- Учителю
- Конспект занятия Аппликация из ниток. Филимоновская игрушка
Конспект занятия Аппликация из ниток. Филимоновская игрушка
Королёва Валентина Ивановна,
педагог детского объединения
«Основы дизайна»
</
Аппликация из ниток «Филимоновская игрушка (8-10 лет)
Цель занятия. Использование текстильных материалов для изготовления декоративно - прикладных работ с элементами росписи филимоновской игрушки в технике «канитель».
Задачи занятия:
-
Познакомить детей с народным промыслом - филимоновская свистулька; с характерными особенностями этого промысла (материал, форма, цвет, узор) и использование элементов росписи в декоративно - прикладном творчестве.
-
Освоить простейшие элементы филимоновской росписи - полоски, "елочки".
-
Научить анализировать символику росписи филимоновской игрушки, правильно использовать основные цвета промысла; обобщать свои знания, анализировать новый материал и применять его на практике.
-
Развивать графические умения и навыки в изображении элементов узора по народным мотивам в технике « канитель».
-
Воспитывать у детей интерес и любовь к искусству своего народа, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций; углублять эстетические впечатления от народного и декоративно-прикладного искусства страны. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.
Оборудование:
-
Модели силуэтов по мотивам «Филимоновская игрушка».
-
Шерстяные нитки разных цветов.
-
Клей ПВА
-
Лист картона.
-
Салфетка.
-
Простой карандаш.
-
Филимоновские игрушки.
-
Плакаты «Филимоновская игрушка».
-
Презентации «Филимоновская игрушка».
План занятия (Два занятия по 45 мин.)
Организационный момент. Проверка готовности к занятию(5мин).
Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией филимоновских игрушек, демонстрационного материала, образцов детских работ. Объяснение последовательности росписи (30мин).
Практическая часть. Самостоятельная роспись модели в технике «канитель» (45мин).
Заключительная часть. Подведение итогов(10мин).
Ход занятия.
Запись на доске: Филимоновская игрушка.
Педагог: Вы встречали когда-нибудь разноцветную полосатую корову, а может быть видели медведя с длинной как у жирафа шеей? Нет? Ну, а если пофантазировать? Ведь чего только не бывает на свете!
(Педагог демонстрирует филимоновские игрушки).
Сегодня мы вспомним глиняные игрушки - филимоновские. Зародились эти игрушка в Одоевском районе Тульской области. А свое название получила от деревни Филимоново.
Кто и когда сделал здесь первые игрушки неизвестно, известно только, что делают их испокон веку. Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново. Есть даже сказка про деда Филимона:
- Шёл дед по дороге. С горы на гору поднимался, с холма на холм. Шёл, он шёл дремучими лесами, солнышко ярко светило. Жарко стало, а тут и ручек. Присел он на камушек, а тут и глина. Повертел он её - в руках - получилась птичка, проткнул дырочки - запела птичка. Так с тех пор и повелось «глиняное дело».
Филимоновская деревушка!
Синий лес, холмы, косогор.
Лепят там из глины игрушку
И расписывают до сих пор.
Местные глинистые почвы давали плохой урожай, и развитие побочного крестьянского промысла было необходимо. Этим промыслом и стало гончарное ремесло на основе богатых здесь запасов глины. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно продавая ее на базаре. Только в одном ближайшем городе Одоеве проходило семь ежегодных ярмарок, и к ним филимоновские мастерицы готовили лучший товар.
Как, правило мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки. Игрушки или «забавки» стоили на базаре копейки, поэтому нужно было их изготовить очень много. Женщинам помогали в работе девочки, которых приучали к ремеслу с 7-8 лет. Работали зимой в свободное от сельских трудов время.
Весной, до начала полевых работ, как только устанавливалась ясная сухая погода, все готовые изделия обжигали в специальных горнах. На склоне большого оврага, что разделял две деревни - Филимоново и Карасинки, была построена печь из кирпича, в которой плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками. Обжиг был необыкновенно красочным зрелищем. До глубокой ночи горели эти могучие костры, освещая раскаленные горшки и игрушки. Для всех жителей деревни день этот был торжественным событием - итогом всей зимней работы. У печей собирались нарядно одетые жители. Все ожидали чуда - появления преображенных огнем глиняных изделий.
Посмотрите на необычные филимоновские игрушки. Почему они такие вытянутые? Оказывается все дело в природных свойствах местной глины. Филимоновская глина жирная и пластичная, а за маслянисто - черный цвет ее называют «синикой». При сушке глина быстро покрывается трещинками, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Отсюда и появляются утонченные, вытянутые, но удивительно изящные формы.
Но сказочной и оригинальной игрушку делает не только форма, но и роспись. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, который не "глушит" краски, горящие всем многоцветьем радуги. Именно поэтому филимоновскую игрушку называют "маленькой радугой" или "солнышком".
Расписывать филимоновскую свистульку начали только в середине прошлого столетия, когда появились анилиновые краски. Поначалу краски разводили "на полном яйце", и роспись была сочных естественных тонов. К сожалению, она быстро тускнела и жухла. Тогда мастерицы начали использовать ацетон. Краски стали более стойкими, яркими, даже несколько пронзительно - ядовитыми.
Для росписи брали гусиные, куриные или утиные перышки, «ведь перышко краску лучше держит и прочнее оно»- говорят филимоновские женщины. И сейчас они пишут перышками: с кисточки краска к чистой глине не пристает, и остаются ворсинки, а с перышка - ложится чисто и ровно.
Педагог показывает презентацию поэтапной росписи филимоновской игрушки. Обращает внимание на особенности филимоновской росписи.
Расписывают свистульки прямо по белой обожженной глине, причудливыми полосками - желтых, красных, зеленых, реже синих и фиолетовых цветов. Начинают мастерицы писать всегда с центра, а от него уже развивается роспись дальше, повинуясь чутью и воображению. Роспись строится по традиционной схеме:
сначала накладывают желтые полосы и пятна;
потом их обводят красным;
затем зеленым, синим, иногда фиолетовым.
Лимонка, малинка, зеленка - так ласково называют мастерицы свои краски. Несмотря на относительную скупость их палитры игрушки получаются яркими и веселыми.
Вопрос: Каким узором украшены филимоновские игрушки?
Ответ: Полоски, точки, круги, овалы, звездочки, треугольники.
Педагог: В этих незатейливых узорах выражается древняя символика крестьянской религии. Круг - солнце, треугольник - земля, елочки - символ растительности и плодородия. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы. По старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную защитить от зла и несправедливости.
Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова и грудь окрашивается одним цветом, чаще зеленым или красным.
Кофты у барынь и рубахи у солдат филимоновской игрушки обычно окрашены одним цветом: красным, зеленым, желтым. Но сколько выдумки появляется у мастериц, когда они рисуют орнамент на юбках, передниках и штанах у своих кукол! Только лица у игрушек остаются чисто белыми, лишь точки - глаза, пятнышки - рот.
Обратите внимание, что все игрушки, кроме петушка и павлинчика - свистульки. И во все игрушки можно посвистеть.
Вопрос: А где же свисток?
Ответ: В хвосте зверей и птиц. У барышень свистульки спрятаны в кувшины, у солдат в гусей.
Производство филимоновских игрушек сильно сократилось в начале 20 в., но оставалось несколько мастериц (Е. И. Карпова, А. О. Дербенева, А. Ф. Масленникова и др.), не бросавших своего ремесла. В 1960-х гг. усилиями искусствоведов и коллекционеров этот самобытный промысел был восстановлен. Пройдя долгий и сложный путь, филимоновская игрушка сейчас превратилась в самостоятельное произведение скульптуры (мелкой пластики). В наши дни мастерицы везут свои работы на художественные выставки.
Современная лепная свистулька стала еще ярче, наряднее, больше (до 20 см. в высоту), превратилась в скульптуру малых форм и поменяла и свой облик. Наряду с традиционными барынями, всадниками, животными, возникли сложные групповые композиции и бытовые сценки из деревенской жизни, согретые сердечным теплом мастеров. В музеях народного искусства, в частных коллекциях можно увидеть загадочных животных А.Ф. Масленниковой, одухотворенных глиняных кукол Л. Г. Зайцевой, ласковых зверей А. Г. Карповой, свистульки Е. К. Евдокимовой и других замечательных мастериц (показ иллюстраций работ мастериц).
Народная игрушка - явление в русской культуре значительное, в ней своеобразно отразились жизнь, труд и мировоззрение нескольких поколений людей. Филимоновская свистулька, прославившая свою деревню, у нас в стране и далеко за ее пределами, должна быть сохранена для будущего.
Практическая работа (инструктаж по технике безопасности).
Педагог предлагает детям стать настоящими народными мастерами и расписать модели филимоновской игрушки, но необычным способом. Показ образцов изделий. - Мы будем расписывать свои изделия в технике «канитель». Можно скопировать рисунок художника, а можно самим придумать узор. Сначала мы поучимся наматывать «канитель» на карандаш, затем на стержень от авторучки. Показ изготовления «канители», снятия со стержня, приклеивания по контуру игрушки, скрепление «канители» между собой.
В процессе самостоятельной работы педагог предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку.
Заключительная часть.
В конце занятия устраивается выставка. Педагог не забывает похвалить каждого ученика, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось.
Вопрос: Почему игрушка называется филимоновской?
Вопрос: Особенности филимоновской игрушки?
Вопрос: Какие цвета традиционны при росписи игрушки?
Вопрос: Нравятся ли вам эти игрушки?