7


  • Учителю
  • Разработка Экскурсия по школьному музею

Разработка Экскурсия по школьному музею

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала





МБОУ Гимназия № 12 город Липецк













Выставочные залы Гимназии № 12

(Разработка экскурсии)













Выполнили: Кузнецова Ирина, Аксенов Сергей- 7 А класс





Руководитель: Водопьянова Т.М., заведующая музея гимназии









































2016

















Цели экскурсии:

Формирование краеведческого кругозора

Способствование сохранению традиций музейно - экскурсионной работы в Гимназии

Задачи:

Совершенствовать методику проведения экскурсий

Время- 40 минут

Возраст участников- 6-7 класс

Маршрутный лист

  1. Вводная часть- вестибюль гимназии

  2. История архитектуры Липецкой области- 3 этаж

  3. Малая Третьяковская галерея- рекреации 2,3 этаж

  4. Экспозиция работ фотохудожника А.Козина -1 этаж

  5. Завершение экскурсии - выход из гимназии





1.Введение

С утверждением, что красота спасёт мир, все уже давно согласились. Люди стремились понять силу искусства веками, и каждая эпоха создавала свои каноны, открывала новые имена художников, скульпторов, музыкантов… Время летит быстро, ритм жизни постоянно ускоряется. И что удивительного в нашем желании на миг остановиться и отвлечься от повседневных забот, прикоснуться к красоте. Выставочный зал гимназии №12.Что значит любить свой край? Наверное, нужно делать что-то конкретное, для того чтобы он становился ещё краше. Мы живём в Липецке. Наш город был признан самым благоустроенным в России. А наша гимназия №12 оказалась первой в списке школ, отмеченных премией Президента. Возможно, любить - это ещё и гордиться? Мы, липчане, гордимся своей историей, старейшим в России Курортом, липецкой «Магниткой». В трёх - томной «Липецкой Энциклопедии» столько славных имён, что хватило бы на несколько других областей.

Изучение историко-культурного наследия входит в учебный курс и в программы школьных кружков. Один из них - «Гимназическое экскурсионное бюро». Бюро обслуживает несколько выставочных залов: «Мой край задумчивый и нежный» (экскурсии для самых маленьких по фотовыставке А. Козина), «Комнату Боевой славы», «Зал по истории архитектуры Липецкого края», «Передвижную картинную галерею», литературный музей С.П. Панюшкина.









2.Зал истории архитектуры Липецкой области

Ученики нашей гимназии побывали с экскурсиями в самых разных местах нашей области. Но иногда может быть полезной и заочная экскурсия, которую проводят в стенах гимназии экскурсоводы гимназического музея. Создан был Зал истории архитектуры Липецкой области стараниями краеведа А.Ю. Клокова и учителя литературы О.В.Охват.

Как известно, Липецкая область была образована 6 января 1954 г. из окраинных районов Рязанской, Воронежской, Курской и Орловской областей. Исконно русские земли, обжитые многие столетия назад. На территории Липецкой области сохранилось богатое историко-культурное наследие. Значительная часть его представлена в основном памятниками архитектуры, которые находятся в городах области. Они передают неповторимую атмосферу русской провинции. Интерес вызывают и бывшие «дворянские гнёзда» Стаховичей, Муромцевых, Нечаевых, Хвостовых, Кожиных и др. Подлинными архитектурными шедеврами Липецкого края являются многие духовные святыни - городские и сельские храмы, а также несколько монастырских ансамблей, среди которых широко известные Задонский Богородицкий, Троекуровский, Елецкий, Знаменский, Лебедянский Троицкий монастыри.

Экспозицию открывает изображение Гагаринской стоянки, археологического памятника, которому 22 тысячи лет. Стоянка располагается на левом берегу реки Дон, на северной окраине села Гагарино. Впервые в России здесь найдены остатки жилища первобытного человека: 14 статуэток из бивня мамонта, изображающих женское божество, 11 тысяч орудий труда и изделий из камня, 500 орудий труда и украшений из кости, а также кости со следами обработки. Находки костей промысловых животных, говорят о том, что здесь было поселение древних охотников.

С началом ордынского нашествия в XIII в. они стали Диким полем - города были разрушены, а спасшееся население ушло в северные и западные районы Руси. С целью защиты южных рубежей Московской Руси, помимо строительства городов-крепостей, в 16 веке реорганизуется сторожевая служба. В начале XVII века начинается сооружение Белгородской засечной черты. Эти укрепления, созданные служилыми людьми и крестьянами, являлись мощной преградой на пути захватчиков, стремившихся проникнуть вглубь страны. Сооружение Белгородской укрепленной линии благоприятствовало заселению края.

Долгое время Елец был пограничным городом, охранявшим юго-восточные рубежи Российского государства. Неоднократно он подвергался нападению и разорению. Сначала город осаждали половецкие орды, историкам известен целый ряд половецких набегов на протяжении второй половины XII - первой половины XIII веков. С 1237 года начинается период татаро-монгольского ига. В этом году полчища татаро- монгол под предводительством хана Батыя огнем и мечом прошлись по русской земле. Выходя в степь ранней весной 1238 года, орда смела на своем пути Елец. На нашей выставке представлены Дом воеводы, Введенская церковь, Вознесенский собор г. Ельца - младший брат храма Христа Спасителя. Оба возведены по проекту великого храмостроителя в России Константина Андреевича Тона.

Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь (г. Задонск) основан в начале ХVII века старцами Кириллом и Герасимом, выходцами из Московского Сретенского монастыря. В XVIII в. монастырь прославился пребыванием здесь (с 1769 по 1783 г.) святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца, причисление к лику святых и открытие святых мощей которого состоялось в 1861 г. В конце XIX - начале XX в. монастырь входил в десятку крупнейших монастырей России. Существующий монастырский комплекс складывался в течение XVIII - нач. ХХ в. в центральной, возвышенной части г. Задонска, основная часть этих построек сохранилась до наших дней. Главный храм монастыря - Владимирский собор - построен в 1845-1853 гг. по проекту К. А. Тона, является архитектурной доминантой не только монастыря, но и города Задонска.

Свя́то-Успе́нский Ли́пецкий мужско́й епархиа́льный монасты́рь расположен в историческом центре Липецка и относится к архитектурным памятникам города. Древне-Успенская церковь необычна по архитектуре.). Стоит храм над святым источником, где, по преданию, явилась чудотворная икона Божией Матери «Живоносный источник». Люди шли к святому источнику возле Древне-Успенской церкви, чтобы избавиться от телесных и духовных недугов, обрести душевный покой.

Евдокиевский храм. В конце XVIII века зверствовавшая во многих районах России чума унесла миллионы человеческих жизней. По указу Екатерины II кладбища умерших следовало устраивать за пределами города. Не обошло стороной несчастье и наш край. В начале XIX века появилось Евдокиевское кладбище. Свое название оно получило в честь жены местного коллежского советника Николая Лобкова Евдокии, умершей в 1816 году.

Усадебный комплекс с. Полибино создавался в конце XVIII-XIX вв. В это время усадьба принадлежала трём поколениям дворянского рода Нечаевых. В усадьбе «Полибино» бывали выдающиеся представители русской культуры - Л. Н. Толстой, К. Бальмонт, В. М. Васнецов, В. Д. Поленов, А. Померанцев, В. Г. Шухов и др. В усадебном доме располагался первый музей Куликовской битвы. Комплекс расположен на высоком берегу р. Дона вдоль склона глубокого оврага. На сегодняшний день сохранившиеся главный дом с двумя флигелями, водонапорная башня конструкции инженера В. Г. Шухова и парк с прудами, хозяйственные постройки и является первым сооружением созданным гениальным инженером.

На выставке можно познакомиться с городскими постройками XVIII - XX века. У Дома Губина в Липецке, как у каждого старинного особняка, есть своя замечательная история. Торжественный облик этого здания знаком каждому липчанину. Бывший дворянский особняк на улице Ленина, названный по имени его последнего владельца Домом Губина, принадлежит к числу старейших зданий нашего областного центра и является памятником архитектуры Федерального значения.





















3.Малая Третьяковская галерея

Знакомиться с творчеством земляков - художников можно, только увидев их работы. А ещё лучше - познакомиться с авторами лично, послушать их, задать вопрос. Именно поэтому, в августе 2001 года директор гимназии №12 Уласевич Ольга Николаевна предложила открыть новый зал школьного музея - передвижную картинную галерею. Замысел состоял в том, чтобы экспозиции сменяли друг друга, знакомили учащихся и педагогов с сегодняшними и вчерашними гимназистами, студентами ХГФ, с творчеством липецких художников.

За 14 лет вниманию зрителей были представлены 60 экспозиций, за это время школьники и педагоги увидела около 900 работ в различных стилях и жанрах, видах изобразительной техники: живопись, графика, акварель, батик, квилтинг, гобелен. Школьный музей представил свой выставочный зал фотохудожникам, коллекционерам, компьютерным дизайнерам. Но самое главное - в школьной картинной галерее ведутся экскурсии, проходят встречи с художниками, пресс - конференци. Старшеклассники-экскурсоводы проводят младших ребят по выставке, причём обязательно идёт живое общение, диалог об увиденном. И часто во время экскурсии ребята подмечают детали, придумывают свои названия картинам, пишут стихи, рисуют свои впечатления о выставке.

Дипломные работы ХГФ ЛГПУ разных лет - это была самая первая выставка. В этой экспозиции было несколько замечательных портретов. Один из них полюбили многие - на нём была изображена хрупкая девушка с огромными и очень печальными глазами. Голубые, сиреневые кружева зимнего окна, холодок одиночества в тесном пространстве комнаты. Но какое - то неуловимое обаяние притягивало взгляд к этому портрету, хотелось что-то в нём разгадать. А рядом серия графических портретов детей - смешных, взъерошенных, разных. Крестьянская женщина в старинном костюме нашего края.

Одним из первых свои работы выставил у нас В.Л. Злобин. На нашу выставку в 2001 году он представил 16 работ. Это были лёгкие, загадочные, акварельные работы, которые большинство из нас сначала приняли за какие - то ли полосы, то ли зигзаги, цветовые пятна. А потом, он пришёл сам на музейный урок, и мы смогли сами спросить - как смотреть его работы? Потом посмотрели видеофильм, снятый на другой выставке художника. В фильме была очень красивая музыка, и камера медленно плыла среди фиолетовых закатов, синих ветров, зелёных теней. Было все непонятно и загадочно. И может быть, от того хотелось вернуться на выставку и ещё постоять там. На встрече с гимназистами Владимир Злобин рассказал, что одну из своих серий он задумал так - каждый день он писал вид из своего окна, сверху вниз. Но менялось время года, суток, погода, настроение. Почти 90 этюдов составили целый цикл непохожих друг на друга зарисовок.









Всех поразил художник - любитель Н.Ширяев.

Школьная выставка вызвала бурную реакцию и споры. Н. Ширяев - непрофессиональный художник, по образованию он - биолог. Живопись - это одно из увлечений этого интересного человека. Он также был приглашён на музейный урок и разговаривал не только о себе, о своих картинах, но об отношениях к жизни вообще, современности и тому подобное. Он оказался очень интересным собеседником, ответил на множество вопросов, в том числе и о том, почему на многих его картинах есть символы: загадочные буквы, как бы отдельно живущие глаза. Есть море, берег, тишина, красивые женщины, тайга. Живопись его несколько тяжеловатая и разноплановая, запомнилась своим ярким сочетанием красок. Через год состоялась вторая выставка Н. Ширяева в гимназии. Для неё он специально написал несколько новых полотен.

Необычно началась выставка А. Андреева, известного актера и мастера художественной фотографии, проживающего в Мюнхене. Он предложил устроить выставку своих фоторепортажей. Потом приехал к нам, помог всё разместить, а затем устроил пресс - конференцию. Дело в том, что Андреев личность уникальная: бывший мим, лауреат конкурсов артистов пантомимы, он стал знаменит за рубежом. Стал путешественником, писателем. Книга о путешествии по Волге, написанная совместно с писательницей из Германии, вышла с предисловием Людмилы Путиной. Статьи об «Александре» (псевдоним) были опубликованы в журнале «Вокруг света», в местных и центральных газетах. С фотографиями А. Андреева вошёл в нашу школу огромный мир планеты. Там были пингвины и айсберги, африканские дети, симуты и индейцы, водопады и горы. Лев, который стучал лапами по стеклу автомобиля. Удивительный древний город, затерянный среди скал и гигантский сверкающий теплоход. На одной из фотографий - кратер вулкана, а на верху - человек с камерой. Это сам Андреев. Разговор с ним сильно затянулся. С каждым снимком связана какая-то история, подробности, детали. А ещё мы увидели ту самую фотокамеру и тоже попали на плёнку, на память. В школьный музей А. Андреев передал кассету своих песен на немецком языке, книги, журналы.

К 300 годовщине основания Липецка для участия в работе школьной галереи был приглашён известный липецкий художник А. П. Леликов. Он предоставил две коллекции. Одна - живопись, другая - акварель. В центре первой экспозиции был помещён портрет художника, написанный его другом - высокий худощавый человек в очках, внешне похожий на Чехова. Когда он появился на музейной пресс - конференции, многие удивились сходством с писателем. Картины Леликова показали нам такой Липецк, который дорог ему самому - зелёный, уютный, очень красивый. Акварели появились в школе в разгар сентябрьских дождей. От красочных натюрмортов, цветов и пейзажей, как будто опять вернулось лето, стало тепло и солнечно. Александр Павлович уже несколько лет является другом школьной галереи. В 2006 году он показал свои новые живописные работы, ещё более лиричные, чем предыдущие. А.П. Леликов руководит ИЗО студией областного ДК и предоставил также выставку из работ своих учеников. Общей чертой очень разных по тематике и технике работ был чистый цвет, мажорность, которую, наверное, излучает учитель.

Известный липецкий художник Н.А. Старик ещё очень молод. Он родился 23 июля 1967 года. Закончил художественно - графический факультет ЛГПУ в 1993 году. Никита Анатольевич Старик является участником более 100 художественных выставок различного ранга. Он успел стать членом Союза Художников Российской Федерации, является членом Международной Ассоциации изобразительных искусств АМАП ЮНЕСКО. Современный стиль работ Старика, немного загадочный и метафоричный заинтересовал многих. Особое место занимают выставки члена союза художников Р.Ф., заслуженного учителя Российской Федерации - Вячеслава Михайловича Канищева. Работы учеников Канищева, детей с дефектом зрения, поразили высоким уровнем техники рисунка, яркостью красок, интересными сюжетами и деталями, на которые мы часто просто не обращаем внимания. Ребята под руководством своего учителя изобразили наш город очень красивым - в огнях праздничных салютов, в зелени и цветах. Известный всем памятник Петру Первому, старинные храмы, новостройки мы увидели как - бы заново. Собственные работы В. Канищева запомнились особой лёгкостью акварельных пейзажей, негромкой изысканностью колорита. Проходя вдоль картин В. Канищева, погружаешься в мир иллюзии, воображая свой собственный мир в этих многозначных картинах (радость и горе, жизнь, и смерть, солнце и тьма, день и ночь).Они запоминаются особой лёгкостью акварельных пейзажей, негромкой изысканностью колорита. Работы учеников Канищева, детей с дефектом зрения, поразили высоким уровнем техники рисунка, яркостью красок, интересными сюжетами и деталями, на которые мы часто просто не обращаем внимания. Ребята под руководством своего учителя изобразили наш город очень красивым - в огнях праздничных салютов, в зелени и цветах. Известный всем памятник Петру Первому, старинные храмы, новостройки мы увидели как - бы заново. Собственные работы В. Канищева запомнились особой лёгкостью акварельных пейзажей, негромкой изысканностью колорита.

Ирина Виленовна Дворянчикова, член союза художников Р.Ф. осенью 2005 года предоставила на гимназическую выставку серию живописных работ. В большинстве своём это были натюрморты с цветами - сирень, астры, тюльпаны. Женская рука чувствовалась во всём: уютные постановки, красиво падающие складки драпировки, мягкие тона приглушённого тёплого колорита, объединяющие разные полотна.

Микитюк Виктор Романович четко следует лучшим традициям русской реалистической живописной школы, получив академическое образование - отличный профессиональный фундамент, он вместе с тем является благодарным продолжателем творчества народного художника России В.С. Сорокина. Художник любит и тонко чувствует природу, её красоту, сочетающую одновременно простоту и величие. Именно она является источником творческого вдохновения, жизненной потребностью для художника. В его пейзажах живопись соткана из многоцветных бликов, благодаря которым происходит полное превращение живописной материи в духовную субстанцию. Интересен для. Микитюка жанр натюрморта, в основу которого также положен критерий живописности в самых разных её аспектах. Художник следует своим умозрительным принципам объединения предмета и среды, завораживает вязью цветовых эффектов, общим ритмом композиции и чувством меры. Во все работы художник привносит собственное мироощущение, своеобразно организовывая художественное пространство на плоскости холста, заставляет жить свой замысел одновременно и в прошлом и в настоящем.

В выставочном зале Гимназии событием стала очередная художественная выставка: Диана Салем Ауде выпускница нашей Гимназии. Много лет она преподавала в ДШИ № 1 им.В.Сорокина. Сейчас она руководитель художественной студии РОСТ, в которой занимается с детьми и взрослыми изобразительной деятельностью:

пишут маслом, акварелью, гуашью. Рисуют углем, карандашами, пастелью, фломастерами на бумаге, ткани, стенах, Лепят из пластилина, глины, пластики, гипса, клеят объемные композиции, коллажи, валяют, режут гравюры.

«Мое главное дело - живопись, в ней я уверена, свободна, это самое полное ощущение жизни. Масло предпочитаю всему, потому что чувствую его на 100%. пишу людей и животных, места, где бываю, и вещи, если цепляют. плюс на основе натуры я создаю абстрактные композиции, потому что больше всего меня интересует пятно и цвет сами по себе, натура - лишь опора, отправная точка для рождения собственного. Люблю Жизнь, чувствую ее красоту и мудрость каждый миг. Хочу и дальше писать мир», рассказывает о себе Диана Салем.

Яркие, музыкальные полотна В. Канищева неожиданно сменились тихими и загадочными работами Дмитрия Алексеевича Дикарева. «Глядя на картины этого художника, чувствуешь умиротворение и созерцаешь их неторопливо, благодушно настроившись на философский лад. Такое ощущение, что очутился в волшебном царстве вечных туманов, поглотивших четкие очертания леса, реки и полей. Там нет солнца, а значит, и ярких цветов. Все размыто и разбелено, везде покой и тишина, и, кажется, что даже время приостановило свой бег. Лишь дождик беззвучно моросит воздушной пудрой, заполняя приятной прохладой пространство холстов». Так написал Валентин Баюканский в своей книге "Прогулки в закоулки" о липецком живописце, члене Союза художников РФ Дикареве. Рассматривая экспозицию пейзажей одного из старейших липецких живописцев - Дмитрия Алексеевича Дикарева, видим, что Дикаревская цветовая гамма действительно каким-то образом завораживает людей. Остановившись на мгновение перед полотнами, многие зрители подолгу задерживаются, а затем еще несколько раз возвращаются к работам художника. И это при том, что в них нет конкретных деталей, лишь размытые цветовые пятна различной величины. «Усталая тишина», «Тихий край», «Сказочный день»- такие поэтические названия дал им автор. У Дикарева многие картины заполнены странными цветными туманами и парами проникающими в наше сознание. Может, так мы вместе с художником вспоминаем свое будущее или осознаем прошлое, которого еще не было? Если бы картины Дикарева увидели японцы, то наверняка определили, какие туманы изобразил художник, для Дмитрия Алексеевича туманы имеют особое- поэтическо-философское значение туман словно приглушил громкие звуки и яркий свет. В работах Дикарева исчезли красно-кумачевые цвета и сюжеты картин стали иными - появилось философско-мистическое восприятие мира. Возникли фирменные дикаревские мерцания и туманности, без которых теперь представить его живопись невозможно. Свои работы художник создает белесой гуашью и неяркой темперой. Даже масляная краска у Дикарева совсем не блестит, будто покрыта какой-то матовой калькой.

Дмитрий Алексеевич - коренной липчанин и пейзажи пишет исключительно местные. Однако все они получаются нездешними, какими-то потусторонними.





4. Экспозиция работ фотохудожника А.Козина





Многие липчане лично знакомы с Александром Козиным. Этот фотохудожник успевает бывать везде, где происходит что - либо интересное. Его снимки появляются в городских газетах. Персональные выставки А. Козина привлекают внимание горожан, его работы можно встретить и в домах у наших земляков. В нашей гимназии А. Козин частый гость, его выставка «Мой край задумчивый и нежный» была подарена автором. В сентябре 2004 года состоялась ещё одна персональная выставка фотохудожника в нашей школе. По мнению наших экскурсоводов и других ребят, произведения А. Козина очень похожи на стихи, мы их даже подбирали из сборников И.С. Бунина, А.С. Пушкина, С.А. Есенина, местных поэтов. Художественная фотография даёт возможность передать такие тонкие детали пейзажа, как рассеивающийся туман над сельским прудом, распускающийся яблоневый сад. Можно надолго остановиться и смотреть на снимки: Галичья гора ранним утром, осенняя паутинка в лесу, а солнечный морозный денёк - это уж точно: «Мороз и солнце, день чудесный!»

5.Завершение экскурсии

Музей в гимназии существует с 1985 года. Его с удовольствием посещают ученики школы и ее гости. Проходят музейные уроки, встречи экскурсии. Во время подготовки к юбилею Победы прошла реконструкция Комнаты Боевой славы- созданы новые стенды и экспозиции.

За долгие годы работы музея в нем сменилось несколько поколений сотрудников: экскурсоводов, исследователей, фотографов, оформителей. Среди известных молодых художников Липецка стали известными имена Евгения Артемова, Марии Бурмыкиной, Дианы Салем. Для многих гимназистов работа в музее стала профессией взрослой жизни. Десятки бывших кружковцев стали художниками, журналистами, искусствоведами, военными.

Литература

Березин А. Данков. Художественная галерея. Ленинград, «Художник РСФСР», 1980 г.

Колтаков В. М. Липецк. Страницы истории. - Липецк: Липецкое изд-во, 1991.

Липецкая энциклопедия: в 3-х томах / Сост. В. В. Шахов, Б. М.

Шальнев. - Липецк: Липецкое изд-во; Рязань: Гэлион, 2000

Шахов В. В. Липецкий Энциклопедический Словарь. Липецк, 1994 г.

Яблонский А. Судьба художника. Липецк, 1995г.

















Приложение

1.История архитектуры Липецкой области





Разработка Экскурсия по школьному музеюГагаринская стоянка,







Разработка Экскурсия по школьному музеюЛипецк,, Древне -Успенская церковь

Разработка Экскурсия по школьному музеюЕлец. Вознесенский собор





Разработка Экскурсия по школьному музеюЛипецк. Дом Губина







2.Малая Третьяковка



Разработка Экскурсия по школьному музею



В.Злобин. «Февраль»

Разработка Экскурсия по школьному музеюХудожник - любитель Н.Ширяев.



. Разработка Экскурсия по школьному музею Никита Анатольевич Старик



Разработка Экскурсия по школьному музеюРабота А. Козина

Разработка Экскурсия по школьному музею











А.Леликов «Липецк. Июнь»





Разработка Экскурсия по школьному музеюВ. Канищев «Саксофон»



Разработка Экскурсия по школьному музею

Работы учеников Канищева,

с дефектом зрения





Разработка Экскурсия по школьному музею



Ирина Дворянчикова, член союза художников Р.Ф.,



Разработка Экскурсия по школьному музеюВиктор Микитюк





Разработка Экскурсия по школьному музею











Работа студентки ХГФ ЛГПУ Ю.Ржавичевой







Разработка Экскурсия по школьному музею









Н.В.Чупрына на открытии выставки победителей конкурса им.В.Сорокина







Разработка Экскурсия по школьному музею







Экскурсоводы 2002 года







Разработка Экскурсия по школьному музеюРазработка Экскурсия по школьному музеюУ работ Д .Дикарева

Разработка Экскурсия по школьному музеюСтудия Дианы Салем



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал