7


Беседа Рождественская елка

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Беседа на тему «История рождественской ёлки»Цели: сформировать у обучающихся устойчивую систематическую потребность к саморазвитию, и побудить желание совершенствовать и расширять свои знания..

Задачи:

1.Познакомить с историей рождественской елки.

2.Развивать кругозор обучающихся.

3.Воспитывать любовь к родине и традициям.









Новогодняя ёлка - неотъемлемый атрибут празднования Нового года в России, на постсоветском пространстве и в христианских странах. Ёлка - это атрибут празднования Рождества. Новогодняя ёлка представляет собой хвойное дерево, украшенное гирляндами, стеклянными и пластмассовыми игрушками, свечами и сладостями. Устанавливается на время проведения праздника Новый Год в домах или на улице. Рождественская или новогодняя ёлка - это форма отображения древнейшего символа человечества - Мирового Древа, особенно распространённого у индоевропейских народов. Уже в нашу эру в Европе на Рождество стали украшать ель: яблоками, печеньем, зажжёнными свечами. Есть версия, что первую новогоднюю ёлку поставили на площади города Селеста в Эльзасе в 1521 году. Первая ёлочная игрушка - стеклянный шар - появилась в Саксонии в XVI веке. В Россию обычай отмечать Новый год привез из Германии Пётр I; первые в России новогодние праздники были устроены, согласно царскому указу, в 1700 году. Окончательно обычай празднования Рождества с рождественской ёлкой установился в середине XIX века. В 1927 году, в ходе начавшейся антирелигиозной кампании Рождество перестает быть официальным праздником, а рождественская ёлка была объявлена «религиозным пережитком».

Однако перед наступлением 1936 года ёлка была вновь разрешена, но уже как

новогодняя.

Откуда пришел обычай наряжать ель?

Обычай наряжать на Новый Год елку пришел в Россию из Европы при Петре I, он имеет немецкое происхождение. Однако почитание ели как священного дерева изначально не германское, а кельтское. В культуре галлов ель была воплощением Древа Жизни благодаря своим вечно зеленым ветвям. Ель - мировое древо, символ бессмертия и вечной жизни, возрождения, здоровья, долголетия, верности, цельности, честности, терпения. И в то же время - символ смерти, общения с загробным миром. Древние люди считали, что в деревьях обитают духи, которых нужно умилостивить подарками. Вечнозеленая ель занимала особое место среди деревьев. На ней ежегодно, в конце декабря (когда начинался солнечный год) люди развешивали разные подарки для духов. Древние германцы украшали ель лентами, амулетами, яблоками, яйцами; у подножия зажигали свечи - так задабривали лесных духов и молили богов даровать счастливый год.

Предание говорит, что первые украшенные рождественские елки появились в Германии в VIII веке. Первое упоминание о ели связано с монахом святым Бонифацием, который читал друидам проповедь о Рождестве. Чтобы убедить идолопоклонников, что дуб не является священным деревом, он срубил один из дубов. Падая, этот дуб повалил на своем пути все деревья, кроме ели. Бонифаций истолковал это как чудо и воскликнул:Беседа Рождественская елка

"Да будет - это дерево деревом Христа».



С приходом Реформации, протестанты начали "Евангелизацию" народных обычаев. Впервые наряжать елку на Рождество начали в Германии в XVI веке.

В Сочельник ёлку устанавливали в церкви на хоры и украшали яблоками. При разыгрывании сценок об Адаме и Еве она символизировала Райское дерево и напоминала об искусительном плоде. Со временем добавились и другие украшения, каждое из которых имело смысл. Лепешки из пресного теста символизировали причастие, фрукты - искупление, а яблоки - плодородие, ну а яйца - благополучие, гармонию и орехи - непостижимость Божественного Промысла. Верхушку елки украшали восьмиконечной звездой в память о звезде Вифлеемской, которая указала путь волхвам, шедшим поклониться новорожденному Спасителю. Колокольчики на елке напоминали о тех, что подвешивали пастухи своим овцам. Свечи и фонарики были символами звезд и костров, освещавших путь пастухов в ту Святую ночь. Постепенно верующие заменили в своих домах еловые ветви на целые деревья, украшенные вышеописанным способом.

"Как вечный Бог воплотился в образе маленького младенца, так и вечно зеленая ель приходит к нам в дом, дабы возвестить радость Рождества Христова».



Со временем, традиция украшать елку к Рождеству распространилась по всей Западной Европе.



В России Петр I в 1699 году издал указ, которым повелел вести летоисчисление не от Сотворения мира, а от Рождества Христова, а Новый год праздновать по-европейски - 1 января (в день Обрезания Господня, 8-й после Рождества). Царским указом всем жителям Москвы было велено отмечать встречу Нового года: зажигать в новогоднюю ночь костры, пускать фейерверки, поздравлять друг друга, украшать дома ветвями хвойных деревьев (сосен, елей, можжевельника).



После смерти Петра I новогодние елки ставить перестали. Новогодние празднества и традиция ставить ёлки возродились при Екатерине II. А украшать ёлки стали лишь в середине ХIХ века. Считается, что первую рождественскую ёлку в Петербурге устроили проживавшие там немцы. Этот обычай горожанам так понравился, что они стали устанавливать ёлки в своих домах. Из столицы империи эта традиция начала распространяться по всей стране.



Несмотря на все возрастающую популярность елки в России, отношение к ней с самого начала не отличалось полным единодушием. Приверженцы русской старины видели в елке очередное западное новшество, посягающее на национальную самобытность. Уже в конце XIX века в России стали раздаваться голоса в защиту природы и прежде всего лесов. Серьезным противником ёлки как иноземного (западного, неправославного) и к тому же языческого по своему происхождению обычая стала Православная Церковь. Святейший синод вплоть до революции 1917 года издавал указы, запрещавшие устройство елок в школах и гимназиях.

Среди крестьян обычай наряжать ёлку приживался с трудом - это объясняется тем, что ель у древних славян была символом смерти (под ёлками хоронили, еловыми лапами устилали последний путь, еловыми гирляндами и ветками украшали могилы). Крестьяне ездили в лес только за ёлками для своих господ или же для того, чтобы нарубить их на продажу в городе.





Новогодняя ёлка в свете русских и христианских традиций

У древних славян ель символизировала смерть. . А среди православных ель пользовалась недоброй славой, как прибежище нечистой силы: «Венчали вкруг ели, а черти пели». Выражение «ёлки-палки» являлось скрытым ругательством, чертыханием. В обычае было ставить ёлку на кабак, откуда появилось народное выражение: «идти под ёлку» (то есть в кабак). Процесс «христианизации» ёлки проходил в России не столь уж гладко. Он встречал сопротивление со стороны православной церкви. Священнослужители видели в новом празднике «бесовское действо», языческий обычай, ничем не напоминавший рождение Спасителя, да вдобавок - обычай западного происхождения. Сегодня о тёмном символизме ели как о «древе смерти» напоминает похоронный обычай, когда по дороге на кладбище перед гробом усопшего бросают еловые ветви. Также ели можно увидеть на Красной площади у Мавзолея Ленина и Кремлёвской стены, где захоронены известные советские деятели. Новогодняя ёлка также обозначает праздничное мероприятие - концерт на котором празднуется Новый Год. Впервые праздники для детей в Кремле с таким названием стали проводить во время правления Сталина на Новый 1935 год</, когда был официально восстановлен обычай, ранее преследовавшийся Советской властью как «религиозный». В наши дни новогодняя ёлка организуется повсеместно как коммерческими, так и государственными структурами, в том числе и с коммерческой целью.

Тем не менее, к началу XX века ёлка становится в России обычным явлением. После 1917 года несколько лет елки сохранялись: вспомним картины «Елка в Сокольниках», «Елка в Горках». Но с 1925 года началась плановая борьба с религией и с православными праздниками, результатом которой стала окончательная отмена Рождества в 1929 году. День Рождества превратился в обычный рабочий день. Вместе с Рождеством отменялась и ёлка, уже прочно сросшаяся с ним. Ёлка, против которой когда-то выступала Православная Церковь, теперь стала называться "поповским" обычаем. И тогда елка «ушла в подполье»: ее тайно продолжали ставить к Рождеству, плотно занавесив окна.



Ситуация изменилась после того, как И. В. Сталиным были произнесены слова: «Жить надо лучше, жить надо веселее». В конце 1935 года ёлка была не столько возрождена, сколько превращена в новый праздник, получивший простую и чёткую формулировку: "Новогодняя ёлка - праздник радостного и счастливого детства в нашей стране". Устройство новогодних ёлок для детей сотрудников учреждений и промышленных предприятий становится обязательным. Связь ёлки с Рождеством была предана забвению. Рождественское дерево превратилось в атрибут государственного праздника Нового года, одного из трёх (наряду с Октябрём и Первомаем) главных советских праздников. Восьмиконечную Вифлеемскую звезду на верхушке "рождественского дерева" теперь заменила пятиконечная - как на кремлевских башнях.





В 1991 году в России вновь стали праздновать Рождество Христово. 7 января было объявлено нерабочим днём. Сегодня и Рождество, и Новый год являются государственными праздниками. Дети и взрослые по-прежнему заранее готовятся к ним, ждут подарков, счастливых встреч и исполнения желаний, собираясь семейным и дружеским кругом за праздничным столом, под душистой новогодней елкой. И всё-таки для большинства населения бывшей советской страны самым любимым праздником до сих пор остается Новый Год.

Он отодвинул на второй план Рождество, которое является более важным праздником только для верующих.



Таким образом, традиция украшать ёлку на Новый год и Рождество имеет древние языческие корни и пришла к нам от протестантов относительно недавно.



В XVII веке сложился обычай прикреплять рождественскую ель вверх тормашками к потолку - как символ лестницы с неба, спущенной на землю в Рождество. Елку увешивали яблоками, пряниками и другими сладостями - в воспоминание о сладости райской жизни.

В Германии есть легенда, связанная с основателем протестантизма Мартином Лютером. Якобы он шел в рождественскую ночь по лесу и увидел в небе звезду, которая вдруг спустилась на макушку ели. В протестантских домах традиция украшать елку на Рождество сохранилась, несмотря даже на то, что протестанты не признают «излишеств», о которых не сказано в Библии.

















Беседа Рождественская елка





Рождественская ёлка - традиционный атрибут празднования Рождества во многих странах мира.













Беседа Рождественская елка

В России всенародно и широко праздновались святки: праздничные дни, длящиеся от праздника Рождества до праздника Крещения.

Беседа Рождественская елка













Колядки





Коляда - моляда Коляда, коляда

Прикатила молода. Отворяйте ворота,

Мы нашли коляду Доставайте сундучки,

Во Ивановом двору! Подавайте пятачки.

Эй, дядька Иван, Хоть рубь,

Выноси добро во двор! Хоть пятак,

Как на улице мороз Не уйдём из дома так!

Подмораживает нос, Дайте нам конфетку,

Не велит долго стоять, А можно и монетку

Вели скоро подавать, Не жалейте нечего

Или тёпленький пирог, Накануне рождество!

Или денежку копьём,

Или рубль серебром!









































Вместе с ёлкой осуждался и Дед Мороз, вошедший в праздничный ритуал за пару лет до революции.





Беседа Рождественская елка









Беседа Рождественская елка

Беседа Рождественская елка Беседа Рождественская елкаБеседа Рождественская елкаБеседа Рождественская елкаБеседа Рождественская елка





Ёлка рекомендовалась в новом качестве - как детская забава, пригодная для юных строителей коммунизма. К празднику Рождества она больше не имела отношения.

Сегодня и Рождество, и Новый год являются государственными праздниками. Дети и взрослые по-прежнему заранее готовятся к ним, ждут подарков, счастливых встреч и исполнения желаний, собираясь семейным и дружеским кругом за праздничным столом, под душистой новогодней елкой.







































 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал