7


  • Учителю
  • Статья Особенности организации начального этапа обучения игре на баяне 1 класс ДМШ

Статья Особенности организации начального этапа обучения игре на баяне 1 класс ДМШ

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Статья

«Особенности организации начального этапа обучения игре на баяне»

В Казахстане последнее время многие преподаватели музыкальных школ, музыкальных студий и других музыкальных учреждений всё чаще и чаще обращают внимание на отсутствия интереса у детей заниматься на инструменте, имеющий такое название, как БАЯН. Это связано, прежде всего, с появлением повышенного интереса к современным инновационным технологиям (компьютерная техника, современные гаджиты и т.д) Как с первых уроков заинтересовать ребенка игре на баяне, научить любить, понимать музыку, сделать ее частью жизни - задача педагога по баяну.

Начальный период обучения игре на баяне - сложный и крайне ответственный процесс, при планировании которого следует учитывать не только профессиональные особенности обучения, но и психофизиологические особенности возрастной группы и требования учебного заведения, предъявляемые к организации учебных занятий.

Дети 7 - 10 лет не очень внимательны и усидчивы, быстро утомляются, они могут активно работать на уроке не более 10 - 15 минут. Затем необходимо изменить вид деятельности и переключить внимание. С начинающими можно использовать групповой вид обучения. Он активизирует обучение. Урок увеличивается для двоих до 90 минут, проявляется стремление к лидерству, соревнование, материал слушают сразу два ученика.

Психологи (Выгодский Л. С., Костюченкова О.Е., Немкин В.А. и т.д.), работающие в этой сфере, отнесли возраст от 7 до 10 лет к младшему школьному возрасту. Младший школьный возраст определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребёнка - поступление в школу. Поступивший в школу ребёнок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляется постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью.

Свобода дошкольного детства сменяется отношениями зависимости и подчинения новым правилам жизни. Семья начинает по-новому контролировать ребёнка в связи с необходимостью учиться в школе, выполнять домашние задания, строго организовывать режим дня. Ужесточение требований к ребёнку, даже в самой доброжелательной форме, возлагает на него ответственность за самого себя.

Один из существенных итогов психологического развития в период дошкольного детства - психологическая готовность ребёнка к школьному обучению. И заключается она в том, что у ребёнка к моменту поступления в школу складываются психологические свойства, присуще собственно школьнику.

В это время происходит интенсивное развитие детского организма, таким образом, происходит так называемая - физиологическая перестройка. Она требует от организма ребенка большого напряжения для мобилизации всех резервов. В этот период возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности младших школьников, как повышенную

Вместе с тем растущая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, и в целом для детей остается характерной повышенная утомляемость и нервно-психическая ранимость. Их работоспособность обычно падает через 25 - 30 минут урока. Физиологические трансформации вызывают большие изменения в психической жизни ребенка. Преподавателям и родителям необходимо владеть знаниями о данном периоде развития ребенка, поскольку неблагоприятное его протекание для многих детей становится началом разочарований, причиной конфликтов в школе и дома, слабого овладения школьным материалом. А отрицательный эмоциональный заряд, полученный в начальных классах, может явиться конфликтом в будущем.

Под руководством учителя дети начинают усваивать содержание основных форм человеческой культуры (науки, искусства, морали) и учатся действовать в соответствии с традициями и новыми социальными ожиданиями людей. Именно в этом возрасте ребенок впервые отчетливо начинает осознавать отношения между ним и окружающими, разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, то есть постепенно вступает в сознательную фазу формирования личности.

Меняется весь жизненный строй ребенка. У ребенка появляется совершенно новая система отношений, а именно отношения с учителями. Знания для ребенка этого возраста не существуют без учителя. И если ребенок полюбил учителя, то стремление к знаниям у него, несомненно, повысится, урок станет для него интересным и желанным, а взаимодействие с учителем радостным и приносящим много полезных плодов. Если же ребенок недолюбливает учителя, то учение теряет для него всякую ценность.

Именно на этом этапе возможно наиболее эффективное воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребенка. Использование различных игр и развивающих упражнений в работе с младшими школьниками оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной, но и личностно-мотивационной сферы учащихся. Организованное, систематическое обучение и воспитание - главнейшая форма и условие целенаправленного развития ребенка.

Возрастная особенность младших школьников - сравнительная слабость произвольного внимания. Значительно лучше развито у них непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само по себе привлекает внимание учеников безо всяких усилий с их стороны. Дети могут упустить существенные детали в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают внимание.

Память - это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения следов прошлого опыта. Ведущие виды памяти у младших школьников - эмоциональная и образная. Дети быстрее и прочнее запоминают все яркое, интересное, все то, что вызывает эмоциональный отклик. Образная память тоже имеет свои ограничения. Надежнее всего воспроизводятся образы, включающие в себя эмоциональный компонент: неожиданные и редко встречающиеся.

Когда мы отмечаем хорошую образную память детей, надо иметь в виду, что образная память (как зрительная, так и слуховая) плохо поддается произвольному управлению, а помнить отчетливо только особенное, экстраординарное,- еще не значит иметь хорошую память. Хорошая память традиционно связывается с памятью на слова, а при запоминании словесной информации у младших школьников, особенно в первых двух классах, отмечается склонность к механическому запечатлению, без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала.

Воображение - это процесс преобразования имеющихся в памяти образов с целью создания новых, которые раньше никогда человеком не воспринимались. У ребенка воображение формируется в игре и вначале неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий. У детей 6-7 лет воображение уже может опираться и на такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые. Родители и, особенно, бабушки и дедушки, которые так любят дарить своим внукам больших мишек и громадных кукол, часто невольно тормозят их развитие. Они лишают их радости самостоятельных открытий в играх. Большинство детей не любит очень натуралистические игрушки, предпочитая символические, самодельные, дающие простор фантазии. Детям, как правило, нравятся маленькие и невыразительные игрушки - их проще приспособить к разным играм. Большие или "совсем как настоящие" куклы и зверюшки мало способствуют развитию воображения. Дети интенсивнее развиваются и получают значительно больше удовольствия, если одна и та же палочка выполняет в различных играх и роль ружья, и роль лошадки, и еще много других функций

Постепенно необходимость во внешней опоре (даже в символической фигуре) исчезает и происходит интериоризация - переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет, к игровому преобразованию предмета, к приданию ему нового смысла и представлению действий с ним в уме, без реального действия. Это и есть зарождение воображения как особого психического процесса.

Наиболее яркое и свободное проявление воображения младших школьников можно наблюдать в игре, в рисовании, сочинении рассказов и сказок. В детском творчестве проявления воображения многообразны: одни воссоздают реальную действительность, другие - создают новые фантастические образы и ситуации. Сочиняя истории, дети могут заимствовать известные им сюжеты, строфы стихотворений, графические образы, порой совсем не замечая этого. Однако нередко они специально комбинируют известные сюжеты, создают новые образы, гиперболизируя отдельные стороны и качества своих героев. Неустанная работа воображения - эффективный способ познания и усвоения ребенком окружающего мира, возможность выйти за пределы личного практического опыта, важнейшая психологическая предпосылка развития творческого подхода к миру. Нередко активность воображения лежит в основе формирования личностных качеств, актуальных для конкретного ребенка.

Учитывая индивидуально-психологические особенности личности и физические возможности учащегося нужно выбирать методы преподавания, соответствующие возрасту, интересам, способностям и характеру каждого ученика - важные составляющие успеха в работе. Уроки специальности должны быть источником радости, восторга и удивления от познания нового. Ведь именно в процессе занятий ученик познает музыку во всем ее многообразии, у него формируется навыки и привычки труда, воспитывается воля, чувства, развивается мышление. Если учеба дает радость, ученик стремится закрепить это состояние новыми достижениями, подчас безотчетно; если учеба приносит огорчения, он точно так же стремится лишь к одному- любым способом избежать неприятности.



Список использованой литературы

  1. Артоболевская «Первые шаги в музыке»

  2. Алексеев И.Д. Методика преподавания игры на баяне. М.: 1960.

  3. В.А. Немкин, О.Е. Костюченкова «Возрастная психология» - Челябинск, 2004

  4. Волкова А. М. Обучение на баяне детей раннего возраста и детей со слабыми музыкальными данными [Текст] / А. М. Волкова // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2015. - С. 34-36

  5. Выгодский Л. С. «Педагогическая психология» Москва. Педагогика-Пресс, 1999. Редакторы Л. М. Штутина, Л. М. Малова, 536 с.





















 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал