, в сочетании с танцевально-тренировочными.

    Тема 2.2 Партерная гимнастика.Повторение выученного за 2-й год обучения, усложнение упражнений.Разучивание новых упражнений, развивающих выворотность, танцевальный шаг, гибкость, силу и выносливость; подвижность стоп, тазобедренного и голеностопного суставов. Упражнения № 31-45.

    Тема 3. Импровизация и актёрское мастерство.

    Упражнения на развитие художественно-творческих способностей: «ветерок и ветер», «клоуны», «жонглёры», «кузнецы».

    Танцевальные импровизации на музыку выбранную педагогом.

    Сочинение этюдов под музыку на темы: «под дождём», «трусливый заяц», «на речке» и. т. д.

    Тема 4. История хореографического искусства.

    Танец и пантомима. Виды современного сценического танца: классический, народно-сценический, историко-бытовой, эстрадный, свободная пластика и. т. д.

    Беседа по книге В. Ромма «Большой театр Сибири». Знакомство с историей Новосибирского театра Оперы и Балета.

    Развитие танца от фольклора к современной пластике. Просмотр видеоматериалов и обсуждение.

    Новые течения в хореографии. «Шоу Риверданс» - просмотр видеоматериала.

    Тема 5. Современный танец.

    Тема 5.1 Основы джаз-танца.

    Владение техникой джазового танца позволяет глубже выражать эмоциональные и социальные переживания, использовать в танце естественные движения человека.

    Партер-джаз. Проработка на полу всех основных положений ног и корпуса.

    Закрепление мышечных ощущений, не свойственных при исполнении классического и народного танцев. Положение контракции и релаксации в положении лёжа и сидя, маленькие мостики и разножки. Сокращения и круговая работа стоп по 6-й и 5-й позициям. Растяжки лёжа и сидя. Проработка выхода на большой «мостик» из положения стоя.

    Тема 5.2 Упражнения на середине

    Упражнения на середине: основные позиции ног в джаз-танце: «вторая параллель», «четвёртая параллель», «перпендикуляр». Работа корпуса, плеч, рук, ног и головы в положении стоя. Тяговые пор де бра, проработка торсовых смещений, работы боков.

    Тема 5.3 Хип-хоп стиль.

    Рановидность современного танца. Разучиваем основные движения и комбинируем их. Сочиняем танцевальный номер «Канфетти».

    Тема 6. Индивидуальные занятия.

    Индивидуально занимаются солисты танцевальной группы. На занятиях разучиваем сольные партии концертных номеров, отрабатываем их.

    Тема 7. Репетиции и постановка танцев.

    Пополнение концертного репертуара группы новыми постановками: «Ритмы и мы», «Карнавал», «Салют Победе», «Волшебный сон» и др.

    Работа над техникой исполнения номеров в танц-зале и на сценической площадке.

    Тема 8.Сценическая практика.

    Применение полученных знаний умений и навыков на практике.

    Привитие сценической культуры (внешний вид, поведение на сцене и за кулисами). Развитие «сценической» смелости.







    4. Методическое обеспечение программы

    4.1 Формы, приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

    Основные методы, направленные на достижение цели и выполнение задач:

    • метод сенсорного восприятия- просмотры видеофильмов о балетных школах, прослушивание аудиозаписей.

    • словесный метод - рассказ нового материала; беседа о коллективе, выпускниках и. т. д.; дискуссия о прошедшем выступлении на концерте.

    • наглядный метод- личный пример педагога, так как невозможно объяснить словами движение, не показав его правильного исполнения, а так же видеопросмотр выступлений профессиональных коллективов

    • практический метод - самый важный, это работа у станка, тренировка упражнений на середине зала, репетиции.

    • метод стимулирования деятельности и поведения - соревнование, поощрение, создание ситуации успеха.

    Процесс обучения строится на 3-х основных этапах усвоения учебного материала:

    • Ознакомление. Объяснение правил изучаемого упражнения, либо рассказ о сюжете нового танца; затем демонстрация упражнения, либо движения в правильном исполнении.

    • Тренировка. Процесс самостоятельного осмысления движения или упражнения ребёнком, затем работа над техникой исполнения и работа над синхронностью исполнения движений всеми участниками группы.

    • Применение. Использование полученных знаний, умений и навыков, участие в конкурсах и фестивалях.

    4.2. Обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т. д.). За период обучения в объединении «Импульс» воспитанники получают определённый объём знаний и умений, качество которых проверяется в течение года с помощью следующих методов: специальные тестовые задания; беседы; наблюдения; анализ открытых занятий; концертные выступления. Наиболее распространенной формой контроля является открытое занятие. Оно проводится в конце первого полугодия и в конце второго, что позволяет сравнивать результаты и сделать заключение об эффективности программы. Концертно-сценическая деятельность коллектива также относится к форме контроля. Концертное выступление позволяет воочию отследить работу педагога и успех учащихся. Получив правильную, систематическую хореографическую подготовку дети показывают хорошие образцы детского танца. Педагог выступает в качестве союзника, тьютора, обучающиеся принимают на себя индивидуальную и коллективную ответственность за результаты обучения. В процессе обучения применяются различные методы диагностики результативности образовательного процесса. Диагностика уровня обученности производится системно (начало года, середина, конец года) в содружестве педагога дополнительного образования и педагога - психолога. В начале первого этапа обучения проводится «срезовая диагностика музыкальных способностей и танцевальных навыков» (см. Приложение №1). Данные заносятся в общую таблицу и в результате получаем количественные показатели диагностируемых способностей и наблюдаемых качеств каждого обучающегося (см.Приложение №2). На первом году обучения используется метод наблюдения, т.е. педагог заранее формулирует, что именно он хочет наблюдать у детей, затем все параметры выносятся на разработанную шкалу, и в результате получаем количественные показатели наблюдаемого качества у каждого ребенка. На втором году обучения наиболее приемлем метод тестирования достижений. Тест достижений представляет собой набор вопросов по программе с вариантами ответов, из которых один правильный (см.Приложение №3). По результатам тестирования строится график, который определяет высокий, средний и низкий уровень облученности (см.Приложение №4). Духовно-нравственное развитие детей отслеживается в ходе открытых занятий, письменных работ, эссе, в ходе участия в благотворительных концертах, народных праздниках, патриотических мероприятиях (опрос, тест, педагогическое наблюдение). Степень саморазвития ребенка в досуговой деятельности оценивается по специальной методике (Приложение 5). На основании полученных данных проводится самокоррекция программы с целью достижения ее максимального эффекта.

    4.3. Материально-техническое обеспечение занятий Занятия проводятся в свободном для перемещения хореографическом зале. В распоряжении коллектива: технические средства:

    магнитофон; видеомагнитофон, видеоматериалы; телевизор. Костюмы для концертных номеров. Оборудованное помещение (станок, зеркала).





    5.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    ДЛЯ ДЕТЕЙ

    1. Российский журнал искусств №1 «Мариинский -вчера, сегодня. всегда …» СПб. 2005г

    2. Т К Васильева, « Секрет танца» СПб. 2005г

    3. М Ильичева, «Ирина Колпакова» , «Искусство» Ленинградское отделение 1996 г.

    4. М.Еремина, «Роман с танцем» СПб. 2005г

    ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

    1. Л. Бондаренко, «Методика хореографической работы в школе и внешкольных за ведениях». Киев. 1999г.

    2. М. Еремина, «Роман с танцем». СПб. 1998г.

    3. А. Л. Волынский, «Книга ликований». М. 2002г.

    4. Л. А. Черкасская, «Методика преподавателя классического танца». СПб.2002г.

    5. Кристи Г. Основы актёрского мастерства.- М.: Советская Россия, 1970.

    Михайлова М. Развитие музыкальных способностей детей.- Ярославль, 1997.

    Пасютинская В. Волшебный мир танца.- М.: Просвещение, 1985.

    Прибылов Г. Методические рекомендации и программа по классическому танцу для самодеятельных коллективов.- М., 1984.

    Ромм В. Большой театр Сибири.- Новосибирск, 1990.

    Смирнов И. Искусство балетмейстера.- М.: Просвещение, 1986.

    Ткаченко Т. Народные танцы.- М.: Искусство, 1975.

    Устинова Т. Избранные русские народные танцы.- М.: Искусство, 1996.

    Чижова А. Берёзка.- М.: Советская Россия, 1972.







     
     
    X

    Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

    После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

    Кнопки рекомендации:

    загрузить материал