7


  • Учителю
  • Выступление на педагогическом семинаре Обобщение опытом

Выступление на педагогическом семинаре Обобщение опытом

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Обобщение опыта педагога дополнительного образования театрального объединения

Тема работы: «Социальный театр, как современное направление духовно - нравственного становления личности»



Театральная технология - одна из новых для России форм работы с подростками, которая уже хорошо зарекомендовала себя в зарубежной практике.

В 2007 году в России была адаптирована новая технология, построенная на театральной методике. Театральная технология была создана для решения социальных проблем в подростковой среде и основана на принципе «равный-равному».

В 2011 году, на семинаре «Использование театральной методики в профилактических программах по принципу «Равный - равному», я смогла ознакомиться с новыми формами в театральной технологии, под общим названием «Социальный театр».

Уникальность театральной методики состоит в том, что вся постановка построена на импровизации. Более того, по окончанию просмотра спектакля у зрителей есть возможность пообщаться с персонажами - актёрами в образах, задать интересующие вопросы.

Театр всегда был мостиком между воспитанием, образованием и развлечением.

Любые представления кроют в себе возможность подарить аудитории волшебные и незабываемые моменты. Однако образовательная функция театра подразумевает гораздо больше, чем просто развлечение аудитории. Целью является изменение знаний, отношения или поведение целевой аудитории. В контексте театральных постановок подростков по принципу «равный-равному» является улучшение здоровья молодежи, профилактика ВИЧ-инфекции, любых видов зависимостей.

В последнее время происходит активное развитие театра как средства передачи знаний и навыков.

Театр приковывает внимание людей, активно вовлекая их в происходящее. Активное вовлечение означает, что воздействие оказывается на чувства зрителей, а не только на их интеллект. Именно это способность затрагивать чувства, позволяет театру оказывать влияние на взгляды и представления людей таким образом, который недоступен при использовании традиционных образовательных методов. Однако, чтобы изменить поведение старшеклассников, недостаточно просто затронуть их душевные струны. Им необходимо донести свое послание в такой форме, которая позволит молодежи понять его и поступать соответствующим образом. Следовательно, театральные постановки должны строиться на соответствующей образовательной и теоретической основе, включать в себя исследовательские и оценочные компоненты, усиливающие воздействие предполагаемого материала.

Исследования показывают, что наиболее успешными являются те рассчитанные на молодежную аудиторию театральные проекты, авторами и участниками которых являются сами молодые люди.

Театральный подход в обучении по принципу «равный-равному» может использоваться по-разному.

Существует множество способов разработки сценариев. Мы же, на наших занятиях используем прием, основанный на импровизации.

Импровизация-это процесс создания сцен без использования заранее написанного сценария. Это творческий, спонтанный процесс. Импровизация позволяет задействовать тело, эмоции, а не только логическое мышление. Однако, впоследствии, созданные сцены записываются и дорабатываются, чтобы стать полноценным сценарием.

Образовательные функции «Социального театра».

Образовательная функция театра подразумевает гораздо больше, чем просто развлечение аудитории. Целью является изменить знания, отношение или поведение целевой аудитории (а возможно, и все три компонента сразу).

Соответствие возрасту и культурной среде.

Для того чтобы та или иная образовательная программа оказалась эффективной, она должна строиться с учетом возраста и культурных особенностей аудитории. Подростковая аудитория не воспримет театральную постановку, рассчитанную на более юных зрителей; ученики начальной школы будут не в состоянии понять драматический материал, предназначенный старшеклассникам. При обращении к городской и сельской молодежи необходимо использовать различный текст и придерживаться разного лексикона.

Великолепная история

В основе любого великолепного представления лежит великолепная история, вместе с которой успешно взаимодействуют другие элементы. Как и в области любого другого вида искусств, успех или неуспех театральной постановки очень субъективен. В одной и той же идее один человек увидит потенциал потрясающей пьесы, а другой -потенциально потраченное зря время. Ниже перечислены элементы, которые помогают создавать увлекательную историю:

В истории четко определены персонажи, которых связывают сложные и реалистичные отношения, которые при этом соотносятся с ходом истории и помогают ее развитию.

Персонажи переживают какой-то конфликт, который увлекает аудиторию.

Чувствуется правдивость истории, это не значит, что история сама по себе - правда, но история правдоподобная, и в нее легко верится.

В представлении используется юмор, где это уместно. Если история заставила людей хотя бы немного посмеяться, то люди останутся с чувством, что они отдохнули и развлеклись.

Спектакль является инструментом, с помощью которого можно смоделировать любую ситуацию в реальном времени. И как непосредственный контакт со зрителем, даёт колоссальную возможность донести различную информацию на актуальные проблемы современного общества. Кроме этого, театр проблематизирует зрителя и запускает у него рефлексию. В жизни процесс поиска ответов важнее самих ответов. Театр - место, где человек окунается в новую, неизведанную для него жизнь, становясь при этом не только свидетелем событий, но и непосредственным участником, сопереживателем происходящего с героями на сцене. Чем больше зритель может воспринять и переработать информации и дать ей свою оценку, тем разносторонне личность, тем богаче его внутренний мир.

За единицу времени зритель погружается в информационный поток с тем, чтобы воспринять, переработать и дать свою оценку и конфликту, который находится в определенной стадии развития в данную минуту, и мизансцене, и декорации, и музыке, и темпу, и атмосфере. Поэтому классический театр как форма обучения не всегда действенен в рамках образовательной системы. Здесь он значительно уступает социальному театру.

Основная черта Социального театра - его интерактивность, публика по ходу пьесы вовлекается в действие. Актеры разыгрывают зарождение и развитие конфликтной ситуации до ее пика. Затем действие прерывается, и зрителям предоставляется возможность высказать свое мнение о том, как можно было предотвратить конфликт или как его разрешить. Каждому человеку дается возможность апробировать, насколько состоятельны его идеи, чтобы в реальной жизни поступить правильно.

Зритель становится сотворцом и соучастником представления. В отличие от традиционного театра, где зритель почти все время находится в пассивном воспринимающем состоянии, в интерактивном театре зритель активен. Он вовлечен в ту же деятельность, что и актеры.

К основным задачам интерактивного театра относятся устранение причин зависимости; разрушение отрицательных качеств, стереотипов поведения; поддержка положительных проявлений в поведении.

В ходе спектакля разыгрывается конкретная, заранее спланированная и отрепетированная сцена, отражающая проблему. В качестве проблемы рассматриваются реальные повседневные конфликты (в семье, в школе и т.д.), а затем следует драматическая ситуация и кульминация. Одна из особенностей - это отсутствие рекомендации. Основная работа по представленной проблеме разворачивается в процессе последующего сотрудничества с аудиторией. Посредником взаимодействия становится ведущий. Он предлагает зрителям объяснить, что происходило на сцене, в чем заключается проблема и предоставляет зрителю возможность самому стать актером и сыграть в спектакле, заменив кого-то из исполнителей. В роли актера зритель глубже погружается в эмоциональные переживания персонажа, ощущая результат своего вмешательства. Попытка участия может привести к иному осмыслению проблемы и найти возможность выхода из создавшейся ситуации.

Метод интерактивного театра используется для вовлечения подростков в обсуждение и решение таких актуальных проблем, как наркомания, табакокурение, алкогольная зависимость, криминализация общества, торговля людьми и д.

При этом интерактивный театр дает возможность зрителю не просто сторонне воспринимать проблемы общества, но и реально «проживать» их: что-то изменять в пространстве собственного внутреннего мира, освобождаясь от напряжения, стресса, гармонизируя переживания. В жизни восприятие утилитарно. Человек не замечает нюансов окружающей среды, которые и создают многомерность мира. Погружаясь в предлагаемые обстоятельства пьесы, воссоздавая жизнь на сцене, участник театра учится наблюдать и видеть.

Таким образом, участие молодежи в театральной деятельности активизирует развитие таких личностных качеств, как коммуникативность, социальная активность, эмоциональность, креативность, уверенность в себе, самоактуализация, способность к самораскрытию, стремление к гармоничным отношениям с людьми и жизнью.

Исходя из вышесказанного, мы предлагаем программу по созданию молодежного «Социального театра», которая поможет решить три основные задачи: организация досуга молодежи посредством театрального искусства; принятие молодыми людьми позитивного мышления; информирование о последствиях девиантного поведения.

Деятельность театра направлена на максимально тесное сотрудничество как с педагогической системой, так и с родителями подростков. Пафос спектаклей, в целом, жизнеутверждающий, воодушевляющий, ни в коем случае - не навязчиво-назидательный.

Итак, что же такое социальный театр?

"Социальный театр - это новая технология профилактики правонарушений несовершеннолетних" Данный театр позволяет помочь подросткам пережить и осознать многие моменты во взаимоотношениях, конфликтные действия, найти выход из сложной ситуации.

5



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал