- Учителю
- Открытый урок на тему Работа над штрихами в младших классах
Открытый урок на тему Работа над штрихами в младших классах
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Фатежская детская школа искусств»
307100, Курская область, г. Фатеж, ул. Урицкого, 47, тел.: 2-15-83
__________________________________________________________________
Открытый урок
преподавателя
Денисовой Татьяны Александровны
на тему: « Работа над штрихами в младших классах»
Цели урока:
1. Учебные:
Выработать навыки исполнения штрихов "legato" и "staccato";
2. Познавательные:
-
Знакомство с вальсовым аккомпанементом.
-
Познакомить с творчеством композитора Д. Б. Кабалевского, выдающимся педагогом, основателем системы изучения уроков музыки в общеобразовательной школе, автором пьесы «Маленькая полька».
Задачи урока:
-
Научить правильному меховедению в заданных пьесах;
-
Ознакомить со сложными размерами такта 4/4, 6/8.
-
Ознакомить с вальсовым аккомпанементом как с разновидностью танцевального жанра на примере русской народной песни "Степь да степь кругом".
План урока:
-
Организационный момент.
-
Проверка домашнего задания (5 мин.);
-
Работа над штрихом «staccato» в пьесе «Маленькая полька» (10 мин.)
3.1. Объяснение задания на дом (2 мин.)
3.2. Разбор произведения и работа над штрихом "legato" в русской народной песне "Степь да степь кругом" (15 мин);
3.3. Объяснение задания на дом (3 мин.);
-
Подведение итогов и результатов занятия (5 мин.).
Содержание урока:
-
Организационный момент.
На уроке ученица 2 класса Лобова Юля, класс баяна.
2. Проверка домашнего задания:
В начале урока необходимо проверить домашнее задание, данное на предыдущем занятии. В данном случае - это проигрывание каждой партии пьесы Д. Б. Кабалевского "Маленькая полька" (см. приложение) штрихом "поп legato" (не связно), который изучался в предыдущей четверти.
Ученица справилась с данным заданием. Юля сыграла пьесу ровно и старалась сделать правильные штрихи.
Повторение материала:
На предыдущих уроках подробно теоретически анализировалась данная пьеса, попутно были изучены септаккорды в партии левой руки и отработаны повороты кисти в партии правой руки, т.к. в этом случае применяется наиболее удобная аппликатура.
3.Работа над штрихом «staccato»:
Перед ученицей ставится задача - освоить игру нот, написанных четверными длительностями штрихом "staccato", остальные половинные ноты выдержаны штрихом "поп legato". Необходимо пояснить ученице, что "Полька" - это легкий упругий веселый танец, и если не подчеркнуть это соответствующим штрихом "staccato" (остро отрывисто), то нужного характера пьесы не получится.
Необходимо объяснить ученице методику исполнения штриха "staccato", которая состоит из 3 основных частей:
-
замах пальца,
-
удар пальца
-
отскок от клавиатуры.
Также необходимо ученице зрительно показать, как делается этот приём. Здесь я использовала метод показа.
Закрепление учебного материала:
На примере одной ноты необходимо добиться нужного исполнения штриха и закрепить его на примере первых двух тактов пьесы.
3.1. Объяснение задания на дом:
К следующему уроку ученице необходимо выучить отдельно партию правой руки до конца, исполняя все четвертные ноты штрихом "staccato", соблюдая нужную аппликатуру и смену меха через два такта.
3.2 Разбор произведения и работа над штрихом "legato":
При первом ознакомлении с русской народной песней "Степь да степь кругом"( см. приложение) необходимо разобрать ее теоретически: сначала выясняем тональность песни, по знакам это может быть фа-мажор или ре-минор. По последней ноте и аккомпанементу в левой руке выясняем тональность- фа-мажор. Далее переходим к размеру 6/8. Уточняем, что это сложный размер, состоящий из двух простых: 3/8 + 3/8. Поэтому считать легче на счет раз-два-три и раз-два-три. Далее смотрим на штрихи. Фразировочные лиги по два такта также обозначают, что мелодия исполняется штрихом "legato" (плавно, связно).
Также в мелодии в конце фраз имеются длинные ноты, обозначенные длительностью "половинная с точкой". Для расшифровки данной длительности необходимо посчитать общее количество восьмых нот, сложить их в четвертные, а затем "в половинную с точкой", вспомнив, что точка, стоящая рядом с нотой, удлиняет ее наполовину ее самой. Прохлопав ритм со счетом, можно переходить к проигрыванию партии правой руки со счетом, соблюдая указанную аппликатуру.
Закрепление нового материала:
На одном уроке невозможно выучить всю пьесу, поэтому необходимо на примере первой фразы добиться исполнения штриха "legato", показав, как пальцы должны двигаться - плавно, связно с глубоким нажимом без промежутков, и в то же время не наползая нота на ноту.
Добившись правильного исполнения первой фразы на "legato" правой рукой, переходим к партии левой. Следует обратить внимание на ноту "си бемоль", т.к. эта тема является новой для ученицы. Необходимо показать на левой клавиатуре или начертить в её тетради схему расположение данной ноты. Проиграв со счетом левую руку, следует обратить внимание на вальсовый аккомпанемент, в котором нужно играть мягкий выдержанный бас и короткие аккорды. Можно попросить ученицу вспомнить движения танца "вальс" и представить приседания в танце на первую долю, что убедит ученицу удлинить басовую ноту, т.к. она еще и приходится на сильную первую долю такта.
3.3 Задание (на дом): выучить в русской народной песне "Степь да степь кругом" отдельно каждую партию, при этом в партии правой руки добиться верного исполнения штриха "legato" со сменой меха через два такта и соблюдением аппликатуры.
В партии левой руки ученице необходимо обратить внимание на выдержанное исполнение баса и короткие аккорды.
4. Подведение итогов и результатов занятия.
Ученица показала хорошие результаты, добившись определенных навыков в игре различными штрихами. Юле рекомендовано обратить внимание на правильное ведение меха и постановку аппликатуры, внимательно относиться к звукоизвлечению, на основании вышеуказанных штрихов.
Дидактический материал:
Литература:
-
Хрестоматия баяниста 1-2 класс для ДМШ. - М., 1979.
-
Судариков, А. Основы начального обучения игры на баяне: Методическое пособие /А.Судариков. - М.: Сов. композитор, 1979.
-
Судариков, А. Исполнительская техника баяниста / А. Судариков. - М.: Сов. композитор,1986.
Анализ урока:
Был представлен развёрнутый план урока, в котором отражены цели, задачи, приёмы, методы и технологии с обучающейся по указанной теме.
Результат урока показал, что задачи, поставленные преподавателем, были выполнены и всесторонне раскрыты:
-чёткость и ясность поставленных задач;
-разнообразный музыкальный материал, способствующих развитию творческих способностей ребёнка;
- создание образного ряда (образные сравнения, ассоциации);
- развитие мышления;
- самоанализ ученицы в исполняемых пьесах;
- подача теоретических понятий в контексте музыкального образа.