- Учителю
- Классный час. Урок памяти Репрессированные, но не сломленные (7 класс)
Классный час. Урок памяти Репрессированные, но не сломленные (7 класс)
Республика Калмыкия, Октябрьский район, поселок Мирный
МКОУ «Мирненская средняя общеобразовательная школа»
Урок ПАМЯТИ:
«Репрессированные, но не сломленные.»
Место проведения:
школьный краеведческий музей.
Дата проведения:27.12.2015год.
Классы: 7-8
Руководитель школьного краеведческого музея:
Бакурова Валентина Гендановна
Аннотация: Методическая разработка классного часа, посвященного депортации калмыцкого народа и упразднению его национальной автономии в марте 1943 года.
Тема урока: «Репрессированные, но не сломленные»
Цель урока: Воспитание учащихся в духе взаимопонимания между людьми и народами, патриотизма, гуманизма, уважения прав и общечеловеческих ценностей.
Учитель: 28 декабря 1943 года - одна из самых скорбных и трагических дат в истории калмыцкого народа.Морозным декабрьским утром, ни в чем неповинные люди были объявлены изменниками Родины и насильственно вывезены из родных хотонов.
В конце декабря 1943 года более 230 тысяч калмыков были в течение дня согнаны на железнодорожную станцию Сальск и в вагонах для перевозки скота отправлены в восточные районы. Этой акцией руководил Серов, прибывший накануне в Элисту. Калмыцкая АССР была упразднена, её территория включена в состав Астраханской, Ростовской, Сталинградской областей. Город Элиста стал называться Степным, калмыцкие названия улусов и их центры заменены на русские названия. И вот эшелоны за эшелонами - в Сибирь. Вывезли всех калмыков, всех до единого, всех от мала до велика и разбросали по необъятной сибирской земле. Множество умерло в вагонах. Кто остался жив, тех угоняли на лесозаготовки. Отдавали в колхозы, преимущественно связанных со скотом. Калмыки умели обращаться с животными, а во всем остальном оказались трагически неспособными приспособиться к новым условиям, пищи, климату, укладу жизни. Степных людей увезли в тайгу, которые никогда не видели леса. Велели им пилить лес, а они не умеют. И сколько их там погибло, не знали ведь, куда будет падать подпиленное дерево. Холодные, голые, раздетые.
1 ученик: Все больше детей, а потом и взрослых калмыков стало попадать в больницу. И внимательные русские врачи, и ласковые сестры в белых халатах, сами выброшенные на чужбину, ничего сделать не смогли, Калмыки лежали на больничных койках тихие, ужасно далекие со своим малоподвижным лицом и чужим языком. Горели в синем жару и помирали. Одного за другим их всех-детей, подростков, девушек и женщин, мужчин, стариков переносили на голые сибирские кладбища, закапывали в землю, так и не признавших их за своих сыновей.
2 ученик: На Сологонском кряже в верховьях речушки Таможенка в годы войны в холодных бараках поселили около 200 калмыков. Их никто не охранял, да и не было в этом нужды - вокруг глухая непролазная тайга. Практически все они умерли за одну морозную зиму от голода. Очевидцы утверждают, что хоронить их было некому.
</ 3 ученик: С момента депортации до апреля 1946 года умерло 14 343 калмыцких поселенцев. В 1947 году на учёте состояло 91 919 калмыков, количество погибших и умерших (включая умерших от старости и иных естественных причин) в период с начала депортации составило 16 017 человек.
При этом рождаемость среди калмыков была крайне низкой. Из 97-98 тысяч депортированных калмыков в ссылке с 1943 по 1950 годы умерло более 40 тысяч человек. Общие потери населения калмыцкого народа составили более половины его общей численности.
По сводкам отдела спецпоселений НКВД СССР на учёте в 1950 году числилось всего 77 943 переселенца-калмыка, включая рождённых в период депортации.
В ноябре 1948 года был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об уголовной ответственности за побеги из мест обязательного и постоянного поселения лиц, выселенных в отдаленные районы Советского Союза в период Отечественной Войны», который разъяснял, что репрессированные народы высланы навечно, без права возврата на этническую родину. Этим же указом режим спецпоселения ужесточался ещё более. Документ предусматривал за самовольный выезд из мест поселения 20 лет каторжных работ.
4 ученик:
Баянова Бовуш Горяевна (1918-2010)
Очень часто обняв меня моя ээҗа говорила: «Не дай бог, чтобы моя внученька познала, что такое война и что такое Сибирь». Сказав эти слова, она плакала. Я очень удивлялась, моя ээҗа такая сильная, такая мудрая и плачет от этих слов. Я понимала, что такое война. Видела фильмы, читала книги. Но почему Сибирь?
И вот когда я заканчивала 4 класс, она поведала мне о той, неизвестной мне, но очень трудной жизни в Сибири.
Этот холодный , суровый день 1943 года каждый калмык- стар и млад- запомнил на всю жизнь. Задолго до рассвета в соответствии с тщательно запланированной операцией под кодовым названием «Улусы»,утвержденной «железным сталинским наркомом», Генеральным комиссаром безопасности Л.П.Берия, одновременно во всех хотонах , селах, поселках ,городах в дома калмыков вошли по двое-трое военных из войск НКВД и объявили ,что по Указу Президиума Верховного Совета от 27 декабря 1943 года все калмыки как изменники и предатели выселяются в Сибирь, а Калмыцкая автономная республика отныне ликвидируется. В чем только не обвиняли калмыцкий народ: в период оккупации калмыки якобы изменили Родине, предавали немцам честных советских граждан, вступали в организованные немцами воинские отряды для борьбы против Советской Армии, передавали немцам эвакуированный из других мест колхозный скот, организовывали банды и совершали налеты на колхозы и совхозы, терроризировали население и т. д.
Конечно ,многие калмыки из прочитанного наспех пришедшими военными мало что поняли, да и что могли уразуметь плохо знающие русский язык старики, женщины и малые дети, оставшиеся тогда в большинстве калмыцких семей, но одно запомнили точно: их, калмыков, выселяют по Указу, подписанному М.И. Калининым. А Михаила Ивановича, «всесоюзного старосту», знали многие
Этот день 28 декабря 1943 г. она запомнила на всю жизнь. Вот о чем мне поведала моя любимая, нежная ээҗа.
«С вечера все было спокойно, никто ни о чем не тревожился. А наутро у двери стояли солдаты. Солдаты ни о чем не говорили. Но один молоденький солдат, шепнул, чтобы она взяла побольше теплых вещей и продуктов».
Их привезли в совхоз «Большой - Царын». Здесь всех ждали огромные машины. Всем приказывали садиться в машины. Тех, кто не мог забираться до высоких бортов, солдаты хватали за руки и ноги бросали в машины. На станции Абганеровское их затолкали в вагоны. В насквозь продуваемых вагонах, предназначенных для перевозки скота, умирали от голода, болезней, лютого сибирского мороза дети, старики. На остановках их просто выбрасывали из вагонов на снег. Ээҗа всю дорогу молилась и вспоминала того юного бойца, который спас им жизнь от голода. Семья ээҗи и аавы попала в Алтайский край, Шипуновский район с. Молотово.
Баянов Генда Исканович (1905 -1982)
Мой аава Баянов Генда Исканович родился в 1905 году в семье крестьянина. С 11 лет он пас скот у волжского богача. В 1923 году поступил в колхоз в селе Ики- Манлан. Во время войны он служил в Промышленном батальоне, потом Широклаг, депортация в Сибирь.
Я не видела своего ааву (он умер в 1982 г), но по рассказам ээҗи, гаги, авhашки он был очень трудолюбивым, добрым, застенчивым, честным человеком. В Сибири он своим трудом снискал уважение сибиряков, доказал, что калмыцкий народ миролюбив и очень трудолюбив. Об этом свидетельствуют награды, которые получил в годы депортации.
Баянов Генда Исканович был удостоен звания:
1.Почетного звания «Лучший пастух» Шипуновского района. Март 1956 г.
2.Медаль «За трудовую доблесть». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 января 1957 г.
Ээҗа моя всегда молилась за сибиряков, которые поддержали калмыков, помогали перенести им тяжелые испытания, не поверив в клевету, что калмыки- людоеды, а увидели в них своих братьев и сестер, делились с ними хлебом и кровом, душевным теплом и участием.
5 ученик:
Я помню прошлое. Я помню.
Свой голод. Больше я не мог.
И русская старушка
Помню,
Мне хлеба сунула кусок.
Затем тайком перекрестила
В моем кармане свой ломоть.
И быстро прочь засеменила
Шепнув «Спаси тебя господь!»
Хотело мне, ее не зная
Воскликнуть, Бабушка родная!
Хотелось петь, кричать «Ура!»,
Рукой в кармане ощущая
Существования добра.
4 ученик: В Сибири калмыки жили одной большой, дружной семьей. В одной землянке с ээҗей жила семья Нормаева А. Все делили пополам, помогали друг другу. Однажды ээҗа моя рассказала мне удивительную историю. В селе Молотово, где жила ээҗа, жила калмычка с сыном. Однажды утром по доносу она была арестована (видимо в сердцах что-то сказала о тех людях, которые выслали ее в Сибирь). Видеть это без слез было невозможно, мальчонка рвался, цеплялся за подолы мамы, просил, умолял солдат отпустить маму. Но ее увезли на 10 долгих лет. Мальчик долго стоял посередине села и плакал. Все боялись подойти к нему. Ээҗа моя не выдержала, подбежала к мальчику, обняла его, взяла за руки и привела домой. Все соседи отговаривали ее, ведь и ее тоже могли забрать в тюрьму за этот поступок. Но все обошлось. Мальчика звали Церен, фамилия Бухаев. И так Церен стал сыном семьи Баяновых. Ээҗа и аава выучили его, мальчик был очень смышленый. Потом он поступил в техникум, ээҗу он не забывал, присылал подарки. После 10 лет тюрьмы вернулась мама Церена, она благодарила ээҗу за то, что воспитала, выучила Церена. Уже живя на Родине, в п. Ики-Манлан она получала письма от Церена, но потом связь оборвалась. Ээҗа говорила, что у Церена семья, дети. А это самое главное. Этот поступок ээҗи потряс меня, до глубины души. Какая же у меня ээҗенька добрая, смелая.
Прожила ээҗа 92 года. И вот уже 3 года нет с нами ээҗи. Похоронили ее на Родине, в п. Ики-Манлан, где все ее звали Аакой.
7 ученик: 17 марта 1956 года калмыки были реабилитированы, им было разрешено вернуться на родину.
В феврале 1957 года Верховный Совет СССР утвердил Указ Президиума Верховного Совета СССР от 9 января 1957 года о создании Калмыцкой автономной области в составе РСФСР. В 1958 году был восстановлен статус Калмыцкой АССР.
Велики и невосполнимы потери, которые понес в годы репрессий калмыцкий народ.
8 ученик: Ежегодно на траурном митинге в городе Элиста у памятника «Исход и возвращение» монахи центрального хурула читают поминальную молитву по тем, кто не вернулся из суровых и далеких мест. Дети, женщины, старики, доблестные воины все они лежат вдали от своей родной земли, так и не обретшие покоя. Поминальные службы, проводимые в этот день в буддийских храмах, траурные венки, цветы - свидетельства нашей печали и скорби, дань уважения и наша горестная память о неимоверных страданиях, перенесенных калмыцким народом.
1 ученик: И сотни мертвецов в открытых
эшелонах!
Да можно ли забыть всеобщую беду?!
Спасибо. Господи, за то, что мы живем
И видим солнце серебристо - золотое,
За то, что в праздники смеемся и поем,
За то, что есть у нас навеки дорогое!
У нас есть степи, есть Республика, есть род!
У нас есть дух, еще не сломленный пальбою!
Многострадальный, беззащитный мой народ,
Как описать, что было сделано с тобою?!
Был дикий жребий выселения людей:
Калмыки, ингуши, балкарцы, курды, греки…
Никто не должен был укрыться от властей:
Ни воин, ни старик, ни дети, ни калеки.
Средь тех людей - мои прабабушка и дед,
И вся семья их - это четверо невинных!
А сколько было за тринадцать с лишним лет
Лишенных крова и корней своих глубинных!
Морозным утром сорок третьего вошли
В дома калмыков полномочные агенты,
Устроив обыски, изъяли, что могли,
Как будто наслаждались сбором ренты,
Затем неграмотным читали вслух Указ…,
И разъясняли: будут братья вам тунгусы,
Так началась трагедия до нас
Дошедшая под именем «Улусы».
Приказ секретности был выполнен сполна,
Но многие края по слухам узнавали,
Что тот тревожный час, когда идет война,
Неслыханному злу Калмыкию предали!
Стенания старух, болезни, голод, вой.
Грудные малыши, замерзшие в вагонах,
Безумье матерей, концлагерных конвой
Да можно ли отнять у сердца шрам кровавый?!
Великий вам поклон, умершие в бреду!
Великий вам поклон, все наши ээжи, аавы!
Учитель: 27 сентября 2013 года в сельском Доме культуры п. Большой-Царын состоялся благотворительный марафон по сбору денежных средств на строительство памятника жертвам политических репрессий. В целях увековечивания памяти безвинно погибших жертв политики геноцида, учитывая пожелания жителей района, было решено создать памятник в п. Большой-Царын на добровольные пожертвования населения, организаций и предприятий нашего района. Этот марафон-напоминание нам о трагических страницах в истории страны, когда от жестокости политиков погибали, страдали безвинные граждане в своей стране. Марафон завершился концертом, где выступили учащиеся Мирненской средней школы. Всего в этот день было собрано 131, 500 тыс. рублей добровольных пожертвований населения. Помнить правдивую историю насильственного выселения калмыков - это наш гражданский долг перед памятью тысяч безвинных жертв неслыханного геноцида.
2 ученик: Уходят наши ээҗи аавы. Их дети - уже пожилые люди, передают нам рассказы, воспоминания о Сибири, о радостном возвращении на Родину.
А это история нашей Калмыкии. И мы должны знать свою историю, свои истоки, свои корни, чтобы продолжить начатое дело и помнить: Все мы дети степного народа, забывать нам об этом нельзя.