7


  • Учителю
  • Работа с текстом на уроках ОРКЭСЭ

Работа с текстом на уроках ОРКЭСЭ

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Кохно Н.Н.

В наши дни даже неспециалисту понятно, что именно язык в его непосредственном существовании выступает не просто ёмким, а универсальным «хранилищем» культуры. Манипуляции с русским языком и русской речью, отношение отрицания многовековой национальной культуры, прежде всего её духовно-нравственной составляющей, являются основными причинами деструктивной трансформации мировоззренческих позиций, ценностных ориентаций нескольких поколений россиян, т. е. очевидное проявление кризиса духовно-нравственного потенциала русского народа.

Одно из средств для выхода из сложившейся ситуации - работа с текстом на уроках ОРКЭСЭ. Ведь в слове сокрыта великая энергия человеческого духа, поэтому русский язык всевечен и велик. Бесспорно, назначение национального языка, а в нашем случае государственного языка, его главная роль - быть духовным аккумулятором культуры, её этнической самобытности. Это свойство языка может быть самодостаточным для того, чтобы русская земля, русский народ были сильными в своём достоинстве и хранили целомудренно и свято российский дух.

Учёный и поэт Н.А. Асташов уделял специальное внимание проблеме русскому языку в начальных классах, его личностно развивающему потенциалу. Он считал, что именно родной язык на начальной ступени обучения может и должен стать источником и средством

формирования у будущего гражданина России этнокультурных ориентаций. Это возможно, если русский язык и русская речь как системы манифестируют духовный уклад народа и обусловливают духовную специфику русского человека; родной язык и родная речь выступают как средство привития гражданско-патриотических устремлений: язык и речь представлены как материал, «обслуживающий» практическую жизнедеятельность человека в обстановке его взаимодействия с другими людьми. Вполне оправданным при этом может быть введение таких лексико-семантических групп, как «христианско-православная вера», «душа и её проявления», «Россия - моё отечество», «Я и другие» и т.п.

Опираясь на изученный мною опыт других педагогов, в своей работе с текстом на уроках ОРКЭСЭ использую следующие приёмы:

а) включать эмоционально-волевую сферу личности через стимулирование модальной оценки учащимися содержания (значения) языкового знака, выступающего предметом усвоения;

б) поощрять речевую деятельность детей на основе личностной интерпретации слова или произведения;

в) стимулировать условно-игровые формы поведения, выражающие аффективные реакции на усваиваемый материал.

Размышляя над проблемой приобщения подрастающего поколения к истинно народному, глубокому и выразительному русскому языку, мы ощущаем в обществе кризис слова, кризис языка, который, по мнению Н.А. Асташова, ведёт к кризису самосознания и самовыражения.

Выходом из этого порочного круга может быть продуманная языковая политика как на идеологическом, так и на культурно-образовательном уровне. Образовательная сфера -благодатная возможность коррекции бездумно-волюнтаристского обращения с родным языком.

Осуществлять эту неимоверно трудную и в то же время благороднейшую задачу можно и должно разными путями, среди которых первое место, бесспорно, принадлежит риторическому образованию. Человеку, начиная едва ли не с дошкольного периода развития и далее - без ограничения возраста, предстоит освоить несколько учебных курсов риторики, чтобы

убедиться в том, что СЛОВО - ЭТО ДУША, РАЗУМ, ДЕЛО. При этом нельзя экономить ни силы, ни средства, ибо воспитание благоговейного и вместе с тем хозяйского отношения к речи обязательно будет оплачено сторицей в виде улучшения духовного здоровья народа в целом и каждого соотечественника в отдельности. Речь человека представляет собой живое воплощение духовных недр личности.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал