7


  • Учителю
  • Программа внеурочной деятельности Мы поем

Программа внеурочной деятельности Мы поем

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала















Программа внеурочной деятельности

«Мы поем»

в начальных классах

учителя музыки первой квалификационной категории

Лыгиной Н.Е.





















































Пояснительная записка

Направленность программы. Данная программа направлена на стимулирование творческой деятельности детей посредством хорового пения. Коллективное хоровое и ансамблевое исполнение - одна из самых эффективных форм музыкального развития детей.

Новизна. Реализация программы и занятия хоровым пением в школе открывают значительные перспективы для музыкально-эстетического самовыражения обучающихся, отражают мое стремление помочь детям полноценно реализовать свои возрастные особенности в сообществе своих сверстников, обеспечивают высокий уровень эмоционально-личностной вовлеченности детей в процесс коллективного пения, создания в процессе хорового исполнения художественно-исполнительского образа.

Актуальность. Мною определено три круга проблем, разрешение которых открывает перспективу разработки и применения таких методов, которые позволяют вовлечь в художественно-творческую деятельность обучающихся, имеющих изначально разную степень предрасположенности к музыкально-исполнительской деятельности.

Первый круг проблем - проблемы стратегического характера. В настоящее время современного ребенка окружают музыкальный центр, компьютер, диски, синтезатор, на него обрушился невообразимый поток музыки компьютерной, примитивной, однодневной. Пассивно слушая, впитывая подобное обилие механической музыки, ребенок, на мой взгляд, лишен возможности развить свои собственные музыкально- исполнительские задатки и способности. Особенно трудно приходится тем детям, у которых такие способности не особенно ярко выражены. Программа ориентирована на детей, имеющих невысокий уровень исполнительских возможностей, но способных в активных коллективных формах музицирования освоить ансамблево-хоровую деятельность.

Второй круг проблем - это проблемы организационно-педагогического плана. Суть их можно свести к тому, что темп обучения ансамблево-хоровому пению может быть самым непосредственным образом соотнесен с потребностями, имеющимися интонационными возможностями детей.

Третий круг проблем - методико-психологического порядка. В этой сфере я и попытаюсь реализовать свою модель обучения детей 7-11лет ансамблево-хоровому пению.

Целесообразность. Ребенку этого возраста довольно непросто освоить процесс коллективного певческого исполнения. Но это препятствие практически не снижает изначального стремления ребенка к проявлению своей вокальной индивидуальности через участие в художественно-творческом коллективе. Из психологии известно, что лично-значимым продуктом деятельности для ребенка 7-11 лет становится только то, во что он вложил силы своей души, где проявил воображение, испытал свое терпение, реализовал способности. В этой связи я разделяю точку зрения академика Б.В. Асафьева, который многократно подчеркивал, что ребенок, активно осваивающий коллективные формы музыкального исполнения, способен качественно по-иному, более глубоко и полно воспринимать музыкальное искусство.

Основные показатели эффективности реализации данной программы:

- высокий уровень мотивации учащихся к певческому исполнительству (сохранность контингента 100%)

- творческая самореализация учащихся, участие коллектива в творческой жизни школы, массовых мероприятиях.



Цель - развить у детей 7-11 лет способности к коллективному созданию музыкально-исполнительского образа на основе эмоционально-личностной вовлеченности в ансамблево-хоровое пение.

Задачи.

Обучающие:

• сформировать навыки певческой установки обучающихся;

• научить использовать при пении мягкую атаку;• сформировать вокальную артикуляцию, музыкальную память;

. сформировать основные вокально-хоровые навыки;

• обучить приёмам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля;

• сформировать стереотип координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса.

Развивающие:

• развить гармонический и мелодический слух;

• совершенствовать речевой аппарат;

• развить вокальный слух;

• развить певческое дыхание;

• развить преодоление мышечных зажимов;

• развить артистическую смелость и непосредственность ребёнка, его самостоятельность;

• развить гибкость и подвижность мягкого нёба;

• расширить диапазон голоса;

• развить умение держаться на сцене;

Воспитательные:

. воспитать эстетический вкус учащихся;

• воспитать интерес к певческой деятельности и к музыке в целом;

• воспитать чувство коллективизма;

• способствовать формированию воли, дисциплинированности, взаимодействию с партнёрами;

• воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность - высокие нравственные качества;

• воспитать готовность и потребность к певческой деятельности.



Сроки реализации программы.

Программой предусматривается следующая последовательность и порядок изучения:

1 год (1 класс. 7 - 8 лет) - 1 учебный час в неделю, 72 часа в год.

2 год (2 класс. 8 - 9 лет) - 1 учебный час в неделю, 72 часа в год.

3 год (3 класс. 9 - 10) - 1 учебный час в неделю, 72 часа в год.

4 год (4 класс. 10 - 11 лет) - 1 учебный час в неделю, 72 часа в год.

Методическое обеспечение программы.

Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой.

Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.

Теоретическая часть включает в себя работу с текстом, изучение творчества отдельных композиторов.

Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен.

Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов-классиков и современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов-песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.

Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).

Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.

Методы и формы.

Основным ресурсом, за счет которого я достигаю проектируемых результатов, является метод ассоциативно-игрового обучения. Этот метод направлен на обучение интонационно-выразительному пению, причем даже тех детей, так называемых «гудошников», у которых отсутствует чистота интонирования, но есть желание эмоционально выразить тот или иной художественный образ.

Я разрабатываю систему творческих игровых заданий на выражение эмоционального состояния того или иного образа. Дети видят цель создания образа и на время забывают об интонационной выразительности, приоритетным для них становится художественный образ. И это приносит свои плоды. Исподволь, косвенно ребенок осваивает требуемую интонацию. Эти игровые задания включены в методическую систему, заповедью которой является рациональное использование каждой минуты учебного занятия.



Ожидаемый результат.

Общие итоги музыкально-исполнительского освоения образовательной программы оцениваются по следующей структурной схеме:

- владение вокально-певческими навыками;

- развитие диапазона в рамках принятой классификации;

- владение вокально-хоровым дыханием;

- умение грамотно произносить текст в исполняемых произведениях;

- интонирование больших, малых и чистых интервалов, а также диатонических звукорядов;

- умение слышать простейшие элементы музыкального языка;

- чуткое слушание своего голоса в хоровом звучании, понимание его значения для создания ансамбля;

- устойчивые навыки чистого исполнения произведений;

- уверенное пение в простых, сложных и сложно-составных размерах.

Формы подведения итогов реализации программы: концертная деятельность.

Общая оценка качества достигнутого развития ребенка диагностируется на основе интеграции общего и дополнительного образования.

Основным методом диагностирования является метод педагогического наблюдения, который с особой эффективностью подтверждает результативность обучения во время подготовки и участия в концертно-исполнительской деятельности.



Учебно-тематический план





Учебно-тематический план (1 год обучения)



1





1





-

2

Вокально-хоровая работа

20

2

18

3

Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция





10









2





8

4

Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве





10





1





9

5

Подготовка к выступлениям на праздниках



15



1



14

6

Работа над репертуаром

10

-

10

7

Слушание музыки, беседы о ней



2



1



1

8

Концертная деятельность

4



-

4





Учебно-тематический план (2 год обучения)

1



1



-

2

Вокально-хоровая работа

15

1

14

3

Опорное, цепное дыхание, артикуляция, певческая позиция





10





1





9

4

Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве





10









1





9

5

Подготовка к выступлениям на праздниках



15





-



15

6

Работа над репертуаром

15

-

15

7

Слушание музыки, беседы о ней



2



1



1

8

Концертная деятельность

4

-

4







Учебно-тематический план (3 год обучения)



Введение. История вокального искусства.







1





1





-

2

Вокально-хоровая работа

13

1

12

3

Цепное дыхание, артикуляция, певческая позиция

10

1

9

4

Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве





10





1





9



5

Подготовка к выступлениям на праздниках



15

-





15

6

Работа над репертуаром

15

-

15

7

Слушание музыки, беседы о ней



2



1



1

8

Концертная деятельность

6

-

6



Учебно-тематический план (4 год обучения)



5



-



5

4

Совершенствование вокально-хоровых навыков в исполнительском мастерстве





15





-





15

5

Подготовка к выступлениям на праздниках



16



-



16

6

Работа над репертуаром

16

-

16

7

Слушание музыки, беседы о ней

2



1

1

8

Концертная деятельность

7

-

7





Содержание программы:

Основная форма организации процесса обучения - репетиция.

В основу ансамблево-хорового обучения положен синтез трех начал: игровой метод обучения, эмоционально-насыщенное общение, предметно-творческая деятельность (создание коллективного художественного образа).

Из взаимосвязи этих слагаемых в целостном образовательном процессе рождается проектируемый эффект - развитие у обучающихся ярко выраженного стремления творчески реализовать себя в различных сферах социально-значимых видов коллективной ансамблево-хоровой деятельности.

Программа предусматривает четыре последовательно сменяющие друг друга ступени реализации, соответствующие четырем годам обучения в ансамблево-хоровом коллективе.

В связи с тем, что творческий коллектив действует на базе школы, я реализую следующие принципы:

1. Сочетание образовательной, воспитательной функции обучения и исполнительно - творческой деятельности.

2. Контекстное изучение раздела «Музыкальная грамота».

3. Наличие хоровых ступеней. Хоровая ступень объединяет детей, обучающихся на одной параллели.

Наличие хоровых ступеней является не только способом реализации принципа последовательности, но и важнейшим условием развития ансамблево-хоровой студии, ее непрерывного творческого роста.



Репертуарный план

1, 2 классы.



  1. Русская народная песня «Выйди, выйди, солнышко»

  2. Попевка «Белка»

  3. Русская народная прибаутка «Барашеньки-крутороженьки»

  4. Е. Подгайц «Дождик»

  5. Е. Подгайц «Колыбельная пчелы»

  6. Слонов «Пришла зима»

  7. Старокадомский «Зимняя пляска»

  8. Б. Печурский «Ди-ди-да-ди», «Бедный Федотка»

  9. «Ой, вставала я ранёшенько», р. н. п. в обр. Н. Метловой.

  10. А. Ермолов «Раз ладошка»

11. Е. Гомонова «Подарки маме»

12. Е. Макшанцева «Моя мама»

13. «Выйди, выйди, солнышко», р.н.п.

14. Н. Френкель «Фасоль», «Зима»

15. «Мы дети твои, Россия!»

16. В. Цветков «Планета детства»

17. А. Варламов, сл. В. Кузьминой «Лягушачий джаз»





3, 4 классы

1. Ж. Колмагорова «Достань из кармана улыбку!»

2. Е. Левцова «Рождественский гимн»

3. С Новым Годом!

4. Ермолов «В ожидании чуда»

5. А. Ермолов «Мобильный телефон»

6. А. Ермолов «Новый день»

7. «Птицы белые»

8. «Мы дети твои, Россия!»

9. «Недетское время» из реп. Дискотеки Авария и «Непосед»

10. Ю. Чичков «Школьная страна»

11. «Бре-ке-ке»

12. «Котёнок»

13. Т. Кулинова «Песня мира»

14. «Нам нужен мир» муз. Л. Семёнова, сл. О. Безымянной

15. «Праздник детства» муз. Л. Семёнова, сл. О. Безымянной

  1. . «Мечта» муз. А Варламова, сл. О. Сазоновой

17. «Васильковая страна» муз. В. Осошник, сл. Н. Осошник

18. «Лети, лето» муз. и сл. Н. Осошник

19. «Подари улыбку миру» муз. А. Варламова, О. Сазоновой

20. «Вальс Победы» муз. А. Варламова, Р. Паниной

21. «Праздник детства» муз. А. Варламова, сл. Р. Паниной

22. «Добрые дела» муз. М. Разумов, сл. А. Фоломьева

23. «Снова вместе» муз. и сл. В. Цветков



















Необходимые условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки, актовый зал);

2. Наличие репетиционного зала (сцена);

3. Фортепиано, синтезатор;

4. Музыкальный центр, компьютер;

5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-»

Дидактический материал

1. Методическая литература;

2. Аудио и видео-фонотека;

3. Нотная библиотека;

4. Тексты песен.





































































Список литературы:

  1. Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова. Организация дополнительного образования детей. М.: Владос.2003.

  2. Г.А. Струве. Школьный хор. М.: Просвещение, 1981.

  3. Г.П. Стулова. Теория и практика работы с детским хором. М.: Владос.2002.

  4. Т. Беркман, К. Грищенко. Музыкальное развитие учащихся в процессе обучения пению. - М.: Академия педагогических наук, 1961.

  5. Л.Г.Дмитриева, Н.М. Черноиваненко. Методика музыкального воспитания в школе. М., Просвещение, 1989.

  6. Д.Б. Кабалевский. Музыкальное развитие детей. - М., 1998.

  7. Н. Черноиваненко. Формирование творческих способностей младших школьников в певческой деятельности, Музыкальное воспитание в школе. - М., Просвещение, 1989.

  8. М.С. Осениева, В.А. Самарин, В.И. Уколова. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. Учебное пособие. - М., Академия, 1999.

  9. М.А. Михайлова. Развитие музыкальных способностей детей. - Ярославль, 1997.

  10. А.Г. Бандина, В.С. Попов, Л.А. Тихеева. Школа хорового пения. - М., 1981.

  11. В. Попов, П. Халабузарь. Хоровой класс. - М., Просвещение, 1979.















 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал