7


  • Учителю
  • РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ СРЕДСТВАМИ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ИГР

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ СРЕДСТВАМИ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ИГР

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала



МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКО - ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР «ГАРМОНИЯ»





</





Игры долгие годы остаются главным и любимым занятием всех детей. Правильно используя игры можно многого добиться в воспитании детей. Ребенок моделирует в игре свои отношения с окружающим миром, проигрывает различные ситуации - в одних он лидирует, в других подчиняется, в-третьих осуществляет совместную деятельность с другими детьми и взрослыми. В игре происходит рефлексирование, самореализация, обучающийся принимает решение, за которое он в ответе, игра предполагает творческое начало.

На первом году обучения, когда складываются межличностные отношения и система ценностей в коллективе, главные идеи и основы эффективности танцевальной деятельности воспитанников достигаются через игровые технологии. Игра используется как метод обучения развития и воспитания.

Через игру появляется возможность каждому ребёнку познать себя, развивать свои творческие способности, подготовить его в любой творческой деятельности. Игры помогают детям снять приобретённые зажимы, разбудить их познавательный интерес, выработать навыки работы в группе, а также научиться получать удовольствие от собственной работы и работы своих товарищей.

Музыкальная игра - самый органичный из всех видов музыкальной деятельности. Потребность в игре заложена в ребенке самой природой. Она развивает его интерес к музыке, правильное восприятие содержания музыкальных произведений, пробуждает потребность постоянного общения с музыкой и желание активно и творчески проявлять себя в этой сфере. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности.

Большое значение для общего формирования личности ребёнка имеют музыкальные коммуникативные игры - это игры с использованием музыки, основной задачей которых является включение детей в межличностные отношения, создание условий для свободного и естественного проявления их индивидуальных качеств. Это-синтез музыки с речью, движением, с тактильными и зрительными ощущениями ребенка (игры с пением, народные обрядовые игры, игры с музыкальными инструментами, игры-танцы.)



В коммуникативных танцах-играх (помимо развития музыкального слуха, выразительности движений, ориентировки в пространстве и т. д.) могут быть эффективно реализованы следующие направления воспитательной работы:

 развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;

 развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;

 развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей

 значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

Музыкально-коммуникативные танцы-игры способствуют формированию умений:

• согласовывать движения с музыкой,

• передавать в движении характер музыки,

• реагировать на смену частей музыки сменой движений,

• отмечать окончание звучания музыкальной пьесы;

• развитию ритмического и динамического слуха;

• совершенствованию качества движений.



Самым эффективным способом социализации детей в детском коллективе являются коммуникативные игры-танцы, направленные на развитие всех сторон динамического общения со своими сверстниками. Для эффективности и улучшение педагогического процесса коммуникативные игры можно сгруппировать и выстроить в системе определённых моделей, например,:

• Игры на внимание

• Игры на перестроение

• Танцы со сменой партнёра

• Сюжетные танцы-игры

Без музыкально-коммуникативных игр невозможно провести ни один вид музыкальной деятельности. Такие игры помогают детям внутренне раскрепоститься, снять физическую зажатость, почувствовать себя увереннее.

Свободное состояние детей помогает более ярко раскрыть индивидуальные творческие способности.





ИГРЫ НА ВНИМАНИЕ:

К музыкально-коммуникативным играм относятся всем известные игры как «Плетень» , «Ищи» , «Найди пару», «Угадай, кто тебя зовёт», «Будь ловким»

Например игра: «Замри» Под музыку дети «порхают», скачут, легко бегают или просто пляшут в зависимости от характера музыки, но вот Снежная королева взмахивает ледяной палочкой с окончанием музыки, дети застывают, стараясь изобразить ледяные скульптуры. К счастью, добрый чародей, играя на волшебной дудочке, расколдовывает детей. Порой я импровизирую, заменяя атрибуты. В проведении игры «Будь ловким» Н.Ладухина можно использовать вместо стульчиков разноцветные зонты, с которыми перед этим дети танцевали.



Например, игра- упражнение «Передача платочка»: вместо платочка на празднике, посвящённом мамам и бабушкам, дети передают волшебную палочку. Ребёнок с окончанием муз.части высказывает вслух пожелание для самых близких ему людей. В процессе музыкальных занятий платочек могу заменить барабанной палочкой, которая помогает ребёнку простучать на барабане свой ритм.

Игра «Третий лишний»: дети стоят по кругу парами «паровозиком», ведущий под музыку догоняет ребёнка, у которого тоже нет пары, двигаются «змейкой», огибая товарищей, с окончанием музыки, бегущему нужно быстро встать впереди любой пары, тот, кто оказался лишним убегает под музыку от водящего.

В игре «Жмурки» дети под звонкую музыку разбегаются врассыпную с колокольчиками; на тихую музыку «крадутся» на пружинящем шаге; водящий угадывает пойманного ребёнка.



Для повышения детской самооценки можно поиграть с детьми в «Клубочек», «Комплименты», «Передай сигнал», «Скажи хорошее о друге», «Шляпа знакомств», «Солнышко». Эти игры побуждают их говорить друг другу комплименты, что способствует созданию и укреплению товарищеских отношений в коллективе. Несомненно, все дети любят слушать комплименты, это повышает их настроение и придает чувство собственной значимости



Дети радостно откликаются на народные игры с пением, на песни и шутки-прибаутки с образным, ярким музыкальным и поэтическим содержанием. Любят их инсценировать. Эти игры - «Ворон», «Дрёма», «Потерянный платочек» Н.Г.Асеевой,«Шёл козёл дорогою», «Осень спросим», песни «Урожай собирай»

А.Филиппенко, р.н.п., «Как у нашей Дуни» - способны растормошить даже тихоню.



Игровые моменты можно включить и в танцы. Для более их яркой выразительности с предметами: обручи, цветы, зонты, шляпки, веночки, некрупные мячи, умещающиеся в детской ладони. Дети прячутся за зонтики, движутся «паровозиком» вперёд за ведущим с зонтом и, наоборот, тянут его назад. Ребёнок, у которого зонт, «шутя» подразнивает напарника, как бы говоря: «Возьми!.. Нет, не дам!». И, конечно же, дружба побеждает, зонтик готов спрятать друзей от дождя. Чувство ответственности помогает им вжиться в ритм музыки, подчиняться её сильной доли, что приводит к слаженности выполнения танцевальных движений.



Русские платки украшают незатейливый хоровод девочек: из большого круга перестраиваются парами, соединяя платки, хвастаясь своими яркими сарафанами; то кружатся, соприкасаясь спинками, показывая расписной узор платков; из широкого круга перестраиваются в два-три круга, образуя то карусель, то шкатулку из разноцветных платков; рассыпаясь парами, «рисуют» то домик, то галочку, готовую вспорхнуть в синее небо. Также интересны упражнения с шарфами.

Музыкально-ритмическая деятельность тесно связана с театрализованным творчеством. Когда маленькие артисты не только декламируют, но ещё и танцуют, поют в соответствии с характером своего драматического образа, достигается та цель, ради которой и существует театр - яркий всплеск эмоциональной изобразительности. И этот всплеск эмоций помогает развитию творческой активной личности, предотвращает возникновение психологических срывов у детей. Задачи театрализованной деятельности так же направлены на формирование сферы чувств, соучастия, сопереживания. Педагоги хореографы -это ещё и режиссёры-постановщики как мини спектаклей, так и сказочных представлений, где взаимодействуют все виды музыкальной деятельности, не исключая музыкально-коммуникативных танцев и игр.

В музыкально - театральном творчестве можно выделить следующие основные виды деятельности, помогающие развивать коммуникативные умения детей:

• слушание музыки (слушать музыку вдумчиво, высказываться только по окончании звучания, не перебивать, правильно подбирать слова и др.);

• музыкально-ритмические движения (культура поведения: мальчикам уметь пригласить девочку на танец и проводить на место по его окончании; девочкам - уметь принять приглашение или отказать, не обидев партнёра и т. д);

• игры (музыкальные, дидактические, подвижные, речевые и др.);

• коммуникативные игры (народные игры, игры-приветствия, телесные и контактные игры, народные хороводные игры и т. д.) ;

• разыгрывание и решение «трудных ситуаций» (этюды, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры и др.);

• ритмические и интонационные игры со словом (скороговорки, чистоговорки, пословицы, поговорки, потешки и др.);

• импровизации, танцы, хороводы (народные, танцы-приглашения, танцы-импровизации, этюды со сценическими движениями и др.);

• психогимнастические упражнения;

• обыгрывание эмоционального состояния (актерские этюды, пластика, мимика, жест и др.).

Ценность и польза коммуникативных танцев-игр очевидна. Использовать их можно в самых разнообразных формах работы с детьми - и на занятиях, и на праздниках, и на развлечениях. А также с успехом можно использовать для совместных игр-танцев детей с родителями. Это особенно актуально для настоящего времени, поскольку совместные праздники и развлечения с родителями стали проводиться практически повсеместно. На таких праздниках родители не только гости и зрители, но и активные исполнители, принимающие участие в различных танцах и играх вместе с детьми. Поскольку данный материал является доступным и в то же время привлекательным, вызывающим яркие положительные эмоции, его с успехом можно включать и в коррекционную работу с детьми, имеющими различную патологию развития (как правило, у всех детей с проблемами развития нарушена эмоциональная сфера).





Приложение№1





танец-игра «Веселые пары»

Используется двухчастная музыка.

На первую часть дети кружатся парами, на вторую приседают, а в конце девочки переходят к следующему мальчику. И танец повторяется сначала.

танец-игра «Найди себе друга»

Также используется двухчастная музыка.

На первую часть дети гуляют свободно по залу, в конце находят себе дружочка и делают «лодочку». На вторую часть - кружатся «лодочкой». И танец повторяется сначала.

танец-игра «Все танцуем вместе»

Используется двухчастная музыка.

На первую часть дети приседают. На вторую - кружатся вокруг себя, затем парами.

Снова на первую часть приседают уже в парах, на вторую - кружатся сначала парами, затем объединяются в четверки и кружатся четверками. Снова на первую часть приседают, на вторую - кружатся четверками, объединяются в целый круг, кружатся все вместе хороводом. В конце - поклон.

танец-игра «Светит месяц»

Задачи:

- развитие чувства ритма, умения слышать музыкальные фразы;

- формирование навыков исполнения приставного шага вправо и влево;

- воспитание коммуникативных навыков.





РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ СРЕДСТВАМИ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ИГРИ. п. Дети стоят в кругу парами, лицом друг к другу и держатся за руки в положении «лодочка».

1-2 такты - 4 приставных шага вправо с притопом в конце фразы.

3-4 такты - то же влево.

5-7 такты - обмен хлопками с партнером на сильные доли мелодии.

8 такт - дети внешнего круга машут партнеру рукой и переходят к другому партнеру по линии танца.

Танец повторяется несколько раз (можно повторять до тех пор, пока партнеры снова не встретятся с парой, с которой начинали этот танец).

танец-игра «Ручеёк»»

Для детей 6-8 лет исполняется на мотив русской народной песни «Прялица»

Задачи:

- развитие слухового и зрительного внимания;

-формирование навыков ориентировки в пространстве;

-развитие чувства ритма.

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ СРЕДСТВАМИ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ИГР

И.п. Дети стоят в двух шеренгах, образуя пары лицом друг к другу. Первая пара является ведущей, она назначает фигуры танца: «Ручеек», «Челночки».

Дети выстраиваются парами в колонну, взявшись за руку с партнером, лицом к ведущей паре. Ведущая пара поворачивается, встает напротив всей

колонны и начинает движение вглубь ручейка. Первая пара пропускает идущих через воротца поднятых рук, а следующая за ней, наоборот, сама проходит через воротца идущей вглубь ручейка пары и т. д.

Ведущая пара, дошедшая до конца ручейка, поворачивается по ходу шеренги, становясь ее завершением. Каждая следующая пара, оказавшись на месте ведущей, в свою очередь, поворачивается лицом к шеренге и начинает движение вглубь ручейка.

Движение повторяется до тех пор, пока ведущая пара не оказывается на своем месте, дожидаясь, когда все остальные придут на свои места. Затем начинается следующая фигура.

«Челночки»

Дети, стоящие в две шеренги лицом друг к другу, берутся за руки. Движение легкими шагами в такт музыке начинает первая пара: она выдвигается из шеренги в сторону, огибает соседнюю пару, проходит между этой и следующей парами, выдвигается в другую сторону шеренги и продолжает челночное движение между остальными парами.

Пара, следующая за ведущей, ждет, когда «челночок» уйдет вглубь шеренги на расстояние двух пар, и начинает аналогичное движение. Челночки доходят до конца шеренги и возвращаются обратно на свое место тем же способом.

Первой окажется на своем месте ведущая пара. Ее задача - выполнять шаги на месте до тех пор, пока все остальные пары не закончат движение. После этого она называет новую фигуру.

Игра "Необычные танцы"

Выбирается 5 коротких музыкальных композиций. Под первую из них нужно станцевать только руками, под вторую - только ногами, затем только головой, потом - только лицом, и наконец, всем вместе.





Музыкальная игра «У меня есть одна тётя»



У меня есть одна тётя эта тётя весельчак

Когда она танцует, она делает вот так:

Ах, руки мои руки, мои руки хороши

Ах, руки мои руки вместе пляшем для души!



У меня есть одна тётя эта тётя весельчак

Когда она танцует, она делает вот так:

Ах, плечи мои плечи, мои плечи хороши

Ах, плечи мои плечи вместе пляшем для души!



У меня есть одна тётя эта тётя весельчак

Когда она танцует, она делает вот так:

Ах, боки мои боки, мои боки хороши

Ах, боки мои боки вместе пляшем для души!



У меня есть одна тётя эта тётя весельчак

Когда она танцует, она делает вот так:

Ах, ножки мои ножки, мои ножки хороши

Ах, ножки мои ножки вместе пляшем для души!



У меня есть одна тётя эта тётя весельчак

Когда она танцует, она делает вот так:

Ах, ухи мои ухи, мои руки хороши

Ах, ухи мои ухи вместе пляшем для души!



У меня есть одна тётя эта тётя весельчак

Когда она танцует, она делает вот так:

Ах, ручки мои ножки, мои ножки хороши

Ах, боки мои плечи вместе пляшем для души!



У меня есть одна тётя эта тётя весельчак

Когда она танцует, она делает вот так:

Ах, губы мои губы, мои губы хороши

Ах, губы мои губы улыбнемся для души!





Вариант описания музыкальной игры "У оленя дом большой"



Тук, тук дверь открой там, в лесу охотник злой

Зайка, зайка, забегай лапу мне давай.

Тук, тук дверь открой там, в лесу охотник злой

Зайка, зайка, забегай лапу мне давай.



У Оленя дом большой, он глядит в своё окошко

Зайка по лесу бежит, в дверь к нему стучит



Тук, тук дверь открой там, в лесу охотник злой

Зайка, зайка, забегай лапу мне давай.

Тук, тук дверь открой там, в лесу охотник злой

Зайка, зайка, забегай лапу мне давай.



(С каждым куплетом музыка убыстряется)



Действия и движения:



Тук, тук - имитируем стук в дверь правой рукой.

Дверь открой - имитируем стук в дверь левой рукой.

Там в лесу - показываем жестом большим пальцем правой руки за спину.

Охотник злой - показываем жестом большим пальцем левой руки за спину.

Зайка, зайка - имитируем жест ладошкой правой руки - зовем к себе.

Забегай - имитируем жест ладошкой левой руки - зовем к себе.

Лапу мне давай - показываем открытую правую ладошку на неё ложем левую ладошку и показываем жест «Дружба».

У Оленя дом большой - имитируем крышу над головой.

Он глядит в свое окошко - имитируем руками контур окошка.

Зайка по лесу бежит в дверь к нему стучит - имитируем бег на месте



Творческих успехов!









 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал