7


  • Учителю
  • Устный журнал Люби и знай свой край родной

Устный журнал Люби и знай свой край родной

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Устный журнал

«Люби и знай свой край родной»

Первая страница

«Богатства земли уральской»

Богата история земли, на которой мы живём. Здесь гармонично сочетаются красота природы, загадки былого, удивительные памятники. Куда ни взгляни - всюду окружают нас величественные леса, зеркальная гладь озёр и синие горы. Многообразию легенд и сказаний, написанных об Урале, может позавидовать любой край.

Среди жителей земли уральской было много знаменитых людей, один из них -

Павел Петрович Бажов.





Колдун уральский бородатый,

Бажов дарит нам новый сказ.

«Живинка в деле» - сказ богатый

И поучительный для нас.

В нём слово каждое лучиться.

Его направленность мудра.

Найдут чему здесь поучиться,

Любого дела мастера.( Демьян Бедный)

Давно уже нет уральского сказочника, но люди помнят о нём и с интересом читают волшебные сказы написанные им

Писатель Лев Кассиль: «Надо родиться на Урале и прожить столько лет, чтобы так его знать и так его любить. Разве можно не любя создать такую «Малахитовую шкатулку». Павел Петрович - сверкающий самоцвет литературного Урала!»

Свою главную книгу Павел Петрович написал в 1939 г.

в возрасте 60 лет.

«Малахитовая шкатулка» -

это сборник самобытных уральских сказов, вызывающий интерес у многих поколений читателей разных стран

Писатель Лев Кассиль: «Надо родиться на Урале и прожить столько лет, чтобы так его знать и так его любить. Разве можно не любя создать такую «Малахитовую шкатулку». Павел Петрович - сверкающий самоцвет литературного Урала!»









Уральская писательница Елена Хоринская лично знавшая Павла Петровича посвятила ему стихи

Недалеко от Исети -

Старый дом и сад густой…

В этом доме жил волшебник -

Мудрый сказочник седой…

След копытца серебрится,

Вьется змейкою в ночи,

Огневушкою кружится

Пламя жаркое в печи,

Ящерки мелькнули разом,

Встал Данила над Цветком…

И шкатулкой, полной сказов,

Кажется бажовский дом.

В 1993 г. в Чебаркульском районе на озере Сунукульбыл впервые проведён Бажовский фестиваль, на котором собрались те, кому дороги культура, народные традиции Урала. На Урале проводят конференции, посвящённые творчеству П. Бажова, бажовские чтения и литературные праздники.

В Челябинской области около Копейска есть посёлок Бажово.

С 20 по 22 июня 2014 года проходил Бажовский фестиваль на территории санатория «Сунгуль» под Снежинском Выступило более 350 коллективов .На Изумрудной сцене показали спектакль Нового художественного театра «Хозяйка медной горы

У Бажова Малахитница не только хозяйка «земляных богатств», но и хранительница секретов высшего мастерства. Она воплощение красоты самой уральской природы. Всегда в окружении быстрых ящериц и сама ящерицей иногда оборачивается

Каждый из нас может открыть для себя «Малахитовую шкатулку», «достать» понравившийся сказ и полюбоваться мастерством уральского сказочника Павла Петровича Бажова

Отрывок из уральского сказа «Каменный цветок»

Данила подходит к горе и продолжает рассматривать камни. Звучит музыка «Хозяйки горы» (из сказки «Каменный цветок») Данила поднимает голову и видит Хозяйку медной горы)

Хозяйка: Ну что, Данила-мастер, не вышла твоя дурман-чаша?

Данила: Не вышла…

Хозяйка: А ты не вешай голову, другое попытай.

Данила: Не могу больше, измаялся весь, не выходит. Покажи каменный цветок!

Хозяйка: Показать просто, да потом жалеть будешь.

Данила: Не отпустишь из горы?

Хозяйка: Почему не отпущу! Дорога открыта, да только ко мне же и ворочаются.

Данила: Покажи, сделай милость! Без цветка каменного мне жизни нет!

Хозяйка: Когда так, пойдем, Данила-мастер, в мой каменный сад.





(Хозяйка взмахивает рукой, раздается шум осыпающихся камней, горы раздвигаются в разные стороны, на задней стене зажигаются гирлянды(имитация сверкающих драгоценных камней в горе), звучит музыка «Красоты горы» (из сказки «Каменный цветок», Данила заворожено рассматривает стену, звучит музыка_________________________________

Хозяйка горы исполняет «Танец с лентами» (ленты сделаны из широкой блестящей ткани золотого, серебряного и синего цвета, имитация драгоценных камней). В конце танца Хозяйка все ленты кладет к ногам Данилы)





Хозяйка: Такого яхонта, сапфира

Ты не найдешь и у эмира

Вот лунный камень, изумруд…

Останься с красотою тут.

Данила: Да, спору нет, они прекрасны,

Ценю камней я красоту.

Но соблазняешь ты напрасно,

Я не отдам свою мечту.

Хозяйка: Что ж, самоцветы не прельстили,

Тогда взгляни на серебро,

Как, ослепительно сверкая,

Переливается оно!

Данила: Да, спору нет, оно прекрасно,

Ценю его я красоту,

Но соблазняешь, ты напрасно,

Я не отдам свою мечту.

Хозяйка: Не хочешь серебра? Так злато

Возьми взамен своей мечты

И заживешь тогда богато,

Красоты мира купишь ты.

Данила: Благодарю тебя за щедрость,

Но неизменен мой ответ.

И злато мне твое не в радость,

А без цветка мне жизни нет.

Хозяйка: Добро, Данила-мастер славный,

Искатель неземной красы.

Секрет цветка тебе открою.

Вот пред тобою он, смотри!

(Звучит торжественная музыка «Красота цветка» (из сказки «Каменный цветок») цветок сделанный из изолона и обклеенный блестящей пленкой желтого и зеленого цвета стоит накрытый красивой тканью на полу посредине стены украшенной гирляндами, он также украшен гирляндами, Хозяйка снимает с цветка ткань и в это время кто-нибудь зажигает гирлянду на цветке, он сверкает, Данила рассматривает его со всех сторон)

Хозяйка: Ну что, Данилушка, доволен?

Исполнились твои мечты.

Но пленником моим отныне

Теперь навеки станешь ты!

(Хозяйка взмахивает рукой, раздается шум падающих камней, гора смыкается)

А сейчас загадаю вам загадки не отгадаете навсегда останетесь здесь

Загадки

1 В нем навсегда застыл зеленый пламень

Красив своим рисунком минерал

Скажите как зовется этот камень

Во всех краях прославивший Урал

2 Камень набережных и площадей. Он фундамент массивных домов.

И в руках у умелых людей.

Украшенье больших городов

3 Вот удивительный кристалл.

Он зелень всю в себя вобрал.

По всем статьям красив, хорош,

Годится в серьги, в перстень, в брошь,

В лучах искрится и горит.

Кто камень сей определит? (Изумруд)

4 Ни огня, ни света, А огнём блестит.(золото)















Молодцы знаете камни Урала













































Вторая страница

Культура и быт башкирского народа

-Башкиры издавна живут на Урале. «В давние времена кочевали наши предки с одного места на другое. У них были табуны скота. Кроме того, они занимались охотой.

Я расскажу вам одну из легенд о происхождении башкир Однажды в поисках лучших пастбищ откочевали они с прежних мест. Долго шли они ,прошли большой путь и вдруг наткнулись на волчью стаю. Волчий вожак отделился от стаи, встал впереди кочующего каравана и повёл его. Долго шли наши предки за волком, пока не дошли до благодатной земли, богатой реками, пастбищами, лесами и горами которые достигали достигали облаков. Дойдя до этого места вожак остановился. Посоветовавшись между собой старейшие люди рода решили: «Нам не найти земли прекрасней этой! Подобной нет во всём свете. Остановимся же здесь и сделаем её своим становищем».И стали жить они на этой земле. Поставили юрты ,стали заниматься охотой, разводить скот. С тех пор наши предки стали называть себя «башкорттар»,то есть людьми, пришедшими за главным волком. Раньше волка звали « корт». «Башкорт»-значит «главный волк» Вот откуда произошло слово « башкорт» Вот такая легенда существует о происхождении нашего народа.

-А почему наша деревня называется Казбаево?

</ Когда то край наш был дикий, но люди и тогда жили здесь. История возникновения нашей деревни тесно связана с истоком речки Сухарыш.Это левый приток Увельки.

Протекает по Чебаркульскому, Еткульскому и Увельскому районам. Местность вокруг болотистая. Деревню окружают березовые леса с островками сосны. В те времена, башкиры жили «ЮРТАМИ». Каждый юрт состоял из 10-15 дворов. Во главе каждого юрта стояли юртовые старейшины. Такие юрты располагались тогда по обеим берегам речки. А там, где начинается речушка Сусарык (Сухарыш) находился «Казбай- юрт» Поэтому и название деревни Казбаево .По картам начала 19 века населённый пункт Казбаево уже существовал..Согласно одной из легенд название деревни могло произойти,следующим образом Жил здесь когда то старый Казбай, у Казбая было шесть сыновей: Салый, Усман, Бутас, Юмаш, Буре и Кылдай.

В те времена башкиры вели чисто натуральный образ жизни. Они ничего не продавали, все готовили себе сами, занимались скотоводством, охотой Телег не было, ездили на лошадях только верхом не только мужчины, но и женщины. Места эти были заселены только башкирами. Жители одного юрта отдавали своих дочерей замуж за парней из другого юрта, играли свадьбы. Платили часто немалый калым за невесту. Иногда люди одного юрта враждовали с людьми другого юрта, угоняли скот и, вообще причиняли друг другу вред.

Так вот сейчас в нашей деревне живут предки семьи Казбая и его сыновей это Бутасовы, Юмашевы

-У каждого народа свой язык, свои обычаи и традиции. Сейчас мы познакомимся с национальным жилищем башкирского народа

А давайте попробуем с вами отгадать загадку

Посреди степи

Как большая юбка

Домиком стоит

Красочная (юрта)





Природные-экономические условия жизни башкир способствовали возникновению разных видов их жилища В процессе исторического развития выделились две большие группы: -временные ,связанные с кочевым бытом (юрты, шатры, шалаши, а также лёгкие бревенчатые избушки -бурама как вид жилища ,переходный к осёдлому образу жизни);

-постоянные (деревянные избы, избы из плетня, самана- воздушного кирпича, дёрна, глины, горных пород плитняка, землянки)

Одной из достопримечательностей башкирского народа считается юрта (тирмэ) - это переносное жилище древних башкир.





Устный журнал Люби и знай свой край родной

Юрта переносное жилище кочевников. А башкиры были кочевым народом. Юрта очень удобное и практичное жильё, быстро собирается и также быстро разбирается. Зимой в ней в тепло, а летом прохладно

Конструкция башкирской юрты

Основной принцип построения жилья кочевых народов - простота. Юрта складывается из нескольких незаменимых конструкций:

1 остов. Он включает четыре-шесть складных решеток (канатов) из дерева. Постройка зажиточной семьи может состоять из восьми-девяти таких компонентов;

2 крыша. Традиционно выполнена в форме конуса. Нижним краем крепится к остову. Состоит из набора уков (тонких жердей) определенной длины. Одним концом они опираются на деревянные решетки основания, а верхним примыкают к сагараку (деревянный круг). Последний элемент образует проем, который служит одновременно и окном и вытяжкой для дыма от костра;

3 кошмы. Как правило, изготовлены они из натуральной овечьей шерсти (натуральный войлок). Покрытия служат в качестве утеплителя на стенах и на полу конструкции

Устный журнал Люби и знай свой край родной

Размеры юрты зависят только от количества решеток, а из тех же элементов можно было собрать обычные, парадные и походные юрты

Традиционно вход располагается с южной стороны юрты. Часть жилища с противоположной стороны считается главной и предназначается для гостей. Неизменное место очага - в центре юрты напротив отверстия для выхода дыма. В случаях, когда очаг выносится на улицу, на этом месте расстилается красивая скатерть, которой отводится роль стола. Вокруг нее раскидывались чепраки, мягкие подушки или тканевые подстилки.

Очень важным элементом кочевого жилища всегда считался шаршау. Это занавес из плотной ткани, который делит башкирскую юрту на две неравноценные части:

Женская половина согласно обычаям народа она всегда меньше и располагается неизменно по правую сторону от входа. Здесь хранятся предметы, необходимые для ведения домашнего хозяйства: кухонная утварь, запасы еды, детская и женская одежда

Мужская половина левая часть размерами больше и всегда используется в качестве гостиной. По всей комнате вывешиваются красочные ковры, скатерти, полотенца и постельные принадлежности. Решетчатые стены закрываются не только узорными работами, но и снаряжение воина, украшенное национальными орнаментами. Здесь можно увидеть колчаны для стрел, футляры для пороха и конскую упряжь





Третья страница

«Память сердца»

В 2015 году наша страна отмечает 70 летие со дня Победы в Великой Отечественной войне.Наша страничка посвящена этому событиюВ подготовке страницы участвовали правнуки участников войны.Бутасова Катя и Гизатуллин Рамазан

- Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память - наша совесть.

Она, как сила, нам нужна

В годы Великой Отечественной войны из деревень Казбаево и Каратаново ушло на фронт более 50 человек. А вернулось только 27.





  • Бутасов Гаяз Аубакирович родился 1 июля 1923 года в деревне Мухаметово в крестьянской многодетной семье. Получил 3класса образования и закончил курсы трактористов при МТС.

В 1942 году был призван в армию, когда ему было 19 лет.Был направлен на Волховский фронт.

О войне прадед практически не рассказывал, но из его редких воспоминаний мы поняли , что на войне было страшно и голодно. Да и понятно почему, ведь ему пришлось оборонять и освобождать блокадный Ленинград.





В сентябре 1942 Газиз Аубакирович принимал участие в сражении за город Тихвин, которое длилось три дня.В стихотворении Юлии Друниной вот как рассказывается о войне

Я только раз видала рукопашный.

Раз - наяву. И тысячу - во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне. (Ю.Друнина)

В одном из боёв он был ранен направлен в госпиталь города Вологды, где находился на излечении с сентября 1942 по 20 марта 1943года.

После ранения прадедушка был комиссован

Обратно на фронт он не вернулся , так как ему определили бронь и направили на трудовой фронт, в Бишкильскую МТС, где очень не хватало трактористов.

Этой же весной он познакомился со своей будущей супругой Минсылу, работающей в этом же МТС трактористом.

Прожил он со своей женой , Минсылу, до1960 года . И нажили они шестерых ребятишек.

На трудовом фронте Гаяз Аубакирович показал себя настоящим бойцом. В 1957 году он был награждён медалью « За освоение целинных земель





Имеет награды орден Отечественной войны второй степени

Медали : «20 лет Победы в Великой Отечественной войне»

«30 лет Победы в Великой Отечественной войне», «40 лет Победы в Великой Отечественной войне», «50 лет Вооружённых сил», «60 лет Вооружённых сил», «70 лет Вооружённых сил»

Отмечены заслуги прадедушки и на трудовом фронте.В 1957 году ему была вручена

медаль «За освоение целинных и залежных земель»





Каждый год приходил Гаяз Аубакирович к обелиску Воинам односельчанам, павшим во время Великой Отечественной войны.

Умер прадедушка в 1995 году

В семье сохранилась медаль к юбилею Победы и памятные часы в честь дня Победы

Ахмет Файзрахманович Файзулин





Мой прадедушка

Ахмет Файзрахманович Файзулин родился в городе Троицке 23 июля 1914 года в семье крестьян. Получив начальное образование, он стал трактористом. В 1936 году был призван в Красную Армию. Был участником Финской войны. В 1941 году в возрасте 27 лет ушёл на войну.

Во время войны прадедушка был шофёром. Перевозил на своей машине горюче-смазочные материалы и боеприпасы, не считаясь с усталостью и временем суток.

В 1943 году был награждён медалью «За боевые заслуги».

В1945 году получил медаль «За отвагу» за доставку запасных частей для ремонта поврежденных машин в район боевых действии.

Воевал прадедушка 4 года имел очень много ранений. После войны женился на девушке по имени Маргуба. И поселились они в деревне Казбаево Чебаркульского района. В семье у них родилось пятеро детей. Детей воспитывали в строгости , все трудились- в семье от мала до велика. Прожили они со своей женой 44 года.

Умер он 2 января 1996 года в возрасте 82 лет

В газете «Южноуралец2 летом 2014 года была размещена статья написанная Лирой Бикуловой ,внучкой Файзулина Ахмета Файзрахмановича, посвящённая 100-летию со дня рождения деда.В статье было и тихотворение, посвящённое этому событию.

Сегодня его правнук Гизатулин Рамазан, представит вам его.

В феврвле 2015 года в рамках военно патриотического воспитания в п.Тимирязевский проходила выставка,посвящённая 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.На выставке были представлены экспонаты из краеведческого музея г.Челябинска.Администрация Тимирязевского сельского поселения любезно предоставила нам транспорт для поездки в музей.У учащихся вызвала большой интерес экспозиция музея. Там же состоялась встреча с ребятами из военно-спортивного клуба «Альбатрос» Костанайской области Республика Казахстан.





Очень важно в семье ,в школе, в районе,в области, в стране помнить тех ,кто отстоял нашу независимость в годы войны

Напутствие

Храните память о войне, чтоб не повторилась она снова























 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал