- Учителю
- Доклад: Философские представления о социальных качествах человека
Доклад: Философские представления о социальных качествах человека
Содержание.
-
Человек и его сущность.
-
Человек, индивид, личность.
-
Потребности, способности и интерес.
1. В ряду проблем, рассматриваемых в учениях о бытии (онтология), познании (гносеология), проблема человека, и в частности, его происхождение, сущность, место, занимаемое им в природе, и его роль в общественной жизни является одной из фундаментальных философских тем.
С момента возникновения философии и до настоящего времени человек находился в центре ее внимания, а к сегодняшнему дню возникли и другие научные дисциплины (психология, физиология, медицина, педагогика), ставящие основной целью изучение различных сторон деятельности человека.
Первые идеи о человеке начинают высказываться задолго, до того, как появилась философия. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас мифы и первобытные религиозные представления.
Мыслители античности - в Древней Индии, Китае, Греции рассматривали человека недифференцированно, как часть космоса, выступавшую как некий единый вневременной "строй", "порядок" природы и включающий в себя все основные первоначала мира - воду, воздух, огонь, землю, эфир.
Традиционно считается, что первым создателем учения о человеке, речь идет о древнегреческой философии, что ни в коем случае не умаляет вклада древнеиндейских и древнекитайских мудрецов в эту проблему, является Сократ (ок. 470-399 до н. э.). Сократ обращает основное внимание на внутреннюю жизнь человека, сосредоточившись на человеке познающем.
На более высоком уровне природа человека рассматривается в трудах таких античных мыслителей, как Платон (427-347 до н. э.) и Аристотель (384-322 до н. э.). Высказанные ими идеи о сущности человека легли, с учетом, разумеется, времени, в основу последующих представлений о человеке.
Учение Платона о человеке базируется на двух постулатах. Первый исходит из его общефилософской концепции, в соответствии с которой человек должен не создавать, а только воплощать уже имеющиеся в мире идеи. Человек свободен только в выборе уже наличных идей.
Во-вторых, согласно Платону, сущностью человека является только душа, а его тело выступает лишь как более низкая и враждебная душе материя. В действительности, человек как бы разделяется на две неравноправные части, из которых высшей выступает идея, а низшей тело.
В противоположность Платону, Аристотель рассматривает человека как единство его души и тела, тесно взаимосвязанных друг с другом. И хотя тело должно находится в подчинении у души, как наиболее возвышенной части, тем не менее они не могут существовать изолированно
В соответствии с современными достижениями науки имеются веские основания утверждать, что человек является продуктом эволюционного развития, в котором наряду с биологическими факторами важная роль принадлежит социальным
Homo sapiens (человек разумный) на определенном этапе эволюционного развития выделился из животного мира.
2. Индивидом обычно называют единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа. Понятие «человек» как правило, употребляют, желая показать принадлежность какого-либо лица к человеческому роду (Homo sapiens), а также тот факт, что данное лицо обладает всеобщими, свойственными всем людям чертами и качествами.
От этих двух понятий необходимо отличать понятие
«личность». Слово «личность» (лат. persona) первоначально
обозначало маску, которую надевал актер в античном театре. Затем
его стали применять к самому актеру и его роли («персонаж»). У
древних римлян слово persona употреблялось не иначе, как с
указанием социальной функции, роли, амплуа человека (личность
судьи, личность отца, личность консула и т. п.). Превратившись в
научный термин, слово «личность» существенно изменило свой смысл и
выражает теперь нечто противоположное тому содержанию, которое в
него вкладывали в древности.
Личностью называется человеческий индивид, являющийся субъектом
сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально
значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в
общественной жизни. Когда говорят о личности, прежде всего,
подразумевают его социальную индивидуальность, неповторимость.
Последняя, формируется в процессе воспитания и деятельности
человека, под влиянием конкретного общества и его культуры. Не
всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью
становятся в процессе социализации.
Социализацией называется осуществляющийся на протяжении всей
жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур,
в результате которого люди накапливают социальный опыт
жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями.
3. Потребность.
Потребность можно определить как объективно необходимое условие существования или развития ее носителя. Потребность - это объективное условие нормального существования человека. В процессе развития производства происходит удовлетворение базисных, простейших потребностей, что дает толчок появлению новых, более сложных потребностей.
Более детальную проработку эта идея получила в психологической концепции мотивации, разработанной американцем (сыном еврейских иммигрантов из России) Абрахамом Маслоу (1908-1970). Он утверждал, что врожденные потребности человека выстраиваются в следующую иерархию:
физиологические потребности (голод, жажда и т.п.);
потребности безопасности и защиты (долговременное выживание и стабильность);
потребности принадлежности и любви (присоединение и принятие);
потребности самоуважения (значение, компетентность);
потребности самоактуализации, или потребности личного самоусовершенствования (реализация потенциала).
Все эти потребности выстроены в иерархию.
Это означает, что чем ниже потребность расположена, тем она более значима. Потребности, расположенные в основе иерархии, должны быть удовлетворены в той или иной мере до того, как человек сможет осознать более высокие потребности.
Способности и интерес человека.
Термин "способности" неоднозначен. Немов Р.С.
представил их в компактной классификации:
1. Способности - свойства души человека, понимаемые как
совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это
наиболее широкое и самое старое из имеющихся определений
способностей. В настоящее время им практически уже не пользуются в
психологии.
2. Способности представляют собой высокий уровень развития общих и
специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное
выполнение человеком различных видов деятельности. Данное
определение появилось и было принято в психологии XVIII-XIX вв.,
отчасти является употребимым и в настоящее время.
3. Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и
навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение,
закрепление и эффективное использование на практике. Это деление
принято сейчас и наиболее распространено.