7


  • Учителю
  • Презентация исследовательской работы по теме Художественный мир рассказов Арбена Кардаша

Презентация исследовательской работы по теме Художественный мир рассказов Арбена Кардаша

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Исследовательская работа учащейся 9 класса МКОУ «Школы-интерната

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

</ Гаджиева И. Р. и Ибаковой М.И.

Руководитель: учитель дагестанской литературы Агаларова А.А.

(Выступление на XXII научно-практической конференции молодых исследователей

«Шаг в будущее»)

Художественный мир рассказов Арбена Кардаша

  1. Введение

В стране произошли различные изменения. Преобразования в общественно-политической жизни страны повлекли за собой изменения в духовно-нравственном восприятии. В переломные периоды жизни появляется потребность в самовыражении, что привело к развитию наиболее оперативных жанров, в первую очередь рассказа, очерка, фельетона. Отсутствие обстоятельственного научного интереса в этом направлении сформулировало характер изучения и восприятия этих жанров. В этом смысле обращение к рассказам А. Кардаша, которых мы в школе не проходим, оправдано и своевременно. Именно этим объясняется актуальность выбранной темы.

Цель моей работы: рассмотреть специфику художественного мира рассказов Арбена Кардаша в контексте времени и творчества.

Для достижения этой цели выдвинуты следующие задачи:

- изучить теоретическую основу данного вопроса;

- произвести подробный анализ рассказа «Танец поневоле» и анализ некоторых других рассказов автора;

- сопоставить рассказы А. Кардаша с рассказами других дагестанских авторов.

На основании изучения состояния исследуемой проблемы выдвинута следующая гипотеза:

изучение художественного мира рассказов А. Кардаша будет эффективной, если

учитываются особенности восприятия художественного мира произведений жанра малой прозы и продуман тематический отбор учебного материала по дагестанской литературе.

При исследовании мной были использованы методы:

  1. теоретический (изучение литературы по данной теме);

  2. экспериментальный (анализ, обобщение);

  3. исследование (сравнение, сопоставление)

Научная новизна: впервые предлагается последовательное рассмотрение художественного мира некоторых рассказов А. Кардаша.



  1. Основная часть. Глава 1

Современная дагестанская проза

Проза перестроечного периода является существенным этапом в развитии литературы. В ней сосуществуют и взаимодействуют различные эстетические системы. Идёт интенсивный творческий поиск художественного слова.

Писатели стараются обозначить мировоззренческую позицию века, показать внутренние движения характера. Наблюдается повышение интереса к ситуациям, испытывающие нравственные силы личности. Авторы чувствуют проблемы времени и раскрывают их, обнажают противоречия, которые грозят разрушением нравственных ценностей, лежащих в основе национального характера. Поэты и писатели критикуют негативные явления перестроечного периода. Появляется новая концепция личности, раскрываются духовные качества современного человека.

Идёт интенсивный творческий поиск художественного слова. Новые формы изображения действительности открыли дагестанские писатели Г. Галбацов, Г. Гаджиев, М.-Р. Расулов, М. Абдулазизов, А. Малачиева, Н. Самуров, Ф. Бадалов и другие.

В некоторых произведениях наблюдаются реальные события и религиозно-мистические и фантастические мотивы. Писатели обращаются и к исторической теме, к духовному миру человека.

Появились писатели, которые начали творить на русском языке

Появляются тенденции изображения героя в обстановке села и города, их сложных взаимоотношений. Ставят актуальные социально-экономические и нравственные проблемы. Писатели правдиво изображают жизнь, показывают драматизм людских судеб. Стиль современных лезгинских писателей прост и доступен. Они разрабатывают оригинальные образы и характеры. В своих произведениях призывают к борьбе с хаосом и безнравственностью.

Арбен Кардаш в своей повести «Пастух и орёл» призывает людей к добрым поступкам, иначе от него отвернётся бог.

Н. Самуров и Ш. Каиди в своих произведениях обращаются к духовному миру человека, к положению человека в обществе: человек находится в поисках. Сугури Увайсов в своей прозе заявляет, что всё познаётся в сравнении и человеку нужно пройти через трудности, чтобы понять жизнь. Магомед-Расул Расулов в своих новеллах из книги «Ясновидящий дурак» призывают к пересмотру нравственных ценностей. В них чувствуется влияние русской литературы и даргинского народного фольклора. Эпиграфы к своим рассказам он приводит не в начале произведения, а в конце. Рассказы носят символическую нагрузку. В них чувствуется национальный колорит пейзажа. В 2009 году на арену выходит новый писатель Алиса Ганиева со своей дебютной повестью «Салам тебе, Далгат». Своеобразен её стиль. Язык резкий. В повести «Салам тебе, Далгат»

А. Ганиева зеркально отображает действительность (общественная и культурная жизнь дагестанских горожан). Проблематика повести продолжается в рассказе «Шайтаны». Стиль произведений аварского писателя Г. Галбацова своеобразный, не похожий на традиционный стиль дагестанских авторов. Его произведения большей частью фантастичны и заставляют читателя думать, размышлять. Его рассказы (притчи) раскрывают перед нами мир романтических людей, которые хотели добра народу, но народ их не понял. Рассказы Кардаша представляют тесное соприкосновение с реальной жизнью. Сочувствие и сострадание, уважение к старости, чувство долга и ответственности, любовь к ближнему, к родной земле, ответственность и долг каждого перед народом - вот круг вопросов, который обозначен в рассказах Арбена Кардаша. Поднимая острые нравственные проблемы, писатель пытается проникнуть во внутренний мир человека, в глубину человеческой души. Писатель задумывается над судьбой своего народа. Он призывает к сохранению нравственных ценностей, призывает к человечности, добру, к сохранению чести и достоинства. Рассказы привлекают гражданской позицией автора, его острым восприятием человеческих проблем, стремлением постичь правду во всей полноте. Об Арбене Кардаше хорошо отзывались Мурад Саид, Пакизат Гусейнова, Расул Гамзатов и многие другие.

Вывод: Проза перестроечного периода является существенным этапом в развитии литературы. В ней сосуществуют и взаимодействуют различные эстетические системы. Идёт интенсивный творческий поиск художественного слова.

Писатели стараются обозначить мировоззренческую позицию века, показать внутренние движения характера. Наблюдается повышение интереса к ситуациям, испытывающие нравственные силы личности. Авторы чувствуют проблемы времени и раскрывают их, обнажают противоречия, которые грозят разрушением нравственных ценностей, лежащих в основе национального характера.

















Основная часть. Глава 2

Художественный мир рассказов Арбена Кардаша

«Танец поневоле»

В рассказе «Танец поневоле» (2004) автор выставляет негативные стороны перестроечного периода, драматизм человеческих судеб. Это проблемы, актуальные для этого времени. Это повествование о переоценке жизненных приоритетов, о смещении ориентиров, изменении представлений об истинных ценностях бытия: («Каждому - своё» - оправдание Гашима своего ремесла. «Подмазали» кого надо» - слова отца Гашима. «Нужно и достоинство сохранить и позаботиться о семье, подумать о своей шкуре» - заявление Гаджи. «Попробовали бы не забыть, как они тогда чтонибудь получат в долг?» - речь идёт о прозвище хозяина магазина. «Ваши газеты никто не читает, и никто им не верит» - слова продавщицы из магазина. «До подножия горы приезжают на автомашинах. А к святыням поднимаются босиком. И думают, что за это спишутся все их грехи» - мысли продавщицы.)

В сёлах нет работы. Мужчины от безысходности пьянствуют. Появляются мелкие предприниматели. Владельцы магазина «Аламаз» и в долг дают, потому что им это выгодно. Водку продают в долг бездельникам, а деньги отдают их жёны из детских пособий или родители из своих пенсий.

Главный герой рассказа - Гашим - сельский житель, который пил от безделья с такими неудачниками, как он, находит выход из ситуации после встречи с грифами.

Рассказ пронизан пониманием, сочувствием, состраданием. Самое главное, гуманизмом. Гуманны родители Гашима, которые, несмотря на свою старость, не давали сыну совсем пропасть, призывали к ответственности, к разуму. Гуманен Ахмед, отпустивший Гашима и позволивший ему бросить постыдное ремесло. Он понимает, что поступок Гашима от безысходности, «танец поневоле». Ахмед поступает как человек. Он позволяет Гащиму самому встать на правильный путь. «Всё от бедности», - заявляет Ахмед. О доброте души Ахмеда говорит и фраза приятеля: «Это ты, вместо того, чтобы бороться с мошенниками и жуликами, позволяешь обманывать себя». Но Ахмед, который обещал Гаджи взять на себя расходы, позволяет Гаджи купить в магазине выпивку и закуску, когда отправились вслед за Гашимом, хотя обещал потратиться сам. У сотрудника милиции есть свои слабости, забывать об обещанном, когда это выгодно. Хотя жадным его тоже нельзя считать. Он не взял взятку у Гашима, а другой бы милиционер нашего времени попытался бы содрать с него ты шкуры. Конечно, не каждый. Есть и в наше время порядочные. В рассказе использован рассказ о попрошайке, которому трудно было танцевать, но вынужден был «танцевать» (он просто поочерёдно опрокидывал ноги), припевая «мой танец поневоле». Ему обещали богачи хорошо заплатить, но ничего не заплатили. Вынужденный танец попрошайки Ахмед сравнил с вынужденным ремеслом Гашима. В уста отца Гашима писатель вкладывает фразу: «Если государство бесчеловечное, разве мужчина должен терять достоинство?» А Гашим называет «жизнь распроклятой». Образы родителей Гашима - образы достойных дагестанцев, которые превыше всего ставят честь и достоинство. Это мы видим из их диалога со своим сыном. Но и тут мы видим негатив времени. Отец говорит сыну, мы взяли тебе участок, «подмазали кого надо». В советское время взяточничество осуждалось и в произведениях С.Стальского, Г.Цадасы и др...

Слова в устах старика звучат, как укор времени, когда без взяток не решишь свои проблемы. Действие отца вынужденное и оправданное. Выполнял свой отцовский долг.

В рассказе использован приём ретроспекции, что сосредоточивает внимание не столько на события, сколько на поведение героев. Использование диалогов в рассказе позволяет автору не высказывать свою оценку по отношению к героям рассказа, а положиться на выводы читателей. В диалогах раскрываются характеры героев. Кардаш прямо не характеризует героев. Даёт лишь некоторые портретные зарисовки. Например, «Гашим, мужчина лет сорока», «с сединой на голове, лицом, огрубевшим от горных ветров и непогоды, потемневшим от жаркого солнца, с маленькими глазами, вокруг которых расходились морщинки, похожие на гусиные лапки, делавшие его взгляд плутоватым, не поверил случившемуся». Есть небольшие пейзажные зарисовки. «Белопенный поток нёс свои воды в Срединную реку», «солнце, оторвавшись от моря, колесом покатилось по небосклону» и т.д.

Рассказ больше раскрывает внутреннее, психологическое состояние героев. Это переживания и страдания Гашима в неудачный период своей жизни. Да и в годы обогащения бизнес не приносил ему морального удовлетворения, лишь внешнее обманчивое спокойствие, что может восседать на киме (годекане), что дети сыты да одеты, дом строится, жена не пилит, но ремесло, всё-таки, не то. С родителями Гашима мы встречаемся только в начале рассказа. Автор не выражает сочувствия к грифам, которых убивает Гашим прикладом ружья. Гаджи заявляет: «Однако, противные же птицы». Скорее всего, автор осуждал их суть - суть хищничества. Не чувствуется жалости к собакам, которых убивает торговец для приманки грифов. Просто упоминается, что для отстреливания уличных собак есть специальные органы (устами журналиста). Скорее всего потому, что автор сосредоточен на внутреннем состоянии человека, живущего в сложное для страны время, стоящего перед жизненным выбором.

В рассказе использован композиционный приём рассказ в рассказе. Это рассказ о попрошайке и рассказ о Шабале Камкаме, который приехал в горы написать поэму о чабане «Живые облака» (речь идёт о белых отарах). Вставной рассказ о попрошайке помогает нам, читателям, понять основное идейное содержание рассказа, объясняет причины поведения Гашима (бедность, безысходность, невольность), а рассказ о Шабале Камкаме объясняет поведение двух друзей, вынужденных пить самопальную водку. Здесь автор показывает душу поэта, который и умирает с открытыми глазами. Система персонажей в рассказе Арбена - это отражение отношений в человеческом обществе нового времени, это обнажение негативных сторон общества. Своего героя автор ставит в такие обстоятельства, в которых обнажается его нравственный стержень. Из-за упрёков жены и родителей он хочет умереть, не зная, что делать. Случай позволяет Гашиму найти путь к решению своей проблемы. Это встреча с грифами. Он бросает пить, заботится о семье, ведёт внешне нормальный образ жизни. Но решает свои проблемы мошенничеством, гнусной торговлей грифов, выдавая их за индюшек. И это его гложет. Случай (Встреча с Ахмедом и Гаджи) позволяет ему встать на нормальный путь. Он бросает своё ремесло. В диалогах с друзьями - Гаджи и Ахмедом - раскрывается сущность истинного Гашима. Он готов заплатить штраф, сидеть в тюрьме, только не слышать их упрёков. Ему было досадно, что его пожалели. Значит, не всё потеряно в нём. Сохранились хоть какие-нибудь остатки мужского достоинства.

В образе сотрудника милиции человек раскрывается со стороны своих лучших душевных качеств, сочувствия чужому горю. Сострадание - это и есть проявление человечности. В лице Ахмеда автор привлекает нас к сохранению чести и достоинства (Я пью за то, чтобы люди были чисты сердцем и на руку, чтобы не забывали про честь и достоинство!)

У писателя нет ничего лишнего, ненужного. Всё в меру. Нет лирических отступлений. Рассказ состоит из семи неравных частей. Начинается со встречи с сотрудником милиции. Дальше автор пишет о прежней жизни Гашима. И к начальному эпизоду писатель возвращается во второй и шестой частях. Седьмая часть - финал рассказа - совсем маленькая. В ней действенное решение Гашима бросить своё ремесло. Арбен Кардаш не злоупотребляет средствами выразительности. Они сюжетно мотивированы и функциональны, используются для подчёркивания самобытности изображаемых картин.

Метафоры характеризуют предметы и явления: абдал, билась мысль, вернулся к жизни, цветочек, солнышко, дербентский самопал, андроповка, улыбка пробежала, слетела улыбка, диск солнца.

Эпитеты усиливают выразительность образов: бесчувственное тело, сладкие сны, белопенный поток, плутоватый взгляд, дымчатая линия, холодный рассвет, ласкающий ветерок, альпийские луга, бесчеловечное государство, куриная память, неглубокий овраг, противные птицы, несчастный пёс, печальный день, сногсшибательное вино, непонятный мир, праведный путь, угасшая радость, живые облака.

Сравнения помогают ярко представить явления и предметы (словно ветерок, как на ладони, похожие на гусиные лапки, как в могиле, словно рукой, дети-замухрышки).

Олицетворения создают яркие и образные картины (солнце прокатилось, солнце поливало, солнце проснулось, луч прокатился).

Нет обилия пейзажей. Пейзаж используется автором для определения места, где происходит действие. Помимо этого, с помощью пейзажа автор выражает свои патриотические чувства. Автор восхищается своей родиной, любит её, несмотря ни на что. Эта любовь вылилась и в слова Гаджи: «Я предлагаю выпить за этот мир, немного непонятный, но всегда прекрасный и удивительный». Пейзаж также выражает авторское отношение к персонажу рассказа («он несколько раз пробежал вокруг автомашины по росистой траве, в которой первые цветы гор склоняли свои головки со свернутыми лепестками. У маленького ключа, который, как бы стесняясь, бил под терновником, а потом в двух шагах пониже опять исчезал под грудой камней, Ахмед ополоснул лицо несколькими пригоршнями студеной воды, отчего по всему телу пробежала дрожь»). Писателю стыдно и неудобно за поведение Гашима (ключ, как бы стесняясь, бил под терновником).

Фразой, произнесённая Гаджи, «надо бы, чтобы и хакимы, в том числе и работники милиции, хотя бы изредка поднимались сюда и задумывались над судьбами страны и народа», автор призывает к ответственности тех, кто отвечает за судьбы народа.

Вывод: Рассказ «Танец поневоле» обнажает проблемы перестроечного периода, когда происходит переоценка нравственных ценностей. Рассказу присущ психологизм. Автор задумывается над судьбой человека и над судьбой всей страны. Призывает к ответственности за происходящее в стране, к сохранению своего человеческого достоинства. Рассказ пронизан состраданием, в нём чувствуется человечность души автора.

В рассказе «Ковёр» ковёр - символ памяти, истории. По словам дяди Бухсая, его младший брат Бутай мог прочитать лекцию по каждому узору ковра. Бутай считал, что ковёр, сотканный её матерью, хранит в себе знания прадедов о потустороннем мире. «Читай… Его всего читай… Он наш, лезгин», говорит Бухсай. Автор использует композиционный приём рассказ в рассказе. (рассказ о брате Бухсая). Использован приём ретроспекции. Рассказ поднимает проблемы верности традициям, сохранения памяти, доброты, любви к своему народу, гордости за свой народ.

В рассказе «Чарав» поднята тема детства, верности, неверности. Ностальгия по детству («и мое детство умчалось кудато»), боль души за своё предательство. Пейзаж передаёт душевное состояние героя («Тишина, разлитая кругом и напоенная печалью, усиливали мою усталость»)/ Автор даёт портретную характеристику собаке («Он почти весь был черный, не считая белых лапок, будто одетых в носочки, что вязала моя бабушка, в белые шерстяные носочки»). Получив единицу, мальчик всю свою злость излил на собаке. Мальчик, осознавший свой грех побежал к конуре, где спряталась собака, увидел, как собака рыдает. «Мало назвать это плачем. Это были рыдания!» Чарав больше никогда не подпускал мальчика к себе. Он не простил ему предательства. Не простил до самой смерти. «Его беды кончились, а в моем сердце боль лишь увеличилась. Она продолжается до сих пор…» Совпадение имён мальчиков и собак усиливает авторскую мысль и отражает надежду на преданность человека нового поколения к собаке, то есть, автор возлагает надежды на новое поколение. Использован приём ретроспекции. В рассказах-миниатюрах «Свирель» (рассказ о детстве, о памяти, о преемственности поколений, о надежде автора, что мальчик продолжит дело прадеда. (приём ретроспекции, использование пейзажа), «Сочинение» (автор поднимает вопрос справедливости, «Комната ласточек» (подняты вопросы сохранения традиций предков, доброты и забот), «Дохлая тройка» (обнажается проблема образования нашего времени, когда для многих не знания важны, а купленная корочка. Автор поднимает вопрос необходимости изучения родных языков.), «Новые секреты гостеприимства» (измена сложившимся традициям гостеприимства в сёлах), «Свадебное гуляние» (хлеб и соль как духовные ценности лезгинского народа автор ставит выше всяких яств), «Печаль и радость портрета» (через обращение к мистике показана измена народным традициям, призыв к выполнению сыновнего долга»).

Вывод: Автор выставляет негативные стороны перестроечного периода, драматизм человеческих судеб. Это проблемы, актуальные для нашего времени. Это повествование о переоценке жизненных приоритетов, о смещении ориентиров, изменении представлений об истинных ценностях бытия.









  1. Заключение

В стране произошли различные изменения. Преобразования в общественно-политической жизни страны повлекли за собой изменения в духовно-нравственном восприятии. В переломные периоды жизни появляется потребность в самовыражении, что привело к развитию наиболее оперативных жанров, в первую очередь рассказа, очерка, фельетона. Отсутствие обстоятельственного научного интереса в этом направлении сформулировало характер изучения и восприятия этих жанров. В этом смысле обращение е рассказам А. Кардаша, которых мы в школе не проходим, оправдано и своевременно. Проза перестроечного периода является существенным этапом в развитии литературы. В ней сосуществуют и взаимодействуют различные эстетические системы. Идёт интенсивный творческий поиск художественного слова.

Писатели стараются обозначить мировоззренческую позицию века, показать внутренние движения характера. Наблюдается повышение интереса к ситуациям, испытывающие нравственные силы личности. Авторы чувствуют проблемы времени и раскрывают их, обнажают противоречия, которые грозят разрушением нравственных ценностей, лежащих в основе национального характера.

Особо можно отметить рассказы Арбена Кардаша, пронизанные гуманизмом. Его некоторые рассказы автобиографичны. Это «Чарав» (случай из жизни автора), «Ковёр» (читающий чабан - родственник автора», «Танец поневоле» (случай из жизни знакомого).

Вопросы доброты, сострадания, сожаления о проделанных ошибках, боль за человека, за свой народ, за всю страну, вопросы сохранения памяти близким, культурного наследия предков, справедливости поднимает писатель в своих рассказах. Автор использует приём ретроспекции, жанр рассказ в рассказе. Язык его произведений прост и доступен. У него есть крупные рассказы и рассказы-миниатюры. Чувствуется вера автора в потусторонний мир и его желание вести себя достойно и честно на своём месте - месте поэта и писателя, идти по своему пути до конца. Его хобби - это и есть работа. «Писатель должен быть честным», - сказал он нам в своём интервью. Используя пейзаж, автор показывает в своих рассказах восхищение своей малой родиной, любовь к ней и через эту любовь - любовь ко всей многонациональной родине.

Над судьбой республики ещё задумывается в своих произведениях молодая писательница А. Ганиева («Салам тебе, Далгат», «Шайтаны»).

Результат моей исследовательской работы одобрен на школьной конференции и может быть использован в процессе изучения дагестанской литературы.







  1. Список использованной литературы



  1. Арбен Кардаш. «Танец поневоле» (интернет-ресурс)

  2. Арбен Кардаш. «Меж восходом и закатом». Поэзия и проза. Махачкала: Дагестанское книжное издательство. 2006 - 488 с.

  3. Алиса Ганиева. «Шайтаны». «Сноб», 2010

  4. Гулла Хирачев. «Салам тебе. Далгат». Издательство «Аст», 2009. 315 с.

  5. Лихачёв Д.С. Внутренний мир художественного произведения// Вопросы литературы - 1968- №8 - С- 74-84

  6. Магомед-Расул. Ясновидящий дурак: Антиповесть. Письма дилетанта. - Махачкала. Дагкнигоиздат 1994, 416 с.















































  1. Приложение

«Несчастливые»

Этот рассказ о проблемах времени, о месте человека в новом обществе. О потере ценностей, когда способ попрошайничества для некоторых людей способ лёгкого зарабатывания денег. «В этом печальном мире несчастливых у каждого своё место и свой почерк жизни, каждый старается высоко держать «честь» своей «профессии». Автор и здесь, как в рассказе «Танец поневоле» обвиняет страну. «Что тут поделаешь? Люди ведь. В стране, где потеряли человечность, щедрость души, добропорядочность, каждый живёт и выживает посвоему.» То старушка, ещё бойкая, пользуясь доверчивостью людей, просит милостыню, то старушку столетнюю заставляют дети и внуки просить милостыню. То парень, укутавшись во всё чёрное, прикидывается кормящей матерью. Кто-то потерял совесть, а кто-то способен сострадать.

«Исстрадалась, бедная, - думаю, - надо дать и ей», думает автор. «Всем им не угодишь, и ты вынужден выбрать, кому подать, а кого обойти своим вниманием». Это рассказ-рассуждение, который обнажает острую проблему нашего времени. Прав ли писатель, говоря: «Порой кажется, что не осталось никого, кто бы поднял голову, посмотрел в небо и устыдился». Но если есть люди, которые им подают, способны сострадать, не всё потеряно. Идёшь мимо попрошаек и думаешь: «На самом деле нуждаются или деньги пойдут в чей-то фонд». Нельзя ли государству как-то решить эту проблему?!

Интервью делегации школы-интерната с Арбеном Кардашом

- Муслимат: «Арбен Мехединович! Почему вы начали писать?»

«Не быть поэтом в нашем селе невозможно». В 15 лет вышли в печати мои первые стихи. Предисловие к ним написал мой учитель Шихнесир Кафланов.

Он же посоветовал мне поступить в Литературный институт имени М. Горького в Москве.

- Иса: «Арбен Мехединович! О чём Вы пишете?»

«О детских годах, о жизни, об истории из своего детства, из детства своих друзей.

- Муслимат: «Как проходит процесс создания нового произведения? Что Вас вдохновляет?»

«Это бывает неожиданно. А бывает, долго вынашиваешь мысль, хочешь писать, но не получается. Для прозы, статей долго собираешь эпизоды.»

- Иса: «Кто такой настоящий писатель?»

«Честный, добрый - это и есть настоящий писатель».

- Муслимат: «С какими сложностями сталкиваются современные писатели?»

- «В советские годы писателей из издавали. Их труд оплачивался хорошо. Тогда читающих людей было много. Интерес к чтению пропал. Тираж книг небольшие. Они возвращаются авторам. Авторы их или раздают, или продают. Я думаю, что писатели должны писать, а изданием и реализацией книг должны заниматься должны заниматься специальные организации».

Иса: «Может ли современный писатель содержать семью?»

- «Нет. Не может. Ему надо ещё где-то работать. Я, например, работаю в книжном издательстве. Директором лезгинского отделения. Помогаю молодым авторам, консультирую, готовлю к изданию их произведения».

-«Трудно ли быть писателем?»

«Да. Требуется много духовных и физических сил.»

- «Как пришло к Вам первое вдохновение?»

«В нашем селе не было книжных магазинов. Мы ездили в близлежащие сёла

Усух-Чай и Ахты. Онажды в Ахтах я купил книгу стихов Етима Эмина. Обратно шли пешком. Стихи поэта меня вдохновили».

«Откуда Вы берёте сюжеты для своих произведений?»

«Из жизни. Все истории имеют реальность. Читающий чабан - это мой родственник. Рассказы о солдатской жизни, о войне тоже имеют реальную почву. Я служил в Туркмении. Меня, как образованного комсомольца отправили в Кушну. Кушна - граница между Туркменией и Афганистаном. Там я увидел перебитый танк. Я сам был танкистом, поэтому понимал, что могло быть с теми, что были внутри. Я был на тот момент единственным ребёнком в семье, поэтому меня не отправили в Афганистан. Я написал рассказы о тех событиях.»

- «Как Вы написали рассказ «Танец поневоле»?»

«Мне этот случай рассказал один человек».

- «Был ли забавный случай из жизни?»

- «Был трагический случай из моей жизни. Это случай с собачкой из рассказа «Чарав». Это я тогда обидел собаку».

- «Были ли Вы озорником в детстве?»

«Внутри нашего села было много ущелий, оврагов. Кругом красота. Ни один мальчишка не мог обойтись без озорства.»

- «У Вас большая семья?»

- «Моя мать умерла, когда мне было 22 года. Отец впоследствии женился. Родился у меня сводный брат. Ему сейчас 30 лет. Он женат и имеет двоих детей. Живёт с отцом. У меня жена и два сына. У обоих сыновей техническое образование. Старший сын женился недавно. Ждём внука. Младшему сыну 24 года. Пока не женат».

- «Любите ли вы сказки?»

«Да. И сейчас читаю. Больше люблю волшебные. Моя пьеса-сказка «Девушка-обжора» (Хукац-Ханум») была поставлена на сцене лезгинского и аварского театров.

-«На каком языке Вы пишете?»

- «На родном, лезгинском. Свои прозаические произведения на русский язык перевожу сам».

- «Хотели бы Вы, чтобы ваши дети пошли по вашему пути?»

- «Мой старший сын пишет. На русском. Недавно вышла его книга «Таверна одиночества». В книгу входят стихи и один приключенческий рассказ».

- «Сохранились ли связи с вашими школьными друзьями?»

«Да. Большинство из них живут в Махачкале. Часто видимся. Большей частью на свадьбах. Поддерживаю близкие отношения с моим одноклассником, ныне директором школы в моём родном селе, Фазиром Абдулаевым. Поддерживаю связь с однокурсниками из Литинститута. Один из них - народный поэт Карачаево-Черкесской республики Билал Лаптанов.

- «Над чем Вы сейчас работаете?

«Готовлю книгу избранных стихов разных поэтов. Уже десять лет работаю над романом.»

Презентация исследовательской работы по теме Художественный мир рассказов Арбена Кардаша







 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал