- Учителю
- Рабочая программа изостудии Краски
Рабочая программа изостудии Краски
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 30»
Рассмотрено на заседании
Методического совета
МБОУ СОШ № 30
Протокол
от «____»____________ 2016г. №____
Согласовано
Заместитель директора по ВР:
_____________И.И. Белоусова
«____» ____________ 2016г.
Утверждено:
Директор школы:
____________И.В. Суркова
Приказ от «____» _____ 2016г
№______________
ПРОГРАММА
«Краски»
(дополнительное образование детей
младшего, среднего и старшего возраста)
1 год обучения
Составитель:
учитель изобразительного искусства
I категории
Ларионова Екатерина Александровна
с. Клевакинское
2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Как показывает опыт, учителя часто ведут кружки без определенной конечной цели. При таком подходе они занимаются с детьми по принципу «лишь бы дитя не плакало», но до решения каких-нибудь серьезных задач не поднимаются сами и не ведут за собой ребят. Ведь если нет конкретной цели, четко очерченных задач, не определенно, что должен уметь делать обучающийся к концу обучения, не будет и серьезного практического результата. Если же человек поставил перед собой цель, то он будет искать пути и средства для ее достижения. Поэтому планирование работы изостудии нужно начинать с конкретного определения конечной цели в соответствии со строго очерченным кругом задач.
Например, научить «хорошо рисовать» - такая же бессмыслица, как, допустим, поставить перед конструктором задачу создать «хороший самолет». В изобразительном искусстве такой конечной целью может стать и общехудожественное воспитание, и начальная профессиональная подготовка, и обучение навыкам работы в одном или нескольких видах декоративно-прикладного искусства. Возможна и такая узкая практическая конечная цель, как подготовка группы обучающихся для оформления школы (включая, например, роспись стен).
И, естественно, что в соответствии с каждой конкретной конечной целью моделируется учебный процесс, рассчитанный на определенное время обучения со своим содержанием обучения.
Данная программа является актуальной для детей младшего и среднего школьного возраста. Дети, занимаясь изобразительным искусством, учатся видеть и понимать красоту окружающего мира, развивают художественно-эстетический вкус. Занятия способствуют развитию трудовой и творческой активности, воспитанию целеустремленности, усидчивости, чувства взаимопомощи. Дают возможность творческой самореализации личности и приобщению традициям русского народного творчества.
Новизна данной программы заключается в том, что в ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Особое значение придается в данной программе усвоению художественно - творческого опыта, обучению приёмам художественно - творческих действий. На протяжении всего обучения применяются такие методы и педагогические технологии, как личностный и дифференцированный подход, обучение в содружестве. Так же для улучшения восприятия и более близкого ознакомления воспитанников с изобразительным искусством планируются посещения выставок, встречи с художниками города, поездки в музеи. Все это в целом является мощным стимулом для развития познавательного интереса к искусству.
Программа «Краски» предназначена для руководителей кружковой работы в учреждениях дополнительного образования, для учителей изобразительного искусства общеобразовательных школ. Программа достаточно вариативна и позволяет проявить индивидуальный творческий подход.
Отсюда целью моей программы изостудии «Краски» стала: усиление блока дисциплин эстетического цикла, вызвать интерес к изобразительной деятельности обучающихся, начиная с начальной школы, развивать образное и критическое мышление.
Задачи:
-
научить обучающихся, обладающих необходимым комплексом природных данных для профессионального художественного творчества;
-
научить выполнять к 13 - 16 годам учебные творческие многофигурные композиции на сказочные и исторические темы (в основном по мотивам русской истории), выдавать продукт декоративно-прикладного искусства, создавать графические произведения; это картины, иллюстрации с соблюдением основных академических правил;
-
подготовка группы обучающихся для оформления школы.
При этом я не ставлю своей задачей дать полное художественное образование или выпустить из школы готового художника, т.к. в рамках общеобразовательной школы это сделать просто невозможно. Таким образом, эта работа имеет профессиональную направленность, хотя параллельно решается задача приобщения широкой массы школьников к изобразительному искусству, одаренные же будут объявляться из этих школьников.
Мне, как учителю изобразительного искусства, часто приходится сталкиваться с таким явлением, когда дети приходят на кружок с мнением, что у них проявились способности к рисованию, декоративной работе и действительно, многие из них обладают такими способностями, а некоторые (особенно это видно на уроках изобразительного искусства) обладают выдающимися способностями. Но… подавляющее большинство из них к профессиональной художественной деятельности, тем более к художественному творчеству, не готовы по той причине, что одних способностей к рисованию, даже способностей к рисованию людей и животных по памяти, а это довольно редкое явление, мало. Эти способности - только часть комплекса, нужного для профессиональной деятельности.
Хотя все качества, входящие в комплекс, равноценны, все же определяющим является не способность, а склонность. Если у человека есть способность к быстрому обучению, но нет склонности к этому виду труда, то в профессиональном плане он больших успехов не добьется, хотя учиться может очень хорошо.
Если же у него не очень большие способности, но есть склонность, то такой человек считается профпригодным к данному виду труда.
Опыт учителей изобразительного искусства показал, для того чтобы выявить способных иметь свое творческое лицо, обучающийся должен обладать 5 качествами, которые можно развить, если есть природные задатки.
Пять качеств обучающегося:
-
Быть способным к рисованию, т.е. способным к быстрому овладению теоретическими знаниями и практическими навыками работы.
-
Иметь природную склонность к рисованию, т.е. проявлять интерес к рисованию сверх того, что положено по плану.
-
Склонность к познанию, к повышению квалификации. Т.е. многие обучающиеся, достигнув какого-то уровня, на этом успокаиваются, им доставляет удовольствие сам процесс рисования. В дальнейшем они могут стать даже неплохими художниками- исполнителями, но творческой личностью они вряд ли станут.
-
Умственная активность, т.е. умение самостоятельно ставить перед собой задачи, быть способным выбирать тему, самому найти путь ее решения.
-
Способность к творчеству. Под этим понимается способность в обыденном подметить характерное, умение анализировать события, явления, неординарно мыслить, не поддаваться общепризнанным мнениям.
Все эти качества можно или развить, или погасить, но создать, сформировать нельзя, т.к. они определены генотипом.
Конечная цель - создание многофигурной композиции-картины на сказочные и исторические темы, а также графического изображения выполненных карандашом или акварелью, а также создание продукта декоративно - прикладного искусства (далее ДПИ). Я ее выбрала не потому, что считаю единственно правильной. Нет. С таким же успехом выявление профпригодных можно осуществить и через другой конечный результат. Во-первых, интерес и выбор автора - это жанровая композиция на сказочные и исторические темы, графическое изображение или ДПИ; во-вторых, для выполнения картины, иллюстрации, продукта требуется большое количество специальных знаний по изобразительной грамоте; в - третьих, при выполнении работ перед обучающимися открывается широкий простор для фантазии, тем более, что в школьном возрасте их привлекает все необычное, фантастическое, сказочное. Выполнение композиции на тему русской истории позволяет обучающимся знакомиться с историческим прошлым нашей страны, что воспитывает в них чувство патриотизма и любви к Родине.
Для составления программы были изучены программы и документы:
-
Основы, народного и декоративно-прикладного искусства. Программа I-IV кл. для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. / Т.Я. Шпикалова [текст] - М.: «Просвещение», 1992.
-
Концепция художественного образования в Российской Федерации [электронный ресурс] http:www.google.ru/url?sa=t&source=web&ct=res&cd=4&ved=0CAwQFjAD&url=http%3A%2F%2Fgzalilova - Язык русский : доступ свободный.
-
Демакова, Т.И. Развитие креативности младшего школьника на уроках изобразительного искусства [электронный ресурс] festival. 1 september.ru /articles / 312879/ - Язык русский : доступ свободный.
-
«Программа педагога дополнительного образования. От разработки до реализации». Айрис-пресс, 2003.
Изученные программы не были использованы полностью, т.к. программа рассчитана на обучающихся сельской школы, имеющих средний и низкий уровень художественных возможностей и большое желание научиться рисовать красиво.
Объем часов для освоения навыков рисования указан примерно с учетом особенностей групп различного возрастного и количественного состава. По степени сложности можно рекомендовать для каждого возрастного состава свой примерный программный план. Таким образом, данная программа достаточно гибкая и применима для введения ее как последовательно с младшего возраста, так и единовременно для среднего и старшего, т.е. адресована для работы с детьми от 6,5 до 18 лет.
Программа рассчитана на 1 год обучения и предполагает работу в одной разновозрастной группе. Это обучающиеся 1-10 классов, занимаются 2 раза в неделю по 2 часа, всего в году 140 часов, из них теории - 33,5 часов, практики - 106,5 часов.
Это позволяет педагогу правильно определять методику занятий, распределить время для теоретической и практической работы.
Основные разделы программы:
-
Живопись.
-
Графика. Нетрадиционные виды изобразительной деятельности (графическое решение - далее графика).
-
Декоративно-прикладное искусство.
-
Дизайнер.
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
-
репродуктивный (воспроизводящий);
-
иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
-
проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
-
эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения).
Формы проведения занятий
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.
Большой интерес вызывают занятия, где для концентрации внимания и при проведении итогов привлекаются персонажи русских сказок - куклы. С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества. Для успешного выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие виды занятий: рисование с натуры; рисование на заданные темы по памяти и представлению; декоративное рисование; работа с природным материалом; лепка; бисероплетение; работа с нетрадиционными материалами; оформление выставок; беседы об изобразительном искусстве; посещение выставок.
Постоянный поиск форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом.
Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку, поэтому в учебных группах предусмотрена рейтинговая система оценочной деятельности, а также ведение собственного портфолио.
Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.
Основной формой работы являются учебные занятия. Это могут быть и занятия - вариации; занятия - творческие портреты, импровизации. Занятия - образы по сценарию со специальной подготовкой детей; занятия - праздники; занятия - эксперименты. Отчет о работе проходит в форме выставок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий.
Способы определения результативности - тестирование, творческие задания и результаты конкурсов.
Занятия могут проходить со всем коллективом, по группам, индивидуально.
Прогнозируемый результат:
К концу обучения дети должны знать:
-
правила эксплуатации и ухода за приспособлениями и рабочими инструментами;
-
основные средства художественной выразительности (основные цвета спектра, составные цвета, спектральные цвета, теплые и холодные, яркие и тусклые, об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, об элементарных правилах смешивания главных красок для получения составных цветов, законы композиции)
-
разные художественные материалы, техники и их значение в создании художественного образа;
-
место и значение изобразительных искусств в культуре (жизни общества и человека);
-
названия основных цветов, элементарные правила смешивания красок;
-
основные виды и жанры изобразительного искусства
Уметь:
-
смешивать краски;
-
владеть различными техниками рисования (пользоваться различными художественными материалами);
-
стилизовать форму;
-
владеть контурной линией (резервирование);
-
обладать первичными навыками художественных техник (роспись, коллаж, граттаж, монотипия, бисероплетение и т.д.);
-
применять правила построения изображения предметов на плоскости, животных, человека, природных форм;
-
пользоваться правилами линейной и воздушной перспективы;
-
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
-
создавать творческие композиционные работы в разных материалах;
-
выполнять композиции - аппликации при оформлении выставок;
-
вести собственное портфолио.
Итоговые занятия по закреплению полученных знаний, умений и навыков проводятся в конце каждой темы в форме контрольного опроса, коллективной работы, тематической выставки. В конце учебного года проводится итог работ в форме выставки, на которой представлены работы обучающихся по всем разделам программы.
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов: общий, тематический, фронтальный, обобщающий. Методом контроля и управления образовательным процессом является тестирование, анализ результатов конкурсов, анкет для обучающихся и родителей, викторины, выполнение творческих заданий, участие в различных олимпиадах и конференциях, а также наблюдение педагога в ходе занятий, подготовки, проведения мероприятий и участия (выступления) в них.
Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах на конкурсах. Свидетельством успешного обучения могут быть дипломы, грамоты.
Данная программа является составительской.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН:
Теория
Прак
тика
Итог
Вводное занятие, 2 часа
1
«Краски»
- знакомство с распорядком работы детского объединения, законами кружковцев;
- инструктаж по технике безопасного поведения на занятиях;
- выявление интересов обучающихся (анкетирование, свободное рисование)
0,5
1,5
2
Раздел: «Живопись», 34 часа
1
Герои сказок
Компоновка в листе - правильное расположение в листе элементов картины (людей, предметов, животных).
0,5
1,5
2
2
Морская рыбка
Компоновка в листе - правильное расположение в листе элементов картины.
0,5
1,5
2
3
Ваза с цветами
Компоновка в листе - правильное расположение в листе элементов картины.
0,5
1,5
2
4
«Сказочное дерево»
Построение. Обычные академические построения: от общего к частному, от большого к меньшему, от геометрических форм к конкретным очертаниям, рисование по осям.
0,5
1,5
2
5
Морское путешествие
Тон. Общий - насколько один предмет темнее или светлее другого; местный - разница в освещенности частей предмета.
0,5
1,5
2
6
Воздушные шары.
Цвет. Смешивание красок, многообразие цветовых оттенков; колерный цвет предмета.
0,5
1,5
2
7
Настроение
Мазок. В одной картине не может быть двух одинаковых мазков по цвету, форме, площади. Повторный мазок (особенно акварели) не должен повторять предыдущий по контуру, а быть или больше, или меньше ранее положенного. Мазок подчеркивает форму, фактуру предмета. Нельзя делать мазком одной формы и небо, и траву, и кору дерева. Чем разнообразней мазок, тем выше квалификация.
0,5
1,5
2
8
Букет
Гармоничное сочетание красок. Двух одинаковых работ по колориту быть не должно.
0,5
1,5
2
Зимний пейзаж
Гармоничное сочетание красок. Двух одинаковых работ по колориту быть не должно.
0,5
1,5
2
9
Символы, цвета и формы
Штрих. Тонирующий: параллельный, перекрещивающийся. Набросочный: круглый - ломаный, сплошной - прерывающийся, толстый - тонкий. Штрих должен работать. Никаких лишних штрихов в наброске быть не должно.
0,5
1,5
2
10
Натюрморт
Светотень. Градации светотени: свет, полутень, тень, рефлекс, блик. Правила составления композиции (составление композиции натюрморта).
0,5
1,5
2
11
Уходящая вдаль аллея
Перспектива. Линейная - фронтальная, угловая. Воздушная - цветовая, тоновая.
0,5
1,5
2
12
Человек
Человек. Анатомия и пропорции человека. Работа над рисунком и аппликацией по изображению головы с различно соотнесенными деталями лица (нос, губы, глаза, брови, подбородок, скулы, голова).
0,5
1,5
2
13
Шторы в интерьере
Складки. Закономерность складок.
0,5
1,5
2
14
Пейзаж
Маринистический жанр. Технология наложения красок. Для каждого случая требуется свой способ наложения красок: густо, лессировкой, полусухой кистью, разными инструментами. Айвазовский.
0,5
1,5
2
15
Рисование животных
Рисование с помощью шаблонов. Рисование от общих масс по стадиям. Тональные рисунки с использованием пятна (силуэт). Изображение животных в состоянии покоя. Фактура кожного покрытия или оперения. Изображение животных в движении. Лошадь, слон, верблюд, спящая кошка, страус, скачущая лошадь.
1
2
3
16
Оформление выставки.
Итоговое занятие: «Живопись». Представление детских работ, оформление (дизайн, представление своего портфолио по итогам изучения темы «Живопись»
1
2
3
Раздел: «Графика. Нетрадиционные виды изобразительной деятельности», 34 часа
1
Введение
Знакомство с материалами для проведения занятий по графике и нетрадиционным видам изобразительной деятельности.
0,5
1,5
2
2
Графика
Знакомство с материалами для проведения занятий по графике и нетрадиционным видам изобразительной деятельности.
0,5
1,5
2
3
Монотипия
Простейшая гравюра, приемы печати, оттиск - графическая техника.
0,5
1,5
2
4
Цветок распустился
Представление о цвете, колорит, особенности красок.
0,5
1,5
2
5
Аквариум
Компоновка рисунка на листе, практическое использование монотипии.
0,5
1,5
2
6
Хозяйка медной горы
Ювелирное искусство, технологии создания ювелирных украшений, искусство Урала, практическое использование монотипии.
0,5
1,5
2
7
Диатипия
Гравюра, приемы печати, оттиск - графическая техника.
0,5
1,5
2
8
Ниткография
Гравюра, приемы печати, оттиск - графическая техника.
0,5
1,5
2
9
Клише
Четкое композиционное расположение фигур на определенной фактуре, история Клише.
0,5
1,5
2
10
Граттаж
Гравюра, приемы печати, оттиск - графическая техника. История техники «Граттография», художник М.В. Добужинский
0,5
1,5
2
11
Цветной граттаж
Гравюра, приемы печати, оттиск - графическая техника. Работа с цветом и фактурой.
0,5
1,5
2
12
Кляксография
Средства выразительности: пятно, клякса.
0,5
1,5
2
13
Акватипия
Композиционные навыки, новая изобразительная техника.
0,5
1,5
2
14
Гравюра
Вид графики, линогравюра, выпуклая гравюра, углубленная гравюра (ксилография и офорт).
0,5
1,5
2
15
Цветы
Высокая печать с аппликацией на картоне.
0,5
1,5
2
16
Экслибрис. Оформление выставки.
Знакомство с историей экслибриса: М. Врубель, Н. Рерих, В. Васнецов, Б. Кустодиев. Малая графика. Итоговое занятие: «Нетрадиционные виды изобразительной деятельности. Графика». Представление детских работ, оформление (дизайн, представление своего портфолио по итогам изучения темы «Нетрадиционные виды изобразительной деятельности. Графика»
1
3
4
Раздел: «Декоративно - прикладное искусство» (далее ДПИ), 34 часа
1
Знакомство с декоративно-прикладным искусством
Народное искусство России: «Дымковская игрушка», «Городецкая роспись», «Искусство Жостово» «Уральская народная роспись»
Мастера и художники.
0,5
1,5
2
2
Золотая Хохлома
Народное искусство России, Мастера и художники.
0,5
1,5
2
3
Синие цветы Гжели
Народное искусство России, Мастера и художники.
0,5
1,5
2
4
Музыка и рисунок
Лепка, аппликация, моделирование.
0,5
1,5
2
5
Гроздья рябины
Знакомство с техникой квиллинг (бумагокручение), создание коллективного панно в технике квиллинг.
0,5
1,5
2
6
Ваза
Знакомство с техникой папье-маше, создание композиции.
0,5
2,5
3
7
Бисероплетение
Введение в программу. Знакомство с техникой плетения. Техника безопасности при работе с бисером. Организация рабочего места. Правила чтения схемы.
0,5
1,5
2
8
Миниатюра «Водоросли», «Елочка»
Знакомство с техникой параллельного плетения. Изготовление поделок в технике параллельного плетения
0,5
3,5
4
9
Цветы
Изготовление поделок в технике петельного плетения. Знакомство с петельным способом плетения.
0,5
3,5
4
10
Деревья
Изготовление поделок в технике петельного плетения. Знакомство с петельным способом плетения.
0,5
7,5
8
11
Оформление выставки.
Итоговое занятие: «Декоративно-прикладное искусство». Представление детских работ, оформление (дизайн, представление своего портфолио по итогам изучения темы «Декоративно-прикладное искусство»
1
2
3
Раздел: «Дизайнер», 28 часов
1
Дизайн
Дизайн - что это такое? История возникновения дизайна. Применение дизайна в различных областях человеческой деятельности (дизайн интерьера промышленная графика, художественное проектирование). Значение рисунка и чертежа в дизайне. Декоративно-прикладное искусство и дизайн.
0,5
1,5
2
2
Шрифт
Необходимый элемент и выразительное средство
художественного проекта. Гарнитуры шрифта, его виды. Эмоциональное
и образная характеристика шрифта, гарнитуры. Книжная графика.
0,5
1,5
2
3
Плакат
Понятие "плакат". Его виды, (политический,
экологический, экономический) особенности выполнения плаката,
(выразительные, но лаконичные изобр. приёмы - монохромная цветовая
гамма с ярко выраженными цв. акцентами, шрифты - носитель образа и
эмоционального состояния плаката.)
Назначение плаката.
0,5
1,5
2
4
Времена года
Шрифтовая композиция. Выразительность шрифтовых гарнитур. Буква - как конструктивная, образная деталь композиции.
0,5
1,5
2
5
Модерн
немецкий художник Петр Беренд, Абрамцевский кружок, "Баухауз", Ле Корбюзье, В. Татлин. Проектирование оформления интерьера кафе.
0,5
1,5
2
6
Витрина
Её назначение. Особенности оформления витрины магазина (экспонаты, подставки, шрифтовые композиции, подсветки и т. д.). Стилевое оформление витрины в зависимости от названия магазина к специфике выставляемых товаров.
0,5
1,5
2
7
Логотип
Понятие "фирменный знак". Особенности (характерный и образный шрифт, лаконичные изобразительные элементы, подчёркивающие образ названия фирмы, её деятельность, монохромная цветовая гамма - один-два цвета).
0,5
1,5
2
8
Детская площадка
Проектирование оформления детской площадки. Особенности проектирования среды: игровых площадок, жилищ, учебных комнат, выставок.
0,5
1,5
2
9
Цветник
Проектирование оформления приусадебного участка. Особенности проектирования среды: приусадебных площадок, жилищ, учебных комнат, выставок.
0,5
1,5
2
10
Моя школа
Проектирование рекреации школы.
0,5
1,5
2
11
Портфолио
Проектирование и оформление портфолио обучающихся.
1,5
3,5
5
12
Оформление выставки.
Итоговое занятие: «Дизайн». Представление детских работ, оформление (дизайн, представление своего портфолио по итогам изучения темы «Дизайн».
1
2
3
Итоговое занятие
1
Выпуск журнала «Краски». Необходимый элемент и
выразительное средство художественного проекта. Гарнитуры шрифта,
его виды. Эмоциональное и образная характеристика шрифта,
гарнитуры. Книжная графика.
2
6
8
Всего
33,5
106,5
140
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Наличие у человека пяти качеств, необходимых для художественного творчества, само по себе еще не предопределяет достижение высокого результата в практической деятельности, в нашем случае создание картин, иллюстраций. Для того чтобы эти данные наиболее полно реализовались, проявились, раскрылись, обучающийся должен обладать минимумом профессиональных знаний, умений, навыков, при которых уже могут раскрываться способности человека при создании конкретного продукта.
Я считаю, что профессиональная одаренность, талантливость может проявиться только в конкретном продукте: машине, изобретении, литературном, художественном или музыкальном произведении и т.п. В данном случае - нет картины, нет и таланта. И чтобы этот продукт создать, именно профессиональные знания и умения, а не знания вообще. Причем знания, строго ориентированные на решение определенной задачи и определенного объема.
Объем профессиональных знаний, нужных для того, чтобы проявилась одаренность школьника при выполнении работ моего плана, я определила так.
Прежде всего, я решила для себя понять, чем «талантливые» произведения отличаются от «неталантливых», найти четкий критерий. Для этого был проведен сравнительный анализ работ старых русских и современных советских художников-реалистов различного художественного достоинства и определить, чем «Репин» отличается от «нерепина». Было обнаружено, что «талантливые» владели самым обычным ремесленным мастерством, которое легко формализуется до уровня, понятного машине, и которое сводится всего к нескольким направлениям:
-
Вводное занятие: знакомство с распорядком работы детского объединения, законами кружковцев; правила безопасного поведения на занятиях.
-
Живопись - правильное расположение в листе элементов картины (людей, предметов, животных). Аппликационное решение.
-
Нетрадиционные виды изобразительной деятельности. Графика.
-
Дизайн.
-
Итоговое занятие: «Выпуск газеты «Краски» и подготовка материала для итоговой выставки».
Также данная программа делает акцент на рисовании животных. Дело в том, что в мире взрослых людей животные наиболее близки и понятны маленькому человеку. Они соразмерны ему, ему понятны их поступки, их поведение, они всегда готовы играть и слушать, никогда не скажут: «Отвяжись, у меня дела». С самого раннего детства ребенка окружают игрушки, изображающие различных животных, книжки со сказками о них и их изображениями. Они осаждают нас просьбами: «Хочу собаку!» или «Купи хомячка!» И эти просьбы - не просто каприз, они отражают стремление ребенка о ком-то заботиться, кого-то любить, с кем-то дружить. Именно животные помогают вам воспитать в ребенке эти славные и важные человеческие стремления и качества. А рисуя животных, ребенок передает свою любовь к ним на изображение. Так в жизнь ребенка входит любовь к прекрасному.
Животный мир нашей планеты предоставляет художнику неисчерпаемые возможности. Какое многообразие форм жизни, видов, типов, цветов и оттенков, какое богатство фактур: шкура и меха, пух и перья, панцири и чешуя. Какой разнообразный материал для познания окружающей жизни!
Итак, необходимость занятий с ребенком рисованием, в частности именно рисованием животных, не вызывает сомнения. Если эти занятия станут регулярными, они помогут не только с пользой и удовольствием провести время, позволят найти подход к ребенку, наладить с ним контакт воспитать в нем душу, тонко чувствующую живое.
Для этих занятий потребуются самые разные материалы инструменты, столь же разнообразные, как и сам мир животных.
В процессе обучения используются несколько основных типов занятий:
- Занятие - изучение нового материала.
- Занятие выполнения практической работы.
- Комбинированное занятие.
Структура занятий:
Занятие - изучение нового материала.
-
Организационный момент. (Приветствие, сообщение темы и цели занятия).
-
Основная часть. (Изучение новой темы. Могут применяться такие методы обучения, как рассказ, беседа, использование различных наглядных пособий).
-
Закрепление. (Проверка степени усвоения материала в форме индивидуальной и фронтальной беседы по основным положениям прослушанного материала. Возможно проведение самостоятельной проверочной работы).
Занятие - выполнение практической работы.
-
Организационный момент. ( Приветствие, сообщение темы и цели занятия).
-
Основная часть.
- Повторение материала, необходимого для выполнения работы.
- Рассмотрение порядка выполнения работы, разбор вопросов, вызывающих у
воспитанников затруднения.
- Выполнение работы.
- Формулировка вывода, сравнение его с поставленной целью работы.
3. Подведение итогов.
Комбинированное занятие - используются элементы занятий рассмотренных типов в различных сочетаниях как по времени, так и по сочетании применения.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Все направления учебно-тематического плана программы в условиях репетиции органически переплетаются.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
п/п
Наименование образовательной
программы, в том числе профессии,
уровень образования (при наличии)
(с указанием наименований предметов,
курсов, дисциплин (модулей) в соответствии с учебным планом по каждой заявленной образовательной программе)
Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий, мастерских, объектов для проведения
практических занятий, объектов
физической культуры и спорта, иных объектов, которые предполагается
использовать при осуществлении
образовательной деятельности
(с указанием технических средств и
основного оборудования)
1
Программа «Краски»
Составитель: Ларионова Екатарина Александровна
Должность: учитель изобразительного искусства I категории
Образование: высшее, Уральский государственный педагогический университет, 2008 год, специальность «Социальная педагогика», квалификация «социальный педагог», специализация «социальный менеджмент в системе образования»
Кабинет изобразительного искусства.
Технические средства: ноутбук
Учебно-практическое оборудование
Стол ученический (10 шт.), стул ученический (20 шт.), классная доска (1 шт.), комплект портретов художников (2 шт.).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Алексахин, Н.Н. Художественные промыслы России. - М.: «Народное образование» НИИ школьных технологий, 2005, 192 с.
-
Алгоритм выполнения задания (построение вазы, орнамента, композиции).
-
Алгоритм выполнения задания (построение зданий).
-
Алгоритм выполнения задания (построение фигуры человека).
-
Архитектура и монументальные виды искусства.
-
Игра «В музее декоративно - прикладного искусства» (игра для активизации познавательной деятельности обучающихся).
-
Игра «Реальность и фантазия» (игра для активизации познавательной деятельности обучвающихся).
-
Изолото (дидактический материал по проверке знаний всего учебного курса).
-
Кожохина, С.К. Батик. - Яр.: «Академия развития», 2006, 144 с.
-
Касиерман, Женевьев Детское справочное бюро, «Живопись». - М.: АСТ «Астрель», 2002, 287 с.
-
«Народные промыслы родного края» урок - конференция (задания с проблемными вопросами).
-
Научно - методический журнал «Изобразительное искусство в школе», № 1 - № 6/2005; № 1 - № 6/2006.
-
Никодеми, Г.Б. Техника живописи (инструменты, материалы, методы, практические советы). - М.: «ЭКСМО», 2004, 302 с.
-
Серия «Учимся рисовать». - М.: «Мир книги», 2004, 64 с.
-
Серия «Школа рисовании» под. ред. Небукина Ю.А. - М.: «Мир книги», 2006, 96 с.
-
Энциклопедия мирового искусства «Шедевры русской живописи», изд. «Белый город», 2006, 586 с.
-
Памятки по созданию народной росписи.
-
Памятки построения фигуры человека.
-
Репродукции:
-
древние образы в народном искусстве;
-
интерьер крестьянского дома;
-
Дымково;
-
Гжель;
-
Хохлома;
-
Жостово.
-
Репродукции:
-
В. Ван Гог «Ирисы»;
-
И.Грабарь «Хризантемы»;
-
С.Герасимов «Сирень»;
-
А.Пластов «Сенокос»;
-
В.Серов «Девочка с персиками»;
-
Рембрандт;
-
И. Репин «Бурлаки на Волге»;
-
Леонардо да Винчи «Джоконда»;
-
Кукрыниксы;
-
Рафаэль «Сикстинская Мадонна»;
-
К. Брюллов «Последний день Помпеи»;
-
И. Крамской «Неизвестная»;
-
И. Левитан «Золотая осень»;
-
К. Юон (сборник).
-
А. Денейка «Спорт»;
-
П. Пикассо «Девочка на шаре»;
-
В.Серов (собрание);
-
М. Врубель «Демон»;
-
И.Крамской «Христос в пустыне»;
-
Рафаэль «Сикстинская мадонна»;
-
В.Перов «Тройка»;
-
П.Федотов «Сватовство майора»;
-
В.Суриков «Боярыня Морозова»;
-
И. Билибин (собрание);
-
В. Васнецов «Богатыри»;
-
К. Брюллов «Последний день Помпеи».
-
Ривина Е.К. «Российская символика», М.: издательство «Аркти», 2004, 48 с.
-
Таблицы (формат А4) с наглядным материалом:
-
построение фигуры человека;
-
построение натюрморта.
-
Шаблоны (с заданиями по развитию воображения и творчества).
-
вазы с чародейными узорами;
-
модели избушки;
-
русская прялка;
-
русская народная одежда;
-
простые геометрические тела (квадрат, прямоугольник и т.д.);
-
форма головы.
-
ЭДМ - содержание учебной программы по УТП (презентации, музыка для релаксации) для усиления мотивации обучения.
-
Энциклопедия живописи для детей, М.: «Белый город», 2002, 48 с.
-
Энциклопедия рисования, под ред. Покидаевой Т., М.: «РОСМЭН», 2001, 129 с.
Интернет- сайты:
-
multiki.arjlover.net/info/6.ivanov.6.kapitanov.avi.html - мультфильм "Шесть Иванов - шесть капитанов";
-
multiki.arjlover.net/info/pejzazh.avi.html - мультфильм "Пейзаж";
-
multiki.arjlover.net/info/pejzazh.s.mozhzhevelnikom.avi.html - мультфильм "Пейзаж с можжевельником";
-
freebooks.net.ua/2645-byl-skazka-o-karandashakh-i-kraskakh.html - книга "Быль и сказка о карандашах и красках";
-
www.artsait.ru/ - обширнейший материал о русской живописи. Информацию о русских художниках начиная с древности и до наших дней. Приведены биографии художников и их наиболее значимые работы;
-
www.wm-painting.ru/ - портал о живописи, картинах, стилях в дизайне интерьера и архитектуре, о странах мира их культурных современных и исторических традициях и художниках, сумевших запечатлеть всё это в своих произведениях;
-
www.artap.ru/galery.htm - женские портреты великих мастеров. Галерея женских портретов;
-
www.art-paysage.ru/ - о жизни и творчестве крупнейших мастеров пейзажа;
-
www.artlib.ru/ - библиотека изобразительных искусств;
-
www.museum-online.ru/ - виртуальный музей искусств, художники, биографии художников, история живописи;
-
www.art-portrets.ru/hudojniki_19_veka.html - русская живопись 19 века. Русские художники в русском изобразительном искусстве;
-
www.museumpushkin.ru/ - Музей Пушкина;
-
www.tretyakovgallery.ru/ - Третьяковская галерея;
-
www.hermitagemuseum.org/html_Ru - Эрмитаж;
-
rusmuseum.ru/ - Русский музей;
-
www.bibliotekar.ru/ - «Энциклопедия для детей» Аванта;
-
www.bibigon.ru/ Из программы ты узнаешь, что такое мастихин и сангина, чем отличается граффити от аэрографии и как рисовать углем и пастелью. Тебя научат писать портреты, лепить скульптуры и мастерить оригинальные подарки своим друзьям;
-
risuem.ucoz.ru/ - сайт любителей рисования на компьютере;
-
toptopart.ru/ - уроки рисования в домашней студии Топ-Топ Арт;
-
rus-scrap.ru/ - о скрапбукинге - доступном для всех хобби по составлению коллажей из фотографий, которое уже популярно во многих странах мира;
-
prana-art.ru/ - курсы рисования для взрослых;
-
www.izorisunok.ru/drawing-the-rain/ - уроки рисования;
-
rozvivalka.ucoz.ru/forum/14-113-1 - Детская обучалка - рисовалка;
-
narod.ru/disk/23287207000/igra_listopad.rar.html - игра "Листопад";
-
viki.rdf.ru/ - Детские презентации и многое другое;
-
www.maykapar.ru/articles.shtml - Статьи Александра Майкапара;
-
allforchildren.ru/paint/paint_index.php - раскраски;
-
alexey-savrasov.ru/hronology.php - о жизни и творчестве А.К. Саврасова;
-
isaak-levitan.ru/hrono.php - о жизни и творчестве И.И. Левитана;
-
www.artvek.ru/index.html - галерея живописи и декоративно-прикладного искусства;
-
www.domashnie-posidelki.ru/forum/74-881-1 - детский клипарт;
-
www.lenagold.ru/ - коллекция фонов и клипарт;
-
www.rebzi.ru/puzzles/risunki/64/?cat_ref=1 - Пазлы, рисунки и многое другое;
-
www.metodkabinet.eu/TemKollekzii/NarodnyePromysly.html - народные промыслы;
-
nnm.ru/blogs/horror1017/car_lesa_-_ivan_ivanovich_shishkin/page2/ - о И.И. Шишкине;
-
www.kalyamalya.ru/modules/myarticles/topics.php?op=listarticles&topic_id=4&ob=6&sn=20&st=40 - учимся рисовать;
-
e-beljaeva.livejournal.com/2296.html - о технике айрис - фолдинг, о полете фантазии;
-
www.liveinternet.ru/users/3214651/tags/%E5%EB%EE%F7%EA%E8/ - поделки своими руками к Новому году, Рождеству;
-
www.pozdrav.ru/newspaper/newspaper-ny.shtml - новогодние стенгазеты;
-
www.detskiy-mir.net/newspp2.php?group=26&undergroup=9 - новогодние стенгазеты;
-
igrushka.kz/phpBB2/viewtopic.php?t=3247&start=0&postdays=0&postorder=asc&highlight=&sid=77eb96a1a3a955f9c51cad7d977d65a4 - объемная снежинка;
-
igrushka.kz/vip77/elosne.php - елка из объемных снежинок;
-
stranamasterov.ru/node/120608?tid=742 - снежинка за 10 минут;
-
stranamasterov.ru/node/120387?tid=742 - звездопад из бумаги;
-
stranamasterov.ru/node/119506?tid=742 - зайка из ватных дисков;
-
stranamasterov.ru/node/118975?tid=701 - новогодние игрушки из бумаги;
-
stranamasterov.ru/node/35077?c - елочка из гофротрубочек;
-
stranamasterov.ru/node/35847?tid=451 - снежинки;
-
adalin.mospsy.ru/ny/eligr.shtml - елочные игрушки из бумаги;
-
stranamasterov.ru/technics/mc_plasticine.html - новогодние композиции из пластилина;
-
detpodelki.ru/publ/6-1-0-69 - академия поделок;
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Составитель: Ларионова Екатарина Александровна
Должность: учитель изобразительного искусства I категории
Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 30»
Образование: образование высшее, Уральский государственный педагогический университет, 2008 год, специальность «Социальная педагогика», квалификация «социальный педагог», специализация «социальный менеджмент в системе образования»
Домашний адрес: Свердловская область, Режевской район, с. Клевакинское,
ул. Искателе, д. 8, кв. 1
ЗАДАЧИ НА СЛЕДУЮЩИЙ 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД:
-
Создать методическое пособие, в котором будут даны методические рекомендации для проведения системы занятий по данной программе, где будет отражено полное содержание проведения занятий.
-
Приобрести в кабинет изобразительного искусства необходимые материалы для проведения учебных занятий (планшеты, палочки для рисования, воск и т.д.)
-
Ввести проектную деятельность в работу обучающихся.
-
Разработать систему оценивания работы обучающихся.
Глоссарий
Акваре́ль (фр. Aquarelle - водянистая; итал. acquarello) - живописная техника, использующая специальные акварельные краски, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента, и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Акварель совмещает особенности живописи (богатство тона, построение формы и пространства цветом) и графики (активная роль бумаги в построении изображения, отсутствие специфической рельефности мазка, характерной для живописной поверхности).
Граттаж (от фр. gratter - скрести, царапать) - способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники - воскография. Произведения, выполненные в технике граттажа, отличаются контрастом белых линий рисунка и чёрного фона и похожи на ксилографию или линогравюру.
Графика (греч. γραφικος - письменный, от греч. γραφω - пишу) - вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. (Цвет также может применяться, но, в отличие от живописи, здесь он традиционно играет вспомогательную роль. В современной графике цвет может быть не менее важен, чем в живописи). При работе в технике графики обычно используют не больше одного цвета (кроме основного черного), в редких случаях - два). Кроме контурной линии, в графическом искусстве широко используются штрих и пятно, также контрастирующие с белой (а в иных случаях также цветной, чёрной, или реже - фактурной) поверхностью бумаги - главной основой для графических работ.
Гуа́шь (фр. Gouache, итал. guazzo водная краска, плеск) - вид клеевых водорастворимых красок, более плотный и матовый, чем акварель.
Термин первоначально возник в XVIII веке во Франции, хотя техника создания этой краски значительно старше - она использовалась в Европе в средние века.
Гуашью выполнялись книжные миниатюры уже в Средние века, обыкновенно в комбинации с акварелью. В эпоху Возрождения художники применяли технику гуаши для эскизов, картонов и других подготовительных работ, а также для портретных миниатюр. Расцвет техники гуаши приходится на конец XIX - начало XX в. В России художники объединения «Мир искусства» писали гуашью большие станковые произведения, эскизы театральных декораций, костюмов, плакатов, используя её декоративные качества.
Произведения искусства, выполненные гуашью, тоже носят название гуашь.
Живопись - вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу.
Изобразительное искусство - раздел пластических искусств, вид художественного творчества, целью которого является воспроизводство окружающего мира. Понятие объединяет различные виды живописи, графики и скульптуры.
Карандаш (тюрк. karadaš, карадаш - чёрный камень)[1] - инструмент в виде стержня, изготавливаемого из пишущего материала (угля,графита, сухих красок и т. п.) применяемый для письма, рисования, черчения. Часто, в целях удобства, пишущий стержень карандаша вставляется в специальную оправу.
Композиция - важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника. Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объемов, света и тени, пятен цвета и т. п.
Коммуникативная компетентность - это сумма знаний, вербальных (речевых) и невербальных (неречевых) умений и навыков общения, а также ситуативная адаптивность, то есть способность приспосабливаться к ситуации, выбирать оптимальные средства общения в каждом конкретном случае. Источниками приобретения коммуникативной компетентности являются опыт, искусство, общая эрудиция, и специальные научные методы.
Натюрмо́рт (фр. nature morte - «мёртвая природа») - изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие отпортретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики.
Пейза́ж (фр. Paysage, от pays - страна, местность) - жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа[1].
В зависимости от изображённого мотива можно выделить сельский, городской (в том числе архитектурный - ведута и индустриальный) пейзаж. Особую область составляет изображение морской стихии - морской пейзаж или марина. Кроме того, пейзаж может носить эпический, исторический, лирический, романтический, фантастический и даже абстрактный характер.
Пленэр (от фр. en plein air - «на открытом воздухе») - живописная техника изображения объектов при естественном свете и в естественных условиях. Этот термин также используется для обозначения правдивого отражения красочного богатства натуры, всех изменений цвета в естественных условиях, при активной роли света и воздуха.
Портре́т (фр. portrait, от старофранц. portraire - «воспроизводить что-либо черта в черту»[1], устар. парсуна - от лат. persona - «личность; особа») - изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности[2], в том числе художественными средствами (живописи, графики, гравюры, скульптуры, фотографии,полиграфии</<font face="Times New Roman, serif">)
Ситуация успеха - результат созданных педагогических условий, при которых результаты деятельности ребёнка совпали с ожидаемыми или превзошли их. Следствием ситуации успеха является безусловный стимул к дальнейшей учебной деятельности.
Социализация - (лат.общественный) - присвоение индивидом элементов культуры и усвоение социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально-значимые черты личности.
Творческая деятельность детей - это новые оригинальные преобразования известного, комбинации имеющихся в опыте детей художественных образов, идей, музыкальных звуков.
Тесты - стандартизированные задания, испытания, позволяющие в ограниченный период времени получить характеристики индивидуально-психологических свойств личности, а также знаний, умений и навыков по определённым параметрам.
Технология активного обучения - такая организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе: либо каждый воспитанник имеет определённое ролевое задание, в котором он должен публично двигаться, либо от его деятельности зависит количество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи. Включает в себя методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся.
Фантазия - наиболее выраженное проявление творческого воображения, которому она всегда присуща, но при доминировании создаёт не просто новые, а, казалось бы, неправдоподобные, парадоксальные образы и понятия.