7


  • Учителю
  • Развитие творческих способностей личности в контексте дополнительного образования

Развитие творческих способностей личности в контексте дополнительного образования

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Развитие творческих способностей в контексте дополнительного образования





Третья глава исследования содержит в себе материалы, полученные с помощью таких методов сбора информации как анкетирование и экспертное интервью. Исследования были проведены в учреждениях общего и дополнительного образования, и были направлены на рассмотрение проблем, выявленных в теоретической части работы, Главах 1 и 2.





3.1 Оценка роли дополнительного образования в развитии творческих способностей личности (на материале экспертных интервью с работниками системы общего и дополнительного образования Томской области)





В теоретической части дипломной работы были выявлены значение и основные направления развития системы общего и дополнительного образования в современном российском обществе. К числу выявленных проблем можно отнести:

1.Возможности существующей учебной программы общеобразовательной школы в направлении развития творческих способностей учащихся ограничены, так как цель образования, главным образом, заключается в том, чтобы учащиеся получили предметное знание.

2.Кадровый состав современной общеобразовательной школы не всегда способен оказать учащимся достаточную помощь в развитии их творческих способностей, а также гибко реагировать на смену интересов и освоение ребенком новых областей творчества.

.Инициативы со стороны учащихся по организации дополнительных творческих занятий или мероприятий, не находят поддержки со стороны учителей общеобразовательной школы. Сложность коммуникации между всеми участниками образовательной ситуации: администрацией, учителями и учениками, невозможность администрации наладить адекватную обратную связь, неготовность учителей работать дополнительно, так как учитель завязан на ставку, нагрузку и любая дополнительная активность для него будет бесплатной.

.Недостаточное осознание проблемы развития творческих способностей школьника как необходимого условия хорошего образования, со стороны общеобразовательных учреждений.

.Противоречие между появлением больших возможностей помочь ученику в развитии его творческого потенциала, за счет развития педагогических технологий и увеличением учебного блока.

.Отсутствие сотрудничества между общеобразовательной школой и учреждениями дополнительного образования.

Теоретические источники не содержат единой оценки или варианта решения названных проблем, которые бы единогласно поддерживали все авторы. В целях рассмотрения возможных вариантов решения этих проблем и их оценки были проведены экспертные интервью с практиками в области общего и дополнительного образования. Во избежание некорректных выводов в качестве экспертов были привлечены работники как центральных школ, Гимназия №1 им. А.С.Пушкина, г.Томска, так и периферийных - Школа искусств д. Кисловка.

Результаты проведения экспертных интервью позволили сделать следующие выводы:

Проблема 1 - Возможности существующей учебной программы общеобразовательной школы в направлении развития творческих способностей учащихся ограничены, так как цель общего образования, главным образом, заключается в том, чтобы учащиеся получили предметное знание, оценивается экспертами учреждений общего и дополнительного образования по-разному. Зыкова Светлана Николаевна, заместитель директора по воспитательной работе гимназии №1 имени А.С. Пушкина, утверждает, что образовательная программа, действительно, «ориентирована, в первую очередь, на знания, на то, чтобы ребенок приобрел багаж знаний»,а что касается развития творческих способностей учащихся, «учебная программа ориентирована на это слабо».

Решение этой проблемы Светлана Николаевна видит в помощи со стороны педагогических технологий, ориентированных на самостоятельность ребенка, «чтобы ведущую роль играл не учитель …, а сам ученик. Во многих школах сегодня, внедряются такие проектно-исследовательские виды деятельности, когда дети выбирают проблему: социальную, учебную или иную, и ее рассматривают и исследуют, ставят самостоятельно эксперименты и получают результаты...».

В свою очередь эксперты дополнительного образования, Делавер Наталья Владимировна, директор Детской школы искусств д. Кисловка, преподаватель вокала и музыкального театра, и Слубских Евгения Викторовна, преподаватель хореографии и музыкального театра, оценивают образовательную программу положительно, «но с оговоркой - все зависит от личности педагога», «от того, кто эту программу прочитает. Если этот педагог - творческая личность, … , то он может увлечь детей любой программой». Оба эксперта дополнительного образования подчеркивают, что на практике, можно встретить темпераментных учителей среди педагогов начальных классов, «что касается старшего и среднего звена, я с этим не встречалась».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что учебная программа общеобразовательной школы не готова развивать в учащихся творческие способности. При этом эксперты общего образования подчеркивают, что в образовательном процессе инициатором должен быть ученик. Эксперты дополнительного образования, напротив, оставляют ведущее место преподавателю, как состоявшейся творческой личности, которая способна разглядеть склонности учащихся и помочь их развивать.

Проблема кадрового состава современной общеобразовательной школы, ее неспособность оказать учащимся достаточную помощь в развитии их творческих способностей, а также гибко реагировать на смену интересов и освоение ребенком новых областей творчества, оценивается экспертами единогласно. Наличие в коллективе представителей творческих профессий для экспертов как общего, так и дополнительного образования представляется необходимым.

Эксперты общего образования указывают на необходимость привлечения «творческих» кадров в коллектив, в связи с наличием в школьной программе таких предметов как «Музыка и движение». «...Педагоги, привлеченные сюда не учителя-предметники, а именно специалисты той сферы: хореографы, музыканты». Только за счет этих кадров, по мнению представителей общеобразовательных школ, и может осуществляться проведение занятий, не представленных в общеобразовательном стандарте.

Эксперты дополнительного образования обращают внимание на то, что именно специалисты-профессионалы творческой сферы деятельности, могут правильно построить свои занятия так, «чтобы занятия не были простым развлечением, а были содержательными и, в то же время, поучительными. Для этого нужен профессионал».

Отсюда можно сделать вывод о том, что общеобразовательные школы нуждаются в специалистах творческих профессий, но при этом взаимодействие с учреждениями дополнительного образования происходит редко и носит непостоянный характер. Несмотря на то, что в последние годы в учреждениях дополнительного образования детей получили развитие объединения социально-педагогического направления, «…ориентированные на корректировку и развитие психических свойств личности, творческих способностей обучающихся, развитие лидерских качеств, организацию досуга детей и подростков…» использование подобных развивающих программ воспринимается как необязательное и затрагивает не весь педагогический состав.

Ситуацию взаимодействия учреждений общего и дополнительно образования могли бы изменить в лучшую сторону такие проекты, как создание учебно-воспитательного комплекса, затрагивающего образование детей начиная с начальной ступени, т.е. детского сада, и заканчивая одиннадцатым классом. В этом случае специалисты-психологи, преподаватели общих и специальных дисциплин тесно сотрудничают с педагогами дополнительного образования ради общей цели.

Анализируя проблему кадрового состава, стоит отметить согласие сфер общего и дополнительного образования по проблеме необходимости наличия специалистов творческих профессий среди педагогов общих дисциплин. Зачастую эта проблема решается за счет работы заместителей директора по учебно-воспитательной работе, в чьи обязанности входит организация праздников и творческих вечеров. Однако это предполагает постоянную нагрузку, зачастую не измеряемую количеством часов, и ненормированный рабочий день. Следует также отметить, что знания педагога-организатора по вопросу развития и воспитания детей, как правило, носят универсальный характер, и, несмотря на творческий подход к своему делу и несомненную компетентность педагога (что также, как правило, наблюдается у людей этой должности), для эффективной организации учебного процесса все же требуется привлечение узких специалистов.

Проблема 3 - Инициативы со стороны учащихся по организации дополнительных творческих занятий или мероприятий, не находят поддержки со стороны администрации общеобразовательной школы.

В интервью с экспертами общего образования содержится неоднозначная информация по этому поводу, а именно: «Ученики нашей гимназии, работают под руководством педагога-психолога, вместе они и создали организацию ШОР (школа отличных ребят),...Они вместе собираются и педагог-психолог приходит с предложениями», что же касается поддержки со стороны администрации, то «Предложения формируются с участием педагога и, в основном, формируются в начале года. Заранее обговоренные мероприятия принимаются администрацией. А, что касается поддержки, то со стороны школы - это предоставление актового зала для проведения мероприятий, составление удобного расписания уроков».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что общеобразовательная программа не динамична, не способна мобильно изменяться, корректироваться или дополняться в течение учебного года. Стандарты остаются неизменными, не смотря на изменения потребностей подрастающего поколения, из чего рождается их недовольство своим обучением в школе.

Проблема 4 - Недостаточное участие общеобразовательных учреждений в развитии творческих способностей школьника, вопреки осознанию важности и необходимости решения этой проблемы.

Эксперты каждой сферы образования подчеркивают важную роль развития творческих способностей как необходимого условия хорошего образования в целом. При этом представители общего образования характеризуют творческие способности как способность создавать что-то новое и умение приспосабливаться к быстроменяющимся условиям. В свою очередь эксперты дополнительного образования отмечают необходимость того, что «творческий подход нужен в любой отрасли», а открытие в себе способностей приводит к тому, что «Человек будет интересен самому себе».

Эксперты общего и дополнительного образования солидарны между собой относительно этой проблемы. Однако в системе дополнительного образования, решение данной проблемы является основной целью, а в системе общего образования желательным эффектом в процессе обучения.

Проблема 5 - Противоречие между появлением больших возможностей помочь ученику в развитии его творческого потенциала, за счет развития педагогических технологий и увеличением учебного блока.

При попытке оценить ситуацию в общеобразовательной школе за последние несколько лет, эксперты общего образования указывают на то, что учебный блок пытаются «разгрузить, но программные материалы огромные и современному школьнику трудно учиться», несмотря на попытку облегчить обучение, посредством уменьшения объемов учебного материала. Что касается появления больших возможностей для развития творческого потенциала школьников, то «изменения идут, за счет педагогических технологий, если есть у педагога желание и возможность».

Таким образом, противоречие сохраняется, общеобразовательные учреждения все также настроены на то, чтобы учащиеся, в первую очередь, усвоили учебный блок, что же касается внедрения воспитательных программ, для этого не редко не остается сил и желания у самих педагогов.

По проблеме отсутствия сотрудничества между общеобразовательной школой и учреждениями дополнительного образования, эксперты дополнительного образования придерживаются мнения, что объединение может быть только кратковременным, например, для проведения совместного мероприятия. Но если говорить, о долгосрочном объединении, с целью выявления творческих способностей учащихся, то эксперты дополнительного образования склонны считать, что «развивать может только начальное профессиональное - то есть дополнительное образование», в собственных стенах.

Анализируя проблемы развития системы общего и дополнительного образования, можно отметить тенденцию «разграничения обязательств» обучения обязательного и желаемого. Каждая из образовательных сфер отчетливо понимает важность и ценность развития творческих способностей, но при этом общее образование склоняется в сторону выполнения своего прямого долга. В свою очередь дополнительное образование с одной стороны работает с детьми со всей ответственностью, подчеркивая свои умение и готовность развивать способности любого приходящего к ним ученика, с другой же стороны не видит общих «точек соприкосновения» с учреждениями общего образования.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что в настоящее время ценность личности, ее уникальности и творческих способностей, остается осознанной не в полной мере, как работниками общего, так и дополнительного образования, т.е. людей, непосредственно включенных в сферу деятельности дополнительного образования. Образовательные программы осуществляемые в учреждениях общего образования реализуются без воспитательной составляющей, не смотря на ее наличие, что подчеркивает разделение в сознании педагогического коллектива образовательного и воспитательного аспектов учебного процесса.

Сравнивая экспертные интервью, взятые у работников дополнительного и общего образования, следует обратить внимание на несовпадение ответов, данных на один и тот же вопрос. Так, например, на вопрос «Как Вы оцениваете возможности существующей учебной программы общеобразовательной школы в направлении развития творческих способностей учащихся? И какие варианты решения этой проблемы Вы видите?», эксперты общего образования признают, что, учебная программа «ориентирована, в первую очередь, на знания, на то, чтобы ребенок приобрел багаж знаний...», « … главная задача учителей - это дать набор знаний и сформировать элементарные надпредметные компетенции, чтобы ребенок мог решать задачи и т.д. Конечно, в программах развития творческого потенциала - может и есть что-то подходящее, но в очень маленькой степени». Что касается возможных путей решения этой проблемы, то, по мнению работников общего образования, решением являются «современные педагогические технологии, ориентированные на самостоятельность ребенка». Т.е. развитие творческих способностей ложится на плечи самих учащихся, их инициатива и их ответственность. Однако, предоставив ребенку полную свободу действий, следует учитывать личностные качества ребенка, иначе есть риск того, что в процессе формирования ценностей произойдут сбои в формировании собственного мировоззрения и оценочных установок, получаемых ребенком посредством образовательного процесса. Такими сбоями могут стать наркомания, преступность, плохое состояние физического и духовного здоровья, существующие благодаря неправильным представлениям школьников о доминирующих началах человеческой жизни.

Эксперты дополнительного образования имеют прямо противоположную точку зрения на эту проблему. Ответственность за выявление творческих способностей у ребенка должна ложиться на плечи преподавателя, который должен быть творческой личностью. Такой педагог «может найти какой-нибудь элемент, на котором можно сделать «надстройку», исходя из своих собственных личностных ориентиров». Что же касается самого развития творческих способностей, то эта «обязанность», по мнению работников дополнительного образования, должна ложиться на их плечи: «Это нужно определять в стенах с профессиональным уклоном, в общеобразовательной школе можно определить, что у ребенка есть вообще, но развивать может только начальное профессиональное - то есть дополнительное образование».

Также различны точки зрения экспертов по вопросу: «Является ли развитие творческих способностей школьника необходимым условием хорошего образования?»

Эксперты из той и другой сфер образования соглашаются в том, что важно развивать свои творческие способности и что это ценно для хорошего образования, однако, объясняют они свои ответы по-разному.

Работники дополнительного образования, подчеркивают ценность развития творческих способностей, аргументируя это тем, что «сегодня не достаточно просто знать, нужно еще уметь перестраиваться. Современный мир так быстро изменяется, что недостаточно просто получить знания, нужно постоянно учиться самостоятельно,...». Таким образом, эксперты общего образования говорят не о творческих способностях, не об индивидуализации учащихся, но о приобретении ими дополнительных знаний и умений с целью наилучшего приспособления в быстро меняющихся условиях жизни.

Эксперты дополнительного образования, ответили на этот вопрос лаконично. По их мнению, развитие творческих способностей не просто важно, а даже «обязательно, потому, что творческий подход нужен в любой отрасли. Человек будет интересен самому себе». Анализируя этот ответ, стоит обратить внимание на два момента: во-первых, осознание того, что творческих подход нужен в любой отрасли, означает индивидуальное отношение к окружающим людям, признание того, что каждый, в равной степени с остальными, может и должен искать свою область деятельности, в которой он бы состоялся; во-вторых, действительно, только при условии, что человек развивает свои творческие способности, он становится интересен самому себе. Узнавая о себе новое, о своих возможностях, открывая новые пути восприятия окружающего мира и людей, развивается уникальная и неординарная личность, а не просто еще одна единица общества.

Полноценного согласия в своих ответах эксперты общего и дополнительного образования достигли по вопросу: «Как Вы считаете, существующий кадровый состав в общеобразовательной школе способен оказать эффективную помощь учащимся в развитии их творческого потенциала или школа нуждается в привлечении дополнительных специалистов творческих профессий?»

Представители общего образования отмечают необходимость таких специалистов в педагогическом коллективе любой школы, в силу того, что кроме предметов, установленных государственным стандартом, должны присутствовать в учебной программе и неустановленные, развивающие дисциплины, а преподавать их правильно и доступно способны только специалисты данной сферы. Заместитель директора по воспитательной работе Гимназии №1, им. А.С.Пушкина, Зыкова Светлана Николаевна, дает такой ответ: «Я бы сказала, что гимназия справляется своими силами, потому что у нас есть педагоги, которые занимаются не тем, что ведут какие-то предметы, а у нас есть отдельные предметы, например, музыка и движение, соответственно педагоги, привлеченные сюда не учителя-предметники, а именно специалисты той сферы: хореографы, музыканты. За счет них-то мы и справляемся. Поэтому, мой ответ - да, привлечение необходимо».

Эксперты дополнительного образования говорят, в основном, об организации и проведении школьных мероприятий, и в этом направлении по их мнению «...необходимы именно творческие личности, которые умеют скомпоновать концертные программы, которые имеют профессиональные знания о музыке, хореографии и т.д.». Относительно проведения уроков представители дополнительного образования, однозначно говорят о том, что для творческих занятий необходимы творческие специалисты, «чтобы занятия не были простым развлечением, а были содержательными и, в то же время, поучительными».

По итогам экспертных интервью можно сделать выводы о том, что современное, динамично развивающееся общество нуждается в личностях с хорошим образованием, быстро адаптирующихся к меняющимся условиям. Хорошее образование может получить каждый ребенок, при условии развития его творческих способностей, и, тем самым, навыков приспособления (что следует из признания экспертами как общего, так и дополнительного образования исключительно важной роли развития творческих способностей личности как условия хорошего образования вцелом). Для развития творческих способностей, необходимо творческое окружение - учителя, представители творческих профессий, среди педагогического коллектива.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал